Творчество Энгра оказало большое влияние как на развитие академизма во французском искусстве, так и художников новых направлений, взявших на вооружение энгровскую филигранную отточенность линий (Э. Картина французского художника Жана Энгра. Но сегодня поговорим о французском художнике Жане Огюсте Доминике Энгре (1780–1867).
К числу лучших рисунков этих лет относятся 2 портрета директора Французской академии в Риме художника Гильома-Гильона Летьера (Около 1810), они свидетельствуют о глубоком и искреннем почитании Энгром этого человека. Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres) – французский художник-классик, живописец и график, представитель стиля неоклассицизма и академизма. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции).
Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Одним из самых известных шедевров художника является необычайно чувственное полотно «Турецкие бани» (1863), написанное им в возрасте 83 лет. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других.
Отец и дядя Анн Форестье были известными юристами и они рассматривали длительную поездку как лучшее средство укрепить помолвку: ожидалось, что будущий зять должен был вернуться знаменитым и с хорошими доходами. Но основным занятием Энгра в этот период было полотно «Обет Людовика XIII». Портретом Жилибера (1805, Шантильи, Музей Конде), монтобанского юриста, Энгр гордился всю жизнь и относил его к числу самых живых и самых одухотворенных из всех, когда-либо созданных им. Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником.
По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Энгр продолжал работать до глубокой старости. Архитектурный образ Рима владел воображением Энгра и в то время, когда он писал портрет художника Франсуа Мариуса Гране (1807, Экс, Музей Гране).
В 1864 году он написал заново «Эдипа». Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. В 1819 году он отправляет в Париж свои работы «Большая одалиска», «Филипп V и маршал Бервик» и «Рожер, освобождающий Анжелику», которые получили все те же нелестные отзывы. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.
Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115.
Энгр был виртуозным мастером изображения обнажённой натуры. Тайна магии портретов Энгра именно в этой влюбленности в каждую модель. Цветовой и композиционной доминантой этого портрета является голубое атласное платье, которое определяет элегантность модели и подчёркивает её аристократизм. Только кое-где встречаются одинокие человеческие фигурки изображенные со спины.
В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148.
А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. Графиня дОссонвиль (1845, Нью-Йорк, Галерея Фрик), Баронесса Ротшильд (1848, Париж, частное собрание), Мадам Гонз (1845-1852, Музей города Монтобан, ), Мадам Муатессье (стоящая, 1851, Вашингтон, Нац. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта.
Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95.
Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Метафора оказалась удивительно точной: причудливые извилистые линии, отсутствие теней, пряный колорит придают даже самым классическим сюжетам художника экзотический привкус Востока. Отсюда столь полная пластическая гармония портрета.
Все в этом портрете массивно, громоздко, все кажется внушительным и устойчивым. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см).
Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта.
Петру». Всего художник прожил в Италии 24 года103. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье.
Жан-Огюст-Доминик Энгр родился в 1780 году в городе Монтобане на юге Франции. Проницательный современник назвал Энгра китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин (Теофиль Сильвестр). Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции Ромул, победитель Акрона для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте Вергилия, читающего Энеиду (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) — настолько законченная, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции будь то развернутая просветительская программа Апофеоза Гомера (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии во фреске Золотой век (1843-47, Франция, замок Дампьер) — везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, очищенной от недостатков живой натуры. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже. Прелесть юной модели представилась ему наиболее выразительной на фоне ясных зеленоватых далей пейзажа и нежного голубого неба. Любовь к скрипке будет сопровождать его всю жизнь.
Такие попытки он неоднократно делал на протяжении всего своего творчества (достаточно назвать Обет Людовика XIII, 1824 Апофеоз Гомера, 1827 Мучение святого Симфориона, 1834 или позднюю композицию Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймсском соборе, 1854). На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. В Лувре полотно хранилось до 1986 года.
В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Здесь в одном из уединенных павильонов и поселили Энгра. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6.
Женский портрет. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. — Его надо найти в самой модели». Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток.
Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи. Последний лист этой серии – портрет второй по старшинству дочери Хайяра, 16-летней Жанетты (Нью-Йорк, частное собрание) – особенно блистателен по мастерству. В результате Энгр организовал композицию по барельефному принципу, акцентировав внимание зрителей на персонажах первого плана. О причине догадался врач Эрасистрат, когда увидел, как Стратоника зашла в помещение, где на ложе был распростёрт Антиох и какова его реакция101. В этом ему помогали предметы искусства, которыми наполнялся Лувр, благодаря военным походам Наполеона: он мог изучать и сравнивать древние шедевры и образцы европейской живописи.
Сохранились десятки рисунков художника с видами Рима и его окрестностей. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Каталог ее насчитывал 584 номера.
Изображение фигуры тучного человека с простоватым лицом занимает почти весь холст. Энгр был уязвлен, общественность равнодушна, а его коллеги считали его ренегатом.
Гране изображен на фоне римского пейзажа: кажется, будто он внезапно обернулся в сторону зрителя, прервав прогулку. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра.
Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник».
Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим.
Обращаясь к сопоставлению с портретами Давида, следует отметить, что Энгр вместо давидовской лаконичности композиции и как бы отвлеченной пустоты пространственных фонов (которые были у Давида своего рода протестом против пышности парадных портретов XVIII в. ) прибегает к орнаментально усложненным построениям, стремясь уместить изображение почти в одной плоскости первого плана. В Музее Монтобана хранится ее карандашный портрет, слегка тронутый лависом. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы».
Так как импрессионисты, которым в том числе был призван противостоять этот «оплот», Энгром восхищались. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16.
Большая одалиска – одно из самых значительных и характерных произведений мастера. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Что же касается колорита, то это одна из самых цельных и сильных вещей Энгра. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс».
Роскошный каскад складок обладает автономной, почти абстрактной красотой. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. Мастер не приукрашивает, а как бы пробуждает идеальный образ, дремлющий в человеке и открывающийся живописцу, влюбленному в прекрасное. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства».
В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. В работах «Купальщица Вальпинсона» (1808), «Большая Одалиска» (1814), «Турецкая баня» (1862—63) холодная чистота стиля сочетается с затаённой чувственностью певучие линии контуров изысканная пластика поз и жестов напоминают об античной классике. В 1806 году Энгр дебютировал с этими полотнами в Салоне. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Эта работа выдержана в ярких, звучных тонах с доминированием красного, зелёного и жёлто-оранжевого, на фоне которых выделяется розоватое тело героини.
Первой явилась Помолвка Рафаэля (1813, Балтимора, Музей искусств). «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). В глубине души Энгр был приверженцем другого культа – культа чувственной земной красоты.
Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт.
«Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. На следующий день у него началась тяжелая пневмония.
Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Восхищение художника воодушевляло и модель — женщина, которая нравится, становится красивее. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год).
Портрет мадам АймонНаходясь в Риме, Энгр как обладатель «стипендии» был обязан направлять свои работы в Париж, чтобы показывать прогресс в своих умениях: в1808 картины «Эдип и Сфинкс» и «Купальщица» продемонстрировали мастерство художника в обнаженной натуре. Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане, в Гаскони. Его портреты пленяют чистотой и музыкальностью плавных линий, скульптурностью формы («Мадам Девосе», 1807 «Мадам Зенон», 1816 «Мадам Муатесье», 1851).
История сохранила легендарный образ художника — хранителя классической традиции, непримиримого борца против романтизма, прославленного директора Французской академии в Риме исполнителя официальных заказов на исторические сюжеты. Николаю и Александру Невскому. Художника часто обвиняли в погрешностях против анатомии.
Он не прекращал свою работу и над портретами. В 1810 г. его грант закончился, но Энгр решает остаться в Риме, найдя поддержку в оккупационном французском правительстве. В 1811 году Жан-Огюст-Доминик закончил свою картину «Юпитер и Фетида», которая в очередной раз получила резкое осуждение в Париже. Для потолка спальни, во дворце Сан-Джованни ин Латерано Энгр исполнил плафон Сон Оссиана (1813, Монтобан, Музей Энгра). Энгр выработал особую технику на основе традиций французского карандашного портрета XVI века и мог выполнить рисунок за один сеанс. Энгр родился в южно-французском городе Монтабане, в семье талантливого скульптора и живописца. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8.
Но именно в этом и заключена их особая притягательная сила. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Второй портрет (1815, Цюрих, частное собрание) исполнен маслом в свободной эскизной манере и только голова промоделирована более тщательно. Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4.
Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Что же так смутило критиков в произведениях Энгра.
Это одно из лучших произведений художника. Но и тут, однако, есть отдельные исключения. Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея).
Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. 29 сентября 1801 г. его попытка увенчалась успехом – картина Послы Агамемнона у Ахилла (1801, Париж, Школа изящных искусств) была удостоена Большой римской премии. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим.
В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион.
Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808). В Париже он стал брать заказы на живописные портреты. Столь же спокойно и выражение его лица. В монастыре также поселились Пьер Ревой и Флёри Ришар, которые больше всего интересовались Средневековьем, позднее их вкусы и взгляды в определённой степени отразились на творчестве Энгра17. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141.
Однако в связи с падением Наполеона (и последовавшими затем изменениями в судьбе его приближенных) Лежащая одалиска так и не была взята заказчицей. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Размолвка между ними (и последовавший за ней уход Энгра из мастерской Давида) произошла из-за присуждения в 1800 г. Большой римской премии, дававшей право продолжать в течение четырех лет обучение во Французской академии в Риме. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне.
В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Сегодня многие называют их лучшими произведениями Энгра. Вершиной же художественных достижений Энгра были портреты его современниц. До конца жизни Энгр обладал удивительной энергией и работоспособностью. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма.
Это выразилось в создании множества композиций, которые копировали ранние, особенно любимые произведения. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна.
В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Художника увлекла здесь двойная задача: передать красочное богатство открывшегося ему зрелища и запечатлеть драгоценные росписи Сикстинской капеллы.
Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Художник не смягчает, а, наоборот, подчеркивает эти особенности.
На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Помимо мастерской Давида, молодой Энгр посещал Академию Сюиса, основанную бывшим натурщиком Шарлем Сюисом, где можно было писать за малую плату8. Фигурки амуров создают впечатление суеты, но придают композиции устойчивость, служа пьедесталом основной фигуре104.
Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Так, например, картина Вергилий, читающий Энеиду (1812), была повторена художником через 7 лет в более лаконичном и выразительном решении, а Рафаэль и Форнарина, существующая в нескольких версиях, наиболее удачна в своем первом воплощении 1813 г. Настоящая влюбленность Энгра в Рафаэля вызвала у него намерение написать ряд картин, посвященных жизни великого мастера. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Он выбирает такой ракурс, при котором плечи кажутся еще более узкими, а голова с крупными чертами лица несколько тяжелой. Двух архитекторов – Ашиля Леклера и Жана Луи Провоста, связанных между собой дружбой, он объединил в портрете (1812, Массачусетс, Смит-Колледж музей). «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному.
Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Франция опередила другие европейские страны и в демократизации художественной жизни. В дальнейшем власти продолжали награждать живописца: в 1855 году он стал первым художником, возведённым в ранг великого офицера Ордена Почётного легиона наконец император Наполеон III в 1862 году сделал Энгра сенатором, несмотря на то, что у него резко ухудшился слух и он был плохим оратором105.
Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. С 1793 г. открылись для широкой публики залы Луврского музея. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр).
Энгр, казалось, вернулся к методам молодости, весьма вольно обращаясь с перспективой и пропорциональными отношениями. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля».
Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.
Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127.
Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо».
Музей был открыт в 1869 году в здании бывшего епископского дворца, построенного в XVII веке там экспонируются произведения Энгра и его отца130. Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль. К тому времени годы учения были уже позади.
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Бартолини тогда ваял графскую жену. Занимаясь в Академии и в мастерских своих учителей, Энгр одновременно играл в оркестре театра Капитолий (родители Жана Доминика не обладали большим достатком и он с юного возраста должен был думать о заработке). Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами.
Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля.
В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Но и Энгр испытал воздействие романтизма. Купальщица Вальпенсон (1808, Париж, Лувр) с ее мягким, как бы стекающим силуэтом, Юпитер и Фетида (18. 11, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), где изумительная по красоте женская фигура распластана на плоскости подобно орнаментальному арабеску, знаменитая Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), у которой насчитывали на три позвонка больше анатомической нормы, — все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка. Творчество художника, его высочайшее мастерство, магия его линии оказали влияние на многих художников как 19 в. (Дега), так и 20 в. (Пикассо).
Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Официальные круги приняли картину с восторгом.
В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). В 1820 году он перебрался во Флоренцию, где жил и работал в течение четырех лет. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Видимо, художник поместил их лишь для передачи пространственных и масштабных соотношений.
Годы его второго пребывания в Риме ознаменованы появлением трех новых картин: Одалиска и рабыня (1839), Стратоника (1840) и Мадонна перед чашей с причастием (1841). Это портрет итальянского скульптора Лоренцо Бартолини (1806, Экс, собрание Помаре) – близкого друга Энгра со времени их совместного пребывания в мастерской Давида. К числу лучших из лучших относят портрет г-жи Детуш, Семью Стамати и Портрет Паганини. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18.
Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Вполне в духе классицизма звучало название этой композиции: Послы Агамемнона, посланные умиротворить Ахилла, находят его в шатре с Патроклом за воспеванием подвигов героев (1801, Париж, Школа изящных искусств). Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Друзей объединяла глубокая общность мыслей и творческих устремлений. В 1824 году, по возвращении в Париж, Энгр показал в Салоне свою картину «Обет Людовика XIII» имевшую шумный успех и принесшую художнику настоящую славу и орден Почетного легиона. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16.
В 1851 он еще напишет «Юпитер и Антиопа», но в июле того же года станет профессором Школы изящных искусств. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами. Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность.
Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832).
В ней запечатлен кардинал Бибиена, сватающий художнику свою племянницу. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. Энгр – автор блестящих карандашных портретов (большинство его рисунков хранится в Музее Энгра в Монтобане). В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Творческий путь Энгра начался в период консульства и Первой империи, причём современная ему обстановка определила полную аполитичность художника. Единство фигуры и окружения здесь глубоко органично.
Это распространяется и на сюжетные композиции мастера. Свой путь в искусстве Энгр начал с портретов («Автопортрет», 1804 три портрета членов семьи Ривьер – отца, матери, дочери, 1805 «Император Наполеон на троне», 1806). Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56.
Здесь все становится человечнее, проще. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). В 1791 году Жан Огюст Доминик Энгр переезжает в Тулузу, где он был зачислен в Королевскую академию художеств, скульптуры и архитектуры. Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) – наиболее значительный и сложный по характеру творчества из всех учеников Давида. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44.
Среди массы заказных, подчас не слишком разнообразных по композиции портретов исполненных Энгром без особого вдохновения, у него встречаются такие отличные листы, как луврский Ребенок с ягненком – портрет мадемуазель Торель, передающий всю непосредственность детского образа или отточенный во всех деталях рисунок Сестры Монтэгю (1815, Хантингдон, частное собрание)., Последний абсолютно поразителен по проработанности форм – Энгр сумел штрихами карандаша передать почти иллюзорно нежность детской кожи лица и твердость соломенной шляпы, фактуру бархата и шерстяной шотландской шали тень же, отвесно падающая от полей шляп на лица девочек, так отчетлива и в то же время прозрачна от яркости общего освещения, что создается полное впечатление солнечного света римского полдня. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась.
И вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные женские портреты: Прекрасная Зели (1806), Мари Маркоз (1814), графиня Луиза дОссонвиль (1845), баронесса Ротшильд (1848), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристократических и буржуазных салонов увековечены кистью последнего олимпийца 19 века. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Ученик Ж. Л. Давида. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. В непосредственной близости по времени создания к этому произведению находится другой шедевр мастера – портрет г-жи Девосе (1807, Шантильи, Музей Конде).
Сам Энгр хотел видеть себя хранителем добрых доктрин, а не новатором. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Но второй (и последний в творчестве мастера) сюжет из жизни великого итальянца – Рафаэль и Форнарина – был повторен им 5 раз.
Уравновешивалось соперничество, пожалуй их равновеликим по силе талантом. Результат почти четырёхлетних трудов Энгра абсолютно по-разному оценивался его современниками и современными искусствоведами. Симфорион», «Передача ключей св. Контрастом к этому одухотворенному образу является чисто внешний и холодный портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). В 1821 году он закончил картину «Въезд Карла V в Париж». Вернувшись из Италии, супруги Энгр обнаружили, что существенных перемен в Школе изящных искусств и Академии нет, однако приём, который их встретил, был восторженным. В 1791 г. он поступает в Тулузскую академию изящных искусств.
В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867).
1815 г. помечены 3 не менее замечательных по мастерству рисунка. Так что Энгр – это гораздо больше, чем классическая традиция. Красивое лицо Кордье – одно из лучших по тонкости объемной лепки в живописи художника. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века.
Герцог погиб через несколько недель после завершения портрета и Энгр выполнил несколько копий картины. В 1843 Жан Огюст Доминик с энтузиазмом начал роспись большого зала в Шато де Дампьер. Родился 29 августа в Монтобане в семье живописца и скульптора Жана-Мари-Жозефа Энгра.
Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Написанный в Риме Портрет госпожи Девосэ (1807, Шан тильи, Музей Конде) более, чем все другие произведения Энгра на современный сюжет, выдает его постоянное стремление к идеалу. Она была запечатлена Энгром дважды. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности.
На Энгра посыпался град упреков. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Самыми выдающимися картинами этого периода считаются «Купальщица Вальпенсон» (1808) и «Большая одалиска» (1814), отшлифованное совершенство этих полотен было вдохновлено творчеством Рафаэля, которого Энгр ставил превыше всех художников. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25.
В 1825 году Энгр был награжден крестом ордена Почетного легиона. Кроме того, во Франции глубоким и многогранным было воздействие идей энциклопедистов, в особенности Жан-Жака Руссо, призывавшего искать обновления всех сторон жизни в простоте и естественности, близких законам природы. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Таков «Апофеоз Гомера», «Св.
Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. И действительно, эти работы были совсем не похожи на картины художников XVIII столетия или портреты Давида и все же оказались очень удачными. Делакруа находился возле любимого им Рубенса, Энгр — у полотен своего кумира Рафаэля. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Он развивал свой музыкальный талан под руководством скрипача Лежена.
Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане. (Как свидетельствуют воспоминания госпожи Ривьер, она так и не смогла понять, почему Энгр так пленился внешностью ее болезненной дочери. ) Узнаваемый облик конкретной модели становится символом пробуждающейся жизни и одновременно — хрупкости ее. Тонкий, как паутина, рисунок фигур сочетается с четким абрисом лиц. Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres) (1780-1867), французский художник, рисовальщик и музыкант. С 13 до 16 лет он был вторым скрипачом в оркестре Капитолия Тулузы.
Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Он продолжал переносить пренебрежительные отзывы, а его «Дон Педро Толедо целует шпагу Генриха IV», «Рафаэль и Форнарина», несколько портретов, а также работы в Сикстинской капелле встретили в 1814 году враждебную критику. В 1812 году Жан Огюст Доминик пишет «Вергилий читает Энеиду» для резиденции французского губернатора в Риме, в 1813 – «Ромул – победитель Акрона», «Сон Оссиана» – эти колоссальные работы были написаны для римского дворца Наполеона. Вариант этой картины 1820 г. имеющий вертикальный формат, находится в Лувре.
Теперь перед нами человек, сознающий свою славу и гордящийся своим талантом. Самый большой по размерам (41 х 53 см) и самый многофигурный из всех своих групповых графических портретов – Семья Люсьена Бонапарта (1815, Кембридж, Музей Фогг), его следует присоединить к шедеврам энгровских карандашных портретов. Однако в произведениях Энгра запечатлены не только образы исполненные женственного очарования и гармонии, но и образы подлинно бальзаковской силы и глубокой социальной проницательности.
Как драгоценное изваяние, выделяется на фоне глубоких золотисто-коричневых и красноватых тонов голова на точеной шее. Документов, которые бы проливали свет на обстоятельства создания портрета, не сохранилось, но, во всяком случае, на Салоне 1806 года он был представлен, а далее помещён в Бурбонский дворец28. Таким явился в этот период портрет г-на Кордье (1811). Самым ранним датированным произведением художника, является рисунок женской головы с античного слепка исполненный Энгром в 9 лет. В 1825 году Энгр был избран в члены Академии.
Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. В нем можно отметить как элементы классицистические (рационалистичность построения, скульптурность форм, локальность цвета, примат линеарного начала над живописной трактовкой), так и то, что предвосхищало искусство романтиков (явно выраженная увлеченность Энгра восточными мотивами и его стремление во всем выявлять нечто особенное и уникальное). Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102.
В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). Этот принцип он впервые применил в портрете г-жи Ривьер (и затем позднее в целом ряде работ). В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна.
Настоящим лейтмотивом его искусства, породившим едва ли не лучшие из всех творений мастера, был гимн во славу прекрасного женского тела, прозвучавший с особенной силой в его знаменитой Большой одалиске (1814, Париж, Лувр). Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений.
Великая революция по-новому высветила роль и значение человека и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона.
Много лет спустя Энгр как-то сказал: На закате моей жизни я такой же, каким был и в начале ее. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Однако в эти же годы созданы многие лучшие портреты. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма.
В 1803 году Энгру и еще пяти живописцам поступил заказ на изображение портрета Наполеона I в полный рост, эти работы были направлены в города Льеж, Антверпен, Дюнкерк, Брюссель и Гент, которые вошли в состав Франции в 1801 году. С 1791 г. право на участие в выставках луврского Салона получили любые авторы независимо от их членства в академиях. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Энгр внимательно изучал все созданное учителем. Более того, эти линии вторят овалу лица, четким полукружиям бровей и прически даже верхние углы картины художник закругляет соответственно им. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его.
С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см).
Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Энгр был постоянным посетителем папаши Хайяра. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Портрет мадемуазель Ривьер — одно из наиболее прославленных полотен художника. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем.
В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. Энгр выполнил её в темпере, что позволило сымитировать стиль фресок Кватроченто, построив изображение как фриз49.
Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни.
В 1834-41 был директором Французской академии в Риме. В 1805 году Энгр создал три портрета членов семейства Ривьер, находящиеся сейчас в Лувре. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса».
Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Затем следует новый заказ: «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806, Париж, Музей армии).
«Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Большинство произведений, где присутствовала обнаженная натура, подвергались строгому разбору со стороны критиков.
Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). Этот образ полон безыскусности, добродушия и привлекательности. А все они эти академизм не почитали. Графические портреты Энгра, которые он создавал на протяжении всей жизни, отличает непосредственность, раскованность, жизненность деталей (портрет скрипача-виртуоза Н. Паганини, 1819). Сумма гонорара составила 3000 франков.
Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. В «Портрете Л. Ф. Бертена» (1832) представлен властный умный буржуа в характерной позе «хозяина жизни», что дало повод художнику Э. Мане назвать эту работу «портретом буржуазного Будды». Два года спустя Энгр запечатлел ее, уже ставшую женой Шовена, в период ожидания ребенка (1814, Банонн, Музей Бонна). Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43.
В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. Вскоре после этого в газетах появились статьи, в которых писали, что художник делает неудачные попытки «вернуть искусство на четыре столетия назад, к мастерам XV века». Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. В 1801 году художник участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Послы Агамемнона у Ахилла» и победил, но вследствие тяжелого состояния французской экономики полагающуюся в этом случае поездку в Рим пришлось отложить на несколько лет.
Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана». Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа.
Его отец, Жозеф Энгр, был художником-миниатюристом и дал ему первые уроки рисования. Эти картины по сути стали воплощением той исторической живописи, которую Энгр хотел показать миру. Весной 1814 году Энгр отправился в Неаполь, где рисует портреты королевы Каролины Мурат и ее семьи, а также три работы: «Обручение Рафаэля», «Большая Одалиска» и «Паоло и Франческа». В 1815 г. вместе с крахом Наполеона, потерпел поражение и режим Мурата, отчего Энгр оказался Риме без покровительства французских властей. Несмотря на свои административные обязанности, художник не перестает рисовать: из-под его кисти выходят «Антиох и Стратоника», «Портрет Луиджи Керубини», «Одалиска с рабом» и пр.
По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. Так, в рисунке изображающем некую г-жу Малле (1809, Париж, частное собрание), глаз зрителя довольно скоро от превосходно моделированных, но не особенно интересных лица и фигуры изображенной переходит к тончайшей миниатюре архитектурного пейзажа, перспектива которого завершается величественным куполом собора св. «Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23.
Но к 1849 году его пыл угас из-за смерти жены Энгра и роспись не была завершена.
Портрет Луиджи КерубиниЭнгр возвращается в Париж в июне 1841 года.
Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена».
Вместе с тем он был далек от одноплановости. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Выпускнику Школы изящных искусств нужно было зарабатывать себе на жизнь в ожидании пенсионерской поездки в Рим, выходом стало писание портретов16. И лишь полураскрытый веер, который она держит в руке, придает скромному облику юной женщины оттенок легкой шаловливости.
Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Помимо уроков рисования, он дал сыну основные представления о скульптуре (так как был не только художником, но и скульптором), а также научил играть на скрипке.
Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. С первых же шагов в этой области Энгр считал ее второстепенной. Все порицания сводились к тому, что ученик отошел от искусства учителя. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа.
Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Далее следуют виды многих прославленных зданий Рима (запечатленных, как правило, не со стороны главного фасада, а с какой-нибудь необычной точки зрения), уходящие в глубину улицы и переулки, уголки монастырских дворов и широкие городские панорамы исполненные остро отточенным карандашом иногда подцвеченные.
Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Он возвращался к полюбившемуся ему сюжету иногда вскоре иногда через несколько лет.
В декабре они обвенчались. Галерея сидящая, 1856, Лондон, Нац галерея). Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе).
В этот период он много работает в жанре портрета. Главой этого художественного направления являлся Жак Луи Давид. В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. В своем раннем Автопортрете (1804, Шантильи, Музей Конде) Энгр предстает настоящим южанином — невысокого роста, смуглым, черноглазым, полным сдержанной энергии. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55.
Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. В 1817 году скончалась его мать. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43.
В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). В конце концов глубокая любовь к музыке отступила перед страстью к рисованию. Возможно, его родина — Гасконь — наградила художника упорством в достижении цели и бурным темпераментом. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. И почти одновременно с образом Зели мастер пишет картину, воплощающую силу и торжество человеческого интеллекта.
В портрете самого Шарля Хайяра с дочерью Маргаритой (Париж, частное собрание) чувствуется стремление художника сохранить максимальную точность в передаче каждой черточки лица, каждой пряди волос. Энгр по основным своим убеждениям был приверженцем классицизма. В возрасте 11 лет был принят в тулузскую Академию искусств, где учился у Г. Ж. Рока.
Музей Гране, Экс-ан-Прованс Обет Людовика XIII, 1824, собор в Монтобане Апофеоз Гомера, 1827, Лувр), портретов, отличающихся точностью наблюдений и правдивостью психологической характеристики (Мадам Девосе, 1807, Музей Конде, Шантийи Л. Ф. Бертен, 1832, Лувр) идеализированных и вместе с тем полных острого чувства реальности изображений обнажённой натуры (Большая купальщица, 1808, Большая одалиска, 1814, – оба произведения в Лувре). Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Люди общаются друг с другом с «открытой душой».
Трактованная широкими плоскостями одежда и круглое лицо усиливают это впечатление. Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) – французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. Человек, который живёт здесь, — художник. »57 Тем не менее, он не собирался возвращаться во Францию, где у него не осталось родных и где критика с неизменной враждебностью встречала все его новые произведения. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года.
Воодушевленно принялся он вводить различные реформы: были углублены и расширены учебные программы, учрежден специальный курс по изучению археологии, увеличено число классов с живой натурой и одновременно в еще больших масштабах, чем раньше, стало насаждаться копирование и калькирование произведений Рафаэля и других мастеров Возрождения. Энгр вошёл в историю искусства прежде всего как замечательный портретист, хотя он сам считал этот жанр «низким». Тонкие, поэтичные, отличающиеся ясной гармонией линий и форм. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно.
К ним прежде всего принадлежит портрет матери художника (1814, Монтобан, Музей Энгра). Автор картин на литературные исторические и религиозные сюжеты (Юпитер и Фетида, 1811. Завершением этого направления поисков абстрактной гармонии стало одно из последних значительных произведений Энгра — Турецкая баня (1862, Париж, Лувр). Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность.
Теплотой этой встречи наполнен рисунок. Много рисунков было исполнено им в Риме и с разнообразных памятников античности. Его отец был живописцем и скульптором. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887).
14 января в час ночи Энгр скончался на 87 году жизни. Эта картина рождает некое ощущение необъятности мира, открывающегося в пейзаже. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже.
В поздний период творчества Энгр пишет большие мифологические картины («Мученичество св. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Из коричневого фона картины выступает изящная голова с гладко причесанными каштановыми волосами.
Плодотворно работавший при всех режимах, Энгр дважды писал Наполеона — Первым консулом (1804) и императором на троне (1806), выполнял заказы членов королевской фамилии, а позднее — Карла X, Луи-Филиппа, Наполеона III. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Именно такая трактовка форм окончательно выработалась у него в мастерской Давида.
Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд».
Нет на свете ничего более трудного, это невыполнимо, — жаловался художник. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества.
Высшие достижения Энгра были связаны не с этими холодными холстами, а с "бессюжетным" изображением обнаженной натуры. Всю свою сознательную жизнь Энгр стремился создать совершенную художественную форму. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года).
Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы, но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве художник из Монтобана. Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841). Однако в государстве нет денег и поездка отложена.
Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Неосторожность приблизила к смерти этот сильный организм. Среди них — одна из первых работ молодого художника, за которую он был удостоен Большой римской премии 1801 года. Первый из них изображает жену Шарля Хайяра (1811, Кембридж, Музей Фогг), а второй – профильный портрет старшей дочери Альбертины Хайяр в возрасте 15 лет (1812, Базель, частное собрание), он поражает особой внутренней ясностью образа. Энгра называли последним оплотом классической школы, но при этом явно недооценивали. В 1807 году он начала работу над картиной «Венера Андиомеда», но он смог закончить ее лишь в 1848 году.
В Риме была по достоинству оценена картина «Христос дает ключи Петру» (1817-1820), но власти Ватикана запретили ему отправить эту работу в Париж на выставку. В 1816 г. Энгр получает заказ на выполнение портрета «Фернандо Альвареса де Толедо, герцог Альбы» – в качестве награды герцогу от Римского Папы за подавление протестантской Реформации. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Образ Стратоники, по замыслу Энгра, должен был стать воплощением хрупкости абсолютной красоты и тонкого лиризма. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню.
В 1800 году он пишет картину «Послы Агамемнона в шатре Ахилла», благодаря которой в 1801 г. получил гран-при для поездки в Рим. Зрение сохранилось настолько хорошо, что позволяло ему выполнять самые тонкие рисунки. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113.
В 1855 году Энгр участвует в международной выставке, где была выделена целая комната для его работ. Но, работая в тот же период над портретом Мари Маркоз (более известном как портрет г-жи де Сенонн), он создает образ, в котором жизненность воплощения поражает зрителя. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир.
Почти все эти пейзажи безлюдны и вполне можно предположить, что они сделаны в ранние утренние часы, когда город еще погружен в сон. Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление. Мальчик долго колебался в определении своей карьеры.
Энгр стремился запечатлеть прекрасный облик девушки, сохранить во времени такой хрупкий, такой недолговечный дар, как молодость, красота. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла.
Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника.
Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. В настоящее время находится в музее Орсе. В нем меньше действующих лиц. Творчество Энгра делится на ряд этапов.
– плодотворный в творчестве художника. Сама женщина превращалась в произведение искусства («Портрет Инес Муатессье», 1851, Лондон, Национальная галерея).
Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. В 1802 году Энгр дебютировал на выставке парижского Салона. Его влияние признавали фовисты во главе с Матиссом, кубисты под началом Пикассо.
Надо отметить, что эти портреты были очень хорошо выполнены и в настоящее время очень ценятся как бесценные предметы изобразительного искусства. В 1817 году Энгр выполняет «Генрих IV играет со своими детьми» и на следующий год – «Смерть Леонардо да Винчи». «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Виртуозный по форме, но суховатый по характеристике портрет главы семейства Филибера Ривьера, крупного чиновника наполеоновской Империи, уступает женским образам этой эффектной группы. Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. Свою задачу он видел в продолжении ренессансного искусства с той же стадии, на которой оно остановилось62.
В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Музыка навсегда осталась для Энгра любимейшим, после рисования и живописи, занятием. Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Июльская революция оставила Энгра равнодушным.
При этой лаконичности прекрасно переданы характеры, сама атмосфера домашнего уюта, духовной близости людей. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха.
Парный портрет супруги Шарля Хайяра с младшей дочерью Каролиной (Кембридж, Музей Фогг) несколько менее выразителен по характеристике, но более легок и воздушен по рисунку. Творчество Энгра делится на ряд этапов. Говоря про Энгра, вспоминают Делакруа.
К этому периоду относится одно из самых грандиозных произведений художника — картина «Апофеоз Гомера» (1827), предназначенная для украшения потолка Лувра. Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа.
Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Петра. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. Этот брак придал сил живописцу и в следующем десятилетии Энгр выполнил несколько важных работ. В 1813 году Энгр женился.
В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Художник выполнил и множество графических портретов42. Оно было вызвано к жизни многочисленными сложными и разнообразными причинами. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». В 1807 году Энгр наконец-то отправился в Италию.
Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Согласно античному автору, Антиох, сын Селевка, был влюблён в свою юную мачеху Стратонику и решил покончить с собой, уморив себя голодом. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Доверчиво и просто смотрит на нас молодая, прекрасная и счастливая женщина исполненная достоинства и независимости.
Таков, например, портрет Жозефа-Антуана Мольтедо (1811 Нью-Йорк, Музей Метрополитен). История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей.
Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Субъективность в восприятии любого явления сближает Энгра с романтиками, хотя он сам и восставал всегда против их теоретических положений. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 г. в городке Монтобан на юге Франции. Учился в Тулузской академии изящных искусств.
Публика ответила Энгру тем же: выставленная в 1855 году на Всемирной выставке картина подверглась бойкоту во второй раз и больше никогда не демонстрировалась публично89. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82.
Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии.
Наиболее монументальным и тщательно разработанным явилось пятиметровое полотно Ромул, победивший Акрона (1812, Париж, Школа изящных искусств). В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида.
Художник благоговейно преклонялся перед ней и до конца своих дней неустанно ее воспевал. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции.
Симфориона», 1834) его живописная манера становится академичной. Во Флоренции была написана картина Обет Людовика ХIII (1824) для кафедрального собора в родном городе художника Монтобане, за которую критика назвала Энгра новым Рафаэлем.
Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Одной из первых его работ после возвращения становится «Портрет герцога Орлеанского».
Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Период 1812-1814 гг. Жан Кассу называет это произведение Французской Джокондой.