Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Считается, что именно фовизм, а не предшествующий ему импрессионизм, стал отправной точкой разрушения традиционной живописи.
Фовизм в живописи на этом не угас: его отголоски можно заметить в творчестве абстракционистов, новых диких (1950-1960 гг. ), в российских голубой розе и бубновом валете. Морис Вламинк (Maurice de Vlaminck) (1876-1958) – французский живописец, график, писатель, представитель фовизма. Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.
Для некоторых художников, решивших воплотить в своем творчестве смешение разных стилей, целью стал фовизм в живописи. Фовизм – направление в живописи, возникшее во Франции в начале ХХ-го века. Фовизм в живописи на этом не угас: его отголоски можно заметить в творчестве абстракционистов, «новых диких» (1950-1960 гг. ), в российских «голубой розе» и «бубновом валете».
Фовизм (от фр. fauve— дикий)— направление в искусстве, сформированное как течение в живописи французского постимпрессионизма.
Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). Матисс создает многочисленные рисунки, графические серии, оформляет книги и журналы. Макс Пехштейн (1881—1955) известен как один из ярких представителей новых художественных направлений в Европе начала ХХ века. движением «Новые дикие». Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Это была судьба. Композиция наполнена покоем и прекрасно сбалансирована.
Но того ничто не могло остановить. Освящение капеллы состоялось в июне 1951 года. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир.
В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913). Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves)5. Упрощенные очертания.
Подобные сюжеты издавна пользовались популярностью среди французских художников. Начинается этап интенсивного и плодотворного поиска. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков.
Также, он публикует художественно-критические "Письма из Мюнхена" в журналах "Мир искусства" и "Аполлон" (1902, 1909). Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Фовизм указывал на движение вперед. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Отсюда следует, что все то, что не играет полезной роли в картине, является вредным. "Он пишет правду, – воскликнул с пафосом Ривьер, – ужасную правду. Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». 1902 "К городу", ок. 1903).
Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». А. Марке преимущественно работает в области пейзажа.
Гениальными изобретателями кубизма примерно в 1907 году стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. Критик Луи Воксель, описывая впечатление от их работ, заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906).
Ван Донген, Кес (1877-1968)Голландский художник, представитель фовизма. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. Основным средством выражения фовисты избрали цвет. Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения.
В 1908 – 1914 Брак и Пикассо работали в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. Он обособлял, отделял одну форму от другой, помогал их схематизировать и превращать в простые колористические знаки. В 1910 году он посетил в Мюнхене выставку исламского искусства, а позже исколесил Испанию в поисках "мавританского следа" в культуре этой страны. 1890-х – нач.
«Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. Также Кандинский пишет мемуары "Оглядываясь назад" (1913 год в русском переводе – "Ступени"), сборник стихов "Звуки" (1913 год) с 55 черно-белыми и цветными литографиями. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. В 1886 году он едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913). Творчество художников "Бубнового валета" – явление крайне неординарное, яркое, специфически московское.
Голландский «Стиль» вырос из чистой абстракции и был разработан Питом Мондрианом, Тео ван Дусбургом и Бартом ван дер Леком. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный.
Контур усиливал силуэтность, экспрессию. Так художник покончил с предметностью, которая, как он считал, мешала его картинам. В 1925 году, вследствие нападков правых партий, Баухаус в Веймаре закрывается. В отличие от экспрессионизма, фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».
В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». Фовизм – один из самых радостных и восторженных стилей живописи XX века. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник.
картины "Небесно-голубое", 1940, "Сложное-простое", 1939, "Пестрый ансамбль", 1938 и др. ). Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек. Эта работу (как и парную к ней – "Танец") в 1909 году заказал Матиссу русский промышленник и коллекционер Сергей Иванович Щукин, попросив изобразить в аллегорической форме музыку и танец. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все.
Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Однако лидеры объединения намеренно дистанцировались от современных им новых авангардных течений, в первую очередь — от мастеров «парижской школы». С началом мировой войны Кандинский вынужден покинуть Германию. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
сом в более реалистической манере. Фовизм (от фр. Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст. На всех рисунках вы узнаете одно и то же лицо. В графике художником созданы монументальные произведения – настенные росписи и большие композиции из цветной бумаги (декупажи).
Мастер доволен своим учеником, но считает его палитру слишком яркой. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает "Новое объединение художников, Мюнхен" (МКУМ) и берет на себя председательство. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо).
Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Не было и группы как таковой. Кантата написана по текстам из рукописного сборника XIII века «Бойренские песни», который был найден в Баварских Альпах и издан в 1874 г. Сборник состоял из 250 текстов на латинском, старофранцузском, старонемецком языках. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной.
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи. Рисунок обоев здесь становится проще и крупнее (чтобы впоследствии вообще исчезнуть). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». В творчестве Мюллера превалировала тема союза обнаженного человека и природы. Главный идеолог и бессменный лидер «Моста» Э. Л. Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски.
Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. «Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда. Сходство заключено в настороженном взгляде. Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907).
В военные годы Матисс (не попавший в армию по возрасту) активно осваивал новые художественные области – гравюру и скульптуру. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Но после 1907 года объединение распалось.
Цвет был не только механизмом передачи эмоционального напряжения, но и важным техническим средством: с его помощью, например, решалась проблема перспективы. Рисовать Матисс начал довольно поздно. Не было и группы как таковой. Стул и обои еще присутствуют здесь, но уже на четвертой стадии Матисс совершает резкую композиционную модернизацию картины. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок.
Если в 1898 году он изучал загадочные «простые формы» в гравюрах Дюрера, то через 6 лет — пытался разобраться уже в феноменах негритянской культовой скульптуры в этнографическом музее Дрездена. Зарождается оно в Париже – именно там во время проведения Осеннего салона в 1905-ом г. Некоторые художники представили свои картины в рамках целой творческой группировки. В то же время Кандинский отдает дань литературной деятельности. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма. Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники — приверженцы нового искусства. " Основное внимание в этой работе Матисс уделил цвету, что отразилось во втором ее названии ("Зеленая полоса"), данном картине купившими ее Майклом и Сарой Стайнами.
Искусство "Бубнового валета" при всем его бросающемся в глаза чисто "московском", размашистом своеобразии – часть общего европейского художественного процесса начала 1910-х гг. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. Исчезают стул и обои. Кирхнер первым из художников «Моста» показал на практике, как должны выглядеть в экспрессионистском понимании цвет, линия и плоскость и как они тяготеют к перерождению друг в друга. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 годы) сплотили тяготение к колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в «примитивном» творчестве, средневековом и восточном искусстве.
Для его стиля характерны «смазанность» женских персонажей и удлиненные пропорции («Улица с красной кокоткой», 1914). Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910).
Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется. Тексты принадлежат вагантам – странствующим средневековым поэтам (студентам, школярам, беглым монахам). По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Художник видел линии и цвета как элементы, обладающие противодействующими космическими силами. Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея).
Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».
Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Его картины выставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Чуть позже ее купил Синъяк для своего дома в Сен-Тропезе.
Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Именно в его творчестве новые формы искусства получили столь масштабное развитие. Одалисок писали Энгр, Делакруа и Ренуар. Художник прожил очень долгую жизнь. Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом.
Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Он умер в 1954 году. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии.
Получалось, что, даже несмотря на общие идеи, каждый метод утверждался спонтанно, в зависимости от мироощущения художника.
Эта дружба в его судьбе значила многое. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. В 1921 г. он совершил путешествие в Италию.
В 1908-1909 годах художник резко меняет манеру письма, перейдя к упрощённой, схематичной форме изображения. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене.
Жорж Руо (1871 — 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Его отличают дикая и смела работа с цветом. Но самое большое влияние Кандинский оказывает как преподаватель московского Свомаса (Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка.
В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать. Фовизм зародился в кон. С формальной стороны они похожи, но по воздействию на зрителя имеют существенные расхождения, ведь экспрессионистическое полотно выражало собой духовный дискомфорт художника, либо его постоянно меняющиеся взрывные эмоции.
Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. "Композиция VIII", 1923 – главная работа веймарского периода. С 1927 года активно участвовал в организации выставок отца его сын, Пьер. Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. Ироническое прозвище «les fauves» («дикие») было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 году в парижском «Салоне независимых» (Анри Матисс, Альбер Марке, Жорж Руо, Морис де Вламинк, Андре Дерен, Рауль Дюфи, Жорж Брак и другие).
В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Образ в полу-абстракции одной ногой еще в изобразительном искусстве (кубизм, футуризм). В 1900 г. после неудачной попытки предыдущего года, Кандинский поступает в Мюнхенскую академию художеств, в класс Ф. Штука, "первого немецкого рисовальщика". Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
Во время Второй мировой войны его объявили «выродившимся художником», он был вынужден покинуть Берлин и переехать в Хемменхофен. Однако за маской дикаря скрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие и отдых усталому современному человеку (манифест 1908г. ). В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма.
Вернувшись в Баварию, селятся в маленьком городке Мурнау у подножия Альп. Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. Как и многие экспрессионисты, Хеккель прошел через Первую мировую войну, которая определила пацифистское содержание его самых известных работ («Мадонна Остенде», 1915). Хеккель и Шмидт-Ротлуф знали друг друга ещё со школьных лет в Хемнице.
В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). Корни современного абстрактного искусства особенно явно начинают звучать в кубизме. М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов.
Они стремились передать атмосферу и нюансы конкретного времени суток или погодных условий. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Осень.
С другой, отрицали их живописный метод, а в частности технику, вместо пятен использовали линию и наносили краску не мелкими разноцветными мазками, а широкими и большими пятнами одного цвета. Среди всех художников «Моста» он, пожалуй, больше всего тяготел к догматизму. Манген, К. ван Донген и другие. В отличие от остальных участников «Моста», он был сторонником контактов с фовистами2 и, несмотря на многолетнее участие практически во всех выставках объединения, считал декоративную выразительность, т. е. возможность выражения своих эмоций средствами искусства, одним из основополагающих приемов экспрессионистской живописи.
Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907). Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Он взывал к нестертости чувств, лучшим примером чего служило радостное удивление человека, только вступающего в жизнь.
Повышенная светоносность (когда краски «взрывались» от света) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Фовистов. Также целый ряд иностранных художников объявили себя принадлежащими к этой группе, среди них швейцарец Куно Амье (с 1906), финн Аксели Галлен-Каллела (1907), голландец Кеес ван Донген (1908), чех Богумил Кубишка (1911). Он постепенно свел элементы в сетку линий и основные цвета по принципу гармонии. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Однако весьма скоро школа перестает удовлетворять его потребностям.
Сам художник назвал этот период творчества "поистине живописной сказкой".
В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). И вновь развивает и совершенствует свою теорию базу: "Абстрактное искусство создает рядом с "реальным" новый мир, с виду ничего общего не имеющий с "действительностью".
Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись. В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. Тем временем Матисс продолжал пробовать себя в новых жанрах. Жизнь его была на исходе.
Это были Фриц Блейль, Эрих Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж).
Ребята уже давно знали друг друга. 1912 «Старый мост в Кане», 1910). В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. В1897 г. приехал в Париж, где познакомился с М. Вламинком и А. Дереком. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935).
В первое объединение входили молодые художники из Дрездена, которые ставили целью свержение консервативных традиций немецкого искусства, среди них Эрнст Людвиг Кирхнер и Карл Шмидт-Ротлуф. Краски палитры стали сдержаннее. Здесь используется принцип стилизации, когда художник выбирает, развивает и уточняет конкретные визуальные элементы (например, линия, цвет и форма) в целях создания поэтической реконструкции или упрощенную сущность предмета.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Обратившись к эстетике фовизма, постимпрессионизма и кубизма, а также к приёмам русского лубка и народной игрушки, бубнововалетовцы решали задачи выявления материальности натуры, построения объёмной формы на плоскости с помощью цвета, передачи "вещественности" натуры, её фактурности.
Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 — 1947) выделяла его из фовистского окружения. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. В графике Матисс использует разнообразные материалы (сангина, уголь, карандаш, тушь) и различные виды техники (литография, гравюра, рисунок). Многие названные художники занимались так же и росписью керамики. fauvisme, от fauve – дикий), течение во французской живописи начала XX в. Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А. Оно требует долгой работы, обдумывания и взаимного приспособления», – сказал Матисс в одном из интервью 1909 года. Отметим – в ряду его "африканских" картин – и триптих под названием "Марокканский пейзаж".
В то же время в группу входят несколько новых талантливых художников: Эмиль Нольде (с февраля 1906 года по конец 1907), Макс Пехштейн (1906-1913), Отто Мюллер (1910-1913). Родился в бедной многодетной семье. Но – в динамике – парные картины разнятся. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Здесь он написал знаменитые картины "Окно в Танжере" (вверху) и "Вход в казба" (на след.
Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). les fauves).
стр. ). " В Дессау Кандинского с новой силой увлекают романтические идеи "гезамткунстверк" (идея синтеза искусств в одном произведении). Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии.
К скульптуре М. обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20—30-е годы (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В. Именно картины Сезанна, возможно, заставили Хеккеля задуматься о необходимости реформирования искусства и о его преобразовании. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня – тем хуже для них. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). 1912 «Старый мост в Кане», 1910).
Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Основываясь на достижениях постимпрессионистов, на приемах очень модной в то время японской цветной гравюры и отчасти средневекового искусства, фовисты стремились максимально использовать колористические возможности живописи. Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907гг. Фовизм (франц.
В стихах воспевались земные радости, прославлялась любовь, вино и античные боги. Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась. Интересом Матисса к Востоку продиктовано и создание серии картин изображающих одалисок (обитательниц гаремов).
В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. Ж. Руо принимается за создание картин-притч. Тема панно – танец.
Кирхнер (1880—1938) является для немецкого искусства более чем просто значимой фигурой. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества.
Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. (фр. В абстрактном искусстве принято понятие «нечто», то есть один или несколько визуальных элементов субъекта – его линии, формы, тона, текстуры и так далее.
Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Она – в композиции моей картины. Тем не менее именно фовисты сделали цвет автономным выразительным средством, развивая его как самостоятельный художественный прием27. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном.
Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Кирхнер был действительно чрезвычайно талантливым художником.
Он пробовал себя и в деревянной скульптуре, в которой среди мастеров «Моста» ему не было равных. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. Габриэла возвращается в Мюнхен, а Кандинский едет в Москву.
движением «Новые дикие». fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века. Основными цветами не только у художников «Моста», но и вообще у всех экспрессионистов были насыщенные желтый, синий и красный, равномерно распределенные по всей картине.
Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935). Деятельность фовистов, несмотря на короткий период существования объединенной группы его представителей, оказала существенное влияние на развитие европейской живописи. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Этого художника отличают строгий стиль и сдержанность в области цветовых поисков.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Между 1919 и 1921 годами публикует шесть больших статей. Холст, масло. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). Известность художнику принес скандал, разразившийся на экспозиции Салона 1913 г., когда полиция потребовала убрать картину Донгена, на которой он изобразил обнаженной собственную жену. Выставленный портрет жены художника произвел настоящий фурор, прочно поместив автора в разряд "диких" (то есть фовистов). Старый приятель Матисса, Пикассо иронизировал по поводу его нового увлечения: «Не думаю, что ты имеешь на это моральное право», – писал он ему.
Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению. Дерен, Андре (1880-1954)Французский художник, представитель фовизма. Учился в Академии Карьера, где познакомился с Ж. Пюи и А. Матиссом. В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок.
С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. fauve – дикий) – художественное течение в модернистском искусстве, возникшее в начале XX в. во Франции. Когда Матисс писал эту картину, ему было 34 года и он находился под очевидным влиянием пуантилизма (это, что называется, лежит на поверхности), которым его "заразил" Поль Синьяк. С этого момента, с "часа" Кандинского, в искусстве XX столетия стало развиваться новое направление, получившее название "абстрактное" потом оно приобретало разные другие наименования ("чистое", "конкретное" и др. ), существенно менялось по своим формам, нередко вызывая острые дискуссии. Шмидт-Ротлуфф, бесспорно, был одним из самых талантливых художников своего времени. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк.
Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен.
Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов.
В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом. Стайны подружились с художником. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами».
Его стиль поражал мощью воздействия, некой «монументальностью». Познакомил же обе пары друзей старший брат Хеккеля, бывший одноклассник Кирхнера. Другое название этой работы – "Десерт". В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение».
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves). Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Осенний салон произвёл настоящую сенсацию: ранее никому неизвестный фовизм вдруг обнаружил признаки вполне сложившегося со временем течения.
Эффект этого приема заставляет зрителя почувствовать напряженность композиции. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал.
Хеккеля называли ведущим мастером «жесткого стиля» с ограниченным набором тем. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Влияние творчества художников «Моста» прослеживается позднее в искусстве немецкоязычных и скандинавских стран.
Просуществовав недолго, оно распалось, его участники пошли каждый своим путём, но оно оставило заметный след в истории искусства. К числу сторонников этого направления относят художников Альбера Марке, Шарля Камуана, Луи Вальта, Анри Эвенепула, Мориса Марино, Жана Пюи, Мориса де Вламинка, Анри Мангена, Рауля Дюфи, Жоржа Руо, Жоржа Брака, Жоржетту Агутт и др. На первой стадии работы Матисс изобразил свою героиню сидящей на стуле. Далее представлена одна из частей этого триптиха, "Марокканский сад", показывающая местную природу в сезон дождей. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре.
В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Две другие части этого триптиха изображают ту же землю, но опаленную беспощадным солнцем.
И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. Также экспрессионисты черпали вдохновение из немецкой готики и примитивного искусства. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом».
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Отто Мюллер (1874—1930) присоединился к «Мосту» только в 1910 году, будучи сложившимся живописцем со своим стилем и техникой, мастером невероятно высокого профессионального уровня.
Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением.
Вместо этого импрессионисты обогатили палитру тени дополнительными цветами. Он снова преподает и развивает свои идеи.
Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом.
Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ». указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чимякиной. Вместо мужчин тут действуют "эмблемы" мужчин, превращающие героев в "близнецов-братьев". Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма.
Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма. Матисс поставил себе целью свести эти образы к элементарным формам. Внутри он подчиняется общим законам "космического мира".
указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Однако общее стремление к новому живописному языку — эмоциональному, яркому — на некоторое время сделало их очень похожими. Излюбленной темой художника была женская модель. Однако родители Василия в будущем видели его юристом.
Дополняет образ – острота ритма. fauve — дикий, хищный) — аван-гардистское течение во французском искусстве начала XX в. Ироническое прозвище «дикие» было дано кри-тиками группе живописцев, выступивших в парижском Салоне независимых в 1905 г. (А. Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком.
К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген).
В это время внутри группы уже чувствется охлаждение между её участниками. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в "Фаланге" живописцев.
Также, участвуя в организации и управлении московским Институтом художественной культуры (Инхук) он составляет для него учебный план, основываясь на своей теории. В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества.
Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением. Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов».
А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. В 1912 году выходит книга "О духовном в искусстве". Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. фр. И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Советский искусствовед М. В.
Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Все пространство картины заполняет прозрачный воздух.
К ноябрю этого же года они расстаются. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон».
Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками». Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Еще один композиционный источник – легендарный "Завтрак на траве" Мане.
С этим могли согласиться многие художники, стремившиеся к самовыражению, усвоившие открытия импрессионизма, но не удовлетворённые ими. Матисс копирует в Лувре произведения Шардена, де Хема, Пуссена, Рейсдаля интересуется творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и Домье. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Импрессионизм появился в конце XIX века во Франции. Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе.
Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Для картин Кандинского фовистского периода характерен некоторый лиризм, которого он достигал сочетанием светлых тонов. Двор замка", 1908). Придя к мысли, что "цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны – и одинаково велики. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом».
На скале растут редкие деревья. Самые впечатляющие работы объединения с обнаженной натурой принадлежат ему. Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами.
Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Произведение написано в 1937 г. Сам К. Орф говорил, что «с «Кармины бураны» начинается мое собрание сочинений». После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов.
Инициатива создания группы исходила от Кирхнера, название же «Мост» придумал Шмидт-Ротлуф. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш.
А. С. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину».
Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. Особое место в его творчестве занимает цикл «Цыганская папка». Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. В эти же годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы ("Русский всадник", 1902 "Русская красавица в пейзаже", 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах ("Русская деревня на реке с ладьями", ок.
Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. По совету Моро, он прилежно копировал работы старых мастеров в Лувре. Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия. По возвращении в Германию, Кандинский принимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитого Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования) и они с Ниной переезжают в Веймар, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи. Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты.
Так закончился «дрезденский период» в жизни группы «Мост» и начался «берлинский». В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности». Сами художники никогда не признавали этого эпитета. Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ).
Доминика и Девы Марии. Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья. Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Поиски равновесия и гармонии, мысль о единстве человека с природой, чистота и поэтичность образов, стремление к красоте определяют место Матисса-графика в современном искусстве. В 40-е годы М. часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944—47). Фовизму характерен сильный, уверенный мазок, чистота цветов, сведение сложности форм к простым линиям. Удивительным образом его творчество гармонично объединяло все многообразие интересов автора: обнаженную натуру, портреты, пейзажи, театральные темы, «райские» места. К. Орф отобрал 24 стиха и использовал их на языках оригинала.
Дополняет образ острота ритма. В творчестве «мостовцев» радикально изменялось отношение к пространству, лишенному отныне границ. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. На второй стадии фигура сохранила свое положение – по диагонали холста, – но теперь художника больше занимает "рифмовка" пышного рукава блузы и изогнутой спинки стула.
Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. С женой Матисс виделся все реже и реже. В 1912 году он еще дважды ездил туда. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Жил Матисс в это время трудно. Природа заставляла художника переживать почти мистические эмоции, свидетельством чему стал цвет на его полотнах.
Фовизм оказал огромное влияние на немецкий экспрессионизм. Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло.
Последняя работа М. — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в Вансе, близ Ниццы (1953). В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. С одной стороны, оба течения обладают автономными художественными программами и не могут безоговорочно рассматриваться как единое движение. На его картинах "Одалиска в красных шальварах", 1921 (вверху) и "Одалиска с турецким стулом", 1928 (на след. Художников этого направления можно разделить на две группы – Die Brcke и Der Blaue Reiter.
в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. Излюбленной темой художника была женская модель. Работы этих лет – в основном пейзажи, построенные на цветовых диссонансах. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена.
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Несмотря на все ее недостатки, я считаю ее своим лучшим произведением». Вообще, в цветовом отношении это почти гениальное произведение. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции.
Кубисты верили, что традиции западного искусства исчерпали себя и требуют оживления. Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс очаровался природой и красками Северной Африки. В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани).
Был увлечен немецким экспрессионизмом, но сформировался и вырос внутри фовизма, став одним из наиболее ярких представителей этого направления. Фовизм становится напоминанием о том, что Париж был и остается одним из значительных центров мирового искусства — но втечение кроткого времени: новизна произведений идет на спад, а на смену направлению приходит упомянутый экспрессионизм. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). В это время происходит последнее преобразование его живописной системы.
В отличие от выставки 1905 года, где фовистам была отведена маргинальная и провокационная роль, Осенний салон 1906 года стал моментом безоговорочного признания движения15. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19. Принципы супрематизма был разработаны в 1915 году русским художником Казимиром Малевичем. "Желтое-Красное-Синее", 1925 – одна из знаковых работ, характеризующих этап "холодной романтики" в живописи Кандинского. Дерен же, хоть и был противоположностью собеседника, также считал, что реалистическая живопись уже в упадке, а будущее – за новым искусством.
Ф. оказал определенное влияние на русский авангард.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Это было своеобразное отшельничество, очарованное служение искусству, которому он теперь посвятил всего себя.
Дополняет образ острота ритма. Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких. » – дало название новому направлению в живописи. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов.
Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приёмам искусство фовистов заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX в. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве. Немецкий экспрессионизм отличается эмоциональным или чувственным видением мира. Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. Признание художника, между тем, давно перешагнуло границы Франции.
Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). 1900-х гг.
Предметный мир теперь воплощали предельно обобщенные и почти зашифрованные предметы-«знаки», окружающие человека. Объединение «Мост» перестало существовать в 1913 году. Однако эти художники критиковали натурализм не с реалистических, а с формалистических позиций.
Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Он был придуман во Франции в начале прошлого Анри Матиссом и Андре Дереном. Были близки фовисты и к экспрессионизму. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский.