Футуристы утверждали, что новая техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. По замечанию Вадима Шершеневича, футуристы серебряного века впервые на должную высоту подняли форму, придав ей значение главного, самоцелевого элемента произведения. Футуристы славились своим эпатажем и чем-то напоминают нынешних представителей современного искусства. К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц. Плакат В. МаяковскогоОдно из самых известных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича «Авиатор».
Футурист, футуриста, муж. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. В 1912 году в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.
Художники и скульпторы-футуристы (например итальянские художники К. Карра, Дж. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. В творчестве Ф. Т. Маринетти итальянского поэта, российских кубофутуристов из общества Гилеи, а также участников Мезонина поэзии, Ассоциации эгофутуристов, Центрифуги отрицалась традиционная культура как наследие прошлого, разрабатывалась эстетика машинной индустрии и урбанизма.
Эти колебания художников-футуристов между двумя параллельными направлениями в искусстве подтверждали их временную приверженность к выбранному ими пути отрицания всего предыдущего. Судьба многих футуристов трагична. С началом Первой мировой войны (1914), которую футуристы называли «гигиеной мира», движение постепенно угасло. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея».
В Италии футуристы — это Дж. Футуристы выражали культ машинной эпохи, прославляли войну и грубую силу. В общем, очень скоро слова «футурист» и «хулиган» для современной умеренной публики стали синонимами.
Стремясь создать искусство будущего, футуристы отрицали традиционную культуру со всеми ее нравственными и художественными ценностями, провозглашая культ машинной цивилизации, больших городов, высоких скоростей, движения, силы и энергии. Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов не было). Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Русские футуристы приняли «машинную цивилизацию» и воспевали ее. Футуристы – это движение творческих личностей начала 20-го века, которые видели свою функцию в ниспровержении классических форм искусства и построения нового.
Для итальянских футуристов (так же, как впоследствии и русских) был очень важен непосредственный контакт с публикой. Художники футуристы. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем – публиковались. Собственно, это современные культуртрегеры пытаются продолжить славные традиции футуристов, однако у них для этого не хватает одной мелочи – таланта.
Гимн силе и героизму – почти во всех произведениях итальянских футуристов. Постоянно прокламируемый футуристами патриотизм все явственнее перерастал в шовинизм, который толкал их на поддержку милитаризма и колониальной экспансии. Считать себя футуристом.
Футуристы запретили писать наготу — не во имя освобождения живописи или слова к самоцели. Наиболее известными футуристами были Владимир Маяковский, Алексей Крученых, братья Бурлюки, Велемир Хлебников, Игорь Северянин. Это увеличивает проблему содержания в произведении – футуристы доказали, что нельзя безнаказанно расхищать содержательный аспект творчества. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Футуристы выражали культ машинной эпохи.
Шумные манифестации футуристов привели к зарождению акционизма – одной из форм искусства модернизма. Футуристами могут быть не только художники, но и поэты и писатели. Московская футуристическая группа, образовавшаяся в январе 1914 г. Основные участники группы: Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем 151 публиковались. Когда-то, в 1909 году, футуристы ограничивались только тем, что назвали войну гигиеной мира.
И все же, несмотря на так называемое самоуничтожение футуризма в своем первозданном виде, некоторые идейные установки его манифестов намного пережили саму эпоху «смелости, отваги и бунта» в футуристической живописи. Стремясь в своих футуристических скульптурах-конструкциях к объединению пластической формы, цвета, движения и звука, Балла предвосхитил и кинетизм и позднейшие синтетические виды искусства. Футуристы – это люди, которые желали чего то нового в искусстве и противостояли классическим формам и создали свое направление – футуризм.
Честь футуристам, которые запретили писать женские окорока, писать портреты и гитары при лунном свете.
Так, бегущая лошадь имеет не четыре ноги, но двадцать и их движение трехстороннее». Сам Маринетти до 1943 опубликовал не менее 85 манифестов футуристич. Но не только композиции, подобные этим, построены на выделении центра. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти.
В манифесте Искусство шумов Руссоло пишет: Античная жизнь была только молчанием. Среди важнейших можно назвать Манифест техники футуристической живописи, подписанный пятью художниками (1910) Манифест техники футуристической литературы Маринетти, Футуристическая музыка Ф. Б. Прателла Манифест футуристического фотодинамизма А. Дж. Цены варьировались от 25 копеек до 5 рублей 151 деньги по тем временам очень немалые. Эти композиции, в свою очередь, должны были возбуждать у зрителя свободные ассоциации, порождающие движение мысли и эмоциональный эффект. И пусть течение уносит древние полотна.
В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудож. Энергетич. Ф. Т. Руссоло создал даже специальные машины, которые порождали подобную музыку. революции впервые почувствовал и осознал, что новая техника меняет и человеч. Эстетическая концепция Ф. опирается на общекультурные идеи Маринетти о формировании новой цивилизации сращения человека с техникой (новый кентавр – человек на мотоцикле), о замене художественной программы психологизма программой выражения чувств и инстинктов металлов, камней, деревьев, о преодолении диктата логики, дискурса и языка над свободной ассоциативностью сознания и о великом смехе, который омолодит лицо мира (см.
Так бывший поэт и эссеист стал организатором нового изма, его агитатором и мотором. К. Карра в своем манифесте Живопись звуков, шумов, запахов (1912), доводя до логич. Некоторые футуристы прибегали к «зауми» истолковывая ее как расширение поэтических возможностей русского языка (Крученых, Хлебников). В др. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. лат. II, улицы входят в дома.
Футуристы, конечно, были радикалами. Дж. Балла создавал «пластико-динамические комплексы», У. Боччони – скульптуру, вторгающуюся в реальное пространство, погружающую зрителя внутрь себя.
Балла дает своим дочерям имена Пропеллер и Свет. XX в. Сложился в Италии. подробнее: Маринетти). иск-ве 10—20-х гг. Боччони, Карра, Руссоло, Балла и Северини разбрасывали в Милане листовки, текст которых вошел в историю как «Манифест футуристического художника».
Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства. Не случайно так близка оказалась футуристам идея революции с ее лозунгом: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья». Балла, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Пресса с восторгом следила за «подвигами» творцов нового искусства.
Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. — Маринетти: «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Французский поэт Аполлинер, зараженный футуристической идеологией, написал памфлет Футуристическая антитрадиция (1914). Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
В этом должна помочь техника, не только обеспечивая энергией, кровом и пищей футуристическую Утопию, но и конструируя самого человека будущего. Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы. Скандалы поэты-футуристы устраивали разные, варьировавшиеся от озорно-театральных выходок до банального хулиганства.
Отныне мы поместим зрителя в центр картины». для человека абсолютная правда заключается в том, что он чувствует. В дальнейшем футуризм, развиваясь, образует новое направление – так называемый пространственный симультанизм, который связывается с идеей одновременности – «Разве мы не видали иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в далеком конце улицы. » (Из «Манифеста итальянского футуризма») – и идеей пространства, в котором хаотически перемещаются тела и предметы. И тут же призывал: А ну-ка, где там славные поджигатели с обожжёнными руками. Он ввел в скульптурную технику не употребляемые до этого материалы и пришел к «деланию вещей». Экстер, участники выставок «Ослиный хвост», «Мишень», «Трамвай Б» – М. Ф. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи.
Но деньги зарабатывать умели. Пусть заводы привязаны к облакам за ниточки вырывающихся из них труб дыма. Несмотря на внешнюю эффектность, аэроживопись производила впечатление серой посредственности, тоски и безнадежности. Наши холсты, – писал он, – будут выражать пластич.
Татлин, П. Н. Может быть, для них старые добрые времена — как бальзам на раны. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. прозрачность бытия.
Футуристская эстетика основывалась на отказе от культурного наследия, эпатажном художественном эксперименте. Весьма отличался от своего западного варианта, уноследовав лишь заглавный пафос строителей «искусства будущего», противопоставляющих его искуству и культуре прошлого. После этого последовало обращение к испанцам: Молодые и бодрые идите к нам. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом ХХ века. Футуристы пытались сделать свое творчество «выражением стремительных перемен», которые наступили в век капиталистического развития. Малевич, К. М. Чувствуем себя построенными из стали.
с парохода современности». Самая значительная из группировок футуристов, названная впоследствии кубофутуризмом, объединяла различных поэтов серебряного века. Это М. И. Цветаева (1892-1941) и М. А. Волошин (1877-1932). В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам».
Будетлянство Хлебникова. Известно положение А. Бергсона:. Однако эта стратегия прекрасно срабатывала и во вполне материальных целях. Ф., отличаясь от него социально-классовой основой и конкретно-эстетическим содержанием. Атмосфера назревающей мировой войны, несомненно, тревожила души.
Урбанистические пейзажи рассматривались с высоты птичьего полета или с крыла аэроплана.
Они искренне приветствовали новую власть и пытались поставить свое искусство ей на службу, но к к. 20-х гг. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». лучащихся, динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластич.
Про привлечение к себе внимания с помощью всевозможных скандалов уже говорилось. Но невооруженным глазом можно увидеть, что художники явно шли на поводу у своих идолов. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. Северини, написанная в 1923 году, так и называлась – «Машинизм в искусстве».
Все левое искусство, в котором на самом деле произошли уже давно принципиальные разногласия, нередко по инерции вплоть до 1920-х гг. Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». Когда творец интерпретирует с чистым сердцем натуру, человеческое становится его силой. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности. К. Карра перенял у кубистов однообразность серо-коричневых тонов. Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически.
Его «Галерея Милана» (1912, собрание Дж. Но из обещанного будущего, как и из всякой утопии, ничего серьезного выйти не могло. Подобно «старшим» футуристам, члены этих объединений экспериментировали с заумью или заумным языком, занимаясь «речетворчеством», т. е. Этим способом выражалась футуристическая концепция передачи движения. Восхищаться старой картиной — значит заживо похоронить лучшие чувства.
Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм — направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов и др. объемов в скульптуре – напр., у Боччони).
проявилась тенденция сделать предметом иск-ва динамизм как таковой. По своей сути такая личность – та же машина, но в биологическом смысле («гигиенически» и «сумасброднофизически») идеальная. 1910 появляется Манифест художников-футуристов, а 11 апр. В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини.
жизни человека – воспоминания, переживания, пластич. «Но в рассуждениях об этих художественных революционерах, - как справедливо отмечено А. Обуховой и Н. Алексеевым, - часто упускают очень важную вещь: многие из них были гениальными деятелями того, что сейчас называют «промоушн» и «паблик рилэйшнз». Стихи Маяковского, Хлебникова были буквально «прошиты» историко-культурными реминисценциями. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке».
Мы тоже машины. Футуристы воспевали новую эпоху высоких скоростей и стремительных темпов жизни. Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. Каменский – на достижения Некрасова и Кольцова. Тут появилось ощущение внутренней пластической бесконечности. Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии.
Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. Родиной футуризма была Италия, а его «крестным отцом» – поэт Ф. Т. Маринетти. Северини «Автобус» (собрание Куртьон, Париж) со свойственной этому автору академической методичностью показывает, как это может происхо-дить. Ненависть к существовавшему до них языку.
ориентации, касающихся самых разных видов искусства и сторон человеч. Именно с Ф. в европ. Огромная толпа приходит в лихорадочное движение в «Восстании» Л. Руссоло (1912, Городской музей, Гаага). манифесты и многочисл., часто скандальные обществ, выступления).
Все названные здесь картины и скульптуры создавались в 1912 — 1913 гг. Это будет само динамическое ощущение». Конструктивизм Сельвинского, Луговского. В «Манифесте искусства механизмов» от 1923 года так и было сказано: «Мы воспринимаем как механизмы. Это раса людей, которые бы двигались со скоростью 300 км/ч и были высотой 5, 10, 20 тыс.
— боевой клич раннего авангарда. Футуризм наполовину состоит из манифестов. Наиболее активным оставался Маринетти он свёл дружбу с Муссолини и поддерживал фашистский режим в стране, считая, что таким образом свою утопию соединил с утопией определенного политического режима.
Художники нового направления использовали пересечения, сдвиги, наплывы форм, много-кратные повторения мотивов, стремясь выразить множественность впечатлений в современном городе. Рус. Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. В его стихах речь в самом деле заменялась непонятным, бессмысленным набором слов. На этой основе происходит историческое смыкание Ф. с фашизмом: с приходом к власти Муссолини Ф. становится официальной эстетической доктриной итальянского фашизма, эволюционируя от концептуального педалирования идеи агрессии (без агрессии нет шедевра – у Маринетти) и культивирования брутальных портретов Дуче в начальный период государственного развития фашизма – до концептуальных прокламаций социального оптимизма (одна лишь радость динамична – в псевдоромантическом манифесте Маринетти Новая футуристическая живопись, 1930) и культивации идиллических пасторалей в стиле неоклассицизма в период стабилизации фашистского правления. искусстве начинается тенденция последоват.
Пройдя символистскую школу, Маринетти, конечно, не мог забыть её уроков. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками 151 В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Пусть пройдохи-пароходы обнюхивают горизонт. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. Футуризм– разновидность поэтического авангардизма в литературе модернизма.
Но, обо всем по порядку. Итак, футуризм. Недалеко от него ушел в своем творчестве и К. Карра. К концу 20-х гг. Фyтypизм – литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Засыпем каналы, сожжём гандолы. Ранний Дж.
И течение оказалось более разнородным, чем предшествующие ему символизм и акмеизм. Первая генерация сходит на нет.
Чего ради растрачивать силы на никчемные вздохи о прошлом. Скоро понятия футурист и хулиган стали синонимами для умеренной публики тех лет. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. 2.
кадров кинопленки на один. Они с восторгом встретили Первую мир. Произведение того же автора «Динамизм мускулов» (1913, собрание Бартарелли, Милан) вызывает удивление своеобразной трактовкой формы самих мышц и однообразно серой гаммой красок. «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист.
Города будут возводиться из железа и хрусталя. Отсюда особое внимание Хлебникова к первоначалам, когда язык был частью природы и, одновременно, новый эстетич. футуристов к союзу с фашистским режимом Муссолини. Но опровержением этой самой концепции послужила скульптура известного футуриста Умберто Боччони «Единственная форма протяженности в пространстве» (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. Не случайно его автор привлекался к суду. группировок Ф. в России прекратил свое существование.
Системой был сам авангард. Тему опубликованной в 1915 году (лишь в урезанной цензурой форме) поэмы Облако в штанах сам поэт определил в дальнейшем как 4 крика Долой. Маринетти. Сенсорика совр. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис.
Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. носило название футуристического. Это направление возникло в 1910-1912 годах, одновременно с акмеизмом.
Оно вошло в мир с желанием ниспровергать все идеалы. представителями Ф. в живописи. Однако в провинции голоса новой цивилизации слышны порой лучше, чем в крупных центрах. с парохода современности» и сформулировали 4 права поэтов: 1. Познавательно. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876—1944 г. ), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта.
И конечно же, прославление машины индустриализации, урбанистической цивилизации. В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. С принципом футуристической поэзии (поэзия должна быть непрерывным рядом новых образцов — Манифест техники футуристической литературы) перекликается прием живописцев имеющий название симультанизм — одновременность, т. е. синтез того, что вспоминаешь и того, что видишь. Многоаспектность и фазовость движений передавали русские художники К. Малевич (Точильщик) и Н. Гончарова (Велосипедист).
Но В. В. Каменский (годы жизни – 1884-1961) и В. Хлебников (годы жизни – 1885-1922) смогли в своем творчестве осуществить весьма интересные эксперименты с языком, которые плодотворно сказались на отечественной поэзии. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Художники показывали нам предметы и люди размещались перед ними.
Однако время от времени члены разных групп сближались или переходили из одной в другую. Боччони в серии Силы улицы создает композиции Дома свет небо и Динамизм велосипедиста. Идейно-эстетическая программа объединения футуристов излагалась и в ряде других манифестов: «Технический манифест футуристической живописи» (1910), «Манифест футуристической скульптуры» (1912), «Манифест футуристической архитектуры» (1914) и др. Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать.
Давайте-ка сюда. В их стихах соединялось высокое и низкое, торжественные интонации с «простым, как мычание». Живопись во многом обогатила футуризм. «Ага.
Балла. Художественная форма как необходимый элемент творчества просто отсутствовала. Пространство и время умерли вчера.
с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Сложившийся в России «кубофутуризм» лишь терминологически и нек-рыми формальными чертами перекликается с итал. возникли группы «Центрифуга» (С. П. Бобров, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак и др. ) и «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, К. А. Большаков, С. М. Третьяков, Р. Ивнев и др. ), члены которых проявили себя эпигонами кубо– или эгофутуризма например, Асеев как поэт-футурист был настолько вторичной фигурой, что Маяковский называл его своим учеником. целое различные моменты внутр. Малевича).
1909 Манифеста футуризма итал. вкусу, Дохлая луна, Взял и др. Я б только вместо фото Пастернака (недолго он пробыл футуристом, скорее, дань моде отдавал, ведь он очень чутко чувствовал время и слово) разместила портрет В. Каменского — своеобразный товарищ: и писатель и летчик и агроном и изобретатель а «Танго с коровами» на обоях.
Вот таким образом у бегающих лошадей не четыре ноги, а двадцать и движения их треугольны. Художники античности, Возрождения, XV и XVI вв.
Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта. Это одна из самых известных работ Джакомо Баллы. Футуристы же, напротив, всячески восхваляли и пропагандировали свои технократические утопии: «Отныне жар куска стали или дерева возбуждает в нас страсть сильнее, чем улыбка или слезы женщины» (Из «Манифеста»). лампочек и т. п. ), стал предвестником поп-арта и таких типов совр. России существовало несколько футуристич.
и проч. Произведения футуристов в колористическом плане существенно отличались друг от друга. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д.
Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др. ) — в 1912 г. ее участники выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором призывали «бросить Пушкина, Достоевского и пр. Он пишет:. Гончарова, К. С. ориг. Статич. К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Живопись во многом обогатила футуризм.
В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Все это предлагалось, как способ сделать литературное произведение средством передачи «жизни материи», средством «схватить все, что есть ускользающего и неуловимого в материи», «чтобы литература непосредственно входила во вселенную и сливалась с нею»Слова футуристических произведений полностью освобождались от жестких рамок синтаксических периодов, от пут логических связей. Однако эта стратегия прекрасно срабатывала и во вполне материальных целях.
ценностей, культ техники индустриальных городов (урбанизм) приобретал у итал. Однако в своей основе русский футуризм был все же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. выхода художника за пределы искусства. Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. Бурлюк.
«Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины». Наиболее известными приверженцами футуризма являются художники У. Боччони, Дж. «Наш прекрасный мир стал еще прекраснее – теперь в нем есть скорость» (там же).
Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея».
Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. Эго-футуризм Северянина. Северини «Бронепоезд» (1915, собрание Цейслер, Нью-Йорк) серо-зеленая масса одновременно палит из полураскрытого бронированного склепа. Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы. писателя ф. Т. Маринетти (вождя и теоретика ф., автора «Манифестов итальянского футуризма», 1909—19), жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слезы женщины.
Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. «Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С. В живописи футуристов после 1912 года стали проявляться ярко выраженные элементы кубизма. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки.
Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира. Это были Андрей Крученых, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский и Велимир Хлебников. В творческой практике итал. Северини. Изобразительное искусство футуристов во многом было сходно с кубизмом и экспрессиониз-мом.
И, наконец, «ничевоков». Северянин высоко чтил А. К. Толстого, Жемчужникова, Фофанова, Мирру Лохвицкую. Карра хотел добиться тотальной синестезии:. Бурная и не всегда корректная полемика ни к чему не привела. Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
В лит. Он перевернёт и спалит весь мир. Ее подписали известные поэты-футуристы. В музыке искать гармонию шумов. писал: «Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости». Что было для художников-футуристов определяющим признаком будущего.
Таким образом, слова превращались в визуальные знаки. Заключительный, одиннадцатый пункт «Технического манифеста итальянской литературы» провозглашал один из важнейших постулатов новой поэтической концепции: «уничтожить Я в литературе». Текст манифеста вызвал бурную реакцию и положил начало новому «жанру», внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент — кулачный удар. Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту. Как можно было не увлечься открытиями и изобретениями Эйнштейна, Планка, Морзе и Эдисона. полях и силовых линиях. аэроживопись). Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др., считавшие себя «умеренными» футуристами). Но иногда члены разных групп переходили из одной в другую или сближались.
В рез-те футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамич. того же года – Технический манифест футуристич. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум.
м. Поколение рубежа 1900 — 1910-х гг. и поясняет: – это ядра. В опубл. Провозглашались дерзость, бунт, любовь к опасностям. — Воспевание достижений цивилизации и технического прогресса.
Направьте воду каналов в музейные склепы и затопите их. Время манифестируется футуристами как необходимое четвертое измерение худож. Характерна пуантиль Сферическое распространение центробежного света Дж. Маринетти приезжал в Россию. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». — Динамика и скорость как высшие художественные ценности.
Наиболее заметные: кубофутуристы или поэты «Гилеи» (В. Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. Глаз, свободный от плена культуры, чистая душа футуристов воспринимают мир по-новому. Он был одним из первых русских поэтов, показавших всю правду нового общества.
Джакомо Балла используя опыты Мейбриджа и Марея, делает серию картин Штудии девочки, выбегающей на балкон (первые из них сделаны с применением пуантили). Ф. Б. Прателла в манифесте Футуристическая музыка требует деструкции квадратуры, разрушения хронометрической тирании ритма, совершенной свободы, атональной тональности в хроматической гамме.
Некоторые футуристы, принявшие революционные идеалы, пытались продолжать свою деятельность и создали организацию ЛЕФ (Левый Фронт Искусства), которая прекратила свое существование в конце 20-х годов ХХ века. Эгофутуризм И. Северянина (поэт И. В. Лотарев, годы жизни – 1887-1941) был одной из разновидностей этого направления. Авангардистское течение в литературе и искусстве 1910 – 1930-х гг. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. В «Манифесте футуристической литературы» он же мечтал о создании «механического человека с заменимыми частями» – удобного бесчувственного робота, начисто лишенного сознания, не требующего к себе ничего, кроме технического ухода. Имажинизм Есенина и Мариенгофа.
лат. До них — ничего, совершенно, ничего. Лучше употребить их в дело, направить в рабочее, творческое русло. Статья Дж. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти.
(Через несколько лет русский поэт-футурист В. Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что сделано, ставлю nihil"». ). Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. Это утомляет изматывает, опустошает. «Изгнав психологию из литературы, футуристы ввели ее в живопись и заставили передавать психические состояния» (Тастевен Г. «Футуризм»). Из других стран эхо футуризма дольше всего бродило по России.
1. Футуристы мечтали о создании новой расы людей. Балла и Дж. эмоций (стекла, дерева, картона, железа, кожи, конского волоса, одежды, зеркал, электрич. Отрицание гармонии как принципа иск-ва присуще и футуристической скульптуре.
Живопись урбанистического типа выглядела, как кошмарное впечатление от жизни в мегаполисе. будущее – авангардистское направление в европейском искусстве 10—20-х гг. А предтечей кубофутуризма Маяковский назвал Чехова-урбаниста.
В стихах футуристов очевидно стремление к примитивизации. поэтом Ф. Т. Маринетти хотел пробудить дух нац. Музыкальная тема — излюбленная в авангарде со времени Матисса и Пикассо.
«Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. Но они не передавали никакого сколько-нибудь определенного содержания. систему лит. У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. В своем творчестве итальянские футуристы пытались запечатлеть энергию, динамизм, «техницизм» современной цивилизации, сознание «человека толпы». В апреле 1910 года был опубликован второй «Манифест футуристов».
Кирхнер). пространства. Особенно активно она действовала с 1910 по 1915 (сб. : Садок судей, Пощечина обществ. жизни вообще, выводя Ф. за пределы собственно худож. Люди через 200 лет будут жить в воздухе (в человеческом теле дремлют крылья) на Земле возведут динамо-машины, дающие энергию от приливов морей и силы ветра растения станут расти быстрее поезда-сеялки начнут обрабатывать новые агрикультуры.
Руссоло. Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена).
Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Дж. Еще одним подтверждением этому служит получение Ф. Маринетти звания академика. Вызывать в публике целый ряд забавных идей и чувств, подобно тому, как сильный удар по воде вызывает концентрические круги, пробуждает эхо, которое в свою очередь пробуждает другое эхо. Это – образ будущих «настоящих арийцев» неотвратимо наступающей «массовой культуры» фашизма. Слова о любви к опасности, об отваге, смелости и бунте, об опасном прыжке, гимнастическом шаге, оплеухе и мордобое могли показаться сильным контрастом по сравнению с убаюкивающим декадансом.
В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Начался с опубликования в париж. Футуристы отрицали правила грамматики, синтаксиса, разрушали привычные ритмы и рифмы. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма».
Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. принципы их худож.
Например, поэзия – истрепанная девка у Давида Бурлюка. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. Футуризм в русской литературе Группа «Гилея» (В.
Футуристические элементы существовали в культуре Италии в 20-е и 30-е гг., особенно в области театра и радиовещания. — Принцип симультанности — наложение последовательных фаз на одно изображение движения. стремились к созданию трудной игры слов), эгофутуристы (И. Проблемы единого стиля не существовало. В результате этого он стал знаменитым и богатым и потерял право на заслуживающее место в истории искусства. XX в. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры, особенно ее моральных и художественных ценностей, культивировал урбанизм — эстетику машинной индустрии и большого города, переплетение документального материала и фантастики. Наиболее радикальной и продуктивной оказалась первая из них.
Но на самом деле оказалось что это немного не так. Маринетти еще у истоков научно-технич. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. Маттиоли, Милан) с геометрией плоскостных форм представляет собой тот же компромисс, что и «Читающие женщины» Дж. Футуристы, конечно, были радикалами. культуре. Про привлечение к себе внимания с помощью всевозможных скандалов уже говорилось.
Обычные оптические иллюзии возвелись ими в абсолют и подкрепи-лись различными псевдонаучными толкованиями (в которых имели место дилетантизм и алогичность), поскольку идейный предводитель футуризма – Ф. Т. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский и др. культуры из провинциальной Италии. ассоциации и т. п.
Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Передача движения достигалась просто и без затей. сознания и организационного объединения различных худож.
В чём его главное содержание. Вместе с тем, Ф. может быть рассмотрен как закономерный этап в разворачивании содержательной эволюции модернистской концепции художественного творчества. Основные приемы футуристов в работе над композицией заключались в следующем: делался реалистический набросок с натуры, потом – рисунок, который преображался в соответствии с произведенным на автора впечатлением (манера импрессионистов). Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. поля и силовые линии, развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога.
Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Во всем подчеркивалось право сильной личности и отрицание жалости к человеческим «винтикам» – так проповедовал футуристический лидер и идеолог Ф. Т.
Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян. «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка. Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Рус.
История русского футуризма являла собой сложные взаимоотношения четырех основных группировок, каждая из которых считала себя выразительницей «истинного» футуризма и вела ожесточенную полемику с другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в этом литературном течении. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Подобное запомнилось лучше всего и надолго, однако дело футуризма заключалось в большем. живописцев У. Боччони, Дж. Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Для хилых, калек и арестантов — это ещё куда ни шло.
футуристов антигуманистический характер: по утверждению итал. Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира». А это уже первые шаги в сторону будущего поп-арта. «будетлянство»– термин В. Хлебникова), художественное течение в европейском искусстве (поэзии и живописи) начала 20в.
худож. и электрич. Все они являлись ниспровергателями (с их точки зрения) старого, отжившего.
Давид Бурлюк. с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Панитализм вызрел на фоне готовящейся войны в Ливии, захвата Австрией Триеста.
Отношение к войне и революции как к омолаживающей силе одряхлевшего мира. Танцы – главная тема, которая стала лабораторией для его футуристических экспериментов. Нольде, Ф. Марк, Э. Хаккель, П. Клее и др. ), то для кубизма – не только изучение структуры первичных объемов (Пикассо), но и целенаправленное моделирование реальности: орфизм Г. Аполлинера (как музыка Орфея обладала материальной силой и возвращала к жизни, так, по мысли Аполлинера, вдохновение художника способно созидать жизненное, т. е. И далее: Не где-нибудь, а в Италии провозглашаем мы этот манифест. Пикассо), в ходе которой исходная позиция бунта против вещей (как они есть) сменяется лозунгом слияния с вещью (какой она должна быть): уважайте объект у Пикассо.
Отстранение «от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы». культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки. Не случайно издание, которым руководил Маяковский в первой половине 1920-х гг., получило название ЛЕФ– Левый фронт искусств.
Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). ансамблей красок и форм. При этом идея революции в искусстве связывалась с идеей «глобальной переделки мира». Теория duree Бергсона, оказавшая сильное воздействие на романы В поисках утраченного времени М. Пруста импрессионизм, символизм, экспрессионизм, кубизм и сюрреализм, не осталась секретом для футуристов. и поясняет: – это ядра. Сегодня этим манифестом мы закладываем основы футуризма.
Филонов, М. З. Они полностью отказывались от литературных традиций. И если для экспрессионизма характерен поиск мифологических первоэлементов мироздания (Э. Х. В «Техническом манифесте» было сказано: «строение картины до настоящего времени было глупо традиционным.
При этом в их манере членить объёмы легко заметить влияние кубистической живописи, которую сами футуристы упрекали в «застылости». скульптура. Если кубисты придумали изображать объект одновременно со многих точек пространства, футуристы предпочти смотреть на мир со многих точек времени. - одно из главных направлений в искусстве авангарда нач.
«Всечество» стало одним из важнейших футуристических художественных принципов. Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. В картине Боччони Состояние ума. Он одним из первых русских поэтов показал в своих стихах всю правду нового общества.
психику, в частности психофизиологию восприятия, а это требует и принцип изменения всего изобразит. -выразит, строя искусства. Однако подспудно всё было готово нужен был только сигнал боевой тревоги сразу же появились легионеры, вставшие под знамена Будущего. только примитивы нового чувствования, увеличенного во сто крат. Мы тоже механизмы (Северини).
А футуризмом его окрестили в России по аналогии с итальянским. Он разнёсся по городам Франции, Италии, России, Германии и США. Футуристы обвиняли кубистов в «замаскированном академизме». Требование «открыть фигуру, как окно», стремление передать светопроницаемость и взаимопроникновение объемов приводило к модернистской деформации. Вот где он, чисто русский футуризм: творчество ключом бьет, эпатажа — море, а большего и не нужноони ведь, футуристы эти, «университетов не кончали», потому о художественности особо и не говорим. Один предмет едва успевает кончиться там, где успевает начаться другой.
Живопись во многом обогатила футуризм. Он включал в себя четыре основные группы: «Гилея» или кубофутуристы (Велимир Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лифшиц) «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов) «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренёв) и «Центрифуга» (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев). Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Таковы предпосылки официального искусства, утвержденного властями итальянского фашизма. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи.
В «Манифесте живописи» в качестве основных рекомендовались только два признака: употребление самых ярких – «красных, которые кричат», – красок и непременный, обязательный дивизионизм, однако ничего не говорилось о цветовой структуре, о содержательной стороне цвета. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. В кубизме эта программа оборачивается эксплицитно объявленной войной против зрения (П.
Северин, Л. Руссоло и К. Кара. Брагалия (все 1912) Воображение без сна или Мёртвые на свободе (1913) Живопись звуков, шумов и запахов К. Карра (1913) Геометрическая и механическая красота новой числовой чувственности Т. Маринетти Манифест архитектуры А. Сент-Элиа Политический, манифест Маринетти, К. Карра, У. Боччони и Л. Руссоло Слово на свободе Занг Тумб (псевдоним Маринетти), (все 1914) Манифест тактилизма Т. Маринетти (1921) Абсолютная живопись Э. Прамполини (1922) Новая футуристическая живопись Т. Маринетти (1930) Радио (1933). Балла традиционен в выборе своих сюжетов: «Дама с собачкой», «Девочка, бегающая по балкону» (1912, Галерея современного искусства, Милан). обновлением поэтической лексики и синтаксиса, поиском новых интонационных средств и графических форм.
Маринетти. Культ города с его динамикой и безликостью. Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог.
Группа молодых талантливых художников из Милана, а затем из др. Первая значит, выставка итал. поля или состояния души передаются с помощью абстр. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской.
Системой был сам авангард. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Но деньги зарабатывать умели.
Геометризованные мотивы использовались художником как некие зримые знаки непости-жимого, высшего духовного начала мироздания (идеи духовности искусства В. В. Маринетти декларирует: Не существует красоты вне борьбы, нет шедевров без агрессивности. — Пафос разрушения и взрыва. Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Германия и США выдавали рецепты возможного индустриального развития.
Перспектива того, что техническая революция нового столетия неизбежно приведет к превращению человека в придаток машины, «в винтик, в штифтик, в органную клавишу», повергала в ужас всех сознательных гуманистов. Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. газете Фигаро 20 февр. Упоенные новейшими достижениями техники, они стремились вырезать раковую опухоль традиц.
В 20-е годы XX столетия стала очень популярной в мировом изобразительном искусстве идея «делания вещей». Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея». (Балла) и т. п.
Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915). доктрины об энергетич. Прежде всего движение. Футуризм — одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг.
Фазы движения не только чередовались, но и наслаивались друг на друга. Основные черты — Культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим. Футуристы совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы движения одновременно. Люди, образуя подобие клина, разрывают простран-ство полотна («и движения их треугольны»). Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.
Слишком уж агрессивный на первых порах футуризм новую власть больше не устраивал. Футуристы были революционерами в искусстве. Крушите древние города. Смотрящий на полотно с большим трудом, максимально используя все свое воображение, выделял всадника на красной лошади в картине «Эластичность» (У.
Мы на мысе веков. и Д. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, Вел. Хлебников, А. Е. Крученых, Е. Гуро. (лат. После Октябрьской революции рус. стиха, визуальной (графич. ) поэзии использования архаич., фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным словотворчеством и словоновшеством – изобретением зауми.
Тащите огня к библиотечным полкам. Основную задачу нового искусства футуристы видели в отказе от всех традиций, в разрыве с идеологией и этическими взглядами, выраженными в творчестве всех литературных предшественников. Одним из ярких представителей футуризма был выдающийся поэт Серебряного века Владимир Маяковский, активно выступающий не только против различного «старья», а еще и за создание чего-то нового в жизни общества. Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов. Что хорошего увидишь в старой картине.
В итал. Парки, кафе, рестораны, танцовщицы – все это уже не раз было представлено до него. Условно выделилось несколько группировок нового литературного течения. эксперимента, подготовит, этапа для других направлений в худож.
Первый футуристич. Но это не утопичный мир будущего — это мир настоящего с превнесенными в него новыми художественными средствами самовыражения и такими понятиями как энергетические поля, движение, техногенные звуки. Стремясь в своих футуристич. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».
формы, цвета, движения и звука, Балла стал предтечей и кинетизма и позднейших синтетич. Цены варьировались от 25 копеек до 5 рублей – деньги по тем временам очень немалые. пространства и реализуется с помощью симультанности изображения разновременных событий. Балла, К. Карра, Л. Руссоло и др.
артефактов, как ассамбляж инсталляция, абстр. Их творчество направлено на разрушение, ниспровержение существующего. И хотя их было немного, они уже с гордостью произносили футуристическое Мы. 11 февр.
В России возникло футуристич. период. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Конструктивизм Сельвинского, Луговского.
Гл. Не случайно многие футуристы стали певцами революции. Хармс). эстетические крайности футуристов, группировавшихся вокруг журнала «Леф» (редактор — Маяковский), были своеобразной реакцией на односторонность рапповской критики. Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения.
выступали как поэты изысканной общедоступности), поэты объединения «Центрифуга» (Б. Футуризм зародился в Италии, но первый манифест был опубликован Маринетти в Париже (1909). Боччони, 1912). Всё здесь было рассчитано на привлечение внимания, на сенсацию и преднамеренный эпатаж. В области художественной техники Ф. сыграл большую роль в становлении абстракционизма (Выстрел из ружья и Динамические последовательности Балла, Сферическое распространение центробежного света Северини, более поздние Манифест абстрактной живописи Прамполини и идея всемирного Ф. ), авангарда новой волны, прежде всего искусства pop-art (Памятник бутылке Боччони, 1913 – как первый художественный прецедент деланья вещей) и синтетического искусства (концерт звуков большого города на базе комплексного шумопроизводителя Руссоло) и – отчасти – сюрреализма (Состояние души Боччони: Прощание, Те, кто остается и др. ).
Заменить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим завладением материала» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). Ни одна архи-эпатажная строфа или манифест футуристов не вызвали такого гвалта и визга, как раскрашенные лица, желтая кофта и ассиметрические костюмы. 1910. Кандинского, супрематизма К. С. А нам это ни к чему.
Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. подлинное бытие – в противоположность видимой искусственной декорации в декоративном искусстве), эксперименты Р. Делоне в сфере моделирования реальности из элементов света, неопластицизм Мондриана как отрицание непосредственной пластики (идеи Платона – плоские) и т. п. Эти группы продолжали идеи наиболее радикальных кубофутуристов, Хлебникова иКрученых.
Некогда они также являлись отчасти символистами, отчасти модернистами и пуантилистами. с парохода современности»), а настоящее во имя будущего. Они свободно располагались в пространстве страницы, отвергая нормативы линейного письма и образуя декоративные арабески или разыгрывая целые драматические сцены, построенные по аналогии между формой буквы и какой-либо фигурой реальности: гор, людей, птиц и т. д.
Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица». практики в сферу самой жизни. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Отрицание традиционной культуры, ее худож. в 1913 манифесте Искусство шумов Л. Руссоло, на много лет предваряя конкр.
Северянин, К. Олимпов, В. Гнедов и др. футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по всем худож. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса. Футуристы смело надвигают одно изображение на другое.
На этой картине мы воочию можем наблюдать теоретический принцип одновременности изобретённый футуристами, то есть демонстрацию движущегося объекта одновременно во множестве точек времени. Бунт, 1911) и т. п. Начинать можно было и с малого и вот Дж. Художник Михаил Ларионов, к примеру, неоднократно подвергался аресту и штрафу за безобразия, творимые во время так называемых «публичных диспутов», где он щедро раздавал оплеухи несогласным с ним оппонентам, кидался в них пюпитром или настольной лампой. Очень скоро слова «футурист» и «хулиган» для современной умеренной публики стали синонимами. Русский футуризм имел свою специфику. «Новые реальности» сводились к изображению их в виде обыкновенных, бытовых предметов, которые, однако, практически не употребляются.
Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876 – 1944). В период революц. Пресса с жадностью следила за подвигами создателей нового искусства.
переустройства мира. Вместо божества – «величественное электричество, единственная и божес-твенная мать будущего человечества» (Из «Манифеста»). Это течение претендовало на построение нового искусства 151 «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта.
Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). видов искусства. Вообще непонятно, как она удерживалась в таком состоянии и не разваливалась на части на глазах у зрителя. интеллектом. Однако футуризм встретил на своем пути очередной поворот, миновать который ему помешала политическая зависимость деятелей футуристического искусства от режима Муссолини. от лат.
Северини. Но впечатляют же. В них прихотливо перемешаны идеи анархизма, ницшеанства, эротизма в духе ДАнунцио. Художники стали создавать определенную систему выражения динамизма. Например, у позднего Дж. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры, культивировал эс-тетику урбанизма и машинной индустрии.
Однозначная ориентация на процессуальность движения при абстрагировании как от движущегося объекта, так и от направления и цели движения (движение и свет уничтожают материальность тел, согласно Манифесту) получает в Ф. ярко выраженную социальную аппликацию: аксиологический акцент делается на социальном движении как воплощающем – вне зависимости от своей направленности – обновление и, следовательно, прогресс (книга Карра Война – живопись, картины Боччони Драка, Руссоло Восстание, Карра Похороны анархиста Галле и др. ) – при абстрагировании от человека в контексте его совершенной личной ценности и частной жизни (идея Маринетти об индивиде как штифтике, обеспечивающем движение социальной мегамашины, – в противоположность концепции сильной личности выражающие – соответственно – эти идеи картины Северини Бронепоезд и Боччони Единственная форма). Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. 11 февраля 1910г. произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3.
Основоположником принято считать итальянского Поэт а Ф. Маринетти, опубликовавшего в 1909 г. манифест «Футуризм». Шагал, А. А. Следуя примеру Боччони, Руссоло пишет Телодомсвет, а Балла Автосветшум. 4. Более того, они ею вдохновлялись.
Этот «супермен», созданный необузданной фантазией идеолога и вождя футуризма, – подобие человека без каких-либо социальных признаков, но обладающее огромной биологической волей. Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное.
Северини в «Читающих женщинах» видна трехмерность в футуристических неуравновешенных фигурах. И, наконец, «ничевоков». Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. Мы тоже машины. Поезда, автомобили, самолёты – распространенные объекты изображения.
3. Еще одной важной особенностью эстетики футуризма стало стремление ввести в изобразительное искусство звук чисто визуальными средствами.
Участники движения призывали разрушать все нормы, правила, формы, выработанные предшествующими поколениями художников, «выбросить на свалку истории» не только отжившие традиции, но все художественное наследие без разбора. силовых полей. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее.
Откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). Италия представлялась им «громадным рынком древностей» и футуристы призывали избавиться от «полчищ музеев, в которых она похоронена». Хватайте кирки и лопаты.
Картина Дж. Мы тоже механизированы». Ларионов, Н. С. Надо подготовить рождение индустриальной и военной Венеции. Поэт мыслился футуристами бунтарем, революционером, сотворцом новой реальности.
Согласно футуристам, все двигается, бежит, все быстро трансформируется. В ней они утверждали свое исключительное право на то, чтобы быть выразителями своей эпохи. Он был написан для молодых итальянских художников. Живопись во многом обогатила футуризм. Собственно и сам Ф. как некое целостное художественно-эстетич.
Вместе с первым манифестом роман создавал определённую вербальную модель для будущего. Во мн. Художник не мог отказаться от первоначального эмпиризма в передаче своих ощущений. Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиц. В своих произведениях (поэмы «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек», «Война и мир») он отрицал, сложившиеся капиталистические отношения и пропагандировал свои гуманистические взгляды и веру в человеческие возможности.
мы видим звук и хотим передать это видение зрителям. Северини, Выстрел из ружья Дж. Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. с парохода современности». Перспектива Чимабуэ сменяется видом с аэроплана знаменитого летчика Блерио (картина В честь Блерио Р. Делоне).
Милена Вагнер отмечает, что «в них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста — «разрушение общепринятого синтаксиса» «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции уничтожение качественных прилагательных, наречий, знаков препинания, опущение союзов, введение в литературу «восприятия по аналогии» и «максимума беспорядка» — словом, все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля», чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками». Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум. Валерий Брюсов в обзоре Год русской поэзии (1914 год) заметил, отмечая сознательную грубость стихов футуристов, что недостаточно бранить все, что вне своего кружка, для того, чтобы найти что-то новое. смысла звука. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.
В Москве– школа кубофутуристов или «Гилея», которая объединила художников и поэтов, пытавшихся воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов: Н. Д. В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. группировок, наиболее плодотворной из них и близкой к собственно Ф. была Гилея, в к-рую входили А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников, братья Бурлюки, В. Каменский и др. Маринетти был талантливым организатором прессы.
Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. Футуристов предреволюц. Только жалкие потуги. литературные объединения футуристов появляются в России.
Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Они экспериментировали с языком, вводя авторские неологизмы. живописи, подписанные У. Боччони, Дж. В совр.
С1911г. Основоположник-теоретик – Маринетти классические представители: У. Боччони, Дж. Их не отличить друг от друга. Футуризм.
В 1913г. Северини и др. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. Он был написан для молодых итальянских художников. Но, захваченный новым революционным футуристическим потоком, художник, следуя тезису манифеста: «У бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать и их движения треугольны», придал и бегущей девушке и играющему музыканту свою особую динамику. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Но нас там не будет.
Для большинства из них «программные опусы» были важнее самого творчества. Хотя прием эпатажа широко использовался всеми модернистскими школами, для футуристов он был самым главным, поскольку, как любое авангардное явление, футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. скульптурах-конструкциях к объединению пластич. После революции традиции футуризма развивали тифлисская группа «41о» (начало 1920-х А. Е. Крученых, Ильязд, И. Терентьев и др. ) и петроградская группа ОБЭРИУ (конец 1920-х А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий, Д. И. Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. Единая цветовая палитра у футуристов отсутствовала. Для лирического «эго» футуристов характерно отрицание классических норм и традиций и наличие особого мышления, не принимающего синтаксические правила, нормы словообразования и лексическую сочетаемость.
В нем он провозгласил создание новой культуры будущего и построения нового общества. движение завершился с началом этой войны. гордости у своих соотечественников и ввести их на Олимп тогдашней европ.
Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. Это течение претендовало на построение нового искусства – «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта.
Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. В «Политической программе футуризма» (1913), которую подписали У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло и Ф. Маринетти, говорится: «Абсолютный суверенитет – Италии. В рамках характерного для Ф. течения динамизма движение расслаивается на составляющие его элементы (у бегающих лошадей не четыре ноги, а двадцать и движения их треугольны – у Балла), в рамках симультанизма движение схватывается посредством организации картины с помощью так называемой линии силы, демонстрирующей проникновение движущихся объектов друг в друга (откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет – у Боччони).
Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». «Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощущение. » — заявляли футуристы. Но это, скорее, лексическое недоразумение, не более. В это время насилие было необходимой принадлежностью внутренней политики. Профиль никогда не бывает неподвижным перед нами, он беспрестанно появляется и исчезает. futurum– будущее букв.
20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». фаз на одно изображение, как бы наложением ряда последоват. Футуристами («будетлянами») называли себя члены петербургского «Союза молодежи» В. Е. Всем им свойственно притяжение к нонсенсам городской действительности, к словотворчеству.
Выступления футуристов сопровождались литературными скандалами, откровенным эпатажем. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Слово Италия должно господствовать над словом свобода.
Трудно сказать, стали бы эти художники немного футуристами, так как их творчество до 20 февраля 1909 г. было еще достаточно традиционно. Боччони, пришедший к убеждению, что в одной скульптуре необходимо использовать как можно больше материалов для усиления пластич. формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией психич. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Он указал на то, что все якобы новшества этих поэтов мнимые. Национализм и шовинизм, бунтарско-анархич.
На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2. : долой любовь искусство, строй и религию. Увеличение словаря произвольными и производными словами (слово — новшество).
futurum — будущее) — авангардистское течение в европ. Маринетти в парижской газете «Figaro» от 20 февраля 1909г. Лишь в XIX столетии, с открытием машин, народился настоящий Шум.
Все они, естественно, переплетались. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. «Ага. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России.
Они — пластические, полифонические, полиритмические, абстрактные и целые. А его стихи во всяких формах — как кроссворды или формулы. Николай Олейников был арестован за контрреволюционную деятельность и расстрелян в 1937 г. Константину Вагинову удалось избежать ареста – он умер в 1934 г. от туберкулеза. Реализовать их они пытались достаточно простыми (если не сказать примитивными) приемами.
вызывает у отд. В сочетании с ярым национализмом все это привело итал. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. «Но в рассуждениях об этих художественных революционерах, - как справедливо отмечено А. Обуховой и Н. Алексеевым, - часто упускают очень важную вещь: многие из них были гениальными деятелями того, что сейчас называют «промоушн» и «паблик рилэйшнз».
Из числа футуристов «второго призыва» только Пастернак перерос литературное ученичество и превратился в крупного поэта. Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. bruit). Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т. Ф. Маринетти Манифест футуризма. Русский футуризм впервые заявил о себе в 1910 году после публикации первого футуристического сборника «Садок судей», в котором были напечатаны поэтические произведения Д. Бурлюка, В. Каменского, В. Хлебникова.
исканиям. На этом этапе были нужны общедоступные, понятные широким массам формы.
В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Фигуры безликих солдат – винтики военной машины. Ф. она обернулась прославлением войны в качестве «единственной гигиены мира», воспеванием агрессии и насилия, поэтизацией империализма. в процессе развития социалистического худож. Балла, Дж. Крепкозадый буржуазно-мещанский быт, в который искусство прошлое и современное (символизм) входили, как прочные части, образующие устойчивый вкус безмятежного и беспечального, обеспеченного жития, - был основной твердыней, от которой оттолкнулся футуризм и на которую он обрушился.
Художники, следуя этим идеям, хотели к пространству приплюсовать время. В картине Дж. Эго-футуризм Северянина. Будетлянство Хлебникова. Автор манифеста утверждал: До XIX в. живопись была искусством по преимуществу молчаливым. К этим текстам имеет смысл добавить такие принципиальные книги, как Война и живопись (1914) К. Карра и Живопись и скульптура футуризма (1914) У. Боччони.
Таким образом, оба течения не смогли утвердить своих позиций в борьбе друг с другом и определить место под солнцем. В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль». Более могущественный флот и более могущественная армия, народ, гордящийся тем, что он – итальянский народ, – для войны, единственной гигиены мира и для величия Италии. ». Судьба многих его представителей печальна и трагична, кто-то из них был расстрелян (Игорь Терентьев), кто-то отправлен в ссылку, некоторые стали эмигрантами и покинули страну Советов, Маяковский покончил жизнь самоубийством, Асеев и Пастернак отошли от идеалов футуризма и выработали свой индивидуальный стиль.
3. Северини – гл. А рычащий гоночный автомобиль, с которым «по красоте не сравнится никакая Никэ Самофракийская», – само совершенство. Свою лепту внесли Э. Мах, В. Вундт и А. Пуанкаре в их докладах середины 1900-х гг. Движение часто передается путем наложения последоват.
Крепкозадый буржуазно-мещанский быт, в который искусство прошлое и современное (символизм) входили, как прочные части, образующие устойчивый вкус безмятежного и беспечального, обеспеченного жития, - был основной твердыней, от которой оттолкнулся футуризм и на которую он обрушился. странах Запада Ф. был представлен немногочисленными группами. войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. В поэзии разрушал даже естественный язык (слова «на свободе» или заумь).
Таким образом, впечатление ведет к тому, что внешний мир бросается на вас. Зданевич и др., члены группы «Гилея» – В. Маяковский, Д. Д. Северини, Дж.