Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). К занятиям подходил серьезно, работал без устали. — Ср.
Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Тогда только картина будет выглядеть достоверно.
Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. В его картинах – чуткое отношение к деталям. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Среди них – «Шалаш», «Мельница в поле», «Болотистая местность при закате солнца», «Речка». Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. География работ Шишкина чрезвычайно широка. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом. Лучшая работа этих лет – Полдень. А «Утро туманное» (1885 г. ) И. Н. Крамской назвал «одной из удачнейших вещей Шишкина». В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Особенный, тихий, погожий выдался день. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. Внешне она продолжала сохраняться и после возвращения Шишкина из-за границы, куда он уехал в 1862 году как пенсионер Академии. Их дом всегда был полон гостей. Отец выписывал сыну книги по искусству.
Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. Нечего ждать пресловутого вдохновенья. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Его картина поет.
В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Например, в картине «Рожь» объединены два мотива: поле с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны, которые критик Владимир Стасов, современник художника, сравнивал с колоннами древнерусских храмов. Художник одушевляет деревья.
Лесная глушь (1872). Несмотря на успех его персональной выставки, где были собраны только черновые этюды (300 шт. ) и более 200 рисунков, друзья настойчиво советовали Шишкину обратить внимание на выразительные средства при передаче световоздушной среды. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. В частности, русских лесов.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения при сохранении все той же тщательности в передаче деталей.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Они стремились к изображению типичных черт родной земли. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
В окрестностях Москвы» (1869). Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В октябре 1868 г. Иван Иванович обвенчался с Евгенией Александровной Васильевой, «милой Женькой», простой и хорошей женщиной.
Наоборот, Шишкин умел и любил компоновать детали разных пейзажных видов в одну композицию. Жил преимущественно в Петербурге.
Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно».
К этому же стремился и сам Шишкин. Все сковано морозом и погружено в тень. Разбавляют все это несколько холодных оттенков, которые Шишкин мастерски распределил по картине. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
«БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Обычно художник брал с собой большую сумку с едой не только для себя, но и для животных. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. В. В. Верещагин, посмотрев этюд «Сосны, освещенные солнцем. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.
В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. До сих пор исследователи спорят о том, для каких целей Шишкин брал с собой «на работу» топорик. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Это была ювелирная работа. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. С тяжелой душой Шишкин расстался с ними и любимым учителем А. Н. Мокрицким, решив продолжить обучение в Петербургской академии художеств. Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Будущий художник восхищался лугами и лесами, травами и цветами, пнями и камнями, кустарниками и мхами, в которых проявлялась идея живой жизни, вечного произрастания природы. Их он стремился передать как можно конкретнее.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Современники прозвали Шишкина «лесной царь» : он как никто другой умел и любил рисовать лес. В его лучших произведениях реалистическая пейзажная живопись поднимается на одну из самых высоких ступеней. Он высоко ценил ее талант и посоветовал серьезно заняться пейзажами цветов и растений (в 1887 г. даже сам издал альбом ее рисунков).
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Человек Шишкина прикреплён к земле.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Каждое из них вызывало интерес зрителей. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни».
Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. У него умерли сыновья. У них родилась дочь, а затем двое сыновей.
За день в поисках впечатляющей натуры пейзажист исхаживал десятки километров. Третий альбом его офортов (1886 г. ) назвали «поэмами в рисунках». Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать.
В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Местность Кукко, демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. И в девяностые годы, в трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многих художников старшего поколения и возникающими в среде передвижников разногласиями, грозящими распадом всей организации, Шишкин оставался с теми, кто сохранял верность демократическим идеалам шестидесятых годов. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Особенно удавались художнику рисунки пером. Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г».
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Шишкин не облагораживал природу. Бельгии, Голландии, Швейцарии не вдохновляли Шишкина.
Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. От пейзажей «Вид на острове Валаам», «Сосна на Валааме» повеяло заброшенной, дикой красотой, мощной духовной силой, суровостью и величием природы. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь».
Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым.
Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния.
И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Большую часть картины занимают серые облака. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Лесной пейзаж кажется необъятным. У него были какие-то свои трения с Савицким.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. Воробьев. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. Учился Ваня прилежно, но из гимназии ушел раньше срока – ему претила чиновничья жизнь.
Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Облик этот был многолик. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Он решил учиться на художника. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна.
Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезенных из поездки на Восток.
То же чувствует и зритель, глядя на это полотно. Шишкин показывает картину гибели леса, борение жизни и смерти, видимых и скрытых сил природы. Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. А. Беггров, в 1884—1885годах издал в двух сериях сборник 24фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Именно она может облагородить человека, как прямо, так и посредством воспроизведения её в искусстве. Ее иногда называют картиной-завещанием. Письма друзей, сообщавших о происходящих событиях, усиливали желание вернуться, к тому же и работы исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Само название Рожь в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто и в то же время значительно. На обороте подготовительного рисунка Иван Иванович написал: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать, русское богатство». На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты.
Шишкин был членом кружка аквафортистов. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой».
Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Внушительные дубы достойны восхищения. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Биография художника зашифрована в его творениях. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Шишкин обучался вначале в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Манер есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связан с личностью художника-автора и способом и степенью его понимания предмета и обладания техникою искусства. Примером таких работ является картина Рубка леса.
Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Однако трактованы они с большей живописной свободой. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Богато нюансирован цвет. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина.
Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Иван Иванович Шишкин был глубоко религиозным человеком, вот таким образом не удивительно, что его привлекал Валаам с его особой атмосферой благочестия. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Шишкин сдержан и величественен. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены.
У работы было очень много положительных отзывов. Еще в 1857 г. художник увлекся литографией, серьезно занимался офортом, разработал новый в России способ гравирования – так называемый рельефный штрих или «выпуклый офорт», позволяющий печатать репродукции одновременно с текстом. Мастер смело экспериментировал. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
Он напряженно работал, встречался с друзьями, нравился многим женщинам. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Чувствуется глубина оврага, глушь. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Задний фон мрачен. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением.
Его первые пейзажи с натуры заслужили всеобщую похвалу. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Тоска и обида охватили Шишкина, но он выдержал, не запил, а обратился к работе и воспитанию дочерей. Шишкин стремился к другому.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Только в Дюссельдорфе русский пейзажист оттаял душой. В таких картинах, как «Полдень.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы.
В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Природа – сама благородство. Первое место занимает Шишкина Рожь. Но в этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия бесконечного своеобразия жизни дерева.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Но не только в живописи он был мастер. Вот таким образом талант Ивана Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортках, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Все это развивало поэтическое воображение мальчика.
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Всех исполненных Ш. офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
Это дерево давно должны были спилить на дрова. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Через три года на основе этого этюда Шишкин создаст картину «Полдень» – бескрайний простор и воздух, напитанный покоем, покорят зрителей (это первое полотно Шишкина, приобретенное П. М. Третьяковым для своей галереи).
Последнюю свою работу он так и не закончил. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. «Утро» полностью лишено всего этого.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними.
В 90-е гг. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. В январе 1893 г. после посещения, по желанию царя Александра III, беловежских лесов Шишкин выставил 58 этюдов (из них 17 «громадных»), наработанных за лето и осень.
Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Судите сами. Осталось свидетельство о разговоре, состоявшемся между Иваном Ивановичем и Ильёй Ефимовичем Репиным. Братцево» (1866 г. ). Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Много работал Шишкин и за границей. Его картины «Сосновый лес», «Сосновый бор» (звание профессора 1873 г. ), «Святой ключ близ Елабуги», «Горелый лес», «Песчаный берег», «Ручей в лесу», «Родник в сосновом лесу», «Лес», «На опушке леса», «Вырубка леса» – дали ему право занять первое место среди мастеров пейзажа.
Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Картина Полдень. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом.
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.
Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. А их было немало.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. За лето он «написал разных картин до 50-ти штук клеевыми и масляными красками». Она оставила академию и начала заниматься с учениками Шишкина. Другие убеждены, что живописцу такого масштаба «подчищать» натуру не было необходимости. В окрестностях Москвы.
Сосны придают картине величественное звучание. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Природа выражает музыку человеческой души.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Это было выступление против мёртвого академизма.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. «Работать ежедневно, отправляться на эту работу, как на службу. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему. Живые облака, легкий ветер, мокрая земля – все просто, естественно и достоверно.
Так писались и «Сосновый бор.
Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Не позволяя себе раскиснуть, художник создавал одну картину за другой («Кама», «Дубки», «Вечер», «Речка», «Полесье», «Заря», «Ручей в березовом лесу», серия станковых рисунков). Его отец был купцом, культурным человеком. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. Да и к купеческим делам он был непригоден. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Густые кроны бросают на них тень. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Но все чаще и чаще в адрес создателя «Утра в сосновом лесу», «Золотой осени», «На севере диком» иллюстратора книги Д. Н. Китайгородова «Беседы о русском лесе» сыпались обвинения в превращении его в художника-фотографа. «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника.
Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой». Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. «Работать. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Горе постепенно отпустило художника. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
Шишкин бросил работать, запил. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Работать ежедневно, отправляясь на эту работу, как на службу.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Последователь Крамского, убежденный сторонник просветительской идейно-художественной программы передвижников, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь, он в 1896 году с гордостью писал: Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Рисунок должен следовать за ней во всех ее прихотях формы».
Кроме этого увлекался археологоией историей. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь.
Наружность его была типично великорусская, вятская.
Ближе всего к зрителю – просторное поле. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».
Родился будущий художник в Елабуге. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Быть грозе. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. В них нет политики и социальной направленности. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Эта картина – очень светлая и яркая. Вечер, многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. Но счастье вновь отвернулось от художника. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником.
По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Вдохновение – это сама работа. » – говорил художник. Ничуть не бывало. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства).
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Так в реальной жизни не бывает.
Поделюсь с вами кусочком деревенского леса. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение.
Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи.
Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В 60-е Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа. Копии с работ Калама были обязательны в учебной практике не только Академии, но и московского училища. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Зрители и критики увидели, что Шишкин «не исписался, не выдохся и в колорите он истинный виртуоз». Однако трактованы они с большей живописной свободой. Характерна в этом смысле «Рожь». (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно.
Окрестности Москвы. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса.
Вместе с ним в Академию вернулись и начали преподавать там другие известные художники — Илья Репин, А. Куинджи, В. Маковский. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. И только получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за большое полотно «Кукко» (урочище на Валааме), Иван Иванович поверил в свои силы, но ехать сразу не решился, а вернулся в Елабугу, порадовав родителей званием «классного художника первого разряда». В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Высокий, стройный, красивый силач, с зорким взглядом, густой бородой и густыми волосами».
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Парит. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Именно из любви Шишкина к природе родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Образцом трудолюбия он считал французского писателя Эмиля Золя, который ежедневно писал в определённые часы определённое количество страниц.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Вертикали пересекаются косыми линиями. Глядя на полотно, я, например, абсолютно ясно ощущаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат сосны». В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой».
Несмотря на молчаливый нрав (товарищи дали ему прозвища: Монах, Семинарист), он имел множество друзей: А. Гине, В. Перов, Е. Ознобишин, К. Маковский. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Что впереди. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Сестрорецк», сказал: «Да, вот это живопись.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Это очевидно. Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему. Он писал друзьям: «Полюбить природу чужого народа – что изменить своей церкви». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.
Судьба ее в настоящее время неизвестна. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Его репутация была безупречной. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Эту технику художник освоил еще за границей.
Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Нечего ждать пресловутого вдохновения. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства.
От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире.
Мрачное настроение. Крамским. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Окрестности Москвы. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу».
«Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса».
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Но удачный показ своих работ в Дюссельдорфе, Бонне, Аахене и Кельне задержал его отъезд, да и Академия художеств разрешила досрочное возвращение лишь летом 1865 г. По возвращении Шишкин представил на суд совета академии «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и получил звание академика. Крамским.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За эту картину Шишкин получил большую золотую медаль и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. К ним относятся Уголок заросшего сада. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Ему уже сопутствовала известность. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Родилась дочь Ксения.
Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Но семейное счастье художника оказалось недолгим.
организованы две выставки работ художника. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Едва ли не половину жизни Шишкин провёл в одиночестве в лесу, работая над своими этюдами. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье.
он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. И в этом уже проявляется своеобразие художника.
Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Случайность. Это несомненно. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. А художник, чтобы опять не потерять душевного покоя, приступил к работе над «Рожью» (1878 г. ). Отец художника Иван Васильевич Шишкин, слывший человеком честным, неподкупным, на протяжении нескольких лет был головой Елабуги.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина как зеленый могучий лес, заражал он всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Над землёй летают ласточки. Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Сосновый бор». Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В его произведениях встаёт дремучая Россия.
Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках.