В изображении отчетливо улавливается «психическое состояние» и самого художника и мира вокруг него. Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение. После Октябрьской революции 1917 большинство футуристов активно участвовали в политико-агитационных начинаниях Советской власти, в реформах системы художественного образования, однако претензии футуризма стать общеобязательным государственным искусством и усилившееся в этот период нигилистическое отношение многих футуристов к культурному наследию были осуждены в письме ЦК РКП (б) О пролеткультах и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому. Особенно активно она действовала с 1910 по 1915 (сб. : Садок судей, Пощечина обществ. газете Фигаро 20 февр. Начался футуризм с опубликования в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянским поэтом Ф. Т. скульптурах-конструкциях к объединению пластич.
Даниил Хармс был арестован в начале 30-х годов, обвинен в антисоветских взглядах и сослан в Курск. Эго-футуризм Северянина. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Национализм и шовинизм, бунтарско-анархич.
войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. Прославляя динамику современного мира, Балла пытается изобразительными средствами передать основополагающие категории футуризма – «движение», «скорость», применяя принцип симультанности, т. е. Основоположником движения в России был художник Давид Бурлюк, чье имение стало местом собраний общества кубофутуристов («Гилея»). и проч. Наряду с ними возникло и много средних и слабых чисто экспериментальных работ, которые сыграли европейском искусстве начинается тенденция последовательного вы хода художника за пределы искусства. Энергетические поля или состояния души изображаются футуристами с помощью абстрактных лучащихся динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластических объемов в скульптуре – например у Боччони). В результате футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамического художественного пространства чисто живописными средствами, чего не удавалось никому ни до них, ни после них за исключением, пожалуй, только В. Кандинского в его «драматический» период.
Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе (Д. – Зритель, помещенный в центр такой картины, по мнению футуристов именно ее силовыми линиями вовлекается в активное участие в изображенном событии. Это будет само динамическое ощущение». Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. формы, цвета, движения и звука, Балла стал предтечей и кинетизма (см.
Газета постоянно приукрашивала и идеализировала теорию и практику дореволюционного «будетлянства» и вела энергичную атаку на искусство прошлого, которое целиком объявлялось «буржуазным». В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. предела принцип синэстезии (см. Основные черты — Культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим.
Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. выставка итал. Известная цитата оттуда: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Начался с опубликования в париж. «Наш прекрасный мир стал еще прекраснее – теперь в нем есть скорость» (там же).
исканиям. Футуристы пытались сделать свое творчество «выражением стремительных перемен», которые наступили в век капиталистического развития. Недалеко от него ушел в своем творчестве и К. Карра. Несмотря на внешнюю эффектность, аэроживопись производила впечатление серой посредственности, тоски и безнадежности. По его приглашению в 1914 году в Петербург приезжал Ф. Г. Маринетти. «Заумная книга» иллюстрирована цветными линогравюрами и коллажами Ольги Владимировны Розановой (1886—1918).
— Маринетти: «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль». Этот «супермен», созданный необузданной фантазией идеолога и вождя футуризма, – подобие человека без каких-либо социальных признаков, но обладающее огромной биологической волей.
К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Эта книга иллюстрирована литографиями Наталии Гончаровой, Ольги Розановой и Казимира Малевича. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис.
В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов (так они себя называли) больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта. Изображение становилось безличным, то есть безоценочным. Е. Ф. Ковтун в упомянутой выше монографии ни о нем, ни о книге «Нагой среди одетых» даже не упоминает.
Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Квадрат первоформ вписан в квадрат первопространства. Если двигаться назад, к истокам этого мифа, то наблюдаются попытки Мейссонье наградить Вторую империю тем величеством, которого ей, к сожалению, не доставало.
Слово Италия должно господствовать над словом свобода. У французского кубизма появилось родственное направление в Италии – футуризм (с итал. Издание, о котором идет речь, вышло в серии «Книжная коллекция» издающейся уже не первый год. О иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей. Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. Он ввел в скульптурную технику не употребляемые до этого материалы и пришел к «деланию вещей». Давайте рассмотрим одну из работ. Мы тоже машины.
Маринетти. Наталья Гончарова. Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств.
Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Отстранение «от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы».
Эго-футуризм Северянина. Первоначальными лидерами в живописи являлись такие художники, как Уго Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла. одно из главных направлений в искусстве Авангарда нач. В 1921 году художник покидает Россию и переезжает сначала в Берлин, а потом в Веймар.
Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки. Он был написан для молодых итальянских художников. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч.
и поясняет: – это ядра. Футуризм провозглашался течением, наиболее близким пролетариату. После военного периода каждый «уцелевший» художникфутурист двигался в своем направлении.
Шумы, ворвавшиеся в мир вместе с новой техникой, очаровали футуристов и они стремятся передать (во всяком случае постоянно декларируют это) их в своих работах. Но, захваченный новым революционным футуристическим потоком, художник, следуя тезису манифеста: «У бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать и их движения треугольны», придал и бегущей девушке и играющему музыканту свою особую динамику. Всего же в книге пять рисунков, воспроизведенных литографским способом.
Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. Балла, Джакомо (1871-1958)Итальянский художник, представитель футуризма. Уроженец Турина, художественное образование получил в вечерней Школе рисунка. Балла – представитель первой волны футуристического искусства, на чьем творчестве учились У. Боччони и А. Северини. Стихотворение Алягрова, помещенное в этом сборнике, набрано обычным типографским шрифтом, в котором смешаны литеры прямого и курсивного начертания.
После военного периода каждый «уцелевший» художник футурист двигался в своем направлении. В отличие от ранних направлений, футуризм предполагал возвышение формы над содержанием. Футуристы же, напротив, всячески восхваляли и пропагандировали свои технократические утопии: «Отныне жар куска стали или дерева возбуждает в нас страсть сильнее, чем улыбка или слезы женщины» (Из «Манифеста»). В период революционных переворотов они ощущали себя соучастниками этих событий и считали свое искусство «революцией мобилизованным и призванным». Бурная и не всегда корректная полемика ни к чему не привела.
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно. Но раз футуризм умер как идея избранных, он нам не нужен. Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать.
Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица». Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира». в 1913 манифесте Искусство шумов Л. Руссоло, на много лет предваряя конкр. Попытавшись представить все предметы реального мира как постоянно движущиеся абстрактные формы, художник показал знаменитые постройки Московского Кремля и Красной площади («Василий Блаженный», 1913.
с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1. Огромная толпа приходит в лихорадочное движение в «Восстании» Л. Руссоло (1912, Городской музей, Гаага). Танцы – главная тема, которая стала лабораторией для его футуристических экспериментов. Художник не мог отказаться от первоначального эмпиризма в передаче своих ощущений. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. Статич. В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудожественных оригинальных произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства.
Его первые шаги связаны с «Манифестом футуризма», который был опубликован в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года. Будетляне — так называли себя русские футуристы. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Бунт, 1911) и т. п. Футуристы. Он сочетал различные материалы и интерпретировал форму, пытаясь продлить предмет в пространстве («Антиизящная»).
Это тот самый «Ромка Якобсон», которого В. В. Маяковский упомянул в стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку». Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм. с парохода современности» и сформулировали 4 права поэтов: 1. (Через несколько лет русский поэт-футурист В. Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что сделано, ставлю nihil"». ). Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи.
Группа молодых талантливых художников из Милана, а затем из др. Между тем книга весьма любопытна. Пришел в Смольный. интеллектом. Футуризм в живописи это не только композиции фигур. «Новые реальности» сводились к изображению их в виде обыкновенных, бытовых предметов, которые, однако, практически не употребляются.
Русская формальная школа). Северини в «Читающих женщинах» видна трехмерность в футуристических неуравновешенных фигурах. культуре. Но, обо всем по порядку. Футуризм (от лат. Весь этот образ как будто витает, плавает.
Ослиный хвост и др. ), отличавшиеся друг от друга стилистич. В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии.
1909 Манифеста футуризма итал. futuro – будущее) – скандально известный стиль. Футуристы активно участвовало в политически-агитационных начинаниях новой власти. В социально-политическом плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях – «война – единственная гигиена мира».
С декабря 1918 по апрель 1919 «боевым органом» футуристов стала петроградская газета «Искусство коммуны», на страницах которой выступал В. Маяковский. объемов в скульптуре – напр., у Боччони). В 20-е годы XX столетия стала очень популярной в мировом изобразительном искусстве идея «делания вещей». Футуризм в русской литературе Группа «Гилея» (В. Звуковое сходство слов «садок» и «судей» сразу обращало на себя внимание.
XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрыв с традиционной культурой, эстетику современной урбанистической цивилизации отсюда «динамическое», совмещенное изображение разных стадий движения в живописи, телеграфный стиль или «высвобождение» звукового состава слова («заумь») в поэзии ведущие русские представители (Маяковский, Хлебников, Каменский формальные новшества футуристов отразились в конструктивизме. Урбанистические пейзажи рассматривались с высоты птичьего полета или с крыла аэроплана. период. культуры из провинциальной Италии. В сборнике «Будетлянский клич. » факсимильного воспроизведения этих изданий мы не найдем.
Малевич идет к черно – белой формуле «Черного квадрата» иным, более рациональным путем, через выявление первоформы, которой стал черный квадрат и первопространства – белый фон. приложение), можно увидеть, как эволюционирует манера художника. Балла, Дж.
принцип симультанности (одновременности). Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиц. Вскоре Крученых перебрался в Москву, где Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) свел его с Владимиром Владимировичем Маяковским (1893—1930) и Виктором (Велемиром) Владимировичем Хлебниковым (1885—1922). приложение) и крупным планом дает голову.
Изобразительное искусство футуристов во многом было сходно с кубизмом и экспрессиониз-мом. Футуристов предреволюционной России отличало обостренное ощущение грядущего «мирового переворота», неизбежности «крушения старья» и возникновения «нового человечества». Для «аналитического кубизма» (1910-1912 гг. ) была свойственна некоторая сдержанность и создание определенного, весьма строгого колорита с использованием зеленых и синих тонов. Маринетти. 2. России существовало несколько футуристич.
Руссоло. футуризм фактически распался. психику, в частности психофизиологию восприятия, а это требует и принцип. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм— направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов и др.
В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Начал работать», – писал В. Маяковский в Автобиографии. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Объединение московских художников имело дерзкое название «Бубновый валет».
Кандинского, супрематизма К. С. и эстетич. Родина футуризма — Италия. Например, для изображения высокого темпа жизни Джакомо Балла (1871 – 1958 г. г. ) применил образ бегущей на поводке таксы с ногами, напоминающими пропеллеры.
Типичными кубофутуристическими произведениями стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского Танго с коровами (1914). Эти первоформ не сразу заполняют пространство его картин. Приземистые фигуры таят возможность пробуждения огромных потаенных сил.
Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. В картине не было предмета, однако картина эта волнует и покоряет». Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др. ), которая была тесно связана с левыми художественными течениями (петербургский Союз молодёжи, московская группа Ослиный хвост и др. ) как своими нигилистическими лозунгами, проповедью индивидуалистического бунта, эстетизацией техники и урбанистической культуры, так и требованиями демократизации искусства, фольклорностью, архаичностью мотивов и приёмов.
Металлический объем лица расчленяется, разрезается. Во всем облике героя чувствуется нечто игрушечное, ненастоящее. Все картины футуристов проникнуты скоростью, пластичным движением и энергией, что достигалось использованием простых приемов и форм.
пространства и реализуется с помощью симультанности изображения разновременных событий. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Маринетти. После круг наследовалей стал стремительно рости. Но опровержением этой самой концепции послужила скульптура известного футуриста Умберто Боччони «Единственная форма протяженности в пространстве» (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
В период революц. Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму. Простота, доведенная почти до гротеска, – главный художественный прием и в другой работе – «Портрет Г. Б. Якулова» (1910г. ).
Реализовать их они пытались достаточно простыми (или даже примитивными) приемами. Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог. с парохода современности». принципами. Смысл же названия для непосвященного читателя был невнятен (и потому эпатировал его).
Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности. Художник изображает не просто движущийся объект, но как бы само движение, вернее, поток энергии (он изобрел даже специальные термины: сило-линии и сило-формы), в котором творящее, созидательное начало неотделимо от разрушительного. Гончарова, К. Малевич. — Воспевание достижений цивилизации и технического прогресса. Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами.
Наиболее полно он был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России.
Союз молодежи, моск. Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически.
Гончарова, К. Малевич. Для этого художник должен быть «вихрем сенсаций», живописной силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом. Война — единственная гигиена мира. Как бы парит и сама фигура авиатора. Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Все изображаемые объекты, будь то человек или предмет неживой природы, приобретали черты геометрических фигур их объем и массивность существенно увеличивались, а также появлялся эффект «выпирания» или «выдвижения» вперед в сторону зрителя.
Например, у позднего Дж. Движение часто передается путем наложения последовательных фаз на одно изображение, как бы наложением ряда последовательных кадров кинопленки на один. Им удается изображать невероятно яркие образы. поля и силовые линии, развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. систему лит.
Гл. В музыке искать гармонию шумов. Книга была напечатана на оборотной стороне обоев.
Еще одним подтверждением этому служит получение Ф. Маринетти звания академика. Постепенно его композиции все больше тяготеют к абстракциям («Опасности войны», 1915). Упоенные новейшими достижениями техники, они стремились вырезать раковую опухоль традиц. Поезда, автомобили, самолёты – распространенные объекты изображения. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. направлением или движением.
Собственно и сам Ф. как некое целостное художественно-эстетич. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2. Об этих художниках мы предполагаем отдельно рассказать в одной из будущих статей. поэтом Ф. Т. ориентации, касающихся самых разных видов искусства и сторон человеч.
Краски положены мелкими, часто точечными мазками, делая масляную живопись похожей на мозаику. В книге «Взорваль» А. Крученых (1913), факсимиле которой также приведено в сборнике «Будетлянский клич. », текст частично набран, а частично написан от руки и воспроизведен литографским способом. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Безусловно, самым известным произведением Малевича является «Черный квадрат».
Иногда эти два начала, совмещенные в одной работе, вступают в противоречие. Артефактов, как ассамбляж инсталляция, абстр. Моя революция. переустройства мира.
Оба цвета паритетны, но их простое на первый взгляд взаимодействие достигается не просто. К. Кара в своем манифесте «Живопись звуков, шумов, запахов» (1912), доводя до логического предела принцип синестезии, утверждал, что ощущения всех этих невизуальных феноменов можно добиться с помощью абстрактных ансамблей красок и форм. Участники группы осветили свои воззрения в футуристических манифестах, в которых призывали отторгнуть достижения прошлого и возвеличить промышленный дух и технику нового времени. Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны.
Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Свою издательскую деятельность будетляне начали поздней осенью 1912 года. Футуризм (лат. future – будущее) – авангардистское течение, распространенное главным образом в Италии и России.
Он выступает соредактором «Манифеста художников-футуристов» (1910). Кубисты отказались от передачи атмосферы и света, трехмерной перспективы объект в их произведениях представлен в виде множества пересекающихся плоскостей, отсюда многомерная перспектива объект изображался одновременно с многих точек зрения, как комбинация геометрических фигур, благодаря чему зритель мог видеть разные стороны объекта. Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами (имажинистами, обэриутами и др. ). В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. В «Манифесте живописи» в качестве основных рекомендовались только два признака: употребление самых ярких – «красных, которые кричат», – красок и непременный, обязательный дивизионизм, однако ничего не говорилось о цветовой структуре, о содержательной стороне цвета. Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения.
и электрич.
Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачий. Рус. В. Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
Свои мысли и чаяния, связанные с новым литературнохудожественным учением, Маринетти изложил в книге «Футуризм» изданной в 1911 году и в четырехтомном «Манифесте футуризма», увидевшем свет в 1920м. В России возникло футуристич. Давайте рассмотрим одну из работ. Давид Бурлюк – основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Это придает всему пейзажу ощущение камерности и глубокого внутреннего лиризма.
поля или состояния души передаются с помощью абстр. В «Политической программе футуризма» (1913), которую подписали У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло и Ф. Маринетти, говорится: «Абсолютный суверенитет – Италии. Футуризм в России.
О, засмейтесь, смехачи. Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. Балла традиционен в выборе своих сюжетов: «Дама с собачкой», «Девочка, бегающая по балкону» (1912, Галерея современного искусства, Милан). Членами группы становятся Маяковский, Хлебников, Крученых и многие другие.
Отсюда в живописи футуризма (в некоторых приёмах близкой кубизму, но принципиально отличной от него выраженной сюжетностью, литературной подосновой) совмещение точек зрения и умножение контуров, как бы вызванные стремительным движением, деформация фигур, резкие контрасты цветового строя, хаотичное вторжение в композицию обрывков текста и др. живописи, подписанные У. Боччони, Дж. «Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С. Время манифестируется футуристами как необходимое четвертое измерение худож. Такая реакция была спровоцирована и самими мастерами.
Внешние углы книги обрезаны так, что в развернутом виде она шестиугольная. Выросшее под влиянием кубизма, это направление отвергало принцип анализа и стремилось к живому и эмоциональному изображению урбанистического мира, мира огромных скоростей и технического прогресса. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. Еще одной важной особенностью эстетики Ф. стало стремление ввести в изобразит. Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек.
Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Первый футуристич. В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам». футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по всем худож. Откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет» (Из «Манифеста итальянского футуризма»).
Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки. Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д. С помощью специальных научных исследований Кандинский стремится выяснить, как посредством геометрических форм и чистых цветов можно выразить и простые впечатления (например «плотный цвет») и сложные понятия (к примеру, определив серый цвет как символ мещанства). «Изгнав психологию из литературы, футуристы ввели ее в живопись и заставили передавать психические состояния» (Тастевен Г. «Футуризм»). Особое воздействие на умы футуристов оказали нек-рые идеи Ницше, Интуитивизм Бергсона, бунтарские лозунги анархистов. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины». Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг.
вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. и проч. 1913 год. В лит.
Увеличение словаря произвольными и производными словами (слово — новшество). «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Велосипедист. И, наконец, «ничевоков». Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке».
Футуристы обвиняли кубистов в «замаскированном академизме». Активно работал в скульптуре, где явно прослеживается влияние кубизма. Поэты старались, чтобы пришедшие на их выступления люди были не только зрителями, но и участниками некого действия. строя искусства.
В композиции «Старая Руза» (1913) он пытался подобно французскому живописцу, сделать все элементы картины – дома, землю, небо – предельно близкими друг к другу по фактуре, словно все они созданы из одной материи. Стремясь в своих футуристич. А это уже первые шаги в сторону будущего поп-арта. Вдохновителем и вождем нового течения и автором «Манифеста» стал писатель Эмилио Филиппо Томмасо Маринетти (Emilio Filippo Tommaso Marinetti, 1876—1944). Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. У-а-а, Маринетти рычит так, что в двери кабинета показывается испуганное лицо лакея, – это издыхает раненый мул».
Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920х годов. В результате возникают «смазанные» кадры с изображением лошади или собаки с двадцатью ногами, автомобиля или велосипеда с множеством колес и т. п. Люди, образуя подобие клина, разрывают простран-ство полотна («и движения их треугольны»). Балла, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян.
В живописи футуристов после 1912 года стали проявляться ярко выраженные элементы кубизма. В отличие от представителей других авангардистских течений испытывавших ужас перед надвигающейся индустриальной эрой, футуристы принимали будущее с экзальтированным оптимизмом, абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве новых ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. и проч. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена.
Мы тоже механизированы». Первый футуристический манифест Маринетти уже через несколько дней после его появления в «Фигаро» был переведен на русский и опубликован в петербургской газете «Вечер» 8 марта 1909 г. Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов. «Все стало ненадежным, зыбким, расплывчатым. Основные приемы футуристов в работе над композицией заключались в следующем: делался реалистический набросок с натуры, потом – рисунок, который преображался в соответствии с произведенным на автора впечатлением (манера импрессионистов). Сила и разрушение – основные ценности адептов движения. В 1912 году российские футуристы создают собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу».
«Принимать или не принимать. В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини.
Один из художественных приемов футуризма – принцип симультанности: прием наложения друг на друга разных положений одного и того же объекта, в результате которого достигалось впечатление непрерывного движения (представители: А. Балла, У. Боччони, Л. Попова). в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях (прокламирование идей создания искусства будущего, отрицание художественных традиций и прочее) и избираемых темах, но обладавших разными, порой противоположными идейными установками. Ф. не был единым художественно-эстетич. Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности. Первая значительная выставка итальянских футуристов прошла в Париже в 1912 г. и затем проехала по всем художественным центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена).
Одна из самых ярких и глубоких работ Боччони – «Состояние души» (1911 г. частное собрание, Нью-Йорк) тема раскрыта в серии полотен, представленное нами – последнее, написанное им незадолго до смерти. Им удается изображать невероятно яркие образы. Весь этот образ как будто витает, плавает. прозрачность бытия.
лампочек и т. п. ), стал предвестником Поп-арта и таких типов совр. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Футуристы находились в кипящем котле духовных, худож., полит. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Северини – главными представителями футуризма в живописи.
Энергетич. Боччони, пришедший к убеждению, что в одной скульптуре необходимо использовать как можно больше различных материалов для усиления пластических эмоций (стекла, дерева, картона, железа, кожи, конского волоса, одежды, зеркал, электрических лампочек и т. п. ), стал предвестником поп-арта и таких типов современных артефактов, как ассамбляж инсталляция, абстрактная скульптура. Однако и сегодня многие исследователи критикуют абстракционистов за неоднозначностью выбранных ими художественных средств выражения, которая заставляет разных людей различно (а иногда и диаметрально противоположно) воспринимать их картины.
Боччони, Умберто (1882-1916)Итальянский художник и скульптор, один из основателей футуризма. Учился в Риме в мастерской Д. Балла. приложение). К началу 20-х гг. В вышеупомянутом манифесте было сказано: «Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закрепленным мгновением всемирного динамизма. произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства.
«Бубновый валет» – это название выставки, состоявшейся в Москве – апреле 1910 году. В 1912 г. Боччони выступил автором «Манифеста футуристической скульптуры». Они с восторгом встретили Первую мир. Отличие заключалось в том, что художник предлагал иную трактовку композиции изобразительной формы. Произведения футуристов в колористическом плане существенно отличались друг от друга.
В опубл. Футуризм в живописи это не только композиции фигур.
представителями Ф. в живописи. Его «Галерея Милана» (1912, собрание Дж. Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича Авиатор (1914). Его кони в своем полете несут гибель погонщикам.
В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудож. После круг наследовалей стал стремительно рости. Таковы его вариационные мотивы весеннего цветущего сада: «Цветущие яблони», «Весна», «Весна – цветущий сад».
Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Боччони был самой яркой и одаренной личностью в футуристическом движении. В книге «Взорваль» текст помещен не на однотонной бумаге, а на фоне беспредметных цветовых пятен иногда занимающих почти всю поверхность листа. Ненависть к существовавшему до них языку. Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. Северини «Бронепоезд» (1915, собрание Цейслер, Нью-Йорк) серо-зеленая масса одновременно палит из полураскрытого бронированного склепа.
Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т. Ф. Маринетти Манифест футуризма. Маринетти еще у истоков научно-технич. Маринетти еще у истоков новейшего этапа научно-технической революции, пожалуй, впервые почувствовал и осознал, что новая техника меняет и человеческую психику, в частности психофизиологию восприятия, а это требует и принципиального изменения всего изобразительно-выразительного строя искусства. Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра. В «Манифесте футуристической литературы» он же мечтал о создании «механического человека с заменимыми частями» – удобного бесчувственного робота, начисто лишенного сознания, не требующего к себе ничего, кроме технического ухода. В «Манифесте искусства механизмов» от 1923 года так и было сказано: «Мы воспринимаем как механизмы.
— Пафос разрушения и взрыва. аэроживопись). Северини. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». Деревенская церковь» (1908) (см. ФУТУРИЗМ (от лат.
Ларионов, Н. С. Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему.
В совр. Василий Васильевич Каменский (1884—1961) писал стихи и занимался изобразительным искусством с юных лет. В апреле 1910 года был опубликован второй «Манифест футуристов». О, засмейтесь, смехачи. «Обойные поэты», «клоуны», «курам на смех» – так встретила сборник профессиональная критика.
целое различные моменты внутр. Культ города с его динамикой и безликостью.
Ранний Дж. Попробуем вглядеться в это произведение. Будетлянство Хлебникова. Жена другого ведущего русского художника Михаила Ларионова, она играла важную роль в распространении влияния кубофутуризма в России.
20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». В картине Дж. Футуризм (от лат. с парохода современности». Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов не было).
Но невооруженным глазом можно увидеть, что художники явно шли на поводу у своих идолов. В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса. Колорит картин Умберто выделяется своим жестким драматизмом он раскладывает форму на отдельные элементы, тем самым передавая эффект движения, придавая процессу дробления и «раскручивания» форм реальную связь с окружающей средой. Гончарова, К. Малевич. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
В конце статьи мэтр символизма отмечает, что в области «словесного изложения» у футуристов есть некоторые достижения и можно надеяться, что «зерна» когда-нибудь вырастут «в настоящие цветы», но для этого, конечно, «придется поучиться многому у символистов». Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка. 11 февр. Сенсорика совр. выступления). В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. приложение), «Пейзаж с башней» (1908) (см.
революции (см. В частности, в ленинском плане монументальной пропаганды, хотя не все их проекты были приняты, по причине «формализма». Здоровое естественное бытие человека, лишенного рефлексии, активная цветопись роднят эту работу с портретами и автопортретами мастеров «Бубнового валета» – художников, соединявших уроки новой французской живописи с буйной московской красочностью и фольклорными истоками. В это время насилие было необходимой принадлежностью внутренней политики. Единая цветовая палитра у футуристов отсутствовала. Произведение того же автора «Динамизм мускулов» (1913, собрание Бартарелли, Милан) вызывает удивление своеобразной трактовкой формы самих мышц и однообразно серой гаммой красок.
Что же касается Андрея Кравцова, то он по образованию был медиком и жил в Харькове. Они отказывались от всего привычного, романтичного и возвышенного, взамен выбирая урбанистичность, новаторство и современность. Наши холсты, – писал он, – будут выражать пластич. Северини – гл. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. манифесты и многочисл., часто скандальные обществ. Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная.
Рус.
1910 появляется Манифест художников-футуристов, а 11 апр. Давид Бурлюк. Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея». фаз на одно изображение, как бы наложением ряда последоват. Здесь нет, например, работ, пожалуй, наиболее талантливого представителя оформительского футуризма — Михаила Федоровича Ларионова (1881—1964), а его соратница Наталия Сергеевна Гончарова (1881—1962) представлена лишь несколькими рисунками в коллективно оформленном сборнике.
Малевича). Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Главные принципы их художественного кредо – движение, энергия, сила, скорость, симультанность (simultanй (фр. ) – одновременный), континуитет всех фактов и событий, проникновение всего во все и сквозь все – энергетическая прозрачность бытия.
А благодаря коллажам картины больше походили на небольшие скульптуры. Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. Русские художники начала ХХ века, заинтересованные идеями футуризма, откликнулись на душевный порыв молодых итальянских «революционеров в искусстве» и начали создавать художественные произведения в данном стиле, которые все-таки имели некоторые отличительные черты. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. Это – образ будущих «настоящих арийцев» неотвратимо наступающей «массовой культуры» фашизма. Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед).
Томмазо Маринетти создает первый манифест футуристов в 1909 году. «Голос футуризма», действительно, очень скоро вылился в «медь проповеди», но, увы и «первая часть программы» была продолжена. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум.
культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки. Другим примером футуристического издания, в котором также использован типографский набор, является «Заумная книга» В. Крученых и Алягрова изданная в 1916 году. приложение) с «Мурнау. У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. По признанию самого художника, существенный отпечаток на его творчестве наложила импрессионистская выставка в Москве и особенно картина Моне «Стог сена».
Руссоло. Движение часто передается путем наложения последоват. На этом этапе были нужны общедоступные, понятные широким массам формы. Ларионов, Н. С. А рычащий гоночный автомобиль, с которым «по красоте не сравнится никакая Никэ Самофракийская», – само совершенство. В 30-е гг. Кинетическое искусство) и позднейших синтетич. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро – наиболее известные имена.
Это был очень удачный рекламный ход. Так строятся картины «Мюнхен. ансамблей красок и форм. эмоций (стекла, дерева, картона, железа, кожи, конского волоса, одежды, зеркал, электрич. После круг наследовалей стал стремительно рости.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. вкусу, Дохлая луна, Взял и др. Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. Слишком уж агрессивный на первых порах футуризм новую власть больше не устраивал.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Этот манифест появился на первой странице «Фигаро», газета выпускалась огромным тиражом во Франции. Им удается изображать невероятно яркие образы. В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудожественных оригинальных произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. вызывает у отд. Факсимиле этого сборника стихов открывает книгу «Будетлянский клич. ».
Урсулы» (см. Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. Швабинг с церковью св. Если сравнить ранний «Городской пейзаж» (1902 – 1903) (см.
Она иллюстрировала и другие издания футуристов, среди которых «Игра в аду» А. Е. Крученых и В. В. Хлебникова (1914) и «Война» А. Крученых (1916). Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея». Чуть позже вышел сборник Садок судей. движение завершился с началом этой войны. Был узаконен коллаж как прием. Боччони увлечен идеей передачи движения в среде, но не механического расклада его на ряд единовременных движений (как у Балла), а показ мира энергии и скоростей как особого мира с его брутальной красотой, полного катастроф и драматизма. 4. принципы их худож. Создавалась некая иллюзия калейдоскопа, цветовая гамма которого была необычайно универсальна.
Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. Сам Маринетти до 1943 опубликовал не менее 85 манифестов футуристич. Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др. ) — в 1912 г. ее участники выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором призывали «бросить Пушкина, Достоевского и пр. Во всем подчеркивалось право сильной личности и отрицание жалости к человеческим «винтикам» – так проповедовал футуристический лидер и идеолог Ф. Т. futurum – будущее), общее название авангардистских художественных движений 1910-х – начала 20-х гг.
Алягров — это псевдоним Романа Осиповича Якобсона (1896—1982), впоследствии эмигрировавшего в Америку и ставшего там знаменитым филологом, профессором Гарвардского университета. Создавалась некая иллюзия калейдоскопа, цветовая гамма которого была необычайно универсальна.
В «Жнице» сделан дальнейший шаг в стремлении связать фигуру и пространство, в «Уборке ржи» фигуры и пейзаж, лица и снопы, живые и неживые тела трактованы одинаково, а в «Лесорубе» все поле холста заполнено аналитическими элементами, первоформами цилиндрических и конических объемов. Эта атмосфера «площадного живописного действия» вызывалась общим интересом художников к народному искусству – изображения с провинциальных вывесок и старинных лубков, росписям подносов и игрушек. Он был написан для молодых итальянских художников.
Слово futurum в буквальном переводе с латинского означает «будущее», «будущность». В его раннем периоде сильно влияние импрессионизма, заметен интерес к теории цвета и увлечение пуантилизмом. И в 1910 г. выступает соавтором «Технического манифеста футуристической живописи».
ассоциации и т. п. Но самоназвание это, надо сказать, широкого распространения не получило. К. Карра перенял у кубистов однообразность серо-коричневых тонов.
того же года – Технический манифест футуристич. стиха, визуальной (графич. ) поэзии использования архаич., фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным словотворчеством и словоновшеством – изобретением зауми. На заднем плане «Создания города» (1910— 1911) видны силуэты строящегося города, весь передний план заполнен изображением ломовых лошадей и погонщиков. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. Использованы и типографские линейки.
Чувствуем себя построенными из стали. Картина Дж. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Балла, К. Kappa, Л. Руссоло, Дж. газете Вечер 8 марта 1909. движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений («Динамизм собаки на поводке», 1912). В 1911 г. в Париже Боччони сблизился с кубистами, синтезируя в творчестве искания новейшей живописи, в значительной мере и кубистской (триптих «Состояния души»).
В скульптуре (Боччони, Балла) иллюзию движения вызывают нагромождение и единонаправленный сдвиг обтекаемых или угловатых объёмов. В России возникло футуристическое движение кубофутуризма, да и лучизм Гончаровой и Ларионова основывался на развитии футуристической доктрины об энергетических полях и «силовых линиях». Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Но на самом деле оказалось что это немного не так.
Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение. Как раз с этого момента русские художники начали прибегать к опыту традиционного искусства и начали активно работать над созданием образов активной современной жизни во всей ее простоте. Космополитические убеждения этому итальянцу были предначертаны судьбой. Боччони, 1912).
Футуристы были революционерами в искусстве. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. — Принцип симультанности — наложение последовательных фаз на одно изображение движения. Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль.
Северини, написанная в 1923 году, так и называлась – «Машинизм в искусстве». Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. видов искусства. Вот таким образом каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. Среди первых изданий — книжки «Старинная любовь», «Игра в аду», «Мирсконца». По воспоминанием того же В. Каменского (его стихотворением Чюрлю-Журль открывался сборник) книга «с оглушительным грохотом разорвалась на мирной дряхлой улице литературы».
Бунт, 1911) и т. п. В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. Северини «Автобус» (собрание Куртьон, Париж) со свойственной этому автору академической методичностью показывает, как это может происхо-дить. Перспектива того, что техническая революция нового столетия неизбежно приведет к превращению человека в придаток машины, «в винтик, в штифтик, в органную клавишу», повергала в ужас всех сознательных гуманистов. пространства. «Ага.
«Ненависть к прошлому и любовь к будущему» стала девизом его и его последователей, воспевающих красоту машин и ритмы новой индустриальной и урбанистической эпохи. В результате футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамического художественного пространства чисто живописными средствами, чего не удавалось никому ни до них, ни после них за исключением, пожалуй, только В. Кандинского в его «драматический» период. В изобразит. теоретиком футуризма.
Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. доктрины об энергетич. Вот таким образом, когда в начале 1914 Маринетти приехал в Россию, его выступления не произвели никакой сенсации.
«Звон», 1915г. ) в таком виде, что кажется, будто все части зданий, сдвинувшись со своих мест, кружатся в стремительном танце на глазах у зрителя. Статья Дж. В рез-те футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамич.
В результате на картинах возникают как бы «смазанные» кадры с изображением собаки, лошадей с бесчисленным количеством ног, многокрылой ласточки или автомобиля, велосипеда со множеством колес. Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии», развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. Заимствуя цветовые переходы и угловато-грубоватые формы. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. В работах данных представителей мы можем пронаблюдать многомерность перспективы, комбинацию которых каждый зритель видит по своему.
Шумы, ворвавшиеся в мир вместе с новой техникой, очаровали футуристов и они стремятся передать (во всяком случае постоянно декларируют это) их в своих работах. Художественная форма как необходимый элемент творчества просто отсутствовала. (Статья В. Брюсова появилась в 1913, когда талант В. Маяковского еще не раскрылся в полной мере). В творчестве Петра Петровича Кончаловского (1876 – 1956) влияние Сезанна сочетались с примитивизмом, проявившимся сильнее всего в портретах. В дальнейшем футуризм, развиваясь, образует новое направление – так называемый пространственный симультанизм, который связывается с идеей одновременности – «Разве мы не видали иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в далеком конце улицы. » (Из «Манифеста итальянского футуризма») – и идеей пространства, в котором хаотически перемещаются тела и предметы.
Особенно активно она действовала с 1910 по 1915 г. (сборники: «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Взял» и др. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. И, наконец, «ничевоков». Появился он на свет божий в портовом египетском городе Александрии, а учился в Париже и Генуе. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта. В «Портрете И. Клюона» художник как бы увеличивает фрагмент из работ крестьянского цикла («Косарь») (см. Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиционную систему литературного текста, начиная от смешения всех и всяческих жанров (вплоть до синтезирования многих искусств – футуристическая опера «Победа над солнцем», 1913 г., музыка М. Матюшина, текст Крученых, декорации Малевича), введения новых принципов стихосложения, основанных на композиционных «сдвигах» и смысловых парадоксах, разработки тонического стиха, визуальной (графической) поэзии использования архаической, фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным «словотворчеством и словоновшеством» – изобретением зауми. художник совсем отходит от футуризма, возвращаясь к традиционной манере выражения.
Футуристов предреволюц. этапа для других направлений в худож. Принципиальный, шумный, последовательный антиэстетизм футуризма привел его в художественной практике к хаосу композиции и дисгар-монии цвета. Кто то использовал яркие цвета, принебрегая смешиванием красок, кто то предпочитал относительно однообразные тона.
В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. В социально-полит. 1910. futurum – будущее) – одно из авангардистских течений в европейском искусстве 10-20-х гг. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена.
Известие о смерти футуризма поступило и из самого футуристического лагеря: «Да, умер. Заменить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим завладением материала» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). лучащихся, динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластич. Наряду с ними возникло и много средних и слабых, чисто эксперимент. Картины Давида Бурлюка («Футуристическая женщина», «Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»), отличались невообразимой яркостью образов, братья талантливо пропагандировали идеи футуризма и для этого не жалели ни сил, ни времени: организовывали литературные встречи и вечера, ездили в разные города и села, выступая с лекциями на тему футуризма в живописи и литературе.
Имажинизм Есенина и Мариенгофа. К. Карра в своем манифесте Живопись звуков, шумов, запахов (1912), доводя до логич. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее.
Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ (ни одна из которых не закрепилась в языке), нарушением правил ритма и размера в стихах (футуризм в литературе – это в первую очередь направление в поэзии).
Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц (автор книги о русском футуризме Полутораглазый стрелец) так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка: Владимир пишет мой поясной портрет. 11 февраля 1910 г. появляется «Манифест художников-футуристов», а 11 апреля того же года – «Технический манифест футуристической живописи», подписанные У. Боччони, Дж. Семья Кандинских испытала на себе политические изменения в Германии. Именно с Ф. в европ.
Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения. искусстве начинается тенденция последоват. Абсолютно иные задачи решал в своих произведениях Аристарх Васильевич Лентулов (1882 – 1943).
практики в сферу самой жизни. Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. ориг. Всё то, что делал Мейссонье, оказалось лишь рабской и подробной карикатурой на наполеоновский эпос. Герой, сидящий по-турецки на фоне стены, увешанной оружием, напоминает восточного факира в его лице явно преувеличены «экзотические» черты. В своих произведениях футуристы пытались схватить основную примету нового времени – стремительно возрастающий темп жизни, который они пытались изобразить в своих картинах посредством последовательного расположения на одном холсте моментов движения (подобно киноленте). Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии.
Парки, кафе, рестораны, танцовщицы – все это уже не раз было представлено до него. Наиболее известные представители этого стиля Дж.
Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Наряду с ними возникло и много средних и слабых чисто экспериментальных работ, которые сыграли свою важную роль в истории искусства именно в качестве обнаженного художественного эксперимента, подготовительного этапа для других направлений в художественной культуре. силовых полей.
худож. В дальнейшем одни футуристы пришли к прямой апологии фашизма, другие, пройдя через увлечение метафизической живописью (Карра), академизировали свою манеру или вплотную сблизились с абстрактным искусством.
К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности. скульптура. Усмей, осмей, смешики, смешики.
футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Ларионов, Н. С. При этом сами литераторы нередко выступали в роли оформителей собственных книг. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Книгу открывает контурный портрет Крученых, нарисованный Николаем Ивановичем Кульбиным (1868—1917).
Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена). Период «синтетического кубизма» наступает несколько позже – в 1912-1914 гг. и этот временной отрезок является наиболее ярким в истории кубизма, потому как именно в период «синтетического кубизма» на первый план выдвинулись П. Пикассо и Ж. Брак. В литературной России существовало несколько футуристических группировок, наиболее плодотворной из них и близкой к собственно футуризму была «Гилея», в которую входили А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников, братья Бурлюки, В. Каменский и др. Текст «Заумной книги» в разделе, написанном А. Крученых, набран прописным гротеском и отпечатан красной краской.
Опытный критик сразу «уличил» футуристов в том, в чем они признаваться не хотели: их манифесты по существу повторяют манифесты итальянцев и подметил разницу между петербургскими и московским футуристами, не столько, впрочем, в теории, сколько в ее осуществлении – «петербургским поэтам посчастливилось: среди них оказался поэт с дарованием бесспорно выдающимся: Игорь Северянин Но поэт выдающийся всегда выше той школы, к которой его причисляют: его творчество не может быть мерилом устремлений и достижений школы». 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Дж. Но они не передавали никакого сколько-нибудь определенного содержания. Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц.
Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма. Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В. Хлебников, В. Каменский.
Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Начался последний, самый спорный период в его творчестве. Отношение к войне и революции как к омолаживающей силе одряхлевшего мира. 3.
«У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. Инициатором был поэт и художник Алексей Елисеевич Крученых (1886—1968). Заклятие смехом (В. Хлебников)О, рассмейтесь, смехачи. Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело.
Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира. Увлекался дивизионизмом, особенно работами Ж. Сера. Вместо божества – «величественное электричество, единственная и божес-твенная мать будущего человечества» (Из «Манифеста»). Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств. выхода художника за пределы искусства. Однако авторы «расшифровывали» заглавие так: садок – клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией психич.
искусство звук чисто визуальными средствами. Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». гордости у своих соотечественников и ввести их на Олимп тогдашней европ.
Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др. Таковы предпосылки официального искусства, утвержденного властями итальянского фашизма. Характерный пример — книга «Нагой среди одетых» В. Каменского и А. Кравцова, увидевшая свет в феврале 1914 года. К середине 1930-х годов российский футуризм в литературе был окончательно уничтожен.
В области пейзажа очень интересны работы Роберта Рафаиловича Фалька (1886 – 1958), также близкие по стилю Сезанну. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. манифесты и многочисленные, часто скандальные общественные выступления).
кадров кинопленки на один. Будетлянство Хлебникова. жизни вообще, выводя Ф. за пределы собственно худож. Ф. Т.
Своеобразной характерностью является цветовой спектр, многообразие которого позволяет создать характерный почерк художника. Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов. Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Бурлюк, В. Каменский», – писал М. Горький. История футуризма завершается в начале 1920-х, когда большинство его участников вошли в ЛЕФ (ЛЕФ (Левый фронт искусств) — творческое объединение, существовало в 1922—1929 годах в Москве, Одессе и других городах. Первая значит. Авторы «Искусства коммуны» (О. Брик, Н. Пунин, Н. Альтман и др. ) мечтали о «прыжке» в будущее, рассматривая собственное творчество как единственно возможный трамплин для этого скачка.
полях и силовых линиях. Маринетти хотел пробудить дух нац.
ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. эксперимента, подготовит. — Динамика и скорость как высшие художественные ценности. Чьи-то неясные фигуры и затуманенные лица возникают неожиданно, «выплывая» из закоулков художественно-интуитивного мира Умберто.
Живопись урбанистического типа выглядела, как кошмарное впечатление от жизни в мегаполисе. В опубликованном в 1913 г. манифесте «Искусство шумов» Л. Руссоло, на много лет вперед предвосхищая конкретную музыку Штокхаузена, Кейджа, выдвигает идею музыки, состоящей исключительно из одних натуральных шумов. Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете «Вечер» 8 марта 1909. Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное.
(Из статьи В. Маяковского Капля дегтя, 1915). В 1907 г. знакомится в Милане с Ф. Маринетти. В книге «Будетлянский клич. » факсимильно воспроизведены пять книг русских футуристов.
Здесь же присутствует пила игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески (аптека, что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии. городов Италии немедленно откликнулась на призыв Маринетти и своим творчеством и своей манифестарной эстетикой. жизни человека – воспоминания, переживания, пластич. По мнению членов «Бубнового валета», представление их работ должно было восприниматься как некое уличное зрелище, пронизанное балаганным духом. изменения всего изобразит. -выразит.
Маттиоли, Милан) с геометрией плоскостных форм представляет собой тот же компромисс, что и «Читающие женщины» Дж. В 20-е многие футуристы воспевали фашистский режим, считая его воплощением мечты о великом будущем Италии. (Балла) и т. п. Так, в одной из «Цветочниц» 1903 года стоящая строго в центре, достаточно плотно и декоративно написанная фигура девушки дана на фоне, наполненном мелькающим движением импрессионистически трактованной толпы в колышущихся пятнах солнца и легкой тени. Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915). Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»).
По своей сути такая личность – та же машина, но в биологическом смысле («гигиенически» и «сумасброднофизически») идеальная. Смотрящий на полотно с большим трудом, максимально используя все свое воображение, выделял всадника на красной лошади в картине «Эластичность» (У. С 1924 года заметно усилились нападки на них как на иностранцев. Обычные оптические иллюзии возвелись ими в абсолют и подкрепи-лись различными псевдонаучными толкованиями (в которых имели место дилетантизм и алогичность), поскольку идейный предводитель футуризма – Ф. Т.
Отсюда введение звука в название картин типа «Скорость автомобиля свет шум», «Форма кричит: Бива Италия. » (Балла) и т. п. Реализовать их они пытались достаточно простыми (если не сказать примитивными) приемами. Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Смейево, смейево.
Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов: Натана Альтмана (Анна Ахматова, 1914), Роберта Фалька (Крымский дворик, 1915), Казимира Малевича (Уборка ржи, 1912). Итальянский корреспондент газеты «Русские ведомости» М. Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями. Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве».
В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей. приложение) (1908), «Озеро Риг. Он провозгласил новую футуристическую эстетику, в которой воспевались риск, дерзость, смелость, отвага, бунт. Двор замка» (1908) (см.
В этой серии были воспроизведены такие издания, как библейская «Книга Руфь» и пушкинские «Маленькие трагедии» с гравюрами Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), «Кола Брюньон» Ромена Роллана с иллюстрациями Евгения Адольфовича Кибрика (1906—1978), «Мертвые души» Н. В. Гоголя, проиллюстрированные Марком Шагалом (1887—1985) и «Для голоса» В. В. Маяковского в оформлении Эль (Лазаря Марковича) Лисицкого (1890—1941). В России первыми представителями футуризма, поддержавшими данное течение, стали братья Бурлюки. В период завоевания фашистами власти в Италии футуризм стал основным движением в культурной жизни, которое официально поддерживалось фашизмом. Стихотворение отпечатано черной краской.
Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. В «Косаре» кубизированная объемная фигура дана на плоском локальном фоне со знаковым орнаментом рисунка, условно изображающем цветы или деревья.
Нервные линии и беспорядочно наслоенные друг на друга кристаллы создают фон хаотичного подсознания из него «вырождаются» образы, которые, в свою очередь, вызывают у зрителя ассоциации с животными, машинами, людьми. На переходе от экспрессионизма к кубизму стоят такие работы, как «Крестьянки в церкви» (1912), «Крестьянка с ведрами» (1912). Фигуры безликих солдат – винтики военной машины.