В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей. В изображении отчетливо улавливается «психическое состояние» и самого художника и мира вокруг него. До России выставку не довезли, хотя как раз там, в среде молодых русских художников, было немало последователей итальянского футуристического движения. В книге «Будетлянский клич. » факсимильно воспроизведены пять книг русских футуристов. Вэти годы футуризм нестолько направление вискусстве сконкретной эстетической программой, сколько обобщённое наименование для самых разных течений так называемого «левого» искусства. «Офутуризме».
Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра. Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др. ) — в 1912 г. ее участники выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором призывали «бросить Пушкина, Достоевского и пр. После круг наследовалей стал стремительно рости. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя.
С. 63). О иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей. Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. В книге «Взорваль» текст помещен не на однотонной бумаге, а на фоне беспредметных цветовых пятен иногда занимающих почти всю поверхность листа.
Использованы и типографские линейки. МоМА) и«Пожар вгороде» (1913. (Из статьи В. Маяковского Капля дегтя, 1915). 2. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2. Об этих художниках мы предполагаем отдельно рассказать в одной из будущих статей.
В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль». Он был написан для молодых итальянских художников. Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц (автор книги о русском футуризме Полутораглазый стрелец) так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка: Владимир пишет мой поясной портрет. Давайте рассмотрим одну из работ. — Воспевание достижений цивилизации и технического прогресса.
Вскоре Крученых перебрался в Москву, где Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) свел его с Владимиром Владимировичем Маяковским (1893—1930) и Виктором (Велемиром) Владимировичем Хлебниковым (1885—1922). Прямое усвоение ряда «классических» способов передачи движения итальянского футуризма стало для русских живописцев скорее неким трамплином для формирования собственных концепций или, повыражению Д. В. Сарабьянова, – «пересадочной станцией» вих стремительном движении кисчерпанию уже достигнутого иоткрытию нового. Отношение к войне и революции как к омолаживающей силе одряхлевшего мира. Футуризм в России. «Ненависть к прошлому и любовь к будущему» стала девизом его и его последователей, воспевающих красоту машин и ритмы новой индустриальной и урбанистической эпохи. Изображение становилось безличным, то есть безоценочным.
В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. В этой серии были воспроизведены такие издания, как библейская «Книга Руфь» и пушкинские «Маленькие трагедии» с гравюрами Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), «Кола Брюньон» Ромена Роллана с иллюстрациями Евгения Адольфовича Кибрика (1906—1978), «Мертвые души» Н. В. Гоголя, проиллюстрированные Марком Шагалом (1887—1985) и «Для голоса» В. В. Маяковского в оформлении Эль (Лазаря Марковича) Лисицкого (1890—1941). 1917–1918. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. В книге «Взорваль» А. Крученых (1913), факсимиле которой также приведено в сборнике «Будетлянский клич. », текст частично набран, а частично написан от руки и воспроизведен литографским способом. Конструктивизм Сельвинского, Луговского.
Наоснове соединения футуристической икубистической эстетики врусской живописи сложилась особая версия «динамического кубизма» или кубофутуризм. «Девушка сцветком». Василий Васильевич Каменский (1884—1961) писал стихи и занимался изобразительным искусством с юных лет. Колорит картин Умберто выделяется своим жестким драматизмом он раскладывает форму на отдельные элементы, тем самым передавая эффект движения, придавая процессу дробления и «раскручивания» форм реальную связь с окружающей средой. Также важными представителями направления были Пастернак, Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич.
Типичными кубофутуристическими произведениями стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского Танго с коровами (1914). Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915). Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. Конечно ипосле 1914 врусском искусстве появляются произведения, вкоторых отчётливо видны следы влияния футуристической эстетики– уК. М. Зданевича («Синдикат футуристов» или «Оркестровый портрет». Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете «Вечер» 8 марта 1909.
Но раз футуризм умер как идея избранных, он нам не нужен. Он изучал Медардо Россо, а в 1912 посетил в Париже мастерскую Архипенко. Театральные постановки (опера «Победа над Солнцем» итрагедия «Владимир Маяковский»), публикации основных манифестов, создание футуристического грима ипервого футуристического фильма– все эти события сконцентрированы впределах одного 1913.
Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная. Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. Коллекция Анатолия Беккермана, Нью-Йорк). Наиболее известные представители этого стиля Дж.
Родина футуризма — Италия. принцип симультанности (одновременности). Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности.
Вот таким образом каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. Гончарова, К. Малевич. Направление вискусстве, название которого образовано отитальянского слова «futuro» («будущее»). Война — единственная гигиена мира. Маринетти объявил авангардную стратегию футуризма: использование средств массовой информации и международное сотрудничество. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда.
1. Прежде всего– это понятие «врага» (пословам Маринетти, «вечного неприятеля, которого следовалобы изобрести, еслибы его небыло»), ставшее одним изцентральных для футуристической эстетики. В1913 начинается турне погородам России поэтов-футуристов (Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. В. Каменский), выступавших слекциями оновом движении. В частности, в ленинском плане монументальной пропаганды, хотя не все их проекты были приняты, по причине «формализма». В сборнике «Будетлянский клич. » факсимильного воспроизведения этих изданий мы не найдем. У бегущей лошади не четыре копыта, а двадцать.
Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис. По его приглашению в 1914 году в Петербург приезжал Ф. Г. Маринетти. Членами группы становятся Маяковский, Хлебников, Крученых и многие другие. Причём политическое содержание втакой интерпретации явно преобладало над эстетическим. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки.
Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. 1913. Милан, Галерея современного искусства. Футуризм вРоссии недостиг той всесторонности, которая отличала итальянское движение, – вархитектуре, музыке, фотографии, дизайне, скульптуре, танце несуществовало последовательной реализации футуризма. 3.
Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс. Именно связь снеопримитивизмом окрашивала русский футуризм встоль странные инеприемлемые для итальянских футуристов «архаические» тона. Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов не было). Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея».
с парохода современности» и сформулировали 4 права поэтов: 1. Они с восторгом встретили Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. аэроживопись). 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма».
Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Весь этот образ как будто витает, плавает. Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм.
Основные черты — Культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим. В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам». Уроженец Херсонской губернии, он в 1906 году окончил Одесское художественное училище и некоторое время работал учителем рисования. иК. М. Зданевичи, Н. А. Чернявский, Ладо Гудиашвили, С. В. Валишевский, Кара-Дарвиш) игруппы «Сорок один» (Кручёных, Терентьев, И. М. Зданевич, Чернявский).
Тогдаже ларионовская группа опубликовала вероятно самый дерзкий ипарадоксальный футуристический манифест «Лучисты ибудущники». Он зародился в поэтических кругах (первым эго-футуристом назвал себя Северянин и пошло-поехало: Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Василий Каменский и так далее)Они создавали разные группы и объединения. Издание, о котором идет речь, вышло в серии «Книжная коллекция» издающейся уже не первый год.
Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. С декабря 1918 по апрель 1919 «боевым органом» футуристов стала петроградская газета «Искусство коммуны», на страницах которой выступал В. Маяковский. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Самые значительные декларации этого периода– «Манифест летучей федерации футуристов» и«Декрет 1 одемократизации искусства»– появились в1918 впервом номере «Газеты футуристов».
Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. с парохода современности». Характерный пример — книга «Нагой среди одетых» В. Каменского и А. Кравцова, увидевшая свет в феврале 1914 года.
Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Бурлюк, В. Каменский», – писал М. Горький. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ (ни одна из которых не закрепилась в языке), нарушением правил ритма и размера в стихах (футуризм в литературе – это в первую очередь направление в поэзии). К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж».
Нервные линии и беспорядочно наслоенные друг на друга кристаллы создают фон хаотичного подсознания из него «вырождаются» образы, которые, в свою очередь, вызывают у зрителя ассоциации с животными, машинами, людьми. Востребованными оказались лишь мифология иидеология футуризма. Холст, масло. «Обойные поэты», «клоуны», «курам на смех» – так встретила сборник профессиональная критика.
вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Все изображаемые объекты, будь то человек или предмет неживой природы, приобретали черты геометрических фигур их объем и массивность существенно увеличивались, а также появлялся эффект «выпирания» или «выдвижения» вперед в сторону зрителя. Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира. Его кони в своем полете несут гибель погонщикам. ГРМ) и«Электрическая лампа» (1913. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Фигура женщины срезана и взгляд направлен вниз: на поводок и собаку. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке».
Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль. Рождение нового человека, вторжение в«ветхий» старый мир молодых сил– «варваров», способных влить свежую кровь вусталую культуру, – все эти мифологемы футуристического движения оказались востребованы вреволюционное время. Центр Помпиду, Париж) Гончаровой, «Прогулка. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.
Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро – наиболее известные имена. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Главные принципы художественного кредо — скорость, движение, энергия, которые футуристы пытались передать достаточно простыми приемами. Им удается изображать невероятно яркие образы. Основную задачу нового искусства футуристы видели в отказе от всех традиций, в разрыве с идеологией и этическими взглядами, выраженными в творчестве всех предшественников. С. 14). Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. Здесь нет, например, работ, пожалуй, наиболее талантливого представителя оформительского футуризма — Михаила Федоровича Ларионова (1881—1964), а его соратница Наталия Сергеевна Гончарова (1881—1962) представлена лишь несколькими рисунками в коллективно оформленном сборнике.
Но самоназвание это, надо сказать, широкого распространения не получило. После военного периода каждый уцелевший художник футурист двигался в своем направлении. Будетлянство Хлебникова. Среди первых изданий — книжки «Старинная любовь», «Игра в аду», «Мирсконца».
Этот манифест появился на первой странице «Фигаро», газета выпускалась огромным тиражом во Франции. Алягров — это псевдоним Романа Осиповича Якобсона (1896—1982), впоследствии эмигрировавшего в Америку и ставшего там знаменитым филологом, профессором Гарвардского университета.
Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д. Звуковое сходство слов «садок» и «судей» сразу обращало на себя внимание.
Стихотворение отпечатано черной краской. Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. История футуризма завершается в начале 1920-х, когда большинство его участников вошли в ЛЕФ (ЛЕФ (Левый фронт искусств) — творческое объединение, существовало в 1922—1929 годах в Москве, Одессе и других городах. Футуристы вводят вмир искусства понятия истратегии, заимствованные уполитиков ивоенных. В музыке искать гармонию шумов. Объединение «Гилея» игруппа «эгофутуристов» (Игорь Северянин, К. К. Олимпов, И. В. Игнатьев, В. И. Гнедов идругие) стали наиболее самобытными интерпретаторами литературного футуризма.
Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение. Снеопримитивистскими корнями русского футуризма может быть связана итакая нефутуристическая характеристика эстетики будетлян, как настороженное, апорой ивраждебное отношение кновой машинной, механической реальности. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Именно футуристы начинают называть свои выступления перед публикой битвами, поддерживая (аиногда нарочито провоцируя) конфронтацию спубликой ихудожественным истеблишментом. Но на самом деле оказалось что это немного не так. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки.
Бронза. С. 558). Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
К середине 1930-х годов российский футуризм в литературе был окончательно уничтожен. Был узаконен коллаж как прием. Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Усмей, осмей, смешики, смешики. Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения.
Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. Вдинамике новой индустриальной иурбанистической реальности они видели прежде всего мифологизированный образ своей «религии жизни». Одна из самых ярких и глубоких работ Боччони – «Состояние души» (1911 г. частное собрание, Нью-Йорк) тема раскрыта в серии полотен, представленное нами – последнее, написанное им незадолго до смерти.
Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии. Эго-футуризм Северянина. Основные принципы деятельности ЛЕФа — литература факта, производственное искусство, социальный заказ. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».
Джакомо Балла Динамизм собаки на поводке, 1912. Книгу открывает контурный портрет Крученых, нарисованный Николаем Ивановичем Кульбиным (1868—1917). Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма.
Казусы социальных вопросов просто напросто возводили философию, что оказало воздействие не только на живопись и литературу, но и на кино, видео арт и, разумеется, театральное искусство. Книга была напечатана на оборотной стороне обоев. Ларионов, Н. С. Таким образом, художники отображали абстрактное искусство, целью которого стало создание динамических композиций посредством визуализации таких физических явлений, как энергия, скорость и даже звук. Лекция// Искусствознание.
Футуризм – это стратегия единого художественного поведения. Эта стратегия включает: разрыв с традициями прошлого, вызывающие иногда агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых слов), создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах искусства и общественной жизни в целом. Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. Чаще всего итальянская программа служила отправным пунктом для рождения местных «футуризмов».
Жена другого ведущего русского художника Михаила Ларионова, она играла важную роль в распространении влияния кубофутуризма в России. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов.
Наконец, в1913 при участии Ларионова иН. С. Гончаровой осуществляется постановка первого иединственного футуристического фильма «Драма вкабаре 13». Оказывается, браться не только творили все новые и новые произведения, но и были основателями новых групп среди художников, которые популяризировали новое течение. Как бы парит и сама фигура авиатора. Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича Авиатор (1914).
Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. Начал работать», – писал В. Маяковский в Автобиографии. Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек.
И, наконец, «ничевоков». Авторы «Искусства коммуны» (О. Брик, Н. Пунин, Н. Альтман и др. ) мечтали о «прыжке» в будущее, рассматривая собственное творчество как единственно возможный трамплин для этого скачка. Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира».
1913 «Перерождение интеллигента», 1913. Ларионов, Н. С. Текст «Заумной книги» в разделе, написанном А. Крученых, набран прописным гротеском и отпечатан красной краской.
Для «аналитического кубизма» (1910-1912 гг. ) была свойственна некоторая сдержанность и создание определенного, весьма строгого колорита с использованием зеленых и синих тонов. Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно. Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). «Заумная книга» иллюстрирована цветными линогравюрами и коллажами Ольги Владимировны Розановой (1886—1918).
Отстранение «от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы». Инетолько вкачестве пропагандистской уловки для привлечения внимания публики. Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др. В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии. и проч.
Моя революция. Вдохновителем и вождем нового течения и автором «Манифеста» стал писатель Эмилио Филиппо Томмасо Маринетти (Emilio Filippo Tommaso Marinetti, 1876—1944). Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. Ненависть к существовавшему до них языку. Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Смысл же названия для непосвященного читателя был невнятен (и потому эпатировал его).
Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Художник изображает не просто движущийся объект, но как бы само движение, вернее, поток энергии (он изобрел даже специальные термины: сило-линии и сило-формы), в котором творящее, созидательное начало неотделимо от разрушительного. Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму. Можно сказать, что они были подобием революционеров в искусстве, так как целью стало всеобщее обновление идеологии и этическое воззрение всех предшественников в творческой деятельности. Инициатором был поэт и художник Алексей Елисеевич Крученых (1886—1968).
Вэтот период создаётся основной корпус футуристических картин, таких как «Точильщик» К. С. Малевича (1912–1913. Футуристы.
Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В. Хлебников, В. Каменский. Ларионов, Н. С. Будетлянство Хлебникова.
Гончарова, К. Малевич. Венера набульваре» Ларионова (1913, Центр Помпиду), «Фабрика имост» (1913. Факсимиле этого сборника стихов открывает книгу «Будетлянский клич. ».
Характерность этой картины по сути подобна: геометризация изображаемой картины аналогична и для художников кубистов. Другим примером футуристического издания, в котором также использован типографский набор, является «Заумная книга» В. Крученых и Алягрова изданная в 1916 году. 1910. Этот этап вистории русского футуризма связан прежде всего сдеятельностью «Синдиката футуристов» (Кручёных, И. М.
Это тот самый «Ромка Якобсон», которого В. В. Маяковский упомянул в стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку». Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы. Имажинизм Есенина и Мариенгофа.
Опытный критик сразу «уличил» футуристов в том, в чем они признаваться не хотели: их манифесты по существу повторяют манифесты итальянцев и подметил разницу между петербургскими и московским футуристами, не столько, впрочем, в теории, сколько в ее осуществлении – «петербургским поэтам посчастливилось: среди них оказался поэт с дарованием бесспорно выдающимся: Игорь Северянин Но поэт выдающийся всегда выше той школы, к которой его причисляют: его творчество не может быть мерилом устремлений и достижений школы». Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи. Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым.
После круг наследовалей стал стремительно рости. Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов: Натана Альтмана (Анна Ахматова, 1914), Роберта Фалька (Крымский дворик, 1915), Казимира Малевича (Уборка ржи, 1912). Свои мысли и чаяния, связанные с новым литературнохудожественным учением, Маринетти изложил в книге «Футуризм» изданной в 1911 году и в четырехтомном «Манифесте футуризма», увидевшем свет в 1920м.
Однако чаще всего для самонаименования (иэто соответствовало духу романтического национализма футуристической эстетики) они предпочитали избегать иностранного слова «футуризм», заменяя его русскими эквивалентами– «будущники» или «будетляне». «Принимать или не принимать. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и будущего. Мне понравилось, как раскрыл этот термин искусствовед, специалист по русскому авангарду, Евгений Семенович Штейнер.
Гончарова, К. Малевич. Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог. Газета постоянно приукрашивала и идеализировала теорию и практику дореволюционного «будетлянства» и вела энергичную атаку на искусство прошлого, которое целиком объявлялось «буржуазным».
Его первые шаги связаны с «Манифестом футуризма», который был опубликован в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. Космополитические убеждения этому итальянцу были предначертаны судьбой. Футуризм трактуется теперь как искусство, соответствующее глубинному духу революции. Вживописи футуризм остался лишь кратким эпизодом (1912–1914).
В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Именно по этим причинам они с удовольствием отозвались о Первой мировой войне, шли туда воевать добровольцами, где и в конечном итоге погибали. Заимствуя цветовые переходы и угловато-грубоватые формы.
Вкруг таких «пограничных» произведений попадают кубофутуристические работы, живописный алогизм или отдельные работы художников, вцелом абсолютно чуждых футуристической эстетике (П. Н. Филонов. Их видение искусства заключалось в концентрации на пространстве и движении, торжестве науки над природой, вере в футуристические технологии, способные изменить мир.
Е. Ф. Ковтун в упомянутой выше монографии ни о нем, ни о книге «Нагой среди одетых» даже не упоминает. Этотже год как точку отсчёта для истории русского футуризма указывает И. М. Зданевич. Им удается изображать невероятно яркие образы. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
Вэтих декларациях обозначались наиболее важные тенденции революционного этапа вфутуристическом движении: создание новых массовых форм искусства, существующего вне стен музеев игалерей, непосредственно вторгающегося вжизнь городских улиц концепция художественной деятельности как инструмента творчества жизни исредства революционного преобразования сознания ипсихики человека. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). По воспоминанием того же В. Каменского (его стихотворением Чюрлю-Журль открывался сборник) книга «с оглушительным грохотом разорвалась на мирной дряхлой улице литературы».
ГТГ), «Аллегорическое изображение войны 1812» А. В. Лентулова (1912. В отличие от ранних направлений, футуризм предполагал возвышение формы над содержанием. Появился он на свет божий в портовом египетском городе Александрии, а учился в Париже и Генуе. Чуть позже вышел сборник Садок судей. О, засмейтесь, смехачи.
Уже в 28 лет юноша стал признанным главой и теоретиком футуризма в итальянском изобразительном искусстве. Ближе всего кфутуристам была группа М. Ф. Ларионова «Ослиный хвост» инекоторые члены петербургского «Союза молодёжи». На заднем плане «Создания города» (1910— 1911) видны силуэты строящегося города, весь передний план заполнен изображением ломовых лошадей и погонщиков. Статические формы кубизма футуристы наполнили энергией силовых полей и динамикой движения. «Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С.
Вызывать в публике целый ряд забавных идей и чувств, подобно тому, как сильный удар по воде вызывает концентрические круги, пробуждает эхо, которое в свою очередь пробуждает другое эхо. Композиция напоминает случайный фотографический кадр. Период «синтетического кубизма» наступает несколько позже – в 1912-1914 гг. и этот временной отрезок является наиболее ярким в истории кубизма, потому как именно в период «синтетического кубизма» на первый план выдвинулись П. Пикассо и Ж. Брак. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело.
Футуризм в русской литературе Группа «Гилея» (В. 1. О, засмейтесь, смехачи. Смейево, смейево.
Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Пришел в Смольный. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова.
Таким образом, художники отображали абстрактное искусство, целью которого стало создание динамических композиций посредством визуализации таких физических явлений, как энергия, скорость и даже звук. Казусы социальных вопросов просто напросто возводили философию, что оказало воздействие не только на живопись и литературу, но и на кино, видео арт и, разумеется, театральное искусство.
Свои поэмы футуристы посвящают поездам, автомобилям, вокзалам, электричеству. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Чьи-то неясные фигуры и затуманенные лица возникают неожиданно, «выплывая» из закоулков художественно-интуитивного мира Умберто.
Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств. После военного периода каждый «уцелевший» художникфутурист двигался в своем направлении.
Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Если двигаться назад, к истокам этого мифа, то наблюдаются попытки Мейссонье наградить Вторую империю тем величеством, которого ей, к сожалению, не доставало. Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически.
В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Картины Давида Бурлюка («Футуристическая женщина», «Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»), отличались невообразимой яркостью образов, братья талантливо пропагандировали идеи футуризма и для этого не жалели ни сил, ни времени: организовывали литературные встречи и вечера, ездили в разные города и села, выступая с лекциями на тему футуризма в живописи и литературе. Обе– ГРМ). Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение.
(Статья В. Брюсова появилась в 1913, когда талант В. Маяковского еще не раскрылся в полной мере). В конце статьи мэтр символизма отмечает, что в области «словесного изложения» у футуристов есть некоторые достижения и можно надеяться, что «зерна» когда-нибудь вырастут «в настоящие цветы», но для этого, конечно, «придется поучиться многому у символистов». Давайте рассмотрим одну из работ. Воссоздание живописными средствами «динамических ощущений»– центральный постулат футуристической эстетики. При этом сами литераторы нередко выступали в роли оформителей собственных книг.
Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Известие о смерти футуризма поступило и из самого футуристического лагеря: «Да, умер. Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения.
Принято считать, что первоначально футуристическая эстетика оформляется влитературе. Впадины и выпуклости моделируются с преувеличенной пластичностью. Коллекция С. А. Шустера, СПб. ), Д. Д. Бурлюка («Японец, чистящий рыбу». Основоположником движения в России был художник Давид Бурлюк, чье имение стало местом собраний общества кубофутуристов («Гилея»). Велосипедист. Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом.
Русские художники начала ХХ века, заинтересованные идеями футуризма, откликнулись на душевный порыв молодых итальянских «революционеров в искусстве» и начали создавать художественные произведения в данном стиле, которые все-таки имели некоторые отличительные черты. Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. Поезда, автомобили, самолёты – распространенные объекты изображения.
Что же касается Андрея Кравцова, то он по образованию был медиком и жил в Харькове. Всилу разных обстоятельств здесь оказались А. Е. Кручёных («отец московского футуризма», как его называли втифлисских газетах), братья Зданевичи, поэт И. Г. Терентьев, ставшие главными вдохновителями тифлисских футуристических объединений. Посвидетельству Д. Д. Бурлюка, русские художники илитераторы начинают использовать само слово «футуризм» с1911: «В1911году был выброшен флаг «футуристы» (Бурлюк 1994. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.
Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Вот таким образом даже названия картин стали содержать такие слова как скорость, гудок, сигнал клаксон и так далее. После военного периода каждый «уцелевший» художник футурист двигался в своем направлении. Всего же в книге пять рисунков, воспроизведенных литографским способом.
Итальянский корреспондент газеты «Русские ведомости» М. Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями. Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. После круг наследовалей стал стремительно рости. Им удается изображать невероятно яркие образы. Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян.
«Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины». Футуризм в живописи это не только композиции фигур. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ.
с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1. Эго-футуризм Северянина. Он был написан для молодых итальянских художников. В. Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти.
Но, обо всем по порядку. Для эстетики футуризма важны были эффект, «взрыв», мгновенная вспышка эмоций. Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности. Культ города с его динамикой и безликостью. Пространство картины обычно лишено перспективы и горизонта, состоит из цветных плоскостей и цилиндрических объемов. Поэт-футурист Бенедикт Лифшиц, описывая работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка, невольно даёт характеристику художественному методу футуристов: «Владимир пишет мой поясной портрет.
1998. Она иллюстрировала и другие издания футуристов, среди которых «Игра в аду» А. Е. Крученых и В. В. Хлебникова (1914) и «Война» А. Крученых (1916). 4.
Будетляне — так называли себя русские футуристы. Здесь же присутствует пила игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески (аптека, что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии. В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. В первые послереволюционные годы новым центром футуристической активности, где продолжилась разработка неполитизированной мифологии, нонаиболее радикальных эстетических концепций футуризма (восновном поэтического), стал Тифлис. Именно эта грань футуризма оказалась чрезвычайно важной вистории русской авангардной культуры– футуризм как «духовное течение» стал прологом комногим открытиям русского авангарда.
К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности. Это был отчасти возврат к карнавальной культуре (аналог карнавалов в России – святки), когда происходит смена социальных ролей, недозволенное становится возможным и даже желательным. Возник вИталии (первый манифест писателя Ф. -Т. Маринетти опубликован в1909).
Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка. Весь этот образ как будто витает, плавает.
Эпизодическим осталось обращение будетлян ккино итеатру. Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Заклятие смехом (В. Хлебников)О, рассмейтесь, смехачи. Сэтой программой оказались связаны разные художественные илитературные группировки иеё элементы можно отметить втворчестве самых разных художников. Увеличение словаря произвольными и производными словами (слово — новшество).
Однако авторы «расшифровывали» заглавие так: садок – клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. Футуризм провозглашался течением, наиболее близким пролетариату. И, наконец, «ничевоков». Умберто Боччони Непрерывность форм в пространстве, 1913. «Голос футуризма», действительно, очень скоро вылился в «медь проповеди», но, увы и «первая часть программы» была продолжена. Среди живописцев группировку споследовательной футуристической программой назвать трудно.
Свою издательскую деятельность будетляне начали поздней осенью 1912 года. Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Внешние углы книги обрезаны так, что в развернутом виде она шестиугольная. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. СОХМ) О. В. Розановой, «Итальянский натюрморт» Л. С. Поповой (1914.
Наталья Гончарова. Можно сказать, что изображенные предметы символизируют характерность авиации первых ее лет. — Маринетти: «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920х годов. Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами (имажинистами, обэриутами и др. ).
Частная коллекция), «Поворот автомобиля» М. В. Ле-Дантю (1913–1914. Первоначальными лидерами в живописи являлись такие художники, как Уго Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла.
Итальянский миф сверхприродной, сверхчеловеческой культуры остался чужд будетлянам. Русские художники илитераторы создали собственную версию футуризма иногда непосредственно опиравшуюся наитальянскую, ночасто радикально сней расходившуюся.
— Динамика и скорость как высшие художественные ценности. Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея». Давайте в этот раз познакомимся с экзальтированным художественным стилем под названием футуризм. — Принцип симультанности — наложение последовательных фаз на одно изображение движения.
В результате на картинах возникают как бы «смазанные» кадры с изображением собаки, лошадей с бесчисленным количеством ног, многокрылой ласточки или автомобиля, велосипеда со множеством колес. Давид Бурлюк. У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. 1922.
Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица». ООМИИ) идругих. — Пафос разрушения и взрыва. Между тем книга весьма любопытна. Футуристы были революционерами в искусстве.
Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств. Футуристы активно участвовало в политически-агитационных начинаниях новой власти. Скорее, это был образ жизни.
Втомже году вряде газет ижурналов появляются заметки иинтервью Ларионова излагающие его радикальные ифантастические проекты футуристического театра, вкотором «декорации находятся вдвижении иследуют заартистом, зрители лежат всередине зала впервом действии инаходятся всетке, под потолком– вовтором» (Кпроекту футуристического театра вМоскве// Театр вкарикатурах. Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное. О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачий.
В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов (так они себя называли) больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта. Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны.
Давид Бурлюк – основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Слово futurum в буквальном переводе с латинского означает «будущее», «будущность». Художественная галерея Йельского университета), «Велосипедист» (1913. Для живописи характерны энергичные композиции, где все фигуры раздроблены на фрагменты, пересекаются острыми углами, преобладают скошенные конусы и др.
А благодаря коллажам картины больше походили на небольшие скульптуры. 1913 год. Футуризм в живописи это не только композиции фигур. Это был очень удачный рекламный ход.