И все же, несмотря на так называемое самоуничтожение футуризма в своем первозданном виде, некоторые идейные установки его манифестов намного пережили саму эпоху «смелости, отваги и бунта» в футуристической живописи. Манифесты: Ф. Т. Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti) Футуризм 1909 Живопись футуристов. Технический манифест 1910 У. Боччони Технический манифест футуристической скульптуры 1912 и Живопись и скульптура футуризма: пластический динамизм 1914. Государственный литературный музейВ России футуризм сначала заявил о себе в живописи, а уже затем – в поэзии.
Футуризм достаточно провокационный стиль в живописи, призывающий забыть прошлое, в том числе, всю историю искусства.
футуризм фактически распался. Русский же футуризм тяготел не к технике и скорости, а к человеку и его языку, не к «математически» строгим формам, а к примитивизму.
Балла, Дж. Флоренский в том же 1913 году писал в своей работе «Столп и утверждение истины» : «Современный человек может прийти к вере, поставив интуицию в разум». 2. 11). Конструктивизм Сельвинского, Луговского.
Коллекция Анатолия Беккермана, Нью-Йорк). Футуризм трактуется теперь как искусство, соответствующее глубинному духу революции. Свои мысли и чаяния, связанные с новым литературнохудожественным учением, Маринетти изложил в книге «Футуризм» изданной в 1911 году и в четырехтомном «Манифесте футуризма», увидевшем свет в 1920м. Слово futurum в буквальном переводе с латинского означает «будущее», «будущность».
1998. Боччони, 1912).
Художник не мог отказаться от первоначального эмпиризма в передаче своих ощущений. с парохода современности». Повторно поэта арестовали в 1941 г. Хармс умер от голода в психиатрической больнице блокадной зимой 1942 г. Александр Введенский в начале 30-х годов вместе с Хармсом был сослан в Курск, откуда вскоре сумел вернуться. Недалеко от него ушел в своем творчестве и К. Карра.
Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза. История русского футуризма являла собой сложные взаимоотношения четырех основных группировок, каждая из которых считала себя выразительницей «истинного» футуризма и вела ожесточенную полемику с другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в этом литературном течении. Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея».
Футуризм (от лат. Со временем это направление в живописи было растворено в других художественных течениях. Он изображал древнерусскую архитектуру, колокольни, палаты: эти изображения как бы «звенели», плыли на его полотнах. Это был очень удачный рекламный ход. принцип симультанности (одновременности).
Но невооруженным глазом можно увидеть, что художники явно шли на поводу у своих идолов. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. По его приглашению в 1914 году в Петербург приезжал Ф. Г. Маринетти.
Он был написан для молодых итальянских художников. Но опровержением этой самой концепции послужила скульптура известного футуриста Умберто Боччони «Единственная форма протяженности в пространстве» (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Художественная форма как необходимый элемент творчества просто отсутствовала. Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Издание, о котором идет речь, вышло в серии «Книжная коллекция» издающейся уже не первый год.
ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения.
В 1913 году появляются идеи «заумного языка». Живопись урбанистического типа выглядела, как кошмарное впечатление от жизни в мегаполисе. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда.
Коллекция С. А. Шустера, СПб. ), Д. Д. Бурлюка («Японец, чистящий рыбу». Любимый герой Маринетти – футурист Мафарка – чем-то напоминал Заратустру Ницше, низведенного до его вульгарного варианта. МоМА) и«Пожар вгороде» (1913.
Футуризм в живописи это не только композиции фигур. Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы. Футуризм явился таким же всеобъемлющим течением, как и экспрессионизм (активно выраженный впервые на несколько лет раньше в Германии группой «Мост»), но, в отличие от последнего, футуризм стремился не осмыслить и переработать опыт искусства прошлого, а тотально его отрицать, похоронить его. При этом сами литераторы нередко выступали в роли оформителей собственных книг. Был узаконен коллаж как прием.
По своей сути такая личность – та же машина, но в биологическом смысле («гигиенически» и «сумасброднофизически») идеальная. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам». Маринетти.
Среди первых изданий — книжки «Старинная любовь», «Игра в аду», «Мирсконца». и проч. СОХМ) О. В. Розановой, «Итальянский натюрморт» Л. С. Поповой (1914.
Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. В этой серии были воспроизведены такие издания, как библейская «Книга Руфь» и пушкинские «Маленькие трагедии» с гравюрами Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), «Кола Брюньон» Ромена Роллана с иллюстрациями Евгения Адольфовича Кибрика (1906—1978), «Мертвые души» Н. В. Гоголя, проиллюстрированные Марком Шагалом (1887—1985) и «Для голоса» В. В. Маяковского в оформлении Эль (Лазаря Марковича) Лисицкого (1890—1941). Трудно себе представить, что чертеж «Конструкции для современной метрополии» (рис. Концепция беспредметного искусства, ассоциирующаяся главным образом сименами В. Е. Татлина иМалевича, определяет основные тенденции вразвитии искусства второй половины 1910-х иначала 1920-х. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова.
Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. Томмазо Маринетти создает первый манифест футуристов в 1909 году. К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов.
Однако чаще всего для самонаименования (иэто соответствовало духу романтического национализма футуристической эстетики) они предпочитали избегать иностранного слова «футуризм», заменяя его русскими эквивалентами– «будущники» или «будетляне». — Маринетти: «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». 2. 4). Футуристы были революционерами в искусстве. Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др. ) — в 1912 г. ее участники выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором призывали «бросить Пушкина, Достоевского и пр.
Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. «Девушка сцветком».
Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Она иллюстрировала и другие издания футуристов, среди которых «Игра в аду» А. Е. Крученых и В. В. Хлебникова (1914) и «Война» А. Крученых (1916). Возник вИталии (первый манифест писателя Ф. -Т. Маринетти опубликован в1909).
с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова).
Милан, Галерея современного искусства. Композиция напоминает случайный фотографический кадр. Эго-футуризм Северянина. В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса.
Огромная толпа приходит в лихорадочное движение в «Восстании» Л. Руссоло (1912, Городской музей, Гаага). На этом этапе были нужны общедоступные, понятные широким массам формы. Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение. Живопись во многом обогатила футуризм. с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1. и проч.
В чём его главное содержание. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. Люди, образуя подобие клина, разрывают простран-ство полотна («и движения их треугольны»).
Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ (ни одна из которых не закрепилась в языке), нарушением правил ритма и размера в стихах (футуризм в литературе – это в первую очередь направление в поэзии). Этот «супермен», созданный необузданной фантазией идеолога и вождя футуризма, – подобие человека без каких-либо социальных признаков, но обладающее огромной биологической волей. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.
И конечно же, прославление машины индустриализации, урбанистической цивилизации. Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности. Примером такой картины служит полотно «повара русского футуризма» Давида Бурлюка «Песни боец Василий Каменский». 1913.
В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум. Изобразительное искусство футуристов во многом было сходно с кубизмом и экспрессиониз-мом.
К началу 20-х гг. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». И, наконец, «ничевоков». Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда.
К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности. Футуристы утверждали, что новая техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. В действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангардизма – постсезаннизм, декоративный вариант кубизма, неопримитивизм, поиски, созвучные экспрессионизму, фовизму, дадаизму, опыты абстрактного формообразования. Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. Будетлянство Хлебникова.
Италия позже других европейских стран вступила в империалистическую стадию развития, долго и болезненно изживала в своей экономике аграрно-феодальные пережитки, значительно отставая в своем развитии от Англии, Франции и Германии. «Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. Один из героев имел абсолютно замечательное имя, которое годится для заглавия книги или статьи или для эпиграфа: «Один из несущих Солнце». Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения.
В жилах весна разлита. Сердце, бей бой. «Офутуризме».
В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Пой. Эго-футуризм Северянина.
Венера набульваре» Ларионова (1913, Центр Помпиду), «Фабрика имост» (1913. Театральные постановки (опера «Победа над Солнцем» итрагедия «Владимир Маяковский»), публикации основных манифестов, создание футуристического грима ипервого футуристического фильма– все эти события сконцентрированы впределах одного 1913. Рождение нового человека, вторжение в«ветхий» старый мир молодых сил– «варваров», способных влить свежую кровь вусталую культуру, – все эти мифологемы футуристического движения оказались востребованы вреволюционное время.
Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов: Натана Альтмана (Анна Ахматова, 1914), Роберта Фалька (Крымский дворик, 1915), Казимира Малевича (Уборка ржи, 1912). Свои поэмы футуристы посвящают поездам, автомобилям, вокзалам, электричеству. Итальянский миф сверхприродной, сверхчеловеческой культуры остался чужд будетлянам. Умберто Боччони Непрерывность форм в пространстве, 1913.
Именно футуристы начинают называть свои выступления перед публикой битвами, поддерживая (аиногда нарочито провоцируя) конфронтацию спубликой ихудожественным истеблишментом. Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. «Ага.
Футуристы пытались сделать свое творчество «выражением стремительных перемен», которые наступили в век капиталистического развития. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. Кроме того, продавались и картины в среднем с выставки уходило вещей на 5-6 тысяч царских рублей. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне.
Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум. Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920х годов. Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира. Статические формы кубизма футуристы наполнили энергией силовых полей и динамикой движения. и поясняет: – это ядра.
Основная декларация футуристов: «Полней-шее уничтожение законченной линии и законченной статуи. Востребованными оказались лишь мифология иидеология футуризма.
2. 7, 2. 8, 2. 9). Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Статья Дж. Но на самом деле оказалось что это немного не так. Частная коллекция), «Поворот автомобиля» М. В. Ле-Дантю (1913–1914. В это время насилие было необходимой принадлежностью внутренней политики. Вообще непонятно, как она удерживалась в таком состоянии и не разваливалась на части на глазах у зрителя. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
Воссоздание живописными средствами «динамических ощущений»– центральный постулат футуристической эстетики. и поясняет: – это ядра. А рычащий гоночный автомобиль, с которым «по красоте не сравнится никакая Никэ Самофракийская», – само совершенство.
Книгу открывает контурный портрет Крученых, нарисованный Николаем Ивановичем Кульбиным (1868—1917). Он был написан для молодых итальянских художников.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Смотрящий на полотно с большим трудом, максимально используя все свое воображение, выделял всадника на красной лошади в картине «Эластичность» (У. Однако время от времени члены разных групп сближались или переходили из одной в другую. Вместо божества – «величественное электричество, единственная и божес-твенная мать будущего человечества» (Из «Манифеста»).
Заменить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим завладением материала» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). Ближе всего кфутуристам была группа М. Ф. Ларионова «Ослиный хвост» инекоторые члены петербургского «Союза молодёжи». Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915).
Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. 1913 «Перерождение интеллигента», 1913. У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями.
В апреле 1910 года был опубликован второй «Манифест футуристов». Отсюда в живописи футуризма (в некоторых приёмах близкой кубизму, но принципиально отличной от него выраженной сюжетностью, литературной подосновой) совмещение точек зрения и умножение контуров, как бы вызванные стремительным движением, деформация фигур, резкие контрасты цветового строя, хаотичное вторжение в композицию обрывков текста и др. Он нарисовал многоногую девушку, многохвос-того коня, многорукого музыканта и многокрылую ласточку, разбивая таким специфическим образом движение на его составляющие. И, наконец, «ничевоков». В «Манифесте живописи» в качестве основных рекомендовались только два признака: употребление самых ярких – «красных, которые кричат», – красок и непременный, обязательный дивизионизм, однако ничего не говорилось о цветовой структуре, о содержательной стороне цвета.
Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. (Через несколько лет русский поэт-футурист В. Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что сделано, ставлю nihil"». ).
Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Прежде всего– это понятие «врага» (пословам Маринетти, «вечного неприятеля, которого следовалобы изобрести, еслибы его небыло»), ставшее одним изцентральных для футуристической эстетики.
Чувствуем себя построенными из стали. Он изучал Медардо Россо, а в 1912 посетил в Париже мастерскую Архипенко. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. К середине 1930-х годов российский футуризм в литературе был окончательно уничтожен. К. Карра перенял у кубистов однообразность серо-коричневых тонов. «Заумная книга» иллюстрирована цветными линогравюрами и коллажами Ольги Владимировны Розановой (1886—1918).
В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Татлин решил участвовать в этой выставке в самый последний момент. С. 14). В первые послереволюционные годы новым центром футуристической активности, где продолжилась разработка неполитизированной мифологии, нонаиболее радикальных эстетических концепций футуризма (восновном поэтического), стал Тифлис. Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц (автор книги о русском футуризме Полутораглазый стрелец) так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка: Владимир пишет мой поясной портрет. Характерный пример — книга «Нагой среди одетых» В. Каменского и А. Кравцова, увидевшая свет в феврале 1914 года.
Но, обо всем по порядку. Направление вискусстве, название которого образовано отитальянского слова «futuro» («будущее»). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм— направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов и др. Тогдаже ларионовская группа опубликовала вероятно самый дерзкий ипарадоксальный футуристический манифест «Лучисты ибудущники». Откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет» (Из «Манифеста итальянского футуризма»).
Казусы социальных вопросов простонапросто возводили философию, что оказало воздействие не только на живопись и литературу, но и на кино, видеоарт и, разумеется, театральное искусство. Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. Основные приемы футуристов в работе над композицией заключались в следующем: делался реалистический набросок с натуры, потом – рисунок, который преображался в соответствии с произведенным на автора впечатлением (манера импрессионистов).
Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. Причём политическое содержание втакой интерпретации явно преобладало над эстетическим. Ларионов, Н. С. Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т. Ф. Маринетти Манифест футуризма.
Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе (Д. Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. Отношение к войне и революции как к омолаживающей силе одряхлевшего мира. Типичными кубофутуристическими произведениями стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского Танго с коровами (1914). Самые значительные декларации этого периода– «Манифест летучей федерации футуристов» и«Декрет 1 одемократизации искусства»– появились в1918 впервом номере «Газеты футуристов».
Программными живописными полотнами кубофутуризма являются картины Малевича «Станция без остановки «Кунцево»» (где создано ощущение хаоса от промчавшегося мимо поезда со всем его содержимым) и «Портрет Михаила Матюшина» (рис. В 20-е годы XX столетия стала очень популярной в мировом изобразительном искусстве идея «делания вещей». Можно сказать, что изображенные предметы символизируют характерность авиации первых ее лет. Мариннети заручился поддержкой итальянских художников среди которых были Умберто Боччони, Джино Северини и Карло Карра.
Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное. Он был написан для молодых итальянских художников. Опера была названа «Победа над Солнцем» либретто было написано Крученых, музыка – Матюшиным (он был не только художником, но и талантливым композитором), декорации создал Малевич. Фигуры безликих солдат – винтики военной машины.
В дальнейшем футуризм, развиваясь, образует новое направление – так называемый пространственный симультанизм, который связывается с идеей одновременности – «Разве мы не видали иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в далеком конце улицы. » (Из «Манифеста итальянского футуризма») – и идеей пространства, в котором хаотически перемещаются тела и предметы. Чаще всего итальянская программа служила отправным пунктом для рождения местных «футуризмов». Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. ГРМ) и«Электрическая лампа» (1913. Прямое усвоение ряда «классических» способов передачи движения итальянского футуризма стало для русских живописцев скорее неким трамплином для формирования собственных концепций или, повыражению Д. В. Сарабьянова, – «пересадочной станцией» вих стремительном движении кисчерпанию уже достигнутого иоткрытию нового.
Мы тоже машины. Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог.
Обычные оптические иллюзии возвелись ими в абсолют и подкрепи-лись различными псевдонаучными толкованиями (в которых имели место дилетантизм и алогичность), поскольку идейный предводитель футуризма – Ф. Т. 1922. Гончарова, К. Малевич. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Родина футуризма — Италия.
Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. Поезда, автомобили, самолёты – распространенные объекты изображения. Бурная и не всегда корректная полемика ни к чему не привела.
Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. В скульптуре (Боччони, Балла) иллюзию движения вызывают нагромождение и единонаправленный сдвиг обтекаемых или угловатых объёмов. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Этот манифест появился на первой странице «Фигаро», газета выпускалась огромным тиражом во Франции. Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея».
Если кубисты придумали изображать объект одновременно со многих точек пространства, футуристы предпочти смотреть на мир со многих точек времени. Известная цитата оттуда: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. В отличие от ранних направлений, футуризм предполагал возвышение формы над содержанием. Впадины и выпуклости моделируются с преувеличенной пластичностью. Таким образом, начиная как реалист, на завершающем этапе художник стремился к полуабстракции. Перспектива того, что техническая революция нового столетия неизбежно приведет к превращению человека в придаток машины, «в винтик, в штифтик, в органную клавишу», повергала в ужас всех сознательных гуманистов.
Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту. Между тем книга весьма любопытна.
Мариннети смог донести до широкой публики новость об образовании нового художественного направления в Европе и сразу изложить концептуальные идеи футуризма. Этот этап вистории русского футуризма связан прежде всего сдеятельностью «Синдиката футуристов» (Кручёных, И. М. Принято считать, что первоначально футуристическая эстетика оформляется влитературе. Это отклик на открытие радиоактивного излучения.
Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. Будетляне — так называли себя русские футуристы. Таковы предпосылки официального искусства, утвержденного властями итальянского фашизма. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ.
Текст «Заумной книги» в разделе, написанном А. Крученых, набран прописным гротеском и отпечатан красной краской. в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях (прокламирование идей создания искусства будущего, отрицание художественных традиций и прочее) и избираемых темах, но обладавших разными, порой противоположными идейными установками. Но построить это будущее футуристы собирались только после того, как будут разрушены все стереотипы и напоминания о прошлом.
Еще одним подтверждением этому служит получение Ф. Маринетти звания академика. Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения. Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»).
20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Это одна из самых известных работ Джакомо Баллы.
После военного периода каждый «уцелевший» художникфутурист двигался в своем направлении. Бейте в площади бунтов топот. Но деньги зарабатывать умели.
Северини «Автобус» (собрание Куртьон, Париж) со свойственной этому автору академической методичностью показывает, как это может происхо-дить. Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. Вживописи футуризм остался лишь кратким эпизодом (1912–1914). Бронза. Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально характер моего лица. Здесь также не проявлен чаще всего и какой-либо интерес к внутреннему миру человека. Впоследствие пародией на этот и подобные ему портреты послужил портрет из фильма «Приключения принца Флоризеля», на котором был изображен «Клетчатый», моментально узнанный всеми, включая вставшего с инвалидного кресла «парализованного».
В результате на картинах возникают как бы «смазанные» кадры с изображением собаки, лошадей с бесчисленным количеством ног, многокрылой ласточки или автомобиля, велосипеда со множеством колес. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Космополитические убеждения этому итальянцу были предначертаны судьбой. Например, у позднего Дж. Именно связь снеопримитивизмом окрашивала русский футуризм встоль странные инеприемлемые для итальянских футуристов «архаические» тона. Вкруг таких «пограничных» произведений попадают кубофутуристические работы, живописный алогизм или отдельные работы художников, вцелом абсолютно чуждых футуристической эстетике (П. Н. Филонов.
Центр Помпиду, Париж) Гончаровой, «Прогулка. Эго-футуризм Северянина. Нас ли сжалит пули оса. Все картины футуристов проникнуты скоростью, пластичным движением и энергией, что достигалось использованием простых приемов и форм. Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Джакомо Балла Динамизм собаки на поводке, 1912.
Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. — Пафос разрушения и взрыва. Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира». Маринетти – отрекся от присутствия разума в своих произведениях, заменив его неопределенным понятием интуиции. Дж.
К кругу футуристов были близки также Лентулов и Филонов. Сила и разрушение – основные ценности адептов движения. В 1912 году российские футуристы создают собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу». Наконец, в1913 при участии Ларионова иН. С. Гончаровой осуществляется постановка первого иединственного футуристического фильма «Драма вкабаре 13». Крепкозадый буржуазно-мещанский быт, в который искусство прошлое и современное (символизм) входили, как прочные части, образующие устойчивый вкус безмятежного и беспечального, обеспеченного жития, - был основной твердыней, от которой оттолкнулся футуризм и на которую он обрушился. с парохода современности» и сформулировали 4 права поэтов: 1.
Увеличение словаря произвольными и производными словами (слово — новшество). Его «Галерея Милана» (1912, собрание Дж. В результате произошел скандал: одна дама, пришедшая на выставку в роскошном и очень дорогом платье, спросив, «а что это там. » (имея в виду картину «Мадонна»), пошла к ней через зал, конечно же, зацепилась за эти часы, повалила их и порвала платье. Вдохновителем и вождем нового течения и автором «Манифеста» стал писатель Эмилио Филиппо Томмасо Маринетти (Emilio Filippo Tommaso Marinetti, 1876—1944).
Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии. Каждый предмет, в соответствии с этой концепцией «излучает» цвето-световые лучи и его можно изобразить, только передав эти лучи: именно они образуют для человека форму всех объектов. А это уже первые шаги в сторону будущего поп-арта. Холст, масло. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма».
Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро – наиболее известные имена. Как направление в изобразительном искусстве и литературе футуризм существовал до начала 1920-х годов. В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение.
Этотже год как точку отсчёта для истории русского футуризма указывает И. М. Зданевич. Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Прежде всего движение. В это время происходит формирование «теософии» и «антропософии» – попыток синтеза научного знания, религиозного мировосприятия, философии и искусства.
1910. Свою издательскую деятельность будетляне начали поздней осенью 1912 года. Он ввел в скульптурную технику не употребляемые до этого материалы и пришел к «деланию вещей». «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти.
Для эстетики футуризма важны были эффект, «взрыв», мгновенная вспышка эмоций. Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. Необходимо было также, по мнению футуристов, лишить поэзию сентиментальности и начать «конструировать» стихи. Здесь нет, например, работ, пожалуй, наиболее талантливого представителя оформительского футуризма — Михаила Федоровича Ларионова (1881—1964), а его соратница Наталия Сергеевна Гончарова (1881—1962) представлена лишь несколькими рисунками в коллективно оформленном сборнике. Таким образом, стали появляться попытки синтеза познания через логику и интуицию. Северини «Бронепоезд» (1915, собрание Цейслер, Нью-Йорк) серо-зеленая масса одновременно палит из полураскрытого бронированного склепа. Русский футуризм не ограничен лишь живописью, но проявился и в поэзии, музыке, в оформлении книг (уникальное русское футуристическое явление) и в концепции «заумного языка» (также специфически русская футуристская теория и практика).
Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». 1913 год. Что было для художников-футуристов определяющим признаком будущего. Будетлянство Хлебникова. с парохода современности». ООМИИ) идругих. Давид Бурлюк.
Будетлянство Хлебникова. Велосипедист. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Как бы парит и сама фигура авиатора. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж».
Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Но самоназвание это, надо сказать, широкого распространения не получило. Про привлечение к себе внимания с помощью всевозможных скандалов уже говорилось. Футуристы обвиняли кубистов в «замаскированном академизме». Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму. Инетолько вкачестве пропагандистской уловки для привлечения внимания публики. В «Политической программе футуризма» (1913), которую подписали У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло и Ф. Маринетти, говорится: «Абсолютный суверенитет – Италии.
В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист.
Необходимо было раскрыть творческую энергию рядового человека, «осветить» и преобразовать ею окружающий мир. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». Картина Дж. Стихотворение отпечатано черной краской.
«Ага. Лентулов много работал над задачей передачи с помощью живописи звуков.
Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра. Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности. Наталья Гончарова.
Всилу разных обстоятельств здесь оказались А. Е. Кручёных («отец московского футуризма», как его называли втифлисских газетах), братья Зданевичи, поэт И. Г. Терентьев, ставшие главными вдохновителями тифлисских футуристических объединений. В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии. Ф. Т. Единая цветовая палитра у футуристов отсутствовала. Мы тоже механизированы». Разрыв с культурными традициями, зачастую принципиальные расхождения между идеями и практическим творчеством лишний раз подтвердили неспособность футуризма устоять перед натиском других прогрессивных течений.
Втомже году вряде газет ижурналов появляются заметки иинтервью Ларионова излагающие его радикальные ифантастические проекты футуристического театра, вкотором «декорации находятся вдвижении иследуют заартистом, зрители лежат всередине зала впервом действии инаходятся всетке, под потолком– вовтором» (Кпроекту футуристического театра вМоскве// Театр вкарикатурах. Что же касается Андрея Кравцова, то он по образованию был медиком и жил в Харькове. Им удается изображать невероятно яркие образы. Наоснове соединения футуристической икубистической эстетики врусской живописи сложилась особая версия «динамического кубизма» или кубофутуризм. Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины».
Но, захваченный новым революционным футуристическим потоком, художник, следуя тезису манифеста: «У бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать и их движения треугольны», придал и бегущей девушке и играющему музыканту свою особую динамику. «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Посвидетельству Д. Д. Бурлюка, русские художники илитераторы начинают использовать само слово «футуризм» с1911: «В1911году был выброшен флаг «футуристы» (Бурлюк 1994.
Это будет само динамическое ощущение». Необычное расположение глаз Каменского может быть отсылкой к увлечениям мистикой и «тайным знанием» в начале XX века. Объединение «Гилея» игруппа «эгофутуристов» (Игорь Северянин, К. К. Олимпов, И. В. Игнатьев, В. И. Гнедов идругие) стали наиболее самобытными интерпретаторами литературного футуризма. Однако эта стратегия прекрасно срабатывала и во вполне материальных целях.
Это близко идеям «интуитивизма» Анри Бергсона, одного из крупнейших философов начала XX века, которым зачитывались русские авангардисты. Малевича). Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. И так же, как того «Клетчатого», на картине работы Малевича все, кто близко знал Матюшина, без труда узнавали его.
Северини в «Читающих женщинах» видна трехмерность в футуристических неуравновешенных фигурах. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения.
Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала.
Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Во многих работах такое разложение движение могло доводиться до абстракции, что вы можете наблюдать в циклах Баллы «Скорость-Пейзаж», а также в работах «Линия-Скорость» и «Вихрь» начала двадцатого века. «Наш прекрасный мир стал еще прекраснее – теперь в нем есть скорость» (там же).
Вдинамике новой индустриальной иурбанистической реальности они видели прежде всего мифологизированный образ своей «религии жизни». Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. требуй, чтоб на небо нас взяли живьем. Радости пей. Ф. Маринетти ставил основной задачей всех творческих работ «выслушивать на свободе сквозь предметы и капризные двигатели дыхание, чувствительность и инстинкты металлов, камней, дерева и т. д.
Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль. Человечество само стало «Солнцем». Многие картины данного направления были населены различными механическими существами, особенно похожими на роботов. Жена другого ведущего русского художника Михаила Ларионова, она играла важную роль в распространении влияния кубофутуризма в России. Малевич писал о «заумном разуме», «интуиции разума».
Проблемы единого стиля не существовало. Урбанистические пейзажи рассматривались с высоты птичьего полета или с крыла аэроплана. Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств.
Сюжет оперы фантастичен и разворачивается в далеком будущем. Основные черты — Культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим. «Изгнав психологию из литературы, футуристы ввели ее в живопись и заставили передавать психические состояния» (Тастевен Г. «Футуризм»). «Но в рассуждениях об этих художественных революционерах, - как справедливо отмечено А. Обуховой и Н. Алексеевым, - часто упускают очень важную вещь: многие из них были гениальными деятелями того, что сейчас называют «промоушн» и «паблик рилэйшнз». Затем живописный образ разбивался на составные части, как того требовала динамическая концепция футуризма.
Нужно было сформировать новую литературу, очистить современность от остатков прошлого: «сбросить Пушкина с корабля современности. » Пушкин – слово вчерашнего дня, несмотря на его заслуги, которые ни кем не оспаривались. Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян. С. 558). Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Факсимиле этого сборника стихов открывает книгу «Будетлянский клич. ». Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом.
Художественная галерея Йельского университета), «Велосипедист» (1913. Интуиция должна направлять разум, окрылять его. И, наконец, «ничевоков». с парохода современности». — Принцип симультанности — наложение последовательных фаз на одно изображение движения.
Е. Ф. Ковтун в упомянутой выше монографии ни о нем, ни о книге «Нагой среди одетых» даже не упоминает. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Инициатором был поэт и художник Алексей Елисеевич Крученых (1886—1968).
Маттиоли, Милан) с геометрией плоскостных форм представляет собой тот же компромисс, что и «Читающие женщины» Дж. Весь этот образ как будто витает, плавает. — Воспевание достижений цивилизации и технического прогресса. Футуристы совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы движения одновременно.
Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича Авиатор (1914). Все герои имеют «функциональные» имена (например, «Звонящий по телефону») или имена, выражающие внешность или характер («Толстяк»). В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало ещё и минимализму.
Заимствуя цветовые переходы и угловато-грубоватые формы. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». и проч. Группа молодых художников из Милана, а затем и из других городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти – и своим творчеством и собственными манифестами. Эпизодическим осталось обращение будетлян ккино итеатру.
Здесь же присутствует пила игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески (аптека, что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии. После Октябрьской революции 1917 большинство футуристов активно участвовали в политико-агитационных начинаниях Советской власти, в реформах системы художественного образования, однако претензии футуризма стать общеобязательным государственным искусством и усилившееся в этот период нигилистическое отношение многих футуристов к культурному наследию были осуждены в письме ЦК РКП (б) О пролеткультах и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому. С. 63). Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис. Вот таким образом каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. Футуризм в русской литературе Группа «Гилея» (В.
Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Слишком уж агрессивный на первых порах футуризм новую власть больше не устраивал. Его первые шаги связаны с «Манифестом футуризма», который был опубликован в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года. Всего же в книге пять рисунков, воспроизведенных литографским способом. При этом в их манере членить объёмы легко заметить влияние кубистической живописи, которую сами футуристы упрекали в «застылости».
Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. Кандинского, супрематизма К. С. Лентулов и Скрябин дружили всю жизнь. Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. В «Манифесте искусства механизмов» от 1923 года так и было сказано: «Мы воспринимаем как механизмы. Отстранение «от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы». При том, движение, которое художники-футуристы намеревались запечатлеть на полотнах своих работ, позволяло передавать само динамическое ощущение. В своих экспериментах Лентулов шел со стороны живописи к тому же, к чему Скрябин – со стороны музыки (он занимался цветомузыкой и обладал «синэстезией», – психической способностью испытывать ощущения абсолютно отличные по типу от раздражителя: например, цвет вызывал у него звуковые ассоциации и наоборот).
Об этих художниках мы предполагаем отдельно рассказать в одной из будущих статей. Другой особенностью (уже больше – русского) футуризма является отказ от «верха», «низа», «лева» и «права» на картине (этим приемом впоследствии будет активно пользоваться Шагал). Ранний Дж. Специально для выставки он нарисовал абстракцию «Мадонна» и задумал установить посреди зала песочные часы и прочертить от них к этой картине, висящей на стене, меловую черту.
Он был написан для молодых итальянских художников. Давид Бурлюк – основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». — Динамика и скорость как высшие художественные ценности. 1917–1918. Танцы – главная тема, которая стала лабораторией для его футуристических экспериментов. ГТГ), «Аллегорическое изображение войны 1812» А. В. Лентулова (1912.
Таким образом, стало возможным показывать все фазы движения одновременно. Обе– ГРМ). Балла традиционен в выборе своих сюжетов: «Дама с собачкой», «Девочка, бегающая по балкону» (1912, Галерея современного искусства, Милан). В книге «Будетлянский клич. » факсимильно воспроизведены пять книг русских футуристов.
Литературный футуризм в «чистом» виде просуществовал дольше, чем живописный – лет семь. Футуристы, конечно, были радикалами. 3. Северини. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта.
Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. Конечно ипосле 1914 врусском искусстве появляются произведения, вкоторых отчётливо видны следы влияния футуристической эстетики– уК. М. Зданевича («Синдикат футуристов» или «Оркестровый портрет». Передача движения достигалась просто и без затей.
«Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощущение. » — заявляли футуристы. Это течение претендовало на построение нового искусства 151 «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Вэти годы футуризм нестолько направление вискусстве сконкретной эстетической программой, сколько обобщённое наименование для самых разных течений так называемого «левого» искусства. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Парки, кафе, рестораны, танцовщицы – все это уже не раз было представлено до него.
Использованы и типографские линейки. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др. ), которая была тесно связана с левыми художественными течениями (петербургский Союз молодёжи, московская группа Ослиный хвост и др. ) как своими нигилистическими лозунгами, проповедью индивидуалистического бунта, эстетизацией техники и урбанистической культуры, так и требованиями демократизации искусства, фольклорностью, архаичностью мотивов и приёмов. После круг наследовалей стал стремительно рости. В картине Дж. В1913 начинается турне погородам России поэтов-футуристов (Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. В. Каменский), выступавших слекциями оновом движении. аэроживопись). Произведение того же автора «Динамизм мускулов» (1913, собрание Бартарелли, Милан) вызывает удивление своеобразной трактовкой формы самих мышц и однообразно серой гаммой красок.
Это – образ будущих «настоящих арийцев» неотвратимо наступающей «массовой культуры» фашизма. Во всем подчеркивалось право сильной личности и отрицание жалости к человеческим «винтикам» – так проповедовал футуристический лидер и идеолог Ф. Т. (В пару к нему был дан коллективный герой «Многие из несущих Солнце»).
Фигура женщины срезана и взгляд направлен вниз: на поводок и собаку. 1. Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Другим примером футуристического издания, в котором также использован типографский набор, является «Заумная книга» В. Крученых и Алягрова изданная в 1916 году. Имажинизм Есенина и Мариенгофа.
В сборнике «Будетлянский клич. » факсимильного воспроизведения этих изданий мы не найдем. В музыке искать гармонию шумов. В книге «Взорваль» текст помещен не на однотонной бумаге, а на фоне беспредметных цветовых пятен иногда занимающих почти всю поверхность листа.
1. Выше, гордых голов гряда. Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала.
Но они не передавали никакого сколько-нибудь определенного содержания. 4. У бегущей лошади не четыре копыта, а двадцать.
Художники нового направления использовали пересечения, сдвиги, наплывы форм, много-кратные повторения мотивов, стремясь выразить множественность впечатлений в современном городе. Произведения футуристов в колористическом плане существенно отличались друг от друга.
Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Слово Италия должно господствовать над словом свобода. Основоположником движения в России был художник Давид Бурлюк, чье имение стало местом собраний общества кубофутуристов («Гилея»). Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма».
Северини, Л. Руссоло, А. Соффичи, Э. Прамполини, архитекторы А. Сант-Элиа, М. Кьяттоне и др. ), в отличие от представителей других авангардистских течений начала XX в. испытывавших ужас перед надвигающейся индустриальной эрой, принимали будущее с экзальтированным оптимизмом, абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве новых эстетических ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства, новый тип массового сознания. Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Вскоре Крученых перебрался в Москву, где Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) свел его с Владимиром Владимировичем Маяковским (1893—1930) и Виктором (Велемиром) Владимировичем Хлебниковым (1885—1922). Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя.
Вэтот период создаётся основной корпус футуристических картин, таких как «Точильщик» К. С. Малевича (1912–1913. В «Манифесте футуристической литературы» он же мечтал о создании «механического человека с заменимыми частями» – удобного бесчувственного робота, начисто лишенного сознания, не требующего к себе ничего, кроме технического ухода. В дальнейшем одни футуристы пришли к прямой апологии фашизма, другие, пройдя через увлечение метафизической живописью (Карра), академизировали свою манеру или вплотную сблизились с абстрактным искусством. Футуристы вводят вмир искусства понятия истратегии, заимствованные уполитиков ивоенных.
Василий Васильевич Каменский (1884—1961) писал стихи и занимался изобразительным искусством с юных лет. В 1913 году Малевич, Крученых, Матюшин и Хлебников созывают первый съезд «будетлян» (слово придумал Хлебников, оно является синонимом «кубофутуристов» и обозначает людей, создающих, как бы призывающих будущее и пробуждающих человека для грядущего будущего). Метод выполнения весьма подобен кубизму и экспрессионизму, но отличительностью стала визуализация общественнополитического движения. Это тот самый «Ромка Якобсон», которого В. В. Маяковский упомянул в стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку». ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова.
Футуристы же, напротив, всячески восхваляли и пропагандировали свои технократические утопии: «Отныне жар куска стали или дерева возбуждает в нас страсть сильнее, чем улыбка или слезы женщины» (Из «Манифеста»). В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей.
Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Членами группы становятся Маяковский, Хлебников, Крученых и многие другие. Ненависть к существовавшему до них языку. Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. «Новые реальности» сводились к изображению их в виде обыкновенных, бытовых предметов, которые, однако, практически не употребляются. Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица».
Именно эта грань футуризма оказалась чрезвычайно важной вистории русской авангардной культуры– футуризм как «духовное течение» стал прологом комногим открытиям русского авангарда. Изображение становилось безличным, то есть безоценочным. Северини, написанная в 1923 году, так и называлась – «Машинизм в искусстве». Футуризм в литературе и живописи постепенно вызывает интерес у все большего числа деятелей искусства, в частности, в России он получает широкое распространение. В живописи футуристов после 1912 года стали проявляться ярко выраженные элементы кубизма. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2.
Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Наиболее известные представители этого стиля Дж. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг.
«Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. Среди живописцев группировку споследовательной футуристической программой назвать трудно. В манифесте «Почему мы раскрашиваемся» футуристы писали, что хотят, по сути, добиться театрализации самой жизни. Давайте рассмотрим одну из работ. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Культ города с его динамикой и безликостью.
Теперь же постулировалось обратное: необходимо было опрокинуть искусство в жизнь, в повседневность. В книге «Взорваль» А. Крученых (1913), факсимиле которой также приведено в сборнике «Будетлянский клич. », текст частично набран, а частично написан от руки и воспроизведен литографским способом. Конструктивизм Сельвинского, Луговского.
Несомненно, футуристы преклонялись перед грядущей технической цивилизацией и ее ценностями. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Алягров — это псевдоним Романа Осиповича Якобсона (1896—1982), впоследствии эмигрировавшего в Америку и ставшего там знаменитым филологом, профессором Гарвардского университета. Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. Лекция// Искусствознание.
Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д. иК. М. Зданевичи, Н. А. Чернявский, Ладо Гудиашвили, С. В. Валишевский, Кара-Дарвиш) игруппы «Сорок один» (Кручёных, Терентьев, И. М. Зданевич, Чернявский). Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Цены варьировались от 25 копеек до 5 рублей 151 деньги по тем временам очень немалые. Внешние углы книги обрезаны так, что в развернутом виде она шестиугольная. 2.
В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль».