Возникший первоначально как литературное направление, футуризм вскоре распространил свои постулаты и на изобразительное искусство — к нему примкнули итальянские художники Умберто Боччиони (Umberto Boccioni, 1882—1916) и Джиакомо Балла (Giacomo Balla, 1871—1958). Русский футуризм -- одно из направлений русского авангарда термин используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти.
В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль». Футуризм в русской литературе Группа «Гилея» (В. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Победившему режиму теперь было необходимо не утверждение путем насилия, а стабильность и спокойствие. Центр Помпиду, Париж) Гончаровой, «Прогулка. Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д.
У второго поколения футуристов (1925-1943), одной из главных тем являлся образ Муссолини, вождя фашисткой революции, того самого ницшеанского «сверхчеловека», мужественного и сильного. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Дж.
Наиболее известные представители этого стиля Дж. Всего же в книге пять рисунков, воспроизведенных литографским способом. К этому течению также примыкал Сергей Есенин. Наконец, в1913 при участии Ларионова иН. С. Гончаровой осуществляется постановка первого иединственного футуристического фильма «Драма вкабаре 13».
Использованы и типографские линейки. Это будет само динамическое ощущение». Он был написан для молодых итальянских художников.
Отсюда в живописи футуризма (в некоторых приёмах близкой кубизму, но принципиально отличной от него выраженной сюжетностью, литературной подосновой) совмещение точек зрения и умножение контуров, как бы вызванные стремительным движением, деформация фигур, резкие контрасты цветового строя, хаотичное вторжение в композицию обрывков текста и др. Первый манифест (потом их будет множество: сам Маринетти, за свою жизнь, опубликовал больше восьмидесяти манифестов, касающихся самых разных сфер творчества и жизни) стал воззванием к молодым итальянским деятелям искусства. В период революционных переворотов они ощущали себя соучастниками этих событий и считали свое искусство «революцией мобилизованным и призванным». 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма».
Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная. «Заумная книга» иллюстрирована цветными линогравюрами и коллажами Ольги Владимировны Розановой (1886—1918). Цены варьировались от 25 копеек до 5 рублей 151 деньги по тем временам очень немалые. В сборнике «Будетлянский клич. » факсимильного воспроизведения этих изданий мы не найдем.
В 1919--1925 гг. В отличие от представителей других авангардистских течений испытывавших ужас перед надвигающейся индустриальной эрой, футуристы принимали будущее с экзальтированным оптимизмом, абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве новых ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства. Для эстетики футуризма важны были эффект, «взрыв», мгновенная вспышка эмоций. и поясняет: – это ядра. СОХМ) О. В. Розановой, «Итальянский натюрморт» Л. С. Поповой (1914.
Однако эта разорванность еще больше сблизила их с кубизмом, несмотря на то, что футуристы хотели отличаться от них. Увеличение словаря произвольными и производными словами (слово — новшество). «Но в рассуждениях об этих художественных революционерах, - как справедливо отмечено А. Обуховой и Н. Алексеевым, - часто упускают очень важную вещь: многие из них были гениальными деятелями того, что сейчас называют «промоушн» и «паблик рилэйшнз». Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. участники петроградских литературных групп «Аббатство гаеров» и «Кольцо поэтов им.
Северини – главными представителями футуризма в живописи. Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей.
Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. В сентябре 1919 года Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в Московском совете устав «Ассоциации вольнодумцев» -- официальной структуры «Ордена имажинистов».
Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро – наиболее известные имена. Здесь же присутствует пила игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески (аптека, что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии. Бурная и не всегда корректная полемика ни к чему не привела. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. 1910.
Давид Бурлюк – основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Футуристы, устремляясь в свое призрачное механическое будущее и пытаясь предвосхитить события, на деле свернули на дорогу абстрагирования действительности и перенесли его в свои произведения. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922--1924, вышло 4 номера), для чего были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А. Кусиков). Слово futurum в буквальном переводе с латинского означает «будущее», «будущность».
Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Что было для художников-футуристов определяющим признаком будущего. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». В 1915 году Маринети знакомится с Бенито Муссолини, с которым у них завязывается дружба. В 1914 году состоялось первое общее выступление эгофутуристов и будетлян в Крыму в начале этого года Северянин кратковременно выступает с кубофутуристами («Первый журнал русских футуристов»), но затем решительно отмежёвывается от них. И конечно же, прославление машины индустриализации, урбанистической цивилизации.
Космополитические убеждения этому итальянцу были предначертаны судьбой. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Футуристы разглядели в Муссолини «человека истинно футуристических устремлений». Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.
Его первые шаги связаны с «Манифестом футуризма», который был опубликован в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года. Футуризм в живописи это не только композиции фигур. Ни одна архи-эпатажная строфа или манифест футуристов не вызвали такого гвалта и визга, как раскрашенные лица, желтая кофта и ассиметрические костюмы. Кроме того они могли использовать слова из жаргона художников и не брезговали не нормативной лексикой. Изобразительное искусство футуристов во многом было сходно с кубизмом и экспрессиониз-мом. с парохода современности».
Вживописи футуризм остался лишь кратким эпизодом (1912–1914). 20 февраля 1920 года председателем «Ассоциации» был избран Есенин. В 1910 году был опубликовал единственный роман Маринетти «Футурист Мафарка», которым писатель подкрепил свои взгляды. Обычные оптические иллюзии возвелись ими в абсолют и подкрепи-лись различными псевдонаучными толкованиями (в которых имели место дилетантизм и алогичность), поскольку идейный предводитель футуризма – Ф. Т. С. 14). Художественная форма как необходимый элемент творчества просто отсутствовала. Тогдаже ларионовская группа опубликовала вероятно самый дерзкий ипарадоксальный футуристический манифест «Лучисты ибудущники».
Маринетти. «Ненависть к прошлому и любовь к будущему» стала девизом его и его последователей, воспевающих красоту машин и ритмы новой индустриальной и урбанистической эпохи. Слово Италия должно господствовать над словом свобода. — Принцип симультанности — наложение последовательных фаз на одно изображение движения. «Изгнав психологию из литературы, футуристы ввели ее в живопись и заставили передавать психические состояния» (Тастевен Г. «Футуризм»).
Изображение становилось безличным, то есть безоценочным. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Будетлянство Хлебникова. Отсюда введение звука в название картин типа «Скорость автомобиля свет шум», «Форма кричит: Бива Италия. » (Балла) и т. п.
В русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Ненависть к существовавшему до них языку. Заимствуя цветовые переходы и угловато-грубоватые формы. Одна из самых ярких и глубоких работ Боччони – «Состояние души» (1911 г. частное собрание, Нью-Йорк) тема раскрыта в серии полотен, представленное нами – последнее, написанное им незадолго до смерти. В 1909 г. вокруг Игоря Северянина сложился кружок петербургских поэтов, в 1911 г. принявший название «Ego» и в том же году И. Северянин самостоятельно издал и разослал по конторам газет небольшую брошюру под названием «Пролог (Эгофутуризм)».
Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. В результате футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамического художественного пространства чисто живописными средствами, чего не удавалось никому ни до них, ни после них за исключением, пожалуй, только В. Кандинского в его «драматический» период. К. Карра перенял у кубистов однообразность серо-коричневых тонов. Италия позже других европейских стран вступила в империалистическую стадию развития, долго и болезненно изживала в своей экономике аграрно-феодальные пережитки, значительно отставая в своем развитии от Англии, Франции и Германии.
МоМА) и«Пожар вгороде» (1913. Малевича). Факсимиле этого сборника стихов открывает книгу «Будетлянский клич. ». Об этих художниках мы предполагаем отдельно рассказать в одной из будущих статей. Отстранение «от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы». Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью.
футуризм фактически распался. Однако эта стратегия прекрасно срабатывала и во вполне материальных целях. Направление вискусстве, название которого образовано отитальянского слова «futuro» («будущее»). Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра.
Вот таким образом каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. На эту тему известно высказывание итальянского художника У. Боччони о присутствии в творчестве этих художников четвертого измерения. Особое воздействие на умы футуристов оказали некоторые идеи Ницше интуитивизм Бергсона, бунтарские лозунги анархистов. К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности.
Хотя постепенно футуризм охватил всю Европу – Англию, Германию, Польшу, Францию. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». В дальнейшем футуризм, развиваясь, образует новое направление – так называемый пространственный симультанизм, который связывается с идеей одновременности – «Разве мы не видали иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в далеком конце улицы. » (Из «Манифеста итальянского футуризма») – и идеей пространства, в котором хаотически перемещаются тела и предметы. Мы тоже механизированы».
и поясняет: – это ядра. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Коллекция Анатолия Беккермана, Нью-Йорк). 1. Таковы предпосылки официального искусства, утвержденного властями итальянского фашизма. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Художественная галерея Йельского университета), «Велосипедист» (1913.
Вэти годы футуризм нестолько направление вискусстве сконкретной эстетической программой, сколько обобщённое наименование для самых разных течений так называемого «левого» искусства. Скорее, это был образ жизни. Ввиду того, что исторический взгляд историческая перспектива основываются на размышлении, то практически логично, что футуризм ценил движение превыше постоянства, действие — превыше рефлексии и форму – превыше содержания. Она представляла собой шагающую фигуру без определенной конструк-ции, слепленную как попало из неподдающегося определению материала. Имажинизм Есенина и Мариенгофа.
Но деньги зарабатывать умели. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. Русские художники начала ХХ века, заинтересованные идеями футуризма, откликнулись на душевный порыв молодых итальянских «революционеров в искусстве» и начали создавать художественные произведения в данном стиле, которые все-таки имели некоторые отличительные черты.
Однако чаще всего для самонаименования (иэто соответствовало духу романтического национализма футуристической эстетики) они предпочитали избегать иностранного слова «футуризм», заменяя его русскими эквивалентами– «будущники» или «будетляне». Театральные постановки (опера «Победа над Солнцем» итрагедия «Владимир Маяковский»), публикации основных манифестов, создание футуристического грима ипервого футуристического фильма– все эти события сконцентрированы впределах одного 1913. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины».
Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. «Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С. Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту. Закат футуризма пришелся на начало Первой мировой войны и последующую Октябрьскую революцию, поскольку актуальные проблемы и интересы общества резко изменились. По своей сути такая личность – та же машина, но в биологическом смысле («гигиенически» и «сумасброднофизически») идеальная.
В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе (Д. Здесь нет, например, работ, пожалуй, наиболее талантливого представителя оформительского футуризма — Михаила Федоровича Ларионова (1881—1964), а его соратница Наталия Сергеевна Гончарова (1881—1962) представлена лишь несколькими рисунками в коллективно оформленном сборнике. Реализовать их они пытались достаточно простыми (или даже примитивными) приемами. Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Членами группы становятся Маяковский, Хлебников, Крученых и многие другие. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Этот этап вистории русского футуризма связан прежде всего сдеятельностью «Синдиката футуристов» (Кручёных, И. М.
Маринетти организовывает серию публичных акций под лозунгом «Долой Австрию. », публично сжигает австрийские флаги, устраивает выставки – так рождается «Манифест итальянской гордости» (1914). В чём его главное содержание. Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде-Ленинграде. С. 63). Имажинизм Есенина и Мариенгофа.
«Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. В это время насилие было необходимой принадлежностью внутренней политики. Шумы, ворвавшиеся в мир вместе с новой техникой, очаровали футуристов и они стремятся передать (во всяком случае постоянно декларируют это) их в своих работах. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум.
Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц (автор книги о русском футуризме Полутораглазый стрелец) так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка: Владимир пишет мой поясной портрет. Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 г. в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил Есенин), кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. Смотрящий на полотно с большим трудом, максимально используя все свое воображение, выделял всадника на красной лошади в картине «Эластичность» (У. Это был отчасти возврат к карнавальной культуре (аналог карнавалов в России – святки), когда происходит смена социальных ролей, недозволенное становится возможным и даже желательным.
Картины Давида Бурлюка («Футуристическая женщина», «Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»), отличались невообразимой яркостью образов, братья талантливо пропагандировали идеи футуризма и для этого не жалели ни сил, ни времени: организовывали литературные встречи и вечера, ездили в разные города и села, выступая с лекциями на тему футуризма в живописи и литературе. В результате возникают «смазанные» кадры с изображением лошади или собаки с двадцатью ногами, автомобиля или велосипеда с множеством колес и т. п. В августе 1914 года начинается Великая Война. Но построить это будущее футуристы собирались только после того, как будут разрушены все стереотипы и напоминания о прошлом.
вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. «Новые реальности» сводились к изображению их в виде обыкновенных, бытовых предметов, которые, однако, практически не употребляются. Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением.
По его приглашению в 1914 году в Петербург приезжал Ф. Г. Маринетти. Но самоназвание это, надо сказать, широкого распространения не получило. Объединение «Гилея» игруппа «эгофутуристов» (Игорь Северянин, К. К. Олимпов, И. В. Игнатьев, В. И. Гнедов идругие) стали наиболее самобытными интерпретаторами литературного футуризма. в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях (прокламирование идей создания искусства будущего, отрицание художественных традиций и прочее) и избираемых темах, но обладавших разными, порой противоположными идейными установками.
Начался футуризм с опубликования в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянским поэтом Ф. Т. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. Посвидетельству Д. Д. Бурлюка, русские художники илитераторы начинают использовать само слово «футуризм» с1911: «В1911году был выброшен флаг «футуристы» (Бурлюк 1994. В первые послереволюционные годы новым центром футуристической активности, где продолжилась разработка неполитизированной мифологии, нонаиболее радикальных эстетических концепций футуризма (восновном поэтического), стал Тифлис.
В предисловии к роману писатель отмечал, что желает «одолеть тиранию любви, наваждение единственной женщины, великий лунный свет романтики, омывающий Италию» (Маринетти, 1910). Свои поэмы футуристы посвящают поездам, автомобилям, вокзалам, электричеству. Эго-футуризм Северянина. Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т. Ф. Маринетти Манифест футуризма. Потом, вместо отошедших Золотницкого и Королевича, к петроградским имажинистам присоединились Иван Афанасьев-Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 году Вольф Эрлих.
11 февраля 1910 г. появляется «Манифест художников-футуристов», а 11 апреля того же года – «Технический манифест футуристической живописи», подписанные У. Боччони, Дж. Футуристы задавали тон и стиль новой идеологии, они её эстетизировали. 3. Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов: Натана Альтмана (Анна Ахматова, 1914), Роберта Фалька (Крымский дворик, 1915), Казимира Малевича (Уборка ржи, 1912). Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея».
Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др. ), которая была тесно связана с левыми художественными течениями (петербургский Союз молодёжи, московская группа Ослиный хвост и др. ) как своими нигилистическими лозунгами, проповедью индивидуалистического бунта, эстетизацией техники и урбанистической культуры, так и требованиями демократизации искусства, фольклорностью, архаичностью мотивов и приёмов. Урбанистические пейзажи рассматривались с высоты птичьего полета или с крыла аэроплана. Союз Мусолинни с Гитлером – а последний не переносил «дегенеративное» искусство – заставил Дуче избавиться от фаворитизма футуристов.
Футуристы были революционерами в искусстве. В 1944 году Маринетти умирает, с ним умирает и футуристическое движение. Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиционную систему литературного текста, начиная от смешения всех и всяческих жанров (вплоть до синтезирования многих искусств – футуристическая опера «Победа над солнцем», 1913 г., музыка М. Матюшина, текст Крученых, декорации Малевича), введения новых принципов стихосложения, основанных на композиционных «сдвигах» и смысловых парадоксах, разработки тонического стиха, визуальной (графической) поэзии использования архаической, фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным «словотворчеством и словоновшеством» – изобретением зауми. — Пафос разрушения и взрыва. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочее и прочее с парохода современности». Например, у позднего Дж.
Балла традиционен в выборе своих сюжетов: «Дама с собачкой», «Девочка, бегающая по балкону» (1912, Галерея современного искусства, Милан). Будетлянство Хлебникова. Это – образ будущих «настоящих арийцев» неотвратимо наступающей «массовой культуры» фашизма. В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудожественных оригинальных произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта. Возник вИталии (первый манифест писателя Ф. -Т. Маринетти опубликован в1909).
Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским) тесно переплетены в истории. Футуризм трактуется теперь как искусство, соответствующее глубинному духу революции. В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии. Но они не передавали никакого сколько-нибудь определенного содержания. Среди живописцев группировку споследовательной футуристической программой назвать трудно.
«Молодые и бодрые идите к нам. ». Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Давайте рассмотрим одну из работ. Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности. Передача движения достигалась просто и без затей. Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915). с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
Вдохновителем и вождем нового течения и автором «Манифеста» стал писатель Эмилио Филиппо Томмасо Маринетти (Emilio Filippo Tommaso Marinetti, 1876—1944). Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки. В мае 1915 года Италия вступает в войну на стороне стран Антанты.
В «Манифесте футуристической литературы» он же мечтал о создании «механического человека с заменимыми частями» – удобного бесчувственного робота, начисто лишенного сознания, не требующего к себе ничего, кроме технического ухода. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Так, Боччони использовавший в одной скульптуре самые разные материалы (стекло, дерево, картон, железо, кожу, конский волос, одежду, зеркала, электрические лампочки и т. д. ), стал предвестником поп-арта. Поезда, автомобили, самолёты – распространенные объекты изображения. — Динамика и скорость как высшие художественные ценности.
Например: «Убьём свет луны» (1909 г. ) или «Манифест против Монмартра» (1913 г. ). Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Прямое усвоение ряда «классических» способов передачи движения итальянского футуризма стало для русских живописцев скорее неким трамплином для формирования собственных концепций или, повыражению Д. В. Сарабьянова, – «пересадочной станцией» вих стремительном движении кисчерпанию уже достигнутого иоткрытию нового.
Востребованными оказались лишь мифология иидеология футуризма.
29 января 1919 года в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов. Но, обо всем по порядку. Художник не мог отказаться от первоначального эмпиризма в передаче своих ощущений.
После самоубийства Игнатьева «Петербургский глашатай» прекращает своё существование. Произведение того же автора «Динамизм мускулов» (1913, собрание Бартарелли, Милан) вызывает удивление своеобразной трактовкой формы самих мышц и однообразно серой гаммой красок. В 1913 г. был опубликован «Манифест механического искусства», а Северини и его товарищи населили свои картины механическими существами, похожими на роботов (хотя слово это возникло лишь в 1920 г. ). Даниил Хармс был арестован в начале 30-х годов, обвинен в антисоветских взглядах и сослан в Курск.
ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум.
Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. Текст «Заумной книги» в разделе, написанном А. Крученых, набран прописным гротеском и отпечатан красной краской. и проч.
Организацию и пропагандирование эгофутуризма взял на себя 20-летний поэт Иван Игнатьев, основавший «Интуитивную Ассоциацию». «Нет шедевров без агрессивности», — провозглашал он. В эпатажности подобных заявлений футуристам не было равных. Свои стихотворения участники группы называли «поэзы».
Вэтот период создаётся основной корпус футуристических картин, таких как «Точильщик» К. С. Малевича (1912–1913. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки.
Балла, Дж. futurum – будущее), общее название авангардистских художественных движений 1910-х – начала 20-х гг. и Б. Смиренские, К. Вагинов, К. Олимпов, Грааль-Арельский, Д. Дорин, Александр Измайлов) пыталось организовывать громкие выступления, анонсировало широкую издательскую программу, но было закрыто по распоряжению петроградского ЧК 25 сентября 1922 г. Понятие «крестьянская поэзия» вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере.
Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича Авиатор (1914). 1913 «Перерождение интеллигента», 1913. Балла, К. Kappa, Л. Руссоло, Дж. В изображении отчетливо улавливается «психическое состояние» и самого художника и мира вокруг него.
Футуристы же, напротив, всячески восхваляли и пропагандировали свои технократические утопии: «Отныне жар куска стали или дерева возбуждает в нас страсть сильнее, чем улыбка или слезы женщины» (Из «Манифеста»). Эгофутуристы печатались также в газетах «Дачница» и «Нижегородец». Футуристов предреволюционной России отличало обостренное ощущение грядущего «мирового переворота», неизбежности «крушения старья» и возникновения «нового человечества». Главные принципы их художественного кредо – движение, энергия, сила, скорость, симультанность (simultanй (фр. ) – одновременный), континуитет всех фактов и событий, проникновение всего во все и сквозь все – энергетическая прозрачность бытия. Бунт, 1911) и т. п.
В книге «Будетлянский клич. » факсимильно воспроизведены пять книг русских футуристов. На картине «Город революции» («Le citta della Rivoluzione») мы также наблюдаем профиль Дуче, гордо возвышающимся над римским Колизеем и животным, которое кормит младенцев – возможно, художник символизирует этим итальянский народ. Чьи-то неясные фигуры и затуманенные лица возникают неожиданно, «выплывая» из закоулков художественно-интуитивного мира Умберто. Прежде всего движение. «Девушка сцветком». В живописи футуристов после 1912 года стали проявляться ярко выраженные элементы кубизма.
Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. Венчает эту «пирамиду» портрет Муссолини: руководителя, вождя, «отца» итальянской нации. иК. М. Зданевичи, Н. А. Чернявский, Ладо Гудиашвили, С. В. Валишевский, Кара-Дарвиш) игруппы «Сорок один» (Кручёных, Терентьев, И. М. Зданевич, Чернявский). Для этого художник должен быть «вихрем сенсаций», живописной силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом.
В литературной России существовало несколько футуристических группировок, наиболее плодотворной из них и близкой к собственно футуризму была «Гилея», в которую входили А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников, братья Бурлюки, В. Каменский и др. Таким был идеал нового человека для итальянских футуристов 1930-х годов. Ф. Т. Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог.
Е. Ф. Ковтун в упомянутой выше монографии ни о нем, ни о книге «Нагой среди одетых» даже не упоминает. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. Эпизодическим осталось обращение будетлян ккино итеатру.
И, наконец, «ничевоков». Характерный пример — книга «Нагой среди одетых» В. Каменского и А. Кравцова, увидевшая свет в феврале 1914 года. Стихотворение отпечатано черной краской. Слишком уж агрессивный на первых порах футуризм новую власть больше не устраивал. Маринетти был обвинен в «оскорблении добрых нравов», за публикацией последовал судебный процесс. ГРМ) и«Электрическая лампа» (1913.
Родина футуризма — Италия. В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. Особенно активно она действовала с 1910 по 1915 г. (сборники: «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Взял» и др.
В1918–1919 под влиянием революционных событий происходит радикализация футуристической эстетики. Культ города с его динамикой и безликостью. Будетляне — так называли себя русские футуристы.
Им удается изображать невероятно яркие образы. Обе– ГРМ). — Маринетти: «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». и проч. Причём политическое содержание втакой интерпретации явно преобладало над эстетическим.
В дальнейшем одни футуристы пришли к прямой апологии фашизма, другие, пройдя через увлечение метафизической живописью (Карра), академизировали свою манеру или вплотную сблизились с абстрактным искусством. С другой стороны, футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, таких как Михаил Фёдорович Ларионов, Наталья Сергеевна Гончарова и Казимир Северинович Малевич. 1998. В этой серии были воспроизведены такие издания, как библейская «Книга Руфь» и пушкинские «Маленькие трагедии» с гравюрами Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), «Кола Брюньон» Ромена Роллана с иллюстрациями Евгения Адольфовича Кибрика (1906—1978), «Мертвые души» Н. В. Гоголя, проиллюстрированные Марком Шагалом (1887—1985) и «Для голоса» В. В. Маяковского в оформлении Эль (Лазаря Марковича) Лисицкого (1890—1941). Сила и разрушение – основные ценности адептов движения. В 1912 году российские футуристы создают собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу».
Но, захваченный новым революционным футуристическим потоком, художник, следуя тезису манифеста: «У бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать и их движения треугольны», придал и бегущей девушке и играющему музыканту свою особую динамику. Он зародился в поэтических кругах (первым эго-футуристом назвал себя Северянин и пошло-поехало: Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Василий Каменский и так далее)Они создавали разные группы и объединения. Но опровержением этой самой концепции послужила скульптура известного футуриста Умберто Боччони «Единственная форма протяженности в пространстве» (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства). К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов.
У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. Северини в «Читающих женщинах» видна трехмерность в футуристических неуравновешенных фигурах. Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм. С. 558).
А рычащий гоночный автомобиль, с которым «по красоте не сравнится никакая Никэ Самофракийская», – само совершенство. В1913 начинается турне погородам России поэтов-футуристов (Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. В. Каменский), выступавших слекциями оновом движении. В картине Дж. Проявления футуризма наблюдались в живописи, скульптуре и литературе, а также частично – в музыке. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист.
Его кони в своем полете несут гибель погонщикам. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». В отличие от кубизма, сторонников которого интересовал прежде всего живописный метод, футуризм был не только направлением изобразительного искусства, но также и активней-шим общественно-политическим течением.
Этот «супермен», созданный необузданной фантазией идеолога и вождя футуризма, – подобие человека без каких-либо социальных признаков, но обладающее огромной биологической волей. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. В скульптуре (Боччони, Балла) иллюзию движения вызывают нагромождение и единонаправленный сдвиг обтекаемых или угловатых объёмов.
Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». В апреле 1910 года был опубликован второй «Манифест футуристов». Очень необычно само построение композиции: картина выстроена в форме пирамиды. Известная цитата оттуда: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Тема авиации у футуристов вылилась в отдельное течение – аэроживопись.
Одна изособенностей русского футуризма– глубокая ипрактически никогда неисчезавшая связь снеопримитивистской, аиногда экспрессионистической эстетикой. Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица». Северини, написанная в 1923 году, так и называлась – «Машинизм в искусстве». Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии. Давид Бурлюк. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству.
Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира». Футуризм (от лат. Рождение нового человека, вторжение в«ветхий» старый мир молодых сил– «варваров», способных влить свежую кровь вусталую культуру, – все эти мифологемы футуристического движения оказались востребованы вреволюционное время. Как жанр «крестьянская поэзия» сформировалась в середине XIX века.
«Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль. Кроме того в 1912 году он основал первое эгофутуристическое издательство «Петербургский глашатай», которое издало первые книги Рюрика Ивнева, Вадима Шершеневича, Василиска Гнедова, Грааль-Арельского и самого Игнатьева. Картина Дж. Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова).
Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. Книгу открывает контурный портрет Крученых, нарисованный Николаем Ивановичем Кульбиным (1868—1917). Между тем книга весьма любопытна.
Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. Еще одним подтверждением этому служит получение Ф. Маринетти звания академика.
Здесь набирало силу националистическое движение, позже приведшее к установлению фашизма. Основные приемы футуристов в работе над композицией заключались в следующем: делался реалистический набросок с натуры, потом – рисунок, который преображался в соответствии с произведенным на автора впечатлением (манера импрессионистов). Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. Произведения футуристов в колористическом плане существенно отличались друг от друга. Наталья Гончарова.
Колорит картин Умберто выделяется своим жестким драматизмом он раскладывает форму на отдельные элементы, тем самым передавая эффект движения, придавая процессу дробления и «раскручивания» форм реальную связь с окружающей средой. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Издание, о котором идет речь, вышло в серии «Книжная коллекция» издающейся уже не первый год.
Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Приход к власти фашизма означает реализацию футуристической программы-минимум» —объяснял Маринетти. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. Футуристы, конечно, были радикалами.
Он был написан для молодых итальянских художников. Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея».
Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см.
Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения. Тем не менее, в отношении футуристов в конце 1930-х – начале 1940-х годов начинается травля, самого Маринетти начинают клеймить как лидера «левого» искусства. Гончарова, К. Малевич.
Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. В музыке искать гармонию шумов. Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др. Мы тоже машины. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм— направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов и др.
В России первыми представителями футуризма, поддержавшими данное течение, стали братья Бурлюки. Более могущественный флот и более могущественная армия, народ, гордящийся тем, что он – итальянский народ, – для войны, единственной гигиены мира и для величия Италии. ». Инициатором был поэт и художник Алексей Елисеевич Крученых (1886—1968). Именно эта грань футуризма оказалась чрезвычайно важной вистории русской авангардной культуры– футуризм как «духовное течение» стал прологом комногим открытиям русского авангарда. В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини.
В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. В 20-е годы XX столетия стала очень популярной в мировом изобразительном искусстве идея «делания вещей». Кандинского, супрематизма К. С.
«Ага. аэроживопись). Но в силу запутанности эстетической программы и оторванности самих произведений от реальности значение непосредственно сюжета сведено у них почти до минимума. Ранний Дж.
Проблемы единого стиля не существовало. Многие из них выступали и как художники. Коллекция С. А. Шустера, СПб. ), Д. Д. Бурлюка («Японец, чистящий рыбу». Футуризм – это стратегия единого художественного поведения. Эта стратегия включает: разрыв с традициями прошлого, вызывающие иногда агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых слов), создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах искусства и общественной жизни в целом. После военного периода каждый «уцелевший» художникфутурист двигался в своем направлении.
Другим примером футуристического издания, в котором также использован типографский набор, является «Заумная книга» В. Крученых и Алягрова изданная в 1916 году. В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам». Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Любимый герой Маринетти – футурист Мафарка – чем-то напоминал Заратустру Ницше, низведенного до его вульгарного варианта. Танцы – главная тема, которая стала лабораторией для его футуристических экспериментов.
Вокруг него кружат привычные для футуристов аэропланы и самолеты, образуя таким образом своеобразный нимб над его головой. Если «Аббатство гаеров» было просто кружком, объединившим молодых поэтов Константина Вагинова, братьев Владимира и Бориса Смиренских, К. Маньковского и К. Олимпова и о его деятельности мало что известно, то созданное в 1921 г. «Кольцо поэтов» (В. Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». Все вместе они основывают общество эгофутуристов издают несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля -- реставрация спектра мысли») предтечами эгофутуристов были объявлены такие поэты «старой школы», как Мирра Лохвицкая и отец Олимпова Константин Фофанов.
Мастер настенной живописи, он принял участие в грандиозной по масштабам римской «Выставке фашистской революции» совместно с Маринетти и другими художниками подписал «Манифест настенной живописи» и внёс значительный вклад в агитационно-пропагандистское направление в изобразительном искусстве. Недалеко от него ушел в своем творчестве и К. Карра. Алягров — это псевдоним Романа Осиповича Якобсона (1896—1982), впоследствии эмигрировавшего в Америку и ставшего там знаменитым филологом, профессором Гарвардского университета. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ.
Статья Дж. «Сверхчеловек», в их представлении, – это всемогущий, бездушный, жестокий и циничный человек.
Василий Васильевич Каменский (1884—1961) писал стихи и занимался изобразительным искусством с юных лет. Этим термином скорее обозначались самые разные тенденции русского авангардизма — постсезаннизм, декоративный вариант кубизма, неопримитивизм, поиски, созвучные экспрессионизму, фовизму, дадаизму, опыты абстрактного формообразования. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Вообще говоря, дать определение футуризму, как стилистическому направлению, довольно сложно, так как это течение не обладало едиными стилистическими чертами.
и проч. На втором ряду выше мы наблюдаем культ машин, промышленного и аграрного производства. Перспектива того, что техническая революция нового столетия неизбежно приведет к превращению человека в придаток машины, «в винтик, в штифтик, в органную клавишу», повергала в ужас всех сознательных гуманистов. Первый коллектив эгофутуристов вскоре распадается.
Вызывать в публике слова и жесты, никем не предвиденные, стремиться к тому, чтобы каждый сюрприз на сцене порождал другие сюрпризы в театре и в ложах, во всем городе, завтра, послезавтра, очень долго. В 1919 году имажинисты вошли в литературную секцию Литературного поезда им. К. М. Фофанова». Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Футуристы совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы движения одновременно. 1922.
Программ и манифестов у футуристов было очень много — гораздо больше, чем творческих достижений. При этом в их манере членить объёмы легко заметить влияние кубистической живописи, которую сами футуристы упрекали в «застылости». Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. 1913. Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. В «Манифесте искусства механизмов» от 1923 года так и было сказано: «Мы воспринимаем как механизмы.
вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. В отличие от ранних направлений, футуризм предполагал возвышение формы над содержанием. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Статические формы кубизма футуристы наполнили энергией силовых полей и динамикой движения. Внешние углы книги обрезаны так, что в развернутом виде она шестиугольная.
Весь этот образ как будто витает, плавает. Это течение претендовало на построение нового искусства 151 «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Северини «Бронепоезд» (1915, собрание Цейслер, Нью-Йорк) серо-зеленая масса одновременно палит из полураскрытого бронированного склепа.
Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2. с парохода современности» и сформулировали 4 права поэтов: 1. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого.
В 1918 году Маринетти и товарищи создают «Политические футуристические фашии» и «Ассоциацию итальянских ардити (смельчак)». Основоположником движения в России был художник Давид Бурлюк, чье имение стало местом собраний общества кубофутуристов («Гилея»). Еще одной отличительной чертой футуристических картин является многообразие цветовой гаммы используемой художниками. Втомже году вряде газет ижурналов появляются заметки иинтервью Ларионова излагающие его радикальные ифантастические проекты футуристического театра, вкотором «декорации находятся вдвижении иследуют заартистом, зрители лежат всередине зала впервом действии инаходятся всетке, под потолком– вовтором» (Кпроекту футуристического театра вМоскве// Театр вкарикатурах. В конце 1920-х годов попытка возродить футуризм была предпринята объединением ОБЭРИУ.
В России возникло футуристическое движение кубофутуризма, да и лучизм Гончаровой и Ларионова основывался на развитии футуристической доктрины об энергетических полях и «силовых линиях». Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея». Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. Чаще всего итальянская программа служила отправным пунктом для рождения местных «футуризмов». с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1.
«Офутуризме». Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Это тот самый «Ромка Якобсон», которого В. В. Маяковский упомянул в стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку». Это был очень удачный рекламный ход.
К середине 1930-х годов российский футуризм в литературе был окончательно уничтожен. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. «Ага. Вскоре Крученых перебрался в Москву, где Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) свел его с Владимиром Владимировичем Маяковским (1893—1930) и Виктором (Велемиром) Владимировичем Хлебниковым (1885—1922).
Был узаконен коллаж как прием. Это одна из самых известных работ Джакомо Баллы. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов (так они себя называли) больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта. Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»).
О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 г. в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. Для обывателя того времени роман послужил хлёсткой пощечиной. Во всем подчеркивалось право сильной личности и отрицание жалости к человеческим «винтикам» – так проповедовал футуристический лидер и идеолог Ф. Т. Ближе всего кфутуристам была группа М. Ф. Ларионова «Ослиный хвост» инекоторые члены петербургского «Союза молодёжи».
Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств. Королевичем.
Устав подписали другие члены группы и его утвердил нарком просвещения А. Луначарский. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Однако время от времени члены разных групп сближались или переходили из одной в другую. В своей программе они всё так же воспевают героизм, борьбу за Новую Италию и социальную справедливость. Принципиальный, шумный, последовательный антиэстетизм футуризма привел его в художественной практике к хаосу композиции и дисгар-монии цвета.
Про привлечение к себе внимания с помощью всевозможных скандалов уже говорилось. Свою издательскую деятельность будетляне начали поздней осенью 1912 года. манифесты и многочисленные, часто скандальные общественные выступления). Именно Доттори ввел в обиход термин «Дуче», который закрепился как антономазия Муссолини после написания художником одноимённой картины, портрета итальянского вождя.
В социально-политическом плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях – «война – единственная гигиена мира». Вдинамике новой индустриальной иурбанистической реальности они видели прежде всего мифологизированный образ своей «религии жизни». Восхваление идеи сверхчеловека, насилия и войны привело часть итальянских футуристов к фашизму. Венера набульваре» Ларионова (1913, Центр Помпиду), «Фабрика имост» (1913. Его «Галерея Милана» (1912, собрание Дж.
(Через несколько лет русский поэт-футурист В. Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что сделано, ставлю nihil"». ). Она иллюстрировала и другие издания футуристов, среди которых «Игра в аду» А. Е. Крученых и В. В. Хлебникова (1914) и «Война» А. Крученых (1916). В опубликованном в 1913 г. манифесте «Искусство шумов» Л. Руссоло, на много лет вперед предвосхищая конкретную музыку Штокхаузена, Кейджа, выдвигает идею музыки, состоящей исключительно из одних натуральных шумов.
В России «кубофутуризм» было также одним из самоназваний поэтической группы «Гилея», противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как «Мезонин поэзии» и «Центрифуга»). Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки.
Инетолько вкачестве пропагандистской уловки для привлечения внимания публики. Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). Среди первых изданий — книжки «Старинная любовь», «Игра в аду», «Мирсконца». Свои мысли и чаяния, связанные с новым литературнохудожественным учением, Маринетти изложил в книге «Футуризм» изданной в 1911 году и в четырехтомном «Манифесте футуризма», увидевшем свет в 1920м. В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудожественных оригинальных произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Энергетические поля или состояния души изображаются футуристами с помощью абстрактных лучащихся динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластических объемов в скульптуре – например у Боччони). Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение.
Футуристы пытались сделать свое творчество «выражением стремительных перемен», которые наступили в век капиталистического развития. Внём утверждались: возврат кнациональным традициям, ориентация накультуру Востока ивместе стем звучал восторженный гимн всем проявлениям интернациональной современной жизни.
Наоснове соединения футуристической икубистической эстетики врусской живописи сложилась особая версия «динамического кубизма» или кубофутуризм. Что же касается Андрея Кравцова, то он по образованию был медиком и жил в Харькове. В первые годы эгофутуризм противопоставлялся кубофутуризму (будетлянтству) по региональному (Петербург и Москва) и стилистическому признаку. Всилу разных обстоятельств здесь оказались А. Е. Кручёных («отец московского футуризма», как его называли втифлисских газетах), братья Зданевичи, поэт И. Г. Терентьев, ставшие главными вдохновителями тифлисских футуристических объединений. с парохода современности».
«Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. Например, на полотне художника Эрнесто Микаэллеса «Великий кормчий» (Il Grande Nocchiere, 1939) мы можем наблюдать образ идеального рулевого Италии, под которым, конечно же, подразумевается сам Бенито Муссолини. ООМИИ) идругих.
Воссоздание живописными средствами «динамических ощущений»– центральный постулат футуристической эстетики. Футуризм с его прославлением войны как «гигиены мира», с культом сильного кулака и агрессии пришёлся, что называется, «ко двору». Под первой, собственно художественной программой, «Манифестом художников-футуристов» (11 февраля 1910 г. ), подписались все итальянские художники — члены группы: Умберто Боччони (1882—1916 г. ), Джакомо Балла (1871 — 1958 г. ), Карло Карра (1881 — 1966 г. ), Джино Северини (1883—1966 г. ) и Луиджи Руссоло (1885—1947 г. ).
Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис. Принято считать, что первоначально футуристическая эстетика оформляется влитературе. Частная коллекция), «Поворот автомобиля» М. В. Ле-Дантю (1913–1914. Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. В книге «Взорваль» А. Крученых (1913), факсимиле которой также приведено в сборнике «Будетлянский клич. », текст частично набран, а частично написан от руки и воспроизведен литографским способом. Напротив, культ машины вдохновлялся мечтой о «создании механического человека с заменимыми частями».
Основные черты — Культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим. Велосипедист. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. 1.
Именно связь снеопримитивизмом окрашивала русский футуризм встоль странные инеприемлемые для итальянских футуристов «архаические» тона. Руссоло. Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. Чувствуем себя построенными из стали. Северини «Автобус» (собрание Куртьон, Париж) со свойственной этому автору академической методичностью показывает, как это может происхо-дить.
Игнатьев деятельно взялся за дело: писал рецензии, стихи, теорию эгофутуризма. Вместо божества – «величественное электричество, единственная и божес-твенная мать будущего человечества» (Из «Манифеста»). Прежде всего– это понятие «врага» (пословам Маринетти, «вечного неприятеля, которого следовалобы изобрести, еслибы его небыло»), ставшее одним изцентральных для футуристической эстетики.
Самые значительные декларации этого периода– «Манифест летучей федерации футуристов» и«Декрет 1 одемократизации искусства»– появились в1918 впервом номере «Газеты футуристов». Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов».
Фигуры безликих солдат – винтики военной машины. Отношение к войне и революции как к омолаживающей силе одряхлевшего мира. Но на самом деле оказалось что это немного не так. «Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощущение. » — заявляли футуристы.
ГТГ), «Аллегорическое изображение войны 1812» А. В. Лентулова (1912. Именно футуристы начинают называть свои выступления перед публикой битвами, поддерживая (аиногда нарочито провоцируя) конфронтацию спубликой ихудожественным истеблишментом. Парки, кафе, рестораны, танцовщицы – все это уже не раз было представлено до него.
Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Все прошлое должно быть оставлено и забыто на свалке истории (См. : Турчин). Еще одной важной особенностью эстетики футуризма стало стремление ввести в изобразительное искусство звук чисто визуальными средствами. А кроме того, проходило множество устных выступлений, футуристических вечеров. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. На заднем плане «Создания города» (1910— 1911) видны силуэты строящегося города, весь передний план заполнен изображением ломовых лошадей и погонщиков.
Как бы парит и сама фигура авиатора. Вскоре они выпустили «Манифест техники футуристической живописи». В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. 2. Боччони, 1912). Художник изображает не просто движущийся объект, но как бы само движение, вернее, поток энергии (он изобрел даже специальные термины: сило-линии и сило-формы), в котором творящее, созидательное начало неотделимо от разрушительного. Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др. ) — в 1912 г. ее участники выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором призывали «бросить Пушкина, Достоевского и пр.
В «Манифесте живописи» в качестве основных рекомендовались только два признака: употребление самых ярких – «красных, которые кричат», – красок и непременный, обязательный дивизионизм, однако ничего не говорилось о цветовой структуре, о содержательной стороне цвета. Наиболее полно он был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Первая значительная выставка итальянских футуристов прошла в Париже в 1912 г. и затем проехала по всем художественным центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена). На этом этапе были нужны общедоступные, понятные широким массам формы.
Этотже год как точку отсчёта для истории русского футуризма указывает И. М. Зданевич. Новые течения в искусстве нередко заявляют о своём появлении публикацией художественных программ и, как правило, всячески ниспровергают предшествующие «открытия». Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Ларионов, Н. С. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело.
— Воспевание достижений цивилизации и технического прогресса. Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920х годов. На портрете Муссолини изображен реалистично, устремляющим свой взор вдаль (что стало характерной чертой в изображении портретов вождя), на фоне зеленого поля, гор и облаков.
Он ввел в скульптурную технику не употребляемые до этого материалы и пришел к «деланию вещей». К началу 20-х гг. «Наш прекрасный мир стал еще прекраснее – теперь в нем есть скорость» (там же).
После круг наследовалей стал стремительно рости. Маринетти.
«Футурист Мафарка» был издан на французском и итальянском языках и сразу же обрёл скандальную славу. А это уже первые шаги в сторону будущего поп-арта. Типичными кубофутуристическими произведениями стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского Танго с коровами (1914).
В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса. Нервные линии и беспорядочно наслоенные друг на друга кристаллы создают фон хаотичного подсознания из него «вырождаются» образы, которые, в свою очередь, вызывают у зрителя ассоциации с животными, машинами, людьми. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ (ни одна из которых не закрепилась в языке), нарушением правил ритма и размера в стихах (футуризм в литературе – это в первую очередь направление в поэзии). Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»).
Конечно ипосле 1914 врусском искусстве появляются произведения, вкоторых отчётливо видны следы влияния футуристической эстетики– уК. М. Зданевича («Синдикат футуристов» или «Оркестровый портрет». Образцом фашистского футуризма может послужить серия полотен Джерардо Доттори образующих картину «Политика фашистской революции» (1934). Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение. Первый футуристический манифест Маринетти уже через несколько дней после его появления в «Фигаро» был переведен на русский и опубликован в петербургской газете «Вечер» 8 марта 1909 г. Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма».
Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян. Но невооруженным глазом можно увидеть, что художники явно шли на поводу у своих идолов. Футуризм (от лат. Знамена в их руках превращаются в дубинки. К. Кара в своем манифесте «Живопись звуков, шумов, запахов» (1912), доводя до логического предела принцип синестезии, утверждал, что ощущения всех этих невизуальных феноменов можно добиться с помощью абстрактных ансамблей красок и форм.
Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Помимо Северянина в группу вошли поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и другие.
Этот манифест появился на первой странице «Фигаро», газета выпускалась огромным тиражом во Франции. Маттиоли, Милан) с геометрией плоскостных форм представляет собой тот же компромисс, что и «Читающие женщины» Дж. Единая цветовая палитра у футуристов отсутствовала. История русского футуризма являла собой сложные взаимоотношения четырех основных группировок, каждая из которых считала себя выразительницей «истинного» футуризма и вела ожесточенную полемику с другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в этом литературном течении.
Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. Вкруг таких «пограничных» произведений попадают кубофутуристические работы, живописный алогизм или отдельные работы художников, вцелом абсолютно чуждых футуристической эстетике (П. Н. Филонов. Эго-футуризм Северянина. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».
К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, А. Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко. В книге «Взорваль» текст помещен не на однотонной бумаге, а на фоне беспредметных цветовых пятен иногда занимающих почти всю поверхность листа. Футуристы обвиняли кубистов в «замаскированном академизме». И, наконец, «ничевоков».
Позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма. Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Многие из авторов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (1930 -- Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). Здесь столкнулись бесплотная абстракция и натурализм, более примитивный и дешевый, чем в футурис-тических циклах У. Боччони. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Футуризм — одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ: имажинизм Есенина и Мариенгофа, конструктивизм Сельвинского, Луговского, эго-футуризм Северянина, будетлянство Хлебникова, ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова и, наконец, «ничевоков», так ничего и не создавших. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.
При этом сами литераторы нередко выступали в роли оформителей собственных книг. Особенно это сильно отображалось в изобразительном искусстве. Художники обычно не вкладывали смысл в картины, вместо этого они пытались вызвать ассоциации и эмоции, визуализировать различные физические явления, показать энергию и скорость. Томмазо Маринетти создает первый манифест футуристов в 1909 году. Лекция// Искусствознание.
Люди, образуя подобие клина, разрывают простран-ство полотна («и движения их треугольны»). 1917–1918. Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов.
Основными эгофутуристическими издательствами становятся московский «Мезонин поэзии» Вадима Шершеневича и петроградский «Очарованный странник» Виктора Ховина. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. 4. Крепкозадый буржуазно-мещанский быт, в который искусство прошлое и современное (символизм) входили, как прочные части, образующие устойчивый вкус безмятежного и беспечального, обеспеченного жития, - был основной твердыней, от которой оттолкнулся футуризм и на которую он обрушился. Однако всё это было уже отзвуком былого футуристического шума.
Северини. Для футуристов это был призыв к действию – многие уходят добровольцами на фронт. После Октябрьской революции 1917 большинство футуристов активно участвовали в политико-агитационных начинаниях Советской власти, в реформах системы художественного образования, однако претензии футуризма стать общеобязательным государственным искусством и усилившееся в этот период нигилистическое отношение многих футуристов к культурному наследию были осуждены в письме ЦК РКП (б) О пролеткультах и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому. Боччони, пришедший к убеждению, что в одной скульптуре необходимо использовать как можно больше различных материалов для усиления пластических эмоций (стекла, дерева, картона, железа, кожи, конского волоса, одежды, зеркал, электрических лампочек и т. п. ), стал предвестником поп-арта и таких типов современных артефактов, как ассамбляж инсталляция, абстрактная скульптура. Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек.
Заменить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим завладением материала» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). Ф. Маринетти ставил основной задачей всех творческих работ «выслушивать на свободе сквозь предметы и капризные двигатели дыхание, чувствительность и инстинкты металлов, камней, дерева и т. д. В то же время, представители русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями ряд их приветствовал Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Ассев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Итальянский миф сверхприродной, сверхчеловеческой культуры остался чужд будетлянам. Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала.
Футуристы вводят вмир искусства понятия истратегии, заимствованные уполитиков ивоенных. Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии», развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. В «Политической программе футуризма» (1913), которую подписали У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло и Ф. Маринетти, говорится: «Абсолютный суверенитет – Италии. Живопись во многом обогатила футуризм.
В результате футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамического художественного пространства чисто живописными средствами, чего не удавалось никому ни до них, ни после них за исключением, пожалуй, только В. Кандинского в его «драматический» период. Представители же русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями. Но раньше многим это казалось эстетическим заскоком, а теперь подобная идеология получила полное право на официальное признание. Огромная толпа приходит в лихорадочное движение в «Восстании» Л. Руссоло (1912, Городской музей, Гаага).
«У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму. В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. 1913 год.
Живопись урбанистического типа выглядела, как кошмарное впечатление от жизни в мегаполисе. Откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). Футуристическая концепция человека будущего, отвага, риск, мужество и авантюризм органично вписывались в фашистский дискурс – чёрные рубашки, отважные «ардити» с кинжалами в зубах, бросающие вызов смерти с кличем «Me ne frego. » («мне плевать»), милитаристская тематика и, конечно же, образ Дуче, «отца итальянской нации».