Когда родился и умер Иван Шишкин, памятные места и даты важных событий его жизни.
Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Однако трактованы они с большей живописной свободой. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ».
Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. В 1860-х гг. Обе его жены скончались раньше него, а дети повзрослев не были заинтересованы в общении с отцом.
Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – Большой золотой медалью и правом на три года поездки за границу. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Деревья уходят далеко вверх, за пределы картины, этим художник показывает их громадность, данный приём характерен для всего творчества Шишкина.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств.
География работ Шишкина чрезвычайно широка. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
И в этом уже проявляется своеобразие художника. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В его картинах – чуткое отношение к деталям.
В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин.
Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
У работы было очень много положительных отзывов. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.
Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», — считают некоторые критики. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставке работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Это было выступление против мёртвого академизма. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев.
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Мастер смело экспериментировал. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Брался ли Шишкин за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны или ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти.
Картина Полдень. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Характерна в этом смысле «Рожь».
Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Их он стремился передать как можно конкретнее.
Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка – он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Примером таких работ является картина Рубка леса. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Его репутация была безупречной. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Крамской, видя неуклонный творческий рост пейзажиста с начала 70-х годов, особенно радовался его успехам в области колорита, подчеркивая, что эта победа была им завоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении с природой. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. С особой нежностью и тщательностью выписана могучая сосна, с накренившимися ветками, устремлённая ввысь.
Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Так в реальной жизни не бывает.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Богато нюансирован цвет. «Утро» полностью лишено всего этого.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи.
В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Сам он торговал хлебом, но интересовался техникой и историей, увлекался археологией и даже был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). В академии его картины одна за другой награждались медалями. Воробьев. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. А их было немало. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Участвовал в раскопках древнебулгарской культуры, за что удостоен звания члена-корреспондента Московского археологического общества.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Что впереди. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу.
Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему.
Мрачное настроение. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Третьяков решил судьбу картины по-своему. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым.
Крамским. Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща». В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
За эту картину Шишкин получил звание профессора. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Этюд Сосна на Валааме – один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали – дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры и о начавшем проявляться уже в то время характерном свойстве дарования Шишкина – содержательном восприятии природы.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Первое место занимает Шишкина Рожь. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме».
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Это очевидно. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.
Все сковано морозом и погружено в тень. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве.
Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме.
Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Эту технику художник освоил еще за границей. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Ему удавалось отлично передавать не только солнечную теплоту, но и мистическую прохладу луны.
Ничуть не бывало. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Чувствуется глубина оврага, глушь.
он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. В окрестностях Москвы. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. — Ср.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Жил преимущественно в Петербурге. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Окрестности Москвы.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Вечер, многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Вернувшись в Петербург, Иван Шишкин близко сошелся с только что организованной Артелью художников во главе с Иваном Николаевичем Крамским, которая объединила молодых русских художников, отрицавших академизм старой живописной школы. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой.
Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Русская дорога выступает национальным символом, показывающим устремлённость к горизонту и за горизонт, символизируя странничество.
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Это несомненно. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Каждое из них вызывало интерес зрителей. В них нет политики и социальной направленности.
С малых лет мальчик проявлял сильный интерес к природе и очень часто гулял в лесу, который находился недалеко от его дома. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы.
Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. Ему уже сопутствовала известность. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
Лучшая работа этих лет – Полдень. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Густые кроны бросают на них тень. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
организованы две выставки работ художника. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году».
В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Кроме этого увлекался археологоией историей.
Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Художник Иван Иванович Шишкин Величайший пейзажист, удивительный мастер написания лесных пейзажей и по сей день он остается бесспорным лидером в русской пейзажной живописи по созданию невероятного количества полотен с лесными видами.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу. В Рубке леса это видно по упругой округлости спиленной ели, которая кажется стройной античной колонной, сокрушенной варварами.
Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Тем более, что остров славился своей живописной природой.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Случайность. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера.
Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. У него были какие-то свои трения с Савицким. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. В таких картинах, как «Полдень. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Крамским. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Здесь его творчество расцвело. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.
В 90-е гг. Сосновый бор». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти.
Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Шишкин стремился к другому. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном свете.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось.
В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Последнюю свою работу он так и не закончил. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Положение, в котором оказался Шишкин во второй половине шестидесятых годов по возвращении из-за границы, можно было наблюдать и в творческой жизни других пейзажистов. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней.
В творчестве молодых живописцев росло стремление к новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных образных решений. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Лесная глушь (1872).
Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Биография художника зашифрована в его творениях. Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах.
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий.
Много работал Шишкин и за границей. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом».
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник.