Картина Анри Матисса Гармония в красном: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Он писал: «Лавина цвета сама по себе беспомощна, в цвете важнее всего соотношения». Вот, оказывается, почему вщукинском собрании оказалось так много полотен, приближающихся по размеру кпанно. Сергей Иванович купит 37 матиссовских полотен и отправит мэтру столько же писем.
В Академии художеств Годлевский попал в мастерскую Александра Осмеркина (члена объединения «Бубновый валет» в 1920-е гг. ), который сыграл особую роль в становлении художника. А когда появился красный, картина приобрела абсолютно новые оттенки. Стайны подружились с художником. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. И даже когда он отходит от нее, он должен быть убежден, что делает это ради того, чтобы лучше ее передать.
Движущая сила гармонии – это столкновение противоположностей и их единство. Что стало тому причиной, можно лишь гадать: большой ли гонорар, полученный от заказных работ, слова ли учителя о «службистах от искусства» и хрущевская «оттепель» или конфликт с теми же службистами в ЛОСХе. Вид из окна был излюбленным мотивом со времён Ренессанса. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.
Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). Я согласен, что из произведений Рафаэля или Тициана можно вывести более полный свод правил, чем из произведений Мане или Ренуара, но правила, которые мы найдем у Мане или у Ренуара, соответствовали их характеру и я предпочту самое незначительное их полотно всем картинам художников, подражающих «Венере с собачкой» или «Мадонне со гцегленком». Это противоположные цвета, образующие самые контрастные сочетания. Увидев весной 1906года на Салоне независимых большой холст «Радость жизни», коллекционер захотел познакомиться савтором ипопросил Амбруаза Воллара устроить встречу смсье Матиссом.
Будущий реформатор живописи вюности инепомышлял об искусстве. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Самым выразительным средством живописи Матисса являются контрасты. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств. В деле создания интерьерных сюрпризов «Школа ремонта» — лучший помощник. «Когда я начал писать, я почувствовал себя враю»— вспоминал свои ощущения Матисс.
Винчи говорил: «Кто умеет копировать, умеет делать». Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Часто обсуждают ценность различных методов и их отношение к различным темпераментам. Осмеркин ввел Годлевского в творческие мастерские П. Кончаловского, Р. Фалька, А. Куприна (Годлевский 2004), знакомство с которыми задало нужный вектор становлению художника, заставило осознать всю серьезность постановки художественной задачи. Доминика и Девы Марии. Начну с «Матисса и Пикассо», с работами которых Годлевский был хорошо знаком еще с довоенных времен (наряду с Сезанном и Ван-Гогом, которого особенно любил).
В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Вот таким образом цветовой круг для художника — почти то же самое, что таблица Менделеева для химика. И это есть естественная потребность достичь равновесия.
Жил Матисс в это время трудно. Сидение вадвокатской конторе особой радости неприносило. Здесь он создает множество интерьеров, композиций, показывающих мастерскую.
Творчество Анри Матисса одним из первых оценил русский коллекционер Сергей Иванович Щукин (1854-1937). Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Он уговорил отца отпустить его, уехал в Париж и поступил в Школу изящных искусств к Гюставу Моро, который вскоре произнес пророческую фразу: «Вам суждено упростить живопись». Через две споловиной недели полутораметровое полотно оказалось вособняке на Знаменке. С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые тона. Пейзаж «Львиный мостик» (1979) выполнен маслом, но колористически решен в прозрачной гамме пастельных тонов с преобладанием нежно-розовых, сиреневых, фисташковых цветов.
В конце 1940-х, приезжая в Москву, Годлевский всегда останавливался у Осмеркина в его мастерской на улице Кирова, где царили книги (громадная библиотека занимала почти целую стену) и картины художника (они были везде: на мольберте, на стенах, на полу, на стеллажах).
Например, если красный цвет расположить рядом с оранжевым, то он не сильно будет выделяться. Он переехал в новый дом в Исси-де-Мулино и предпринял несколько больших путешествий, посетив Северную Африку, Испанию, Германию и Россию. Под этим названием первый из щукинских натюрмортов фигурировал на Салоне независимых 1902года, ана выставке вгалерее Воллара в1904году именовался «Серебряный кофейник». Разумеется, это иллюзия. Чем меньше насыщенность цвета, тем больше он приближается к серым оттенкам. Увидев весной 1906 года на Салоне независимых большой холст «Радость жизни», коллекционер захотел познакомиться с автором и попросил Амбруаза Воллара устроить встречу с мсье Матиссом. Прическа мадам Матисс могла бы перегрузить композицию, но ее уравновешивает яркий бирюзовый фон.
Создается определенное отношение этого красного с белым цветом холста. Я выбираю цвета не по какой-нибудь научной теории, но по чувству, наблюдению и опыту. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Причем обновить в тайне от любимых женщин. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза. Учение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы.
После окончания Академии художеств в 1949 году Иван Годлевский начинает преподавать в Училище имени Мухиной (и очень скоро становится Заведующим кафедрой живописи), вступает в члены Ленинградского отделения Союза художников СССР (и очень скоро становится Председателем бюро Секции живописи ЛОСХ и членом Партбюро Секции живописи ЛОСХ), получает индивидуальную мастерскую на улице Салтыкова-Щедрина (бывшая мастерская Верещагина). Увлечение оказалось настолько сильным, что он вступил с художником в переписку. Щукин влюбился в живопись Матисса всем сердцем раз и навсегда.
В этом проявляется основное правило цветовой гармонии». Гармония – это равновесие, симметрия сил. Мне надо написать интерьер: передо мной шкаф, я ощущаю его красный цвет как очень яркий и кладу на холст красный тон, который меня удовлетворяет. Его цвет очень интенсивный и чистый. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
Яркость подразумевает насколько выбранный цвет освещён. Новое сочетание цветов последует за первым и передаст мое представление более полно. Общение с мастером во время учебы, долгие годы творческого контакта, перешедшего в дружбу (которые не прерывались даже в годы войны), остались для Годлевского самыми яркими впечатлениями тех лет: «Ленинградская «мастерская Осмеркина» в моей памяти всегда всплывает сиянием сверкающих красок. Человеческое лицо интересует меня больше, чем натюрморты или пейзажи.
Его картины становятся светлее и воздушнее («Булонский лес», ок. Ж. Помпиду). Тем не менее, основные — это синий, красный и жёлтый. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Вместе с произведениями Пабло Пикассо (1881-1973) они составляли ядро его живописной коллекции. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Столько лет нужды— ивдруг такой щедрый, аглавное, верный клиент. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
Если с самого начала какой-нибудь тон меня прельстил или поразил (быть может, я не отдал себе даже в этом отчета), то я чаще всего замечаю, когда картина окончена, что я его сохранил, каким он был, а переделал и изменил все другие. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Эти работы отличает блестящий профессионализм и крепкая «сделанность», характерная для крупнейших мастеров живописи, они проникнуты любовью к родному городу, глубоким лиризмом и духовностью автора. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Это явление можно назвать последовательным контрастом.
Под насыщенностью подразумевается сила цвета, так сказать, его «сочность». Там начался его отход от техники дивизио-низма.
Есть три пары контрастных цветов: красный-зелёный, жёлтый-фиолетовый, оранжевый-синий. В 35 лет он открывает для себя возможности цвета: в группе молодых живописцев, которым после появления на Осеннем салоне 1905 года дадут прозвище Les fauves (дикие), он признанный лидер. " В России картина более известна как Красная комната". В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Его средства должны соответствовать его темпераменту. А в работах художника повторяется на протяжении всего творчества. Прибегнув к композиционной схеме, которой он следовал еще в реалистической Бретонской служанке" (1896, картина всегда оставалась в собрании художника, сейчас Музей Матисса, Като-Камбрези), а затем в импрессионистическом Десертном столе" (1897, собрание Ниархоса.
Ведь быстрая фиксация пейзажа передает только один момент жизни. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины.
Жёлтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. (Осмеркин 1981). Год за годом его колорит делался всё насыщеннее и наконец сумрачная гамма ранних «темных картин» вспыхнула. В них – зрелый Годлевский, умудренный жизненным опытом, сделанным когда-то выбором в пользу подвижничества и самоотречения, а не «службизма» искусству. Однако эти различные тона снижают значение друг друга.
Эту старинную церковь можно найти в работах чуть ли не всех ленинградских художников. Я же просто стараюсь положить цвета, передающие мое ощущение. Я хочу достичь той интенсивности ощущений, какая нужна для создания картины.
Цветовой круг представляет собой шкалу из оттенков цвета, расположенных по окружности. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
При этом, передавая пространственные и цветовые отношения натуры, художник мыслит плоскость холста как единое декоративное целое» (Годлевский 1961). Они образуют самые контрастные сочетания. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок. Тема панно — танец.
То есть, к 1955 году Годлевский сделал стремительную карьеру «службиста от искусства» и не написал и десятка картин помимо заказных. Таким образом, цвет преобладает над формой, появляется пестрота, узорчатость, стилизация. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. «Однажды он пришел на набережную Сен-Мишель посмотреть мои картины», — вспоминал Матисс появление в своей мастерской Щукина.
Т. е. любой цвет может быть светлее или темнее при одинаковой насыщенности (приближаться к белому или чёрному). После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Когда художник рассуждает, он должен отдавать себе отчет, что его картина условна, но, когда он пишет, он должен верить, что копирует натуру. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург)., он показался мне недостаточно декоративным и я не мог поступить иначе. Оно позволяет мне лучше выразить мое почти что религиозное отношение к жизни.
Так, если некоторое время смотреть на зелёный квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. Чаще всего Годлевскому доводилось бывать в Старой Ладоге, где в советское время располагался дом творчества ленинградских художников. Будущий реформатор живописи в юности и не помышлял об искусстве.
Матисс испытывавший недостаток в средствах, оформлял театральные спектакли, а Амели открыла шляпную мастерскую. Эта дружба в его судьбе значила многое. Не боится воплощать идеи, которые поначалу могут быть непонятны заказчику. В35лет он открывает для себя возможности цвета: вгруппе молодых живописцев, которым после появления на Осеннем салоне 1905года дадут прозвище Lesfauves (дикие), он признанный лидер. «Поместить рядом голубой, красный, зеленый, соединить их экспрессивно и структурно. Глаза требуют или порождают комплиментарные цвета. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
Краски принесла мать и тут с ее сыном случилось настоящее наваждение. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные. Красно-коралловая поверхность приобрела особую яркость, оттенённая зеленью пейзажа в окне. Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах.
И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» – зелёный. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. «Мне очень нравится свежесть иблагородство вашей работы», — написал счастливый обладатель «Игры вшары». Матисс исполнил вариацию так понравившейся коллекционеру композиции: на фоне ровных горизонтальных полос зеленой травы, светло-синего моря и темно-синего неба он вновь поместил три фигуры — на этот раз обнаженных мальчиков играющих в шары. Некоторое время начинающий художник являлся лидером группы фовистов.
Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса. Главными для художника можно назвать насыщенность и яркость. После знакомства с Щукиным жизнь Матисса кардинально изменилась. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Это разные понятия.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Причиной тому стала не только война (Годлевский служил в войсках авиа-обслуживания, был ранен, тонул, совершил подвиг, награжден орденом Красного Знамени). Фовизм, скажет спустя годыМатисс, «стал для меня испытанием средств». В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Лишь в 1970-е годы художник как будто «дорос» до столь значительной темы. В московском полотне царит другое настроение — приподнятое, радостное и создано оно цветом. В них – материально воплощенное осознание, что «духовность в искусстве – это главное, что его определяет Духовность – это то единое, что достигается взаимодействием интеллектуальных и эмоциональных сил личности Картина – это удивительное явление, когда она создана не способом описания, а как следствие задушевности чувств». Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. как только снова приняться за него, чему сегодня я радуюсь. Их можно взять за камертон для настройки на все творчество Ивана Годлевского.
«Львиный мостик» и «Канал Грибоедова» – наиболее значительные произведения художника этого периода – своеобразный гимн «гармонии цвета», в котором воплотились многолетний опыт и многолетняя любовь художника к городу на Неве. Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название. Но революция рушит и эту чуть было наладившуюся жизнь.
Я кладу краску на холст, не имея никакой предвзятой идеи. Основная задача цвета – служить выразительности. (Осмеркин 1981). Сам я очень удовлетворен схемой. Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд.
Было бы чрезмерной самоуверенностью утверждать, что этим художником буду я, но вместе с тем это не исключено. Излюбленным местом художников в Старой Ладоге была территория полуразрушенной крепости с небольшой церквушкой Святого Георгия, построенной в XII веке («Егорушка» – любовно называл его Годлевский). Лучше всего художник выражает себя самыми простыми средствами. Эти цвета получить путём смешивания других невозможно. – размышляет Годлевский.
Эти цвета располагаются в определённой последовательности — также как и в радуге. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. На становление его живописи заметное влияние оказало творчество Винсента ван Гога (1853-1890) и Поль Синьяка (1863-1935) искусство арабского Востока. В 1909 году Матисс приобрел дом в Исси-ле-Мулино. Различают художников, работающих с натуры и работающих по воображению. Это контрастные цвета.
Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. Этим названием уже нельзя определить некоторых современных живописцев избегающих первого впечатления, которое они даже считают ложным.
Для этого я должен сперва навести порядок и в собственных мыслях – после чего создать такое соотношение между тонами, чтобы каждый цвет усиливал, а не гасил другой. Исчезают стул и обои. Но об этом уже сказано в других разделах.
Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка». А дом Щукина в Москве называли «маленьким музеем Матисса и Пикассо». Я отдам этому всю страсть своего сердца Этот город чудо. Например, если смешать красный (алый) и синий (лазурь), то получится грязно-лиловый цвет.
Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. По-моему, не надо превозносить один метод за счет другого.
Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. В 1910–1913 годах художник совершил путешествия в Испанию, Марокко и Танжер. «Как передать красоту удивительного города на Неве. Например, в картине, находящейся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, он отодвинул сосуд с рыбками к левому краю полотна, а в центре поместил вазу с красными цветами, рядом с которой на фоне окна виднеется статуэтка лежащей женщины.
Работала дизайнером-декоратором, директором мебельного салона и дизайнером по интерьерам. В той же статье этот превосходный писатель утверждает, что я пишу картины нечестно и я мог бы оскорбиться, если бы он не разъяснил свою мысль таким определением: «честно, значит соблюдая правила и придерживаясь идеала». В 1898 году художник женился на Амели Перейр. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. «Если она всё еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой», — сказал он, глядя на «Натюрморт с супницей», написанный Матиссом год спустя после приезда в Париж.
Все остальное здесь придумал сам Матисс. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В«Даме на террасе», считал Яков Тугендхольд, «был весь Матисс» искусство которого открылось во всем своем разнообразии только вгалерее Щукина.
В 1891 году он оставил юридическую практику и поступил в Академию Жюлиана в Париже. Год за годом его колорит делался всё насыщеннее инаконец сумрачная гамма ранних «темных картин» вспыхнула. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Но если тот же красный цвет будет соседствовать с зелёным, то он будет словно «гореть».
Мне нравятся слова Шардена: «Я кладу краски до тех пор, пока не становится похоже» и слова Сезанна: «Я хочу создать образ», а также слова Родена: «Копируйте натуру». Получила высшее образование.
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Удаляясь от буквальной передачи движения, достигаешь большей красоты и величия. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Большие вазы и другие объемные предметы, украшающие комнаты, как будто теряют свою материальность и кажутся такими же изящными и легкими, как узоры на коврах и сосудах («Статуэтка и вазы на восточном ковре», 1908, ГМИИ, Москва «Красная комната (Гармония в красном)», 1908 «Натюрморт с голубой скатертью» панно «Танец» и «Музыка» для московского особняка С. И. Щукина, 1910, все — в Эрмитаже, Санкт-Петербург). И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. «Мне очень нравится свежесть и благородство вашей работы», — написал счастливый обладатель «Игры в шары». Другое название этой работы – «Десерт». Она может быть разной при одинаковой яркости цвета (или освещённости).
В своём труде о цвете Гёте писал о гармонии и целостности так: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении сданным цветом заключает в себе весь цветовой круг. По специальности — архитектор. Далее Матисс планировал поступить в Школу изящных искусств, но это ему не удалось. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета: красный – зелёный красный – (жёлтый и синий) синий – оранжевый – синий – (жёлтый и красный) жёлтый – фиолетовый жёлтый – (красный и синий).
Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Но это были самые яркие и запоминающиеся годы.
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». «Именно в этой картине Матисс впервые отчетливо воплотил свое намерение исказить пропорции человеческого тела, чтобы гармонизировать простые смешанные с одним только белым цвета и усилить значение и смысл каждого цвета, — говорила первая почитательница художника американская писательница Гертруда Стайн. Ж. Помпиду, Париж). Процессы идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. Краски принесла мать итут сее сыном случилось настоящее наваждение.
Пуантилисты добивались цветного серого тона другим способом. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Автор переделал полотно. Сидение в адвокатской конторе особой радости не приносило.
«Если она всё еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой», — сказал он, глядя на «Натюрморт ссупницей», написанный Матиссом год спустя после приезда вПариж. За проект и его реализацию взялась дизайнер Елена Казакова. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Влюбившись вхудожника, он немог успокоиться, пока неполучал желаемую работу. На цветовом круге их позиции образуют равносторонний треугольник. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. М. У. Тёрнера, Матисс начинает применять более насыщенные краски. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). В композициях художника появляются вазы с роскошными цветами на фоне разноцветных занавесок и стен, окрашенных яркими красками («Вазы с ирисами», 1912 «Букет цветов на веранде», 1913, обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Голубая ваза с цветами на синей скатерти», 1913, ГМИИ, Москва).
Но если рядом с этой точкой я поставлю другую, потом третью, уже начинается путаница. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Но писать его надо не в лоб, а через призму поэтического восприятия». Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
Беда в том, что он не говорит, где эти правила записаны. Под этим названием первый из щукинских натюрмортов фигурировал на Салоне независимых 1902 года, а на выставке в галерее Воллара в 1904 году именовался «Серебряный кофейник». Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба», 1912, ГМИИ, Москва). Фона в привычном понимании в этой работе нет. Атмосферу хрущевской «оттепели», которую с радостью восприняли художники и искусствоведы и личные изменения в творчестве Годлевского хорошо передают слова М. С. Кагана во вступительной статье к каталогу выставки Годлевского 1961 года.
Иван Годлевский родился в 1908 году в бедной крестьянской семье в глухой провинции великой Российской империи – деревне Добромеричи Холмской губернии (ныне территория Польши). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так: Гармония Порядок. «Именно вэтой картине Матисс впервые отчетливо воплотил свое намерение исказить пропорции человеческого тела, чтобы гармонизировать простые смешанные содним только белым цвета иусилить значение исмысл каждого цвета, — говорила первая почитательница художника американская писательница Гертруда Стайн. — Он использовал искажение пропорций так же, как вмузыке используют диссонанс Сезанн пришел ксвойственной ему незавершенности икискажению натуры по необходимости, Матисс сделал это намеренно». Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.
Контраст мажора (его окраска звучания субъективно воспринимается как светлая и радостная) и минора (субъективная окраска – грустная, серьезная) составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. «Когда я начал писать, я почувствовал себя в раю» — вспоминал свои ощущения Матисс. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Их он воспринимал как своих современников, близких по духу и отношению к искусству. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Сергей Иванович купит 37матиссовских полотен иотправит мэтру столько же писем.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). «Эмоции за счёт простых средств», – таков художественный принцип живописца. В духе Сезанна исполнены фигурные композиции и натюрморты 1900 года («Обнаженная натура. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Я воспринимаю экспрессивную сторону цвета чисто интуитивно. Но объединение фовистов просуществовало недолго. Обучение в Академии художеств (1936-1941, 1949) было прервано войной и растянулось на 13 лет, лишь в 1949 году Годлевский получил звание «художника-живописца».
«Глубокая неудовлетворенность суховатой, описательной и, в сущности, безликой живописью, – пишет М. С. Каган, – заставила художника, не взирая на уже имеющееся в его руках профессиональное умение искать иной, более эмоциональный, более выразительный в пластическом и колористическом отношениях, более близкий его индивидуальному ощущению мира, «язык» живописи Отсюда и рождаются характерные для его работ лаконизм языка, четкая структурность композиции, монументальность образного решения и гармония чистых и звучных часто локальных цветовых пятен. Фовизм, скажет спустя годы Матисс, «стал для меня испытанием средств».
– Кто способен перенести все это на полотно. Художник одухотворяет вещи: полотна и статуи кажутся ожившими, ведущими молчаливый диалог с окружающими их предметами («Фрукты, цветы, панно Танец», 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Мастерская художника», 1911, ГМИИ, Москва «Красная мастерская», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Настурции на фоне Танца», 1912, ГМИИ, Москва). Тогда пришло понимание, что «природа и искусство – разные явления» (эти слова Д. Энгра Годлевский часто повторял). «Сожалею, что натюрморт скерамикой перешел вдругие руки Будьте добры, спросите ум-ль Вейль, торговки картинами, за какую цену она согласится продать мне его», — просил Щукин Матисса, скоторым весной 1908года вступил врегулярную переписку. Его учителем был мастер салонного искусства Виллиам АдольфБугро. Через две с половиной недели полутораметровое полотно оказалось в особняке на Знаменке.
Подзаголовок картины – «Десерт. Мир не без добрых людей: семейное предание гласит о неком человеке (имя его было утеряно), который подарил мальчику «волшебный ящик» – этюдник с красками, а затем помог поступить в Художественно-керамическое училище в городе Миргороде (1925-1927). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Для этого я очень пристально изучаю свои приемы. В цветовом круге есть цвета, которые располагаются друг напротив друга. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Даме на террасе», считал Яков Тугендхольд, «был весь Матисс» искусство которого открылось во всем своем разнообразии только в галерее Щукина.
У супругов Максима и Юли двое детей — девочка и. девочка.
Это оставило во мне навсегда чувство живой благодарности художнику-воспитателю. Эти нарочито «модные» детали, молодая девичья фигура в узких коротких брючками с «ногой на ногу», короткая стрижка и чувственный чуть приоткрытый рот – придают портрету модерновое звучание, а образу девушки – типический образ «стиляги» (по крайней мере, в глазах зрителя XXI века). На третьей стадии меняется форма локтя и сложенных ладоней девушки, опять же упрощаясь и как бы устремляясь к форме круга. порядок. Впечатления от увиденного преобразились в чудесные натюрморты, портреты, пейзажи, где элементы экзотики вплетены в общий декоративный строй живописи Матисса («Испанский натюрморт», 1910–1911 «Севильский натюрморт», 1910–1911, оба — в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Госпожа Матисс в манильской шали», 1911, Художественный музей, Базель «Вид из окна. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался.
Главным в интерьере считает комфорт и уют. Влюбившись в художника, он не мог успокоиться, пока не получал желаемую работу. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В приведённой таблице цветов это можно наглядно увидеть.
Возникает вопрос, что определяет это впечатление. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Если я положу рядом с ним зеленое пятно или сделаю желтым паркет, я тоже остаюсь удовлетворенным отношением этого зеленого или желтого с белым цветом полотна. Столько лет нужды — и вдруг такой щедрый, а главное, верный клиент. Теперь о «службистах».
«Сожалею, что натюрморт с керамикой перешел в другие руки Будьте добры, спросите у м-ль Вейль, торговки картинами, за какую цену она согласится продать мне его», — просил Щукин Матисса, с которым весной 1908 года вступил в регулярную переписку. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. Сегодня, много лет спустя, я понимаю, какой блестящий художник и какой замечательный педагог был мой учитель». Он уговорил отца отпустить его, уехал вПариж ипоступил вШколу изящных искусств кГюставу Моро, который вскоре произнес пророческую фразу: «Вам суждено упростить живопись».
Зачем. «Портрет молодой дамы», 1959 (или «Девушка с челкой», под таким названием портрет первоначально был показан на выставке 1961 г. ) решен предельно лаконично. Нейтральный серый соответствует этому состоянию. Если красный (краплак) и синий (ультрамарин), то образуется уже чистый фиолетовый цвет.
Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Он считал, что «детализация» нарушает цельность чувства, вот таким образом использовал контрастное сочетание немногих цветов и создавал обобщённый рисунок. Знакомство с Полем Синьяком в 1904 году также повлияло на молодого мастера, создавшего несколько произведений в пуантилистской технике («Роскошь, покой и наслаждение», 1904, Национальный музей современного искусства, Париж). После знакомства с Щукиным жизнь Матисса кардинально изменилась.
В щукинской галерее находилось тридцать семь полотен французского художника. Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление собственно серого тона происходило уже в глазах зрителя. Любой цвет имеет ряд характеристик. «Поместить рядом голубой, красный, зеленый, соединить их экспрессивно иструктурно.
И затем, для того, чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. Т. е. зелёный и красный усиливают друг друга, создают контраст. В 1909 году картину доставили в Россию, к удивлению Щукина, она превратилась в Гармонию в красном и получила название Красная комната.
От рисунка исходит выразительная сила, воздействующая на окружающее. Слово «импрессионизм» прекрасно определяет их манеру, так как они передавали мимолетные впечатления. Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов имеющих одинаковую светосилу.
Увлечение оказалось настолько сильным, что он вступил схудожником впереписку. Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем серый квадрат меньшего размера, но той же яркости. Маленького Ивана с братом Акимом отправляют в приют княгини Вениаминовой в Москве. И вот почему.
Щукин влюбился вживопись Матисса всем сердцем раз инавсегда. В середине 1900-х годов Матисс вырабатывает свой собственный оригинальный стиль.
«Однажды он пришел на набережную Сен-Мишель посмотреть мои картины», — вспоминал Матисс появление всвоей мастерской Щукина. Всей семьей они любят собираться в гостиной. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Самое важное для меня – это замысел. С самого начала необходимо иметь четкое представление о целом. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Всё огромное множество других цветов образуется путём смешения этих трёх (это применимо для отражённого от предметов света цветовой модели CMYK если же свет излучается как на мониторе, то это цветовая модель RGB и здесь смешение происходит по другим законам, между зелёным, красным и синим).