В дальнейшем одни футуристы пришли к прямой апологии фашизма, другие, пройдя через увлечение метафизической живописью (Карра), академизировали свою манеру или вплотную сблизились с абстрактным искусством. Им удается изображать невероятно яркие образы. Наиболее полно он был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России.
Балла, Джакомо (1871-1958)Итальянский художник, представитель футуризма. Уроженец Турина, художественное образование получил в вечерней Школе рисунка. Балла – представитель первой волны футуристического искусства, на чьем творчестве учились У. Боччони и А. Северини. доктрины об энергетич. и проч. 1910 появляется Манифест художников-футуристов, а 11 апр. Урбанистические пейзажи рассматривались с высоты птичьего полета или с крыла аэроплана.
Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачий. Свои поэмы футуристы посвящают поездам, автомобилям, вокзалам, электричеству. Будетляне — так называли себя русские футуристы.
В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией психич. того же года – Технический манифест футуристич. Вдохновителем и вождем нового течения и автором «Манифеста» стал писатель Эмилио Филиппо Томмасо Маринетти (Emilio Filippo Tommaso Marinetti, 1876—1944). Заменить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим завладением материала» (Из «Манифеста итальянского футуризма»).
вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений («Динамизм собаки на поводке», 1912). Северини в «Читающих женщинах» видна трехмерность в футуристических неуравновешенных фигурах. Эгофутуристы печатались также в газетах «Дачница» и «Нижегородец».
Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Огромная толпа приходит в лихорадочное движение в «Восстании» Л. Руссоло (1912, Городской музей, Гаага). Начался футуризм с опубликования в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянским поэтом Ф. Т.
Первая значительная выставка итальянских футуристов прошла в Париже в 1912 г. и затем проехала по всем художественным центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена). Маринетти хотел пробудить дух нац. В частности, в ленинском плане монументальной пропаганды, хотя не все их проекты были приняты, по причине «формализма». В результате футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамического художественного пространства чисто живописными средствами, чего не удавалось никому ни до них, ни после них за исключением, пожалуй, только В. Кандинского в его «драматический» период. Известие о смерти футуризма поступило и из самого футуристического лагеря: «Да, умер. Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки.
Это был очень удачный рекламный ход. Движение часто передается путем наложения последоват. Именно с Ф. в европ. В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса. Кинетическое искусство) и позднейших синтетич.
культуры из провинциальной Италии. Стремясь в своих футуристич. Здесь столкнулись бесплотная абстракция и натурализм, более примитивный и дешевый, чем в футурис-тических циклах У. Боччони. Страстная поклонница русского народного творчества, она часто объединяла в своих картинах народные традиции и сюжеты с техникой кубизма.
Недалеко от него ушел в своем творчестве и К. Карра. Космополитические убеждения этому итальянцу были предначертаны судьбой. Статич.
Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Свою издательскую деятельность будетляне начали поздней осенью 1912 года. Типичными кубофутуристическими произведениями стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского Танго с коровами (1914). Некоторые представители движения, в особенности Маяковский, попытались возглавить революционную литературную жизнь, что было встречено большевиками без особого восторга. Объект изображения расчленялся на множество округлых, прямоугольных и прочих геометрических фигур, создающих иллюзию калейдоскопа. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. с парохода современности». Футуризм (от лат. В России возникло футуристич. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и будущего.
Давид Бурлюк – основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Свои стихотворения участники группы называли «поэзы». Гончарова, К. Малевич. Маринетти. В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудож. В социально-полит. Футуристы находились в кипящем котле духовных, художественных, политических исканий начала века, который просто бурлил и готов был взорваться в любую минуту и выплеснуть в мир все что угодно.
Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами (имажинистами, обэриутами и др. ). Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. Первый коллектив эгофутуристов вскоре распадается. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Группа молодых талантливых художников из Милана, а затем из др. Здесь нет, например, работ, пожалуй, наиболее талантливого представителя оформительского футуризма — Михаила Федоровича Ларионова (1881—1964), а его соратница Наталия Сергеевна Гончарова (1881—1962) представлена лишь несколькими рисунками в коллективно оформленном сборнике.
Моя революция. Ранний Дж. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. Сила и разрушение – основные ценности адептов движения. В 1912 году российские футуристы создают собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу». Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины.
Этот «супермен», созданный необузданной фантазией идеолога и вождя футуризма, – подобие человека без каких-либо социальных признаков, но обладающее огромной биологической волей. Дж. Но было и то, что объединяло работы футуристов: стремясь совершенствовать кубизм, к недостаткам которого они относили чрезмерный реализм и академизм, последователи этого направления пытались выделить значение динамики. В скульптуре (Боччони, Балла) иллюзию движения вызывают нагромождение и единонаправленный сдвиг обтекаемых или угловатых объёмов.
О, засмейтесь, смехачи. В лит. «Наш прекрасный мир стал еще прекраснее – теперь в нем есть скорость» (там же). Маттиоли, Милан) с геометрией плоскостных форм представляет собой тот же компромисс, что и «Читающие женщины» Дж. Ф. не был единым художественно-эстетич. Статические формы кубизма футуристы наполнили энергией силовых полей и динамикой движения.
Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог. 11 февр. По его приглашению в 1914 году в Петербург приезжал Ф. Г. Маринетти. практики в сферу самой жизни.
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно. Северини «Автобус» (собрание Куртьон, Париж) со свойственной этому автору академической методичностью показывает, как это может происхо-дить. Единая цветовая палитра у футуристов отсутствовала. Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс.
принцип симультанности (одновременности). Он сочетал различные материалы и интерпретировал форму, пытаясь продлить предмет в пространстве («Антиизящная»). Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. Энергетические поля или состояния души изображаются футуристами с помощью абстрактных лучащихся динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластических объемов в скульптуре – например у Боччони). В опубл. Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать.
Боччони увлечен идеей передачи движения в среде, но не механического расклада его на ряд единовременных движений (как у Балла), а показ мира энергии и скоростей как особого мира с его брутальной красотой, полного катастроф и драматизма. Артефактов, как ассамбляж инсталляция, абстр. участники петроградских литературных групп «Аббатство гаеров» и «Кольцо поэтов им. Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов: Натана Альтмана (Анна Ахматова, 1914), Роберта Фалька (Крымский дворик, 1915), Казимира Малевича (Уборка ржи, 1912).
пространства. переустройства мира. Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц.
Чувствуем себя построенными из стали. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Футуристы активно участвовало в политически-агитационных начинаниях новой власти. После освобождения он сумел вернуться в Москву, восстановился в Союзе Писателей и издал несколько книг.
центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена). К началу 20-х гг. В то же время, представители русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями ряд их приветствовал Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Ассев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. смысла звука, фонемы, к-рый, по их убеждению, ближе к сущности, чем фиксируемый разум и построения на этой основе нового языка, очищенного от бытовых значений.
Национализм и шовинизм, бунтарско-анархич. Родина футуризма — Италия. Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др.
Вызывать в публике слова и жесты, никем не предвиденные, стремиться к тому, чтобы каждый сюрприз на сцене порождал другие сюрпризы в театре и в ложах, во всем городе, завтра, послезавтра, очень долго. выставка итал. 1913 год. Активно работал в скульптуре, где явно прослеживается влияние кубизма. В сборнике «Будетлянский клич. » факсимильного воспроизведения этих изданий мы не найдем. движение завершился с началом этой войны. Все вместе они основывают общество эгофутуристов издают несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля -- реставрация спектра мысли») предтечами эгофутуристов были объявлены такие поэты «старой школы», как Мирра Лохвицкая и отец Олимпова Константин Фофанов.
Прославляя динамику современного мира, Балла пытается изобразительными средствами передать основополагающие категории футуризма – «движение», «скорость», применяя принцип симультанности, т. е. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». аэроживопись). В 1912 г. Боччони выступил автором «Манифеста футуристической скульптуры». манифесты и многочисленные, часто скандальные общественные выступления). Наряду с ними возникло и много средних и слабых, чисто эксперимент.
В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира». ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова.
(Балла) и т. п. И, наконец, «ничевоков». В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.
Характерность этой картины по сути подобна: геометризация изображаемой картины аналогична и для художниковкубистов. выхода художника за пределы искусства. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма. силовых полей. Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиционную систему литературного текста, начиная от смешения всех и всяческих жанров (вплоть до синтезирования многих искусств – футуристическая опера «Победа над солнцем», 1913 г., музыка М. Матюшина, текст Крученых, декорации Малевича), введения новых принципов стихосложения, основанных на композиционных «сдвигах» и смысловых парадоксах, разработки тонического стиха, визуальной (графической) поэзии использования архаической, фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным «словотворчеством и словоновшеством» – изобретением зауми.
Кроме того в 1912 году он основал первое эгофутуристическое издательство «Петербургский глашатай», которое издало первые книги Рюрика Ивнева, Вадима Шершеневича, Василиска Гнедова, Грааль-Арельского и самого Игнатьева. В «Манифесте живописи» в качестве основных рекомендовались только два признака: употребление самых ярких – «красных, которые кричат», – красок и непременный, обязательный дивизионизм, однако ничего не говорилось о цветовой структуре, о содержательной стороне цвета. В период революц. Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. «Обойные поэты», «клоуны», «курам на смех» – так встретила сборник профессиональная критика.
В книге «Взорваль» А. Крученых (1913), факсимиле которой также приведено в сборнике «Будетлянский клич. », текст частично набран, а частично написан от руки и воспроизведен литографским способом. Авторы «Искусства коммуны» (О. Брик, Н. Пунин, Н. Альтман и др. ) мечтали о «прыжке» в будущее, рассматривая собственное творчество как единственно возможный трамплин для этого скачка. Реализовать их они пытались достаточно простыми (или даже примитивными) приемами. направлением или движением. Бунтующие массы агрессивными киноварными углами и клиньями прорываются сквозь сине-фиолетовую мглу пространства (Л. Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.
Футуризм (лат. future – будущее) – авангардистское течение, распространенное главным образом в Италии и России. Футуристы находились в кипящем котле духовных, худож., полит. живописи, подписанные У. Боччони, Дж. Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира. предела принцип синэстезии (см.
Война — единственная гигиена мира. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне.
Алягров — это псевдоним Романа Осиповича Якобсона (1896—1982), впоследствии эмигрировавшего в Америку и ставшего там знаменитым филологом, профессором Гарвардского университета. Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Звуковое сходство слов «садок» и «судей» сразу обращало на себя внимание. Балла, К. Kappa, Л. Руссоло, Дж.
ориентации, касающихся самых разных видов искусства и сторон человеч. Художники нового направления использовали пересечения, сдвиги, наплывы форм, много-кратные повторения мотивов, стремясь выразить множественность впечатлений в современном городе. Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм. Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. Он выступает соредактором «Манифеста художников-футуристов» (1910).
Собственно и сам Ф. как некое целостное художественно-эстетич. и эстетич. Ларионов, Н. С. После Октябрьской революции 1917 большинство футуристов активно участвовали в политико-агитационных начинаниях Советской власти, в реформах системы художественного образования, однако претензии футуризма стать общеобязательным государственным искусством и усилившееся в этот период нигилистическое отношение многих футуристов к культурному наследию были осуждены в письме ЦК РКП (б) О пролеткультах и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому. Смотрящий на полотно с большим трудом, максимально используя все свое воображение, выделял всадника на красной лошади в картине «Эластичность» (У.
Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. поэтом Ф. Т. Сенсорика совр. Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц (автор книги о русском футуризме Полутораглазый стрелец) так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка: Владимир пишет мой поясной портрет.
Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки. Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. скульптура. Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности. Весьма отличался от своего западного варианта, уноследовав лишь заглавный пафос строителей «искусства будущего», противопоставляющих его искуству и культуре прошлого. манифесты и многочисл., часто скандальные обществ.
Все изображаемые объекты, будь то человек или предмет неживой природы, приобретали черты геометрических фигур их объем и массивность существенно увеличивались, а также появлялся эффект «выпирания» или «выдвижения» вперед в сторону зрителя. Но невооруженным глазом можно увидеть, что художники явно шли на поводу у своих идолов. Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д.
Но они не передавали никакого сколько-нибудь определенного содержания. «Голос футуризма», действительно, очень скоро вылился в «медь проповеди», но, увы и «первая часть программы» была продолжена. Для «аналитического кубизма» (1910-1912 гг. ) была свойственна некоторая сдержанность и создание определенного, весьма строгого колорита с использованием зеленых и синих тонов. Футуризм (от лат. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». Позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма.
К. Кара в своем манифесте «Живопись звуков, шумов, запахов» (1912), доводя до логического предела принцип синестезии, утверждал, что ощущения всех этих невизуальных феноменов можно добиться с помощью абстрактных ансамблей красок и форм. Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная. теоретиком футуризма. В конце статьи мэтр символизма отмечает, что в области «словесного изложения» у футуристов есть некоторые достижения и можно надеяться, что «зерна» когда-нибудь вырастут «в настоящие цветы», но для этого, конечно, «придется поучиться многому у символистов».
Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). Но, обо всем по порядку. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение. Им удается изображать невероятно яркие образы. Фyтypизм – литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв.
Помимо Северянина в группу вошли поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и другие. Гончарова, К. Малевич. Слово futurum в буквальном переводе с латинского означает «будущее», «будущность». формы, цвета, движения и звука, Балла стал предтечей и кинетизма (см. Особенно активно она действовала с 1910 по 1915 (сб. : Садок судей, Пощечина обществ.
20 февраля 1920 года председателем «Ассоциации» был избран Есенин. Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи.
Начался футуризм с опубликования в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянским поэтом Ф. Т. Реализовать их они пытались достаточно простыми (или даже примитивными) приемами. Усмей, осмей, смешики, смешики. период. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. Есть здесь и многоцветье растений и черные, без полутонов и штриховки изображения животных — оленей, кабанов, медведей.
Пространство картины обычно лишено перспективы и горизонта, состоит из цветных плоскостей и цилиндрических объемов. Поэт-футурист Бенедикт Лифшиц, описывая работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка, невольно даёт характеристику художественному методу футуристов: «Владимир пишет мой поясной портрет. Мы тоже механизированы». Как жанр «крестьянская поэзия» сформировалась в середине XIX века. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль.
Русская формальная школа). фаз на одно изображение, как бы наложением ряда последоват. Футуристы. искусство звук чисто визуальными средствами. Смысл же названия для непосвященного читателя был невнятен (и потому эпатировал его). Но раз футуризм умер как идея избранных, он нам не нужен.
Руссоло. К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. В России «кубофутуризм» было также одним из самоназваний поэтической группы «Гилея», противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как «Мезонин поэзии» и «Центрифуга»). Энергетические поля или состояния души изображаются футуристами с помощью абстрактных лучащихся динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластических объемов в скульптуре — например у Боччони).
Вскоре Крученых перебрался в Москву, где Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) свел его с Владимиром Владимировичем Маяковским (1893—1930) и Виктором (Велемиром) Владимировичем Хлебниковым (1885—1922). Предпочитая воспроизводить текст своих книг от руки, футуристы, однако, не отказывались полностью от типографского набора, хотя использование его и было своеобразным. Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. Но опровержением этой самой концепции послужила скульптура известного футуриста Умберто Боччони «Единственная форма протяженности в пространстве» (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Художник не мог отказаться от первоначального эмпиризма в передаче своих ощущений. В результате возникают «смазанные» кадры с изображением лошади или собаки с двадцатью ногами, автомобиля или велосипеда с множеством колес и т. п. Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства).
О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 г. в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств. Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. эксперимента, подготовит. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России.
с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». К середине 1930-х годов российский футуризм в литературе был окончательно уничтожен. В 1907 г. знакомится в Милане с Ф. Маринетти.
В книге «Взорваль» текст помещен не на однотонной бумаге, а на фоне беспредметных цветовых пятен иногда занимающих почти всю поверхность листа. В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам». Маринетти. После круг наследовалей стал стремительно рости. В 1911 г. в Париже Боччони сблизился с кубистами, синтезируя в творчестве искания новейшей живописи, в значительной мере и кубистской (триптих «Состояния души»). Другим примером футуристического издания, в котором также использован типографский набор, является «Заумная книга» В. Крученых и Алягрова изданная в 1916 году. принцип: выведение творчества из сферы чистого искусства в жизнь участие искусства в создании нового мира, предельно технизированного, революционизированного на всех уровнях. Начался с опубликования в париж.
искусстве начинается тенденция последоват. В сентябре 1919 года Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в Московском совете устав «Ассоциации вольнодумцев» -- официальной структуры «Ордена имажинистов». Футуристы пытались сделать свое творчество «выражением стремительных перемен», которые наступили в век капиталистического развития.
текста, начиная от смешения всех и всяческих жанров (вплоть до синтезирования многих искусств – футуристич. Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Книга была напечатана на оборотной стороне обоев. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. Давайте рассмотрим одну из работ.
11 февраля 1910 г. появляется «Манифест художников-футуристов», а 11 апреля того же года – «Технический манифест футуристической живописи», подписанные У. Боччони, Дж. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. К. М. Фофанова». Использованы и типографские линейки. К этому течению также примыкал Сергей Есенин. Боччони, Умберто (1882-1916)Итальянский художник и скульптор, один из основателей футуризма. Учился в Риме в мастерской Д. Балла. После военного периода каждый «уцелевший» художникфутурист двигался в своем направлении. Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов.
В это время насилие было необходимой принадлежностью внутренней политики. futurum — будущее) был одним из первых заостренно манифестарных и предельно эпатажных направлений в искусстве авангарда. принципы их худож. Томмазо Маринетти создает первый манифест футуристов в 1909 году. «Принимать или не принимать.
интеллектом. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Отсюда в живописи футуризма (в некоторых приёмах близкой кубизму, но принципиально отличной от него выраженной сюжетностью, литературной подосновой) совмещение точек зрения и умножение контуров, как бы вызванные стремительным движением, деформация фигур, резкие контрасты цветового строя, хаотичное вторжение в композицию обрывков текста и др. Боччони, пришедший к убеждению, что в одной скульптуре необходимо использовать как можно больше различных материалов для усиления пластических эмоций (стекла, дерева, картона, железа, кожи, конского волоса, одежды, зеркал, электрических лампочек и т. п. ), стал предвестником поп-арта и таких типов современных артефактов, как ассамбляж инсталляция, абстрактная скульптура.
В результате возникают «смазанные» кадры с изображением лошади или собаки с двадцатью ногами, автомобиля или велосипеда с множеством колес и т. п. Северини, написанная в 1923 году, так и называлась – «Машинизм в искусстве». В 1914 году состоялось первое общее выступление эгофутуристов и будетлян в Крыму в начале этого года Северянин кратковременно выступает с кубофутуристами («Первый журнал русских футуристов»), но затем решительно отмежёвывается от них.
Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица». На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2. По воспоминанием того же В. Каменского (его стихотворением Чюрлю-Журль открывался сборник) книга «с оглушительным грохотом разорвалась на мирной дряхлой улице литературы». Слишком уж агрессивный на первых порах футуризм новую власть больше не устраивал. Основоположником движения в России был художник Давид Бурлюк, чье имение стало местом собраний общества кубофутуристов («Гилея»).
Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян. Изобразительное искусство футуристов во многом было сходно с кубизмом и экспрессиониз-мом. Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически. Футуристы хотели быть во всем новаторами, вот таким образом общались между собой только новыми словами иногда, выдуманными ими же и понятными только им. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской.
С точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом также существовали различия. Факсимиле этого сборника стихов открывает книгу «Будетлянский клич. ». Футуристы были революционерами в искусстве. культуре. Отсюда введение звука в название картин типа «Скорость автомобиля свет шум», «Форма кричит: Бива Италия. » (Балла) и т. п.
Балла, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. ориг. Малевича).
Издание, о котором идет речь, вышло в серии «Книжная коллекция» издающейся уже не первый год. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. В России возникло футуристическое движение кубофутуризма, да и лучизм Гончаровой и Ларионова основывался на развитии футуристической доктрины об энергетических полях и «силовых линиях».
К. Карра перенял у кубистов однообразность серо-коричневых тонов. жизни вообще, выводя Ф. за пределы собственно худож. Футуристы же, напротив, всячески восхваляли и пропагандировали свои технократические утопии: «Отныне жар куска стали или дерева возбуждает в нас страсть сильнее, чем улыбка или слезы женщины» (Из «Манифеста»). Они с восторгом встретили Первую мир. Многие из авторов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (1930 -- Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). Для этого художник должен быть «вихрем сенсаций», живописной силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом.
представителями Ф. в живописи. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения. Пришел в Смольный.
Наталья Гончарова. Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов не было). и Б. Смиренские, К. Вагинов, К. Олимпов, Грааль-Арельский, Д. Дорин, Александр Измайлов) пыталось организовывать громкие выступления, анонсировало широкую издательскую программу, но было закрыто по распоряжению петроградского ЧК 25 сентября 1922 г. Понятие «крестьянская поэзия» вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. В картине Дж.
Королевичем. В изобразит. газете Вечер 8 марта 1909.
вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Он ввел в скульптурную технику не употребляемые до этого материалы и пришел к «деланию вещей». Как бы парит и сама фигура авиатора. ассоциации и т. п. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис. А рычащий гоночный автомобиль, с которым «по красоте не сравнится никакая Никэ Самофракийская», – само совершенство.
Устав подписали другие члены группы и его утвердил нарком просвещения А. Луначарский. Футуристов предреволюционной России отличало обостренное ощущение грядущего «мирового переворота», неизбежности «крушения старья» и возникновения «нового человечества».
Текст «Заумной книги» в разделе, написанном А. Крученых, набран прописным гротеском и отпечатан красной краской. Еще одним подтверждением этому служит получение Ф. Маринетти звания академика. футуризм фактически распался. Характерный пример — книга «Нагой среди одетых» В. Каменского и А. Кравцова, увидевшая свет в феврале 1914 года.
прозрачность бытия. Один из художественных приемов футуризма – принцип симультанности: прием наложения друг на друга разных положений одного и того же объекта, в результате которого достигалось впечатление непрерывного движения (представители: А. Балла, У. Боччони, Л. Попова). Многие из них выступали и как художники.
До России выставку не довезли, хотя как раз там, в среде молодых русских художников, было немало последователей итальянского футуристического движения. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. Первая выставка художников-футуристов состоялась в 1912 году в Париже, затем она побывала во всех культурных европейских центрах того времени, особого успеха у публики она не имела, а только приобрела довольно скандальную и эпатажную репутации. К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности.
Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. Она иллюстрировала и другие издания футуристов, среди которых «Игра в аду» А. Е. Крученых и В. В. Хлебникова (1914) и «Война» А. Крученых (1916).
Руссоло. На этом этапе были нужны общедоступные, понятные широким массам формы. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда.
В рез-те футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамич. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта. В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудожественных оригинальных произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Вместо божества – «величественное электричество, единственная и божес-твенная мать будущего человечества» (Из «Манифеста»). Упоенные новейшими достижениями техники, они стремились вырезать раковую опухоль традиц.
В дальнейшем футуризм, развиваясь, образует новое направление – так называемый пространственный симультанизм, который связывается с идеей одновременности – «Разве мы не видали иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в далеком конце улицы. » (Из «Манифеста итальянского футуризма») – и идеей пространства, в котором хаотически перемещаются тела и предметы. исканиям. Футуристами («будетлянами») называли себя члены петербургского «Союза молодежи» В. Е. Бурлюк.
Филонов, М. З. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Движение изначально зародилось в Милане, но затем быстро распространилась в Турин и Неаполь и в последующие годы Маринетти активно продвигал его за рубежом. Кандинского, супрематизма К. С.
Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Особенно активно она действовала с 1910 по 1915 г. (сборники: «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Взял» и др. поля и силовые линии, развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога.
Статья Дж. вкусу, Дохлая луна, Взял и др. Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиц. Это тот самый «Ромка Якобсон», которого В. В. Маяковский упомянул в стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку». Заклятие смехом (В. Хлебников)О, рассмейтесь, смехачи. В результате возникают «смазанные» кадры с изображением лошади или собаки с двадцатью ногами, автомобиля или велосипеда с множеством колес и т. п. Татлин, П. Н.
Некоторые из них считали себя сторонниками социальной революции, а свою роль в современном искусстве видели в том, чтобы обновлять его так же, как обновляют общественную жизнь истинные революционеры. Футуристов предреволюц. Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения.
О, засмейтесь, смехачи. Постепенно его композиции все больше тяготеют к абстракциям («Опасности войны», 1915). В книге есть контурные портреты А. Кравцова изображенного во весь рост спиной к зрителю и сидящего в кресле В. Каменского.
строя искусства. Северини. Е. Ф. Ковтун в упомянутой выше монографии ни о нем, ни о книге «Нагой среди одетых» даже не упоминает. Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии», развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. и проч. Своеобразной характерностью является цветовой спектр, многообразие которого позволяет создать характерный почерк художника. скульптурах-конструкциях к объединению пластич.
Ф. Т. Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии», развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. К. Карра в своем манифесте Живопись звуков, шумов, запахов (1912), доводя до логич. Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским) тесно переплетены в истории.
В апреле 1910 года был опубликован второй «Манифест футуристов». Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В. Хлебников, В. Каменский. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея».
В период революционных переворотов они ощущали себя соучастниками этих событий и считали свое искусство «революцией мобилизованным и призванным». Русские художники начала ХХ века, заинтересованные идеями футуризма, откликнулись на душевный порыв молодых итальянских «революционеров в искусстве» и начали создавать художественные произведения в данном стиле, которые все-таки имели некоторые отличительные черты. Можно сказать, что изображенные предметы символизируют характерность авиации первых ее лет. революции (см.
В 30-е гг. Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920х годов. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922--1924, вышло 4 номера), для чего были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А. Кусиков). Игнатьев деятельно взялся за дело: писал рецензии, стихи, теорию эгофутуризма.
гордости у своих соотечественников и ввести их на Олимп тогдашней европ. Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Был узаконен коллаж как прием. Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде-Ленинграде.
объемов в скульптуре – напр., у Боччони). Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. Картина Дж.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Бунт, 1911) и т. п. Время манифестируется футуристами как необходимое четвертое измерение худож. Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиционную систему литературного текста, начиная от смешения всех и всяческих жанров (вплоть до синтезирования многих искусств — футуристическая опера «Победа над солнцем», 1913 г., музыка М. Матюшина, текст Крученых, декорации Малевича), введения новых принципов стихосложения, основанных на композиционных «сдвигах» и смысловых парадоксах, разработки тонического стиха, визуальной (графической) поэзии использования архаической, фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным «словотворчеством и словоновшеством» — изобретением зауми. стиха, визуальной (графич. ) поэзии использования архаич., фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным словотворчеством и словоновшеством – изобретением зауми.
Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». По своей сути такая личность – та же машина, но в биологическом смысле («гигиенически» и «сумасброднофизически») идеальная. Реализовать их они пытались достаточно простыми (если не сказать примитивными) приемами. в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях (прокламирование идей создания искусства будущего, отрицание художественных традиций и прочее) и избираемых темах, но обладавших разными, порой противоположными идейными установками. В «Политической программе футуризма» (1913), которую подписали У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло и Ф. Маринетти, говорится: «Абсолютный суверенитет – Италии.
Первый футуристический манифест Маринетти уже через несколько дней после его появления в «Фигаро» был переведен на русский и опубликован в петербургской газете «Вечер» 8 марта 1909 г. Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов. В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение.
Этот манифест появился на первой странице «Фигаро», газета выпускалась огромным тиражом во Франции. Если «Аббатство гаеров» было просто кружком, объединившим молодых поэтов Константина Вагинова, братьев Владимира и Бориса Смиренских, К. Маньковского и К. Олимпова и о его деятельности мало что известно, то созданное в 1921 г. «Кольцо поэтов» (В. художник совсем отходит от футуризма, возвращаясь к традиционной манере выражения. принципами. Фигуры безликих солдат – винтики военной машины.
Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. В 1909 г. вокруг Игоря Северянина сложился кружок петербургских поэтов, в 1911 г. принявший название «Ego» и в том же году И. Северянин самостоятельно издал и разослал по конторам газет небольшую брошюру под названием «Пролог (Эгофутуризм)». В музыке искать гармонию шумов.
Книгу открывает контурный портрет Крученых, нарисованный Николаем Ивановичем Кульбиным (1868—1917). В отличие от кубизма, сторонников которого интересовал прежде всего живописный метод, футуризм был не только направлением изобразительного искусства, но также и активней-шим общественно-политическим течением. Исходя из этого, они полагали, что именно таким способом можно передать квинтэссенцию их творчества и современной жизни. После круг наследовалей стал стремительно рости. газете Фигаро 20 февр. С декабря 1918 по апрель 1919 «боевым органом» футуристов стала петроградская газета «Искусство коммуны», на страницах которой выступал В. Маяковский. лампочек и т. п. ), стал предвестником Поп-арта и таких типов совр.
Мы тоже машины. полях и силовых линиях. Бунт, 1911) и т. п. Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему.
В «Манифесте футуристической литературы» он же мечтал о создании «механического человека с заменимыми частями» – удобного бесчувственного робота, начисто лишенного сознания, не требующего к себе ничего, кроме технического ухода. плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях: Война – единственная гигиена мира. Об этих художниках мы предполагаем отдельно рассказать в одной из будущих статей. психику, в частности психофизиологию восприятия, а это требует и принцип.
Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии», развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. – Зритель, помещенный в центр такой картины, по мнению футуристов именно ее силовыми линиями вовлекается в активное участие в изображенном событии. Можно сказать, что как художественное течение футуризм стал постепенно терять свою актуальность, да и в целом исчерпал свое формальное осуществление и идеи. Начал работать», – писал В. Маяковский в Автобиографии.
этапа для других направлений в худож. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Однако авторы «расшифровывали» заглавие так: садок – клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». эмоций (стекла, дерева, картона, железа, кожи, конского волоса, одежды, зеркал, электрич. Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе.
Весь этот образ как будто витает, плавает. 1909 Манифеста футуризма итал.
Итальянский корреспондент газеты «Русские ведомости» М. Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями. А это уже первые шаги в сторону будущего поп-арта. В 1919 году художник составлял композиции из музыкальных инструментов и кусков интерьеров кафе, всем своим содержанием и формой полностью совпадавшие с основным течением европейского кубизма. В отличие от ранних направлений, футуризм предполагал возвышение формы над содержанием.
Но, захваченный новым революционным футуристическим потоком, художник, следуя тезису манифеста: «У бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать и их движения треугольны», придал и бегущей девушке и играющему музыканту свою особую динамику. Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). В опубликованном в 1913 г. манифесте «Искусство шумов» Л. Руссоло, на много лет вперед предвосхищая конкретную музыку Штокхаузена, Кейджа, выдвигает идею музыки, состоящей исключительно из одних натуральных шумов. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.
В Италии футуристы (вождь и теоретик движения Ф. Т. Маринетти и другие поэты, художники У. Боччони, К. Карра, Дж. произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Суть заумной лексики, активно создаваемой Хлебниковым, Крученых, Каменским, состояла в попытке выявления изначального архетипич.
худож. Малевич, К. М. Люди, образуя подобие клина, разрывают простран-ство полотна («и движения их треугольны»).
Реализовать их они пытались достаточно простыми (или даже примитивными) приемами. Футуристы обвиняли кубистов в «замаскированном академизме». Зданевич и др., члены группы «Гилея» – В. Маяковский, Д. Д.
После самоубийства Игнатьева «Петербургский глашатай» прекращает своё существование. Смейево, смейево. Особенность данных композиций в отсутствии конкретного содержания, художник прежде всего стремился вызвать у зрителя свободные ассоциации, влекущие разные мысли и эмоции. Её крупнейшими представителями были Алексей Васильевич Кольцов, Иван Саввич Никитин и Иван Захарович Суриков. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Все новое, все научно-технические и социалистические идеи их восхищали и находили отклик в творчестве. Его первые шаги связаны с «Манифестом футуризма», который был опубликован в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года.
Но самоназвание это, надо сказать, широкого распространения не получило. Обычные оптические иллюзии возвелись ими в абсолют и подкрепи-лись различными псевдонаучными толкованиями (в которых имели место дилетантизм и алогичность), поскольку идейный предводитель футуризма – Ф. Т. В первые годы эгофутуризм противопоставлялся кубофутуризму (будетлянтству) по региональному (Петербург и Москва) и стилистическому признаку. В 20-е годы XX столетия стала очень популярной в мировом изобразительном искусстве идея «делания вещей». Это – образ будущих «настоящих арийцев» неотвратимо наступающей «массовой культуры» фашизма.
Как раз с этого момента русские художники начали прибегать к опыту традиционного искусства и начали активно работать над созданием образов активной современной жизни во всей ее простоте. (Из статьи В. Маяковского Капля дегтя, 1915). Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др. ), которая была тесно связана с левыми художественными течениями (петербургский Союз молодёжи, московская группа Ослиный хвост и др. ) как своими нигилистическими лозунгами, проповедью индивидуалистического бунта, эстетизацией техники и урбанистической культуры, так и требованиями демократизации искусства, фольклорностью, архаичностью мотивов и приёмов. Футуризм (от лат.
Союз молодежи, моск. Они отказывались от всего привычного, романтичного и возвышенного, взамен выбирая урбанистичность, новаторство и современность. Между тем книга весьма любопытна. Северини – главными представителями футуризма в живописи.
В. Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти. Увлекался дивизионизмом, особенно работами Ж. Сера. Шумы, ворвавшиеся в мир вместе с новой техникой, очаровали футуристов и они стремятся передать (во всяком случае постоянно декларируют это) их в своих работах. Стихотворение отпечатано черной краской. Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке».
В книге «Будетлянский клич. » факсимильно воспроизведены пять книг русских футуристов. Наиболее известные представители этого стиля Дж. Энергетич. Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. (Статья В. Брюсова появилась в 1913, когда талант В. Маяковского еще не раскрылся в полной мере). Гончарова, К. С.
Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. Балла, Дж. Бунт, 1911) и т. п. выступления). В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии. с парохода современности».
одно из главных направлений в искусстве Авангарда нач. Внешние углы книги обрезаны так, что в развернутом виде она шестиугольная. В социально-политическом плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях – «война – единственная гигиена мира».
Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. России существовало несколько футуристич. В живописи футуристов после 1912 года стали проявляться ярко выраженные элементы кубизма. Несмотря на внешнюю эффектность, аэроживопись производила впечатление серой посредственности, тоски и безнадежности.
История футуризма завершается в начале 1920-х, когда большинство его участников вошли в ЛЕФ (ЛЕФ (Левый фронт искусств) — творческое объединение, существовало в 1922—1929 годах в Москве, Одессе и других городах. Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Главные принципы их художественного кредо – движение, энергия, сила, скорость, симультанность (simultanй (фр. ) – одновременный), континуитет всех фактов и событий, проникновение всего во все и сквозь все – энергетическая прозрачность бытия.
Маринетти еще у истоков научно-технич. Например, у позднего Дж. Он был написан для молодых итальянских художников. Этому периоду в развитии кубизма было свойственно увеличение значения текстовой и символичной составляющей.
в 1913 манифесте Искусство шумов Л. Руссоло, на много лет предваряя конкр. Произведение того же автора «Динамизм мускулов» (1913, собрание Бартарелли, Милан) вызывает удивление своеобразной трактовкой формы самих мышц и однообразно серой гаммой красок. Это будет само динамическое ощущение».
Но на самом деле оказалось что это немного не так. кадров кинопленки на один. Среди первых изданий — книжки «Старинная любовь», «Игра в аду», «Мирсконца». Период «синтетического кубизма» наступает несколько позже – в 1912-1914 гг. и этот временной отрезок является наиболее ярким в истории кубизма, потому как именно в период «синтетического кубизма» на первый план выдвинулись П. Пикассо и Ж. Брак. Балла традиционен в выборе своих сюжетов: «Дама с собачкой», «Девочка, бегающая по балкону» (1912, Галерея современного искусства, Милан). Ослиный хвост и др. ), отличавшиеся друг от друга стилистич.
В результате футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамического художественного пространства чисто живописными средствами, чего не удавалось никому ни до них, ни после них за исключением, пожалуй, только В. Кандинского в его «драматический» период. Здесь же присутствует пила игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески (аптека, что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии. В этой серии были воспроизведены такие издания, как библейская «Книга Руфь» и пушкинские «Маленькие трагедии» с гравюрами Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), «Кола Брюньон» Ромена Роллана с иллюстрациями Евгения Адольфовича Кибрика (1906—1978), «Мертвые души» Н. В. Гоголя, проиллюстрированные Марком Шагалом (1887—1985) и «Для голоса» В. В. Маяковского в оформлении Эль (Лазаря Марковича) Лисицкого (1890—1941). Сам Маринетти до 1943 опубликовал не менее 85 манифестов футуристич. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Эго-футуризм Северянина. Произведения футуристов в колористическом плане существенно отличались друг от друга.
Термином футуризм обозначались самые разные тенденции русского авангардизма – неопримитивизм, лучизм, кубофутуризм, поиски художников, созвучные экспрессионизму, фовизму, дадаизму. Будетлянство Хлебникова. О иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей. Что же касается Андрея Кравцова, то он по образованию был медиком и жил в Харькове. Маринетти.
Еще одной важной особенностью эстетики Ф. стало стремление ввести в изобразит. ФУТУРИЗМ (от лат.
Перспектива того, что техническая революция нового столетия неизбежно приведет к превращению человека в придаток машины, «в винтик, в штифтик, в органную клавишу», повергала в ужас всех сознательных гуманистов. Футуризм в России. Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Живопись урбанистического типа выглядела, как кошмарное впечатление от жизни в мегаполисе. Наши холсты, – писал он, – будут выражать пластич.
Слово Италия должно господствовать над словом свобода. В результате на картинах возникают как бы «смазанные» кадры с изображением собаки, лошадей с бесчисленным количеством ног, многокрылой ласточки или автомобиля, велосипеда со множеством колес. В социально-политическом плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях — «война — единственная гигиена мира». В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей. Организацию и пропагандирование эгофутуризма взял на себя 20-летний поэт Иван Игнатьев, основавший «Интуитивную Ассоциацию». Северини «Бронепоезд» (1915, собрание Цейслер, Нью-Йорк) серо-зеленая масса одновременно палит из полураскрытого бронированного склепа. Бурная и не всегда корректная полемика ни к чему не привела.
Жёсткий механицизм эстетики футуризма, милитаризм и шовинизм Маринетти и некоторых других футуристов привели в 1913-15 к его распаду. Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея». Наиболее полно он был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Также важными представителями направления были Пастернак, Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Самыми любимыми формами футуристов и потому наиболее часто используемыми были спираль и зигзаг. Рус. Картины Давида Бурлюка («Футуристическая женщина», «Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»), отличались невообразимой яркостью образов, братья талантливо пропагандировали идеи футуризма и для этого не жалели ни сил, ни времени: организовывали литературные встречи и вечера, ездили в разные города и села, выступая с лекциями на тему футуризма в живописи и литературе.
Первая значит. У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро – наиболее известные имена. Изображение становилось безличным, то есть безоценочным. Шумы, ворвавшиеся в мир вместе с новой техникой, очаровали футуристов и они стремятся передать (во всяком случае постоянно декларируют это) их в своих работах.
и проч. Русские художники-футуристы были независимы от западных художников, к примеру, воспевалось не превосходство техники, а одиночеством людей среди машин. «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное. Основные приемы футуристов в работе над композицией заключались в следующем: делался реалистический набросок с натуры, потом – рисунок, который преображался в соответствии с произведенным на автора впечатлением (манера импрессионистов). 29 января 1919 года в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов.
Боччони был самой яркой и одаренной личностью в футуристическом движении. Чуть позже вышел сборник Садок судей. Всего же в книге пять рисунков, воспроизведенных литографским способом.
Откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. Но у футуристов, то есть кубофутуристов, геометризация играет наименьшую роль, да и присуща не всегда. Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки.
достижений и полным отрицанием всех духовно-культурных ценностей прошлого оказали свое действие. Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915). видов искусства. «Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С.
В конце 1920-х годов попытка возродить футуризм была предпринята объединением ОБЭРИУ. Руссоло. «Новые реальности» сводились к изображению их в виде обыкновенных, бытовых предметов, которые, однако, практически не употребляются.
Футуризм в живописи это не только композиции фигур. Но нас там не будет. футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по всем худож. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне.
Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. «Заумная книга» иллюстрирована цветными линогравюрами и коллажами Ольги Владимировны Розановой (1886—1918). Василий Васильевич Каменский (1884—1961) писал стихи и занимался изобразительным искусством с юных лет. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.
Экстер, участники выставок «Ослиный хвост», «Мишень», «Трамвай Б» – М. Ф. Свои мысли и чаяния, связанные с новым литературнохудожественным учением, Маринетти изложил в книге «Футуризм» изданной в 1911 году и в четырехтомном «Манифесте футуризма», увидевшем свет в 1920м. Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея». В изобразительном искусстве русский футуризм не вылился в целостную художественную систему.
Северини – гл. Композиция картины – нечто среднее между предметным изображением и передачей определенной стремительности. поля или состояния души передаются с помощью абстр. Футуризм провозглашался течением, наиболее близким пролетариату. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. В 1919--1925 гг.
Она представляла собой шагающую фигуру без определенной конструк-ции, слепленную как попало из неподдающегося определению материала. Ларионов, Н. С. Вот таким образом каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. Основными эгофутуристическими издательствами становятся московский «Мезонин поэзии» Вадима Шершеневича и петроградский «Очарованный странник» Виктора Ховина. Велосипедист.
В совр. Главные принципы их художественного кредо — движение, энергия, сила, скорость, симультанность (simultan (фр. ) — одновременный), континуитет всех фактов и событий, проникновение всего во все и сквозь все — энергетическая прозрачность бытия. Художественная форма как необходимый элемент творчества просто отсутствовала. Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Бурлюк, В. Каменский», – писал М. Горький. Рус.
Во всем подчеркивалось право сильной личности и отрицание жалости к человеческим «винтикам» – так проповедовал футуристический лидер и идеолог Ф. Т. В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов (так они себя называли) больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта. Парки, кафе, рестораны, танцовщицы – все это уже не раз было представлено до него. Членами группы становятся Маяковский, Хлебников, Крученых и многие другие. XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрыв с традиционной культурой, эстетику современной урбанистической цивилизации отсюда «динамическое», совмещенное изображение разных стадий движения в живописи, телеграфный стиль или «высвобождение» звукового состава слова («заумь») в поэзии ведущие русские представители (Маяковский, Хлебников, Каменский формальные новшества футуристов отразились в конструктивизме. Нередко в творчество Пикассо присутствовали газетные заголовки о катастрофах и социальных волнениях, что придавало его картинам некую образность и весьма неоднозначное значение.
«Изгнав психологию из литературы, футуристы ввели ее в живопись и заставили передавать психические состояния» (Тастевен Г. «Футуризм»). Боччони, 1912). Заимствуя цветовые переходы и угловато-грубоватые формы. futurum – будущее) – одно из авангардистских течений в европейском искусстве 10-20-х гг.
лучащихся, динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластич. Призывая к уничтожению произведений искусства прошлых веков, они мотивировали это тем, что оно будто бы не может удовлетворить запросы современного челове-чества. Маринетти. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе.
Танцы – главная тема, которая стала лабораторией для его футуристических экспериментов. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки.
изменения всего изобразит. -выразит. В русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 г. в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил Есенин), кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. систему лит.
войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. А благодаря коллажам картины больше походили на небольшие скульптуры. пришлись не ко двору пролетарским комиссарам и подверглись гонениям и преследованиям, а их группировки были распущены. ансамблей красок и форм. По мнению исследователя русского авангарда Андрея Крусанова попытку продолжить традиции эгофутуризма предприняли в начале 1920-х гг.
Его «Галерея Милана» (1912, собрание Дж. Ларионов, Н. С. Стремясь в своих футуристических скульптурах-конструкциях к объединению пластической формы, цвета, движения и звука, Балла стал предтечей и кинетизма и позднейших синтетических видов искусства.
Газета постоянно приукрашивала и идеализировала теорию и практику дореволюционного «будетлянства» и вела энергичную атаку на искусство прошлого, которое целиком объявлялось «буржуазным». и электрич. с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1. В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудожественных оригинальных произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Инициатором был поэт и художник Алексей Елисеевич Крученых (1886—1968). Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ (ни одна из которых не закрепилась в языке), нарушением правил ритма и размера в стихах (футуризм в литературе – это в первую очередь направление в поэзии).
целое различные моменты внутр. Основную задачу нового искусства футуристы видели в отказе от всех традиций, в разрыве с идеологией и этическими взглядами, выраженными в творчестве всех предшественников. пространства и реализуется с помощью симультанности изображения разновременных событий. В 1919 году имажинисты вошли в литературную секцию Литературного поезда им. Таковы предпосылки официального искусства, утвержденного властями итальянского фашизма. В «Манифесте искусства механизмов» от 1923 года так и было сказано: «Мы воспринимаем как механизмы.
Первый футуристич. жизни человека – воспоминания, переживания, пластич. Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете «Вечер» 8 марта 1909. У. Боччони и Л. Руссоло обычно применяли гамму красок, построенную на острых и резких контрастах цвета. Шагал, А. А. В литературной России существовало несколько футуристических группировок, наиболее плодотворной из них и близкой к собственно футуризму была «Гилея», в которую входили А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников, братья Бурлюки, В. Каменский и др. Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие ни на кого не похожие индивидуальности. Известная цитата оттуда: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.
Опытный критик сразу «уличил» футуристов в том, в чем они признаваться не хотели: их манифесты по существу повторяют манифесты итальянцев и подметил разницу между петербургскими и московским футуристами, не столько, впрочем, в теории, сколько в ее осуществлении – «петербургским поэтам посчастливилось: среди них оказался поэт с дарованием бесспорно выдающимся: Игорь Северянин Но поэт выдающийся всегда выше той школы, к которой его причисляют: его творчество не может быть мерилом устремлений и достижений школы». В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе (Д. И в 1910 г. выступает соавтором «Технического манифеста футуристической живописи».
Главные принципы их художественного кредо – движение, энергия, сила, скорость, симультанность (simultanй (фр. ) – одновременный), континуитет всех фактов и событий, проникновение всего во все и сквозь все – энергетическая прозрачность бытия. Гл. Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича Авиатор (1914). вызывает у отд. Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра. При этом сами литераторы нередко выступали в роли оформителей собственных книг.