Триумф Галатеи – фреска, законченная приблизительно в 1514 итальянским живописцем Рафаэлем для виллы Farnesina в Риме. Фреска «Триумф Галатеи» – одна из малочисленных росписей великого Рафаэля Санти на мифологическую тему, выполненная целиком лично самим живописцем. Рафаэль пишет не только Галатею с Форнарины, но и свои лучшие картины: Сикстиснкая Мадонна, Мадонна да Фолиньо, Дама с вуалью, Фригийская Сивилла, Психея, Мадонна делла Седья, Мадаленна в экстазе. На первом этаже виллы Фарнезина, в просторном зале, расположенном слева от Лоджии Психеи, можно увидеть одну из самых знаменитых работ Рафаэля Санти в Риме. Фреска «Триумф Галатеи», написанная Рафаэлем в 1512 году, привлекает внимание ценителей искусства на протяжении уже многих десятилетий. Зал, который надо миновать по пути к лоджии Амура и Психеи, зовется залом Галатеи – по полной языческой жизнерадостности фреске Рафаэля «Триумф Галатеи» изображающей, как считают некоторые ученые, знаменитую куртизанку Империи.
Рафаэль написал на этот сюжет прекрасное произведение, где Галатея изображена стоящей в раковине, которую везут дельфины, управляемые Амуром. «триумф Галатеи» (итал. Trionfo di Galatea)— фреска, созданная в 1512 году итальянским художником Рафаэлем для виллы Фарнезина в Риме. «триумф Галатеи» — фреска, созданная в 1512 году итальянским художником Рафаэлем для виллы Фарнезина в Риме.
Когда молодой Рафаэль поступил к Перуджино, последний был в зените своей славы. Художник, не вникая глубоко в содержание библейских легенд, создал эти фрески, носящие название «Библии Рафаэля».
Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. Рафаэль был в зените своей карьеры. Но в возрасте 11 лет Рафаэль лишается отца и остается полной сиротой На воспитание его взял дядя фра Бартоломео. Фрески ватиканских лож далеко не равноценны по своим художественным достоинствам. Первая Ватиканская фреска Рафаэля известная под названием «Диспут», посвящена прославлению религии вторая, расположенная напротив «Диспута» изображает восхваление философии как свободной «божественной» науки.
Рафаэль написал свои фрески по библейским (сотворение мира изгнание из рая, явление Бога Исааку и т. д. ) и по мифологическим (боги, гении, необыкновенные звери) мотивам, не отказываясь и от тем современной жизни. Масса разнообразия в движениях, выражениях лиц и позах.
Что-то оперное есть уже в «Изгнании Гелиодора». Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Художник не прибегает к неправдоподобным преувеличениям, утрированным позам, для того чтобы показать прекрасную, величественную картину торжества, праздника человеческой мысли.
В картине «Исцеление хромого святым Петром и святым Иоанном», помимо интересной декоративной композиции, абсолютно исключительный интерес представляет фигура нищего калеки, расположившегося у правой колонны храма. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. Решив украсить свою римскую виллу, Агостино Киджи пригласил в 1511г. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. Умбрийская школа развилась под влиянием сиенцев.
Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. Справа расположены три фигуры, в которых сочетаются черты людей, лошадей и рыб. С правой стороны расположились солдаты стражи папы или его носильщики. В 1494 г., когда Рафаэлю было всего одиннадцать лет, умер его отец. В «Создании Евы» есть что-то жанровое Бог на ней глубокий, но крепкий старик, а юная, с полудетскими формами Ева очень трогательна в своей невинности. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина).
Много спорили о том, нарисовал ли этих птиц сам Рафаэль или потом их пририсовал какой-нибудь ученик. Остаток наивной веры художника, уже вступившего в блестящий век чинквеченто, но еще связанного непосредственно с традициями кватроченто, мог родить образы, подобные изображенным в «Диспуте». Все в этом городе дышало искусством: начиная от античных стен, ворот этрусской эпохи, башен и бастионов феодальных времен и кончая вошедшим в историю искусства фонтаном Джованни Пизано и биржей «Камбио», в котором заседала местная корпорация банкиров.
Предполагалось выткать десять ковров, с изображением на них различных деяний апостолов. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер.
Большой интерес представляет картон «Паси овцы моя» по необыкновенной глубине и четкости психологических характеристик. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Очевидно, первым был написан портрет папы Юлия II.
Редкая растительность покрывает его лицо и голову. В это самое время город дал мастеру Перуджино заказ расписать местную биржу «Камбио» фресками. Так называемые «мадонны Римского периода» отличаются большой зрелостью таланта и ясностью выраженного в них идеала.
Все приведено в согласие, звучит одним мощным художественным аккордом. У подножия лестницы — две самые многочисленные группы спорящих философов: справа — группа юношей, окруживших Евклида, который что-то измеряет циркулем на грифельной доске в его облике узнается архитектор Браманте к математикам приближается обращенный к нам спиной статный человек в царской короне со сферой в руке — великий астроном древности Птолемей, за ним следуют два юноши в облике одного из них без труда узнается сам Рафаэль, второй — художник Содома, участвовавший в росписи свода Станцы. Платили художникам и архитекторам помесячно или за фут фрески. Детские годы Федерико прошли при дворе Папы Юлия 2 (покровителя и заказчика Рафаэля Санти (Станцы) и Микельанджело (Плафон Сикстинской капеллы) (Рим, Ватикан).
Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. Используя сложные ракурсы и светотень (приёмы, которыми славилась живописная школа Рафаэля), художник прекрасно передал пластику тела. Рафаэль создал тип женщины-матери исполненный необыкновенной прелести. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Металкффозы. ПУТТИ: Этих маленьких крылатых мальчиков также называют аморетто.
В Риме же Рафаэль создал больше пятнадцати портретов. И несмотря на то, что весь народ жил искусством и среди искусства, художников ценили хоть и высоко, но не как артистов, а как ремесленников, хорошо исполняющих свою работу. Это не мощные титаны Микельанджело, не величественные олимпийцы Гомера, а манерно облагороженные персонажи «Метаморфоз» Овидия: все чересчур чувственное, резкое, бурное – смягчено и успокоено. Неизвестно, оригинал ли сохранился в галереях Питти и Уфицци, так как и в той и в другой галерее есть одинаковые экземпляры портретов, приписываемые Рафаэлю.
Непередаваемое выражение имеет лицо калеки, наблюдающего из-за колонн «чудо» исцеления хромого. После смерти печально известного папы Александра VI Борджиа, блестящего мастера политических интриг, чья жестокость и лицемерие не знали границ, а страшная смерть стала достойным возмездием (он выпил яд, приготовленным им для другого, кстати, родственника), папский престол занял Юлий II. Почти идиллически выглядят фрески, на которых изображены Венера, показывающая Амуру людей или Амур ищущий сочувствия у трех граций и поручающий им Психею для защиты от Венеры. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Одним из таких людей и был Юлий II.
Прогрессом в его искусстве является то, что в качестве типичного представителя итальянского Высокого Возрождения XVI в. в частности (с его особой ясностью классического вкуса) – он культивирует строгое начало. Политика – это искусство возможностей. Судьба картонов была тоже не очень счастливой. Лица апостолов – простые, грубые.
Изначально предполагалось украсить лоджии виллы серией фресок мифологических сцен. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Обращение к античному сюжету позволило Рафаэлю создать фреску, проникнутую духом античной классики с её культом чувственной красоты. Почему. Сейчас же вслед за «Диспутом» Рафаэль написал «Афинскую школу», фреску, блестящую по мастерству композиции.
У совершенства долгая предыстория, но всё имеет своё завершение. Этот овал придает изображенному некую неизменность и в то же время композицию пронизывает круговое движение, которому невольно подчиняется и зритель: взгляд Папы Сикста направлен вверх, к Мадонне, улыбающаяся Святая Варвара смотрит вниз, а взоры маленьких херувимов вновь обращены к Мадонне.
Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль. Фрески «Фарнезины» славятся своим исключительно интересным изображением греко-римских богов. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). К несчастью, в это же время был одержим любовью к Галатее и циклоп Полифем. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Образование их обычно ограничивалось знанием библейских сюжетов.
художников Перуцци, Себастьяно дель Пьомбо и Рафаэля. И по водам спасается от Полифема. Художники, архитекторы и скульпторы были очень востребованы.
Примитивность была их отличительной чертой. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. Обезумевшая от горя девушка превратила кровь своего любимого в быструю и прозрачную реку. Вот таким образом из всей серии предполагаемых мифологических сцен было выполнено только несколько.
В этой вещи Рафаэль достиг уже вершины своего таланта, в ней чувствуется все то новое, что Рафаэль приобрел в Риме, – в Риме Льва Х (преемника Юлия II с 1513 г. ) с его светски-гуманистическим двором, в том Риме, в котором человек понимался без мистико-религиозной оболочки, во всей полноте его подлинных жизненных сил и возможностей. Переехав в Рим, он по-прежнему работал и на заказ. Для тебя я вскармливаю одиннадцать молодых оленей (шеи их украшены прекрасными ожерельями) и четырех медвежат. Во время своего пребывания во Флоренции художник написал несколько портретов.
Согласно античному мифу, прекрасная морская нимфа Галатея полюбила юношу по имени Ацис. Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). В эти же годы богатый римский банкир, любящий искусство, поручил Рафаэлю Санцио написать в своей вилле «Фарнезина» фрески «Триумф Галатеи» и миф о Психее и Амуре. Реалистическая трактовка религиозной темы свободна, не скована никакими традициями.
Усевшись на землю у входа, он принялся зазывать покупателей. Рим снова жил на широкую ногу. Картина много раз реставрировалась и море как раз подвергалось самой безжалостной «обработке».
В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. В Риме Рафаэль достиг огромной высоты в области портретного искусства. Над окном Рафаэль изобразил Парнас, а ниже, по бокам окна, Александра Македонского, приказывающего положить рукопись Гомера в гробницу Ахилла их императора Августа, запрещающего друзьям Виргилия сжигать «Энеиду».
Декоративность картины усиливается еще странно написанным морем. Бытует мнение, что вдохновение для картины художник позаимствовал в поэме «Триумф Галатеи» греческого поэта и философа Феокрита. Уже через десять лет после их выполнения многие были испорчены действием непогоды, так как написаны они были в открытой галерее, которую застеклили только в XIX в. Эти фрески интересны для нас как свидетельство неисчерпаемого творческого гения Рафаэля, удивительной работоспособности и разносторонности его таланта. Недоверие и надежда, зависть и скептическое безразличие – целая гамма чувств отразилась на этом лице. Расположенный на скалистом плато, город был живым памятником многих эпох. Папа своим примером уже не сдерживал стремление кардиналов к роскоши.
Рафаэлю предстояло, прежде всего расписать фресками «Сигнатуру» – залу, где Папа подписывал свои бумаги. В греческой мифологии красивая Нереид Галатея влюбилась в крестьянского пастуха Акиса.
Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Такова Мадонна собрания Соли (Мадонна и ребенок с книгой): она – вполне перуджиновское творение, выполненное несмелой рукой ученика (ее относят к 1501 г. ). Когда в 1701 году Ричардсон пришёл в «Фарнезину» взглянуть на фреску Рафаэля, он был неприятно удивлён долгим поиском ключа от зала, где находилась фреска. Мечтательно-одухотворенные лица его мадонн до сих пор составляют славу умбрийской школы.
Рафаэль хоть и повторял в своей фреске сюжет поэмы Полициано, но позволил себе вольности в изображении некоторых деталей. Известно, что Рафаэль был ярым поклонником античной эпохи. В такой идеализации мощи и силы человека апогей гуманистической философии.
На картине Тициана «Поклонение Венере» (1518-1519) бесчисленные путти собирают в саду яблоки – эти священные плоды являются символом богини, – подбирают их с земли, срывают с деревьев и играют, бросая ими друг в друга. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. В XVI в. искусство еще могло создать такой портрет, лишенный фальшивой идеализации, остающийся в рамках спокойного правдивого реализма, но свободный от ненужных натуралистических подробностей. Образцовая правильность композиции придает всей картине риторический характер. Италия всегда давала миру идеал прекрасного и Рафаэль в своей «Галатее» возвысил человека до красоты божества.
Сюжетом для этих фресок Рафаэль взял сцены из мифа об Амуре и Психее в том виде, как этот миф разработан в «Метаморфозах» Овидия, а частично у Апулея и Феокрита. Здесь, однако, уже явственно выступает другая сторона творчества Рафаэля: легко заметить, что тема произведения и его выполнение близки гуманистической культуре римского двора с его академическими интересами, направленными на вопросы стиля, формы, риторики.
Фигура и поза Галатеи взяты из античных памятников. Все предостережения заглушались шумными торжествами, чувственными комедиями, авторами которых зачастую были (. ) кардиналы.
В Риме граф познакомился с искусством Высокого Ренессанса и культурой римской виллы. Нарочито правильное расположение фигур отвлекает от внутреннего смысла. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея).
В 1580 году виллу приобрёл кардинал Фарнезе давший ей в отличие от стоявшей на другом берегу виллы Фарнезы название «Фарнезина», которая так и осталась за виллой, хотя она ещё не раз меняла своих владельцев. Рафаэль с детства участвовал в работе мастерской отца. Начиная с 1509 и по 1520 гг.
Юность Федерико (1515-17) прошла в окружении французского короля Франциска 1- страстного ценителя античности и итальянских художников (покровитель Леонардо). Эти годы стали решающими для его творческого формирования. В композициях даже ковры подчинены той «классической» гармонии, которая отнимает у них часто теплоту и жизненность.
Птицы производят немного странное впечатление в такой непосредственной близости к людям. Любовь к наукам искусству была отличительной чертой всех итальянских городов эпохи Возрождения. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти.
Приди ко мне и все, что я имею, будет принадлежать тебе. Правда, Рафаэль «усовершенствовал» раковину Галатеи, снабдив её колёсиками с лопастями. Перуджино. В планировке – резкое противопоставление неба и земли. Да и не только тайные, но и открытые убийства не особенно порицались.
Самая значительная из фресок этой залы «Победа Константина» – не была еще начата в год смерти Рафаэля. Перуджия жила бурной жизнью в основном жизнь протекала на площади: здесь решались споры, устраивались празднества, обсуждались достоинства правителей и воинов, построек и картин. Эти произведения Рафаэля – «Мадонна со щегленком», «Мадонна на лугу», «Мадонна с ягненком» и т. д. – уже утратили схематический характер умбрийской школы, в них вполне реалистически выражен высокий и нежный, вполне земной идеал материнства. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды.
Рафаэль не рисовал ни одного из главных событий истории. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Галатея Рафаэля стоит на большой раковине, которую влекут впряженные в нее дельфины. И сейчас сохранились еще его работы (например, «Мадонна, окруженная святыми» в церкви Санта Кроче в Фано).
Все эти фрески так же как и фрески «Пожар Борго», «Освобождение Святого Петра из темницы», должны были прославлять иерархию, величие церкви и власть пап. Его принимают во дворце герцога Гвидобальдо, оказывают ему покровительство. Здесь он сталкивается с интереснейшим и ученейшими людьми своего времени. Правда, дополненная собственными штрихами Рафаэля, которые не замечал авто техники.
Но они являлись еще ученическими работами, носили на себе следы многих влияний. Микельанджело находил искусство Перуджино скучным и устарелым. Немногие ковры избегли печати холодной классической композиции: к таковым нужно в первую очередь отнести «Чудесный улов». Так, на одной из фресок он изобразил художников за работой. Среди двенадцати фигур, расположенных полукругом справа и слева от Христа, выделяются четыре евангелиста с книгами в руках, апостолы Петр и Павел и два самых почитаемых итальянских святых — Франциск Ассизский и Антоний Падуанский. Взобравшись на скалу, возвышавшуюся над морем, Полифем стал играть на свирели из ста тростинок и петь любовные песни, посвященные Галатее. Семья Санцио состояла в то время из Бернардины – второй жены Джиованни (мать Рафаэля, умерла, когда ему было восемь лет), двух сестер Джиованни, маленького Рафаэля, дяди – монаха Бартоломео, который был назначен опекуном будущего художника.
Большинство художников выходило из народной среды. Во фреске «Афинская школа», несмотря на стремление Рафаэля придать лицам слишком торжественный пафос мысли, несмотря на сковывающую симметрическую композицию, типы философов их лица и позы сохраняют еще силу правдивости. Изображенная на фреске Галатея и другие обнаженные женщины отражают представление художника об идеальной женской красоте.
Везут нимфу два дельфина. Молодой художник был очень высоко оценен при дворе герцог считал, что Рафаэль вполне способен стать в ряды лучших художников и создать произведения, стоящие не ниже всего, что было до него создано в живописи. он их написал более двадцати. На стенах Виллы художник создает одно из самых известных произведений «Триумф Галатеи». Бордюры ковров, вытканные под бронзу, рисовали эпизоды из жизни папы.
Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. Очевидно, художник не очень стремился включить их в общее настроение картины.
Картины многих кваттрочентистов, – а художники Перуджии были больше других таковыми – перегружены деталями, фигурами, живописная передача библейской темы была в них достаточно наивна. Так возникли «Преображение», «Поклонение волхвов» и другие произведения Перуджино, над которыми он работал более семи лет.
Исключительные способности Рафаэля помогли ему быстрее пройти обычно весьма длительный (часто до пятнадцати лет) курс ученичества, но его учитель Перуджино сам не мог дать больше того, что он знал. Он подстерег его и придавил куском скалы, после чего Акид превратился в реку. Те же морские пенящиеся волны и обнаженная богиня, легко ступающая по водной глади. Необыкновенное богатство портретных характеристик, чувство величия характеров ставит картоны Рафаэля в число тех лучших творений XVI в., которые завершают собой идеалы искусства Возрождения.
Однажды он увидел Галатею, лежащую в объятиях Акида и, разъяренный, решил убить юношу. Молодой, двадцатипятилетний мастер имевший сравнительно небольшой опыт в области фресковой живописи и никогда до этого времени не писавший сложных многофигурных композиций, предстает в Станцах не только как гениальный художник, но и как великий зодчий, выстраивающий из множества отдельных элементов композиции не менее сложные, стройные и гармоничные, чем постройки величайших архитекторов прошлого. Плутоватое лицо нищего выражает высшую степень удивления, верхняя губа прикушена.
Имеет ли она в себе какое-либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть». Все преисполнено жизнью и правдой. Здесь и молодые нежные лица, еще покрытые пушком и некрасивые головы старцев. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции.
Некоторые детали картины явно имеют схожесть с работой Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». В зале Константина ни одна из фресок не была написана самим Рафаэлем. Галатея ездит на колеснице раковины, запряженной двумя дельфинами. Такая оценка была вызвана тем, что наиболее консервативные традиции кваттроченто были еще живы в Перуджии (в истории итальянской культуры существует периодизация по векам вот таким образом Возрождение условно разделяют на следующие периоды: троченто – XIV в., кваттроченто – XV в. и чинквеченто – XVI в. ). Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче.
Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Некоторые картоны так и пропали сохранившиеся – только в XVII в. случайно были открыты Рубенсом, уговорившим английского короля Карла I их приобрести. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала.
Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Художники создавали здесь композиции, кое в чем близкие старому искусству. Далее, Рафаэль покрыл фресками сводчатый потолок одной из комнат виллы «Фарнезина» и целую галерею лоджий.
С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Урбино в этом отношении не был исключительным городом. В общем каждый выдумывает на свой лад. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. То же можно сказать о фресках «Больсенская обедня», «Атилла, остановленный у врат Рима».
Христос, красивый, стройный белокурый человек с величественным и светлым лицом, стоит немного поодаль, отдельно от группы апостолов и обращается к Петру, оказывая ему предпочтение. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. Он выбрал сцену идеала нимфы (Stanze, я, 118-119).
Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. В картине много движения, все фигуры даны в беспокойных поворотах. Обычно эти картины близко придерживались текстов священного писания.
Овидий. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. Правда говорят, внизу предусмотрительно была натянута сеть, чтобы эти приборы вылавливать. И Христос и его ученики не имеют в себе ничего религиозного, что особенно ясно в ковре «Чудесный улов», где по существу изображена обыкновенная рыбная ловля итальянских крестьян.
При дворе герцога Гвидобальдо Рафаэль пишет небольшую картину «Святой Георгий», а также «Архангела Михаила» в виде доблестного рыцаря, воплощающего победу добра над злом. Что касается техники моделирования работы, то она была одолжена у Микеланджело. Служители церкви вели такой образ жизни, который дал повод Рафаэлю объяснить двум посетителям своей мастерской слишком красный цвет лица у святых на картине: «Они краснеют, видя вас – римских кардиналов».
На тот момент Рафаэлю был 31 год. Картон «Смерть Анания» передает тот момент библейской легенды, когда Петр сказал Ананию, утаившему деньги от проданной земли: «Ты солгал не человеку, а Богу. И все же отдельные лица на этой фреске сделаны прекрасно.
данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Именно так Рафаэль увидел морскую богиню. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Это спокойные четкие профили вполне мирских людей, которые далеки от происходящего. Но этот храм античной мудрости пуст. Перуджино очень много странствовал учился он и во Флоренции, работая под руководством Пьеро делла Франческа а также вместе с Леонардо да Винчи в школе Верроккио.
Сейчас же по окончании фресок «Фарнезины» Рафаэль, по поручению Папы, должен был расписать фресками второй ярус лож, примыкающих к ватиканскому двору. Однако одноглазое чудовище Полифем, страдая от неразделенной любви к девушке, убивает Акида. В семье своей Рафаэль прожил до 1500 г. Этот период жизни Рафаэля менее всего известен. Это самое грандиозное изображение битвы во всей истории живописи.
Один из амуров, на которого смотрит Галатея, указывает ей путь. Передний план занимают фигуры апостолов.
Он был убеждён, что музыкой и весельем можно поддержать жизнь и так адаптироваться к любому её аспекту. «Афинская школа» одно из интереснейших творений Рафаэля. Наиболее интересны по теме и ее разрешению ковры «Чудесный улов» и «Паси овцы моя». В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель.
Рафаэль приготовил картоны, которые его ученики перенесли на стены. Гениальный художник Рафаэль Санцио родился в небольшом итальянском городе Урбино в 1483 г. Как и большинство итальянских городов того времени, Урбино был самостоятельным государством, управляемым герцогом Федериго де Монтефельтро, славившегося своей любовью к искусству и наукам. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь.
Вот таким образом его композиции иногда страдают отвлеченностью. Его сын Гвидобальдо да Урбино сделал свой двор средоточием выдающихся умов Италии. Правда, Рафаэль идеализирует, но идеализирует, создавая этих охваченных единым высоким порывом людей, реальную жизнь. Заключается вся эта серия большим панно «Пир богов», на котором изображено тридцать богов, примирившихся со вторжением в их среду смертной красавицы Психеи.
«Триумф Галатеи» – фреска, созданная в 1512 году итальянским художником Рафаэлем для виллы Фарнезина в Риме. Произведение отдаленно напоминает другое – всемирно известный шедевр «Рождение Венеры» кисти Боттичелли. Руки папы выразительны, – не старчески слабые и безвольные, а полные жизни и энергии. Рафаэль до сентября 1508 г. уже приступил к работе в Риме. Среди римских покровителей Рафаэля был богатейший банкир и купец Агостино Киджи (1466 – 1520), прозванный современниками Великолепным. Фреска «Больсенская обедня» возрождает старый миф, для того чтобы прославить твердость веры папы Юлия II и устрашить, укорить не только мирян в эту трудную для религии эпоху, но призвать к порядку и дерзких священников, смеющих усомниться в «чудесных таинствах» церкви.
Ватиканские фрески Рафаэля расположены в четырех залах: «Сигнатура», Гелиодора «Пожар в Борго», Константина. Перуджия являлась центром всей Умбрии. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. В Риме художник переставал быть умбрийским или флорентийским мастером. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. Он опирается своими все еще сильными руками на посох, – поза некрасивая, но очень живая.
Галатея превращает кровь возлюбленного в быстротекущую реку. В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену известную как «похищение Галатеи». Юный граф Федерико 2 Гонзага (1500-1540) с 1526 года воздвигает на острове Те сельскую виллу (в 1, 5 км от городского Палаццо Дукале).
Их ставят наравне с «Тайной вечерей» Леонардо и «Сикстинской капеллой» Микельанджело. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Считают, что некоторые из них были даже в картонах созданы его учениками.
Известна Мадонна Конестабиле делла Стоффа, написанная Рафаэлем в то же время. В его живописи живут и действуют люди с абсолютно земными настроениями – задумчивые, как Сикстинская мадонна или радостные, как Психея, одухотворенные мыслью, как философы Афинской школы или разгневанные, как апостолы в «Смерти Анания». В «Метаморфозах» древнеримского поэта Овидия рассказывается, что Галатея, для возвращения к жизни своего любимого, превратила его кровь, струящуюся из-под скалы, в источник с чистейшей водой. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус.
В том, как выполнено «Рассуждение святых отцов церкви о таинствах причастия» («Диспут»), можно увидеть еще кое-что от кваттрочентистской живописи. Правда, во Флоренции уже намечались более определенные грани между искусством и ремеслом. Некоторые из этих Мадонн были сделаны в рисунке Перуджино или его помощником Пинтуриккио. Все это показывает, что Рафаэль не ищет эффектов внешней красивости. Многие умбрийские художники развились под влиянием сиенцев.
Обнаженные тела идеально подчеркнуты златистыми тонами, нежно голубым небом и синим морем. Он покрывал в это время фресками залы «Камбио». Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). При преемнике Юлия II Джулиано Медичи, принявшего имя Льва Х искусство расцвело ещё больше.
О приемах на вилле Киджи ходили легенды, а Рафаэль часто был в числе приглашенных гостей. Джулио Романо, например, написал большую часть изображения «Истории Психеи». «Триумф Галатеи», одну из своих лучших монументальных работ, Рафаэль написал собственноручно в 1514 – 1515 годах. Святые и Бог расположились на небе, механически отделенном от земли. Исторические или библейские темы приобретали злободневную трактовку.
Слева, Тритон (частично человек, частично ловите рыбу), похищает морскую нимфу позади них другой Тритон использует раковину в качестве трубы. В спор погружены и выходящие из храма последними Платон и Аристотель, шествующие на фоне уходящих в глубину арок церковного нефа и небесной синевы. В залах «Сигнатура» и Гелиодора Рафаэль писал сам все фрески, прибегая только к незначительной помощи учеников, в зале «Пожар Борго» Рафаэль писал только фреску, по имени которой называется вся зала, – в остальных фресках большое участие принимали его ученики: Джиованни да Удино, Джулио Романо и Франческо Пенни. Несмотря на драматический замысел фрески «Изгнание Гелиодора», в общем картина производит холодное впечатление. Рафаэль сразу же распознал автора: «Это рука Микеланджело. » – воскликнул он.
Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. На переднем плане картины изображены три журавля. На картине Галатея изображена колеснице в виде раковины, запряженной дельфинами. Вероятно, в это время Рафаэль был уже знаком с «Трактатом о живописи» Леонардо да Винчи, который был написан в 1498 г. Он уже преодолевает традиции кваттрочентистов: исчезает жесткость манеры и неумение отбросить детали, появляется более обобщенное реалистическое облагораживание образа, строгая композиция.
Рафаэль Санцио происходит из семьи мелкого торговца, ремесленника Джиованни Санцио. Тогда Полифем оторвал от горы целую скалу и бросил ее в Акида, раздавив несчастного.
В эти же самые годы созданы его лучшие мадонны. Они позже других заметили совершившееся чудо и отнеслись к нему довольно равнодушно. Сюжет был навеян поэтической фантазией в обработке флорентийского поэта Анжело Полициано.
В деяниях римских пап особенно ярко отразилась двойственная природа эпохи Возрождения. В 1504 г. Рафаэль возвращается на родину, в Урбино, как самостоятельный мастер. Члены семьи не очень ладили друг с другом.