Презентация рассказывает о том, как развивалась голландская живопись в 17 веке после того, как была образована самостоятельная Республика из семи соединенных вместе провинций.
Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Ранняя картина Вермера «У сводни» (1656) необычайно (для «малых голландцев») велика по размерам, монументальна по форме, звучна по цвету больших локальных пятен: красной одежды кавалера, желтого платья и белого платка девушки. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Первый развивал Адриан ван Остаде и его школа.
Кстати, выставка шедевров Лейденской коллекции после ГМИИ им. Искусство Голландии 17 века стало своеобразным феноменом в художественной ситуации Европы 17 века.
Голландское искусство теряет связи с демократической традицией, утрачивает реалистическую основу, теряет национальную самобытность и вступает в полосу длительного упадка. В XVII в. в маленькой Голландии работало свыше двух тысяч художников. С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях (как видно на этой картине). Художник почти всегда использовал в своих работах одни и те же мотивы, но, меняя расстановку, он создавал оригинальные композиции, представляющие новый взгляд на привычные предметы. Этой повседневной жизни, другому важнейшему открытию голландского искусства, посвящена половина выставки и тут нет состязания учителей и учеников, а есть восторг перед сиюминутным и ускользающим, тем более ценным после нескончаемых жестоких войн Голландии с Испанией и религиозных конфликтов. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене, в семье владельца мельницы.
Ряд «анатомических уроков» создали— Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Ян ван Нек. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека.
сразу в двух разновидностях — крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Голландские пейзажисты открыли красоту окружающего мира, красоту обыкновенной природы. Прекрасная голова Христа, вдохновенного и страдающего, мужественного и полного спокойствия духа, является «кульминационной и самой выразительной нотой поэмы иными словами ее верховной строфой» (Фромантен). Его восприятие мира стало глубже, спокойнее. Иначе говоря, это собрание больших и малых голландцев, по масштабу и уровню работ вполне сопоставимое, например, с собранием голландской живописи в Эрмитаже, которое, к слову из лучших в мире.
Его искусство оказало большое влияние на ученика Хальса Адриана ван Остаде (1610 – 1685). В итоге они даже не стали давать собранию своего имени (вопреки практике совершенного большинства собирателей), но зато сделали его доступным для музеев: за считанные годы 170 работ из Лейденской коллекции побывали в разных музеях по всему миру, в прошлом году 32 из них показывались в Лувре одновременно с выставкой Вермеера (картина из их коллекции также участвовала в последней). Кроме того, например, в Лейденской коллекции находятся единственная картина Вермеера, что осталась в частном владении ("Девушка за вёрджинелом") и единственное полотно Карела Фабрициуса в частных руках "Явление ангела Агари". ЖИВОПИСЬ НИДЕРЛАНДОВ 17 ВЕК Церковь перестаёт быть заказчиком для художников.
Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. Изменяется и колористический строй его живописи. Его искусство проложило во многом дорогу импрессионистам.
На его дальнейшее творчество оказала манера письмаРембрандта. Ранние произведения Рубенса (до 1611 -- 1613 годов) хранят отпечаток влияния венецианцев и Караваджо. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Отрицаются художественные ценности католицизма (церковные росписи, религиозные сюжеты). Эти особенности лучистой палитры Рубенса характеризуют шедевр Эрмитажа -- картину «Персей и Андромеда», прославляющую рыцарскую доблесть героя, победившего морское чудовище, в жертву которому предназначалась Андромеда.
Рубенс был большим мастером картин на мифологические и аллегорические темы. Жанр крестьянских сцен получил в развитие в харлемской школе, в круг Франса Хальса. В то же время в его безжалостном, твердом и умном взгляде неожиданно улавливается оттенок разочарования, словно в этом человеке, богатом, уважаемом в обществе, достигшем всего, к чему он стремился, таится сожаление о прошлом – о своей молодости и молодости своего поколения, чьи идеалы забыты, а жизненные стимулы угасли. Вот таким образом третий момент – интерактивность. Однако получал он за свою работу сущие гроши.
Он ценил в нем не идеальную красоту, но полнокровную, с избытком жизненную силу. Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело. А. С.
В качестве самостоятельной разновидности утверждается морской пейзаж или марина (Я. Кроме крепкой финансовой основы их капиталом была страстная любовь к Рембрандту. Сама живописная манера получила особое значение.
В бюргерской среде самодовольное безразличие и патрицианская спесь сменили прежний напор и оптимизм. Пейзажи с изображением животных писали Пауль Поттер и Альберт Кейп. Яркой выразительностью и непосредственностью отличаются представители народной среды. Ян Вермеер «У сводни» Автопортрет является частью картины живописца «У сводни». Свое главное решение она получила в жанровой картине.
Своих героев он часто находил среди голландской бедноты. Почти каждый мастер за неделю исполнял от двух до пяти композиций. Портреты Хальса рождают ощущение взаимной связи людей, которые ценят и знают его силу. Кроме того игра будит любопытство.
А. С. Сенсационность Лейденской коллекции придает и та скорость, с которой она сложилась («В первые пять лет мы в среднем покупали по одной работе в неделю», — говорит Томас Каплан) и качество произведений, многие из которых единственные в своем роде из находящихся в частных руках и ее продуманная цельность.
Голландские художники выбирали для своих натюрмортов самые разнообразные предметы, умели их прекрасно скомпоновать, выявить особенности каждого предмета и его внутреннюю жизнь, неразрывно связанную с жизнью человека. Они писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. 1680). Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Увидеть город, где жил художник.
Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной «эскизной» живописи. Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен. При всей декоративности и мастерстве исполнения поздние натюрморты предвосхищают закат великой голландской реалистической живописи, наступившей в начале XVIII века и вызванный социальным перерождением голландской буржуазии в последней трети XVII века, распространением новых тенденций в искусстве, связанных с тяготением буржуазии к вкусам французского дворянства. В начале 17 века тенденция переменилась.
Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта. В честь родного города Рембрандта коллекция и получила название Лейденской. В результате в коллекции Томаса и Дафны Каплан оказались редчайшие работы раннего Рембрандта, его приятеля и соратника по мастерской Яна Ливенса их общего учителя Питера Ластмана (бывавшего в Италии и знавшего работы Караваджо).
Это очень своевременное напоминание о той эпохе, когда после бедствий мир кажется раем. У голландских художников был другой заказчик: бюргеры, магистрат, вот таким образом и картины в Голландии той поры не имеют таких размеров, как полотна Рубенса или Иорданса и решают преимущественно не монументально-декоративные задачи. Таковы портреты Класа Ван Форхаута, недалекого, простодушного, немного смешного и нелепого в своей претензии казаться величавым и значительным (ок. 1635, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Николаса ван дер Меера (1631, Харлем, музей) и Питера ван ден Бруке (1633, Лондон, Кенвуд-Хаус) – натур простых, откровенных и чуть грубоватых, но деятельных и ясных духом или портрет Яспера Схаде, тщеславного, высокомерного, самовлюбленного (ок. Композиции приобрели сдержанный и уравновешенный характер.
Главное достоинство Вермеера-художника – в передаче света и воздуха. Питер Клас и Виллем Хеда чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе. В1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов.
Пушкина – событие исключительное. Позднее творчество Халса часто называют черно-белым периодом: черные костюмы, белые воротники («Мужчина в черной одежде», «В. Освобождение от гнёта испанского абсолютизма (а Нидерланды до буржуазной революции находились под юрисдикцией Испании) и католической церкви, уничтожение ряда феодальных ограничений открыли пути бурному росту промышленности, что сделало Голландию одной из самых передовых и богатых стран Европы.
Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски. В начале 17 века тенденция переменилась. Композиция портрета – поколенный образ фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, – дает ощущение «масштаба», значительности личности.
Голландская живопись тех времен рассказывает и про мирные сцены: на некоторых работах крестьяне беседуют за трубкой и кружкой пива, проводят время на ярмарке или в кругу семьи.
Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Главное в его произведениях – не повествование о событии, а характерный типаж. Вместо традиционной пирушки с портретами ее участников, где каждый запечатлен со всею тщательностью индивидуальной характеристики, как это делалось ранее, художник изобразил выступление стрелков в поход. Образы мужественных людей, охваченных героическим порывом, сочетаются здесь с обобщенным образом голландского народа, воодушевленного сознанием единства и верой в свои силы. Его учителями были Сванненбурх, а затем Ластман.
На все эти события откликнулась и голландская живопись.
Он уделял огромное внимание передаче световоздушной среды. И – системная стратегия, выработанная командой экспертов. При таком подходе география коллекции не ограничилась Лейденом: тут и работы, написанные Рембрандтом после его отъезда в Амстердам, а также других амстердамских, утрехтских, антверпенских художников и даже поздняя картина Яна Вермеера «Девушка за верджинелом», единственное из 36 произведений делфтского гения, принадлежащее частному владельцу. Натюрморт голландцы называли «stilleven», что означает «тихая жизнь» и это слово несравненно точнее выражает тот смысл, который голландские художники вкладывали в изображение вещей, чем «naturemorte» – мертвая натура. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Шедевры Лейденской коллекции в ГМИИ им.
Утрехтские художники рисовали пышные цветочные натюрморты, а в Гааге мастерам особенно удавалось изображение рыб и морских гадов.
Меж тем после исследований работа неизвестного автора, вошедшая в Лейденскую коллекцию, оказалась самой ранней из известных сегодня подписных (. ) работ Рембрандта. Перестав получать заказы, художник впал в беспросветную нужду и был помещен в харлемскую богадельню, где и умер 26 августа 1666 г. Ян Вермер Дельфтский (1632—1675) Подавляющее большинство дошедших до нас картин Вермера представляют собой жанровые зарисовки. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Рубенс обратился к изображению народной жизни, писал пейзажи, портреты своих близких, жену, детей, себя в их окружении, особенно удаются ему образы детей: «Портрет Елены Фоурмен с детьми».
Ученый, затачивающий перо бедняцкая трапеза старухи юноша за книгой девушка за чтением письма или музицированием спящий пьяный солдат, которого дама щекочет соломинкой больная женщина, прикорнувшая в кресле, — остановленные мгновения, лишенные пафоса и страстей, как журчание мелодии издаваемой верджинелом (она слышна рядом с картиной Вермеера). Влияние искусства Рембрандта было громадным. Вот таким образом его можно рассматривать как одно из художественных воплощений важной темы голландского искусства – темы жизни частного человека. Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes -- этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijtом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня.
Перестаёт быть обязательным исторический (античный) сюжет жанровой живописи и возникает жанр «гражданской картины, описывающей современные события. Выставка Лейденской коллекции в ГМИИ им.
Реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами "высокого искусства". Каждый из голландских пейзажистов специализировался на своей теме. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. Все самые обыденные действия получают особую прелесть и интерес: люди оживают и как будто начинают жить впервые».
Стратегия эта чем-то напоминает открытие новых элементов с опорой на таблицу Менделеева. Чего, как не этого, остается сегодня желать. Рубенс охватывает целое в его многообразном единстве. — утверждение реализма в национальной живописи 2) 1640-1660-е гг. В произведениях Халса выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров.
В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Или на «Автопортрет с затененными глазами», где Рембрандт представляет себя в образе ученого и эта картина, где свет невиданным образом выхватывает из полумрака только часть лица, действительно была сродни научному открытию. В это же время проявилось свойственное ему чувство динамики изменчивости жизни. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628 – 1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте того же года и в «Столе с завтраком». Выставка начинается с ранних аллегорий Рембрандта («Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» — крошечных картин, вмещающих по три красноречиво гримасничающих персонажа.
Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво протягивает руку вперед, в то же время слегка защищаясь от слепящего света в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление и призыв. Для развития пейзажа в середине — второй половине 17 в. характерно возникновения новых разновидностей жанра, углубление и разнообразие эмоционального содержания произведений, более масштабный, философский взгляд на мир. Близок Гойену по выбору мотивов и по мягкой созерцательности пейзажного образа Саломон ван Рёйсдаль – «Переправа» (Амстердам, Рейксмузеум) «Речной пейзаж» (Москва, ГМИИ им. Зал с портретами венчает грандиозная рембрандтовская «Минерва», богиня войны и мудрости, в дорогих отливающих золотом нарядах. Спасибо Петру I и Екатерине II.
Ярко индивидуальное искусство Вермера не было оценено современниками и надолго забылось. Но их родной город – Лейден, славный университетом и ткацкими мануфактурами. Своим героем он делает человека из уличной толпы — римского мальчишку или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия. Мощью веет от лесных ландшафтов Рейсдала, родоначальника этой разновидности пейзажа. И в то же время приводит к взрывному распространению светских по тематике жанров. Особое внимание уделял созданию алтарных композиций для католических храмов.
Вершиной этой серии мифологических полотен, несомненно, является «Даная», самая прекрасная «одалиска» Рембрандта изумительный пример слияния человечности и поэзии, столь свойственного всему творчеству художника. Голландские художники 17 века ввели в моду реализм в живописи. Порселлис, С. де Влигер, А. ван де Капелле). А. С.
Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена из Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. С 40-х годов художник предпочитает более спокойные сцены – сюжеты лишились «агрессивного» характера, гротеск сменился юмором, правда в облике крестьян Остаде по-прежнему подчеркивает и утрирует ущербные черты. писалась уже абсолютно смятой. В картине «У сводни» художником применительно к голландской реальности обыграна тема библейской притчи Евангелия от Луки о Блудном сыне, который бездумно проматывает наследство и прожигает жизнь в развлечениях, азартных играх и в притонах с блудницами. В «Завтраке с омаром» В. Хеды предметы самой различной формы и материала – кофейник, бокал, лимон, фаянсовое блюдо, серебряная тарелка и др.
Главные достоинства Вермера-художника—в передаче света и воздуха. "Минерва" нас поддержит. Лейденская коллекция стала складываться недавно – в 2003 году. Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. После смерти Изабеллы Брант художник женился на Елене Фоурмен. Второе – важен образ. Собранная за 15 лет, коллекция включает 250 работ голландской живописи XVII столетия. Пространство картины решается как часть необъятного окружающего мира.
С 1625 г. Рембрандт начал работать самостоятельно. Яркие представители художественного искусства стали появляться в стране в семнадцатом веке. В Голландии XVII в. жанр натюрморта получил большое распространение.
Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. Замечателен и колорит картин. К этому времени относится создание двадцати больших композиций на тему «Жизнь Марии Медичи», предназначенных для украшения Люксембургского дворца. Цвет стал основным выразителем эмоций, организующим началом композиций. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты.
АдрианванОстаде учился уФранса Халсаи работал в его манере до1639г. Марина Лошак открывает выставку шедевров Лейденской коллекции. Лейденская коллекция – частное собрание.
Обычно художники специализировались на одной определенной теме. Тем не менее в Лейденской коллекции -14 картин Рембрандта и два его рисунка.
В начале 1630-х гг. Работы всех этих мастеров есть в Лейденской коллекции. Вспомним, что здесь сформировался стиль Адриана Брувера. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт.
Он их зорко подмечает как человек со стороны, но уже без издевки, а, скорее, с добродушной насмешливостью («Крестьянское общество», Берлин-Далем, Картинная галерея). В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира. И этим светом, открытым Рембрандтом, вскоре будут покрыты самые будничные мизансцены. Вместо мажорного созвучия разнообразных тонов – почти монохромная красочная гамма, которую составляют в основном черные, серебристо-серые и белые тона, телесный цвет и темно-оливковый фон. Сложился в 1720-1730-х гг. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире.
Капланы начали именно с работ Рембрандта и его учеников. А. С. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. В первом и самом значительном из них — «Призвание апостола Матфея», — действие евангельской легенды художник перенёс в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, а его участниками он сделал людей из уличной толпы. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг.
Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Большую роль в жизни страны играли различные организации (стрелковое общество, корпорации медиков и торговых цехов), способствовавшие появлению группового общественного портрета.
Ярко индивидуальное искусство Вермера не было оценено современниками и надолго забылось. 1645, Прага, Национальная галерея). Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. Но дидактический подтекст, присущий главным образом поздним работам мастера, не делает его сцены ни тяжеловесными, ни скучными – мораль преподносится легко и весело, с жизненной активностью и задором («Расстроенное хозяйство», ок. Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели. Рубенс писал огромные полотна, которых не знали нидерландцы в 16 веке.
Гойен мастерски пишет небо, его непостоянную изменчивую жизнь. Они увидели очарование и своеобразие голландской земли. Широкое распространение в голландской живописи получил портретный жанр. В Нидерландах тогда жили и работали около двух тысяч художников. Подобно античным мастерам, Рубенс видел в человеке абсолютное создание природы.
Постепенно разгорается красный цвет. Прекрасная голова Христа, вдохновенного и страдающего, мужественного и полного спокойствия духа, является «кульминационной и самой выразительной нотой поэмы иными словами ее верховной строфой». В дальнейшем натюрморт утрачивает свой демократизм интимность, свою одухотворённость и поэзию.
«Воздвижение креста» показывает, как переосмысливал фламандский художник опыт итальянцев. Сегодня в Лейденскую коллекцию входит более 250 работ – живопись и графика. Матфею. Самые удачные работы копировались и служили образцом для создания бесчисленных вариантов.
Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. Один из крупнейших портретистов Голландии Франс Халс (около 1580—1666). Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта. Творчество Рембрандта (1606--1669) -- одна из вершин мировой живописи.
Однако, несмотря на это, звезда его клонилась к закату: заказов становилось все меньше, к тому же оплачивались они весьма скудно. Тем самым художник положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа. Собрание составили картины голландских мастеров. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших землях сумели создать молочное хозяйство, которое прославилось на европейском рынке. И хотя желающих заказать свой портрет в лейденской, а потом и амстердамской мастерской (это был верный источник заработка для художников) не было недостатка, самой надежной моделью Рембрандта был он сам.
Радостно пробуждение Данаи. Сюжетами картин голландских художников становятся также Ост-Индская кампания, мануфактуры по переработке жира китов, заседание ботанических обществ. Нынешняя выставка не только о том, как и чему они у Рембрандта научились в плане техники передачи света и тени или в чем от него отступили (тут большое поле для разного рода сопоставлений, для удобства которых ГМИИ изменил развеску голландской живописи). В 1664 г. Халс получил последний крупный заказ на два групповых портрета («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых»). 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. Крус»). Настоящим певцом интерьера был Питер де Хоох.
На первом этапе ведущим художественным центром был г. Харлем. Кроме портрета, развивались такие жанры, как пейзаж, натюрморт. Пушкина).
В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. А. С.
В пейзажах Гойена впечатление глубины, дали, простора создается не подчеркнутым удалением планов, а благодаря воздушной перспективе. Пушкина позволяет воочию увидеть связи, соперничество, уроки, страстный поиск своего пути в искусстве 20-летнего Рембрандта и его современников. Живописное дарование Рубенса достигло расцвета в 1620-е годы.
Он постоянно подвергался нападкам со стороны духовенства и официальных лиц. Ян Вермер известный в истории искусства как Вермер Делфтский (1632—1675) был одним из тех художников, кто предопределил многие колористические искания XIX столетия, проложил во многом дорогу для импрессионистов. Главой фламандской школы живописи, одним из величайших мастеров кисти прошлого был Питер Пауль Рубенс (1577--1640).
Рубенс писал картины небольшого формата, несущие отпечаток его личных переживаний. Получили распространение посещения анатомических театров. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.
В 1644 г. Халс вошел в совет гильдии художников Харлема. Пушкина отправится в Эрмитаж, а затем уже – в Лувр в Абу-Даби. Это время называют золотым веком голландской живописи.
Он уделял огромное внимание передаче световоздушной среды. В 1642 году по заказу роты стрелков он написал большую картину. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Массовые карнавальные действа, свадьбы игры, празднества бобового короля были излюбленными в народе.
Пушкина показывают Шедевры Лейденской коллекции Текст: Жанна Васильева Российская газета – Федеральный выпуск 7528 (65)В эпоху, когда сжигаются мосты и воздвигаются стены между странами, выставка Эпоха Рембрандта и Вермеера. Ранние работы А. Остаде (игры в карты, ссоры и драки в трактире) отличает динамичный, грубоватый характер. Его персонажи держатся на портрете естественно и свободно их поза, жесты кажутся неустойчивыми, а на лицах вот-вот должно сменится выражение примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», Амстердам, Рейксмузеум «Мулат», Лейпциг «Улыбающийся офицер», Лондон, собр.
Говорят идею поискать их предпринимателю подала теща, родившаяся в СССР. Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. Он изучал различные проявления характеров, выражения лиц, мимику индивидуальные черты. Гротескная острота характеристик напоминала Брувера («Драка», Ленинград, Эрмитаж «Крестьюнское общество», Амстердам, Рейксмузеум). Композиция «Воздвижение креста», где поднятый ввысь крест с могучей фигурой озаренного узким снопом света Христа господствует над группой отчаявшихся, скорбящих близких и враждебных им палачей, а также богохульных стражников. В «Похищении дочерей Левкиппа» драматизм страстей, захватывающих героев, достигает апогея.
Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. Уоллес). Очень популярны были морские виды.
Каждая индивидуальность раскрывает характер во взаимодействии с другими персонажами. Экзотические костюмы, сильные эмоции, контрасты тени и света – ощущение, что эти юные 20-летние уже на старте готовы были соревноваться и с Караваджо и со своими учителями. — расцвет художественной школы 3) 1670-е гг.
У Караваджо Рубенс заимствовал мощную светотень и пластическую убедительность форм. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Период творческой зрелости художника (конец 16 — первое десятилетие 17 вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Любимые тона: лимонно-жёлтые, васильково-синие, жемчужно-серые, белые и чёрные. В творчестве Я. ван Рейсдала национальный голландский пейзаж достигает расцвета.
Некоторые из них (натюрморт, бытовая картина) впервые именно в Голландии сложились в своих зрелых формах и достигли такого расцвета, что стали своеобразным эталоном данного жанра. Со второго десятилетия 17 века усиливается драматическая динамика композиций Рубенса. До конца своей жизни мастер продолжал писать: портреты одиночные, парные, семейные. Впервые "Шедевры" были представлены год назад в Лувре, а затем в музеях Шанхая и Пекина. Уже в этих произведениях светотень стала для него одним из основных средств художественной выразительности.
Тако Диббитс: На мой взгляд, важны три ключевые вещи. С 1630-х годов начался поздний период художественной деятельности Рубенса. Хотя Вермер не написал ни одного натюрморта как законченной картины, он причислен к лучшим мастерам этого жанра. Дошедшие до нас два пейзажа Вермера утвердили за художником славу непревзойденного мастера пейзажной живописи.
А. С. В 10—30-х годах Халс много работает в жанре группового портрета. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652).
А рядом того же периода «Автопортрет» его друга, но и конкурента Яна Ливенса: юноша с копной светлых курчавых волос и взглядом, по которому легко считываются его характер и эмоции, как и в его же портретах бородатого пожилого «Счетовода за столом» или «Мальчика в плаще и тюрбане». Прежде всего простота. Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде. Спрос на живопись резко увеличился. Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры.
В золотом веке голландской живописи и в прямом смысле есть невиданная ранее позолота, особое сияние, коснувшееся не только мифологических и библейских персонажей, но и рядовых голландцев (которые, кстати, с ничуть не приукрашенными чертами лица и особенностями фигуры изображали всех этих Соломонов и цариц Савских, Ифигений и Лукреций, ангелов, святых, пророков). Конечно имя Рембрандта придает собранию особую ценность, но исключительность Лейденской коллекции в том, что она внятно представляет важнейший пласт голландского (и отчасти фламандского) искусства — с 30-х по 80-е годы XVIIвека, окунает зрителя в сам художественный контекст, где великий художник не противопоставлен остальным (как это удобнее видеть историкам искусства издалека), а показан в тесной, чуть ли не братской связи с большим кругом нидерландских мастеров.
Но образ лучше запоминается, если вы с ним работаете. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх», «Мальчик с фруктами», «Вакх», «Гадалка», «Лютнист», он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Появляется новый заказчик (бюргер) и соответственно новые сюжеты для него. Портреты Хальса 50 – 60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Вы выдвигаете изображение на первый план.
Отсюда особый интерес художника к изображению живого человеческого тепа. Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки». Художник строит пейзаж крупными красочными массами, последовательно чередуя планы: «Крестьяне, возвращающиеся с полей». И в то же время приводит к взрывному распространению светских по тематике жанров. Среди художников, десятилетиями живших и работавших в Риме— Хонтхорст, Дирк ван Бабюрен, Тербрюгген.
Как признается Лара Ягер-Красселт, куратор (наряду с Вадимом Садковым) выставки Лейденской коллекции в ГМИИ им. 1663, Вена, Музей истории искусств).
Он сочетает широкую кисть с мелким мазком, координирует свет и цвет. Лейденской она названа в честь родины Рембрандта Харменса ван Рейна: наряду с его произведениями (а это небывалые для современных частных собраний 14 картин и 2 рисунка) в ней есть работы его современников, его учителя Питера Ластмана, его собственных учеников, прославленных и не очень, а также тех, кто, в свою очередь, учился у них. Неизвестный изображенный на картине из легендарного Эрмитажа (50-е годы), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. Художник сосредоточил внимание на их живописном совершенстве: колорит утратил многоцветность, стал обобщенным. Сдержанная серовато-золотистая, оливковая тональная гамма объединяет предметы и придает особую звучность тем чистым цветам, которые подчеркивают свежесть только что разрезанного лимона или мягкий шелк голубой ленточки.
Эта картина -- радостный гимн побеждающей любви. Каплан признается, что Рембрандтом интересовался с детства. Виллем Хеда обращался к изображению вещей из дорогих материалов: серебряных чаш, венецианского стекла, перламутровых раковин, однако излюбленный жанр натюрмортов Хеды — т. н. «завтраки»: накрытые столы со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари, организованных в небольшие горизонтальные композиции с единым мягким освещением, нейтральным фоном и тонкими градациями серебристо-серых, коричнево-зеленоватых тонов сдержанная цветовая гамма обусловила их название «монохромные завтраки». Не зря голландцы называют Томаса Каплана послом Рембрандта. Вот эта энергия золотого XVII века живет и дышит в картинах голландских мастеров. — начало 18 в. — упадок искусства Голландии.