В России футуризм был воспринят главным образом поэтами, в живописи проявился как кубофутуризм (Д. Д. Бурлюк, О. В. Розанова, раннее творчество К. С. Малевича).
Чьи-то неясные фигуры и затуманенные лица возникают неожиданно, «выплывая» из закоулков художественно-интуитивного мира Умберто. Люди, образуя подобие клина, разрывают простран-ство полотна («и движения их треугольны»). В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов (так они себя называли) больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта. и проч. Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т. Ф. Маринетти Манифест футуризма.
Кандинского, супрематизма К. С. И, кстати, потом продолжал писать стихи, но отнюдь не эстетские, а вполне в традициях XIX века. В1913 начинается турне погородам России поэтов-футуристов (Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. В. Каменский), выступавших слекциями оновом движении. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Художники-футуристы стремились воссоздать такую картину, которая смогла бы зрителя перенести на ту сторону измерения, перенести в центр изображения, чтобы пространственность стала ощутимой, а движение острее. Вдинамике новой индустриальной иурбанистической реальности они видели прежде всего мифологизированный образ своей «религии жизни».
В изображении отчетливо улавливается «психическое состояние» и самого художника и мира вокруг него. Это одна из самых известных работ Джакомо Баллы. Воссоздание живописными средствами «динамических ощущений»– центральный постулат футуристической эстетики. Мы – правительство Земного Шара. Урбанистические пейзажи рассматривались с высоты птичьего полета или с крыла аэроплана.
лат. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения.
– все это было практически обязательной и желанной частью выступлений людей будущего. В живописи итальянские футуристы У. Воччони, Д. Северими использовали пересечения, сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммируя впечатления, полученные в процессе стремительного движения Выявил различные идеологические тенденции — от профашистских идей Ф. Маринетти в Италии до приверженности Октябрьской революции В. Маяковского в России. Знакомство с достижениями физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психические поля.
Эго-футуризм Северянина. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. Футуристы, конечно, были радикалами.
Смысл же названия для непосвященного читателя был невнятен (и потому эпатировал его). ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал -Слова на свободе. «Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощущение. » — заявляли футуристы. Маттиоли, Милан) с геометрией плоскостных форм представляет собой тот же компромисс, что и «Читающие женщины» Дж.
Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств. Поезда, автомобили, самолёты – распространенные объекты изображения.
Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В. Хлебников, В. Каменский. Вы. Искусство само должно вызывать и вызывает потрясение. Но в то же время – глубоко серьезно, так как футуризм – это и есть сам фактор перемены. тарарх – разрыв снаряда.
Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920х годов. На переходе от экспрессионизма к кубизму стоят такие работы, как «Крестьянки в церкви» (1912), «Крестьянка с ведрами» (1912). Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж».
Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Членами группы становятся Маяковский, Хлебников, Крученых и многие другие. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи.
Гончарова, К. Малевич. Именно с футуризма начинается тенденция последовательного выхода художника за пределы искусства. Обе– ГРМ). писал: «Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости».
По воспоминанием того же В. Каменского (его стихотворением Чюрлю-Журль открывался сборник) книга с оглушительным грохотом разорвалась. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Северини «Бронепоезд» (1915, собрание Цейслер, Нью-Йорк) серо-зеленая масса одновременно палит из полураскрытого бронированного склепа.
Нервные линии и беспорядочно наслоенные друг на друга кристаллы создают фон хаотичного подсознания из него «вырождаются» образы, которые, в свою очередь, вызывают у зрителя ассоциации с животными, машинами, людьми. Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства. с парохода современности» и сформулировали 4 права поэтов: 1. Весь этот образ как будто витает, плавает. Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915). Да что там слова – все состояние мира нужно было менять.
Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. По признанию самого художника, существенный отпечаток на его творчестве наложила импрессионистская выставка в Москве и особенно картина Моне «Стог сена». Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее.
1913 «Перерождение интеллигента», 1913. В Москве– школа кубофутуристов или «Гилея», которая объединила художников и поэтов, пытавшихся воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов: Н. Д. Это был очень удачный рекламный ход. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. Идейно-эстетическая программа объединения футуристов излагалась и в ряде других манифестов: «Технический манифест футуристической живописи» (1910), «Манифест футуристической скульптуры» (1912), «Манифест футуристической архитектуры» (1914) и др.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. и Д. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, Вел. Хлебников, А. Е. Крученых, Е. Гуро. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.
Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. Коллекция Анатолия Беккермана, Нью-Йорк). Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог. С 1924 года заметно усилились нападки на них как на иностранцев.
— Пафос разрушения и взрыва. Футуристы воспевали новую эпоху высоких скоростей и стремительных темпов жизни. В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. С. 558). в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях (прокламирование идей создания искусства будущего, отрицание художественных традиций и прочее) и избираемых темах, но обладавших разными, порой противоположными идейными установками. В скульптуре (Боччони, Балла) иллюзию движения вызывают нагромождение и единонаправленный сдвиг обтекаемых или угловатых объёмов.
Его «Галерея Милана» (1912, собрание Дж. В композиции «Старая Руза» (1913) он пытался подобно французскому живописцу, сделать все элементы картины – дома, землю, небо – предельно близкими друг к другу по фактуре, словно все они созданы из одной материи.
Принято считать, что первоначально футуристическая эстетика оформляется влитературе. В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе, например творчество Маяковского и некоторых других поэтов. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис. В «Политической программе футуризма» (1913), которую подписали У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло и Ф. Маринетти, говорится: «Абсолютный суверенитет – Италии. Мы тоже механизированы».
Однако авторы расшифровывали заглавие так: садок – клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. Вэти годы футуризм нестолько направление вискусстве сконкретной эстетической программой, сколько обобщённое наименование для самых разных течений так называемого «левого» искусства. Гоночный автомобиль, несущийся как шрапнель, представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Они отказывались от всего привычного, романтичного и возвышенного, взамен выбирая урбанистичность, новаторство и современность.
Эти группы продолжали идеи наиболее радикальных кубофутуристов, Хлебникова иКрученых. Ларионов, Н. С. Парки, кафе, рестораны, танцовщицы – все это уже не раз было представлено до него.
Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица». Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Слово Италия должно господствовать над словом свобода.
Движением перемен являлся, конечно, только коллективистский кубофутуризм. Еще одним подтверждением этому служит получение Ф. Маринетти звания академика. Рождение нового человека, вторжение в«ветхий» старый мир молодых сил– «варваров», способных влить свежую кровь вусталую культуру, – все эти мифологемы футуристического движения оказались востребованы вреволюционное время. 1917–1918.
В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Таковы его вариационные мотивы весеннего цветущего сада: «Цветущие яблони», «Весна», «Весна – цветущий сад». Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». По мнению членов «Бубнового валета», представление их работ должно было восприниматься как некое уличное зрелище, пронизанное балаганным духом. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Боччони, 1912). Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения.
— в 1912 это звучало эпатирующе). Ввиду того, что исторический взгляд историческая перспектива основываются на размышлении, то практически логично, что футуризм ценил движение превыше постоянства, действие – превыше рефлексии и форму – превыше содержания. Ранний Дж.
Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Северини, написанная в 1923 году, так и называлась – «Машинизм в искусстве». Картины Давида Бурлюка («Футуристическая женщина», «Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»), отличались невообразимой яркостью образов, братья талантливо пропагандировали идеи футуризма и для этого не жалели ни сил, ни времени: организовывали литературные встречи и вечера, ездили в разные города и села, выступая с лекциями на тему футуризма в живописи и литературе. (Через несколько лет русский поэт-футурист В. Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что сделано, ставлю nihil"». ). Типичными кубофутуристическими произведениями стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского Танго с коровами (1914). Гончарова, К. Малевич.
Ненависть к существовавшему до них языку. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др. ) — в 1912 г. ее участники выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором призывали «бросить Пушкина, Достоевского и пр. Сюда же входили поэты Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Бенедикт Лившиц, поэтесса Елена Гуро. и поясняет: – это ядра. futurum — будущее) — авангар-дистское направление в европейскоском искусстве 1910-1920-х гг., преимущественно в Италии и России.
Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. Он был написан для молодых итальянских художников. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. Им удается изображать невероятно яркие образы. В картине не было предмета, однако картина эта волнует и покоряет». Художники показывали нам предметы и люди размещались перед ними.
Ага. Однако общий враг- мещанство и сторонники классического искусства- иногда заставлял их объединяться. Основные приемы футуристов в работе над композицией заключались в следующем: делался реалистический набросок с натуры, потом – рисунок, который преображался в соответствии с произведенным на автора впечатлением (манера импрессионистов).
Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея». (лат. Звуковое сходство слов садок и судей сразу обращало на себя внимание.
Причём политическое содержание втакой интерпретации явно преобладало над эстетическим. Передача движения достигалась просто и без затей. Северини «Автобус» (собрание Куртьон, Париж) со свойственной этому автору академической методичностью показывает, как это может происхо-дить. Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. В России первыми представителями футуризма, поддержавшими данное течение, стали братья Бурлюки.
Изобразительное искусство футуристов во многом было сходно с кубизмом и экспрессиониз-мом. Вкруг таких «пограничных» произведений попадают кубофутуристические работы, живописный алогизм или отдельные работы художников, вцелом абсолютно чуждых футуристической эстетике (П. Н. Филонов. 1913 год. с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1. Чуть позже вышел сборник Садок судей.
Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. — Принцип симультанности — наложение последовательных фаз на одно изображение движения. Откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). Футуризм (от лат. Из числа футуристов «второго призыва» только Пастернак перерос литературное ученичество и превратился в крупного поэта.
Самые значительные декларации этого периода– «Манифест летучей федерации футуристов» и«Декрет 1 одемократизации искусства»– появились в1918 впервом номере «Газеты футуристов». Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем.
Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. футуризм фактически распался.
Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. Востребованными оказались лишь мифология иидеология футуризма. Им удается изображать невероятно яркие образы. Победившему режиму теперь было необходимо не утверждение путем насилия, а стабильность и спокойствие.
Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). 1913.
Бум, бум. принцип симультанности (одновременности). Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. В «Жнице» сделан дальнейший шаг в стремлении связать фигуру и пространство, в «Уборке ржи» фигуры и пейзаж, лица и снопы, живые и неживые тела трактованы одинаково, а в «Лесорубе» все поле холста заполнено аналитическими элементами, первоформами цилиндрических и конических объемов. Бурная и не всегда корректная полемика ни к чему не привела. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Как в живописи и скульптуре, так и в поэзии футуристы отрицали реалистические аспекты художественных форм.
Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Увеличение словаря произвольными и производными словами (слово — новшество). Эти первоформ не сразу заполняют пространство его картин. Не чурались эгофутуристы и эпатажа. 1998.
Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». приложение), «Пейзаж с башней» (1908) (см. «Ага. А это уже первые шаги в сторону будущего поп-арта. приложение) (1908), «Озеро Риг.
Лекция// Искусствознание. (Я-будущее или я в будущем). Футуристы пытались сделать свое творчество «выражением стремительных перемен», которые наступили в век капиталистического развития. ГРМ) и«Электрическая лампа» (1913.
вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Однако и сегодня многие исследователи критикуют абстракционистов за неоднозначностью выбранных ими художественных средств выражения, которая заставляет разных людей различно (а иногда и диаметрально противоположно) воспринимать их картины.
Наиболее известные представители этого стиля Дж. Объединение «Гилея» игруппа «эгофутуристов» (Игорь Северянин, К. К. Олимпов, И. В. Игнатьев, В. И. Гнедов идругие) стали наиболее самобытными интерпретаторами литературного футуризма. В «Манифесте футуристической литературы» он же мечтал о создании «механического человека с заменимыми частями» – удобного бесчувственного робота, начисто лишенного сознания, не требующего к себе ничего, кроме технического ухода. Наиболее известные из них – Мезонин поэзии (В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренев и др. ) и Центрифуга (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак, К. Большаков, Божидар (Б. Гордеев) и др. ).
Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение. Недалеко от него ушел в своем творчестве и К. Карра. Я гений Игорь-Северянин.
Это течение претендовало на построение нового искусства 151 «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. «Новые реальности» сводились к изображению их в виде обыкновенных, бытовых предметов, которые, однако, практически не употребляются. Футуристы. Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича Авиатор (1914). Так, в одной из «Цветочниц» 1903 года стоящая строго в центре, достаточно плотно и декоративно написанная фигура девушки дана на фоне, наполненном мелькающим движением импрессионистически трактованной толпы в колышущихся пятнах солнца и легкой тени.
«Изгнав психологию из литературы, футуристы ввели ее в живопись и заставили передавать психические состояния» (Тастевен Г. «Футуризм»). – писал Велимир Хлебников на каждом листке со своими стихами. У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. Основные черты — Культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим. По своей сути такая личность – та же машина, но в биологическом смысле («гигиенически» и «сумасброднофизически») идеальная.
Наиболее известными приверженцами футуризма являются художники У. Боччони, Дж. Огромная толпа приходит в лихорадочное движение в «Восстании» Л. Руссоло (1912, Городской музей, Гаага). Получилось -эгофутуризм.
Мы за то, чтобы рифма была не кол, а укол, – говаривал Крученых. В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса. В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии.
В творчестве Петра Петровича Кончаловского (1876 – 1956) влияние Сезанна сочетались с примитивизмом, проявившимся сильнее всего в портретах. Материалы расположены по принципу от теории к практике, то есть сначала даны манифесты и критические статьи каждого футуристического объединения, а потом художественные произведения – только таким образом может быть логично представлен период искусства, когда для занятия художественной практикой необходимо было предопределить ей теоретическую базу. СОХМ) О. В. Розановой, «Итальянский натюрморт» Л. С. Поповой (1914. Звукоподражания, рисунки, коллажи игра шрифтами, математические символы – все это, по мнению, футуристов, должно разрушать традиционную, однозначную связь слова и смысла и создавать новые, современные, невыразимые только словами и общепринятой графикой, смыслы. 2.
Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. Да и вообще, эгоисты, по принципу своему, никогда не смогут создать движения, которое полагает совместность устремлений. Объединение московских художников имело дерзкое название «Бубновый валет».
Северини. Он провозгласил новую футуристическую эстетику, в которой воспевались риск, дерзость, смелость, отвага, бунт. Точка, линия и поверхность суть элементы пространственных форм. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта.
«Но в рассуждениях об этих художественных революционерах, - как справедливо отмечено А. Обуховой и Н. Алексеевым, - часто упускают очень важную вещь: многие из них были гениальными деятелями того, что сейчас называют «промоушн» и «паблик рилэйшнз». «Девушка сцветком». Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности. Живопись урбанистического типа выглядела, как кошмарное впечатление от жизни в мегаполисе. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке».
Проблемы единого стиля не существовало. futurum– будущее букв. Ближе всего кфутуристам была группа М. Ф. Ларионова «Ослиный хвост» инекоторые члены петербургского «Союза молодёжи».
В результате на картинах возникают как бы «смазанные» кадры с изображением собаки, лошадей с бесчисленным количеством ног, многокрылой ласточки или автомобиля, велосипеда со множеством колес. Обойные поэты, клоуны, курам на смех – так встретила сборник профессиональная критика. на мирной дряхлой улице литературы. После революции традиции футуризма развивали тифлисская группа «41о» (начало 1920-х А. Е. Крученых, Ильязд, И. Терентьев и др. ) и петроградская группа ОБЭРИУ (конец 1920-х А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий, Д. И.
В 1913г. Втомже году вряде газет ижурналов появляются заметки иинтервью Ларионова излагающие его радикальные ифантастические проекты футуристического театра, вкотором «декорации находятся вдвижении иследуют заартистом, зрители лежат всередине зала впервом действии инаходятся всетке, под потолком– вовтором» (Кпроекту футуристического театра вМоскве// Театр вкарикатурах. Давайте рассмотрим одну из работ.
Мариннети заручился поддержкой итальянских художников среди которых были Умберто Боччони, Джино Северини и Карло Карра. Семья Кандинских испытала на себе политические изменения в Германии. Но опровержением этой самой концепции послужила скульптура известного футуриста Умберто Боччони «Единственная форма протяженности в пространстве» (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала.
Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов: Натана Альтмана (Анна Ахматова, 1914), Роберта Фалька (Крымский дворик, 1915), Казимира Малевича (Уборка ржи, 1912). Безусловно, самым известным произведением Малевича является «Черный квадрат». В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч.
Футуризм зародился в Италии, но первый манифест был опубликован Маринетти в Париже (1909). Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира». Провозглашались дерзость, бунт, любовь к опасностям. В 1921 году художник покидает Россию и переезжает сначала в Берлин, а потом в Веймар. Статические формы кубизма футуристы наполнили энергией силовых полей и динамикой движения. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти.
Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. Металлический объем лица расчленяется, разрезается. Одна из самых ярких и глубоких работ Боччони – «Состояние души» (1911 г. частное собрание, Нью-Йорк) тема раскрыта в серии полотен, представленное нами – последнее, написанное им незадолго до смерти. Но у футуристов, то есть кубофутуристов, геометризация играет наименьшую роль, да и присуща не всегда.
— Воспевание достижений цивилизации и технического прогресса. Цены варьировались от 25 копеек до 5 рублей 151 деньги по тем временам очень немалые. будущее – авангардистское направление в европейском искусстве 10—20-х гг. В дальнейшем одни футуристы пришли к прямой апологии фашизма, другие, пройдя через увлечение метафизической живописью (Карра), академизировали свою манеру или вплотную сблизились с абстрактным искусством. Однако время от времени члены разных групп сближались или переходили из одной в другую.
Швабинг с церковью св. Танцы – главная тема, которая стала лабораторией для его футуристических экспериментов. В это время насилие было необходимой принадлежностью внутренней политики. Причём чаще всего нестолько конкретной революции, сколько мифологизированной Революции, воплощающей стихийную творческую силу иновую космогонию.
Но на самом деле оказалось что это немного не так. Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян.
Наталья Гончарова. К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. Вспышки света подчеркивают одновременно безликий и неукротимый нрав толпы, готовый обрушить свою стихийную силу на эти дома с их черными провалами вместо окон.
4. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. В отличие от ранних направлений, футуризм предполагал возвышение формы над содержанием. и проч. Футуристы обвиняли кубистов в «замаскированном академизме».
Поэты старались, чтобы пришедшие на их выступления люди были не только зрителями, но и участниками некого действия. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления. На заднем плане «Создания города» (1910— 1911) видны силуэты строящегося города, весь передний план заполнен изображением ломовых лошадей и погонщиков. Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. 1910.
Малевич идет к черно – белой формуле «Черного квадрата» иным, более рациональным путем, через выявление первоформы, которой стал черный квадрат и первопространства – белый фон. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры, культивировал эс-тетику урбанизма и машинной индустрии.
Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ (ни одна из которых не закрепилась в языке), нарушением правил ритма и размера в стихах (футуризм в литературе – это в первую очередь направление в поэзии).
Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Конечно ипосле 1914 врусском искусстве появляются произведения, вкоторых отчётливо видны следы влияния футуристической эстетики– уК. М. Зданевича («Синдикат футуристов» или «Оркестровый портрет». Восхваление идеи сверхчеловека, насилия и войны привело часть итальянских футуристов к фашизму.
Слишком уж агрессивный на первых порах футуризм новую власть больше не устраивал. Абсолютно иные задачи решал в своих произведениях Аристарх Васильевич Лентулов (1882 – 1943). После военного периода каждый «уцелевший» художник футурист двигался в своем направлении. Велосипедист. Единая цветовая палитра у футуристов отсутствовала.
Кстати, как и у большинства. Подобно «старшим» футуристам, члены этих объединений экспериментировали с заумью или заумным языком, занимаясь «речетворчеством», т. е. Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны.
Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам». Группа молодых художников из Милана, а затем и из других городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти – и своим творчеством и собственными манифестами.
После Октябрьской революции 1917 большинство футуристов активно участвовали в политико-агитационных начинаниях Советской власти, в реформах системы художественного образования, однако претензии футуризма стать общеобязательным государственным искусством и усилившееся в этот период нигилистическое отношение многих футуристов к культурному наследию были осуждены в письме ЦК РКП (б) О пролеткультах и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому. Статья Дж. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
аэроживопись).
Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Футуристы совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы движения одновременно. Давайте рассмотрим одну из работ.
В «Техническом манифесте» было сказано: «строение картины до настоящего времени было глупо традиционным. Если сравнить ранний «Городской пейзаж» (1902 – 1903) (см. Балла традиционен в выборе своих сюжетов: «Дама с собачкой», «Девочка, бегающая по балкону» (1912, Галерея современного искусства, Милан). Балла, Дж. Заимствуя цветовые переходы и угловато-грубоватые формы.
1. Футуризм в живописи это не только композиции фигур. Футуризм– разновидность поэтического авангардизма в литературе модернизма. возникли группы «Центрифуга» (С. П. Бобров, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак и др. ) и «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, К. А. Большаков, С. М. Третьяков, Р. Ивнев и др. ), члены которых проявили себя эпигонами кубо– или эгофутуризма например, Асеев как поэт-футурист был настолько вторичной фигурой, что Маяковский называл его своим учеником. Эго Северянина чуждо глумленью надо всем святым (Не Лермонтова — с парохода / А бурлюков — на Сахалин. ) Главное же: он очень хорошо понимал, к какому будущему приведет провозглашаемая кубофутуристами расправа с прошлым. Художественная галерея Йельского университета), «Велосипедист» (1913.
Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. Так, бегущая лошадь имеет не четыре ноги, но двадцать и их движение трехстороннее». Футуристы же, напротив, всячески восхваляли и пропагандировали свои технократические утопии: «Отныне жар куска стали или дерева возбуждает в нас страсть сильнее, чем улыбка или слезы женщины» (Из «Манифеста»). 3.
Попробуем вглядеться в это произведение. К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Итальянский миф сверхприродной, сверхчеловеческой культуры остался чужд будетлянам. Маринетти в парижской газете «Figaro» от 20 февраля 1909г.
Простейший элемент пространства есть точка. Таковы предпосылки официального искусства, утвержденного властями итальянского фашизма. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. В «Портрете И. Клюона» художник как бы увеличивает фрагмент из работ крестьянского цикла («Косарь») (см.
Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. Сила и разрушение – основные ценности адептов движения. В 1912 году российские футуристы создают собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу». Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц (автор книги о русском футуризме Полутораглазый стрелец) так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка: Владимир пишет мой поясной портрет. литературные объединения футуристов появляются в России. 1. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение.
Футуристы хотели быть во всем новаторами, вот таким образом общались между собой только новыми словами иногда, выдуманными ими же и понятными только им. Урсулы» (см. И, наконец, «ничевоков». «Офутуризме».
Николай Олейников был арестован за контрреволюционную деятельность и расстрелян в 1937 г. Константину Вагинову удалось избежать ареста – он умер в 1934 г. от туберкулеза. Дж. Балла создавал «пластико-динамические комплексы», У. Боччони – скульптуру, вторгающуюся в реальное пространство, погружающую зрителя внутрь себя. приложение) с «Мурнау.
Футуристы были революционерами в искусстве. Все картины футуристов проникнуты скоростью, пластичным движением и энергией, что достигалось использованием простых приемов и форм. «Бубновый валет» – это название выставки, состоявшейся в Москве – апреле 1910 году.
Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». А вскорости наигрался в короля поэтов и быстренько сочинил Эпилог эгофутуризма. МоМА) и«Пожар вгороде» (1913.
Да и поэты-футуристы, несмотря на общность предъявленных манифестов, безусловно различались творческими исканиями и глубиной. ООМИИ) идругих. Культ города с его динамикой и безликостью. Художественная форма как необходимый элемент творчества просто отсутствовала. Футуризм в живописи это не только композиции фигур. На страницах журнала Гиперборей Северянин объявил о своем выходе из всех групп:.
В апреле 1910 года был опубликован второй «Манифест футуристов». Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм. В области пейзажа очень интересны работы Роберта Рафаиловича Фалька (1886 – 1958), также близкие по стилю Сезанну. Чувствуем себя построенными из стали. Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически.
Футуристы вводят вмир искусства понятия истратегии, заимствованные уполитиков ивоенных. Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. Иногда эти два начала, совмещенные в одной работе, вступают в противоречие. Частная коллекция), «Поворот автомобиля» М. В. Ле-Дантю (1913–1914. Северини в «Читающих женщинах» видна трехмерность в футуристических неуравновешенных фигурах.
Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Коллекция С. А. Шустера, СПб. ), Д. Д. Бурлюка («Японец, чистящий рыбу». Его кони в своем полете несут гибель погонщикам. Фигуры безликих солдат – винтики военной машины.
Вы трусы. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Боччони, Карра, Руссоло, Балла и Северини разбрасывали в Милане листовки, текст которых вошел в историю как «Манифест футуристического художника».
Участники движения призывали разрушать все нормы, правила, формы, выработанные предшествующими поколениями художников, «выбросить на свалку истории» не только отжившие традиции, но все художественное наследие без разбора. В музыке искать гармонию шумов. Отстранение «от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы». К середине 1930-х годов российский футуризм в литературе был окончательно уничтожен. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум.
иК. М. Зданевичи, Н. А. Чернявский, Ладо Гудиашвили, С. В. Валишевский, Кара-Дарвиш) игруппы «Сорок один» (Кручёных, Терентьев, И. М. Зданевич, Чернявский). Это – образ будущих «настоящих арийцев» неотвратимо наступающей «массовой культуры» фашизма. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения. (Они -возможники событий, где символом всех прав – кастет/).
«Звон», 1915г. ) в таком виде, что кажется, будто все части зданий, сдвинувшись со своих мест, кружатся в стремительном танце на глазах у зрителя. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Футуризм, воплотившийся в жизнь, автоматически перестает быть футуризмом. После военного периода каждый «уцелевший» художникфутурист двигался в своем направлении.
«Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Деревенская церковь» (1908) (см. Про привлечение к себе внимания с помощью всевозможных скандалов уже говорилось.
Заменить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим завладением материала» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). Такая реакция была спровоцирована и самими мастерами. Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д. Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. Художники посвящают свои работы машинам и механизмам.
В поэзии разрушал даже естественный язык (слова «на свободе» или заумь). Например, у позднего Дж. У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом. Простота, доведенная почти до гротеска, – главный художественный прием и в другой работе – «Портрет Г. Б. Якулова» (1910г. ).
Тогдаже ларионовская группа опубликовала вероятно самый дерзкий ипарадоксальный футуристический манифест «Лучисты ибудущники». Прежде всего движение. Революционное время дало второе дыхание футуристической мифологии обискусстве будущего, преобразующем жизнь исамого человека. «будетлянство»– термин В. Хлебникова), художественное течение в европейском искусстве (поэзии и живописи) начала 20в. — Маринетти: «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».
Но, захваченный новым революционным футуристическим потоком, художник, следуя тезису манифеста: «У бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать и их движения треугольны», придал и бегущей девушке и играющему музыканту свою особую динамику. Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея». Прежде всего– это понятие «врага» (пословам Маринетти, «вечного неприятеля, которого следовалобы изобрести, еслибы его небыло»), ставшее одним изцентральных для футуристической эстетики. Попытавшись представить все предметы реального мира как постоянно движущиеся абстрактные формы, художник показал знаменитые постройки Московского Кремля и Красной площади («Василий Блаженный», 1913.
Его заменили статьи М. Росиянского (Л. Зака) Перчатка кубофутуристам и В. Шершеневича Открытое письмо М. М. Россиянскому. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. Все это было так ново, так свежо и потому весело. Но невооруженным глазом можно увидеть, что художники явно шли на поводу у своих идолов. В отличие от представителей других авангардистских течений испытывавших ужас перед надвигающейся индустриальной эрой, футуристы принимали будущее с экзальтированным оптимизмом, абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве новых ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства. Томмазо Маринетти создает первый манифест футуристов в 1909 году. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины». Футуристы не придерживались каких-то определенных цветов и у них не было правил по использованию определенных оттенков в том или ином случае.
Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная. Возник вИталии (первый манифест писателя Ф. -Т. Маринетти опубликован в1909). Кто то использовал яркие цвета, принебрегая смешиванием красок, кто то предпочитал относительно однообразные тона. К началу 20-х гг.
То есть превращение читателя в зрителя. В «Косаре» кубизированная объемная фигура дана на плоском локальном фоне со знаковым орнаментом рисунка, условно изображающем цветы или деревья. Однако чаще всего для самонаименования (иэто соответствовало духу романтического национализма футуристической эстетики) они предпочитали избегать иностранного слова «футуризм», заменяя его русскими эквивалентами– «будущники» или «будетляне». Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира.
В дальнейшем футуризм, развиваясь, образует новое направление – так называемый пространственный симультанизм, который связывается с идеей одновременности – «Разве мы не видали иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в далеком конце улицы. » (Из «Манифеста итальянского футуризма») – и идеей пространства, в котором хаотически перемещаются тела и предметы. Центр Помпиду, Париж) Гончаровой, «Прогулка. Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль. Именно футуристы начинают называть свои выступления перед публикой битвами, поддерживая (аиногда нарочито провоцируя) конфронтацию спубликой ихудожественным истеблишментом. Верно на экзаменах провалился, -кричат из зала.
Будетлянство Хлебникова. Ни одного крупного таланта среди участников Мезонина поэзии не было. Здоровое естественное бытие человека, лишенного рефлексии, активная цветопись роднят эту работу с портретами и автопортретами мастеров «Бубнового валета» – художников, соединявших уроки новой французской живописи с буйной московской красочностью и фольклорными истоками. Посвидетельству Д. Д. Бурлюка, русские художники илитераторы начинают использовать само слово «футуризм» с1911: «В1911году был выброшен флаг «футуристы» (Бурлюк 1994. «Все стало ненадежным, зыбким, расплывчатым.
Футуризм в поэзии предусматривает использование новых слов, вульгарной лексики, профессионального жаргона. А рычащий гоночный автомобиль, с которым «по красоте не сравнится никакая Никэ Самофракийская», – само совершенство. Русские художники начала ХХ века, заинтересованные идеями футуризма, откликнулись на душевный порыв молодых итальянских «революционеров в искусстве» и начали создавать художественные произведения в данном стиле, которые все-таки имели некоторые отличительные черты. Футуризм в русской литературе Группа «Гилея» (В. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. Был узаконен коллаж как прием. Во всем подчеркивалось право сильной личности и отрицание жалости к человеческим «винтикам» – так проповедовал футуристический лидер и идеолог Ф. Т.
Он постиг опыт импрессионизма, модерна, сеннанизма и через экспрессионизм и фовизм выходит к неопримитиву. В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей. «Наш прекрасный мир стал еще прекраснее – теперь в нем есть скорость» (там же). Крепкозадый буржуазно-мещанский быт, в который искусство прошлое и современное (символизм) входили, как прочные части, образующие устойчивый вкус безмятежного и беспечального, обеспеченного жития, - был основной твердыней, от которой оттолкнулся футуризм и на которую он обрушился. Пространство лишено перспективы и горизонта, состоит из цветных плоскостей и цилиндрических объемов. 1922.
Но они не передавали никакого сколько-нибудь определенного содержания. Это придает всему пейзажу ощущение камерности и глубокого внутреннего лиризма. «Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С. С. 14).
Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное. Кручёных вэти годы всвоих гектографических книгах создал наиболее радикальные формы заумной поэзии, вкоторых футуристическая эстетика мгновения, быстроты ивзрыва сочеталась сэкстатической мистикой иоткрытиями беспредметности. Ларионов, Н. С. Произведения футуристов в колористическом плане существенно отличались друг от друга. Обычные оптические иллюзии возвелись ими в абсолют и подкрепи-лись различными псевдонаучными толкованиями (в которых имели место дилетантизм и алогичность), поскольку идейный предводитель футуризма – Ф. Т. Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии.
После кубо и эго возникли другие футуристические группировки. Этотже год как точку отсчёта для истории русского футуризма указывает И. М. Зданевич. След линии – поверхность (Давид Бурлюк). Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту.
Вы предатели и ренегаты. с парохода современности». Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Свои поэмы футуристы посвящают поездам, автомобилям, вокзалам, электричеству. Отныне мы поместим зрителя в центр картины». В чём его главное содержание.
Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Наоснове соединения футуристической икубистической эстетики врусской живописи сложилась особая версия «динамического кубизма» или кубофутуризм. приложение). (Статья В. Брюсова появилась в 1913, когда талант В. Маяковского еще не раскрылся в полной мере). Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена.
Новым бойцам приходилось воевать уже не столько с прежней литературой, сколько с лидерами самого футуризма и перекрывать их по части их же лозунгов. «Ага. Отсюда в живописи футуризма (в некоторых приёмах близкой кубизму, но принципиально отличной от него выраженной сюжетностью, литературной подосновой) совмещение точек зрения и умножение контуров, как бы вызванные стремительным движением, деформация фигур, резкие контрасты цветового строя, хаотичное вторжение в композицию обрывков текста и др. Игорь Северянин первым в России, в 1911, назвал себя футуристом.
Именно эта грань футуризма оказалась чрезвычайно важной вистории русской авангардной культуры– футуризм как «духовное течение» стал прологом комногим открытиям русского авангарда. Прибавив к этому слову другое – эго. В октябре 1911 в Петербурге был организован кружок Еgо, в который, кроме Северянина, вошли Г. Иванов, К. Олимпов (К. Фофанов), Грааль – Арельский. Каждая футуристическая группировка (кроме кубо- и эгофутуристов существовали ещё и другие) считала себя единственной выразительницей подлинного футуризма, а всех остальных- самозванцами. Картина Дж. Для эстетики футуризма важны были эффект, «взрыв», мгновенная вспышка эмоций. Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). Балла, Дж. Малевича).
Венера набульваре» Ларионова (1913, Центр Помпиду), «Фабрика имост» (1913. В январе 1912 кружок был преобразован в Академию Эго поэзии. В живописи футуристов после 1912 года стали проявляться ярко выраженные элементы кубизма. Некоторые представители движения, в особенности Маяковский, попытались возглавить революционную литературную жизнь, что было встречено большевиками без особого восторга.
Живопись во многом обогатила футуризм. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Футуристический стиль широко используется в дизайне интернет ресурсов. Накануне Первой мировой войны Маринетти откровенно подчиняет художественные интересы политическим: создает футуристические кружки из националистически настроенной молодежи, ездит по Европе с пропагандистскими лекциями.
Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. В 20-е годы XX столетия стала очень популярной в мировом изобразительном искусстве идея «делания вещей». История русского футуризма являла собой сложные взаимоотношения четырех основных группировок, каждая из которых считала себя выразительницей «истинного» футуризма и вела ожесточенную полемику с другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в этом литературном течении.
Этот этап вистории русского футуризма связан прежде всего сдеятельностью «Синдиката футуристов» (Кручёных, И. М. Но деньги зарабатывать умели.
Мезонин поэзии, вся история которого умещается в несколько месяцев зимы 1913-1914, даже не выпустил своего манифеста. Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.
Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». — Динамика и скорость как высшие художественные ценности. Он ввел в скульптурную технику не употребляемые до этого материалы и пришел к «деланию вещей». После круг наследовалей стал стремительно рости. Вызывать в публике слова и жесты, никем не предвиденные, стремиться к тому, чтобы каждый сюрприз на сцене порождал другие сюрпризы в театре и в ложах, во всем городе, завтра, послезавтра, очень долго. К. Карра перенял у кубистов однообразность серо-коричневых тонов.
Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Северин, Л. Руссоло и К. Кара. Хармс).
(Через несколько лет русский поэт-футурист В. Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: Я над всем, что сделано, ставлю nihil. ). С. 63). Изображение становилось безличным, то есть безоценочным.
Начался последний, самый спорный период в его творчестве. Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум.
Маринетти Манифест футуризма. Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. с парохода современности». Весь этот образ как будто витает, плавает.
В «Манифесте живописи» в качестве основных рекомендовались только два признака: употребление самых ярких – «красных, которые кричат», – красок и непременный, обязательный дивизионизм, однако ничего не говорилось о цветовой структуре, о содержательной стороне цвета. Ф. Т. В нем он провозгласил создание новой культуры будущего и построения нового общества. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др. ), которая была тесно связана с левыми художественными течениями (петербургский Союз молодёжи, московская группа Ослиный хвост и др. ) как своими нигилистическими лозунгами, проповедью индивидуалистического бунта, эстетизацией техники и урбанистической культуры, так и требованиями демократизации искусства, фольклорностью, архаичностью мотивов и приёмов. 11 февраля 1910г.
Оба цвета паритетны, но их простое на первый взгляд взаимодействие достигается не просто. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Каждая из этих групп считала именно себя выразительницей истинного футуризма. Инетолько вкачестве пропагандистской уловки для привлечения внимания публики.
Однако эта стратегия прекрасно срабатывала и во вполне материальных целях. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской.
Италия представлялась им «громадным рынком древностей» и футуристы призывали избавиться от «полчищ музеев, в которых она похоронена». «Ненависть к прошлому и любовь к будущему» стала девизом его и его последователей, воспевающих красоту машин и ритмы новой индустриальной и урбанистической эпохи. Среди живописцев группировку споследовательной футуристической программой назвать трудно.
Отношение к войне и революции как к омолаживающей силе одряхлевшего мира. Футуризм трактуется теперь как искусство, соответствующее глубинному духу революции. Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов.
После круг наследовалей стал стремительно рости. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Конструктивизм Сельвинского, Луговского. В результате этого он стал знаменитым и богатым и потерял право на заслуживающее место в истории искусства.
Колорит картин Умберто выделяется своим жестким драматизмом он раскладывает форму на отдельные элементы, тем самым передавая эффект движения, придавая процессу дробления и «раскручивания» форм реальную связь с окружающей средой. Произведение того же автора «Динамизм мускулов» (1913, собрание Бартарелли, Милан) вызывает удивление своеобразной трактовкой формы самих мышц и однообразно серой гаммой красок. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. Оставляя смысл логике и науке и не удовлетворяясь кубофутуристическим восприятием слова, Зак и Шершеневич предлагали: первый – слово-запах, второй – слово-образ, что предшествовало пониманию поэтического слова в имажинизме. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе.
«У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. ГТГ), «Аллегорическое изображение войны 1812» А. В. Лентулова (1912. Мы тоже машины. Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. В первые послереволюционные годы новым центром футуристической активности, где продолжилась разработка неполитизированной мифологии, нонаиболее радикальных эстетических концепций футуризма (восновном поэтического), стал Тифлис.
Собственно, даже трудно сказать, является ли белый цвет фоном, а квадрат – черной дырой или, наоборот, присутствует как некое материальное тело, за которым простирается бесконечное белое пространство. Герой, сидящий по-турецки на фоне стены, увешанной оружием, напоминает восточного факира в его лице явно преувеличены «экзотические» черты. На этом этапе были нужны общедоступные, понятные широким массам формы. Так строятся картины «Мюнхен. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего».
Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. Чаще всего итальянская программа служила отправным пунктом для рождения местных «футуризмов». Перспектива того, что техническая революция нового столетия неизбежно приведет к превращению человека в придаток машины, «в винтик, в штифтик, в органную клавишу», повергала в ужас всех сознательных гуманистов.
– не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. Квадрат первоформ вписан в квадрат первопространства. Художник не мог отказаться от первоначального эмпиризма в передаче своих ощущений. Это произведение в полном соответствии со всеми канонами футуризма прославляет энергию современной жизни. Основоположником движения в России был художник Давид Бурлюк, чье имение стало местом собраний общества кубофутуристов («Гилея»). Маринетти.
Как бы парит и сама фигура авиатора. Давид Бурлюк.
В Италии футуристы (вождь и теоретик движения Ф. Т. Маринетти и другие поэты, художники У. Боччони, К. Карра, Дж. Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. Во всем облике героя чувствуется нечто игрушечное, ненастоящее.
Людей, пристрастных к прошлому и равнодушных к настоящему). В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. И конечно же, прославление машины индустриализации, урбанистической цивилизации. Вы самозванцы. След ее – есть линия. Что было для художников-футуристов определяющим признаком будущего.
Этот «супермен», созданный необузданной фантазией идеолога и вождя футуризма, – подобие человека без каких-либо социальных признаков, но обладающее огромной биологической волей. В «Манифесте искусства механизмов» от 1923 года так и было сказано: «Мы воспринимаем как механизмы. Наконец, в1913 при участии Ларионова иН. С. Гончаровой осуществляется постановка первого иединственного футуристического фильма «Драма вкабаре 13».
Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств.
Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. С1911г. В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе (Д. Вот таким образом каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. Это будет само динамическое ощущение». приложение) и крупным планом дает голову. Русские футуристы проектировали природный вариант новой культуры, базирующийся налогике живого организма, анемашины.
С помощью специальных научных исследований Кандинский стремится выяснить, как посредством геометрических форм и чистых цветов можно выразить и простые впечатления (например «плотный цвет») и сложные понятия (к примеру, определив серый цвет как символ мещанства). В картине Дж. При этом в их манере членить объёмы легко заметить влияние кубистической живописи, которую сами футуристы упрекали в «застылости».
Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Механистичность происхо-дящего доведена здесь до максимума, а эмоциональность практически сведена к нулю. XX в. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры, особенно ее моральных и художественных ценностей, культивировал урбанизм — эстетику машинной индустрии и большого города, переплетение документального материала и фантастики. Театральные постановки (опера «Победа над Солнцем» итрагедия «Владимир Маяковский»), публикации основных манифестов, создание футуристического грима ипервого футуристического фильма– все эти события сконцентрированы впределах одного 1913. Эпизодическим осталось обращение будетлян ккино итеатру.
Прямое усвоение ряда «классических» способов передачи движения итальянского футуризма стало для русских живописцев скорее неким трамплином для формирования собственных концепций или, повыражению Д. В. Сарабьянова, – «пересадочной станцией» вих стремительном движении кисчерпанию уже достигнутого иоткрытию нового. Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Недаром первый сборник Северянина назывался Громокипящий кубок (слова Ф. Тютчева) и предисловие к нему написал символист Ф. Сологуб.
«Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. – Мы требуем раскрыть пушкинские плотины и сваи Толстого для водопадов и потоков черногорских сторон русского языка. Приземистые фигуры таят возможность пробуждения огромных потаенных сил.
Здесь же присутствует пила игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески (аптека, что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии. Основоположником принято считать итальянского Поэт а Ф. Маринетти, опубликовавшего в 1909 г. манифест «Футуризм». Но, обо всем по порядку. Художник изображает не просто движущийся объект, но как бы само движение, вернее, поток энергии (он изобрел даже специальные термины: сило-линии и сило-формы), в котором творящее, созидательное начало неотделимо от разрушительного. Вживописи футуризм остался лишь кратким эпизодом (1912–1914).
Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. и поясняет: – это ядра. приложение), можно увидеть, как эволюционирует манера художника. Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц.
Вэтот период создаётся основной корпус футуристических картин, таких как «Точильщик» К. С. Малевича (1912–1913. Художники обычно не вкладывали смысл в картины, вместо этого они пытались вызвать ассоциации и эмоции, визуализировать различные физические явления, показать энергию и скорость. Всилу разных обстоятельств здесь оказались А. Е. Кручёных («отец московского футуризма», как его называли втифлисских газетах), братья Зданевичи, поэт И. Г. Терентьев, ставшие главными вдохновителями тифлисских футуристических объединений. Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра. В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. Именно связь снеопримитивизмом окрашивала русский футуризм встоль странные инеприемлемые для итальянских футуристов «архаические» тона.
Двор замка» (1908) (см. Книга была напечатана на оборотной стороне обоев.
Этот манифест появился на первой странице «Фигаро», газета выпускалась огромным тиражом во Франции. Вместо божества – «величественное электричество, единственная и божес-твенная мать будущего человечества» (Из «Манифеста»). Эта атмосфера «площадного живописного действия» вызывалась общим интересом художников к народному искусству – изображения с провинциальных вывесок и старинных лубков, росписям подносов и игрушек. В период завоевания фашистами власти в Италии футуризм стал основным движением в культурной жизни, которое официально поддерживалось фашизмом. Известная цитата оттуда: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.
Направление вискусстве, название которого образовано отитальянского слова «futuro» («будущее»). Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.
Смотрящий на полотно с большим трудом, максимально используя все свое воображение, выделял всадника на красной лошади в картине «Эластичность» (У. Страстная поклонница русского народного творчества, она часто объединяла в своих картинах народные традиции и сюжеты с техникой кубизма. Дж.