Последние годы жизни Сандро Боттичелли прошли в одиночестве. В более поздний период жизни Боттичелли был одним из последователей глубоко моралистического монаха Джироламо Савонарола, который проповедовал во Флоренции с 1490 года до его казни в 1498 году, хотя в полной мере влияние Савонаролы остается неопределенным.
Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. From Lorenzo the Magnificent to Savonarola. В 1465 году Филиппе написал «Мадонну с Младенцем и ангелами», ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, «Мадонны с Младенцем и ангелом» (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны на лоджии» (Уффици). Боттичелли наиболее полно выразил дух флорентийской культуры этого времени, отмеченной утонченностью и поэтическим строем, расцветом гуманизма, неоплатонической философии и поэзии, поисками новых эстетических и духовных ценностей, оттенком элегичности.
Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Как и в «Весне», обнаженная богиня – символ не земной, а духовной любви. 1 Сонина Т. В. Рисунки Боттичелли к «Божественной Комедии» Данте: Традиционное и оригинальное // Книга в культуре Возрождения. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года.
1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Уже в Алтаре Сан Барнаба (ок. Иоанном Евангелистом». Т. 2 Дахнович А. С. Творчество Боттичелли и вечные вопросы.
Представляет собой произведение, явно связанное с поздним творчеством Липли.
В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). В 1472г. 197) 1. Сюжет ее не вполне ясен.
В качестве одной из вершин Боттичелли Вазари назвал особенность пейзажа. С. Боттичелли «Весна» (1482).
Кое в чем можно усмотреть намек и на современных художнику лиц и обстоятельства. Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, конечно же, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини. Однако с ним было все иначе. Проповеди Савонароды о грядущем конце света привели к тому, что народ в феврале 1497 года на центральной площади устроил огромный костер, в котором сжигал ценные произведения искусства. К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок.
И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Иероним. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. Некоторые современные историки также рассматривали другие аспекты его сексуальности.
По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. Литература о Боттичелли: Вазари 2001. Творческий кризис наступил в жизни Сандро Боттичелли. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио.
Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Milano, 1967 Ettlinger L. D., Ettlinger H. S. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера Поклонение волхвов (ок. 1475, Уффици). В 1938 году Жак Меснил во флорентийских архивах обнаружил краткое содержание иска за 16 ноября 1502 год, одна из строк которого гласит «Боттичелли держит мальчика», что соответствует обвинению в содомии. Изображены (слева направо): Меркурий, три Грации, Венера, богиня весны Флора и нимфа, которую преследует бог западного ветра Зефир. Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры – к типу Venus Pudica (Венера стыдливая).
Большинство его замечательных работ хранятся во Флоренции (Галерея Уффици) ими обладают крупнейшие музеи и собрания Европы, США. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио.
Если в 1484 – 1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Венчание» свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея). Себастьяне» (1473) он облегчает и удлиняет пропорции фигуры мученика лишь лазурь неба служит ему фоном. М., 1977 Козлова С. Данте и художники Ренессанса // Дантовские чтения. На фоне широкого морского горизонта развиваются с различной интенсивностью три ритмических эпизода – ветры, Венера, выходящая из раковины, служанка, принимающая ее с украшенным цветами покрывалом (намек на зеленый покров природы). Первоначально, тема для написания «Весны» была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
Эти составляющие присутствуют во фреске «Св. Августин» (1480). Художник был силен в написании натюрморта. Sandro Botticelli. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для «штандартов и других тканей» (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Рубашки распластаны на ступенях как трупы.
После небольшого перерыва снова взялся за написание картин. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Сюжет ее также, по-видимому, навеян одной из поэм Полициано. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа.
Иероним»), в Москве, в Гос. Все эти качества присутствуют во фреске Св. (В работе Штайнмана даты написания Мадонн расположены в более позднем периоде жизни художника). Зиновия».
Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». Что же определяет искусство Боттичелли. Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо».
Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель). Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен. На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции). Далек он и от передачи драматических коллизий или героических подвигов.
Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать. Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. В композицию «Поклонение волхвов» (ок. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов».
Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Эрмитажа («Св. Над Венерой расположен Амур с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Историки искусства единодушно датируют эти работы 14771478 годами. 1490-х, Милан, Музей Польди-Пеццоли).
Это прозвище распространилось и на других братьев. Сандро Боттичелли (настоящее имя художника – Алессандро Филипепи) родился во Флоренции в 1445 году. (ок. 1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер).
В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. Milano, 1958 Argon G. C. Боттичелли участвовал (совместно с Д. Гирландайо, П. Перуджино и др. ) в украшении фресками капеллы Ватикана, только что возведенной по приказу папы СикстаIV и потому получившей название Сикстинской.
Он тайно исповедовал христианство. В 1481 папа Сикст IV пригласил Боттичелли в Рим для росписи Сикстинской капеллы. Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи известный под именем Сандро Боттичелли (прибл. В 1504 году входил в комитет, который был уполномочен решить, где будет размещён «Давид» Микеланджело. Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433-1499). 1474, Флоренция, галерея Уффици Джулиано Медичи, ок.
Приход к власти во Флоренции Савонаролы в 1494, публичное сожжение книг Ф. Петрарки и Дж. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Художник не превозносит пронзенного стрелами героя, а лишь грустит о поруганной красоте.
Botticelli. Посмертная слава Боттичелли длилась до конца XIX века с тех пор его творчество представляет изящество живописи эпохи Раннего Возрождения. В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. Замысел «Рождения Венеры» был вдохновлен «Метаморфозами» Овидия и поэзией Полициано.
1500, Дрезден, Картинная галерея Нью-Йорк, музей Метрополитен Лондон, Нац. Картины этого времени оставляют двойственное впечатление. Иоанном Крестителем» (ок. XV в. в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются кар-тины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и, одновременно, поэтической, лирической одухо-творенностью («Весна» — 1478 г., «Рождение Венеры» — 1484 г. ).
Там Боттичелли оставался до начала 1467. В работах этого времени (Человек с медалью, ок.
Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Еще в ранней молодости Боттичелли приобрел опыт в писании портретов, этого характерного испытания мастерства художника. Осенью 1482 Боттичелли вернулся во Флоренцию полный впечатлений и приступил к созданию парной картины к «Весне». Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы. Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции.
1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. В 1502 году Боттичелли уже мало работал. Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем. Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму.
Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро именуемым «Алтарь Сант-Амброджо». До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. Совместно с Пьеро дель Поллайоло работал над аллегориями Добродетелей для зала Торгового суда во Флоренции («Аллегория Силы», 1470). Четыре брата Филипепи принесла семье значительные доходы и положение в обществе.
23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». С тех пор интерес к его картинам не угасал. В данном случае существование Венеры означает не переживания любви в понятии язычества, а символизирует гуманистический идеал любви душевной. Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера «передового» творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо.
Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры». Они полны трагических предчувствий и пророческих откровений.
Венера в картине великого мастера — окончательно сформировавшийся идеал женской красоты. Художнику было тогда пятьдесят восемь обвинение, в конечном счёте, сняли. После смерти Лоренцо Медичи (1493) и казни Савонаролы (1498) оказался в одиночестве и забвении. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало.
Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны. И его Мадонны и Венера и Весна овеяны грустью, взгляд их выдает затаенную боль. Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами.
Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Тондо художника «Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года, принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. Стиль первого учителя оказал огромное влияние на стилистику написания картин Боттичелли, в особенности на орнаментальные детали, колорит и типаж лиц.
Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. Однако его положительная программа была реакционной.
Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. 1485, Лондон, Нац. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы.
Картины не иллюстрируют конкретные тексты скорее каждая опирается на несколько из них. 1478, Бергамо, галерея Академии Каррара вариант — Вашингтон, Нац. Обнаженная Венера, стоя в огромной раковине скользит по поверхности моря к берегу, подгоняемая легким дуновением Зефиров, в то время как на берегу навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини затканное цветами покрывало (илл. Читайте в статье «Олимпийские боги»). Одна из самых известных картин – «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив и выходила его.
Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи) «Поклонение волхвов», заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи). Примеры тому – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе в Уффици).
Музее изобразительных искусств им. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте – рисунок Карта ада (La mappa dell inferno). В 1490-е гг.
Верховный жрец символизирует Моисея, принесшего закон, а юноша представляет собой Иисуса, который пролил свою кровь и отдал жизнь во имя человечества, а после был воскрешён. Некоторые фигуры переднего плана являются портретами современников автора. Уже ранние работы Сандро отличает особая, почти неуловимая атмосфера духовности, своеобразной поэтической овеянности образов. В поэтике живописного языка Боттичелли особенно важное место принадлежит линии. Перед нами довольно разные оценки. М., 1960 Боттичелли: Сб. Фра Филипп – «мастер исключительнейший и редкостный талант» (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения.
Были и те, кто, поддавшись массовому психозу, сжигали свои картины с обнаженными фигурами. Вкладом Боттичелли стали фрески «Искушение Христа», «Наказание повстанцев» и «Испытание Моисея». Сандро Боттичелли (итал.
Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470). Использование форм и приемов, чуждых ренессансному художественному методу, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности, для передачи которых художнику было недостаточно конкретики реального мира. После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. имя Алессандро Филипепи 1445, Флоренция — 1510, Флоренция. 198, 199). Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине. Такова, например, его картина "Поклонение волхвов" (ок. 1475, Лондон, Национальная галерея), в которой в виде волхвов представлены члены семейства Медичи и их приближенные.
Отец Мариано Филипепи по специальности был кожевником и жил с семьей (в которой Алессандро был младшим сыном) в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. Человеческая подлость повернула к монаху гордую душу своенравного живописца. С этого времени его творчество, а это период расцвета, граничит с именём Медичи. 1486, все — Флоренция, галерея Уффици), Венеру и Марса (ок. Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок. 1470) иллюстрируют другой важный аспект живописи Боттичелли: живую и емкую повествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие драматическую сущность сюжета. М., 1982 Сонина Т. В. «Весна» Боттичелли // Итальянский сборник. Иеронима.
Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая «Примавера» («Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра – «кентавромахию», но «психомахию». Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. Milano, 2003. Работа в Сикстинской капелле.
поступил в мастерскую ФраФ. Липпи. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици).
Его кличка «Botticella», что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату. Ранние работы художника (Аллегория Силы, 1470 Возвращение Юдифи, ок. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания.
Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»).
Писатели рубежа XIX-XX вв. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего.
В его руках жертвенная чаша и кропило. 20 января 1474 по случаю праздника св. Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады на штандарте Джулиано. 1475-1476, в настоящее время находится в Галерее Уффици) изображены портреты Козимо де Медичи, его сыновей Пьеро и Джованни и его внуков Лоренцо и Джулиано.
М., 1923 Гращенков В. Н. Боттичелли. В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного. botticelli) Сандро (настоящее имя Алессандро ди Мариано Филипепи) (1445, Флоренция – 1510, там же) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения.
Афродиты. К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери.
По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Их красоту Вазари описал как иллюстрирующую «благодать», а Джон Раскин как обладающую линейным ритмом, в которой не может быть никаких сомнений. Виновным в преступном попустительстве предательству. Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова.
Учился у фра Филиппо Липпи вероятно, посещал мастерскую Верроккио. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.
Это — еще более знаменитая картина «Рождение Венеры». Художник заканчивает картину «Весна», начатую до отъезда. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. В тот миг, когда все отшатнулись от осужденного проповедника, "странный" художник становится на сторону человека, фактически уничтожившего славу его искусства.
Подобно многим жителям этого района, его отец был дубильщиком. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Однако поздние работы мастера не являются стилизацией.
Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Заказы его были весьма многочисленны. 1470—1472, все — Флоренция, галерея Уффици Мадонна с Младенцем и ангелами, ок. Сменивший Лоренцо его сын Пьетро не сумел упрочить пошатнувшийся авторитет дома Медичи. Эти черты сочетаются с удивительной точностью и выразительностью рисунка.
Боттичелли выполнил три сцены. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек». Во всяком случае, образы его «Симонетты» (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций «Весны».
Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Художник наделяет «Весну» сложным символическим подтекстом в ней видят отголоски идей Платона в переложении флорентинского философа 15в. Итогом его поисков стала картина «Весна» или «Царство Флоры», обессмертившая имя художника (1477—78).
В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. 1495, обе — Флоренция, галерея Уффици ныне разрозненная серия Чудеса св.
Самые знаменитые картины – «Весна» («Примавера» 1478) и «Рождение Венеры» (ок. 1485 Мадонна с гранатом, 1487, обе — Флоренция, галерея Уффици). Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари). Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве отсутствует физическое движение, а вместе с ним и духовный порыв.
В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, вот таким образом большую часть картин Мадонн с младенцем заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера. Firenze, 1988 Pons N. Botticelli: Cat. И так каждый день, в одно и то же время. Например, сцены из жизни Моисея призваны стать прообразом жизни Христа. Вып.
В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Многие из них твердо опираются на Меснила, но другие предостерегают от поспешных выводов. СПб., 1996. В работах ощущается беспокойство, возникает некая нервозность.
Единогласно историками вынесены даты данных работ – 1477-1478 года. Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены.
Хотя он был уже пожилым человеком и оставил живопись, с его мнением продолжали считаться. В 1480г. Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи – бесспорными правителями Флоренции.
Итальянский художник, мастер флорентийской школы. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори (Маggiori), во Флоренции, Появляются прекрасные мадонны излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г исполнил «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи. «Говорят также, – пишет он далее, – что он превыше всего любил тех, о ком знал, что они усердны в своем искусстве и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли – Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). Это воздержание от работы привело к серьезным расстройствам в его жизни»., Сандро (Botticelli, Sandro), наст. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом.
музей и галереи Каподимонте Мадонна Евхаристии, ок. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Иоанном Крестителем» (ок.
Geneva, 1967 Во С, Mandel G. Lopera completa del Botticelli. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». "Рождение Венеры" (ок. 1485, Флоренция, Уффици).
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Свое имя-прозвище Боттичелли (бочонок) Алессандро получил от старшего брата. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 7080-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (14491492), которых он собрал при своем дворе.
Художник умер в мае 1510 и 17 мая был погребен на кладбище церкви Оньисанти, как сообщают записи «Книги мертвых» Флоренции и такой же книги цеха врачей и аптекарей. Именно на этом внутреннем состоянии и настроении и концентрирует свое внимание Боттичелли. хроматическими сочетаниями. Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером.
Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Предметы, окружающие св. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Картины «История Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио.
1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. Боттичелли называли певцом идеальной красоты. Другие произведения Боттичелли: «Мадонна с Младенцем» (ок. М., 1962 Пасло Д. Боттичелли.
галерея Женский портрет, 1480-е, Флоренция, галерея Питти Юноша, 1480-е, Лондон, Нац. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Сандро снова подвержен переживаниям в данном случае в качестве гонца моральной красоты: «Покинутая», «Венчание Богоматери», «Благовещение», «Аллегория клеветы». материалов о творчестве.
Особое место в монументальной живописи последней трети века занимают три библейские композиции Боттичелли в Сикстинской капелле в Ватикане (1481-1482). стал последователем доминиканского монаха Савонаролы, страстно призывавшего отказаться от «роскоши» уничтожил свои произведения на античные и светские сюжеты. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. В этой картине центральное положение занимает Венера. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова.
Ветви апельсиновых деревьев сплетаются в арку над ее головой. London, 1978 Baldini U. Botticelli. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа. Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует «софистический», трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Но на три долгих столетия о его существовании забыли.
С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.
Наказание Корея, Дафана и Авирона также намекает на преемственность закона божьего (что символически выражено аркой Константина на заднем плане) и на неизбежность наказания тех, кто его преступает, что недвусмысленно увязывается в сознании зрителя с еретическими учениями. В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано» – сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви. Те же идеи являются главными в четырех композициях иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях) и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи. Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло) для зала Торгового суда. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения.
Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным). Последней его большой работой, на светскую тему была «Клевета», но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли. Венера в центре композиции (над ней порхает Амур с завязанными глазами) являет гуманистический идеал духовной любви, проявления которой олицетворяют три Грации.
Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Теперь уже можно уяснить себе, что такое «композиция детали». Ее хрупкая, удлиненная, бесплотная фигура полна невыразимого очарования. Самые известные картины Сандро («Примавера» и «Рождение Венеры»), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. В 1470г.
Два портрета – молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) – датируются началом 1470-х годов. В 1467–68гг. Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: «Юдифь», «Мадонна Евхаристии», два варианта «Поклонения волхвов», «Весна», «Св. Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. Именно в этот период установился тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи, признанными правителями Флоренции. открыл собственную мастерскую (одним из его учеников был сын ФраФ. Липпи, Филиппино).
Даже его учитель Липпи привел к нему своего сына Филиппино. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
В воспоминаниях современников Боттичелли предстает жизнерадостным и добрым человеком. Последний период творчества Боттичелли (кон. compi. В 1493м году, после смерти Лоренцо Великолепного, скончавшегося в 44 года от подагры. в росписях стен Сикстинской капеллы (Ватикан). В России Боттичелли представлен двумя полотнами в собрании Гос. Одна-ко с конца 70-х гг.
Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Современники чрезвычайно высоко ценили его рисунки и во многих мастерских флорентийских художников они хранились в качестве образцов. За это время во Флоренции произошли важные события, которые повлияли на настроение, присущее этому произведению. Светлое чувство весеннего обновления сочетается с меланхолической мечтательностью. Milano, 1990 Gemeva C. Botticelli: Cat.
Находясь на службе у Медичи, художник познакомился с выдающимся математиком Л. Паччоли. Одна из известных картин этого времени, Покинутая (1495-1500) изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами. Кто она, эта женщина. Композиция двухфигурная. compi.
Milano, 1989 Botticelli e Dante. М., 2002 Ulmann H. Sandro Botticelli. Существует и ещё одна, возможно, самая близка к истине версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и оно обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе. И пока на городских площадях сжигали «суету» (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Л., 1971 Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли.
В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Это своего рода размышление о том, что такое чувство. вступил в гильдию Св. Луки. После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (14651467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа.
Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Он держал двери своего дома открытыми и охотно принимал там своих друзей. В 1472-75гг.
Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте — рисунок «Карта ада» (La mappa dell inferno). По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». 1464г.
Когда душа сознательно или полу осознано, устремляется ввысь и очищает все в своем движении. 1470—90-е — период творческого взлета художника. После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился.
Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Судя по количеству его учеников и помощников, зарегистрированных в кадастре, в 1480 году мастерская Боттичелли пользовалась широким признанием. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. В 1472 художник был принят в гильдию Св.
Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Киев, 1915 Бернсон Б. Флорентийские художники Возрождения.
23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром).
Ранним работам Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкий свето-теневой колорит интерес к бытовым деталям («Поклонение волхвов», 1477 г. ). В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца, но и более поздние: к примеру, полотно Сандро Боттичелли под названием «Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии, началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа. В городе – бывшей колыбели гуманистической мысли – звучали революционные речи Савонароды. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. Bologna, 1921 Venturi A. II Botticelli interprete di Dante.
Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. 1490 Клевета, ок. В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер).
1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его. Тогда Пилат приказал отдать тело. (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы. Будапешт, 1962 Смирнова И. Сандро Боттичелли.
По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным. Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая».
Считается, что это лучшие произведения художника. 1470, Флоренция, Уффици) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (14681469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Хотя мастеру удалось в этот период создать целый ряд значительных, полных драматизма произведений: «Распятие», «История Виргинии», «Смерть Лукреции», «Рождество Христово» и др., но в этих картинах преувеличенность поз, жестов, мимики была возвращением к уже преодоленной Возрождением культуре готики.
Hamburg Leipzig, 1893 Supino L I disegni per la Divina Commedia di Dante. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. В картине очевидно стремление к реализму: оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли (при всем их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, лишь в качестве побочных мотивов), но и в том, что композиция строится больше в глубину, нежели на плоскости (в расположении фигур чувствуется искусственность, особенно в сцене справа). Оно то и передалось всем братьям в семье. Тем не менее в то время как на тему его картин строятся предположения, Меснил всё же пришёл к выводу что «не только женщина была объектом его любви». Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. 1492—1497, Берлин, Гравюрный кабинет Ватикан, Библиотека), дающая своеобразную, глубоко личную интерпретацию поэмы. Эти изменения проявляются во всей полноте в самой ранней документированной картине для Торгового суда Аллегория силы.
В попытках осознания своих чувств мастер переключается с растроганности в «Рождестве» мотивам, раздирающим душу в «Распятии» и «Сцен из жизни святого Зиновия». Драматическим пафосом отмечено Оплакивание Христа (кон. Доминик» и «Св. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. 1470—1472 Нахождение тела Олоферна, ок.
Автопортрет самого Боттичелли выполнен в образе белокурого юноши в жёлтой мантии у правого края картины. Д. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где-то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Последней картиной светского содержания была «Клевета Апеллеса», сюжет которой посвящен истории о великом живописце, оклеветанном врагами и в качестве оправдания написавшем картину «Клевета». У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. В своей ранней картине "Смерть Олоферна" (1470, Флоренция, Уффици) Боттичелли изображает момент, когда все уже совершилось и Юдифь покинула шатер, унеся с собой отрубленную голову царя. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано). Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонение волхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 14811482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто.
1478), Рождение Венеры (ок. В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс». Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства. В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской. Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака.
Иоанном Крестителем и св. Луки. А. Пушкина, хранится «Благовещение» великого флорентийца. У второго брата, Антонио, который был ювелиром Сандро учился и помогал ему в его деле.
Августин», фрески Сикстинской капеллы, «Алтарь св. В «углублении понимания и выражения в визуализации облика Марии», Штайнман усмотрел доказательство влияния Савонаролы на Боттичелли. Волшебные полотна на мифологические, религиозные и античные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом. Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици.
Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. 1500-х) отмечен нарастанием драматического начала. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.
Ок. Боккаччо, многочисленных великих полотен привели к упадку культуры. Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. 1480 — нач.
Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. 1477, Флоренция, галерея Уффици) и фрески Исцеление прокаженного, Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Авирона (все — 1481—1482, Ватикан, Сикстинская капелла).
По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583. Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. По своей специальности Мариано был кожевником. Символична и раковина. Firenze, 1921 Mesnil J. Sandro Botticelli. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо.
Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Это изменение стиля было граничит с кризисом мировоззрения художника, глубоко пережившего социальные потрясения во Флоренции: изгнание Медичи, восстановление республики, а особенно обличительные речи Савонаролы против папского престола, «погрязшего в языческом зле». галерея). Сиренево-синий плащ Зефира, нежные розовые цветы, сыплющиеся под дуновением ветров, создают богатую, неповторимую цветовую гамму. В то же время здесь ощущается некоторый отход от «совершенства пропорций» (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени.
Этот оттенок внутреннего страдания сочетается с нарядной красочностью картины. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Вскоре отец умер и семью возглавил старший брат, зажиточный торговец, которому дали прозвище Боттичелли («Боченок»), возможно из-за округлой фигуры, возможно из-за симпатии к вину. Таким образом, круг от мечтательности юноши заканчивается проповедью пророка.
В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине.
1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа.
1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. По словам некоторых летописцев, среди них был и Боттичелли. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь «Лоренцано» за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. В Поклонении волхвов и ватиканских фресках много ярких и точных портретных изображений. Меркурий рассеивает жезлом-кадуцеем облака. В числе украшавших его картин были «История римлянкиВиргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Иероним», «Св.
Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Трижды ритм зарождается, достигает максимального напряжения и гаснет. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом».
Firenze, 1990 Botticelli. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного. Героиня изображена в трепетном свете зари после свершения своего подвига. В «Св.
Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Им были написаны фрески «Жизнь Моисея», «Гибель Корея, Дафана и Авирона», «Очистительная жертва прокаженного». Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Paris, 1938 Lippmann F. Zeichnungen von Sandro Botticelli zu Dantes Gttlicher Komdie. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио.
Среди наиболее известных его работ «Рождение Венеры» и «Примавера». Считается, что с конца 1480-х Сандро Боттичелли находился под сильным влиянием проповедей доминиканца Джироламо Савонаролы, обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию.
Хотя Боттичелли находился также под влиянием монументальной живописи Мазаччо именно от Липпи он перенял более интимный и детальный стиль. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. 1475). 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).
Сандро (настоящее имя Алессанд-ро ди Мариано Филинени) (1445–1510) — итальянский художник и график эпохи Раннего Возрождения. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа.
На картине «Поклонение волхвов» для церкви Санта-Мария-Новелла (прибл. С. Боттичелли «Покинутая» (ок. Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св. Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества.
Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. 1483–84г. ) – были заказаны Пьерфранческо Медичи для его виллы в Кастелло. 1495). Природа представлена своими стихиями (воздух, вода, земля). Одно из них – «Покинутая».
После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. В семье из четырёх сыновей он был самым младшим.
1470, Неаполь, Нац. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Большое произведение Боттичелли «Венчание Богоматери» (1490) проникнуто уже иным духом. Готовые фрески были установлены осенью 1482 года на отведённое для них место в капелле неподалеку от открывающих цикл работ Синьорелли и Бартоломео делла Гатта.
London, 1976 Lightbown R. Sandro Botticelli: Compi, cat. Так Вазари описывает первое печатное издание Данте (1481) с изображениями Боттичелли он не мог себе представить, что новое искусство печати может заинтересовать художника. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». «Весна» положила начало высшему расцвету деятельности Боттичелли, когда его слава вышла за пределы Флоренции и достигла Рима. Четыре листа раскрашены темперой. М., 1967 Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли.
В качестве иконологической задачи поставили верховенство папства. Настоящее имя Ботичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи. Через три года после «Силы духа» Боттичелли создаёт св. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. галерея). Он сумел приобрести в городе много сторонников. галерея), а также парные фрески из виллы Лемми Лоренцо Торнабуони и Свободные Искусства и Джованна дельи Альбицци и Добродетели (1486, Париж, Лувр).
Обличая папство и светских правителей, он вместе с тем обрушивался и на проникнутую жизнерадостным светским духом культуру Ренессанса, призывая вернуться к аскетизму средневековья. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. Этот период творчества отмечен картиной «Коронование Девы Марии», заказанной для капеллы цеха ювелиров.
Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. 1445 – 17 мая 1510) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение. Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено.
К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св. 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился). Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Сандро учился у Липпи, проведя в его мастерской примерно пять лет. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро «Подагрика». До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. Зиновия, ок. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.
1485), Палладу и Кентавра (ок. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Вазари писал, что изначально он учился ювелирному мастерству у своего брата Антонио.
Он использовал приемы и принципы изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435-1436) и экспериментировал с перспективой. До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – «Боттичелли» : возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. галерея) Боттичелли предстает как один из самых ярких и своеобразных портретистов Италии XV в. Точность и острота передачи портретного сходства, подчеркнутая чеканностью линий и светотеневой лепки, выбором ракурса лица — от изображения в анфас до трехчетвертного поворота и профиля, различным решением фона (пейзаж, условный интерьер, нейтральный фон) — сочетается в них с изысканностью общего решения и нервной напряженностью внутреннего состояния. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.
Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как «Мадонна в розарии» (ок. Единство восприятия достигается расположением фигур, подобно тому как единство настроения реализуется в идее поклонения. По-прежнему остается разделенным мнение о том, что это доказательство гомосексуализма. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Он вернулся во Флоренцию, а «имея софистический склад ума, написал комментарий к отрывку Данте и сделал иллюстрацию к «Инферно», которую напечатал, проведя много времени над ней. Он принадлежал к Флорентийской школе под покровительством Лоренцо де Медичи, движение которое Джорджио Васари охарактеризовал менее ста лет спустя как «Золотой век», эту мысль он выразил в заголовке жизнеописания Боттичелли. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета.
Стилистически близки к мифологическим композициям Боттичелли конца 1470—1480-х картины круглого формата (тондо) изображающие Мадонну с Младенцем, наделенную нежной, хрупкой, немного печальной красотой, окруженную задумчивыми, грациозными ангелами (Мадонна дель Маньификат, ок. В левой части картины выступает Весна, сопровождаемая нимфой и фавном. После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. (Р.
Лицо ее кажется усталым и грустным. Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи. Berlin, 1954 Salvini R. Tutta la pittura del Botticelli. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ.
Родился в семье кожевника в юности обучался ювелирному искусству. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Таким образом Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Россели и Доменико Гирландайо – 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно вот таким образом получила своё название Сикстинской). Варнавы». Поздние произведения («Покинутая», «Аллегория клеветы», «Рождество», «Распятие», «Сцены из жизни св. Здесь сложился его неповторимый стиль, основанный на ритмической игре беспокойных, словно «взвихренных» линий, передающих состояние эмоциональной взволнованности, тревоги, бурных порывов.
"Весна" (Флоренция, Уффици илл. В этом году он написал «Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам: картина Св. Интерес к редчайшему из талантов Италии вновь возник только в середине XIX в., заворожив живописцев-прерафаэлитов неповторимостью манер и индивидуализацией художественных приемов, творческой субъективностью и лиризмом этого живописца.
Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище «dei Popolani» (Пополанской). собеседование» (ок. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян». Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Иосиф изображён с терновым венком в руке. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла.