«искушение Христа» (итал. Tentaciones de Cristo)— фреска работы Сандро Боттичелли, написанная в период 1480—1482 гг. После Пинтуриккио появляются фрески Боттичелли: Житие Моисея и Искушение Христа. The Искушения Христа является фреска итальянского Возрождения художника Сандро Боттичелли, выполненные в 1480-1482 и расположен в Сикстинской капелле в Риме. Искушения Христа – фреска итальянским живописцем эпохи Возрождения Сандро Боттичелли, казненным в 1480–1482 и расположенный в Сикстинской капелле, Рим.
Все это время с ним рядом находятся его помощники. Здесь мы видим прямую отсылку к Моисею в книге Левит, где сказано: «и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, так как все превратилось в белое». Сатана падает, а его одеяния рассыпаются на ветру. Такая реставрация привлекла, естественно, внимание всего мира.
Например, сцены из жизни Моисея призваны стать прообразом жизни Христа. Помилование мог даровать только Понтифик. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. На фоне широкого морского горизонта развиваются с различной интенсивностью три ритмических эпизода – ветры, Венера, выходящая из раковины, служанка, принимающая ее с украшенным цветами покрывалом (намек на зеленый покров природы). В миру его называли кардиналом смерти.
Карафа был патологически жесток. Рядом с падающим Дьяволом стоят два дуба с изумительно вырисованными листьями. Ангелы торжествуют, на их лицах улыбки, они верили, что восторжествует добро над злом. Иисус отсылает дьявола прочь, а ангелы приходят, чтобы послужить сыну божьему. Эти три компонента были частью ритуала очищения прокаженного.
И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Восстановление наиболее важных христианских памятников в Риме, пришедших в заброшенность и упадок вследствие передачи папского престола в Авиньон (1309 – 1377), являлось одним из самых амбициозных проектов понтификов XV века. Такому же реставрационному процессу будет подвержена фреска Страшный суд. с инструментами Страсти Господней. Боттичелли всегда славился, как непревзойденный рисовальщик растений и трав.
Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Согласно утвержденному проекту, фрески Сикстинской капеллы разделялись на три уровня.
Иисус отсылает дьявола прочь, а ангелы приходят, чтобы послужить сыну божьему. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи.
На переднем плане человек, которого Иисус излечил проказы, представляет себя Первосвященнику в храме, так, чтобы он мог быть объявлен чистым. Иисус отсылает дьявола от него, в то время как ангелы приезжают к министру ему. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Иерусалимский храм является символом незыблемости христианской веры.
Прокаженный упал в ноги к Христу и сказал: «Если хочешь, можешь меня очистить». Иисус посылает дьявола от него, в то время как ангелы приходят служить Ему. Художник не был готов к работе над фресками. Для оформления внутреннего убранства громадного помещения, Папа привлек из Флоренции лучших художников. Во второй сцене искушения, в верхнем центре картины, дьявол нес Иисуса к вершине храма Иерусалима, представленного фасадом церкви Больницы Санто Спирито в Sassia в Риме.
Символична и раковина. Старый фундамент, не выдержав нагрузки, несколько просел, в результате чего весной 1504г. В руках молодого человека жертвенная чаша и кропило. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици).
И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески.
После сюжетов Грехопадения и Изгнания из Рая и Сотворение Евы, которые входят во второй тематический цикл изображения героев становятся крупнее, лаконичнее и намного выразительней. Но велел сделать дар священнику, «какой повелел Моисей». Что же определяет искусство Боттичелли.
Эти три компонента были частью ритуала чистки прокаженного. Юлий II покинул Рим для участия в боевых действиях, вернулся только летом 1511 и сразу заставил Микеланджело убрать леса, чтобы посмотреть роспись свода. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет.
Сам же Дьявол уже на фоне неба выглядит мрачнее и мы замечаем у него на спине крыло. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. В течение нескольих веков на изображении отложился тяжелый слой пыли и копоти.
Персонажи не просматриваются на такой высоте. Третий слой (план) является фоном фрески, а так же флорентийской реальностью, в которой жил художник он включает в себя воздушную перспективу, светотеневую моделировку (от темной левой стороны переходит в светлую правую). Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Вот в такой обостренной политической ситуации и была возведена Сикстинская капелла на месте, где до нее стояла капелла Великая – место сбора папского двора и знатных семейств Италии. Поскольку очень интересно сравнивать соответствующие картины их осмотр строится соответственно, переходя от одной стены к другой.
В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. В алтаре мы видим огонь, который подтверждает очищение «прокаженного». Женщина приносит двух домашних птиц для жертвы и другая женщина приносит древесину кедра.
Но заказ есть заказ. Да, незадача. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Эту фреску мы можем разбить в три слоя. Боттичелли следует в своих работах содержательным и формальным нормативам ренессансного идеала.
Праведники, сопровождаемые бессильной злобой демонов, возносятся на небо. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы.
Первые две фрески (по одной на каждой стене) были написаны Пинтуриккио. Начало работ над фресками, которые ее украшают, относятся к 1481 году. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно.
На тот момент – Павел III. На ней образуется композиционно два треугольника. Кое в чем можно усмотреть намек и на современных художнику лиц и обстоятельства. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ.
Иисус исцелил, видя его веру. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Слева, Иисус, который был пост, будет искушения от диавола, в облике отшельника, чтобы превратить камни в хлеб.
Белоснежная скатерть на столе, прозрачный сосуд и белые одеяния самих ангелов – все это говорит о чистоте. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. Как то вопросы финансирования. В руках молодого человека жертвенная чаша и кропило. Браманте поставил леса. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. И это можно понять по его последним фрескам.
Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Природа представлена своими стихиями (воздух, вода, земля). К формальным нормативам относится симметрия, которую мы можем наблюдать на фреске.
Перед нами довольно разные оценки. Вот что значит гений. Службы в папской капелле были приостановлены и ее закрыли для посещений.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Второй библейский сюжет в той же фреске об исцелении прокаженного. Память об этом событии живет во мне до сих пор. Молодой человек несет в себе таз с водой, в которой находится сука иссопа. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама.
Фрески должны были рассказывать о жизни Моисея (Ветхий завет) с одной стороны и о жизни Христа (Новый завет) с другой, как это было принято во всех старых церквях. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици).
Второй слой (он же план) включает в себя скалу в левой части фрески, Иерусалимский храм, а так же скалу в правой части фрески, объединяя летопись искушения Христа. Наказание Корея, Дафана и Авирона также намекает на преемственность закона божьего (что символически выражено аркой Константина на заднем плане) и на неизбежность наказания тех, кто его преступает, что недвусмысленно увязывается в сознании зрителя с еретическими учениями. В работах Боттичелли мы всегда можем заметить «слоистость» живописного пространства. Предметом названием проходит в три сцены в верхней части воздухе. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни.
Молодой человек несет бассейн воды, в которой ветвь иссопа. Заделать их будет невозможно.
Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте. Первый слой (первый план): бытовой сюжет, люди абсолютно разных возрастов и поля действия в этом слое находится самый большой колорит цветов, а также светотеневая моделировка (например, как ложатся складки одежды у любого из персонажей). Предложение было принято Папой 27 октября 1480г.
Так же в последней сцене мы наблюдаем ангелов, которые прислуживали Христу в пустыне. В руках молодого человека жертвенная чаша и кропило. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти.
Трижды ритм зарождается, достигает максимального напряжения и гаснет. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Так как рано или поздно зло так или иначе явит свой настоящий облик. Первый библейский сюжет, который мы можем наблюдать – это искушение Христа.