Создавая очередной шедевр, художник задумывался о том, каким бы мог портрет конкретного человека, если бы его писал известный мастер прошлой эпохи. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками».
Наезжал в Абрамцево. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Мазини» (1890), «К. Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения.
Поездка с женой в Италию. 1905. Поездка в Париж. 1907. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Поездка в Рим и Париж. Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Турчанинова (1907), М. Н. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком.
Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Так началась целая серия портретов императорской семьи. Бытует мнение, что Мамонтов был эдаким добряком-чудаком, который бездумно бросал деньги в искусство, поддерживал таланты и т. п. Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях).
Радость, как жизненная ценность. Остроуховым, М. С. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. заменялся кодексом.
Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ).
Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Будучи сыном крупного композитора А. Н. Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын и как сценограф. Юный художник объявил матери, у которой была к тому времени новая семья, что отныне будет жить сам по себе и за свой счет.
1893 год— Конец предыдущего года и первая половина текущего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи для семейного портрета Александра III были написаны портреты его детей. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей.
Он слышал выстрелы, видел убитых. Лескова (1894), композитора Н. А. Начало занятий рисунком с Карлом Кеппингом, впоследствии известным офортистом и керамистом. 1874. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы.
Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. В 90х годах 19 века среди моделей, которые позировали Валентину Серову, насчитывается немалое количество знаменитых художников, писателей и актеров. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
Левитана (1893), писателя Н. С. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Профессор увидел талант в своем ученике и смог заинтересовать его манеры исполнения великих старинных мастеров, ознакомив его со многими экспонатами Эрмитажа. Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея).
Кроме Ильи Ефимовича, в гости к Серовым часто захаживали такие знаменитые личности, как Тургенев, скульптор Антокольский, художник Ге, который рисовал для юного Валентина разноцветных лошадей. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Я только высмотрел, подметил». Совсем портретчиком становлюсь.
Был написан портрет императора Николая II. Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды.
Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. 18 февраля вместе с В. Д. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг.
В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G.
Рождение сына Михаила. 1897.
"Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". В феврале родилась дочь Ольга. Здесь молодой художник завоевывает уважение, его талант вызывает восхищение. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним.
Трубниковой (1865-1927). Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье». От нее веет здоровьем, безмятежностью.
С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Репина, Т. А. Поездка с Л. С.
Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Созданные им портреты Кончаловского, К. Коровина (1891 г. ) и И. Е. Репина (1892 г. ), Е. И. Лосевой (1903 г. ) по-серовски выражают различные черты характера и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами используемыми ими в своих полотнах. равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С. П. Дягилева (1904 г) исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г. ) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г. ). Виды на урожай 1906 года» (1905г. ).
После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. А где можно было брать основной материал. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1893, ГТГ), одухотворенныйЛевитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервныйЛесков (1894, ГТГ). 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Одна из лучших композиций – темпера Петр I (1907, ГТГ).
Таманьо» (1891), «Н. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Домотканово» (1895 г. ). В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде. В его гротеске «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905, Государственный Русский Музей), в карикатурах на Николая II звучит политическая сатира. С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича).
мастерство Серова-портретиста достигла апогея. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Начало 1890-х гг. Домотканово», 1888 «Октябрь.
Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию.
Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Портрет O. K. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора».
Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Начало систематических занятий с И. Е. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Избран действительным членом Академии художеств. 1904.
Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Официальное оформление выхода из Академии художеств. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики.
Совсем портретчиком становлюсь. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы.
Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. Коровина (1891), И. Е. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово из которых примечательны «Осенний вечер. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. («Н. Поездка в Вену и Италию с И. С.
Становится членом "Мира искусства". С тех пор его характер резко изменился – он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим: особенно удивляли всех его крайние политические убеждения», – писал о Серове Репин. Портреты Ф. Ф. Юсупова, О. К. Орловой, В. О. Гиршмана и других воплощают суть характера человека, его общественное положение, всю его «философию жизни». Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка. Валентин копировал карандашом портреты Репина, выполненные масляными красками, чтобы научиться передавать светотеневые эффекты, писал натюрморты.
1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Встречается с Л. Н. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. После усмирения», «1905 год.
Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888 – 1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. В молодости Валентин Серов много путешествовал, посетив Италию, Австрию и Францию. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.
Н. Ермолова», 1905 «Ф. Здесь год спустя восьмилетний Валентин Серов стал брать уроки рисования у гравера Карла Кеппинга. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. Творчество мастера поражает многообразием: он писал пейзажи («Октябрь.
Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Родители были всецело поглощены творчеством и общественной деятельностью, вот таким образом у ребенка с юных лет в характере формировались замкнутость и угрюмость.
Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. фон Меккк рисунка Володе фон Мекку. Мамонтова, И. Е. Нет, Савва Иванович был себе на уме.
В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. За картину «Девочка с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а второй портрет тотчас купил Третьяков.
Стиль: реализм, неоклассицизм. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. В стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках – во всем ощущение динамики преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии, вихревому натиску мужественных людей. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв.
Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. В первую половину 1890-х гг. От живописи мастер естественно и легко обратился к снайперски меткому в постижении натуры рисунку как самостоятельному виду творчестваТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Этим подчеркнута значительность личности Петра. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891.
Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан.
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов вдень ипри этом— думать оприятном, чтобы сохранять задумчивое ирасслабленное выражение лица. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М.
Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Работа над полотном шла три месяца. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. Героическая эпохаПетра I, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затем и картина «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905г. ), «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана» (1905, Гос. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14.
В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Вскоре после этого B. C.
Позже, через год, Серов воссоединился с матерю в Мюнхене где начал учиться у гравёра Карла Кёппинга, но в 1874 году Серовы переехали в Париж, где с октября был отдан в обучение И. Е. Репину, отмечавшего усердие, с которым уже в то время занимался рисованием будущий художник. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками».
«Он слышал выстрелы, видел убитых. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Да ещё и с издевательствами.
В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства». Ее организовали разночинцы. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Таковы «А. Домотканово, 1888, ГТГ).
Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография.
О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е.
Такому гению изобразительного искусства, как Серов, хорошо давались работы в том числе и в быстро набирающем популярность жанре нового реализма. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Получает звание академика живописи. 1899. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов.
Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Радость беспричинная. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры «Девушка, освещенная солнцем» (1888г. ). Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. Похоронен на Донском кладбище в Москве. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19.
После усмирения, 1905 год. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве.
Женитьба на О. Ф. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Со времени Августа и его преемников титул императора приобрёл в Римской империи монархический характер.
Домотканово», «Баба с лошадью». Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Рождение сына Георгия. 1895. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор. Римского-Корсакова (1898).
Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Гиршман. 1908. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. Это случилось в 1871 году. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Мамонтовой.
Валентина Семеновна имела прогрессивные нигилистские взгляды и была приверженкой идей писателя и общественного деятеля Чернышевского, которые подразумевали свободу и равенство. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Поездка в Париж. В доме Серовых всегда было шумно и весело. Смерть отца. 1872.
Оба портрета наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью, что сразу выделило молодого художника и сделало его известным. Тонкий психологизм, умение увидеть и показать, коего духа человек перед ним, делают Серова ведущим портретистом России. Я только высмотрел, подметил. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно.
Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная.
Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887г. ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить «свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров».
Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Там же Серов написал несколько портретов из которых «Девушка освещённая солнцем» – портрет М. Я. Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками». С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком).
В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Поездка в Германию. 1903. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Возвращение в Россию.
Петр I Портрет Г. Л. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897г. ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899г. ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Произошло это спустя пять лет после поступления.
Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств. Репина (1892), И. И. Знакомство с семьей Мамонтовых. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Это наполняет картину теплом домашнего уюта.
В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств.
в зеркале у края холста). В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910 – 1911). Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.
Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей).
1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты.
К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним.
Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Репиным. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. На рубеже 19 – 20 вв.
В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». Портрет И. И.
Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). В. А. Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье известного композитора А. Н. Серова.
Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Дервизом. 1885. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы».
От этой поездки художника остался ряд этюдов из которых наиболее известны этюды видов Венеции. 1902 г. ) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация. за этюд с натуры». На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников.
Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Петр на «журавлиных» ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др.
Валентин Александрович Серовродился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитораАлександра Николаевича Серова. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическими в русском искусстве.
Домотканово, 1888, ГТГ). Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм.
Домотканово», 1888г. ). На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Живет с матерью в Мюнхене. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим.
Выходит из ТПХВ. А. Коровин» (1891), «Ф. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Юноша поселяется в семье художника в Москве и начинает усердно работать под его руководством.
Рисунок изображающий Анну Павлову в балете «Сильфиды» (1909, Государственный Русский Музей) исполнен для плаката к выступлениям русского балета в Париже. Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков. Избран действительным членом венского Сецессиона. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».
Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Серов Валентин Александрович – (1865 – 1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Рисунок стал вдохновенным, поэтическим портретом великой балерины. В эти несчастные пропуски он писал пруд («Заросший пруд.
Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Вскоре Серов покидает академию. Мамонтовыми.
Коровиным. Бенуа. Жил в Петербурге и Москве.
Акимовой (1908). Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств.
Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. Морозовой и С. М. и Ю. С. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. В картине «Петр I» (1907, Государственная Третьяковская Галерея), небольшой по размерам, фигура Петра монументально значительна.
Избран членом ТПХВ. Художник, биография которого полна встреч и общения с великими предшественниками, очень быстро развивался как мастер станковой живописи. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Возвращение в Москву.
В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). Своему другуМамонтовуСеров сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Домотканово» (1886 г. ), «Заросший пруд. Ему отлично давались не только комические роли, но и сценическое вживание в образ различных зверей вроде игрушечного зайчика иль льва. "Октябрь.
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Это произведение вместе с портретами М. Ф. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Большего контраста невозможно придумать.
Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. "Девочка с персиками". 1888. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. Рождение сына Александра. 1894. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых.
Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.
Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Переезд с матерью в Киев. 1878. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос.
(1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Домотканово» (1888) и «Октябрь. П. П. Чистяков говорил о Серове, что он еще не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой его ученику.
Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. Рождение сына Антона. 1902.
На портрете он предстает в артистическом амплуа с головой, гордо поднятой вверх, одетой в берет. Лесков (1894, ГТГ). Чему так завидовали многие художники конца 19 века.
Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Мая. 1876.
Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г. ) и Георгия Михайловича (1901 г. ). В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Рождение дочери Натальи. 1909.
Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Становится преподавателем МУЖВЗ. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей).
Родился сын Георгий. В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. Далее, он практически стал членом семьи Репиных.
Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Переезд с матерью в Париж. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира.
Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея). Знакомство с А. Н. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909).
Слава знаменитого портретиста влекла заказы от аристократов, банкиров, промышленников. В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Обучение в гимназии К. И. Дервиза Домотканово.
Васнецову, продолжил писать портреты: С. Ю. Витте, С. П. Дягилева, Ф. И. Шаляпина, Я. Г. Круселя, Г. Л. Гиршман. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства». Серов и вправду многое перенял у своего наставника.
Среди них были и приближенные императора. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию.
Левитана. В 1900-е гг.
Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. и жанром («Заросший пруд. Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. 1902 год— Была завершена работа над портретом З. Н. Юсуповой её сын, Ф. Ф. Юсупов, писал: «терпеливое отношение моей матери увенчалось успехом и сам художник был удовлетворен своим произведением.
Середина 1880-х гг. На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Бакстом в Грецию и на Крит. В 1874 – 1875 и 1878 – 1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880 – 1885). Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же).
При этом все его полотна отличались друг от друга, поскольку Серов постоянно развивался как художник, ставил перед собой непростые цели и неизменно их достигал. Одна из лучших композиций – темпера «Петр I» (1907г. ). В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров.
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Трубниковой.
Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса).
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12. Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной – в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX – начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей). Мать будущего художника также была известной личностью. Там регулярно ставились домашние и любительские спектакли, в которых Валентин принимал самое активное участие и быстро стал любимцем публики. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств.
Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Домотканово". 1896. В 1888 году художник дебютировал с двумя картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» радостными красками, тонкой передачей света и воздуха имевшими сенсационный успех и воспринятые как новое слово в искусстве.
1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Героическая эпоха Петра, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16.
За границу уехала Валентина Семеновна, но сына она с собой не взяла, оставила его в России. В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г. ). конец XVII-XVIII век» И. И. Кутепова (СПб. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Портрет самого С. И. Мамонтова (1887 г. ), П. А. Мамонтовой (1887 г. ), М. Ф. Якунчивой (1888 г. ), Л. А. Мамонтовой (1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» – портрет В. С. Мамонтовой (1887 г. ) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка.
Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы. Серова относят к числу первых русских импрессионистов, сравнивая его полотна с работами, который написал знаменитый Ренуар. Поездка в Мюнхен и Голландию. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».
В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Начало 1900-х годов принесло русской культуре еще ряд замечательных портретов Серова, увековечивших актрису Марию Ермолову, писателя Максима Горького, певца Федора Шаляпина инженера Эммануила Нобеля, балерину Анну Павлову. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника.
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». В 1863 они вступили в брак, в 1865 родился их сын Валентин. В жилах Александра Серова присутствовала еврейская кровь: его прадед естествоиспытатель К. Габлиц, живший во времена Потёмкина, был евреем. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан. Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства».
Кроме музыкантов в их доме бывалиАнтокольский, Репин. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Он слышал выстрелы, видел убитых. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Участвуя в домашних спектаклях и вечерах у С. И. Мамонтова Серов проявлял себя как прекрасный актёр, тонко передавая различные характеры, особенно острые, комические черты, что также ярко выразилось в наиболее известных работах художника.
Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Коровина. 1892. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М. В. Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П. М. Третьякова и В. Д. Коншина. Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью.
Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Но и более официальные, светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким даром художника-психолога. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой.
В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Рубеж 1890-1900-х гг. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым.
был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии. В стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках – во всем ощущение динамики преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии, вихревому натиску мужественных людей. Знакомство с К. А. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».
Я только высмотрел, подметил. Заработав славу одного из лучших портретистов своего времени, Валентин Александрович решил пойти на эксперимент, создав ряд картин в несколько непривычном для себя пейзажном стиле. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии. Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Поездка в Берлин и Париж. 1910.
Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году. На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. Иначе. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Безупречное артистическое чутье подсказало художнику технику исполнения. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту».
Над этим полотном художник проработал почти 3 года, при этом ему приходилось работать с фотографиями, а самого императора он увидел всего лишь один раз и то по чистой случайности. Вопрос нерешаемый.
Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910, Государственная Третьяковская Галерея). Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Продолжение занятий с Репиным. 1880. Орловой. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. В истории России Серову особенно интересно петровское время. Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным.
И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. И. Е. Репин начинает заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в Москве и в Абрамцеве. Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л. Л. Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова».
В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. «Жизнь напоказ», сквозная тема позднего творчества художника, находит завершающее воплощение в этой работе. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). По остроте характеристики портрет порой граничит с шаржем, когда, по словам самого художника, «шарж сидит в самой модели».
Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника.