Картина известного художника Михаила Врубеля «Гамлет и Офелия» была написана в 1884 году во время его студенчества. Обратимся к работам Э. Делакруа «Смерть Офелии» и «Гамлет и Горацио на кладбище», а также к картине «Офелия» Дж. Сказанное теперь перекликается с печальными мыслями Гамлета, высказанными в конце второй картины первого акта, когда он помышлял о смерти.
Люди изображены с необыкновенной внешностью. Плеяда таких людей, начавшаяся с Гамлета и Дон Кихота, продолжалась в русской литературе образами «лишних людей» Онегиным и Печориным и далее в произведениях Тургенева, Добролюбова, Достоевского. Гамлет, сумевший случайно прочитать письмо, делает в нём исправления.
Эпоха идеальных людей давно прошла. Автор статьи приводит свое стихотворение «Выбор Офелии» из цикла «Шекспировский след», в котором основными компонентами образа Офелии являются любовь, стремление помогать людям, лучезарность, перекрывающая роковую тьму несчастливой личной судьбы веселием, безумным от горя. «Я вас любил когда-то», — говорит он сначала, а потом отрицает и это: «я не любил вас». И первое место, первое значение в этом принадлежит музыке Шостаковича. Автор указывает, что борьба не завершена, что разрешение конфликта – в будущем. Оба некоторое время провели за пределами Дании, т. е. видели мир и людей.
Театральное действие того времени происходило на помосте посреди площади, актёры по ходу пьесы могли спускаться в «зал». Неслучайный этот образ приобрел особенное звучание в XX веке — времени социальных потрясений, когда каждый человек решал для себя вечный «гамлетовский вопрос». В постижении – как сходен с божеством. Девушка лежала в ванной, воду в которой подогревали горелки.
Сперва он отдельно писал окружающий пейзаж, что было несвойственно для прерафаэлитов. Он обретает мужество для борьбы, но на жизнь он может смотреть только со скорбью. Картина у многих созерцающих ее вызывает эротические чувства. Спутникам Амлета были вручены таблички с письмом, которое они должны были тайно передать английскому королю.
Вкладом в теорию вечных образов может стать рассмотрение различных аспектов образа Гамлета в трагедии У. Шекспира, его интерпретаций в западной и русской культурных традициях, его роли в становлении такого феномена отечественной культуры, как «русский Шекспир». Какую только брань не обрушивает на свою голову Гамлет: «Тупой и малодушный дурень», «ротозей», «трус», «осел», «баба», «судомойка». – вот в чём вопрос». План наблюдения его прост – найти знакомых и, слегка очернив сына, выманить откровенную правду о его поведении вдали от дома. Одна непосредственно завершает исход борьбы и выражается в гибели главного героя.
Трагедия «Гамлет» стала не только самой близкой для русского читателя, литературных и театральных критиков, актеров и режиссеров, но приобрела значение текстопорождающего художественного произведения, а само имя принца стало нарицательным. Оба света для меня презренны1, – говорит он. Избегает излишней ответственности, старается делегировать это другим. Брэдли (1904). Это тоже изображение преображения внутреннего мира человека.
Его Офелия предстает обезумевшей и отдавшейся судьбе героиней, ее рассеянный взгляд привлекает внимание зрителей. Сейчас сложно представить его без музыки Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Недаром на разных этапах развития человеческой мысли люди обращались к «Гамлету» ища в нем подтверждение взглядов на жизнь и мировой порядок. Гамлет же убивает (правда ненамеренно) Полония, отправляет на верную смерть Розенкранца и Гильденсона, убивает Лаэрта и, наконец, короля он также косвенно виновен в смерти Офелии.
Вопросы, которые ставит трагедия имеют поистине общечеловеческое значение. Происходит преображение смерти в жизнь и в этом великая сила искусства. Вот значение Гамлетовой слабости». Автор указывает, что борьба не завершена, что разрешение конфликта – в будущем.
Ему трудно понять равнодушного, скрывающего свои эмоции человека. Чаще всего в таких учреждениях царит хаос. Смерть отца, сумасшествие, а потом и гибель сестры не могли не повлиять на Лаэрта. Однако Амлет догадался о том, что всё это неспроста: придя к матери, он повёл себя как помешанный, запел петухом и вскочил на одеяло, размахивая руками. Череп на картине становится символом бренности бытия. Одна из ключевых фигур трагедии – Полоний, не представляется нам в однозначном свете. На полотне изображена юная Элизабет Элеонор Сиддал. в знаменитой статье Гамлет и Дон Кихот (1859), еще десятью годами ранее дав современное воплощение вечного образа в рассказе Гамлет Щигровского уезда.
Принц прямо или косвенно оказывается виновен в этих убийствах. Именно такую интерпретацию предложил в своей классической работе Шекспировская трагедия А. С. Брэдли (1904). Он не минуты не может усидеть на месте, ему необходимо быть в постоянном движении. Девушке было всего девятнадцать лет, когда она испытала на себе поговорку «искусство требует жертв». Музыка, написанная Д. Д. Шостаковичем к спектаклю, удостоилась высокой оценки. Гамлет не раз на протяжении песни имел возможность покарать Клавдия. У Гамлета глубокий и подвижный ум – все схватывает на лету.
Они с воодушевлением выполняли кровавое дело, которое считали своим долгом. Он сам в своё время писал: «Публике видны сразу все действующие лица, но одни из них выступают на первый план, в круг, очерченный светом, а другие плавно удаляются вдаль В работе над этой книгой я почувствовал себя в некотором роде театральным режиссёром».
Так он обязательно находит положительный заряд и его энергия восстанавливается. Нам такая психология может показаться странной. Из слов Гамлета «я утратил свою веселость, забросил все привычные занятия» легко сделать вывод о душевном состоянии Гамлета-студента.
Этот герой многогранен и имеет обширный образ, что наполнен жизненным содержанием. Отсылая от себя актеров, Гамлет заказывает главе труппы представление пьесы «Убийство Гонзаго» и просит включить в нее шестнадцать строк, написанных им самим. Фу. » (пер.
Для Гамлета – не презренны и в этом трагизм его положения. Ни сам писатель, ни его современники не знали, что пройдет несколько веков, а его герои не только не будут забыты, но станут самыми «популярными испанцами» и соотечественники поставят им памятник. Зритель становился как бы участником всего происходившего. На картине Э. Делакруа «Гамлет и Горацио на кладбище» принц резко отличается от остальных.
Замечательно выражает это Гамлет, когда в письме к Офелии клянется ей в вечной любви до тех пор, пока эта машина принадлежит ему. Так, в «Литературной газете» было написано, что музыка «самое лучшее, самое смелое в спектакле, она все время на какой-то чудесной границе иронии и сатиры» 88. Потому, когда «все мои друзья-товарищи бесконечно жаловались на то, что это серый город», – Гамлет кивал, – «продолжая любоваться нескончаемой палитрой серого – архитектурой, обезображенной функциональностью». Он догадывался об опасениях своего дяди Фенгона.
Он непримиримо враждебен к Клавдию. Где «тотальность» скуки – призрачна и в самой «скуке» заложен широкий диапазон, слишком непривычный для восприятия «профессионального» скучающего. Он переживает глубочайший перелом. Умирает и сам Гамлет, ставший жертвой коварства Лаэрта и Клавдия.
Королева находит прямое объяснение поведению сына: «Это бред». Но буйство Амлета пугало его и он решил избавиться от него раз и навсегда. На картине «Офелия» Милле они тоже присутствуют.
Возникло даже понятие «донкихотство». Не останавливаясь на этом, Клавдий отравляет и вино, чтоб опоить Гамлета в случае победы. Гамлет – одинокий борец за справедливость. Тем большее значение в театре получало слово автора, язык и стиль произведения.
Он отнюдь не тот холодный рационалист и аналитик, каким его себе иногда представляют. Премьера фильма была приурочена к 400-летию со дня рождения В. Шекспира. Гамлет тоже делает все, чтобы оттолкнуть от себя Офелию. Конфликт романа исторически конкретный (отображает современную писателю Испанию) и универсальный (так как существуют в любой стране во все времена). Но что мы видим. Понять Гамлета – значит понять законы художественного целого, в рамках которого он возник.
Его моральные устои на уровне того времени безупречны. Гамлет переживает измену матери и как личное горе и как измену идеалу верности. Он много думает. Но нас более интересует вечные вопросы «о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви», которые так понятно и так неоднозначно прописаны гением Шекспира. Он по-дружески расположен к актерам.
У Гамлета глубокий и подвижный ум – все схватывает на лету. Во-вторых, Герута становится соучастником мести Амлета. также: «Гамлет» Бориса Пастернака, 2002).
До этого между Фенгоном и Герутой близости не было. Он много думает. Со слов Офелии мы знаем, что на него смотрели, как на «надежду» государства. Жажду мести. Придворных по приплытии а Англию казнили, а Амлета обручили с дочерью английского короля. Сверх того он дописал, что Фенгон просит выдать за Амлета дочь английского короля. Он однажды признается Горацио в том, что Клавдий «стал меж избраньем и моей надеждой», то есть надеждой принца стать королем.
В итоге она промерзла, так как дело происходило зимой и тяжело заболела. Просто это единственное, на что он способен. Он непримиримо враждебен к Клавдию. Этим художник подчеркивает, что архитектура – не что иное, как отпечаток человеческой деятельности, что-то вроде слепка жизни, который формирует культурный ландшафт города, выводя его за пределы «естественного порядка».
И череп шута перед взором памяти Гамлета преображается в образ веселого, любящего жизнь и принца человека, но, увы, только перед мысленным взором и только на короткое время. Прежде всего, они неоднозначны и многогранны. Гамлет берет на себя труд пересмотра и переоценки не только средневековых ценностей, но и ценностей гуманизма, причем вскрывается иллюзорность гуманистических представлений о мире как о царстве безграничной свободы и непосредственного действия. В трагедии Шекспира две развязки. Изображая сумасшествие, Гамлет наблюдает за всем.
Он боится божьей кары. Количество интерпретаций всей трагедии и особенно характера ее главного героя огромно. Иначе и быть не могло. Вечный образ Гамлета удивительно многолик. При характеристике книги нередко звучит слово «театральный», это была идея самого художника – создать иллюстрации в стилистике театра, отразить в них логику и структуру театральной сцены.
У кого-то пройдет. Если ему и не под силу было излечить «расшатавшийся» век, дать новое направление времени, то из своего духовного кризиса он вышел победителем. Гамлет с сожалением убеждается в своей ошибке — то был всего-навсего лишь Полоний, «жалкий, суетливый шут».
Гамлет не лжет, когда отрицает в себе этот порок. У Гамлета глубокий и подвижный ум – все схватывает на лету. Король и Полоний, подслушивавшие их разговор, лишний раз убеждаются в безумии Гамлета (1 С. 106). Он потрясен, заколдован, столкнувшись с фактом смерти, он далек от всего земного. Он умело владеет шпагой.
Юный принц был умён и хитёр. Смертью смерть поправ, моральную победу одерживает один Гамлет. Свершение мести для него невозможно в том выражении, как это принято в том обществе.
Наконечник его шпаги отравлен Клавдием. Последние его вдохновляют больше всего. Гамлет отправлен в Англию для сокрытия этих досадных случайностей. Как помнит читатель, на вопрос Полония о книге, в которую принц все время заглядывает, Гамлет отвечает: «этот сатирический плут говорит здесь, что у старых людей седые бороды». Гамлет не представляет свою жизнь в спокойном, в лишенном эмоций, обществе. Таким образом, первая попытка поймать Амлета в ловушку не удалась.
Гамлет несет в себе луч великой надежды – горячий интерес к будущему человечества. Он колеблется, так как воспринимает эту месть как проявление зла: убийство всегда останется убийством, даже когда убивают негодяя. Он готов отдать жизнь за нее, правда и забрать чью-то вместе с тем. Но один из придворных предупредил Амлета.
Неужели горе Гамлета было наигранным. Два более ранних (относящихся к годам ученичества в Академии) эскиза на тот же сюжет не идут ни в какое сравнение с киевской картиной – ни по живописи, ни по внутренней концепции в первых вариантах она просто не найдена. Смерть короля оказывается подлым убийством, совершенным его братом Клавдием. Она убеждена в сумасшествии сына и во всем его поведении видит только это. Гамлет является произведением, в котором отражен «вечный образ» искателя правды, философа нравственности и человека шагнувшего выше своей эпохи. Во время поединка умирает Гертруда испробовав отравленного вина из чаши, предназначенной на самом деле для Гамлета.
Трагедия семьи только заставляет его больше задуматься о нравственных ценностях. Но это с одной стороны, это то, что лежит на поверхности. Еще в ранние годы своего творчества Врубель начал работу над Демоном.
Он грубоват в общении с Офелией. Три элемента сюжета были изменены. Он равнодушен к престолонаследию. Он стремится возбудить в Клавдии сознание его вины. Как только он замечает ее, его тон сразу меняется. Такое двуличие вызывает протест своим присутствием и в современном мире. Физически он – как в железных тисках, во дворце ему – как в тюрьме.
Он обличает свою мать и любит ее. Словом, в образе Гамлета мы видим многогранность человеческой личности, который задумывался о смысле существования людей, вот таким образом он и произносит всем известный монолог: «Быть или не быть, вот в чем вопрос». В обличии и в движениях — как выразителен и чудесен.
Символичность черепа преображает его. Бывают в жизни такие моменты, когда не хватает действия, когда наступают, так называемые, серые дни и это грозит депрессией (кругом слышно только плохое, потерял работу, на совести висит неоплаченный кредит). Когда Горацио предупреждает, что король скоро узнает, как принц поступил с Розенкранцем и Гильденстерном, Гамлет отвечает: «Промежуток мой» (1 С. 122).
Э. Милле, можно заметить тот же эффект. В целом, мне это произведение Э. Делакруа, как и слова Гамлета на кладбище, напоминают работу Ганса Гольбейна — младшего «Мертвый Христос в гробу», о которой князь Мышкин Ф. М. Достоевского сказал следующее: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть. » (Достоевский, 1989: 220). «купируя стихи, мы старались передать поэзию музыкой. Гамлет изнежен, отстранен от земного.
Как обычный сотрудник часто себя преподносит как всесторонне развитого человека. В России такого рода исторический поворот мысли был предложен уже В. Г. Нет сомнений, что Гамлет метил именно в Клавдия (1 С. 110) Когда за занавесом падает тело, принц спрашивает мать: «это был король. ». Моральную победу одерживает один Гамлет. В это время умирает и королева, выпившая отраву, приготовленную королем для Гамлета.
Для спектакля Д. Д. Шостакович сочинил 13 номеров: «Вступление и ночной дозор» «Похоронный марш» «Туш и танцевальная музыка» «Охота» «Пантомима актеров» «Шествие» «Музыкальная пантомима» «Пир» «Песенка Офелии» «Колыбельная» «Реквием» «Турнир» «Марш Фортинбраса». Наклонилось дерево, стремительный поток воды уносит тело сопротивляющейся стихии Офелии. Он равнодушен к престолонаследию.
Однако Фенгон опасался, что, став взрослым, Амлет отомстит ему за смерть отца. Шекспировский «Гамлет» стал не только самой популярной зарубежной пьесой на русской сцене, но и наиболее часто переводимым произведением, способствовавшим становлению русской переводческой школы. История создания картины печальна. Картины Гамлета – живописца кардинально отличаются от картин других художников. Смерть в эстетике атеистического сознания — явление безобразное, ужасное и низменное.
Теоретически данный процесс в культурах разных народов рассмотрен в книге В. Д. Диденко «Духовная реальность и искусство: эстетика преображения» (Диденко, 2005), после прочтения которой возникает желание найти свет преобразования и преходящего в вечное в конкретных художественных произведениях. Именно это отразил на картине Э. Делакруа. Быть может, это взаимосвязано: за растлением духовным следует растление физическое.
Может быть именно это и происходит в данный момент с Гамлетом. Обстоятельства требуют от него убить убийцу своего отца. Внутренняя воспитанность Дон Кихота совмещается с комизмом ее внешних проявлений (он способен полюбить простую крестьянскую девушку, но видит в ней только благородную Прекрасную даму).
У него отсутствует понятие «всему свое место», по возможности избегает бытовых дел. 2 Белинский В. Г. Гамлет, драма Шекспира. Гамлет – человек с огромным талантом, умеющий менять «маски», драматизировать ситуацию. Известны его работы «Английское искусство» (The Art of England), «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (Fiction: Fair and Foul), «Современные художники» (Modern Painters), статья «Прерафаэлитизм» (Pre-Raphaelitism) и др. Любила ли она его.
В Эльсинор прибывает театральная труппа. Сохранились чертежи и схемы декораций, на которых есть указания размеров, материалы, механизмы.
Гамлет может привлечь почти любого человека. Мы помним, что он считал честолюбие Фортинбраса естественной рыцарской чертой. Важным для понимания образа Лаэрта есть анализ его отношений с Гамлетом. То была «младенческая, бессознательная гармония», гармония, основанная на неведении жизни. Однако, вновь не всё так просто и однозначно.
Этому обучали в тогдашних университетах. Даже убедившись в виновности дяди, он не становится его палачом, а лишь обвинителем. Почему, например, он не наносит удар, когда Клавдий молится в одиночестве. Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видала на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона» (Куприн, 2006: 47). Это становится причиной внутреннего разлада героя, который позже примет название «гамлетизма» и приводит сюжет пьесы к трагической развязке.
Вот пред чем в ужасе Гамлет. Это одно из ярчайших полотен, характеризующих творчество прерафаэлитов. 119). Их отличала простота нравов, порывистость и непреклонность.
В России такого рода исторический поворот мысли был предложен уже В. Г. Белинским. Задавая вопрос: Почему медлит Гамлет. Он остроумен. У Гамлета – нет и в этом его трагедия. Слиться с народом – ни в его борьбе, ни в его временной покорности – Гамлет не мог. Мгновенное исполнение задуманного. Принц не сжигает придворных, а прокалывает пиками.
За два месяца он превращается из восторженного юноши в равнодушного, меланхоличного «старика». Но он неумело оценивает свои профессиональные качества, часто их преувеличивает. Он ближе, роднее нам, чем все другие герои Шекспира и силой своей и слабостью. Дважды обращается к шекспировским героям Михаил Врубель. Торжествует, цветет жизнь, время смерти, кажется, еще не пришло.
Посчастливилось – мне не только потому, что его музыка была прекрасной, что она передавала с необыкновенной точностью и глубиной именно современный смысл, современные чувства и мысли этих великих трагедий. В конце пьесы Шекспир последний раз взвешивает соотношение сил. К людям народа влечет душу Гамлета, к Гамлету – их души, к нему пристрастна буйная толпа, но это их взаимное тяготение не приводит к их соединению.
В этом мы убеждаемся, наблюдая его встречу с Офелией. Также ему необходимо, чтобы жизнь была насыщенна эмоциями и препятствиями. Грамотное ищущее и свободолюбивое. Гамлетовская тема (как и фаустовская) стала Врубелю близка только через призму Демона. в знаменитой статье Гамлет и Дон Кихот (1859), еще десятью годами ранее дав современное воплощение вечного образа в рассказе Гамлет Щигровского уезда.
Шекспир, «Гамлет», образ Гамлета» не заканчивается. Ему не свойственна пунктуальность и точность, не требует этих качеств от других. Он хочет, чтобы Клавдий узнал, за что его ожидает кара.
Он боится божьей кары. Человек с ярко выраженной драматической внутренней и внешней эмоциональностью. Будь на месте Гамлета Лаэрт, он бы не упустил случая. Повод для такого превращения заложен и в самом образе Офелии У. Шекспира. «Весь мир – тюрьма. » — повторяет герой слова ещё одного великого гуманиста своего времени Томаса Мора. К примеру, крайность Дон Кихота заключается в его идеализме.
Первое из них — рыцарственность Гамлета и его высокое понятие о чести. В блоге А. Парашутова можно найти страницу «Образ Офелии в мировой живописи» (Парашутов, 2008: Электронный ресурс), на которой представлено 39 картин по мотивам «Гамлета», среди которых большую часть занимает изображение смерти Офелии или ее предсмертного состояния. Это глубоко трагический образ.
Как благороден разумом. Гамлет интересовал А. С. Пушкина, будоражил воображение М. Ю. Лермонтова. Владычество над Ютландией перешло к Фенгону, который женился на Геруте.
Но тут он почувствовал, что под одеялом кто-то спрятан. (5 С. 203) Когда в следующей сцене Гертруда, опасаясь угрожающих слов Гамлета, вскрикивает, прося о помощи из-за занавеса раздается крик. Не подозревая подвоха, он идёт на состязание с Лаэртом.
Быть может, причина этого — незаурядные дарования натурщицы. Гамлет одержим идеей мести, но находится в сомнениях. Например, в «ИД Мещерякова» выходит серия «W. S», в которой произведения Шекспира издаются отдельными книгами с иллюстрациями разных, зачастую до сих пор малоизвестных у нас художников. Но и без скорой расплаты за содеянное зло жить дальше невозможно. За несколько минут до смерти Гамлет завещает Горацио поведать людям о случившемся. А что для меня эта квинтэссенция праха.
«Дания – тюрьма», «время вывихнуто», зло и предательство обнаруживают себя не только в убийстве короля своим родным братом, они везде, отныне это нормальное состояние мира. Его нерешительность не является проявлением трусости, он смелый, откровенный человек. Но мне посчастливилось еще и в другом. В письме Фенгон просил казнить Амлета, как только он высадится в Англии. Шекспир много раз изображал честолюбцев.
Этой цели посвящены все действия героя вплоть до сцены «мышеловки». Но он несёт в себе заряд моральной чистоты и стремления общества к лучшему. В 1964 г. Г. М. Козинцев решил сделать кинофильм по этой трагедии. Он не может и не хочет сдержать свою ненависть.
Белинский метко определил состояние, в каком находился Гамлет до смерти отца. В этом предании воспевалась любовь не только до смерти, но и за гробом. Но он также является продуктом той эпохи и это связывает его. Главная сфера активности Гамлета — мысль и острота его самоанализа. Возможно, да, но сам-то Гамлет в Клавдии дьявола не видит. Гамлет остроумен, хорошо владеет шпагой, он боится божьей кары, но в то же время, богохульствует. Недаром в большой речи, выражающей взгляд Гамлета на вселенную и человека (о ней сказано выше), Гамлет ставит разум на первое место, когда восклицает: «Что за мастерское создание — человек.
Однако воплотить такую мечту в действительность они бессильны. У него возникают определенные трудности при выборе подходящей одежды. С этой целью он отправил его в сопровождении двух придворных в Англию. Понять ее смысл невозможно, если исходить только из индивидуальных данных Гамлета или иметь в виду его стремление отомстить за убийство отца. Вот таким образом он отвергает предположение королевских соглядатаев, будто его гложет честолюбие. Также он быстро и часто меняет свой «образ» изображая обиженного и непонятого человека и может повторить этот спектакль по несколько раз в день. Что они выйдут из романа и заживут своей самостоятельной жизнью в произведениях прозаиков и драматургов, поэтов, художников, композиторов. Он остроумен.
В известной степени «гамлетизмом» вдохновлялся Ф. М. Достоевский, особый взгляд выразился в оппозиции «Гамлет и Дон Кихот», выдвинутой И. С. Тургеневым, позже получившей в русском самосознании статус культурной константы. Соглядатай был убит, а Фенгон ничего не узнал и на этот раз. Он приходит к тому, что все, во что он верил и чем жил – это лишь иллюзия. Гамлет упрекает Лаэрта за многословие и патетику (его напыщенное горе меня взбесило), тем не менее сам говорит не менее патетически: О, я любил Офелию и сорок тысяч братьев с мощью всей их любви со мной не уравнялись бы. Внутри испытывает ощущение неуверенности и чувствует недостаток своих деловых способностей.
Совсем другой вечный образ появляется перед нами в трагедии Шекспира «Гамлет». Он по-дружески расположен к актерам.
Кое-кто из придворных стал догадываться, что Амлет только притворяется безумным. Основная идея Шекспира заключалась в желании показать психологические портреты современников на основе феодализма «тёмных времён», вырастающее в обществе новое поколение, которое может изменить мир к лучшему. И снова это лишь «верхушка айсберга». Это следующие работы: бронзовая скульптура «Офелия» Антуана-Огюстена Прео (1843), «Смерть Офелии» Эжена Делакруа (1844), «Офелия» Джона Эверетта Милле (1851–1852), две картины Артура Хьюза под названием «Офелия» (1851–1853 1863–1864), «Офелия» Жозефа Северна (ок.
в 2-х томах, т. II – М., Рипод классик, 2001, стр. 197. У Гамлета есть своя этика мести. Он давно оторвался от самого текста, покинул узкие для него рамки пьесы и стал тем «абсолютом», «сверхтипом» имеющим право на существование вне времени. Да, таков Гамлет финальной сцены. Он утратил веру в людей, любовь, жизнь утратила для него свою ценность.
Смерть уравнивает всех: и знаменитого завоевателя А. Македонского и королевского шута. В произведениях Врубеля очевидна внутренняя связь с Демоном Гамлета и Печорина. 1860), «Первое безумие Офелии» Данте Габриэля Россетти (1864), «Офелия» Джорджа Фредерика Уоттса (1880), «Офелия и Лаэрт» Уильяма Гормана Уиллса (ок. Соответственно такой оценке его смерть изображена как подвиг во имя свободы.
Удар Гамлета не только не попал в цель, он дал Клавдию ясно понять намерения принца. Тем не менее, она не отступила перед трудностями и передала изображению часть своей души.
Понять Гамлета – значит понять законы художественного целого, в рамках которого он возник. Но, будучи королевским сыном, он естественно считал себя наследником престола. Правда, в жизни бывает, что глубокое потрясение вызывает поток слов, лишенных смысла. На полотне Э. Делакруа «Гамлет и Горацио на кладбище» на первый план выдвигается уже не категория прекрасного, а понятие возвышенного. Король погибает не вместе с придворными.
Своим недоверием к принцу и волей отца он разрушает их любовь. Но Гамлет вновь не спешит. Но как измерить эти силы, если все герои мертвы. Это отвечает и духу романтизма (того направления, в котором творил художник) и духу эпохи Возрождения, в которую жил У. Шекспир. По мнению автора, данное полотно соответствует идейному замыслу Шекспира. Суть конфликта: столкновения идеальных норм и представлений о действительности с самой действительностью — не идеальной, «земной». Она тоже дала ему понять, что хотят проверить подлинность его безумия.
Впервые он написал музыку к постановке Н. П. Акимова в Московском театре им. Он борется против своих врагов их же средствами. XIX в. ), «Гамлет перед королем Клавдием, королевой Гертрудой и Офелией» Кристиана Августа Принца (ок. А. С. Пушкина.
В 1954 г. режиссера Григория Михайловича Козинцева (1905-1973) пригласили поставить спектакль «Гамлет» в Ленинградском театре драмы им. Над образом самой Офелии Милле работал в лондонской квартире.
Знаменитый монолог «Быть или не быть» является лишь вершиной таких рассуждений, которые вплетаются во все его диалоги с друзьями и недругами, в беседах со случайными людьми. Природа вокруг играет всеми красками жизни. Она известна также как модель Данте Габриэля Россетти. Издательство «Речь» представило переиздание избранных произведений У. Шекспира с иллюстрациями ленинградского художника Саввы Бродского, в книгу включены «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и все сонеты.
Однако если Гамлет воспринимает Лаэрта определенной мерой: как своего двойника (Я вижу в образе моей судьбы и его судьбу, – скажет принц Горацио), то для Лаэрта Гамлет – разрушительная сила что уничтожила его семью Лаэрт не услышал слов Гамлета о перемирии, о братском отношении к нему иначе он должен был бы признать, что задумывает осуществить покушение на жизнь брата. Милле позировала девятнадцатилетняя начинающая художница Элизабет Сиддал. Борется ли при этом он с дьяволом. Многие расценивают это факт как самоубийство.
От этих последних мы узнаем, что Гамлет был любителем театра. И здесь дело не в отсутствии храбрости. Эльсинор – величественный замок датских королей.
Рассматривая лицо Офелии на картине Дж. 1900), «Офелия. Круг, в котором вращался Гамлет, составляли его товарищи по университету. Это привлекло к ним внимание французского писателя Франсуа Бельфоре, который включил сагу о Амлете во второй том «Трагических историй», опубликованный в 1576 году.
В галерее вечных образов принц Датский занимает одно из самых видных мест. «Гамлет» — трагедия личности. Он любит мать, несмотря на ее отношение. Именно такую интерпретацию предложил в своей классической работе Шекспировская трагедия А. С. Брэдли (1904).
Но Гамлет не из тех, кто находит дурное только в других. До всех известных нам событий Гамлет был цельной гармонической личностью.
Но твердо знает, что наступит момент и тогда надо будет действовать. В Офелию он поселил смятение своим поведением. В трагедии есть даже два образца литературного письма Гамлета: любовный стишок, адресованный Офелии и шестнадцать стихотворных строк, вставленных им в текст трагедии «Убийство Гонзаго». Они оба совместно правили Ютландией.
Гамлет жаждет действенной мести—отправить Клавдия в ад на вечные муки. Увидев тело Полония, Гамлет признается: «Я метил в высшего». И здесь явственно видна аксиологическая функция искусства. На полотне Дж. Принца Гаутаму когда-то так потрясло известие о смерти, что он стал основателем новой веры, а принц Гамлет потерял ее, нарушая заповедь «Не убий». Похоже на то, что Гамлету передалась напыщенность риторики Лаэрта.
Это наиболее кровавая из всех трагедий Шекспира. В английском шекспироведении, напротив, утвердилась традиция видеть в случае с Гамлетом трагедию, пережитую нравственным идеалистом, вступившим в мир с верой и надеждой, но болезненно потрясенным гибелью отца и изменой матери. Трагедия Гамлета – это и трагедия народа. Творчество прерафаэлитов поддержал английский писатель, художник и критик Джон Рёскин. Она подготавливает всё необходимое для расправы Амлета с придворными.
Герута благословила его намерение. Невозможность действовать, неумение, роднит его с «лишними людьми» русской литературы. Именно в нравственных устоях этих двух людей выражен конфликт времени. Он не может и не хочет сдержать свою ненависть. Гамлет давно признан вечным образом мировой культуры.
О замысле спектакля, решении его художественного оформления мы узнаем благодаря документам из архива Натана Исаевича Альтмана (1889-1970) – театрального художника, живописца (написавшего портреты В. И. Ленина и А. А. Ахматовой и др. ), графика, скульптора. Он действует решительно и быстро. Что толку от мести, она пуста и бессмысленна. Он расслышал странную угрозу принца: «у нас не будет больше браков те, кто уже в браке, все, кроме одного, будут жить».
Монолог, завершающий второй акт, полон укоров в бездействии. За Клавдием есть вина в смерти только одного прежнего короля. Образ Офелии на картине необыкновенно одухотворенный. Гамлет, носитель нового представления о роли человека на земле, старается перевести вопрос в плоскость доказательства вины и личностного наказания, тем не менее, беря на себя роль исполнителя, герой попадается в ситуацию наказания Провидением.
По мнению многих высоко авторитетных ценителей искусства, это одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия. Талантливо управляет своим голосом, мимикой, сопровождая живыми жестами. Кроме этого, он написал несколько картин на тему Демона.
Оставаясь наедине с самим собой, Гамлет как бы импровизирует его раздумья не перепевы общих истин обихода житейского, а самобытные, давно выстраданные и вот здесь, сейчас родившиеся, не успевшие остыть, превратиться в сухие умозаключения. Образ Гамлета дан в трагедии крупным планом. Прежде чем совершить злое дело, человек ждет, пока у него совесть утихомирится, пройдет, словно немочь. Они должны знать о Гамлете, чтобы следовать его примеру, чтобы «сразить противоборством» зло на земле и мир – тюрьму превратить в мир свободы. Традициями и обществом ему навязывается определённый стереотип поведения, который он уже не может принять.
Как благороден разумом. ». О сговоре Клавдия и Лаэрта он не подозревает. И даже инерция собственного характера, как мы можем судить, по своей природе отнюдь не слабого, решительного во всем, пока дело не касается главного решения – мстить.
На мой взгляд, Гамлет не может править, так как он философ. Именно по этой причине он один из талантливых режиссеров и актеров. Ведь так часто это оспаривается.
Трагедия Гамлета – это и трагедия народа. Непосредственная борьба против зла на некоторое время становится невыполнимой задачей. Фильм ждал огромный успех (его показали почти в ста странах), а также многочисленные, в том числе международные, награды. В действии — как сходен с ангелом. Портрет Сюзанны Райхенберг» Люсьена Леви-Дюрмэ (1900), «Офелия» (1900–1905), «Офелия с цветами» (1905–1908) и «Офелия или словно ребенок» (1905) Одилона Редона, «Офелия» Маргарет МакДональд Макинтош (1908), «Офелия» Анри Жерве (до 1910. ), «Офелия» Карло Леви (. ), «Снежная Офелия» (1997), «Подмосковная Офелия (Офелия на Протве)» (2000) и «Офелия будет жить. » (2006) Дениса Жукова, «Офелия» Марины Поспеховой (2006), «Офелия» Андрея Аранышева (2007).
Самой природой своего дарования Врубель был подготовлен к созданию этого образа. Трагедия Шекспира «Гамлет, принц датский» (1600г. ) наиболее знаменитая из пьес английского драматурга. Он сомневается в себе. Что ж, преступление раскрыто – пришло время действовать. Присуще ли честолюбие ему самому.
Лаэрт признается в своем предательстве и называет виновника. Количество интерпретаций всей трагедии и особенно характера ее главного героя огромно. Подобный спор может быть оправданным только, психологическим стрессом обоих героев. Герута покаялась в своей вине и тогда Амлет открыл ей, что он хочет отомстить Фенгону. 1890), «Офелия в чертоплохе» Жоржа Жюля Виктора Клерена (к. Он с гордостью вспоминает отца-короля. Он отбушует и успокоится, считает она (1С.
В результате под казнь попадают предатели, а он возвращается в Данию. Эта линия является родной для русской ищущей души. Его Гамлет разыгрывает определенным образом., Лаэрт во Франции познавал жизнь другим способом: искал приключений, учился фехтованию. Для Гамлета – не презренны и в этом трагизм его положения.
Горацио рассказывает об этой встречи Гамлету и тот решает лично встретиться с тенью отца. Перед своей судьбой, обществом и всем королевством Гамлет остаётся один. Прежде, он запретил своей дочери Офелии принимать ухаживания Гамлета. Гамлет обращает отравленное оружие против короля и, видя, что тот только ранен, заставляет его допить отравленное вино. Все это позволяет представить, как замысел должен был воплощаться на сцене. Не случайно трагедия Гамлета переводилась на русский язык более сорока раз.
На этом раскрываемая тема «В. Ответ, несомненно, может быть только один. В бедности и одиночестве доживал свой возраст Мигель Сервантес де Сааведра, хотя при жизни он был известен как автор талантливого, яркого романа «Дон Кихот». Музыку к спектаклям, поставленным на сюжет трагедии В. Шекспира «Гамлет» писали многие известные композиторы: Ф. Лист, Г. Берлиоз, А. Е. Варламов, П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев. Не покидает ощущение, что на Шекспира Врубель смотрит через призму лермонтовского «Демона».
Э. Делакруа преображает и артефакт человеческой жизни. Он обличает свою мать и любит ее. Он обходителен с Горацио. Венец всего живущего. Оба света для меня презренны, – говорит он. Б. Л. Пастернака Шекспир, 1985: 545 см.
Гамлет понимает, что борьба будет продолжаться, но как и когда — ему неведомо. он так измучен, так раздражен, что едва боковым зрением улавливает другую его сторону. Природа показана в движении. И когда мы вместе с героем начинаем чувствовать, что он более не принадлежит себе, что он делает не то, что он делать был бы должен, – тогда именно трагедия вступает в свою силу.
Шекспир не случайно выбрал в герои принца. Он умело владеет шпагой.
Он призывал не просто изображать природу, но проникать в ее божественную сущность, брать за идеал мастеров средневековья. Романтический герой отказывается следовать канонам времени в своей мести. Хотя это было ложью, никто не стал опровергать его объяснений. В таком случае способен разыграть трагическую сцену с целью его оживить.
Этим он увлечен всю свою жизнь, независимо от выбранной ему профессии. Как видно, сколько людей – столько и мнений. Когда потом Полоний жалуется, что монолог, читаемый актером, слишком длинен, принц резко обрывает его: «Это пойдет к цирюльнику, вместе с вашей бородой». Образ Дон Кихота стал вечным тоже благодаря своей универсальности: всегда и везде есть благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые отстаивают свои идеалы, но не в состоянии реально оценить действительность.
В аристократической среде держится он непринужденно, отлично зная все винтики и механизм ее этикета, к простым людям не подделывается и не проявляет никакого высокомерия. Не случайно Шекспир-художник избрал именно Виттенбергский университет для своего героя. Это не грубый могильщик. Сравним изображение Желткова в гробу из произведения А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и образ Офелии на картинах Делакруа и Милле. Читатель стал свидетелем того, что герой заботился о чести сестры, семьи. Клавдий вручает им письмо для короля Англии с просьбой казнить принца. Русские переводчики обыкновенно передают слово машина словом тело, не понимая, что в этом слове самая суть трагедии (в переводе Б. Пастернака: Твой навеки, драгоценнейшая, пока цела эта машина1). Он ближе, роднее нам, чем все другие герои Шекспира и силой своей и слабостью.
Он действует решительно и быстро. Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. В этой трагедии — это Клавдий. Уже самое приобщение к жизни для него является трагедией. За несколько минут до смерти Гамлет завещает Горацио поведать людям о случившемся.
Убит и Клавдий, в живых остаётся лишь единственный верный друг Гамлета Гораций. Хотелось сказать только, что мне очень посчастливилось работать с Дмитрием Дмитриевичем. Во время одной из встреч лампы погасли, но Элизабет не сказала об этом художнику. Она первая видит разительную перемену, происшедшую в нем.
Так в чём секрет их долговечности. Будучи актером, входит в роли разного характера и талантливо их исполняет.
В это же время появляются и другие, не менее яркие, «вечные образы» – Фауст, Дон Кихот, Дон Жуан. 1880), «Офелия» Александра Кабанеля (1883), «Офелия» Константина Маковского (1884), «Гамлет и Офелия» Михаила Врубеля (1888), «Офелия» Маркуса Стоуна (1888), четыре картины «Офелия» Джона Уильяма Уотерхауза (1889, 1894, 1908, 1910), «Офелия» Анны Леа Меррит (1889), «Офелия» Генриетты Рей (1890), «Офелия» Пауля Альберта Штека (1890), «Офелия» Жюля Жозефа Лефевра (1890), «Офелия» Антуана Огюста Эрнста Эбера (ок. Любил ли Гамлет Офелию. Гамлет в искусстве сильно отличается от других. У Гамлета глубокий и подвижный ум – все схватывает на лету. Клавдий провоцирует поединок на шпагах двух молодых людей, клинок Лаэрта намеренно отравлен. Так возникает замысел Гамлета проверить истину слов Призрака.
Вообще, все персонажи по-своему яркие, незабываемые, неповторимыми и среди них, конечно же, невозможно не вспомнить в произведении Шекспира «Гамлет» образ самого главного героя, того самого Гамлета – датского принца. Шекспир-мыслитель предстает в этом произведении во весь свой гигантский рост. С трудом формулирует обязанности сотрудников, неумело распределяет работу и нагрузку. Тогда он придумывает, где найти радость. На картине Э. Делакруа «Смерть Офелии» изображена последняя битва за жизнь: лицо девушки серьезно, слегка искажено борьбой, одной рукой она держится за сук дерева, пытаясь спастись, а другой инстинктивно прикрывает обнаженную грудь.
Что горе Гамлета велико — несомненно и так же верно, что он по-настоящему потрясен. К тому же оказалось, что девушка, которую выбрали для данной цели, была влюблена в Амлета. Теперь противники знают друг о друге главное. Розы являют символ любви таволга — это бессмысленность всей ситуации, смерти молодой девушки незабудки — верность алый адонис соотносится с горем анютины глазки — это неразделенная любовь» (Описание картины, 2015: Электронный ресурс). Смерть царит в этой трагедии от начала до конца.
Образ Гамлета возникает как раз тогда, когда эпоха Возрождения близится к своему закату. Гамлет не раз на протяжении песни имел возможность покарать Клавдия. Остро чувствуя свою чужеродность, несовпадение мира внутреннего с миром внешним, он страдает от одиночества и падения собственных гуманистических идеалов. Это долг чести.
Словам королевы нельзя доверять. Вот мы видим ненависть Гамлета к Клавдию, при этом он замечательно относиться к актерами. «Все время наигрывает на моей дочери, — говорит Полоний, — а вначале он меня не узнал сказал, что я торговец рыбой». Вершиной творчества Шекспира многие его современники, а вслед за ними и последующие поколения, считали трагедию «Гамлет – принц Датский».
Трагедия Гамлет – зеркало, летопись века. Собеседником, но не более того. Повествование Бельфоре в основном повторяет сюжет Саксона Грамматика. Но мы встречаем его уже тогда, когда эта гармония нарушена.
Нужна предельная честность, чтобы судить себя столь же, если не более строго, чем других. Он богохульствует. Впоследствии иллюстрации печатались также в альбоме с работами художника. Ему необходим комфорт, но сам его создать не умеет.
Еще одна тема с большей силой возникает в пьесе – бренность всего сущего. Кажется именно ограниченность в цвете и форме, рано или поздно, приводит к подобным размышлениям, а в случае с проектом «Архитектура» – еще и к выявлению собственной принадлежности к географии города. Д. Д. Шостакович обращался к этой трагедии трижды. Девушка сама писала стихи, прекрасно рисовала, участвовала в выставке прерафаэлитов.
На примерах разбора указанных выше картин автор показывает, что художники Э. Делакруа и Дж. Гамлет добивался верного второго и третьего актов. «Со временем я пришел к мысли, что мы – это часть этого странного пейзажа, а он – часть нас», – говорит Гамлет. Он советует ей идти в монастырь: «Уйди в монастырь к чему тебе плодить грешников. » «Или, если уж ты непременно хочешь замуж, выходи замуж за дурака, так как умные люди хорошо знают, каких чудовищ вы из них делаете».
Полония Гамлет просто дурачит и тот легко поддается на выдумки притворного безумца. Во-первых между Фенгоном и Герутой существовала связь ещё при жизни её мужа. Амлет был в тот момент ещё очень юн. После этой встречи в сознании Гамлета происходит перелом.
Мы видели раньше, как он суров по отношению к матери, как полон вражды к Клавдию. Демон жил где-то в сокровенных тайниках его души. На ней принц датский и его возлюбленная предстают в момент напряженного диалога.
Его мысль возбуждается не отвлеченным наблюдением фактов, а глубоким переживанием их. Однако, думает Гамлет не чужим умом. Он должен во всём убедиться сам. Он выше мира земной жизни.
Он богохульствует. У Горвендила был брат, Фенгон, который завидовал его удачам и питал к нему тайную вражду. Он обходителен с Горацио. На этом фоне кровная месть теряет своё первоначальное значение, перестаёт быть формой «реабилитации» справедливости, потому как ничего, в сущности, не меняет. Не только серьезным своим речам, даже каламбурам, шуткам, остротам всегда придает он глубокомысленный поворот, вследствие чего они кажутся одновременно и доходчивыми и замысловатыми. Таким его увидел И. С. Тургенев в знаменитой статье Гамлет и Дон Кихот (1859), еще десятью годами ранее дав современное воплощение вечного образа в рассказе Гамлет Щигровского уезда. Однако художественный взгляд при виде радикального однообразия не утомлялся. Созданное в 1852 г., оно хранится в галерее Тейт в Лондоне.
Несмотря на то, что понятие «вечные образы» получило широкое использование в философской и эстетической критике, оно недостаточно четко определено. Обычно в его квартире царит некий хаос. Он умен, не высокомерен, живет своими мыслями, руководствуется своим суждением. Белинским. Гамлет не полагается ни на свою интуицию, ни на голос из потустороннего мира, ему необходимо доказательство, удовлетворяющее требованиям разума. Гамлет Шекспира— «придворный, ученый, воин» (по словам Офелии)— герой совсем иного душевного склада.
Скорее нет, чем да. Нам известно также, что Гамлет не только читал книги, но и сам писал стихи. Гамлет часто говорит о смерти.
Он сразу надевает личину безумия и говорит с Офелией жестко. Натан Исаевич часто работал с Г. М. Козинцевым, как в театре, так и в кино. Гамлет – невнимательно отнесся к его ответу иначе он раньше заподозрил бы неладное. «Мышеловка» – кульминация трагедии. Несмотря на то, что для такого подозрения не было достаточных оснований, Фенгон решил избавиться от возможного соперника.
Во время поединка Гамлет ранен отравленным клинком, но находит взаимопонимание с Лаэртом. Единственный, кто озабочен поведением Гамлета по-настоящему, — Клавдий. Зрители и читатели осведомлены о ней. Почему, например, он не наносит удар, когда Клавдий молится в одиночестве. В это не хочется верить. Но гениальность Шекспира выразилась в умении описать всё в полутонах, не скатываясь к гротеску. Второй мотив в «игре» Гамлета с Полонием — его борода.
Как бесконечен способностью. Картина «Гамлет и Офелия», написанная в 1888 году, выполнена в характерных для художника холодных тонах. Писал же Шекспир о современной ему Англии. Судьба крепко связала этих героев.
Сам писатель, по воспоминаниям его жены Анны Григорьевны, был очень впечатлен полотном художника (см: Достоевская, 1981: 174–174). У героя хватило мужества признать закономерность в результате своего предательского поступка Он рассказал Гамлету о заговоре переложив ответственность за нее на короля (король виновный). После изобретения книгопечатания были напечатаны тексты Саксона Грамматика. Он грубоват в общении с Офелией.
Он жил в мире интеллектуальных интересов. И опять в нем поражает возмущение, на этот раз направленное против самого себя. Гамлет, не раздумывая, пронзает это место мечом. О смерти размышляет он в монологе Быть или не быть.
Гамлету непонятны жестокие противоречия мира, в котором он живет он уверен, что человек – «венец творения», но на деле сталкивается с противоположным. Для Гамлета познание действительности начинается с потрясений огромной силы. Сам череп на картине — это тоже не артефакт человека, а символ открытия переменчивости, тленности земного, которое переживается не абстрактно, как раньше (кто с детства не знает, что все люди смертны. ), но конкретно-чувственно, а от того открывается словно впервые. Насколько высоко понятие Гамлета о чести, настолько же презирает он честолюбие. Он пачкал себя грязью и бегал по улицам с дикими воплями.
Они приблизительно одного возраста. Такой интерес вызван не только феноменом средневековой драматургии и литературным талантом автора, что несомненно. А с другой. Тема Демона не оставляла художника всю жизнь. Его натура переполнена богатыми душевными переживаниями.
Будь на месте Гамлета Лаэрт, он бы не упустил случая. Гамлет отнюдь не властолюбив. Кроме этого в картинах отображается его представление о будущем. Гамлет оказывается на распутье: «Быть или не быть. Когда увидел ужасные стороны жизни – коварство измену, убийство близких.
Э. Милле «Офелия» бурное движение уступает место спокойствию. Эмоционально возбужденный, он в плену страстей, которые и приведут его к гибели. Речи Гамлета, обращенные к Офелии, полны издевок. Главными действующими лицами пьесы являются принц Гамлет и советник короля Полоний. Краса вселенной. Движение — это жизнь и героиня французского живописца прекрасна. Слабо выражены способности понять процесс хозяйственной, административной деятельности. Талант Шекспира проявляется во многом в его языковой манере подачи сюжета.
Подход Бродского к иллюстрированию сборника произведений знаменитого англичанина уникален. Он шутит, смеется иронизирует, подбадривает и даже внушает страх в людях.
Он с гордостью вспоминает отца-короля. В столицу Дании вступают войска норвежского принца, который и занимает датский престол.
Призрак рассказывает принцу ужасную историю своей смерти. В Эльсиноре умирает сошедшая с ума от горя Офелия. Это символ еще одной утраты — любимого. Было бы ошибкой искать в нем завершенности характера и ясности взгляда на жизнь. И даже не Горацио, который, по мысли Н. В. Захарова, выраженной в статье «Гамлет и Горацио — два студента Виттенбергского университета», «должен исполнить последнюю волю Гамлета, донести трагедию королевства до потомков» (Захаров, 2005: 43). Трагичен ли образ Гамлета. С ним направляются друзья-соглядатаи.
В духе «распалась связь времен», а материальном мире распадается форма. – Не он «режиссёр», не он главный распорядитель всего действа, он всего лишь «марионетка». Впрочем, этот сюжет не является чем-то оригинальным для «тёмного времени». Его колебание — следствие глубоких размышлений о природе зла. Он сомневается в себе. 1 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр.
«Так было бы и с нами, будь мы там», — говорит король, узнав о гибели Полония. Внимание было перенесено с внешней борьбы на духовную драму героя. (П. Уже в средние века идеал рыцарственности был воплощением высоких нравственных качеств. Это одна из самых кровавых трагедий Шекспира.