Попроекту Рафаэля они были возведены в1513—1518 годах ввиде 13 аркад, вкоторых поэскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески набиблейские сюжеты. Архитектурно-пространственное выражение замысла, в той или иной форме свойственное всем фрескам ватиканских «станц», написанным Рафаэлем, достигает своей кульминации в «Афинской школе». Здесь можно полюбоваться прекрасной фреской «Триумф Галатеи», написанной Рафаэлем в 1512 году.
В этой фреске изображающей Религию, манера Рафаэля свидетельствует о том, что он ещё не освободился от влияния художников, чьи работы на подобный сюжет он видел во Флоренции и Риме. Нореставраторы, работающие надвосстановлением первоначального облика Зала Константина, недавно обнаружили фрагменты фрески, которые, возможно, были написаны не учениками Рафаэля, асамим мастером. На фреске Рафаэля «Афинская школа» изображены, в числе прочих, Леонардо да Винчи в образе Платона (в центре в красном плаще), Микеланджело в образе Гераклита (сидит в глубокой задумчивости), Браманте в образе Евклида (с циркулем в руках) и, наконец, сам Рафаэль в образе Аппелеса. «диспута» – первая фреска, выполненная Рафаэлем в Станце делла Сеньятура.
Станцы Рафаэля— это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6м. ), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом. Эти годы стали решающими для его творческого формирования.
Но этот храм античной мудрости пуст. На первый взгляд, можно заметить, что фресковая живопись разделена на 2 секции в верхней половине происходят в небе и внизу на земле. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). Екатерина Александрийская, ок.
Цецилии, стоящей между четырьмя святыми, находящийся в пинакотеке Болоньи. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников. В других случаях, как во втором зале, во фреске «Месса в Бользене» он будет обыгрывать ассиметрию расположения окна, когда поневоле придется сдвигать массы в одну сторону, так как одна плоскость стены шире, чем другая. Какое предприятие может быть величественнее этого собора, который должен быть единственным в мире храмом. » «Теперь он занят великим делом, которое будет изумлять будущий мир», – пишет о нем все тот же папский секретарь и объясняет, что речь идет уже не о здании или картине, но что Рафаэль задумал восстановить древний Рим в его исконной форме, величии и порядке. Он также изображает постройку храма в углу фрески.
Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. Их стены расписал огромными фресками мастер эпохи Возрождения Рафаэль Санти и его ученики. Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения.
В дополнение к продвижению творчества разума через сюжет картины, он также вдохновляет зрителя по-настоящему задуматься о смысле жизни. Он представляет Марию с младенцем между святыми – патронами храма, для которого был предназначен. Само название «Диспут» или «Спор о таинстве причастия» возникло достаточно поздно, его нет у Вазари, нет и в описании Беллори 1695 г. Впервые оно появилось в путеводителе по Риму в 1777г. «Я был в этом отношении мудрее вас, – говорит он шутя, – и постоянно радуюсь и благодарю Бога, что этого не сделал».
Он даже обвинил художника в плагиате. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Так началась история Рафаэлевых Станц.
Кроме того, язык форм здесь повсюду грубее, краски менее нежны, чем это было свойственно Рафаэлю. Однако ныне есть версии, что Гомер– это не один человек, а целая школа. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Он мог легко сделать из 2-мерной поверхности 3-мерную. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
Возможно, с поцелуя Иуды с фрески Джотто. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Исполнив все, чего могли от него желать герцог и друзья, Рафаэль поспешил во Флоренцию.
Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена, Пифагора, Сократа, Гераклита, Евклида и пр. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Гомер, который изображен под номером 18, традиционно изображался слепым (в античную эпоху считалось, что его слепота была наказанием за его клевету на Елену Троянскую). С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Изображенные Рафаэлем персонажи безупречно вписаны в овал чтобы не нарушить его, художник лишил изображенного слева херувима одного из крылышек. Живопись отличается силой, хотя и несколько суха.
Безымянный юноша. Он являлся центральной фигурой художественной жизни Рима, после смерти Браманте (1514) стал главным архитектором собора св. Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. Его руки покоятся на ручках кресла, а глубокий взгляд пытливо устремлен на зрителя.
Напоенный светом воздух полон исчезающими в дымке головками ангелов и серафимов. Существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Они окружены внимательными слушателями. папа Сикст II, молитвенно смотря вверх, а справа преклоняет колена, со смиренно опущенным взором, св.
Место действия есть облачное, пронизанное светом небо. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Античное снова стало плотью и кровью. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Платон держит свою книгу под названием Тимее. Напоенный светом воздух полон исчезающими в дымке головками ангелов и серафимов.
Еще одна гуманистическая идея была в том, что человек имел неограниченные возможности и образование стимулировало творческие силы личности (гуманизм в эпоху Возрождения). Собственно именно ссылаясь на Гомера древнегреческие философы передавали мифы и легенды, повторяли в след за ним события истории. Небесная Владычица снисходит на облаках, держа на руке -обнаженного младенца. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну». Это задумано для того, чтобы представлять сцену, как полет между небом и землей. Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа»— одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.
Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. На облаках же слева стоит на коленях св. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши.
В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. В опущенных руках святая держит орган и обращает просветленный взор к небу, где музыку исполняют ангелы. Тибулл и Проперций имеют много общего (потому они поставлены Рафаэлем рядом): они вышли из среды италийских земледельцев, пострадавших во время конфискаций гражданской войны, оба выступили с первыми книгами в одно время, в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной– дамы.
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. 18. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан.
На земле в центре картины – алтарь, приготовленный к принесению бескровной жертвы, а вокруг него отцы церкви, вероучители и простые верующие люди в нескольких оживленных группах. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма.
За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Характеры своей убедительностью первые обращают на себя внимание. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Ранний период творчества Рафаэля прекрасно характеризует небольшая картина в форме тондо «Мадонна Конестабиле», с ее простотой и лаконизмом строго отобранных деталей (при всей робости композиции) и особым, присущим всем работам Рафаэля, тонким лиризмом и чувством умиротворения. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
Живописно переданная нагота является взору как пластика. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Обстановка, в роде настольного звонка, написаны по-северному реалистично. Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514).
Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. Бесспорно, Рафаэль в этом направлении превзошел самого себя, когда собственноручно исполнил прославленные фрески из истории Амура и Психеи (1516-1517) на потолке и в откосах сводов соседней большой галереи той же самой виллы. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Над головой покойного поместили неоконченную им картину «Преображение», как бы символ того, что и его гений должен остаться жить в мире, преображенный нетленною славой.
Ученики помогали Рафаэлю и в росписи примыкавших к комнатам Папы лоджий Ватикана, расписанных по его эскизам и под его наблюдением мотивами античных орнаментов, почерпнутых преимущественно из только что открытых античных гротов (отсюда название «гротески»). Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. 11. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». В центре повествования страдающий от любви поэт, который уходит из города (в данном случае Неаполя), чтобы жить в безмятежности и простоте Аркадии. Благодаря раскопкам в Италии постоянно находили новые античные произведения. «Диспут о причастии» – данная фреска изображает сцену неба и земли.
Рим не стал исключением. Таким образом, распространялось оно на всю умбрийскую школу. Бог-отец и его сын Иисус, Дева Мария и Иоанн Креститель, а также голубь, символизирующий Святого Духа, соседствуют с целой армией священников и мирских жителей, среди которых можно узнать итальянского мыслителя Данте Алигьери.
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello). Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая. Подпись Рафаэля (RSVM)— у ворота его одеяния. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Остальные будут расписываться его учениками. Может быть, эта фреска не обладает такой степенью почти гипнотического внушения, чувством цельности, как «Диспута» и особенно «Афинская школа», но это одно из самых искренних, одно из самых возвышенных славословий в честь поэтического творчества во всей художественной культуре Ренессанса. Именно на его склонах раскинулся знаменитый город Дельфы – центр эллинского мира.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Не намек ли это на гностическое Евангелие от Иуды к тому времени давно запрещенное и уничтоженное, но сохранившееся в отрывках в критике к нему «отцов церкви». «комнаты Рафаэля»)— помещения в Папском дворце Ватикана, с фресками Рафаэля.
Роспись «Изведение апостола Петра из темницы» изображает библейский сюжет, согласно которому ангел помог освободиться апостолу, заточенному в темнице. В центре композиции— фигуры Аристотеля и Платона. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
Потомство попыталось именно здесь найти различия и произвести выбор. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. По его мнению, этому содействовали три обстоятельства. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
Все поля были обрамлены Удине роскошными гирляндами плодов. Господствующая идея всех картин и фресок Рафаэля римского периода – могущество Церкви. Имя главного героя послужило названием станцы.
Характеры своей убедительностью первые обращают на себя внимание. На одной из картин его в церкви Санта-Кроче (в Фано) детские головки своею прелестью, как говорит Пассаван, уже предвещают ангелов Рафаэля, а колорит тел ангелов так мало различается на некоторых картинах отца и сына, что часто трудно решить достоверно, чьей кисти они принадлежат. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Это идеальное представление о гуманистическом влиянии на искусство в эпоху Возрождения. Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515Дама в покрывале 1516Иоанна Арагонская 1518Святое семейство под дубом, 1518Святой Михаил и Дьявол 1518 Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же).
Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Потомство попыталось именно здесь найти различия и произвести выбор. Характеры своей убедительностью первые обращают на себя внимание.
Последний гораздо удачнее именно потому, что написан явно под впечатлением «Джоконды» да Винчи. В 1513-1514 гг. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. взят в плен французами, но ему удалось бежать.
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Станцы Рафаэля (от итальянского слова «комната», Stanze di Raffaello) — четыре комнаты, которые стали частью комплекса музеев в Ватикане. Свободные изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира.
Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Изображение остальных событий развивается уже по горизонтали. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе.
Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Они расположены по сторонам окна и изображают символы Права и Юриспруденции. Фрески РафаэляАдам и Ева 1509-1511Афинская школа 1509Триумф Галатеи 1511Диспута 1510Пророк Исайя 1512 Фрески и последние картины РафаэляИзведение Петра из темницы, 1514Суд Соломона 1518-1519Торжество Психеи на Олимпе 1517-1518Форнарина или Маргерита Лути, 1519Преображение 1520 В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.
Он прожил остаток своей жизни здесь. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу— в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз— в знак того, что мир идей связан с земным опытом. Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело) Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. Все приемы живописи, частью, быть может, принадлежащие Джулио Романо, так верно передают вещественность всего изображенного, как в Риме еще не видали в то время.
Композиция делится на три части. Во Флоренции он прожил четыре года изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию.
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. возник запрестольный образ св. Сюда же без колебаний следует отнести Святые семейства, большую картину архангела Михаила, портрет Иоанны Аррагонской в Лувре, так называемую «Жемчужину» и «Святое семейство под дубом» Мадридского музея. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. Никто из мастеров Возрождения не воспринял так глубоко и естественно языческую сущность античности, как Рафаэль недаром его считают художником, наиболее полно связавшим античные традиции с западноевропейским искусством новой поры.
В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Несмотря на это, зрителю кажется, что они смотрят на него, что ради него они спускаются с небес и более возвышенных взоров, чем эти, в которых отражается вся тайна искупления, не передавала никогда рука земного живописца. Плацидия. Платон указывает вверх, так как в его философии меняющемся мире, что мы видим вокруг нас – это всего лишь тень более высокого, более реального, что это вечное и неизменное (и включает такие вещи, как добродетель и красота). 222 УК РФ (вооружение на жизнь водопроводчика французского кремля и социальный рынок предложения и уровней).
С каким мастерством Рафаэль писал в это время «фрески», когда сам брался за кисть, показывают его прекрасные сивиллы над капеллой Киджи в Санта Мария делла Паче в Риме и еще яснее его волшебная богиня моря Галатея в нижнем этаже виллы Фарнезины. Затем последовал запрестольный образ для Сан Систо в Пьяченце, «Сикстинская Мадонна», гордость Дрезденской галереи, величайшее чудо рафаэлевского искусства. Затем последовал запрестольный образ для Сан Систо в Пьяченце, «Сикстинская Мадонна», гордость Дрезденской галереи, величайшее чудо рафаэлевского искусства. В картинах Джованни нет еще движения.
У подножия лестницы — две самые многочисленные группы спорящих философов: справа — группа юношей, окруживших Евклида, который что-то измеряет циркулем на грифельной доске в его облике узнается архитектор Браманте к математикам приближается обращенный к нам спиной статный человек в царской короне со сферой в руке — великий астроном древности Птолемей, за ним следуют два юноши в облике одного из них без труда узнается сам Рафаэль, второй — художник Содома, участвовавший в росписи свода Станцы. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Все поля были обрамлены Удине роскошными гирляндами плодов.
Долгое время, однако, семья должна была бороться, чтобы выбиться из крайней бедности. С чего все началось. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Отдельной публикации пока нет (будет. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Все персонажи картины представляют собой важных деятелей в области образования и развития. В этом заключен выдающийся талант Рафаэля: он не только знаком смельчайшими чертами и оттенками человеческой натуры, но и способен точно передать свои знания и наблюдения языком живописи.
В «Чудесном изведении апостола Петра из темницы» Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения – ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников. Между 1513 и 1516 гг.
Это небольшие помещения прямоугольной формы, площадь каждого составляет около 50 м кв. Однако в «Сикстинской мадонне» это идеализирующее начало отодвигается на задний план и уступает место трагическому чувству исходящему от этой идеально прекрасной молодой женщины с младенцем-Богом на руках, которого она отдает во искупление человеческих грехов. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Во фреске, давшей название этой станце, Рафаэль изобразил изгнание сирийского вождя Элиодора из Иерусалимского храма (3-я глава, 2-й книги «Маккавеев»).
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. По его словам, Каддафи должен выкручиваться сам. Якопо Саннадзаро – итальянский поэт. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Тема росписи – триумф высшей истины религиозного откровения.
Варвара. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие. Варвара. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности.
Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. 14. Здесь видим мы его двадцатитрехлетним юношей, в одном платье, плотно облегающем тело, с шапочкой (барето) на голове. Народ назвал ее «Мадонной дель Сассо», вероятно, в память прозвания Рафаэля, Санти. К числу таких более значительных произведений относится прославленное «Несение креста» Мадридского музея Прадо известное под названием «Спазимо ди Сичилия», в котором сказывается влияние гравюр на меди Шонгауэра и гравюр на дереве Дюрера.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. 13. В Древней Греции Парнас был местом поклонения Аполлону.
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
На картине «Воскресение Христа», созданной для францисканской церкви и находящейся теперь в Ватиканской галерее, Рафаэль в лице двух спящих стражников изобразил Перуджино и себя очевидно, что в это время между учителем и учеником установились уже товарищеские отношения. Извиняясь в недостатке времени, он говорит, что мог бы поручить исполнение своего портрета кому-нибудь из учеников, с тем чтобы потом самому закончить его, но, прибавляет он, «этого не следует делать напротив, будет гораздо лучше, если всякий убедится, что я в самом деле не могу сравниться с вами». Живопись отличается силой, хотя и несколько суха.
За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Простые по грудь изображения этого рода — «Женщина в покрывале» в палаццо Питти, прообраз его Сикстинской Мадонны, затем изумительный портрет знаменитого придворного Бальдассаре Кастильоне в Лувре, образец на все времена, великолепный живописный по самому замыслу портрет Джулиано де Медичи в собрании г. Хульчинского в Берлине и превосходный портрет кардинала в Мадридской галерее, принадлежащий к самым зрелым произведениям рафаэлевской кисти.
Данте и Вергилий смотрят друг на друга на фреске. На главной фреске, от которой зала, как мы сказали, получила свое название изобразил Рафаэль изгнание Илиодора из иерусалимского Храма (3-я Глава 2-й книги «Маккавеев»). Чувство ритма, соразмерности пластических масс, пространственных интервалов, соотношение фигур и фона, согласование основных тонов (в «Обручении» это золотистые, красные и зеленые в сочетании с нежно-голубым фоном неба) и создают ту гармонию, которая проявляется уже в ранних работах Рафаэля и отличает его от художников предыдущей поры. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Его портреты этого периода показывают близкое следование природе. Один из шедевров Рафаэля, – «Афинская школа». Лично мастер оформил 4 стены. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello).
Их изготовление заняло 3 года. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello, букв. Справа от Урании молодой тёмноволосый мужчина с резко повёрнутым торсом пристально смотрит на зрителя. Рафаэль начал работу в этой станце в 1512 году, завершив роспись спустя 2 года и папа Юлий смог увидеть «Изгнание Элиодора» перед своей смертью в феврале 1513 года, когда работы в станце были в самом разгаре. На стенах этого сравнительно небольшого помещения Рафаэль написал «Диспут» («Беседы о таинствах причастия»), напротив знаменитую «Афинскую школу» («философские беседы»), на третьей стене было помещено прославление поэзии «Парнас», на четвертой группа из трех аллегорических фигур «Мудрость, Умеренность, Сила», олицетворяющая правосудие.
Простые по грудь изображения этого рода — «Женщина в покрывале» в палаццо Питти, прообраз его Сикстинской Мадонны, затем изумительный портрет знаменитого придворного Бальдассаре Кастильоне в Лувре, образец на все времена, великолепный живописный по самому замыслу портрет Джулиано де Медичи в собрании г. Хульчинского в Берлине и превосходный портрет кардинала в Мадридской галерее, принадлежащий к самым зрелым произведениям рафаэлевской кисти. Но благоговейное слушание небесной музыки выражено торжественно и с настроением. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.
Гераклит так же знаменит в становлении древнегреческой философии. Первая фреска Рафаэля «Афинская школа» — достойный образец монументальной живописи. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Двое прелестных ангельчиков, восхищенно смотря вверх, опираются спереди на край алтаря, на который папа положил также свою тиару.
Фрески этой станцы интересны ещё и тем, что показывают истинное положение даже такого гения, как Рафаэль, при дворе папы, зависимость художника от тенденций своего времени и невозможность подать своё видение исторического события. Небесная Владычица снисходит на облаках, держа на руке обнаженного младенца. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей.
Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. С каким мастерством Рафаэль писал в это время «фрески», когда сам брался за кисть, показывают его прекрасные сивиллы над капеллой Киджи в Санта Мария делла Паче в Риме и еще яснее его волшебная богиня моря Галатея в нижнем этаже виллы Фарнезины. Этот камерный портрет действительно необычен.
Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Античное снова стало плотью и кровью. К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное.
Мадонна движется и неподвижна. Простые сюжеты выполняли ученики под его руководствам, а более сложные художник делал сам. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение».
По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
Так писал о нем знакомый уже нам папский секретарь, свидетельствовавший о доброте Рафаэля. И что же. Город зажил снова широко и весело. Кроме того исследователи выделяют на этих двух фресках группы персонажей, взаимодействующие между собой, например, Данте и Вергилий на «Парнасе» или группа пифагорейцев в нижнем левом углу «Афинской школы». Рафаэль изобразил беседы, которые ведут персонажи о таинстве причастия. В письме к дяде художник-строитель писал: «Какой город на свете достойнее Рима. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело.
«Диспута», Вот таким образом фрески «Афинская школа», называются богословию, «Парнас» и «Мудрость, умеренность и сила» 8211 и посвящены они философии, поэзии и правосудию. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Примечательно, что тот факт, что Рафаэль изобразил себя на фреске «Философия» («Афинская школа»), а не «Поэзия» («Парнас») показывает, что в то время художники были ближе к философам, нежели к поэтам, тогда как сегодня живопись считается изобразительным искусством, поэзия – литературным, тогда как философия превратилась в гуманитарную науку, а математика– и вовсе, в точную. Четыре композиции повествуют о власти, которую получил правитель, сделавший христианство официальной религией, над всей Римской империей. Наиболее «цветущей» («Florentia») становится Флоренция в XV веке. Возможно, Рафаэль пришел к такому решению потому, что подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем любой природный пейзаж, который представлен на фреске «Парнас». Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам.
Каждого он изобразил в присущей тому манере. Первое художественное образование получил у своего отца, живописца Джованни Санти и после его смерти в 1494 г. продолжал у умбрийского живописца П. Перуджино.
Этот символ находится в метафизической реальности. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Но, несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Но грабителя настигла божья кара в виде ангела – прекрасного всадника в золотых доспехах. Бесспорно, Рафаэль в этом направлении превзошел самого себя, когда собственноручно исполнил прославленные фрески из истории Амура и Психеи (1516–1517) на потолке и в откосах сводов соседней большой галереи той же самой виллы. Оставшаяся фреска «Месса в Больсене» рассказывает о чуде, которое произошло в 1263 году. Впрочем, в одном лишь этом, быть может, еще сказывается католический символизм Рафаэля, во всех же других отношениях между первой его флорентийской «Мадонной дель Грандука», на которой еще заметна печать кисти умбрийца и «Мадонной Темпи», свободной от этого влияния и представляющей именно только идеал человеческой, женственной матери, – длинный путь, пройденный постепенно.
Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Бесспорно, Рафаэль в этом направлении превзошел самого себя, когда собственноручно исполнил прославленные фрески из истории Амура и Психеи (1516–1517) на потолке и в откосах сводов соседней большой галереи той же самой виллы. Два мыслителя в самом центре, Аристотель (справа) и Платон (слева, направленная вверх) были чрезвычайно важны для западного мышления в целом их разные взгляды на жизнь и христианство. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана.
В церкви Санта Мария делла Паче хранится одна из самых выдающихся работ Рафаэля – прекрасная фреска «Сивиллы и Ангелы», украшающая капеллу Киджи. Сапфо – древнегреческая поэтесса. Группа величественно объединена. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка). С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Возведенный из дерева, Но всего более обращал на себя внимание фасад Санта-Мария дель Фьоре, на котором Андреа дель Сарто написал светотенью несколько прелестных в историй лицах. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон).
Которому служила кисть Джованни, Она приближалась и характером внешностью к тому типу Мадонны и последний вот таким образом увековечил ее образ. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Сюда же без колебаний следует отнести Святые семейства, большую картину архангела Михаила, портрет Иоанны Аррагонской в Лувре, так называемую «Жемчужину» и «Святое семейство под дубом» Мадридского музея.
Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. Их неторопливая беседа противопоставлена более живой и взволнованной дискуссии отцов Церкви, кардиналов, мирян, в толпе которых выделяется профиль увенчанного лавровым венком Данте. Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре – это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого – голубь в сфере – спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой).
«Форнарина» (прибл. На первой композиции собраны в группы представители мудрости христианской, на второй – языческой и таким образом характерно отразилось итальянское Возрождение. Избыток воображения выливается в таких живописных проказах.
Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
И третья Станца, «Станца дель Инчендио» («Зал Пожара»), названа тоже по одной из фресок Рафаэля 8212 «Пожар в Борго». Четырнадцать картин в распалубках представляют, как показал Р. Фёрстер, триумф Амура над богами в более легком жанре.
А его символ – гостия (хлеб) – находится в центре композиции. Картина строится вокруг дароносица, содержащего освященной Гостии, расположенном на алтаре. Сикста в Пьяченце. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. На облаках же слева стоит на коленях св. Быть может, Один Витрувий, отрицая или защищая его некоторые принципы, составляет исключение но Рафаэль, так благороден и беспристрастен, что нельзя видеть в и нем тени зависти или желания превосходства».
Обстановка, в роде настольного звонка, написаны по-северному реалистично. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Справа Евклид, склонясь над доской измеряет циркулем геометрический чертеж. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлеммногие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.
Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Его первой известной работой был алтарный образ для церкви, которая была на полпути между городом его рождения и Перуджей.
1502-03)проникнуты изяществом, мягким лиризмом. 7. Он добр, любезен, ни с кем не ссорится и никого не защищает. Но благоговейное слушание небесной музыки выражено торжественно и с настроением.
Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Это возвышенное настроение, эту веру в чистоту и святость искусства он передал и сыну.
1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Руководители богов Аполлона и Афины выравниваются с головами Платона и Аристотеля. Он предпочитал Мантенью, Леонардо, Синьорелли, Джованни Беллини и Пьетро Перуджино, однако его также впечатлили фламандские художники Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение».
1505, там же). Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Еще раз повторю, что они не являются выдумкой ради выдумки. Станковые картины религиозного содержания Рафаэля в последнюю пору его жизни также принадлежат к самым совершенным его произведениям. И не только рассказывал он все это сыну, но и оставил после смерти как завещание, запечатлев свои рассказы в обстоятельном описании – в своей знаменитой хронике, не лишенной, кроме прочего и поэтических красот, как это видно из того, что некоторые, хотя и преувеличенно, называли его «вторым Данте» (. ).
Две последних – самые выдающиеся– известны сегодня как «Парнас» и «Афинская школа», которые он рисовал в 1508-1511. Античное снова стало плотью и кровью. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). В перуджинский период художник создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве. Его портреты этого периода показывают близкое следование природе. Сикстинская капелла – это личная дворцовая капелла папы.
В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной.
И что же. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Земная часть картины украшает алтарь в центре, в окружении богословов и важных католических церковных деятелей, они обсуждают практику Пресуществление (хлеб и вино причастия). Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа» (Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура.
Среди купеческих домов Флоренции особенно возвысился торговый дом Медичи. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Не удержали его ни любезность, ни щедрость герцога имевшего полное право сказать окружавшим его, как король Неаполитанский Альфонс Великий сказал гуманистам Фаццио и Манетти: «Я буду делить с вами последний кусок хлеба». Сейчас трудно разгадать загадку Гомера, однако для Рафаэля и его окружения Гомер представлялся именно так, как его описывали древние греки– слепым гением.
Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому. Она находится слева внизу рядом с другими лириками.
Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Он пользовался такою любовью учеников, что они всюду ходили за ним огромной толпой. Этот сонет написан около 1511 года, когда Рафаэлю было только 28 лет. И что же. Ему было поручено расписать фресками комнату в папском дворце – «Станца делла Сеньятура».
«Аркадия» — первая крупная пастораль в ренессансной Европе, которая приобрела международный успех. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор.
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Спускаясь ниже, мы видим воскресшего Иисуса Христа, окруженный нимбом, – он сидит на троне из облаков между Девой (поклонился в благоговении) и Святого Иоанна Крестителя (который, согласно иконописной традиции, указывает на Христа).
Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Все поля были обрамлены Удине роскошными гирляндами плодов. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Напоенный светом воздух полон исчезающими в дымке головками ангелов и серафимов.
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Пифагора можно увидеть в переднем левом сидит с красным и белом халате. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
На вершине Парнаса — играющий на скрипке Аполлон в окружении муз и великих поэтов древности и современной Рафаэлю Италии среди них можно узнать Гомера, Данте, Ариосто. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Группа величественно объединена. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год. Цецилии, стоящей между четырьмя святыми, находящийся в пинакотеке Болоньи. Интересно, что некоторые из них наделены чертами гениальных творцов Ренессанса: Платон очень похож на Леонардо да Винчи, в Гераклите легко узнать Микеланджело, а в Евклиде – Браманте. Группа величественно объединена.
Иуда, прежде изгнанный из храма и клеймённый, вытесненный в бессознательное (по Юнгу), является перед Джотто в сиянии, которое предвещает спасение и, возможно даже, обусловливает его. Он охотно помогал и советовал другим, не выказывая своего превосходства. Сюжеты отображают реальные и вымышленные истории из жизни Папства.
Стремления его души шли дальше той формы, которою он владел. Ещё через 4 года стал работать во Флоренции, а в 1508 его пригласил в Рим сам папа Юлий второй, работать вместе с Микеланджело при дворе. Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ). С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Необычайно глубокий линейный перспективы создает невероятную иллюзию глубины. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Мол, один человек с таким бы объемом информации не справился. «С покрывалом» и Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, «di Foligno», «della Sedia», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное смертью за художника «Преображение» – в этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны. Наше описание пойдет в хронологическом порядке, по мере создания шедевров.
Где буквы и музыкальные ноты обозначались зернами перца вокруг размещены были певчие – жареные дрозды, Посередине стоял аналой из холодной с говядины развернутым на нем служебником из вермишели, а шесть маленьких овсянок – дискантов Доменико Пулиго принес поросенка, каждый с широко разинутым клювом позади них два жирных голубя изображали собою басов, представлявшего деревенскую пряху, которая, сидя за работой, стережет только что вылупившихся цыплят. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. возник запрестольный образ св.
Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «». Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. 1513, Картинная галерея, Дрезден).
Живописно переданная нагота является взору как пластика. К числу таких более значительных произведений относится прославленное «Несение креста» Мадридского музея Прадо известное под названием «Спазимо ди Сичилия», в котором сказывается влияние гравюр на меди Шонгауэра и гравюр на дереве Дюрера. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Место действия есть облачное, пронизанное светом небо. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Оно будто спускается с синеватой глубины небес и окутывает окружающих своим величественным и благородным золотистым сиянием. Живописно переданная нагота является взору как пластика.
Таковы биографии Наполеона, Галилея. Работа датируется 1498 годом. Из этого видно, что Рафаэль был очень далек от удовлетворения приобретенным, а всегда ставил себе новые цели и подымался все выше. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502).
Первый учитель – Перуджино. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). В мощных контурах его чувствуется сила победителя титанов, возмутившихся против Олимпа.
Внимание даже Рафаэля к деталям является представителем гуманизма в день. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
Папу окружает пышная свита кардиналов и знатных особ. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Вергилий – римский поэт. Между 1513 и 1516гг.
Подпись Рафаэля (RSVM)— у ворота его одеяния. По распоряжению папы Юлия II эта станца было отведена для частных аудиенций, которые понтифик часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам. Одновременно он написал несколько больших алтарных картин, ряд станковых композиций и портретов. В 1500 г. Рафаэль уехал из Урбино в Перуджу учиться в мастерской известного умбрийского художника Перуджино, под влиянием которого написано «Обручение Марии» (1504).
Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. 26. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой— проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу.
На алтаре сидит дароносица. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу— Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой— живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце).
Вокруг Аполлона – девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. В этих и в картинах Святого семейства он показал своё развивающееся мастерство композиции и экспрессии. Современный экскурсионный маршрут начинается с последней, к оформлению которой мастер уже не успел приложить кисть. Философы толпятся вокруг Платона и Аристотеля и у стен храма, беседуют друг с другом погружен в размышление закутанный в темный плащ старец неподалеку от него юноша, прислонившись к стене и положив на колено тетрадь, что-то торопливо записывает.
Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Платон (портрет Леонардо да Винчи) с трактатом «Тимей» в левой руке – именно в эпоху Ренессанс после нескольких столетий забытия возрождается платонизм. За ними закрепились следующие названия: «Станца делла Сеньятура» («Зал Подписей»), которую он расписывал первой.
Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Среди римских работ выделяются портретгуманиста Бальдассаре Кастильоне (ок. Бенедикта, св.
Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации».
19. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св.
Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. Потомство попыталось именно здесь найти различия и произвести выбор. Тем сильнее это влияние отзывается в душе гениального ребенка. И, наконец, две небольшие, намного меньше по своим размерам и вертикальные по формату фрески, которые намного реже репродуцируются, чем «Афинская школа» или «Диспута».
В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Внимание к деталям в этой части поражает. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой.
Рафаэль изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э. Рафаэлю, как и его современникам, было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой роще. Наиболее известна «Афинская школа», на которой художник изобразил всех известных афинских философов, спорящих об истине и методе ее постижения. Фреска «Диспут» – это рассказ о небесной церкви и земной и действие композиции происходит в двух планах. Каждый из них мог привести с собой трех или четырех гостей. Арки, кариатиды и потолок, украшенный Папским гербом, — другие корифеи по эскизам Рафаэля.
Еще в старинном духе разработан его двойной портрет государственных деятелей Наваджеро и Беаццано в палаццо Дориа в Риме по схваченному сходству и по живописной плавности исполнения, однако и эта картина стоит уже на новой почве. Он был из тех художников, которые, впервые стремясь к художественной правде, положили тщательное изучение анатомии и перспективы в основание выразительности, красоты форм и правильности рисунка, не подчиняя, однако, одного другому и не впадая в преувеличение, подобно тем художникам, на чьих картинах «мускулы походили на мешки с орехами». Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму.
Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. Со своей стороны, любезный и признательный Рафаэль хочет непременно послать Франчиа свой портрет в благодарность за полученный им, «который так хорош, – пишет он, – так полон жизни, что мне кажется, будто я не только вижу вас, но даже слышу ваш голос». Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II, которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Этот знаменитый портрет Сапфо был найден и в Помпеях.
В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Обстановка, в роде настольного звонка, написаны по-северному реалистично. Не окончив еще станцы, Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджий – открытых галерей, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса. Место действия есть облачное, пронизанное светом небо.
Его Пастушеские песни рисуют идиллический мир сельской жизни, уводящий от скорбной действительности в идеальную Аркадию (местность на Пелопонессе). Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов.
На облаках же слева стоит на коленях св. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие). Эта фреска является одной из четырех рафаэлевских картин, которые покрывают стены «Станца делла Саньятура» во Дворце Ватикана.
Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. В опущенных руках святая держит орган и обращает просветленный взор к небу, где музыку исполняют ангелы. Участники дискуссии включает в себя оригинальные 4 доктора Церкви, папы Августина и Амвросия слева, а папа Григорий I и Джером справа.
1514 г., Национальная пинакотека, Болонья), который ввел идеал классической красоты, вдохновивший эмильских художников от Пармиджанино до Рени. Небесная Владычица снисходит на облаках, держа на руке обнаженного младенца. В красном халате справа-Евклид он наклонился учение небольшой группы людей.
Возможно, вот таким образом в остальных работах художника ярко отображена божественная сила, чувственная красота, неразрывно связанная с идеалами окружающего мира. Его пасторальный роман Аркадия был весьма популярным памятником итальянской литературы. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение.
За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Последний, вероятно, не менее Мантеньи был «близок сердцу» Джованни, так как достиг больших успехов в изучении анатомии человеческого тела. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
себя в этом перед современниками и самим собою. 1513, Питти, Флоренция) юная мать в одежде римской простолюдинки, маленькие Иоанны Креститель и Христос связаны воедино круговым обрамлением (тондо) Мадонна как бы старается укрыть в своих объятиях сына маленького Титана с недетски серьезным взглядом. Во второй половине жизни Рафаэль становится официальным художником папского двора. Жила на острове Лесбос и именно благодаря ей появилось слово лесбиянка.
Рафаэль с учениками расписывал помещение в период с 1511 по 1514 гг. Варвара. Для Платона это важное место занимает истина, красота, справедливость и мудрость.
Его портреты этого периода показывают близкое следование природе.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность. По своей красоте эта роспись признана одной из самых совершенных работ в живописи.
Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Впрочем, Рафаэль был любезен, деликатен и предупредителен.
Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется». В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. 16. Рядом с Христом, окружённым сиянием и славой, сидят Святая Дева и Иоанн Креститель, а на полукруглом облаке – праотцы, пророки, святые Пётр, Павел и другие.
В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Его дар декоратора, а также режиссера, рассказчика полностью проявился в серии из восьми картонов к шпалерам для Сикстинской капеллы на сюжеты из жизни апостолов Петра и Павла («Чудесный улов рыбы», например). Его фигуры застыли в немом покое.
Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. На противоположных сторонах Святой Дух-это четыре Евангелия. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. и возникло как отражение послереформационных теологических дискуссий. В центре ее лирики – темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Выполненные в 1515-16 картоны для шпалерс эпизодами истории апостолов Петра иПавла (Музей Виктории и Альберта, Лондон)стилистически близки к росписям Станц, однако в них появляются уже первыепризнаки исчерпанности классическогостиля Рафаэля, черты холодногосовершенства, увлечение зрелищнымначалом, эффектностью поз избыткомжестикуляции. Чарующее волшебство, секрет одного только Рафаэля, разлитое во всем составе живописи, всегда налицо в ней.