Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы – особенно выделялась картина «Аве Цезарь». В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема.
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. ЖЕРОМ (Grme) Жан Леон (11. 5. 1824, Везуль, департамент Верхняя Сона – 10. 1. 1904, Париж), французский художник и скульптор, член Института Франции (1865). В 1872 году Жерому удалось реализовать сюжет, который увлёк его ещё в 1843 году в Неаполитанском музее: битва гладиаторов. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований – якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Результатом стало то, что зрители и критики Салона, привыкшие к беломраморным статуям, были шокированы. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Силы его постепенно иссякали, 31 декабря 1903 года он писал бывшему ученику – Обле, что чувствует приближение кончины. Сохранив композицию прежней работы, в 1872 году он исправил технические недостатки и смог создать подлинно драматическое по содержанию полотно.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
Учился в Париже у П. Делароша (1840-43), затем у Ш. Глейра испытал также влияние Ж. О. Д. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину – «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15.
Картина писалась в сжатые сроки и не удовлетворяла художника, однако была выставлена в Салоне 1848 года и принесла ему медаль второго достоинства. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». В 1872 году Жерому удалось реализовать сюжет, который увлёк его ещё в 1843 году в Неаполитанском музее: битва гладиаторов. В автобиографии он утверждал, что проучился у Глейра всего 3 месяца и его искусство не оказало на начинающего живописца существенного влияния. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины.
В июне 1871 года он вернулся в Париж. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. И маскарад – не маскарад и драма – не драма». На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне.
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Она сейчас находится в музее Орсе. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
По результатам поездок в Египет Жером написал несколько жанрово-этнографических портретов, дающих представление о разных жителях Востока — арнаутах, арабах, башибузуках. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842 – 1912) – дочери торговца картинами. По мнению и Дж. В ноябре 1869 года Жером представлял французских художников на церемонии открытия Суэцкого канала46. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Хорошо зная мир Востока, Жером имел представление о том, что тигры внушали местным жителям мистический ужас. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Публику и критиков, вероятно, привлекла атмосфера праздника и беззаботности, что воспринималось тогда как аллегория установления республиканского строя. Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание – без каталога).
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. В отличие от светло-коричневой палитры Делароша, Глейр использовал светлую гамму, что сказалось и на манере Жерома. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Занятый этим неблаговидным делом он увидел пробегающую по полу мышь.
И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Они чаще всего лаконичны по сюжету, не требуют пояснений, но при этом сохранили величественность образа, особенно если они связаны с религиозной жизнью Востока.
11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Один из видных мастеров салонного искусства, Жером во многих произведениях отразил впечатления от античных памятников (прежде всего в Помпеях), увиденных во время путешествия по Италии (1843-44): картины «Бой петухов» (1846, Музей Орсе, Париж), «Анакреон, Вакх и Амур» (1848, Музей августинцев, Тулуза), «Век Августа» (1855, Музей Орсе), «Смерть Цезаря» (1865, Художественная галерея Уолтерса, Балтимор). В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул.
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Энгра. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27.
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Путешествие в Египет продлилось 4 месяца, в течение которых путешественники наняли лодку с каютами и активно занимались экскурсиями по стране, рыбной ловлей и прочим. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Вот таким образом правителям Востока дарили тигров и при этом считали, что смерть хищника предвещает конец его владельца. Преподавал в Школе изящных искусств в Париже (профессор с 1863). На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии – для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Поскольку Деларош закрыл свою мастерскую, студентов он передал под начало швейцарца Шарля Глейра.
Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). В июне 1871 года он вернулся в Париж. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45.
После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77.
Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера.
Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками.
Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра».
Он знал, что в Порте под влиянием социально-экономических реформ ограничивают торговлю рабами. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Полотно велико по размеру — 134 203 см.
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
Он не сразу дошёл до такой философской жизни. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Его похоронили на кладбище Монмартр, в церемонии приняли участие глава Сената республики, директор Школы изящных искусств и мэр его родного Везуля. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин – Альбер Гупиль – и его отец Адольф.
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Успех на Салоне художник попытался использовать, чтобы получить место профессора Школы изящных искусств, отправил соответствующее прошение, но ответа так и не получил.
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» – этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Жан-Леон Жером (фр.
Во время революции трое друзей – Жан Жером, Анри Пико (1824 – 1895) и Жан Хамон (1821 – 1874) – образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали – ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
Одновременно это животное символизировало силу, благородство и мужественность, в нём видели защитника и покровителя. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств.
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой».
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). В течение практически всей жизни Жером пользовался благосклонностью критиков и успехом у покупателей, особенно в США, где он стал популярным с 1870-х годов. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. В 1880-е годы для Жерома характерен интерес к анималистике, причём он стал писать хищников – леопардов, львов и тигров. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому».
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Золя заявил, что у Жерома «сюжет – всё, а живопись – ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Поскольку Деларош закрыл свою мастерскую, студентов он передал под начало швейцарца Шарля Глейра. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822 – 1901).
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Результатом стало то, что зрители и критики Салона, привыкшие к беломраморным статуям, были шокированы. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Во внутреннем дворике устроен торг.
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803 – 1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
Ещё в эпоху немого кино Глория Свенсон использовала некоторые стилевые находки Жерома для создания своих визуальных образов. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Он брал в поездки своих учеников, с большинством из которых у него сложились тёплые отношения. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. В 1846г. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Сын Жан проявлял художественные наклонности, но рано умер – в 1891 году в возрасте 27 лет – от чахотки. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти.
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Всего в конкурсе участвовало более 700 художников, в том числе Диас де ла Пенья, Домье, Коро, Милле и некоторые другие. Картина была написана на сюжет очередного переворота в Римской империи, приведшего к власти Вителлия. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором – либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
Успех на Салоне художник попытался использовать, чтобы получить место профессора Школы изящных искусств, отправил соответствующее прошение, но ответа так и не получил. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица» : художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс.
К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре – «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Будучи сторонником официального искусства, яростно критиковал творчество импрессионистов.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». При этом он выставлял свои картины каждый год. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Много путешествовал по странам Востока и Северной Африки (Египет, Турция, Алжир) его картины в духе французского ориентализма на экзотические сюжеты красочны и хорошо скомпонованы («Гвардия сераля», Собрание Уоллес, Лондон «Бассейн в гареме», около 1876 «Продажа невольницы», около 1884, обе – Эрмитаж, Санкт-Петербург и др. ). Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал.
Исполнил ряд скульптур, преимущественно по мотивам своей живописи («Гладиаторы», бронза, 1878, Музей Орсе «Танцор с тремя масками», мрамор, раскраска, 1902, Музей изящных искусств, Кан и др. ). Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением.
По мнению и Дж. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона – «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея».
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48.
Награждён орденом Почётного легиона (1855). В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков.
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Эскиз Жерома был традиционным по композиции и помпезным по стилю: он изобразил двухметровую фигуру женщины в лавровом венке, держащую в правой руке меч, а в левой — оливковую ветвь как символ мира.
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина предназначалась для Версаля. 13 ноября того же года императорским декретом Академия лишалась права руководить Школой изящных искусств.
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667 – 1670). Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической».
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё.
Начав работать, он обнаружил, что ему придётся изобразить около 80 реальных людей, что далось ему нелегко из-за нелюбви к портретному жанру. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798 – 1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине – в Везуле), организованная также Экерманом. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. – «Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Итогом стала картина «Pollice Verso» (с лат.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома.
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Наконец, в 1889 – 1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник. На фоне безжизненной пустыни под знойным солнцем художник изобразил неподдельное горе араба после падения с лошади, не выдержавшей жары.
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. В Школе было открыто три новых мастерских и введены три профессорские вакансии, одна из которых досталась Жерому40. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54.
В соответствии с эстетикой академизма подобающая сцене жестокость компенсируется мужеством и несгибаемой верой мучеников. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Диоген понял это в прямом смысле и стал перечеканивать монеты. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Полотно велико по размеру – 134 203 см.