Руссоло создал даже специальные машины, которые порождали подобную музыку. Что касается содержания произведений, то они, как правило, призывали и прославляли разрушение, войны, революции, так как именно в этих явлениях футуристам виделся способ «омоложения», обновления современного им мира. futurum — будущее) — авангар-дистское направление в европейскоском искусстве 1910-1920-х гг., преимущественно в Италии и России. Фазы движения не только чередовались, но и наслаивались друг на друга. Стихи Маяковского, Хлебникова были буквально «прошиты» историко-культурными реминисценциями. Первый футуристич.
Ряд фантастических проектов «городов будущего» оставили архитекторы-футуристы. Крушите древние города. Боччони в серии Силы улицы создает композиции Дома свет небо и Динамизм велосипедиста.
В его стихах речь в самом деле заменялась непонятным, бессмысленным набором слов. В западных странах футуристическая архитектура эволюционировала сначала в стиль Арт-деко, направление Гуги и Высокотехнологичную архитектуру (High Tech Architecture) и, наконец, в нео-футуризм. Он включал в себя четыре основные группы: «Гилея» или кубофутуристы (Велимир Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лифшиц) «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов) «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренёв) и «Центрифуга» (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев).
Футуристы смело надвигают одно изображение на другое. С1911г. Маринетти в парижской газете «Figaro» от 20 февраля 1909г. лат. Подобно др.
1909 Манифеста футуризма итал. Изначальная ориентация модернизма на моделирование в творчестве возможных миров фундирована в экспрессионизме идей отказа от изобразительности и выражения сущности объекта не так, как мы его видим, а так, как мы его знаем (Э. Л. А нам это ни к чему. Художники античности, Возрождения, XV и XVI вв. лат.
К концу 20-х гг. Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства. Следуя примеру Боччони, Руссоло пишет Телодомсвет, а Балла Автосветшум. Все они, естественно, переплетались.
И далее: Не где-нибудь, а в Италии провозглашаем мы этот манифест. кадров кинопленки на один. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см.
и проч. ФУТУРИЗМ (от лат.
Г. Шершеневич, Р. Ивнев, Б. А. Лавренев) и «Центрифуга» (С. До того ж, бльш точним аналогом росйського -ческ в укранськй мов суфкс -ч. Северянин, К. Олимпов, В. Гнедов и др. систему лит. с парохода современности»), а настоящее во имя будущего.
движение завершился с началом этой войны. Пусть заводы привязаны к облакам за ниточки вырывающихся из них труб дыма. Сложившийся в России «кубофутуризм» лишь терминологически и нек-рыми формальными чертами перекликается с итал. культуре. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Лишь в XIX столетии, с открытием машин, народился настоящий Шум.
Ряд фантастических проектов «городов будущего» оставили архитекторы-футуристы. Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Все левое искусство, в котором на самом деле произошли уже давно принципиальные разногласия, нередко по инерции вплоть до 1920-х гг. Футуристы мечтали о создании новой расы людей. Он же опубликовал «Манифест футуризма» 20 февраля 1909 г. Именно там он призвал творческих людей к использования «телеграфного стиля».
В Москве– школа кубофутуристов или «Гилея», которая объединила художников и поэтов, пытавшихся воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов: Н. Д. Маринетти. В Ф. соединялись как требование демократизации искусства, презрение к искусству «элиты», так и крайний индивидуализм, провозглашение совершенной автономности творчества. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов.
Русские футуристы, особенно «гилейцы», настойчиво утверждали самобытность генезиса русских Ф. («Нам незачем было прививаться извне — мы бросились в будущее от 1905 года» — Хлебников) и его независимость (показательна обструкция, устроенная частью русских футуристов Маринетти во время его приезда в Россию в 1914). С апологией техники и урбанизма в Ф. сочетались культ героя-сверхчеловека, вторгающегося в мир и расшатывающего «одряхлевшие» эстетические и нравственные устои, культ насилия, упоение социальными катаклизмами (войной как «гигиеной мира» и «бунтом» вообще). вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея».
Литература Ф. была связана с «левыми» течениями в изобразительном искусстве (особенно тесными были контакты «Гилей» с группой М, Ф. Ларионова «Ослиный хвост» и петербургским «Союзом молодёжи»). В России движение Ф. отчётливо проявилось в литературе и представляло собой сложное взаимодействие различных группировок: самой характерной и радикальной петербургской «Гилей» (Д. Оно вошло в мир с желанием ниспровергать все идеалы. Но впечатляют же. Однако элементы этого движения вошли в плоть дадаизма, позднего экспрессионизма, сюрреализма и поп-арта. Известно положение А. Бергсона:. Среди важнейших можно назвать Манифест техники футуристической живописи, подписанный пятью художниками (1910) Манифест техники футуристической литературы Маринетти, Футуристическая музыка Ф. Б. Прателла Манифест футуристического фотодинамизма А. Дж.
Первая генерация сходит на нет. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры, культивировал эс-тетику урбанизма и машинной индустрии. Одним из ярких представителей футуризма был выдающийся поэт Серебряного века Владимир Маяковский, активно выступающий не только против различного «старья», а еще и за создание чего-то нового в жизни общества. Пусть пройдохи-пароходы обнюхивают горизонт. В скульптуре (Боччони) иллюзию движения должны были вызвать нагромождения и единонаправленный сдвиг «обтекаемых» или угловатых объёмов. поэтом Ф. Т.
Но иногда члены разных групп переходили из одной в другую или сближались. Как можно было не увлечься открытиями и изобретениями Эйнштейна, Планка, Морзе и Эдисона. Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Это вело к поискам «самовитого слова», т. е. к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, призванным передать качества зримого мира одной лишь фоникой, к обилию поэтических неологизмов и пренебрежению грамматическими законами, в конечном итоге — к зауми. П. Бобров, И. А. Аксенов, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев), а также футуристических групп в Одессе, Харькове, Киеве (в т. ч. творчество М. В. Семенко), Тбилиси.
форма не должна кануть в лету из-за функциональности. манифест Маринетти уже через несколько дней после его появления в Фигаро был переведен и опубликован в Петербург, газете Вечер 8 марта 1909. для человека абсолютная правда заключается в том, что он чувствует. Только жалкие потуги.
полях и силовых линиях. Наиболее радикальной и продуктивной оказалась первая из них. Оба варианта правильны, но означают в современном языке чуть-чуть разное. Но деньги зарабатывать умели.
первое издание — «Пролог эгофутуризма» Северянина, 1911), промежуточных московских объединений «Мезонин поэзии» (В. центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена). Эго-футуризм Северянина. Основоположник-теоретик – Маринетти классические представители: У. Боччони, Дж. В рез-те футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамич.
Основоположником этого направления признают итальянского поэта Филиппо Маринетти. Северин, Л. Руссоло и К. Кара. И хотя он никогда не был построен, Дворец Веселья (1961), преподнесенный архитектором проекта Седриком Прайсом как гигантская неофутуристическая машина, также оказал огромное влияние на других архитекторов, в частности, на создавших стиль хай-тек Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно, чей Центр Помпиду продолжил многие из идей Прайса. Они экспериментировали с языком, вводя авторские неологизмы.
Русские футуристы провозгласили независимость формы от содержания, ее революцию, неограниченную свободу поэтического слова.
Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. Скоро понятия футурист и хулиган стали синонимами для умеренной публики тех лет. Погружаясь в стихию фактов и материальных знаков времени, отрицая суверенный характер идеального, накопленного культурной традицией смысла словесного знака, подчиняя постижение явлений формальной перестройке поэзии, «кубофутуризм» смог только фиксировать, хотя и чутко, внешние приметы надвигающегося исторического перелома, оставаясь лишь отзвуком общественных потрясений эпохи. Лучше употребить их в дело, направить в рабочее, творческое русло.
Поэты «Гилей», ведущей группы русских Ф., отождествили поэтическое слово с вещью, обратили его в знак самодовлеющей физической данности, материал, способный к любой трансформации, к взаимодействию с любой знаковой системой, любой естественной или искусственной структурой. Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. отошли от Ф. (Маяковский, Асеев и особенно Пастернак). II, улицы входят в дома. исканиям. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке».
Они с восторгом встретили Первую мир. Панитализм вызрел на фоне готовящейся войны в Ливии, захвата Австрией Триеста. Начался с опубликования в париж. В 1913г. Для хилых, калек и арестантов — это ещё куда ни шло.
Футуристов предреволюц. В итал. с парохода современности». К этим текстам имеет смысл добавить такие принципиальные книги, как Война и живопись (1914) К. Карра и Живопись и скульптура футуризма (1914) У. Боччони. Всё здесь было рассчитано на привлечение внимания, на сенсацию и преднамеренный эпатаж. Основоположником принято считать итальянского Поэт а Ф. Маринетти, опубликовавшего в 1909 г. манифест «Футуризм».
После Октябрьской революции рус. лучащихся, динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластич. Имажинизм Есенина и Мариенгофа.
Это утомляет изматывает, опустошает. Судьба многих его представителей печальна и трагична, кто-то из них был расстрелян (Игорь Терентьев), кто-то отправлен в ссылку, некоторые стали эмигрантами и покинули страну Советов, Маяковский покончил жизнь самоубийством, Асеев и Пастернак отошли от идеалов футуризма и выработали свой индивидуальный стиль.
Современное бытие, которое футуристы призывали моделировать наиболее полно и концентрированно (отсюда проповедь единого, синтетического искусства), мыслилось ими лишь как «жизнь материи» — динамичный комплекс небывалых психических и физиологических вибраций, разнонаправленных сил и движений, звуковых и оптических эффектов. футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Нео-футуризм возобновил свое существование в 2007 году после публикации Манифеста Неофутуристического Города, включенного в кандидатуру, представленную БМВ (Бюро международных выставок) и написанного инновационным дизайнером Вито Ди Бари (бывшим исполнительным директором ЮНЕСКО) для того, чтоб обрисовать видение города Милана во время Всемирной выставки в Милане 2015 года. Пройдя символистскую школу, Маринетти, конечно, не мог забыть её уроков. В России движение Ф. отчётливо проявилось в литературе и представляло собой сложное взаимодействие различных группировок: самой характерной и радикальной — петербургской «Гилей» (Д. Один предмет едва успевает кончиться там, где успевает начаться другой. Их не отличить друг от друга.
Профиль никогда не бывает неподвижным перед нами, он беспрестанно появляется и исчезает. А предтечей кубофутуризма Маяковский назвал Чехова-урбаниста. Ф. Б. Прателла в манифесте Футуристическая музыка требует деструкции квадратуры, разрушения хронометрической тирании ритма, совершенной свободы, атональной тональности в хроматической гамме. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого.
группировок Ф. в России прекратил свое существование. Например, поэзия – истрепанная девка у Давида Бурлюка. В опубл. Эти группы продолжали идеи наиболее радикальных кубофутуристов, Хлебникова иКрученых.
Так, бегущая лошадь имеет не четыре ноги, но двадцать и их движение трехстороннее». Полагая основным критерием стихотворного текста «затруднённость» его восприятия, «гилейцы» следовали в создании поэтической конструкции логике пространственных искусств (прежде всего новейших течений в живописи — кубизма и др. Кирхнер). Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. Однако в провинции голоса новой цивилизации слышны порой лучше, чем в крупных центрах.
Брагалия (все 1912) Воображение без сна или Мёртвые на свободе (1913) Живопись звуков, шумов и запахов К. Карра (1913) Геометрическая и механическая красота новой числовой чувственности Т. Маринетти Манифест архитектуры А. Сент-Элиа Политический, манифест Маринетти, К. Карра, У. Боччони и Л. Руссоло Слово на свободе Занг Тумб (псевдоним Маринетти), (все 1914) Манифест тактилизма Т. Маринетти (1921) Абсолютная живопись Э. Прамполини (1922) Новая футуристическая живопись Т. Маринетти (1930) Радио (1933). Некоторые футуристы прибегали к «зауми» истолковывая ее как расширение поэтических возможностей русского языка (Крученых, Хлебников). В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль».
Вместе с первым манифестом роман создавал определённую вербальную модель для будущего. Северини и др. Балла дает своим дочерям имена Пропеллер и Свет. П. Бобров, И. А. Аксенов, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев), а также футуристических групп в Одессе, Харькове, Киеве (в т. ч. творчество М. В. Семенко), Тбилиси. Многоаспектность и фазовость движений передавали русские художники К. Малевич (Точильщик) и Н. Гончарова (Велосипедист). И хотя их было немного, они уже с гордостью произносили футуристическое Мы.
В области художественной техники Ф. сыграл большую роль в становлении абстракционизма (Выстрел из ружья и Динамические последовательности Балла, Сферическое распространение центробежного света Северини, более поздние Манифест абстрактной живописи Прамполини и идея всемирного Ф. ), авангарда новой волны, прежде всего искусства pop-art (Памятник бутылке Боччони, 1913 – как первый художественный прецедент деланья вещей) и синтетического искусства (концерт звуков большого города на базе комплексного шумопроизводителя Руссоло) и – отчасти – сюрреализма (Состояние души Боччони: Прощание, Те, кто остается и др. ). Крепкозадый буржуазно-мещанский быт, в который искусство прошлое и современное (символизм) входили, как прочные части, образующие устойчивый вкус безмятежного и беспечального, обеспеченного жития, - был основной твердыней, от которой оттолкнулся футуризм и на которую он обрушился. Отрицание гармонии как принципа иск-ва присуще и футуристической скульптуре.
отсюда их название «кубофутуристы»), стремились к семантической «уплотнённости», к столкновению и взаимопроникновению ассоциативных ходов, пытаясь выразить элементами поэтической речи чисто пластические характеристики «плоскость», «фактуру», «сдвиг» и т. п. Тащите огня к библиотечным полкам. 3. В их стихах соединялось высокое и низкое, торжественные интонации с «простым, как мычание». 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Именно их считали "омолаживающей силой одряхлевшего мира".
Литература Ф. была связана с «левыми» течениями в изобразительном искусстве (особенно тесными были контакты «Гилей» с группой М, Ф. Ларионова «Ослиный хвост» и петербургским «Союзом молодёжи»). В совр. проявилась тенденция сделать предметом иск-ва динамизм как таковой. Стремясь в своих футуристич.
И тут же призывал: А ну-ка, где там славные поджигатели с обожжёнными руками. В манифесте Искусство шумов Руссоло пишет: Античная жизнь была только молчанием. С апологией техники и урбанизма в Ф. сочетались культ героя-сверхчеловека, вторгающегося в мир и расшатывающего «одряхлевшие» эстетические и нравственные устои, культ насилия, упоение социальными катаклизмами (войной как «гигиеной мира» и «бунтом» вообще). Стремясь создать искусство будущего, декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф. Т. Маринетти, российских кубофутуристов из Гилеи, участников Ассоциации эгофутуристов, Мезонина поэзии, Центрифуги) отрицание традиционной культуры (наследия прошлого), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы. Абстрагированная от духовных ценностей хаотическая регистрация теснящих друг друга впечатлений, механическое совмещение разнохарактерных аспектов, произвол в области формы вели к иррациональности и распаду образного строя. В отличие от течений испытывавших ужас перед «молохом» цивилизации, футуристы принимали будущее безоговорочно, с экзальтированным оптимизмом, с верой в технику как первопричину современного общественно-культурного сдвига, с провозглашением художественной ценности внешних, веществ. Борьба между ними выливалась в потоки взаимной критики, что отнюдь не объединяло отдельных участников движения, а, наоборот, усиливало их вражду и обособленность.
Все они являлись ниспровергателями (с их точки зрения) старого, отжившего. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. Тут появилось ощущение внутренней пластической бесконечности. Пикассо), в ходе которой исходная позиция бунта против вещей (как они есть) сменяется лозунгом слияния с вещью (какой она должна быть): уважайте объект у Пикассо. Отождествление слова с фактом, программная ориентация на современность и антиэстетическая реальность вводили в поэтическую ткань материал, прежде чуждый поэзии, — вульгарную лексику, прозаизмы городского быта, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши, приёмы цирка и кинематографа.
Отныне мы поместим зрителя в центр картины». Идеолог и основатель футуристского движения, возникшего в 1909г., – итальянский поэт Ф. Т. Маринетти. К концу 20-х годов движение практически угасло. В результате этого он стал знаменитым и богатым и потерял право на заслуживающее место в истории искусства.
и Д. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, Вел. Хлебников, А. Е. Крученых, Е. Гуро. вкусу, Дохлая луна, Взял и др. Идейно-эстетическая программа объединения футуристов излагалась и в ряде других манифестов: «Технический манифест футуристической живописи» (1910), «Манифест футуристической скульптуры» (1912), «Манифест футуристической архитектуры» (1914) и др. Движение часто передается путем наложения последоват. Погружаясь в стихию фактов и материальных знаков времени, отрицая суверенный характер идеального, накопленного культурной традицией смысла словесного знака, подчиняя постижение явлений формальной перестройке поэзии, «кубофутуризм» смог только фиксировать, хотя и чутко, внешние приметы надвигающегося исторического перелома, оставаясь лишь отзвуком общественных потрясений эпохи.
Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». Более того, они ею вдохновлялись. См., например, словарь Ефремовой (можно брать и другие)-ичн- (ый)имена прилагательные, которые обозначают характерное свойство лица или предмета, названного мотивирующим словом (аналогичный, аристократичный, гармоничный, историчный, типичный и т. п. ). -ческ- (ий)имена прилагательные с общим значением свойственности типу или категории людей, которые названы мотивирующими словами (мировоззренческий, наслажденческий, поведенческий, просвещенческий, языковедческий и т. п. ). Обратите внимание: -ичн- свойственно КОНКРЕТНОМУ, -а ческ- – ТИПУ. Для каких-то слов прилагательные будут синонимами. Некоторые крупные поэты, начинавшие как футуристы, на протяжении 20-х гг. достижений и полным отрицанием всех духовно-культурных ценностей прошлого оказали свое действие.
В своем творчестве итальянские футуристы пытались запечатлеть энергию, динамизм, «техницизм» современной цивилизации, сознание «человека толпы». футуристов к союзу с фашистским режимом Муссолини. ценностей, культ техники индустриальных городов (урбанизм) приобретал у итал.
Мы тоже механизмы (Северини). Будетлянство Хлебникова. Эго-футуризм Северянина. В социально-полит, плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях: Война – единственная гигиена мира. России существовало несколько футуристич.
Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Из числа футуристов «второго призыва» только Пастернак перерос литературное ученичество и превратился в крупного поэта.
доктрины об энергетич. в процессе развития социалистического худож. Северини. искусстве начинается тенденция последоват.
В поэзии разрушал даже естественный язык (слова «на свободе» или заумь). Боччони, Карра, Руссоло, Балла и Северини разбрасывали в Милане листовки, текст которых вошел в историю как «Манифест футуристического художника». В отличие от течений испытывавших ужас перед «молохом» цивилизации, футуристы принимали будущее безоговорочно, с экзальтированным оптимизмом, с верой в технику как первопричину современного общественно-культурного сдвига, с провозглашением художественной ценности внешних, веществ. Развиваясь в период между двумя революциями, в атмосфере роста демократических настроений и в то же время духовного разброда в среде интеллигенции, русский Ф. противоречиво сочетал в себе как стихийное неприятие буржуазной действительности, протест против подавления личности современных механистических цивилизацией, так и анархический бунт ради бунта, нигилистическое отрицание всех культурных и нравственных ценностей «старого мира». В скульптуре (Боччони) иллюзию движения должны были вызвать нагромождения и единонаправленный сдвиг «обтекаемых» или угловатых объёмов. futurum — будущее) — авангардистское течение в европ. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». силовых полей. Зародился футуризм в Италии: Филиппо Маринетти, автор поэмы «Красный сахар», не только стал основоположником течения, но и ввел сам термин.
Помимо кубо- и эгофутуризма, русский футуризм существовал и в прочих разговидностях, причемпредставители каждой группировки считали прочие «самозванными». Перспектива Чимабуэ сменяется видом с аэроплана знаменитого летчика Блерио (картина В честь Блерио Р. Делоне). футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по всем худож. Это вело к поискам «самовитого слова», т. е. к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, призванным передать качества зримого мира одной лишь фоникой, к обилию поэтических неологизмов и пренебрежению грамматическими законами, в конечном итоге к зауми. культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки.
Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов. стремились к созданию трудной игры слов), эгофутуристы (И. Наприклад, творчий, мовознавчий, тощо. Ф., отличаясь от него социально-классовой основой и конкретно-эстетическим содержанием. Люди через 200 лет будут жить в воздухе (в человеческом теле дремлют крылья) на Земле возведут динамо-машины, дающие энергию от приливов морей и силы ветра растения станут расти быстрее поезда-сеялки начнут обрабатывать новые агрикультуры. Пространство и время умерли вчера. Балла.
В романе появляется образ механического летающего человека, соединяющего в себе видения Леонардо да Винчи и Гойи Мафарка — проводник новой эротической сущности: он похотлив, он готов насиловать пленных негритянок и искренне любить проституток. Характерна пуантиль Сферическое распространение центробежного света Дж. Наиболее заметные: кубофутуристы или поэты «Гилеи» (В. — боевой клич раннего авангарда.
Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. И если для экспрессионизма характерен поиск мифологических первоэлементов мироздания (Э. Х. Первая мировая война, которую футуристы Италии ждали как гигиену мира, положила конец интенсивному развитию этого движения. будущее – авангардистское направление в европейском искусстве 10—20-х гг. И, наконец, «ничевоков».
Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Отрицание традиционной культуры, ее худож. Маринетти хотел пробудить дух нац.
Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. фаз на одно изображение, как бы наложением ряда последоват. целое различные моменты внутр.
Художники стали создавать определенную систему выражения динамизма. В кубизме эта программа оборачивается эксплицитно объявленной войной против зрения (П. только примитивы нового чувствования, увеличенного во сто крат.
ориг. ассоциации и т. п. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Про привлечение к себе внимания с помощью всевозможных скандалов уже говорилось. Это направление возникло в 1910-1912 годах, одновременно с акмеизмом.
История русского футуризма являла собой сложные взаимоотношения четырех основных группировок, каждая из которых считала себя выразительницей «истинного» футуризма и вела ожесточенную полемику с другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в этом литературном течении. эмоций (стекла, дерева, картона, железа, кожи, конского волоса, одежды, зеркал, электрич. Таким образом, впечатление ведет к тому, что внешний мир бросается на вас. Направьте воду каналов в музейные склепы и затопите их.
эстетические крайности футуристов, группировавшихся вокруг журнала «Леф» (редактор — Маяковский), были своеобразной реакцией на односторонность рапповской критики. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. 1910 появляется Манифест художников-футуристов, а 11 апр.
жизни человека – воспоминания, переживания, пластич. Поэты «Гилей», ведущей группы русских Ф., отождествили поэтическое слово с вещью, обратили его в знак самодовлеющей физической данности, материал, способный к любой трансформации, к взаимодействию с любой знаковой системой, любой естественной или искусственной структурой. и поясняет: – это ядра.
1. Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
Не случайно так близка оказалась футуристам идея революции с ее лозунгом: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья». Не случайно многие футуристы стали певцами революции. Эгофутуризм И. Северянина (поэт И. В. Лотарев, годы жизни – 1887-1941) был одной из разновидностей этого направления. пространства.
В 20-е гг. В картине Боччони Состояние ума.
Он перевернёт и спалит весь мир. Т. о., поэтическое слово мыслилось ими универсальным «материальным» средством постижения основ бытия и переустройства реальности. Ее подписали известные поэты-футуристы.
«Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Футуристы были революционерами в искусстве. Поддержали идеи Маринетти Боччони, Кара, Балла, Северини. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др., считавшие себя «умеренными» футуристами).
Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности. XX в. Сложился в Италии. Однозначная ориентация на процессуальность движения при абстрагировании как от движущегося объекта, так и от направления и цели движения (движение и свет уничтожают материальность тел, согласно Манифесту) получает в Ф. ярко выраженную социальную аппликацию: аксиологический акцент делается на социальном движении как воплощающем – вне зависимости от своей направленности – обновление и, следовательно, прогресс (книга Карра Война – живопись, картины Боччони Драка, Руссоло Восстание, Карра Похороны анархиста Галле и др. ) – при абстрагировании от человека в контексте его совершенной личной ценности и частной жизни (идея Маринетти об индивиде как штифтике, обеспечивающем движение социальной мегамашины, – в противоположность концепции сильной личности выражающие – соответственно – эти идеи картины Северини Бронепоезд и Боччони Единственная форма). поля или состояния души передаются с помощью абстр.
Ввести своих соотечественников на Олимп современной европейской культуры – вот то, что несомненно стояло за эпатажно-крикливым тоном манифеста. характер, экзальтированно-эпатажный тон манифеста в сочетании с апологией часто поверхностно понятых новейших научно-технич. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. в 1913 манифесте Искусство шумов Л. Руссоло, на много лет предваряя конкр. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Для литературы – переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В.
Он одним из первых русских поэтов показал в своих стихах всю правду нового общества. стиха, визуальной (графич. ) поэзии использования архаич., фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным словотворчеством и словоновшеством – изобретением зауми. Хватайте кирки и лопаты. (Через несколько лет русский поэт-футурист В. Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что сделано, ставлю nihil"». ).
вызывает у отд. Этим способом выражалась футуристическая концепция передачи движения. живописцев У. Боччони, Дж. В «Техническом манифесте» было сказано: «строение картины до настоящего времени было глупо традиционным. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.
и проч. жизни вообще, выводя Ф. за пределы собственно худож. выступали как поэты изысканной общедоступности), поэты объединения «Центрифуга» (Б. В период революц.
Русские футуристы, особенно «гилейцы», настойчиво утверждали самобытность генезиса русских Ф. («Нам незачем было прививаться извне мы бросились в будущее от 1905 года» Хлебников) и его независимость (показательна обструкция, устроенная частью русских футуристов Маринетти во время его приезда в Россию в 1914). Однако несмотря на устройство под знаком Ф. целого ряда выставок («Мишень», 1913, « 4», 1914, «Трамвай Б», «0, 10», 1915 и др. ), Ф. не выразился в русской живописи ни в итальянском варианте (исключение — отдельные работы К. С. Малевича, Ларионова, Н. С. Гончаровой, О. В. Розановой, П. Н. Филонова, А. В. Лентулова), ни какой-либо другой целостной системой, захватывая как общее понятие широкий круг явлений: «постсезаннизм» «Бубнового валета», декоративный национальный вариант кубизма, поиски, созвучные немецкому экспрессионизму и французскому фовизму или же близкие примитивизму, «беспредметничеству», дадаизму. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. течениям авангардизма, Ф. явился субъективно-анархической реакцией на кризис буржуазной культуры (в т. ч. и на декадентство), крах либерально этических иллюзий 19 в. и выразил стихийно-эмоциональное предощущение социального и культурного разлома, наступления новой исторической эпохи с сё лавинным научно-техническим прогрессом, нарастающим утилитаризмом мышления, «омассовлением» культуры.
Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, Елена Гуро, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, А. Е. Кручёных, Б. К. Лившиц первые издания сборники «Садок судей», 1910, «Пощёчина общественному вкусу», 1913), петербургской «Ассоциации эгофутуристов» (И. футуристов антигуманистический характер: по утверждению итал. Северини, Выстрел из ружья Дж. Во мн. Полагая основным критерием стихотворного текста «затруднённость» его восприятия, «гилейцы» следовали в создании поэтической конструкции логике пространственных искусств (прежде всего новейших течений в живописи кубизма и др.
Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Мы тоже машины. Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. Футуристы отрицали правила грамматики, синтаксиса, разрушали привычные ритмы и рифмы.
ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Это были Андрей Крученых, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский и Велимир Хлебников. В России возникло футуристич.
В контекст поэтических значений втягивалась зримая форма словесного знака (фигурные стихи, графико-словесные композиции, литографированное издание). Живопись во многом обогатила футуризм. На этой основе происходит историческое смыкание Ф. с фашизмом: с приходом к власти Муссолини Ф. становится официальной эстетической доктриной итальянского фашизма, эволюционируя от концептуального педалирования идеи агрессии (без агрессии нет шедевра – у Маринетти) и культивирования брутальных портретов Дуче в начальный период государственного развития фашизма – до концептуальных прокламаций социального оптимизма (одна лишь радость динамична – в псевдоромантическом манифесте Маринетти Новая футуристическая живопись, 1930) и культивации идиллических пасторалей в стиле неоклассицизма в период стабилизации фашистского правления. и проч. Некоторые крупные поэты, начинавшие как футуристы, на протяжении 20-х гг.
Требование «открыть фигуру, как окно», стремление передать светопроницаемость и взаимопроникновение объемов приводило к модернистской деформации. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. Их творчество направлено на разрушение, ниспровержение существующего.
«Ага. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. Русский футуризм впервые заявил о себе в 1910 году после публикации первого футуристического сборника «Садок судей», в котором были напечатаны поэтические произведения Д. Бурлюка, В. Каменского, В. Хлебникова. Мы на мысе веков. Балла и Дж.
Маринетти декларирует: Не существует красоты вне борьбы, нет шедевров без агрессивности. Это течение претендовало на построение нового искусства 151 «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Стилистика живописи футуристов складывалась под влиянием кубизма однако если кубизм связан с художественным исследованием пространства, то футуризм– прежде всего с попыткой изобразить движение фигур и предметов во времени.
Ди Бари определил свое неофутуристическое видение как перекрестное опыление искусства, современных технологий и этических ценностей, которые объединены, чтобы создать всеобъемлюще высокое качество жизни он ссылается на Четвертый столп Теории устойчивого развития (ET: вообще их три – экономика, политика и экология, но Ди Бари сформировал Четвертый – культура) и сообщил, что название было вдохновлено докладом ООН Наше общее будущее. Жан-Луи Коэн определил Нео-футуризм как естественное следствие технологий, являющихся структурами, которые сегодня создают побочные продукты новых материалов с целью создания ранее невозможных форм. Этан Илфилд Мл. писал, что в современной неофутурстическойэстетике машина становится неотъемлемым элементом самого творческого процесса и генерирует появление художественных форм, которые были бы невозможны до появления компьютерных технологий. Определение Рейнера Банхема une architecture autre (другая архитектура) – это название для архитектуры, которая технологически превосходит все предыдущие виды архитектуры, но обладает выразительной формой, так как Банхем высказался о неофутуристическом компьютеризированном Плаг-ин-Сити, который был создан архитектурной группой Аркигрэм:. первое издание «Пролог эгофутуризма» Северянина, 1911), промежуточных московских объединений «Мезонин поэзии» (В. С принципом футуристической поэзии (поэзия должна быть непрерывным рядом новых образцов — Манифест техники футуристической литературы) перекликается прием живописцев имеющий название симультанизм — одновременность, т. е. синтез того, что вспоминаешь и того, что видишь. Сам Маринетти до 1943 опубликовал не менее 85 манифестов футуристич. Футуризм наполовину состоит из манифестов. ансамблей красок и форм. Реализовать их они пытались достаточно простыми (если не сказать примитивными) приемами.
возникли группы «Центрифуга» (С. П. Бобров, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак и др. ) и «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, К. А. Большаков, С. М. Третьяков, Р. Ивнев и др. ), члены которых проявили себя эпигонами кубо– или эгофутуризма например, Асеев как поэт-футурист был настолько вторичной фигурой, что Маяковский называл его своим учеником. представителями Ф. в живописи. носило название футуристического. В лит. Поэтические принципы Ф. : передача ощущений в виде цепи бесконтрольных ассоциаций и аналогий («беспроволочное воображение»), акцентирование звуковой и графической «оболочек» текста в ущерб словесному значению (обилие звукоподражаний, аллитераций фигурные стихи, обращение к рисункам, коллажам, комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, математических знаков). Джакомо Балла используя опыты Мейбриджа и Марея, делает серию картин Штудии девочки, выбегающей на балкон (первые из них сделаны с применением пуантили).
Наряду с ними возникло и много средних и слабых, чисто эксперимент, работ, к-рые сыграли свою важную роль в истории искусства именно в качестве обнаженного худож. Балла, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией психич. Северянин, К. К. Олимпов и др.
Зритель, помещенный в центр такой картины, по мнению футуристов именно ее силовыми линиями вовлекается в активное участие в изображенном событии. Сходство идейных и эстетических взглядов поэтов и живописцев новой формации, переплетение их творческих интересов (при этом показательно обращение поэтов к живописи, а живописцев к поэзии) их частые совместные выступления закрепляли название «Ф» за «левыми» течениями в живописи. До них — ничего, совершенно, ничего. Каменский – на достижения Некрасова и Кольцова. Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиц.
Национализм и шовинизм, бунтарско-анархич. Сегодня этим манифестом мы закладываем основы футуризма. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, И. Северянин) – языковое экспериментирование (слова на свободе или заумь).
отдельные тенденции Ф. были восприняты имажинистами и обэриутами. Вот таким образом у бегающих лошадей не четыре ноги, а двадцать и движения их треугольны. прозрачность бытия. Рус. Северянин высоко чтил А. К. Толстого, Жемчужникова, Фофанова, Мирру Лохвицкую. Бунт, 1911) и т. п. Нольде, Ф. Марк, Э. Хаккель, П. Клее и др. ), то для кубизма – не только изучение структуры первичных объемов (Пикассо), но и целенаправленное моделирование реальности: орфизм Г. Аполлинера (как музыка Орфея обладала материальной силой и возвращала к жизни, так, по мысли Аполлинера, вдохновение художника способно созидать жизненное, т. е.
Я б только вместо фото Пастернака (недолго он пробыл футуристом, скорее, дань моде отдавал, ведь он очень чутко чувствовал время и слово) разместила портрет В. Каменского — своеобразный товарищ: и писатель и летчик и агроном и изобретатель а «Танго с коровами» на обоях. Условно выделилось несколько группировок нового литературного течения. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. XX в. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры, особенно ее моральных и художественных ценностей, культивировал урбанизм — эстетику машинной индустрии и большого города, переплетение документального материала и фантастики. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Конструктивизм Сельвинского, Луговского.
В России основателями футуристического движения считают членов группы «Гилея» А. Крученых, В. Маяковского, В. Хлебникова и др. Подобно «старшим» футуристам, члены этих объединений экспериментировали с заумью или заумным языком, занимаясь «речетворчеством», т. е. Современное бытие, которое футуристы призывали моделировать наиболее полно и концентрированно (отсюда проповедь единого, синтетического искусства), мыслилось ими лишь как «жизнь материи» динамичный комплекс небывалых психических и физиологических вибраций, разнонаправленных сил и движений, звуковых и оптических эффектов. принцип: выведение творчества из сферы чистого искусства в жизнь участие искусства в создании нового мира, предельно технизированного, революционизированного на всех уровнях. манифесты и многочисл., часто скандальные обществ, выступления).
подлинное бытие – в противоположность видимой искусственной декорации в декоративном искусстве), эксперименты Р. Делоне в сфере моделирования реальности из элементов света, неопластицизм Мондриана как отрицание непосредственной пластики (идеи Платона – плоские) и т. п. Италия представлялась им «громадным рынком древностей» и футуристы призывали избавиться от «полчищ музеев, в которых она похоронена». Однако претензии некоторых футуристов на «государственное искусство», усилившееся в революционный период нигилистическое отношение к культуре прошлого были осуждены в письме ЦК РКП (б) «О пролеткультах» (1920) и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому по поводу издания поэмы «150 000 000» Маяковского.
- одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский и др. опера Победа над солнцем, 1913, музыка М. Матюшина, текст Крученых, декорации Малевича), введения новых принципов стихосложения, основанных на композиционных сдвигах и смысловых парадоксах, разработки тонич. В др.
Однако несмотря на устройство под знаком Ф. целого ряда выставок («Мишень», 1913, « 4», 1914, «Трамвай Б», «0, 10», 1915 и др. ), Ф. не выразился в русской живописи ни в итальянском варианте (исключение отдельные работы К. С. Малевича, Ларионова, Н. С. Гончаровой, О. В. Розановой, П. Н. Филонова, А. В. Лентулова), ни какой-либо другой целостной системой, захватывая как общее понятие широкий круг явлений: «постсезаннизм» «Бубнового валета», декоративный национальный вариант кубизма, поиски, созвучные немецкому экспрессионизму и французскому фовизму или же близкие примитивизму, «беспредметничеству», дадаизму. Северянин, К. К. Олимпов и др. Подобное запомнилось лучше всего и надолго, однако дело футуризма заключалось в большем. К. Карра в своем манифесте Живопись звуков, шумов, запахов (1912), доводя до логич. Он был написан для молодых итальянских художников.
Рус. иск-ве 10—20-х гг. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». переустройства мира.
И, наконец, «ничевоков». (Балла) и т. п.
Итак, футуризм. Наиболее известными приверженцами футуризма являются художники У. Боччони, Дж. Все названные здесь картины и скульптуры создавались в 1912 — 1913 гг. Но не только композиции, подобные этим, построены на выделении центра. пространства и реализуется с помощью симультанности изображения разновременных событий.
течениям авангардизма, Ф. явился субъективно-анархической реакцией на кризис буржуазной культуры (в т. ч. и на декадентство), крах либерально этических иллюзий 19 в. и выразил стихийно-эмоциональное предощущение социального и культурного разлома, наступления новой исторической эпохи с сё лавинным научно-техническим прогрессом, нарастающим утилитаризмом мышления, «омассовлением» культуры. Упоенные новейшими достижениями техники, они стремились вырезать раковую опухоль традиц. Они полностью отказывались от литературных традиций. В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини. Итак: Мы сначала познакомимся с техникой, потом подружимся с ней и подготовим появление механического человека в комплекте с запчастями.
Хронологическую последовательность показа событий помогали передавать и триптихи: Свидание, прощание и отъезд Боччони и Рабочий день Балла. с парохода современности». гордости у своих соотечественников и ввести их на Олимп тогдашней европ., как представителя декадентского Мира искусства и желание скинуть Пушкина с парохода современности. Футуризм зародился среди литераторов и поэтов. Интимные чувства идеалы любви, добра, счастья объявлялись человеческими «слабостями» эмоции и ощущения оценивались по мерке физических (машинных) качеств — силы, энергии, движения, скорости.
эксперимента, подготовит, этапа для других направлений в худож. После этого последовало обращение к испанцам: Молодые и бодрые идите к нам. Ввиду устойчивости образа в сетчатой оболочке предметы множатся, деформируются, преследуют друг друга, как торопливые вибрации в пространстве. отдельные тенденции Ф. были восприняты имажинистами и обэриутами. Приняв своё «видовое имя» от итальянского Ф., русские футуристы, называвшие себя также «будетлянами» (круг «Гилеи»), остро ощущали противоположность своих устремлений одноимённому движению в Италии. Пресса с жадностью следила за подвигами создателей нового искусства. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти.
того же года – Технический манифест футуристич. смысла звука. Будетлянство Хлебникова. Провозглашались дерзость, бунт, любовь к опасностям. Л. Руссоло, который был преимущественно живописцем, тем не менее решил попробовать перенести сформулированные Маринетти принципы деструкции языка и выявления современной красоты в звуки, создав музыку шумов — брюистскую музыку (от фр. Футуризм зародился в Италии в начале XX века. Именно с Ф. в европ.
период. Интимные чувства идеалы любви, добра, счастья объявлялись человеческими «слабостями» эмоции и ощущения оценивались по мерке физических (машинных) качеств силы, энергии, движения, скорости. Цены варьировались от 25 копеек до 5 рублей 151 деньги по тем временам очень немалые. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Германия и США выдавали рецепты возможного индустриального развития. Всем им свойственно притяжение к нонсенсам городской действительности, к словотворчеству.
Валерий Брюсов в обзоре Год русской поэзии (1914 год) заметил, отмечая сознательную грубость стихов футуристов, что недостаточно бранить все, что вне своего кружка, для того, чтобы найти что-то новое. Абстрагированная от духовных ценностей хаотическая регистрация теснящих друг друга впечатлений, механическое совмещение разнохарактерных аспектов, произвол в области формы вели к иррациональности и распаду образного строя. литературные объединения футуристов появляются в России. Когда творец интерпретирует с чистым сердцем натуру, человеческое становится его силой. Наши холсты, – писал он, – будут выражать пластич. признаков наступающей индустриальной эры.
Собственно и сам Ф. как некое целостное художественно-эстетич. Сходство идейных и эстетических взглядов поэтов и живописцев новой формации, переплетение их творческих интересов (при этом показательно обращение поэтов к живописи, а живописцев к поэзии) их частые совместные выступления закрепляли название «Ф» за «левыми» течениями в живописи. Города будут возводиться из железа и хрусталя. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты.
Некогда они также являлись отчасти символистами, отчасти модернистами и пуантилистами. Проблемы единого стиля не существовало. Дж. Балла создавал «пластико-динамические комплексы», У. Боччони – скульптуру, вторгающуюся в реальное пространство, погружающую зрителя внутрь себя. «Но в рассуждениях об этих художественных революционерах, - как справедливо отмечено А. Обуховой и Н. Алексеевым, - часто упускают очень важную вещь: многие из них были гениальными деятелями того, что сейчас называют «промоушн» и «паблик рилэйшнз».
Не случайно его автор привлекался к суду. Балла, Дж. Группа молодых талантливых художников из Милана, а затем из др. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины.
Эстетизму символистической и в особенности акмеистической поэзии футуристы противопоставили подчеркнутую деэстетизацию. В творческой практике итал. отсюда их название — «кубофутуристы»), стремились к семантической «уплотнённости», к столкновению и взаимопроникновению ассоциативных ходов, пытаясь выразить элементами поэтической речи чисто пластические характеристики — «плоскость», «фактуру», «сдвиг» и т. п. Гл. В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудож.
Некоторые футуристы, принявшие революционные идеалы, пытались продолжать свою деятельность и создали организацию ЛЕФ (Левый Фронт Искусства), которая прекратила свое существование в конце 20-х годов ХХ века. Они также выступили с собственным манифестом («Пощечина общественному вкусу», 1912 г. ), в котором призывали отказаться от наследия классиков литературы и правил и норм языка, а также увеличивать словарь поэта за счет словотворчества. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, Елена Гуро, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, А. Е. Кручёных, Б. К. Лившиц первые издания — сборники «Садок судей», 1910, «Пощёчина общественному вкусу», 1913), петербургской «Ассоциации эгофутуристов» (И. В них прихотливо перемешаны идеи анархизма, ницшеанства, эротизма в духе ДАнунцио. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. от лат.
Футуризм– разновидность поэтического авангардизма в литературе модернизма. ориентации, касающихся самых разных видов искусства и сторон человеч. Родиной футуризма была Италия, а его «крестным отцом» – поэт Ф. Т. Маринетти. Поэт мыслился футуристами бунтарем, революционером, сотворцом новой реальности. В рамках российского футуризма сформировалось еще несколько течений – кубофутуризм, эгофутуризм, объединения «Центрифуга» и «Мезонин поэзии».
Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т. Ф. Маринетти Манифест футуризма. В живописи (близкой в некоторых приёмах французскому кубизму, но принципиально отличной от него сюжетностью, литературной подосновой) динамику мира призваны были выразить «вызванные движением» совмещение разных точек зрения, многократное умножение очертаний фигур их деформация, разложение по пересекающимся «силовым» линиям и плоскостям, резкие контрасты цвета, введение словесных фрагментов (коллажи), как бы выхваченных из потока жизни. Г. Шершеневич, Р. Ивнев, Б. А. Лавренев) и «Центрифуга» (С. Однако претензии некоторых футуристов на «государственное искусство», усилившееся в революционный период нигилистическое отношение к культуре прошлого были осуждены в письме ЦК РКП (б) «О пролеткультах» (1920) и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому по поводу издания поэмы «150 000 000» Маяковского. Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»).
В контекст поэтических значений втягивалась зримая форма словесного знака (фигурные стихи, графико-словесные композиции, литографированное издание). В сочетании с ярым национализмом все это привело итал. отошли от Ф. (Маяковский, Асеев и особенно Пастернак). принципы их худож. Атмосфера назревающей мировой войны, несомненно, тревожила души.
признаков наступающей индустриальной эры. Он был одним из первых русских поэтов, показавших всю правду нового общества. Балла, К. Карра, Л. Руссоло и др. Он пишет:.
артефактов, как ассамбляж инсталляция, абстр. Тему опубликованной в 1915 году (лишь в урезанной цензурой форме) поэмы Облако в штанах сам поэт определил в дальнейшем как 4 крика Долой. подробнее: Маринетти). Например, аналогия обычно приводится для конкретных вещей и явлений, вот таким образом основное слово – аналогичный, а аналогический – устаревшая форма (правда же, не звучит. ). Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки.
Автор манифеста утверждал: До XIX в. живопись была искусством по преимуществу молчаливым. Для лирического «эго» футуристов характерно отрицание классических норм и традиций и наличие особого мышления, не принимающего синтаксические правила, нормы словообразования и лексическую сочетаемость. Но на самом деле оказалось что это немного не так. Но из обещанного будущего, как и из всякой утопии, ничего серьезного выйти не могло. Эстетическая концепция Ф. опирается на общекультурные идеи Маринетти о формировании новой цивилизации сращения человека с техникой (новый кентавр – человек на мотоцикле), о замене художественной программы психологизма программой выражения чувств и инстинктов металлов, камней, деревьев, о преодолении диктата логики, дискурса и языка над свободной ассоциативностью сознания и о великом смехе, который омолодит лицо мира (см.
Участники движения призывали разрушать все нормы, правила, формы, выработанные предшествующими поколениями художников, «выбросить на свалку истории» не только отжившие традиции, но все художественное наследие без разбора. Это М. И. Цветаева (1892-1941) и М. А. Волошин (1877-1932). Они — пластические, полифонические, полиритмические, абстрактные и целые. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Он в 1909 году издал "Манифест Футуризма", что является отправной точкой движения.
: долой любовь искусство, строй и религию. формы, цвета, движения и звука, Балла стал предтечей и кинетизма и позднейших синтетич. писателя ф. Т. Маринетти (вождя и теоретика ф., автора «Манифестов итальянского футуризма», 1909—19), жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слезы женщины. Однако время от времени члены разных групп сближались или переходили из одной в другую. газете Фигаро 20 февр. Приняв своё «видовое имя» от итальянского Ф., русские футуристы, называвшие себя также «будетлянами» (круг «Гилеи»), остро ощущали противоположность своих устремлений одноимённому движению в Италии.
В 20-е гг. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Футуризм. Художники, следуя этим идеям, хотели к пространству приплюсовать время. bruit).
В то же время, представители русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями ряд их приветствовал Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. скульптурах-конструкциях к объединению пластич. странах Запада Ф. был представлен немногочисленными группами. писал: «Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости».
Статич. Что хорошего увидишь в старой картине. При этом идея революции в искусстве связывалась с идеей «глобальной переделки мира». Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту. Музыкальная тема — излюбленная в авангарде со времени Матисса и Пикассо. Руссоло. лампочек и т. п. ), стал предвестником поп-арта и таких типов совр.
Начинать можно было и с малого и вот Дж. Ф. она обернулась прославлением войны в качестве «единственной гигиены мира», воспеванием агрессии и насилия, поэтизацией империализма. Чего ради растрачивать силы на никчемные вздохи о прошлом. Глаз, свободный от плена культуры, чистая душа футуристов воспринимают мир по-новому. В своих произведениях (поэмы «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек», «Война и мир») он отрицал, сложившиеся капиталистические отношения и пропагандировал свои гуманистические взгляды и веру в человеческие возможности. м. Поколение рубежа 1900 — 1910-х гг. Авангардистское течение в литературе и искусстве 1910 – 1930-х гг.
Давайте-ка сюда. Северини – гл. Возможность взаимодействия искусств, о чем мечтали романтики и символисты, футуристы брали в качестве основы для создания современного художественного стиля. аэроживопись). Футуризм как тип поведения показан в единственном футуристическом романе Мафарка-футурист Маринетти изданном в 1910 г. на французском и итальянском языках. «будетлянство»– термин В. Хлебникова), художественное течение в европейском искусстве (поэзии и живописи) начала 20в.
выхода художника за пределы искусства. Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. Но это, скорее, лексическое недоразумение, не более.
и электрич. Футуристы, конечно, были радикалами. 11 февраля 1910г.
А его стихи во всяких формах — как кроссворды или формулы. Многие поэты, ранее входившие в футуристические группы, объединились в ЛЕФ. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. То же, что: эпический. Для каких-то прилагательных та или иная форма будет неграмотной. Французский поэт Аполлинер, зараженный футуристической идеологией, написал памфлет Футуристическая антитрадиция (1914). futurum– будущее букв. Засыпем каналы, сожжём гандолы.
Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». В нем он провозгласил создание новой культуры будущего и построения нового общества. В ней они утверждали свое исключительное право на то, чтобы быть выразителями своей эпохи.
Энергетич. скульптура. Футуристы воспевали новую эпоху высоких скоростей и стремительных темпов жизни. Но В. В. Каменский (годы жизни – 1884-1961) и В. Хлебников (годы жизни – 1885-1922) смогли в своем творчестве осуществить весьма интересные эксперименты с языком, которые плодотворно сказались на отечественной поэзии.
произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. объемов в скульптуре – напр., у Боччони). Футуризм зародился в Италии, но первый манифест был опубликован Маринетти в Париже (1909). Однако в своей основе русский футуризм был все же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры.
Свою лепту внесли Э. Мах, В. Вундт и А. Пуанкаре в их докладах середины 1900-х гг. Надо подготовить рождение индустриальной и военной Венеции. практики в сферу самой жизни. Т. о., поэтическое слово мыслилось ими универсальным «материальным» средством постижения основ бытия и переустройства реальности. Конструктивизм Сельвинского, Луговского.
Однако эта стратегия прекрасно срабатывала и во вполне материальных целях. (лат. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. Позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма.
После выхода в свет «Пощечины общественному вкусу», кубофутуристы объединились с недругами из Петербургского общества Северянина и совместно совершить грандиозные гастроли по городам России. Время манифестируется футуристами как необходимое четвертое измерение худож. Сенсорика совр.
Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. В этом должна помочь техника, не только обеспечивая энергией, кровом и пищей футуристическую Утопию, но и конструируя самого человека будущего. Первая значит, выставка итал. Художники показывали нам предметы и люди размещались перед ними.
11 февр. Русский футуризм имел свою специфику. Многие поэты, ранее входившие в футуристические группы, объединились в ЛЕФ. Из других стран эхо футуризма дольше всего бродило по России.
революции впервые почувствовал и осознал, что новая техника меняет и человеч. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. психику, в частности психофизиологию восприятия, а это требует и принцип изменения всего изобразит. -выразит, строя искусства. сознания и организационного объединения различных худож.
И пусть течение уносит древние полотна. войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. футуристам были свойственны черты мелкобуржуазного анархического бунтарства, левацкий радикализм по отношению к культурному наследию, крайности формалистического экспериментаторства.
Восхищаться старой картиной — значит заживо похоронить лучшие чувства. Он разнёсся по городам Франции, Италии, России, Германии и США. Маринетти приезжал в Россию. Северини, Дж.
Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. В частности, у Ефремовой так и написано:эпичный прил. культуры из провинциальной Италии.
Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Например, эпический характер саг, эпичная (конкретная) сага. У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. Поэтические принципы Ф. : передача ощущений в виде цепи бесконтрольных ассоциаций и аналогий («беспроволочное воображение»), акцентирование звуковой и графической «оболочек» текста в ущерб словесному значению (обилие звукоподражаний, аллитераций фигурные стихи, обращение к рисункам, коллажам, комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, математических знаков).
Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. худож. кредо – движение, энергия, сила, скорость, симультанность, континуитет всех фактов и событий, проникновение всего во все и сквозь все – энергетич. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Для живописи (в Италии – У. Боччони, Дж. Особенно активно она действовала с 1910 по 1915 (сб. : Садок судей, Пощечина обществ. В русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Карра хотел добиться тотальной синестезии:. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Развиваясь в период между двумя революциями, в атмосфере роста демократических настроений и в то же время духовного разброда в среде интеллигенции, русский Ф. противоречиво сочетал в себе как стихийное неприятие буржуазной действительности, протест против подавления личности современных механистических цивилизацией, так и анархический бунт ради бунта, нигилистическое отрицание всех культурных и нравственных ценностей «старого мира».
Маринетти еще у истоков научно-технич. Мысли о пространстве и времени были навеяны новейшими открытиями физиков, мыслями об исчезновении материи и философией Анри Бергсона о протяженности событий, существующих лишь только в сознании. В живописи (близкой в некоторых приёмах французскому кубизму, но принципиально отличной от него сюжетностью, литературной подосновой) динамику мира призваны были выразить «вызванные движением» совмещение разных точек зрения, многократное умножение очертаний фигур их деформация, разложение по пересекающимся «силовым» линиям и плоскостям, резкие контрасты цвета, введение словесных фрагментов (коллажи), как бы выхваченных из потока жизни. Хармс).
В Ф. соединялись как требование демократизации искусства, презрение к искусству «элиты», так и крайний индивидуализм, провозглашение совершенной автономности творчества. Познавательно. видов искусства. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». Но, обо всем по порядку.
Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. живописи, подписанные У. Боччони, Дж. Может быть, для них старые добрые времена — как бальзам на раны. поля и силовые линии, развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. После революции традиции футуризма развивали тифлисская группа «41о» (начало 1920-х А. Е. Крученых, Ильязд, И. Терентьев и др. ) и петроградская группа ОБЭРИУ (конец 1920-х А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий, Д. И. Это раса людей, которые бы двигались со скоростью 300 км/ч и были высотой 5, 10, 20 тыс.
мы видим звук и хотим передать это видение зрителям. Он указал на то, что все якобы новшества этих поэтов мнимые. Выступления футуристов сопровождались литературными скандалами, откровенным эпатажем. Подобно др.
Так бывший поэт и эссеист стал организатором нового изма, его агитатором и мотором. В стихах футуристов очевидно стремление к примитивизации. Согласно футуристам, все двигается, бежит, все быстро трансформируется.
интеллектом. Вот где он, чисто русский футуризм: творчество ключом бьет, эпатажа — море, а большего и не нужноони ведь, футуристы эти, «университетов не кончали», потому о художественности особо и не говорим. Маринетти был талантливым организатором прессы. В рамках характерного для Ф. течения динамизма движение расслаивается на составляющие его элементы (у бегающих лошадей не четыре ноги, а двадцать и движения их треугольны – у Балла), в рамках симультанизма движение схватывается посредством организации картины с помощью так называемой линии силы, демонстрирующей проникновение движущихся объектов друг в друга (откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет – у Боччони).