В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезенных из поездки на Восток. Жил преимущественно в Петербурге. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
В академии его картины одна за другой награждались медалями. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
Характерна в этом смысле «Рожь». В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Ничуть не бывало.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Художник увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
Кроме этого увлекался археологоией историей. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Тогда только картина будет выглядеть достоверно.
Утихшие к XIX веку ветра истории оставили Елабугу в отдалении от столичных центров наедине с древними памятниками архитектуры, курганами, городищами и с необъятным миром живописной природы. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Биография художника зашифрована в его творениях.
В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Быть грозе. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Густые кроны бросают на них тень. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Последователь Крамского, убежденный сторонник просветительской идейно-художественной программы передвижников, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь, он в 1896 году с гордостью писал: Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки.
В его картинах – чуткое отношение к деталям. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. — Ср.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. У него умерли сыновья. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Так в реальной жизни не бывает.
Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен.
А их было немало. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса.
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Шишкин не облагораживал природу.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща».
Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. В 1856 году, окончив Училище, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств, чтобы дальше совершенствовать свое мастерство. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860).
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий.
На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Мастер смело экспериментировал. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Его отец был купцом, культурным человеком.
Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой.
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Это несомненно. Все сковано морозом и погружено в тень. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Шишкин стремился к другому. Сосны придают картине величественное звучание.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Это дерево давно должны были спилить на дрова.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
У работы было очень много положительных отзывов. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
Его племянница А. Т. Комарова рассказывала впоследствии: Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ».
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
А. Беггров, в 1884 — 1885 гг. издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Самая местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 года обучался под руководством Аполлона Мокрицкого.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Невероятная тишина царит в пейзаже.
«Утро» полностью лишено всего этого. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Вертикали пересекаются косыми линиями. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.
Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Не согласен с такой судьбой и художник, но он пытается смириться ищет способ, как научиться жить в новой реальности. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле.
Ему уже сопутствовала известность. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью. В окрестностях Москвы. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Окрестности Москвы. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. организованы две выставки работ художника. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей.
В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.
В них нет политики и социальной направленности. Воробьев. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Природа выражает музыку человеческой души. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Первое место занимает Шишкина Рожь.
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Облик этот был многолик.
Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Его путь к стилевой особенности своего творчества был далеко не простым, поскольку в формировании его как пейзажиста еще сказывалась прочная связь с Академией и ее эстетическими принципами.
В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Природа – сама благородство. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Их он стремился передать как можно конкретнее. К ним относятся Уголок заросшего сада. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
Письма друзей, сообщавших о происходящих событиях, усиливали желание вернуться, к тому же и работы исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Много работал Шишкин и за границей. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов, а М. К. Клодт и Л. Л. Каменев не достигли такого художественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовым возглавил передвижническую школу пейзажа. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства.
Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. В Рубке леса это видно по упругой округлости спиленной ели, которая кажется стройной античной колонной, сокрушенной варварами. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
Что впереди. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Богато нюансирован цвет.
Лучшая работа этих лет – Полдень. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Задний фон мрачен.
География работ Шишкина чрезвычайно широка. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса.
В таких картинах, как «Полдень. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков.
Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Над землёй летают ласточки.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень.
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Случайность. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.
В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Картина Полдень. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.
Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее.
В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Парит. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском.
Внушительные дубы достойны восхищения. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Его репутация была безупречной. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Этюд Сосна на Валааме – один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали – дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры и о начавшем проявляться уже в то время характерном свойстве дарования Шишкина – содержательном восприятии природы.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Чувствуется глубина оврага, глушь. Крамским. Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Чувствуется глубина оврага, глушь. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова – двух поэтов, которых Шишкин особенно любил. Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь и это мешает целостности образа.
В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Особенный, тихий, погожий выдался день.
Художник одушевляет деревья. Это очевидно. У него были какие-то свои трения с Савицким. В 90-е гг.
Если использовать цвета, соответствующие лиственнице, которая в воде тонет, то от картины будет ощущение недостоверности, дисгармонии. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
Сосновый бор». Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни.
Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Человек Шишкина прикреплён к земле. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
В 1860-х гг. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека.
Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
«Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
И рожь и сосны и раскалённое небо в намечающихся облаках – за всем прочитывается русской жизни смысл. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В частности, русских лесов. Мрачное настроение.
Эту технику художник освоил еще за границей. Примером таких работ является картина Рубка леса.
Здесь его творчество расцвело. Крамским. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Само название Рожь в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто и в то же время значительно.
В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Судьба ее в настоящее время неизвестна. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. В течение многих лет Иван Иванович Шишкин вел в тетради записи о важнейших событиях, которые происходили в городе и в родной семье. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Однако трактованы они с большей живописной свободой. Последнюю свою работу он так и не закончил. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.