Поль Гоген «Жёлтый Христос» (1889) Холст, масло. Октав Мирбо назвал эту картину «тревожной и острой смесью варварской пышности, католической литургии индийской медитации, готического вымысла и тонкого символизма». «Зеленый Христос» навеян скульптурной группой «Снятие с креста», находящейся в Низоне около Понт-Авена, а источником вдохновения для написанного в том же году «Желтого Христоса» явилось, по-видимому, деревянное распятие из часовни в Тремало, поселке, также расположенном неподалеку от Понт-Авена. Умиротворение разлитое в воздухе, спокойные покорные позы женщин, насыщенный «солнечным» жёлтым цветом ландшафт с деревьями в красной осенней листве, крестьянин занятый вдали своими делами, не могут не входить в конфликт с тем что происходит на кресте. Картина поразила многих друзей художника. «се человек» — именно отсюда, как и весь стих, как и вся картина — параллель между ситуациями Иисуса и Гогена, очень, надо сказать, смелая, но я шел за художником, так что — не совсем моя :)Отсюда, кстати и упоминания Дюрера и Тициана, кистям которых принадлежит по одному «се человеку». В общем — стих ассоциация, психологический этюд, если хотите, но никак не религиозный ибо ситуцию Иисуса с тем же успехом могла заменить ситуация Прометея, например, которому орел ежедневно склевывал печень, это всего лишь взятые обстоятельства.
В 1889 году Гогену сообщили, что его последние картины не пользуются спросом в Париже. «Желтый Христос» — не исключение. Голова Христа на картине, это автопортрет, а тело — копия деревянного распятия какого-то там (уже не упомню) века из древней понт-авенской часовни. Таким образом вся картина из банального религиозного сюжета превратилась в символическое отражение состояния художника в период написания. Наряду с «Зелёным Христосом» работа считается одним из ключевых произведений в символизме.
Меланхолическое настроение здесь подчеркивает осенний ландшафт. В «Зеленом Христе» Гогеном выражена неразрывная связь жизни бретонских крестьян с культовым изваянием, символизирующим их веру. Умиротворение, разлитое в воздухе, спокойные, покорные позы женщин, насыщенный «солнечным» жёлтым цветом ландшафт с деревьями в красной осенней листве, крестьянин, занятый вдали своими делами, не могут не входить в конфликт с тем, что происходит на кресте. На картине «Желтый Христос» Поль Гоген изобразил никакого не Христа на самом деле, а самого себя на кресте. Изображенная на переднем плане картины «Зеленый Христос» фигура бретонской крестьянки тесно связана с возвышающейся на холме скульптурной композицией и не менее монументальна, чем изваянная из камня фигура Марии, она могла бы заменить ее в распятии. Противоречие безграничных мук, принимаемых Христом и «незамечаемость» этой жертвы людьми, не считая горстки последователей стремление художника понять и изобразить, а значит, попытаться ответить как художник на главные религиозно-философские вопросы – всё это сближает Гогена с другими великими мастерами, обращавшимися к «вечной» тематике в своих работах.
только сюжет явился одиозным в «Жёлтом Христе» — Гоген даёт новую трактовку цвету. Я привела, только чтобы показать, в чём корень вот этого «если бы выжил» по-моему. Ну и — спасибо тебе, могла бы пройти мимо — а вот таки увидела. В период пребывания Гогена в Понт-Авене его внимание привлекли часто встречающиеся на дорогах Бретани и удивляющие своей монументальностью грубые каменные распятия, в которых он пытался уловить «великую первобытную силу и суеверную простоту», поражавшую его в крестьянах. Христос, напоминающий Гогена, везде изображен на фоне бретонских ландшафатов.
Гоген в «Зеленом Христе» и Эмиль Бернар в своих понт-авенских картинах оперируют крупными цветовыми плоскостями, отделенными друг от друга четкими контурами этот прием вызывает в памяти технику средневековой витражной живописи. Гоген решительно порывает с искусством, подражающим природе, с натурализмом под влиянием «простых», «примитивных» форм средневекового искусства, переложив их на язык стилизации и «синтетизма», он стремится выразить всю полноту жизни бретонских крестьян, привлекшую его своим более здоровым, более натуральным бытом. Октав Мирбо назвал эту картину «тревожной и острой смесью варварской пышности, католической литургии индийской медитации, готического вымысла и тонкого символизма».
Гоген изобразил распятие на фоне типичного французского сельского пейзажа. То ли глубокое философско-религиозное размышление, то ли своеобразный вызов христианскому обществу – «Жёлтый Христос» Гогена до сих пор вызывает споры. Гоген создает картину в маленьком французсокм городке Понт-Авене осенью 1889 года. тут стоит понять вот это «если бы выжил» — мне думается, тут он пока не может проникнуть в картину мироздания, понимая, что не выжил бы при распятии, как не выжил и Христос — но не уверен, что воскреснет, как воскрес тот Вот тут я вижу именно католический дух, в католицизме гораздо большее значение придано Рождеству, Пасха не главный церковный праздник у них Но это уже религиозная тема, которая не затронута в стихе. Картина «Жёлтый Христос» мало кого оставляет равнодушным.
А состояние было критическим для творческой личности, в тот период гений Гоген был невостребован, как никогда не был. В моем понимании «влезть» на крест (серьезное начинание, согласитесь) его толкнул этот самый диссонанс — огромное внутреннее Я, которое снаружи никто не видит, не слышит, не принимает.