В 1912 году в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Художники-футуристы, в числе которых были Дж. Художники-футуристы.
Поэты футуристического направления прибегали к визуализации художников, вследствие чего появлялись общие работы. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Эти колебания художников-футуристов между двумя параллельными направлениями в искусстве подтверждали их временную приверженность к выбранному ими пути отрицания всего предыдущего.
Всего же в книге пять рисунков, воспроизведенных литографским способом. Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. Несомненно, футуристы преклонялись перед грядущей технической цивилизацией и ее ценностями. И пусть течение уносит древние полотна. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Футуризм — одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ: имажинизм Есенина и Мариенгофа, конструктивизм Сельвинского, Луговского, эго-футуризм Северянина, будетлянство Хлебникова, ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова и, наконец, «ничевоков», так ничего и не создавших. Более того, они ею вдохновлялись.
Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Все они являлись ниспровергателями (с их точки зрения) старого, отжившего. Однако эта стратегия прекрасно срабатывала и во вполне материальных целях.
Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств. Флоренский в том же 1913 году писал в своей работе «Столп и утверждение истины» : «Современный человек может прийти к вере, поставив интуицию в разум». Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения.
Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Может быть, для них старые добрые времена — как бальзам на раны. По его приглашению в 1914 году в Петербург приезжал Ф. Г. Маринетти. и проч. Таким образом, стали появляться попытки синтеза познания через логику и интуицию. Любовь кошеломлению, кдемонстративной театральности поведения, стиля речи или текстов воплощала особые свойства современного, футуристического мироощущения, вкотором быстрая смена впечатлений, мгновенных событий-вспышек пришла наместо размеренных ритмов прошлого. Все названные здесь картины и скульптуры создавались в 1912 — 1913 гг.
Мастер настенной живописи, он принял участие в грандиозной по масштабам римской «Выставке фашистской революции» совместно с Маринетти и другими художниками подписал «Манифест настенной живописи» и внёс значительный вклад в агитационно-пропагандистское направление в изобразительном искусстве. Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. «Приход к власти фашизма означает реализацию футуристической программы-минимум» —объяснял Маринетти. Гончарова была заметной фигурой в довоенном русском авангарде: художник иллюстратор, художник-оформитель костюмов и декораций, писатель. У. Боччони стремится подобные же эффекты передать в пластике, создав скульптуру Единственная форма протяженности в пространстве, где необарочные сдвиги форм перетекают из зоны в зону.
Особенно это сильно отображалось в изобразительном искусстве. «Изгнав психологию из литературы, футуристы ввели ее в живопись и заставили передавать психические состояния» (Тастевен Г. «Футуризм»). и проч. Его первые шаги связаны с «Манифестом футуризма», который был опубликован в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года.
Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум. Вот таким образом у бегающих лошадей не четыре ноги, а двадцать и движения их треугольны. В манифесте Искусство шумов Руссоло пишет: Античная жизнь была только молчанием.
В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Но, захваченный новым революционным футуристическим потоком, художник, следуя тезису манифеста: «У бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать и их движения треугольны», придал и бегущей девушке и играющему музыканту свою особую динамику. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Французский поэт Аполлинер, зараженный футуристической идеологией, написал памфлет Футуристическая антитрадиция (1914). Первый манифест (потом их будет множество: сам Маринетти, за свою жизнь, опубликовал больше восьмидесяти манифестов, касающихся самых разных сфер творчества и жизни) стал воззванием к молодым итальянским деятелям искусства. Поэты старались, чтобы пришедшие на их выступления люди были не только зрителями, но и участниками некого действия.
Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Тащите огня к библиотечным полкам. Восхищаться старой картиной — значит заживо похоронить лучшие чувства.
Когда творец интерпретирует с чистым сердцем натуру, человеческое становится его силой. Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. ГРМ) и«Электрическая лампа» (1913. Пусть заводы привязаны к облакам за ниточки вырывающихся из них труб дыма. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. Маринетти декларирует: Не существует красоты вне борьбы, нет шедевров без агрессивности.
Он зародился в поэтических кругах (первым эго-футуристом назвал себя Северянин и пошло-поехало: Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Василий Каменский и так далее)Они создавали разные группы и объединения. Лишь в XIX столетии, с открытием машин, народился настоящий Шум. Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения.
Среди первых изданий — книжки «Старинная любовь», «Игра в аду», «Мирсконца». Эпизодическим осталось обращение будетлян ккино итеатру. Вдохновителем и вождем нового течения и автором «Манифеста» стал писатель Эмилио Филиппо Томмасо Маринетти (Emilio Filippo Tommaso Marinetti, 1876—1944). В этой серии были воспроизведены такие издания, как библейская «Книга Руфь» и пушкинские «Маленькие трагедии» с гравюрами Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), «Кола Брюньон» Ромена Роллана с иллюстрациями Евгения Адольфовича Кибрика (1906—1978), «Мертвые души» Н. В. Гоголя, проиллюстрированные Марком Шагалом (1887—1985) и «Для голоса» В. В. Маяковского в оформлении Эль (Лазаря Марковича) Лисицкого (1890—1941). Конечно ипосле 1914 врусском искусстве появляются произведения, вкоторых отчётливо видны следы влияния футуристической эстетики– уК. М. Зданевича («Синдикат футуристов» или «Оркестровый портрет». Известно положение А. Бергсона:.
Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица». Первая генерация сходит на нет. Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Группа молодых художников из Милана, а затем и из других городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти – и своим творчеством и собственными манифестами.
Трудно себе представить, что чертеж «Конструкции для современной метрополии» (рис. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Это отклик на открытие радиоактивного излучения. только примитивы нового чувствования, увеличенного во сто крат.
Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». Пой. Футуризм наполовину состоит из манифестов. В 20-е годы XX столетия стала очень популярной в мировом изобразительном искусстве идея «делания вещей». Автор манифеста утверждал: До XIX в. живопись была искусством по преимуществу молчаливым.
Наконец, в1913 при участии Ларионова иН. С. Гончаровой осуществляется постановка первого иединственного футуристического фильма «Драма вкабаре 13». Театральные постановки (опера «Победа над Солнцем» итрагедия «Владимир Маяковский»), публикации основных манифестов, создание футуристического грима ипервого футуристического фильма– все эти события сконцентрированы впределах одного 1913. Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро – наиболее известные имена. Призывая к уничтожению произведений искусства прошлых веков, они мотивировали это тем, что оно будто бы не может удовлетворить запросы современного челове-чества. В первом, нижнем, ряду мы наблюдаем шагающих стройными рядами чернорубашечников, которые выходят из недр Великой войны изображенной художником в форме стальной грозы.
Художники античности, Возрождения, XV и XVI вв. Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича Авиатор (1914). Они — пластические, полифонические, полиритмические, абстрактные и целые. аэроживопись). В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль». В книге «Будетлянский клич. » факсимильно воспроизведены пять книг русских футуристов. Вживописи футуризм остался лишь кратким эпизодом (1912–1914).
К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности. Томмазо Маринетти создает первый манифест футуристов в 1909 году. Его кони в своем полете несут гибель погонщикам.
На заднем плане «Создания города» (1910— 1911) видны силуэты строящегося города, весь передний план заполнен изображением ломовых лошадей и погонщиков. Объединение «Гилея» игруппа «эгофутуристов» (Игорь Северянин, К. К. Олимпов, И. В. Игнатьев, В. И. Гнедов идругие) стали наиболее самобытными интерпретаторами литературного футуризма.
(В пару к нему был дан коллективный герой «Многие из несущих Солнце»). Текст «Заумной книги» в разделе, написанном А. Крученых, набран прописным гротеском и отпечатан красной краской. Велосипедист. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Вообще непонятно, как она удерживалась в таком состоянии и не разваливалась на части на глазах у зрителя.
Начинать можно было и с малого и вот Дж. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Необходимо было также, по мнению футуристов, лишить поэзию сентиментальности и начать «конструировать» стихи.
Гончарова, К. Малевич. Северини, начинали свою творческую деятельность в атмосфере декаданса, причём, учтём, в особенно провинциальном варианте. Танцы – главная тема, которая стала лабораторией для его футуристических экспериментов.
В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм— направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов и др. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Принципиальный, шумный, последовательный антиэстетизм футуризма привел его в художественной практике к хаосу композиции и дисгар-монии цвета.
«Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С. В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. Врусской культуре футуризм прежде всего стал мифологией иидеологией созидания искусства будущего, преобразующего жизнь исамого человека.
Для эстетики футуризма важны были эффект, «взрыв», мгновенная вспышка эмоций. Русский же футуризм тяготел не к технике и скорости, а к человеку и его языку, не к «математически» строгим формам, а к примитивизму. А рычащий гоночный автомобиль, с которым «по красоте не сравнится никакая Никэ Самофракийская», – само совершенство.
Обычные оптические иллюзии возвелись ими в абсолют и подкрепи-лись различными псевдонаучными толкованиями (в которых имели место дилетантизм и алогичность), поскольку идейный предводитель футуризма – Ф. Т. Боччони, 1912). Чьи-то неясные фигуры и затуманенные лица возникают неожиданно, «выплывая» из закоулков художественно-интуитивного мира Умберто. Он был написан для молодых итальянских художников.
Балла традиционен в выборе своих сюжетов: «Дама с собачкой», «Девочка, бегающая по балкону» (1912, Галерея современного искусства, Милан). Малевича). Здесь нет, например, работ, пожалуй, наиболее талантливого представителя оформительского футуризма — Михаила Федоровича Ларионова (1881—1964), а его соратница Наталия Сергеевна Гончарова (1881—1962) представлена лишь несколькими рисунками в коллективно оформленном сборнике. Интересной чертой русского футуризма явилась раскраска лиц: одна из главных эпатажных игр футуристов.
В первые послереволюционные годы новым центром футуристической активности, где продолжилась разработка неполитизированной мифологии, нонаиболее радикальных эстетических концепций футуризма (восновном поэтического), стал Тифлис. Интуиция должна направлять разум, окрылять его. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочее и прочее с парохода современности». Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения.
«Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощущение. » — заявляли футуристы. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Северини «Автобус» (собрание Куртьон, Париж) со свойственной этому автору академической методичностью показывает, как это может происхо-дить. К этим текстам имеет смысл добавить такие принципиальные книги, как Война и живопись (1914) К. Карра и Живопись и скульптура футуризма (1914) У. Боччони.
4. Вместе с первым манифестом роман создавал определённую вербальную модель для будущего. В1913 начинается турне погородам России поэтов-футуристов (Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. В. Каменский), выступавших слекциями оновом движении. Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением.
И конечно же, прославление машины индустриализации, урбанистической цивилизации. Необходимо было раскрыть творческую энергию рядового человека, «осветить» и преобразовать ею окружающий мир. Коллекция С. А. Шустера, СПб. ), Д. Д. Бурлюка («Японец, чистящий рыбу». В «Политической программе футуризма» (1913), которую подписали У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло и Ф. Маринетти, говорится: «Абсолютный суверенитет – Италии. Хватайте кирки и лопаты. Проблемы единого стиля не существовало.
Футуризм явился таким же всеобъемлющим течением, как и экспрессионизм (активно выраженный впервые на несколько лет раньше в Германии группой «Мост»), но, в отличие от последнего, футуризм стремился не осмыслить и переработать опыт искусства прошлого, а тотально его отрицать, похоронить его. Карра хотел добиться тотальной синестезии:. Однако в провинции голоса новой цивилизации слышны порой лучше, чем в крупных центрах.
и поясняет: – это ядра. Германия и США выдавали рецепты возможного индустриального развития. Отстранение «от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы». Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Мы тоже механизированы».
Это был отчасти возврат к карнавальной культуре (аналог карнавалов в России – святки), когда происходит смена социальных ролей, недозволенное становится возможным и даже желательным. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Всё здесь было рассчитано на привлечение внимания, на сенсацию и преднамеренный эпатаж. носило название футуристического. Нужно было сформировать новую литературу, очистить современность от остатков прошлого: «сбросить Пушкина с корабля современности. » Пушкин – слово вчерашнего дня, несмотря на его заслуги, которые ни кем не оспаривались. В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов (так они себя называли) больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта. В августе 1914 года начинается Великая Война.
Вскоре они выпустили «Манифест техники футуристической живописи». В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. МоМА) и«Пожар вгороде» (1913. Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». Художник изображает не просто движущийся объект, но как бы само движение, вернее, поток энергии (он изобрел даже специальные термины: сило-линии и сило-формы), в котором творящее, созидательное начало неотделимо от разрушительного.
Засыпем каналы, сожжём гандолы. В манифесте «Почему мы раскрашиваемся» футуристы писали, что хотят, по сути, добиться театрализации самой жизни. Огромная толпа приходит в лихорадочное движение в «Восстании» Л. Руссоло (1912, Городской музей, Гаага).
Пусть мосты гимнастическим прыжком перекинутся через ослепительно сверкающую под солнцем гладь рек. Среди важнейших можно назвать Манифест техники футуристической живописи, подписанный пятью художниками (1910) Манифест техники футуристической литературы Маринетти, Футуристическая музыка Ф. Б. Прателла Манифест футуристического фотодинамизма А. Дж. Как бы парит и сама фигура авиатора. — Принцип симультанности — наложение последовательных фаз на одно изображение движения. Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира». Русский футуризм не ограничен лишь живописью, но проявился и в поэзии, музыке, в оформлении книг (уникальное русское футуристическое явление) и в концепции «заумного языка» (также специфически русская футуристская теория и практика).
Специально для выставки он нарисовал абстракцию «Мадонна» и задумал установить посреди зала песочные часы и прочертить от них к этой картине, висящей на стене, меловую черту. На этом этапе были нужны общедоступные, понятные широким массам формы. Образцом фашистского футуризма может послужить серия полотен Джерардо Доттори образующих картину «Политика фашистской революции» (1934). Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя.
В работах данных представителей мы можем пронаблюдать многомерность перспективы, комбинацию которых каждый зритель видит по своему. Ф. Маринетти ставил основной задачей всех творческих работ «выслушивать на свободе сквозь предметы и капризные двигатели дыхание, чувствительность и инстинкты металлов, камней, дерева и т. д. Некогда они также являлись отчасти символистами, отчасти модернистами и пуантилистами. Он перевернёт и спалит весь мир.
Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта. В живописи футуристов после 1912 года стали проявляться ярко выраженные элементы кубизма. Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог.
В «Манифесте живописи» в качестве основных рекомендовались только два признака: употребление самых ярких – «красных, которые кричат», – красок и непременный, обязательный дивизионизм, однако ничего не говорилось о цветовой структуре, о содержательной стороне цвета. «Ненависть к прошлому и любовь к будущему» стала девизом его и его последователей, воспевающих красоту машин и ритмы новой индустриальной и урбанистической эпохи. Сюжет оперы фантастичен и разворачивается в далеком будущем.
Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. Футуризм. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма».
Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. Между тем книга весьма любопытна. Все прошлое должно быть оставлено и забыто на свалке истории (См. : Турчин).
В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса. Будетлянство Хлебникова. Лучше употребить их в дело, направить в рабочее, творческое русло. Известная цитата оттуда: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.
Однако время от времени члены разных групп сближались или переходили из одной в другую. И разве мы не видим иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в далеком конце улицы. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Панитализм вызрел на фоне готовящейся войны в Ливии, захвата Австрией Триеста. Громкое эхо футуризма звучало и в Париже и в России, но его идеологическим центром была Италия.
«Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины». «Новые реальности» сводились к изображению их в виде обыкновенных, бытовых предметов, которые, однако, практически не употребляются. Северини «Бронепоезд» (1915, собрание Цейслер, Нью-Йорк) серо-зеленая масса одновременно палит из полураскрытого бронированного склепа. Нервные линии и беспорядочно наслоенные друг на друга кристаллы создают фон хаотичного подсознания из него «вырождаются» образы, которые, в свою очередь, вызывают у зрителя ассоциации с животными, машинами, людьми. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис.
Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Один из героев имел абсолютно замечательное имя, которое годится для заглавия книги или статьи или для эпиграфа: «Один из несущих Солнце». Художник не мог отказаться от первоначального эмпиризма в передаче своих ощущений. Произведения футуристов в колористическом плане существенно отличались друг от друга. Северини. Кандинского, супрематизма К. С.
«Футурист Мафарка» был издан на французском и итальянском языках и сразу же обрёл скандальную славу. Хотя постепенно футуризм охватил всю Европу – Англию, Германию, Польшу, Францию. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Еще одним подтверждением этому служит получение Ф. Маринетти звания академика.
Если отбросить внешнюю напыщенность в духе символизма и склонность к парадоксам, то в первом манифесте, состоящем из 11 пунктов, можно выделить главное: энергия действия, скорость и война. Но на самом деле оказалось что это немного не так. Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов: Натана Альтмана (Анна Ахматова, 1914), Роберта Фалька (Крымский дворик, 1915), Казимира Малевича (Уборка ржи, 1912).
Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. Обе– ГРМ). Вдинамике новой индустриальной иурбанистической реальности они видели прежде всего мифологизированный образ своей «религии жизни». В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам». Футуристы пытались сделать свое творчество «выражением стремительных перемен», которые наступили в век капиталистического развития.
Поезда, автомобили, самолёты – распространенные объекты изображения. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2. Не случайно его автор привлекался к суду.
На портрете Муссолини изображен реалистично, устремляющим свой взор вдаль (что стало характерной чертой в изображении портретов вождя), на фоне зеленого поля, гор и облаков. и проч. В изображении отчетливо улавливается «психическое состояние» и самого художника и мира вокруг него.
Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум. bruit). Футуристы мечтали о создании новой расы людей. Свои мысли и чаяния, связанные с новым литературнохудожественным учением, Маринетти изложил в книге «Футуризм» изданной в 1911 году и в четырехтомном «Манифесте футуризма», увидевшем свет в 1920м. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
и поясняет: – это ядра. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Что было для художников-футуристов определяющим признаком будущего. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. ООМИИ) идругих.
Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. В жилах весна разлита. Сердце, бей бой. Таким образом, впечатление ведет к тому, что внешний мир бросается на вас. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея».
с парохода современности» и сформулировали 4 права поэтов: 1. Но самоназвание это, надо сказать, широкого распространения не получило. Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. Издание, о котором идет речь, вышло в серии «Книжная коллекция» издающейся уже не первый год. У-а-а, Маринетти рычит так, что в двери кабинета показывается испуганное лицо лакея, – это издыхает раненый мул».
Это был очень удачный рекламный ход. Ларионов, Н. С. Был узаконен коллаж как прием. Но это, скорее, лексическое недоразумение, не более. Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности. Футуризм в живописи это не только композиции фигур. Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм.
с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1. Книгу открывает контурный портрет Крученых, нарисованный Николаем Ивановичем Кульбиным (1868—1917). Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов.
С принципом футуристической поэзии (поэзия должна быть непрерывным рядом новых образцов — Манифест техники футуристической литературы) перекликается прием живописцев имеющий название симультанизм — одновременность, т. е. синтез того, что вспоминаешь и того, что видишь. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Любимый герой Маринетти – футурист Мафарка – чем-то напоминал Заратустру Ницше, низведенного до его вульгарного варианта. В предисловии к роману писатель отмечал, что желает «одолеть тиранию любви, наваждение единственной женщины, великий лунный свет романтики, омывающий Италию» (Маринетти, 1910). Перспектива Чимабуэ сменяется видом с аэроплана знаменитого летчика Блерио (картина В честь Блерио Р. Делоне).
Футуризм в русской литературе Группа «Гилея» (В. Самые значительные декларации этого периода– «Манифест летучей федерации футуристов» и«Декрет 1 одемократизации искусства»– появились в1918 впервом номере «Газеты футуристов». А кроме того, проходило множество устных выступлений, футуристических вечеров. Живопись урбанистического типа выглядела, как кошмарное впечатление от жизни в мегаполисе. Но опровержением этой самой концепции послужила скульптура известного футуриста Умберто Боччони «Единственная форма протяженности в пространстве» (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Будетлянство Хлебникова. Дж. Футуристы совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы движения одновременно. В верхней части картины мы видим образ вилки, здесь же наличествует пила игральная карта и вывеска. Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности.
Этот манифест появился на первой странице «Фигаро», газета выпускалась огромным тиражом во Франции. м. Поколение рубежа 1900 — 1910-х гг. История русского футуризма являла собой сложные взаимоотношения четырех основных группировок, каждая из которых считала себя выразительницей «истинного» футуризма и вела ожесточенную полемику с другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в этом литературном течении.
Чувствуем себя построенными из стали. 1. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Стихотворение отпечатано черной краской.
Крепкозадый буржуазно-мещанский быт, в который искусство прошлое и современное (символизм) входили, как прочные части, образующие устойчивый вкус безмятежного и беспечального, обеспеченного жития, - был основной твердыней, от которой оттолкнулся футуризм и на которую он обрушился. Направьте воду каналов в музейные склепы и затопите их. Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка. Новые течения в искусстве нередко заявляют о своём появлении публикацией художественных программ и, как правило, всячески ниспровергают предшествующие «открытия». Футуризм – это стратегия единого художественного поведения. Эта стратегия включает: разрыв с традициями прошлого, вызывающие иногда агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых слов), создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах искусства и общественной жизни в целом.
Человечество само стало «Солнцем». Втомже году вряде газет ижурналов появляются заметки иинтервью Ларионова излагающие его радикальные ифантастические проекты футуристического театра, вкотором «декорации находятся вдвижении иследуют заартистом, зрители лежат всередине зала впервом действии инаходятся всетке, под потолком– вовтором» (Кпроекту футуристического театра вМоскве// Театр вкарикатурах. Именно Доттори ввел в обиход термин «Дуче», который закрепился как антономазия Муссолини после написания художником одноимённой картины, портрета итальянского вождя. Причём политическое содержание втакой интерпретации явно преобладало над эстетическим. Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение. На втором ряду выше мы наблюдаем культ машин, промышленного и аграрного производства. Он был написан для молодых итальянских художников.
Вэти годы футуризм нестолько направление вискусстве сконкретной эстетической программой, сколько обобщённое наименование для самых разных течений так называемого «левого» искусства.
В сборнике «Будетлянский клич. » факсимильного воспроизведения этих изданий мы не найдем. Можно говорить, что в какой-то степени многие реформы художественного языка происходили под знаком поисков четвертого измерения, показа эха времени в пространственных искусствах. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Не без гордости он декларирует: Я, художник-футурист, устремляющий свое хотение в жадно любимое искусство. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
Футуристы же, напротив, всячески восхваляли и пропагандировали свои технократические утопии: «Отныне жар куска стали или дерева возбуждает в нас страсть сильнее, чем улыбка или слезы женщины» (Из «Манифеста»). Один предмет едва успевает кончиться там, где успевает начаться другой. Малевич писал о «заумном разуме», «интуиции разума». требуй, чтоб на небо нас взяли живьем. Радости пей. Вкруг таких «пограничных» произведений попадают кубофутуристические работы, живописный алогизм или отдельные работы художников, вцелом абсолютно чуждых футуристической эстетике (П. Н. Филонов.
Одна из самых ярких и глубоких работ Боччони – «Состояние души» (1911 г. частное собрание, Нью-Йорк) тема раскрыта в серии полотен, представленное нами – последнее, написанное им незадолго до смерти. Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915). Весь этот образ как будто витает, плавает. Балла.
Глаз, свободный от плена культуры, чистая душа футуристов воспринимают мир по-новому. В это время происходит формирование «теософии» и «антропософии» – попыток синтеза научного знания, религиозного мировосприятия, философии и искусства. Русские футуристы проектировали природный вариант новой культуры, базирующийся налогике живого организма, анемашины. Лекция// Искусствознание. Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др. ) — в 1912 г. ее участники выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором призывали «бросить Пушкина, Достоевского и пр. Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Посвидетельству Д. Д. Бурлюка, русские художники илитераторы начинают использовать само слово «футуризм» с1911: «В1911году был выброшен флаг «футуристы» (Бурлюк 1994.
Маттиоли, Милан) с геометрией плоскостных форм представляет собой тот же компромисс, что и «Читающие женщины» Дж. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. Но, обо всем по порядку. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма».
Люди через 200 лет будут жить в воздухе (в человеческом теле дремлют крылья) на Земле возведут динамо-машины, дающие энергию от приливов морей и силы ветра растения станут расти быстрее поезда-сеялки начнут обрабатывать новые агрикультуры. Характерный пример — книга «Нагой среди одетых» В. Каменского и А. Кравцова, увидевшая свет в феврале 1914 года. Ближе всего кфутуристам была группа М. Ф. Ларионова «Ослиный хвост» инекоторые члены петербургского «Союза молодёжи». — Маринетти: «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Локомотивы всё быстрее покрывали многокилометровые пространства, мелькали авто, в небе засверкали аэро, люди бегали в кинемо. Футуристы обвиняли кубистов в «замаскированном академизме». Откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет» (Из «Манифеста итальянского футуризма»).
Таковы предпосылки официального искусства, утвержденного властями итальянского фашизма. Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц (автор книги о русском футуризме Полутораглазый стрелец) так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка: Владимир пишет мой поясной портрет. Эго-футуризм Северянина. Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей.
Вскоре Крученых перебрался в Москву, где Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) свел его с Владимиром Владимировичем Маяковским (1893—1930) и Виктором (Велемиром) Владимировичем Хлебниковым (1885—1922). Мы тоже машины. Стихотворение Алягрова, помещенное в этом сборнике, набрано обычным типографским шрифтом, в котором смешаны литеры прямого и курсивного начертания. На картине «Город революции» («Le citta della Rivoluzione») мы также наблюдаем профиль Дуче, гордо возвышающимся над римским Колизеем и животным, которое кормит младенцев – возможно, художник символизирует этим итальянский народ.
В 1910 году был опубликовал единственный роман Маринетти «Футурист Мафарка», которым писатель подкрепил свои взгляды. Как раз с этого момента русские художники начали прибегать к опыту традиционного искусства и начали активно работать над созданием образов активной современной жизни во всей ее простоте. 3. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. для человека абсолютная правда заключается в том, что он чувствует. Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная.
В эпатажности подобных заявлений футуристам не было равных. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. И далее: Не где-нибудь, а в Италии провозглашаем мы этот манифест. Будетляне — так называли себя русские футуристы. Таким был идеал нового человека для итальянских футуристов 1930-х годов. Подобная всеохватность экспериментами всех видов современного художественного творчества послужит примером для всех последующих крупных измов внутри авангарда.
Рождение нового человека, вторжение в«ветхий» старый мир молодых сил– «варваров», способных влить свежую кровь вусталую культуру, – все эти мифологемы футуристического движения оказались востребованы вреволюционное время. СОХМ) О. В. Розановой, «Итальянский натюрморт» Л. С. Поповой (1914. В 1915 году Маринети знакомится с Бенито Муссолини, с которым у них завязывается дружба. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра.
II, улицы входят в дома. Следуя примеру Боччони, Руссоло пишет Телодомсвет, а Балла Автосветшум. С. 14). Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см.
Как можно было не увлечься открытиями и изобретениями Эйнштейна, Планка, Морзе и Эдисона. Членами группы становятся Маяковский, Хлебников, Крученых и многие другие. В «Манифесте искусства механизмов» от 1923 года так и было сказано: «Мы воспринимаем как механизмы.
Всилу разных обстоятельств здесь оказались А. Е. Кручёных («отец московского футуризма», как его называли втифлисских газетах), братья Зданевичи, поэт И. Г. Терентьев, ставшие главными вдохновителями тифлисских футуристических объединений. Балла дает своим дочерям имена Пропеллер и Свет. Изобразительное искусство футуристов во многом было сходно с кубизмом и экспрессиониз-мом. Программными живописными полотнами кубофутуризма являются картины Малевича «Станция без остановки «Кунцево»» (где создано ощущение хаоса от промчавшегося мимо поезда со всем его содержимым) и «Портрет Михаила Матюшина» (рис.
Ни одна архи-эпатажная строфа или манифест футуристов не вызвали такого гвалта и визга, как раскрашенные лица, желтая кофта и ассиметрические костюмы. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. Очень часто их лекции превращались внастоящие театрализованные действа исопровождались многочисленными газетными публикациями офутуризме. «Сверхчеловек», в их представлении, – это всемогущий, бездушный, жестокий и циничный человек.
— Воспевание достижений цивилизации и технического прогресса. Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). С. 558). Каждый предмет, в соответствии с этой концепцией «излучает» цвето-световые лучи и его можно изобразить, только передав эти лучи: именно они образуют для человека форму всех объектов.
«У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. Наиболее известные представители этого стиля Дж. Они захотели, если прислушаться к Карра, передавать краски в движении, во времени вместо мёртвых линий — горизонтальных и вертикальных — используются арабески, столкновения острых углов, зигзаг, круг, вращающийся эллипс, спираль.
В дальнейшем футуризм, развиваясь, образует новое направление – так называемый пространственный симультанизм, который связывается с идеей одновременности – «Разве мы не видали иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в далеком конце улицы. » (Из «Манифеста итальянского футуризма») – и идеей пространства, в котором хаотически перемещаются тела и предметы. Цены варьировались от 25 копеек до 5 рублей 151 деньги по тем временам очень немалые. Северини, Выстрел из ружья Дж. Примером такой картины служит полотно «повара русского футуризма» Давида Бурлюка «Песни боец Василий Каменский».
Востребованными оказались лишь мифология иидеология футуризма. Об этих художниках мы предполагаем отдельно рассказать в одной из будущих статей. 2. 4). Прежде всего движение. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена.
Представители этого направления считали, что умозрительное раскрашивание как антиживописный прием может абсолютно уничтожить смысловую значимость цвета. Союз Мусолинни с Гитлером – а последний не переносил «дегенеративное» искусство – заставил Дуче избавиться от фаворитизма футуристов. Давайте-ка сюда. В картине Дж., как представителя декадентского Мира искусства и желание скинуть Пушкина с парохода современности. Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др.
Футуристы вводят вмир искусства понятия истратегии, заимствованные уполитиков ивоенных. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика.
Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т. Ф. Маринетти Манифест футуризма. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Другой особенностью (уже больше – русского) футуризма является отказ от «верха», «низа», «лева» и «права» на картине (этим приемом впоследствии будет активно пользоваться Шагал).
В это время насилие было необходимой принадлежностью внутренней политики. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. — Пафос разрушения и взрыва.
В результате произошел скандал: одна дама, пришедшая на выставку в роскошном и очень дорогом платье, спросив, «а что это там. » (имея в виду картину «Мадонна»), пошла к ней через зал, конечно же, зацепилась за эти часы, повалила их и порвала платье. 2. 11).
В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. Нас ли сжалит пули оса. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Во всем подчеркивалось право сильной личности и отрицание жалости к человеческим «винтикам» – так проповедовал футуристический лидер и идеолог Ф. Т.
Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически. Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму. Джакомо Балла используя опыты Мейбриджа и Марея, делает серию картин Штудии девочки, выбегающей на балкон (первые из них сделаны с применением пуантили).
Инициатором был поэт и художник Алексей Елисеевич Крученых (1886—1968). Северини. Передача движения достигалась просто и без затей.
В отличие от ранних направлений, футуризм предполагал возвышение формы над содержанием. Сила и разрушение – основные ценности адептов движения. В 1912 году российские футуристы создают собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу». Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Положения первого манифеста отражают некоторые чувства и умонастроения, характерные для ряда итальянских интеллектуалов.
Бейте в площади бунтов топот. У-а-а, Маринетти рычит так, что в двери кабинета показывается испуганное лицо лакея, – это издыхает раненый мул». Вот таким образом более отважный, чем самый смелый музыкант-профессионал, нисколько не смущаясь моей мнимой некомпетентностью, зная, что отвага дает все права и обязанности, я являюсь зачинателем обновления музыкального искусства шумов. Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея». Здесь же присутствует пила игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески (аптека, что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии. 1913 год. «Офутуризме».
Однако чаще всего для самонаименования (иэто соответствовало духу романтического национализма футуристической эстетики) они предпочитали избегать иностранного слова «футуризм», заменяя его русскими эквивалентами– «будущники» или «будетляне». Все они, естественно, переплетались. Это близко идеям «интуитивизма» Анри Бергсона, одного из крупнейших философов начала XX века, которым зачитывались русские авангардисты. Свою издательскую деятельность будетляне начали поздней осенью 1912 года. После военного периода каждый «уцелевший» художникфутурист двигался в своем направлении.
(Через несколько лет русский поэт-футурист В. Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что сделано, ставлю nihil"». ). Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. Сюда же входили поэты Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Бенедикт Лившиц, поэтесса Елена Гуро. Крушите древние города. Про привлечение к себе внимания с помощью всевозможных скандалов уже говорилось. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова.
Именно футуристы начинают называть свои выступления перед публикой битвами, поддерживая (аиногда нарочито провоцируя) конфронтацию спубликой ихудожественным истеблишментом. Что хорошего увидишь в старой картине. Художники стали создавать определенную систему выражения динамизма.
Прямое усвоение ряда «классических» способов передачи движения итальянского футуризма стало для русских живописцев скорее неким трамплином для формирования собственных концепций или, повыражению Д. В. Сарабьянова, – «пересадочной станцией» вих стремительном движении кисчерпанию уже достигнутого иоткрытию нового. Например, на полотне художника Эрнесто Микаэллеса «Великий кормчий» (Il Grande Nocchiere, 1939) мы можем наблюдать образ идеального рулевого Италии, под которым, конечно же, подразумевается сам Бенито Муссолини. С. 63). Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. «Заумная книга» иллюстрирована цветными линогравюрами и коллажами Ольги Владимировны Розановой (1886—1918). Вместо божества – «величественное электричество, единственная и божес-твенная мать будущего человечества» (Из «Манифеста»). Это будет само динамическое ощущение».
Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. Направление вискусстве, название которого образовано отитальянского слова «futuro» («будущее»).
Например, у позднего Дж. Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии. Коллекция Анатолия Беккермана, Нью-Йорк).
Частная коллекция), «Поворот автомобиля» М. В. Ле-Дантю (1913–1914. 1917–1918.
Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Колорит картин Умберто выделяется своим жестким драматизмом он раскладывает форму на отдельные элементы, тем самым передавая эффект движения, придавая процессу дробления и «раскручивания» форм реальную связь с окружающей средой. 1922.
Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное. «Нет шедевров без агрессивности», — провозглашал он. Он пишет:.
Давид Бурлюк. Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. Маринетти был талантливым организатором прессы. К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко. Композиция картины – нечто среднее между предметным изображением и передачей определенной стремительности. Выше, гордых голов гряда.
Музыкальная тема — излюбленная в авангарде со времени Матисса и Пикассо. Только жалкие потуги. Возник вИталии (первый манифест писателя Ф. -Т. Маринетти опубликован в1909).
Простая ассоциация – воспоминание о скучном маршруте, серые впечатления от обыденности, случайно выхваченные мимолетным взглядом художника отдельные предметы вдоль дороги. Факсимиле этого сборника стихов открывает книгу «Будетлянский клич. ». Этим способом выражалась футуристическая концепция передачи движения.
Так, Боччони использовавший в одной скульптуре самые разные материалы (стекло, дерево, картон, железо, кожу, конский волос, одежду, зеркала, электрические лампочки и т. д. ), стал предвестником поп-арта. Перспектива того, что техническая революция нового столетия неизбежно приведет к превращению человека в придаток машины, «в винтик, в штифтик, в органную клавишу», повергала в ужас всех сознательных гуманистов. Это утомляет изматывает, опустошает. Это раса людей, которые бы двигались со скоростью 300 км/ч и были высотой 5, 10, 20 тыс.
Урбанистические пейзажи рассматривались с высоты птичьего полета или с крыла аэроплана. «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. «Девушка сцветком». Смотрящий на полотно с большим трудом, максимально используя все свое воображение, выделял всадника на красной лошади в картине «Эластичность» (У.
Напротив, культ машины вдохновлялся мечтой о «создании механического человека с заменимыми частями». Для хилых, калек и арестантов — это ещё куда ни шло. Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль. Его «Галерея Милана» (1912, собрание Дж. Художники, следуя этим идеям, хотели к пространству приплюсовать время.
В 1944 году Маринетти умирает, с ним умирает и футуристическое движение. В музыке искать гармонию шумов. Подчеркивалось изначальное сходство всех изображаемых предметов, состоящих из одних и тех же первоэлементов. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения.
Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». В 1913 г. был опубликован «Манифест механического искусства», а Северини и его товарищи населили свои картины механическими существами, похожими на роботов (хотя слово это возникло лишь в 1920 г. ). Подобное запомнилось лучше всего и надолго, однако дело футуризма заключалось в большем. Крученых выставлял пейзажи импрессионистского толка, но, познакомившись с братьями Бурлюками, стал убежденным футуристом.
Родина футуризма — Италия. «Наш прекрасный мир стал еще прекраснее – теперь в нем есть скорость» (там же). Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. Лентулов много работал над задачей передачи с помощью живописи звуков. В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии. ГТГ), «Аллегорическое изображение войны 1812» А. В. Лентулова (1912.
Тогдаже ларионовская группа опубликовала вероятно самый дерзкий ипарадоксальный футуристический манифест «Лучисты ибудущники». Это – образ будущих «настоящих арийцев» неотвратимо наступающей «массовой культуры» фашизма. Фигуры безликих солдат – винтики военной машины. Многоаспектность и фазовость движений передавали русские художники К. Малевич (Точильщик) и Н. Гончарова (Велосипедист).
В 1913 году появляются идеи «заумного языка». Все герои имеют «функциональные» имена (например, «Звонящий по телефону») или имена, выражающие внешность или характер («Толстяк»). Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее.
Он изображал древнерусскую архитектуру, колокольни, палаты: эти изображения как бы «звенели», плыли на его полотнах. Балла и Дж. Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. Но из обещанного будущего, как и из всякой утопии, ничего серьезного выйти не могло. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Тем не менее, в отношении футуристов в конце 1930-х – начале 1940-х годов начинается травля, самого Маринетти начинают клеймить как лидера «левого» искусства. И хотя их было немного, они уже с гордостью произносили футуристическое Мы.
с парохода современности». Внешние углы книги обрезаны так, что в развернутом виде она шестиугольная. К. Карра перенял у кубистов однообразность серо-коричневых тонов. Но они не передавали никакого сколько-нибудь определенного содержания.
— Динамика и скорость как высшие художественные ценности. Инетолько вкачестве пропагандистской уловки для привлечения внимания публики. Конструктивизм Сельвинского, Луговского.
Скорее, это был образ жизни. Венчает эту «пирамиду» портрет Муссолини: руководителя, вождя, «отца» итальянской нации. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Футуристы задавали тон и стиль новой идеологии, они её эстетизировали. Но не только композиции, подобные этим, построены на выделении центра.
Основоположником движения в России был художник Давид Бурлюк, чье имение стало местом собраний общества кубофутуристов («Гилея»). Но невооруженным глазом можно увидеть, что художники явно шли на поводу у своих идолов. Статья Дж. К кругу футуристов были близки также Лентулов и Филонов.
Из других стран эхо футуризма дольше всего бродило по России. «Ага. Характерна пуантиль Сферическое распространение центробежного света Дж. Давайте рассмотрим одну из работ.
В своих экспериментах Лентулов шел со стороны живописи к тому же, к чему Скрябин – со стороны музыки (он занимался цветомузыкой и обладал «синэстезией», – психической способностью испытывать ощущения абсолютно отличные по типу от раздражителя: например, цвет вызывал у него звуковые ассоциации и наоборот). Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Принято считать, что первоначально футуристическая эстетика оформляется влитературе.
Отношение к войне и революции как к омолаживающей силе одряхлевшего мира. До них — ничего, совершенно, ничего. Василий Васильевич Каменский (1884—1961) писал стихи и занимался изобразительным искусством с юных лет.
Маринетти приезжал в Россию. Профиль никогда не бывает неподвижным перед нами, он беспрестанно появляется и исчезает. Пространство и время умерли вчера. Однако, футуризм несколько вывел на первый план современную динамику и новые ритмы в связи с подчеркиванием характерных черт урбанизма.
В них прихотливо перемешаны идеи анархизма, ницшеанства, эротизма в духе ДАнунцио. Художественная галерея Йельского университета), «Велосипедист» (1913. В картине Боччони Состояние ума. Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего.
Слово Италия должно господствовать над словом свобода. Согласно футуристам, все двигается, бежит, все быстро трансформируется.
Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. В русской живописи футуризм никогда необладал монополией наавангардизм иникогда незанимал лидирующих позиций. Русские художники начала ХХ века, заинтересованные идеями футуризма, откликнулись на душевный порыв молодых итальянских «революционеров в искусстве» и начали создавать художественные произведения в данном стиле, которые все-таки имели некоторые отличительные черты. Маринетти организовывает серию публичных акций под лозунгом «Долой Австрию. », публично сжигает австрийские флаги, устраивает выставки – так рождается «Манифест итальянской гордости» (1914). После этого последовало обращение к испанцам: Молодые и бодрые идите к нам. Вэтот период создаётся основной корпус футуристических картин, таких как «Точильщик» К. С. Малевича (1912–1913.
Использованы и типографские линейки. Картина Дж. 1. Что же касается Андрея Кравцова, то он по образованию был медиком и жил в Харькове. В чём его главное содержание.
Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». Так бывший поэт и эссеист стал организатором нового изма, его агитатором и мотором. Этотже год как точку отсчёта для истории русского футуризма указывает И. М. Зданевич.
«Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Для футуристов это был призыв к действию – многие уходят добровольцами на фронт. Маринетти был обвинен в «оскорблении добрых нравов», за публикацией последовал судебный процесс. Это течение претендовало на построение нового искусства 151 «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. И так же, как того «Клетчатого», на картине работы Малевича все, кто близко знал Матюшина, без труда узнавали его. Фазы движения не только чередовались, но и наслаивались друг на друга. Воссоздание живописными средствами «динамических ощущений»– центральный постулат футуристической эстетики.
Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. Например: «Убьём свет луны» (1909 г. ) или «Манифест против Монмартра» (1913 г. ). Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ.
В книге «Взорваль» А. Крученых (1913), факсимиле которой также приведено в сборнике «Будетлянский клич. », текст частично набран, а частично написан от руки и воспроизведен литографским способом. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.
В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. И, наконец, «ничевоков». Ненависть к существовавшему до них языку. Пройдя символистскую школу, Маринетти, конечно, не мог забыть её уроков. Татлин решил участвовать в этой выставке в самый последний момент.
Алягров — это псевдоним Романа Осиповича Якобсона (1896—1982), впоследствии эмигрировавшего в Америку и ставшего там знаменитым филологом, профессором Гарвардского университета. Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Литературный футуризм в «чистом» виде просуществовал дольше, чем живописный – лет семь.
Парки, кафе, рестораны, танцовщицы – все это уже не раз было представлено до него. Футуристы были революционерами в искусстве. В апреле 1910 года был опубликован второй «Манифест футуристов». Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
А нам это ни к чему. Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ (ни одна из которых не закрепилась в языке), нарушением правил ритма и размера в стихах (футуризм в литературе – это в первую очередь направление в поэзии). Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.
Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Руссоло создал даже специальные машины, которые порождали подобную музыку. Это одна из самых известных работ Джакомо Баллы. Брагалия (все 1912) Воображение без сна или Мёртвые на свободе (1913) Живопись звуков, шумов и запахов К. Карра (1913) Геометрическая и механическая красота новой числовой чувственности Т. Маринетти Манифест архитектуры А. Сент-Элиа Политический, манифест Маринетти, К. Карра, У. Боччони и Л. Руссоло Слово на свободе Занг Тумб (псевдоним Маринетти), (все 1914) Манифест тактилизма Т. Маринетти (1921) Абсолютная живопись Э. Прамполини (1922) Новая футуристическая живопись Т. Маринетти (1930) Радио (1933).
Футуристы, конечно, были радикалами. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. 1913 «Перерождение интеллигента», 1913. Свою лепту внесли Э. Мах, В. Вундт и А. Пуанкаре в их докладах середины 1900-х гг.
Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян. Типичными кубофутуристическими произведениями стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского Танго с коровами (1914).
Боччони в серии Силы улицы создает композиции Дома свет небо и Динамизм велосипедиста. Северини, написанная в 1923 году, так и называлась – «Машинизм в искусстве». Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д. В своей программе они всё так же воспевают героизм, борьбу за Новую Италию и социальную справедливость. Заимствуя цветовые переходы и угловато-грубоватые формы. Картины Давида Бурлюка («Футуристическая женщина», «Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»), отличались невообразимой яркостью образов, братья талантливо пропагандировали идеи футуризма и для этого не жалели ни сил, ни времени: организовывали литературные встречи и вечера, ездили в разные города и села, выступая с лекциями на тему футуризма в живописи и литературе.
К середине 1930-х годов российский футуризм в литературе был окончательно уничтожен. 1910. Маринетти.
Вот таким образом каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. Прежде всего– это понятие «врага» (пословам Маринетти, «вечного неприятеля, которого следовалобы изобрести, еслибы его небыло»), ставшее одним изцентральных для футуристической эстетики. Им удается изображать невероятно яркие образы. Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. Чаще всего итальянская программа служила отправным пунктом для рождения местных «футуризмов». Здесь набирало силу националистическое движение, позже приведшее к установлению фашизма. Центр Помпиду, Париж) Гончаровой, «Прогулка. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения.
Однако всё это было уже отзвуком былого футуристического шума. Сегодня этим манифестом мы закладываем основы футуризма. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. И тут же призывал: А ну-ка, где там славные поджигатели с обожжёнными руками.
Футуристы смело надвигают одно изображение на другое. Однако элементы этого движения вошли в плоть дадаизма, позднего экспрессионизма, сюрреализма и поп-арта. Именно эта грань футуризма оказалась чрезвычайно важной вистории русской авангардной культуры– футуризм как «духовное течение» стал прологом комногим открытиям русского авангарда.
Всё то, что делал Мейссонье, оказалось лишь рабской и подробной карикатурой на наполеоновский эпос. В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. Группа молодых художников из Милана, а затем и из других городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти – и своим творчеством и собственными манифестами. Опера была названа «Победа над Солнцем» либретто было написано Крученых, музыка – Матюшиным (он был не только художником, но и талантливым композитором), декорации создал Малевич. Это тот самый «Ромка Якобсон», которого В. В. Маяковский упомянул в стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку».
В 1913 году Малевич, Крученых, Матюшин и Хлебников созывают первый съезд «будетлян» (слово придумал Хлебников, оно является синонимом «кубофутуристов» и обозначает людей, создающих, как бы призывающих будущее и пробуждающих человека для грядущего будущего). В книге «Взорваль» текст помещен не на однотонной бумаге, а на фоне беспредметных цветовых пятен иногда занимающих почти всю поверхность листа. Он разнёсся по городам Франции, Италии, России, Германии и США. В начале 1930-х в Италии были очень сильны националистические настроения: мощь и техника итальянской армии подстёгивала футуристов к прославлению национальной гордости.
Наоснове соединения футуристической икубистической эстетики врусской живописи сложилась особая версия «динамического кубизма» или кубофутуризм. Атмосфера назревающей мировой войны, несомненно, тревожила души. иК. М. Зданевичи, Н. А. Чернявский, Ладо Гудиашвили, С. В. Валишевский, Кара-Дарвиш) игруппы «Сорок один» (Кручёных, Терентьев, И. М. Зданевич, Чернявский). Бурная и не всегда корректная полемика ни к чему не привела.
Среди живописцев группировку споследовательной футуристической программой назвать трудно. Космополитические убеждения этому итальянцу были предначертаны судьбой. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. И, наконец, «ничевоков». Слово futurum в буквальном переводе с латинского означает «будущее», «будущность».
Чего ради растрачивать силы на никчемные вздохи о прошлом. Футуристическая концепция человека будущего, отвага, риск, мужество и авантюризм органично вписывались в фашистский дискурс – чёрные рубашки, отважные «ардити» с кинжалами в зубах, бросающие вызов смерти с кличем «Me ne frego. » («мне плевать»), милитаристская тематика и, конечно же, образ Дуче, «отца итальянской нации». Тема авиации у футуристов вылилась в отдельное течение – аэроживопись. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Необычное расположение глаз Каменского может быть отсылкой к увлечениям мистикой и «тайным знанием» в начале XX века.
Наталья Гончарова. Северини в «Читающих женщинах» видна трехмерность в футуристических неуравновешенных фигурах. 1913.
Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. Ф. Т. Маринетти – отрекся от присутствия разума в своих произведениях, заменив его неопределенным понятием интуиции. Тут появилось ощущение внутренней пластической бесконечности. Культ города с его динамикой и безликостью. Венера набульваре» Ларионова (1913, Центр Помпиду), «Фабрика имост» (1913. Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920х годов. Пусть пройдохи-пароходы обнюхивают горизонт. «Но в рассуждениях об этих художественных революционерах, - как справедливо отмечено А. Обуховой и Н. Алексеевым, - часто упускают очень важную вещь: многие из них были гениальными деятелями того, что сейчас называют «промоушн» и «паблик рилэйшнз».
В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей. 2. 7, 2. 8, 2. 9). 2. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Люди, образуя подобие клина, разрывают простран-ство полотна («и движения их треугольны»). Заменить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим завладением материала» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). У второго поколения футуристов (1925-1943), одной из главных тем являлся образ Муссолини, вождя фашисткой революции, того самого ницшеанского «сверхчеловека», мужественного и сильного.
«Молодые и бодрые идите к нам. ». В 1916 г. погиб Боччони другие стали эволюционировать в сторону метафизической живописи и неоклассицизма, особенно Карра и Северини. Для обывателя того времени роман послужил хлёсткой пощечиной. Но деньги зарабатывать умели. Итак, футуризм. После круг наследовалей стал стремительно рости. Он ввел в скульптурную технику не употребляемые до этого материалы и пришел к «деланию вещей».
Художественная форма как необходимый элемент творчества просто отсутствовала. Впоследствие пародией на этот и подобные ему портреты послужил портрет из фильма «Приключения принца Флоризеля», на котором был изображен «Клетчатый», моментально узнанный всеми, включая вставшего с инвалидного кресла «парализованного». Мариннети заручился поддержкой итальянских художников среди которых были Умберто Боччони, Джино Северини и Карло Карра. Кроме того они могли использовать слова из жаргона художников и не брезговали не нормативной лексикой.
Лентулов и Скрябин дружили всю жизнь. По своей сути такая личность – та же машина, но в биологическом смысле («гигиенически» и «сумасброднофизически») идеальная. «Ага. Этот этап вистории русского футуризма связан прежде всего сдеятельностью «Синдиката футуристов» (Кручёных, И. М. Футуризм трактуется теперь как искусство, соответствующее глубинному духу революции. А это уже первые шаги в сторону будущего поп-арта.
Футуристы утверждали, что новая техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Изображение становилось безличным, то есть безоценочным.
«У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. Недалеко от него ушел в своем творчестве и К. Карра. 1998.
с парохода современности». Надо подготовить рождение индустриальной и военной Венеции.
Другим примером футуристического издания, в котором также использован типографский набор, является «Заумная книга» В. Крученых и Алягрова изданная в 1916 году. Футуризм с его прославлением войны как «гигиены мира», с культом сильного кулака и агрессии пришёлся, что называется, «ко двору». Под первой, собственно художественной программой, «Манифестом художников-футуристов» (11 февраля 1910 г. ), подписались все итальянские художники — члены группы: Умберто Боччони (1882—1916 г. ), Джакомо Балла (1871 — 1958 г. ), Карло Карра (1881 — 1966 г. ), Джино Северини (1883—1966 г. ) и Луиджи Руссоло (1885—1947 г. ). Ранний Дж. Итальянский миф сверхприродной, сверхчеловеческой культуры остался чужд будетлянам. При этом сами литераторы нередко выступали в роли оформителей собственных книг.
— боевой клич раннего авангарда. Начиная с1915, для русских художников футуризм уже непредставляет актуального направления вживописи. В мае 1915 года Италия вступает в войну на стороне стран Антанты. Произведение того же автора «Динамизм мускулов» (1913, собрание Бартарелли, Милан) вызывает удивление своеобразной трактовкой формы самих мышц и однообразно серой гаммой красок.
Футуристы разглядели в Муссолини «человека истинно футуристических устремлений». Единая цветовая палитра у футуристов отсутствовала. При этом в их манере членить объёмы легко заметить влияние кубистической живописи, которую сами футуристы упрекали в «застылости». Основные черты — Культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим.
Слишком уж агрессивный на первых порах футуризм новую власть больше не устраивал. Именно связь снеопримитивизмом окрашивала русский футуризм встоль странные инеприемлемые для итальянских футуристов «архаические» тона. В 1918 году Маринетти и товарищи создают «Политические футуристические фашии» и «Ассоциацию итальянских ардити (смельчак)».
Эго-футуризм Северянина. Города будут возводиться из железа и хрусталя. Мы на мысе веков.
Теперь требовалось не разрушение и низвержение, а возвеличивание и поддержание существующего. Постепенно развиваясь в своих поисках истины, футуристы отказались от главенствующей роли динамики, раздробили образы и перешли к изображению отдельных частей тела и предметов. Их не отличить друг от друга. У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями.
Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Увеличение словаря произвольными и производными словами (слово — новшество). Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству.
В «Манифесте футуристической литературы» он же мечтал о создании «механического человека с заменимыми частями» – удобного бесчувственного робота, начисто лишенного сознания, не требующего к себе ничего, кроме технического ухода. Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать.
Живопись во многом обогатила футуризм. Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. Она иллюстрировала и другие издания футуристов, среди которых «Игра в аду» А. Е. Крученых и В. В. Хлебникова (1914) и «Война» А. Крученых (1916). Основные приемы футуристов в работе над композицией заключались в следующем: делался реалистический набросок с натуры, потом – рисунок, который преображался в соответствии с произведенным на автора впечатлением (манера импрессионистов).
Этот «супермен», созданный необузданной фантазией идеолога и вождя футуризма, – подобие человека без каких-либо социальных признаков, но обладающее огромной биологической волей. Е. Ф. Ковтун в упомянутой выше монографии ни о нем, ни о книге «Нагой среди одетых» даже не упоминает. Очень необычно само построение композиции: картина выстроена в форме пирамиды. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Сам Маринетти за свою жизнь опубликовал свыше 80-ти манифестов, касающихся не только самых разных видов художественного творчества, но и самых разных сторон жизни.
Знамена в их руках превращаются в дубинки. Давид Бурлюк – основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея».