На скале растут редкие деревья. Выставленные на ней картины подлежали уничтожению. Русские художники также участвовали в эти годы в интернациональных выставках в Париже и Берлине. Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски.
Естественно, что такая обобщенность формы не предполагала светотеневых характеристик, вот таким образом воздушная среда и перспектива ушли из этой живописи полностью. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной.
Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В. Композиция наполнена покоем и прекрасно сбалансирована.
Вместо мужчин тут действуют "эмблемы" мужчин, превращающие героев в "близнецов-братьев". В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. Природа заставляла художника переживать почти мистические эмоции, свидетельством чему стал цвет на его полотнах.
Коллаж стал весьма популярным в среде кубистов. Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным. Ж. Брак как-то заметил о фовизме: "Невозможно все время находиться в пароксизме". Средневековье сформировало особый тип личности. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг).
Матисс усиливает и акцентирует цвет и предпочитает писать плоскостно. Нотр-Дам", 1910 "Солнце над Парижем", 1908). Пейзаж Вламинка "Красные деревья" (1906) — программное для фовизма полотно. Стул и обои еще присутствуют здесь, но уже на четвертой стадии Матисс совершает резкую композиционную модернизацию картины.
Так закончился «дрезденский период» в жизни группы «Мост» и начался «берлинский». Сами художники никогда не признавали этого эпитета. Основныецветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга.
в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. Художники решили заново утвердить на полотне прочность и стабильность материи. Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких. » – дало название новому направлению в живописи. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника.
Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». Сам художник назвал этот период творчества "поистине живописной сказкой". К. Орф отобрал 24 стиха и использовал их на языках оригинала. По возвращении в Германию, Кандинский принимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитого Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования) и они с Ниной переезжают в Веймар, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи. Сходство заключено в настороженном взгляде. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24.
Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. В самом конце XIX— начале XX в. Матисс проявлял особый интерес к творчеству Сезанна. Напротив, художник как бы «выталкивал» фигуры на зрителя. Также, участвуя в организации и управлении московским Институтом художественной культуры (Инхук) он составляет для него учебный план, основываясь на своей теории.
движением «Новые дикие». Но – в динамике – парные картины разнятся.
Кирхнер был действительно чрезвычайно талантливым художником. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в "Фаланге" живописцев. Любопытно, что на этой же выставке Кандинский иЯвленский, которые не были фовистами наряду с Матиссом и его французскими коллегами, также удостоились аналогичной критики. Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией.
«Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению. Панно "Музыка" подчинено совсем иному ритмическому строю. Как и многие экспрессионисты, Хеккель прошел через Первую мировую войну, которая определила пацифистское содержание его самых известных работ («Мадонна Остенде», 1915). Не было и группы как таковой.
Эта стадия развития кубизма получила название аналитического кубизма. В 1992 г. они на некоторое время вернулись из различных собраний в Берлин, чтобы «принять участие» в экспозиции-воспоминании об акции 1937 г. В определенной степени все эти черты можно было встретить уже у постимпрессионистов, но постимпрессионисты использовали деформации и усиление цвета для того, чтобы выразить смысл и духовную суть изображаемых объектов, явлений. В 1925 году, вследствие нападков правых партий, Баухаус в Веймаре закрывается.
Главный идеолог и бессменный лидер «Моста» Э. Л. В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. P., 1975 Duthuit G. The Fauvist Painters. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы.
Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства. Это уже не станковая картина, а декоративное панно. Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. Фовисты, как и импрессионисты, не занимались теорией.
Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. В 1912 году выходит книга "О духовном в искусстве". Кампания против его представителей увенчалась циничной акцией: в 1937 г. была организована большая выставка работ экспрессионистов и других представителей авангарда под названием «Дегенеративное искусство».
Работы этих лет – в основном пейзажи, построенные на цветовых диссонансах. В 40-е годы М. часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944—47). Добившись разрешения отца, он отправился учиться на художника в столицу, где в октябре 1891 года поступил в Академию Жюлиана. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». Хеккель и Шмидт-Ротлуф знали друг друга ещё со школьных лет в Хемнице.
Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи.
В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Активно использовался цветной контур, открытый Ван Гогом и Тулуз-Лотреком. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. Обе плоскости ярко-красного цвета, украшены одним и тем же узором.
Она ни в коем случае не является отражением натуры, но вместе с тем вдохновлена ею. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Фовисты же прибегали к деформации и искусственным ярким цветам для того, чтобы заставить зрителя забыть о реальных объектах. Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 — 1947) выделяла его из фовистского окружения. Макс Пехштейн (1881—1955) известен как один из ярких представителей новых художественных направлений в Европе начала ХХ века.
Мазок не скрыт, наоборот, он акцентирован. "Он пишет правду, – воскликнул с пафосом Ривьер, – ужасную правду. Однако спустя короткое время Брак привёз из поездки «по сезанновским местам» и показал на своей персональной выставке 1908 г. пейзажи, созданные тем же методом. В графике художником созданы монументальные произведения – настенные росписи и большие композиции из цветной бумаги (декупажи). указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок.
Декоративными работами являются панно "Танец" и "Музыка" (1910), написанные Матиссом для украшения московского особняка Щукина. Разнообразные позы, не повторяющиеся, строго подчиненные ритмичному началу. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Царствует замедленное, неторопливое движение, почти покой. Особое место в его творчестве занимает цикл «Цыганская папка». – "Танец" написан мной всего тремя красками.
Выставленный портрет жены художника произвел настоящий фурор, прочно поместив автора в разряд "диких" (то есть фовистов). P., 1975 Duthuit G. The Fauvist Painters. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.
Именно в его творчестве новые формы искусства получили столь масштабное развитие. В. Б. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает "Новое объединение художников, Мюнхен" (МКУМ) и берет на себя председательство. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. Огромный Берлин действует абсолютно по-разному на Кирхнера, Пехштейна, Шмидт-Ротлуфа, Хеккеля и Мюллера и это сказывается на их взаимоотношениях.
Характерный пример – картина Матисса «Красная комната», написанная художником в 1908 г. На картине изображена женщина, расставляющая на столе фрукты. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Произведение написано в 1937 г. Сам К. Орф говорил, что «с «Кармины бураны» начинается мое собрание сочинений». Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова.
Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета – характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. В военные годы Матисс (не попавший в армию по возрасту) активно осваивал новые художественные области – гравюру и скульптуру. На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом.
Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). Вот это и есть стиль». Жизнь его была на исходе. Перевернувшая устоявшееся представление об искусстве вообще, эта книга стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма. Ван Гога и Гогена, которые помогли ему найти свой стиль.
Отметим – в ряду его "африканских" картин – и триптих под названием "Марокканский пейзаж". В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Излюбленный мотив художника – виды Парижа, его мосты, набережные Сены.
Художник прожил очень долгую жизнь. Матисс высоко оценивал средневековое искусство иконопись. движением Новые дикие.
Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». На его картинах "Одалиска в красных шальварах", 1921 (вверху) и "Одалиска с турецким стулом", 1928 (на след. Природа, пейзаж служили фовистам не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых решений. Двор замка", 1908). И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня – тем хуже для них.
Холодность цветовой гаммы и пластическая заостренность пейзажей и натюрмортов начала 1910-х гг. Если герои "Танца" стремятся вырваться за пределы полотна, то персонажи "Музыки", напротив, выглядят удивительно статичными.
Габриэла возвращается в Мюнхен, а Кандинский едет в Москву. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Зрителю давали возможность рассмотреть из чего состоит форма, «ощупать» её глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. Андре Дерен (1880-1954) родился в семье кондитера в парижском пригороде Шату, окончил школу с премией «за выдающиеся успехи по рисованию и естественным наукам», учился у местного живописца Жакомена. Подобные сюжеты издавна пользовались популярностью среди французских художников. Фовизм (от фр.
Жил Матисс в это время трудно. Он снова преподает и развивает свои идеи. В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Подчас в дробном ритме сечений уже едва можно было различить саму форму и тогда художники стали делать узнаваемыми некоторые детали, способные намекнуть на изображаемый предмет, например колки скрипки или горлышко бутылки. Оно требует долгой работы, обдумывания и взаимного приспособления», – сказал Матисс в одном из интервью 1909 года.
Около двух лет группа выступала совместно. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. стр. ). Точнее говоря, они только намекали на внешние конкретные формы видимого, но не изображали его.
Так шаг за шагом кубизм подошёл к следующему своему этапу — синтетическому. Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ». Были близки фовисты и к экспрессионизму. 1900-х гг.
Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. В одном зале со всеми этими «бунтарями и хулиганами» находилась только одна вполне «нормальная» неоклассическая скульптура, которая резко контрастировала с буйством красок на картинах молодых художников. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37.
Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию. Новое течение во французской живописи просуществовало недолго — с 1905 по 1907 год. Основным средством выражения фовисты избрали цвет. Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Эта работу (как и парную к ней – "Танец") в 1909 году заказал Матиссу русский промышленник и коллекционер Сергей Иванович Щукин, попросив изобразить в аллегорической форме музыку и танец.
Кантата написана по текстам из рукописного сборника XIII века «Бойренские песни», который был найден в Баварских Альпах и издан в 1874 г. Сборник состоял из 250 текстов на латинском, старофранцузском, старонемецком языках. В это время внутри группы уже чувствется охлаждение между её участниками. Удивительным образом его творчество гармонично объединяло все многообразие интересов автора: обнаженную натуру, портреты, пейзажи, театральные темы, «райские» места. Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906).
Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907гг. Ж. Руо оставался вне всяких течений. Большие, цельные объёмы теперь распадались на множество мелких, как в «Портрете А. Воллара» (около 1910 г. ) и «Аккордеонисте» (1911 г. ) Пикассо, в «Натюрморте со скрипкой и кувшином» (1910 г. ) Жоржа Брака.
Одновременно, он дополняет и усложняет репертуар форм: на первый план выходят новые, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себя в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста. Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Об этом говорят дошедшие до нас памятники средневековой культуры. Главной темой его работ в начале творчества были изображения портов и морских гаваней.
Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Однако лидеры объединения намеренно дистанцировались от современных им новых авангардных течений, в первую очередь — от мастеров «парижской школы». Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. Брак «Композиция с трефовым тузом», 1913 г. ). Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства.
Так художник покончил с предметностью, которая, как он считал, мешала его картинам. Познакомил же обе пары друзей старший брат Хеккеля, бывший одноклассник Кирхнера. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельнояркого открытогоцвета. Влияние творчества художников «Моста» прослеживается позднее в искусстве немецкоязычных и скандинавских стран.
1977, Giry M. Der Fauvismus. Последняя работа М. — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в Вансе, близ Ниццы (1953). Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский).
В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Первую треть XX века называют периодом художественной революции.
На следующий день название нового течения замелькало в газетах. движением «Новые дикие». Затем они начали вводить в живописные полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д. ) и материалы разной фактуры (бумагу, дерево, ткань). Дополняет образ – острота ритма. Он участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. Рисунок нарочито прост, по-детски простодушен.
Но сколь различно их размещение на полотне и заданный этим размещением ритм. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). В. Б. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.
Поиски равновесия и гармонии, мысль о единстве человека с природой, чистота и поэтичность образов, стремление к красоте определяют место Матисса-графика в современном искусстве. Также, он публикует художественно-критические "Письма из Мюнхена" в журналах "Мир искусства" и "Аполлон" (1902, 1909). Он писал портреты, обнаженную натуру, но главным его жанром был пейзаж. Это привело меня к работе красочными плоскостями — начался фовизм. Он как бы забывал о том, что он умеет. Его стиль поражал мощью воздействия, некой «монументальностью».
В Париже, «переболев» импрессионизмом, Фриез знакомится с Матиссом и Руо и с 1905 года становится приверженцем фовизма. Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Кричащее «Я» художника вытесняет факт «изображение» заменяется «выражением». К скульптуре М. обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20—30-е годы (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих).
Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Следовательно, в битве между интеллектом и подсознанием всегда побеждают подсознательные инстинкты. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913). В 1905г. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Группа заявила о себе на парижских выставках 1905, 1906, 1907 гг. Я из принципа отбросил все, что было раньше и работал только с цветом, повинуясь движениям чувств". Шмидт-Ротлуфф, бесспорно, был одним из самых талантливых художников своего времени. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции.
Он был исключительно предусмотрителен и осторожен и не желал, чтобы его смешивали с бунтовщиками и безобразниками, которые то придумывают какой-то нелепый и вызывающий кубизм (который коробил Матисса), то пускаются на поиски неконтролируемых энергий подсознания и сюрреалистических дикостей. 1890-х – нач.
Матисс создает многочисленные рисунки, графические серии, оформляет книги и журналы. В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма.
Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом.
fauve — дикий). Манген, К. ван Донген), совместно участвовавших в ряде выставок 1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г. Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней. сом в более реалистической манере. Излюбленной темой художника была женская модель. В стихах воспевались земные радости, прославлялась любовь, вино и античные боги.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). «Красные рыбки» – приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличка тонов и контраст зеленого и красного, эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Тем временем Матисс продолжал пробовать себя в новых жанрах. Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца.
К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). В живописи фовистов цвет стал не только основным выразительным, но и важным техническим элементом. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Его герои – проститутки, бездомные, паяцы, продажные судьи, со всей убедительностью показывающие уродство и деградацию человеческого общества, его лицемерие ("Проститутка", 1906 "Судьи", 1908). Освящение капеллы состоялось в июне 1951 года. Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется.
Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Постимпрессионисты были близки импрессионистам и своим отношением к буржуазному обществу. Но после 1907 года объединение распалось. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали.
Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. А. Марке преимущественно работает в области пейзажа.
В эти же годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы ("Русский всадник", 1902 "Русская красавица в пейзаже", 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах ("Русская деревня на реке с ладьями", ок. В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение». От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или оркестровкам больших цветовых пятен, предельно обобщая форму.
Объединение «Мост» перестало существовать в 1913 году. Принцип выражения преобладает над изображением. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины.
Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Культурное, рациональное "я" должно было быть исключено и нейтрализовано. Его инициаторами были студенты архитекторы Э. Кирхнер, Ф. Брейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф и др., объединившиеся в 1905 г. в Дрездене в группу «Мост». Wuerzburg, 1981. Одну из них произвело появление фовизма (от фр.
Естественно, контурный рисунок, как и светотень, отсутствует у импрессионистов глубина не передаётся перспективой, но смягчением цветовых тонов. Под влиянием живописи О. Ренуара Матисс увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Однако вместе с постепенным забвением декларируемых принципов, забывались сами их носители. Вернувшись в Баварию, селятся в маленьком городке Мурнау у подножия Альп. " В Дессау Кандинского с новой силой увлекают романтические идеи "гезамткунстверк" (идея синтеза искусств в одном произведении). Все нарядно, звучно и декоративно, как в восточном ковре.
Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Многие названные художники занимались так же и росписью керамики. Ф. оказал определенное влияние на русский авангард. Формируется новое бюргерское мировоззрение, обращенное к человеку-созидателю, творцу материальных благ, одной из специфических черт которого является гордость за свой родной город и стремление прославить его.
Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых чистых цветов, повышенная «свтоносность» («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии Дерен), сведение формы к простым очертаниям, отказ от традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves)5.
Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем последующим творческим исканиям нового направления. Краски становились патронами с порохом. Его работы были представлены на четырёх последних выставках движения. Отсюда следует, что все то, что не играет полезной роли в картине, является вредным.
Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907). Мерцающие красочные массы в импрессионистических «снимках» потока реальности вызвали обеспокоенность художников. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Брак становится правоверным кубистом, близок к кубизму и Андре Дерен. Группа заявила о себе на парижских выставках 1905, 1906, 1907 гг.
Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Однако ощутимее всего в картине влияние старых мастеров, примитивистов сиенской школы. Вот таким образом Матисс никоим образом не желает выступать в роли разрушителя. С этого момента, с "часа" Кандинского, в искусстве XX столетия стало развиваться новое направление, получившее название "абстрактное" потом оно приобретало разные другие наименования ("чистое", "конкретное" и др. ), существенно менялось по своим формам, нередко вызывая острые дискуссии.
Доминика и Девы Марии. Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Палитра художника стала яркой и чистой под влиянием импрессионизма. Спустя два года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Переболев тифом, вынужден был оставить спорт, стал зарабатывать уроками музыки и игрой на скрипке в оркестре.
Если в 1898 году он изучал загадочные «простые формы» в гравюрах Дюрера, то через 6 лет — пытался разобраться уже в феноменах негритянской культовой скульптуры в этнографическом музее Дрездена. движением «Новые дикие». Однако весьма скоро школа перестает удовлетворять его потребностям. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Импрессионизм (фр. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир.
les fauves — дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Американская ветвь импрессионизма включает таких художников, как Джон Сингер Сарджент и Альфред Морер. Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям.
Однако вскоре объединение распалось и творческие пути его участников разошлись. Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Таково значение находящейся слева картины: изумрудно-зеленое пятно травы оттеняет бруснично-красный цвет, четкий прямоугольник рамы подчеркивает игру арабеска и т. д. Написанное на большом холсте (в длину более 2 м), нарядное по цвету, полотно раскрывает великолепные возможности Матисса-декоратора. Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве используя Ф. как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств.
Однако вскоре объединение распалось и творческие пути его участников разошлись. Отфовизма оставался один шаг доабстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг.
В то же время Кандинский отдает дань литературной деятельности. В начале XX столетия они просто самозабвенно писали, опираясь на опыт импрессионистов и постимпрессионистов, увлекаясь восточным декоративизмом и красотою средневековых витражей. В отличие от остальных участников «Моста», он был сторонником контактов с фовистами2 и, несмотря на многолетнее участие практически во всех выставках объединения, считал декоративную выразительность, т. е. возможность выражения своих эмоций средствами искусства, одним из основополагающих приемов экспрессионистской живописи.
Одной из проблем изучения фовизма является не только его положение в художественной системе XX века35, но и соотношение с другими художественными течениями, в частности— с экспрессионизмом36. Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло. Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). Анри-Аншиль-Эмиль-Отон Фриез родился в 1879 году в Гавре. Он родился в семье музыкантов, которые дали ему начальное музыкальное образование.
Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. Практически в стороне от всяких течений оказывается Руо.
А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью. Но, вместе с тем им не были чужды земные, человеческие радости, они умели ценить и творить красоту. Он старательно и увлеченно, с полнейшей искренностью играл роль "культурного героя", то есть делал то же самое, что и Сезанн и Ван Гог. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили.
1902 "К городу", ок. 1903). Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники — приверженцы нового искусства. Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. Его картины выставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене. Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Придя к мысли, что "цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны – и одинаково велики.
На картине "Красная комната" (1908) представлен десерт на столе, ставящая вазу с фруктами женщина, а также стул и висящая на стене картина. Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком. М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов.
Двое играют, трое слушают. И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. Для его стиля характерны «смазанность» женских персонажей и удлиненные пропорции («Улица с красной кокоткой», 1914).
от фр. В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Признание художника, между тем, давно перешагнуло границы Франции. Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Чаще всего фовизм рассматривают в качестве истока движения европейского экспрессионизма.
Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения, открытой французским химиком М. Э. Шеврёль цвета взаимодействуют, согласно закону дополнительных цветов цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других. " Основное внимание в этой работе Матисс уделил цвету, что отразилось во втором ее названии ("Зеленая полоса"), данном картине купившими ее Майклом и Сарой Стайнами. Название отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок.
Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Чёрный формировал плоскость и задавал очертания предметов, придавая им телесную плотность и устойчивость. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. В графике Матисс использует разнообразные материалы (сангина, уголь, карандаш, тушь) и различные виды техники (литография, гравюра, рисунок).
Чуть позже ее купил Синъяк для своего дома в Сен-Тропезе. Лит. : Chasse С. Les Fauves et leur temps. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Творчество Гогена, П. Сезанна и Ж. Сёра — это уже реакция против импрессионизма. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности.
Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. «Этого композиционного единства, которому подчинено все, даже формат полотна, я не добиваюсь сразу. "Композиция VIII", 1923 – главная работа веймарского периода. Когда Матисс писал эту картину, ему было 34 года и он находился под очевидным влиянием пуантилизма (это, что называется, лежит на поверхности), которым его "заразил" Поль Синьяк.
Также целый ряд иностранных художников объявили себя принадлежащими к этой группе, среди них швейцарец Куно Амье (с 1906), финн Аксели Галлен-Каллела (1907), голландец Кеес ван Донген (1908), чех Богумил Кубишка (1911). В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг. ) сплотили тяготение к лапидарнымобразным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточномискусстве. На каждом из них представлены на сине-зеленом фоне пять красных фигур.
Сложности тональных отношений стали казаться скучными в сравнении с интенсивными звучаниями «варварских» гармоний. Здесь он написал знаменитые картины "Окно в Танжере" (вверху) и "Вход в казба" (на след. По совету Моро, он прилежно копировал работы старых мастеров в Лувре.
Рука двигалась по бумаге или холсту безотчетно. Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом. О. Фриеза. А. С. Самых значительных результатов в этой области добился "классик фовизма" – Анри Матисс (1869—1954), который наиболее последовательно применял принципы фовизма в своем искусстве.
Поверхность скатерти сливается с поверхностью стены. Стайны подружились с художником. Фигуры отделены друг от друга паузами. Несмотря на все ее недостатки, я считаю ее своим лучшим произведением». К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину».
Голландец Ван Гог соприкоснулся с импрессионизмом в 1886 г. после своего приезда в Париж. Она – в композиции моей картины. К ноябрю этого же года они расстаются. Интересно, что среди последних оказался молодой фовист Жорж Брак (1882—1963).
Все инициаторы этого направления, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, развивая каждый свою манеру письма. Лит. : Chasse С. Les Fauves et leur temps.
В 1907 году художник обращается к работам Поля Сезанна и под их впечатлением отказывается отяркого колорита, который становится теперь у Вламинка несколько приглушенным. Его сторонники стали употреблять чистые, звучные цвета, сильные и размашистые мазки, порывисто брошенные на холст пятна краски, смелые для того времени искажения форм. Основные черты творчества Сезанна проявились в произведениях 80—90-х гг.
С началом мировой войны Кандинский вынужден покинуть Германию. Контур усиливал силуэтность, экспрессию. Сезанн, сын банкира из города Экса, всю жизнь изображал деклассированного художника.
Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. Между 1919 и 1921 годами публикует шесть больших статей. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Повышенная светоносность (краски буквально взрывались от света, — писал впоследствии А. Дерен) и выразительностьцвета, отсутствие традиционнойсветотеневой моделировки, организация пространства только с помощьюцвета — характерные чертыфовизма.
Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой. Многие из них действительно погибли, а часть произведений была продана за границу. Фовизм указывал на движение вперед. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневековогоискусства (витражи, романскоеискусство) ияпонской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованиюколористических возможностейживописи. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. В то же время в группу входят несколько новых талантливых художников: Эмиль Нольде (с февраля 1906 года по конец 1907), Макс Пехштейн (1906-1913), Отто Мюллер (1910-1913).
Интересом Матисса к Востоку продиктовано и создание серии картин изображающих одалисок (обитательниц гаремов). les fauves – дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. Развивая художественные достижения постимпрессионистов и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше.
Рисунок обоев здесь становится проще и крупнее (чтобы впоследствии вообще исчезнуть). В 1933 г. нацисты, пришедшие к власти в Германии, объявили экспрессионизм вне закона. Мастер доволен своим учеником, но считает его палитру слишком яркой. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный.
Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. Они буквально взрывались от света. Белые скалы, построенный из желтого местного камня дом, деревья, примостившиеся в ращелинах скал, передают характер местности у Приморских Альп.
Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. «Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или пить керосин», — упрекал он Пикассо, который в своих работах продолжал решительно дробить предметы и фигуры на составные части, упрощать их до строгих геометрических орм: кубов, конусов, полусфер, цилиндров.
Холст, масло. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка.
Однако за маской дикаря скрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие и отдых усталому современному человеку (манифест 1908г. ). Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Парижская "прекрасная эпоха", как принято называть 1900-е гг. Знакомство с Камилем Писсарро и совместная работа на пленэре изменили живописный язык Сезанна. Оно отчетливо обозначает вторую, отличную от Матисса, тенденцию внутри этого течения.
Повышенная светоносность (когда краски «взрывались» от света) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Фовистов. Импрессионизм — двойная революция в живописи: в видении мира и в живописной технике. Это были Фриц Блейль, Эрих Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. «Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда.
Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Вообще, в цветовом отношении это почти гениальное произведение.
С 1927 года активно участвовал в организации выставок отца его сын, Пьер. Но самое большое влияние Кандинский оказывает как преподаватель московского Свомаса (Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества.
Главное – добиться максимальной энергии красок. 1912 «Старый мост в Кане», 1910). Во время Второй мировой войны его объявили «выродившимся художником», он был вынужден покинуть Берлин и переехать в Хемменхофен. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш.
Краски палитры стали сдержаннее. Своим учителем он считал Гюства Моро и, следуя совету учителя изучал работы старых мастеров и даже копировал их в Лувре. Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна.
Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чимякиной. Это было своеобразное отшельничество, очарованное служение искусству, которому он теперь посвятил всего себя. А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма. На всех рисунках вы узнаете одно и то же лицо. Случайное высказывание вошло в историю, закрепившись как название за течением.
Кирхнер (1880—1938) является для немецкого искусства более чем просто значимой фигурой. fauve — дикий, хищный) — аван-гардистское течение во французском искусстве начала XX в. Ироническое прозвище «дикие» было дано кри-тиками группе живописцев, выступивших в парижском Салоне независимых в 1905 г. (А. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. Творчество фовистов основывалось не на теоретической программе (вот таким образом оно не является художественным направлением), а на интуитивных устремлениях. Фовисты усиливали выразительность цветового пятна за счет одновременного контраста дополнительных цветов. С начала 1920-х г. религиозная тематика становится преобладающей в живописи художника.
Пусть это будет мансарда художника.
Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж).
Даже самые чуткие знатоки современного искусства — поэт Гийом Аполлинер (будущий теоретик кубизма) и русский коллекционер Сергей Иванович Щукин — были не в состоянии тотчас же оценить революционное значение живописной причуды Пикассо. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета.
Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма. Получалось, что, даже несмотря на общие идеи, каждый метод утверждался спонтанно, в зависимости от мироощущения художника. Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции. Матисс говорил, что еще в начале 90-х гг. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. художник напишет романтические виды ночного города, пронизываемые фосфоресцирующим светом ("Ночной Париж", 1937).
Фовизм (от фр. Самые впечатляющие работы объединения с обнаженной натурой принадлежат ему. Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты. Исчезают стул и обои.
Как некая противостоящая сила этому метафизическому злу выступает образ Христа, мученика и страдальца ("Голова Христа", 1905).
им овладело желание "поиска чистых средств", которые вызывали бы сильные реакции. Далёкие предшественники импрессионизма — уже художники Древней Греции и Рима, например, мастера т. н. «фаюмского портрета», I-IV в. в. Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. На первой стадии работы Матисс изобразил свою героиню сидящей на стуле.
Но они не возникли сами по себе из ничего. Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». Все остальное здесь придумал сам Матисс. Однако родители Василия в будущем видели его юристом. В экспрессионизме было много противоречий. Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками».
Ж. Брак стал кубистом. Важным итогом фовизма было не только появление новых живописных приемов, но и преобразование классической стратегии искусства. Гоген, удачливый биржевой делец, отец пятерых детей, бросил карьеру ради живописи.
Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами. Старый приятель Матисса, Пикассо иронизировал по поводу его нового увлечения: «Не думаю, что ты имеешь на это моральное право», – писал он ему. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи.
Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). во Франции, создала ситуацию постоянной смены одного направления в искусстве и литературе другим. "Окно". Ироничное прозвище «диких» критика дала молодым живописцам, чьи картины, в несколько агрессивной цветовой гамме, были выставлены в парижском Осеннем салоне 1905 году.
Но готический стиль применялся не только в церковной архитектуре. Наши современники называет Средневековье эпохой «окольцованной вечности», оставившей миру непреходящие культурные ценности. В картинах Кирхнера нет глубины пространства, которого он всегда словно боялся. Импульсивности, хаотичности, наивности в картинах Матисса было с самого начала очень мало.
Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». Упрощенные очертания. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества.
Wuerzburg, 1981. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. Этого художника отличают строгий стиль и сдержанность в области цветовых поисков. Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс очаровался природой и красками Северной Африки. Его дед, служитель почты, увлекался коллекционированием гравюр Калло и литографий Домье.
Матисс поставил себе целью свести эти образы к элементарным формам. Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Рисовать Матисс начал довольно поздно. В 1900 г. после неудачной попытки предыдущего года, Кандинский поступает в Мюнхенскую академию художеств, в класс Ф. Штука, "первого немецкого рисовальщика". Эта тема возникла не случайно — внутренний душевный разлад заставлял Мюллера искать покой в среде кочующих цыган.
Осенью 1916 года Кандинский знакомится с Ниной Андреевской, дочерью русского генерала на которой он женится в феврале 1917 года. В1897 г. приехал в Париж, где познакомился с М. Вламинком и А. Дереком. Например, в картине Брака «Бутылка, стакан и трубка» (1913 г. ) сами эти предметы изображены сухо и схематично, словно нарисованы карандашом. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.
Фовизм зародился в кон. Эффект этого приема заставляет зрителя почувствовать напряженность композиции. (В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака и появилось впервые слово кубизм.
Две другие части этого триптиха изображают ту же землю, но опаленную беспощадным солнцем. Один из критиков, Луи Воксель, назвал эту скульптуру «Донателло среди диких зверей» и словечко «дикие (les fauves)» подхватил Матисс – неформальный лидер группы и так явление обрело свое имя, как новое направление в живописи – ФОВИЗМ. В дебютном 1905 году новый стиль вызвал шок и недоумение у арт-критиков и журналистов, однако коллекционеры и многие зрители были полны энтузиазма.
«Гавань в Провансе» – Картина достаточно условна по своей манере. Подсознание должно было сделать свое дело но в этом безотчетном рисовании появлялось, по мнению художника, новое качество. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В 1950—1960-хгг.
Фовизм был для нас, — говорил Дерен, — испытанием огнем. (фр. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост». Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Дед и отец были капитанами дальнего плавания, эта же карьера была уготована и юному Отону.
Также Кандинский пишет мемуары "Оглядываясь назад" (1913 год в русском переводе – "Ступени"), сборник стихов "Звуки" (1913 год) с 55 черно-белыми и цветными литографиями. Но весь этот набор обычных предметов увиден Матиссом по-новому. Внутри он подчиняется общим законам "космического мира". То розовея, то набирая силу, алая краска течет и переливается.
картины "Небесно-голубое", 1940, "Сложное-простое", 1939, "Пестрый ансамбль", 1938 и др. ). Одалисок писали Энгр, Делакруа и Ренуар.
Советский искусствовед М. В. Свет становится принципиальным элементом их живописи. Ж. Руо принимается за создание картин-притч. фр.
Критик Луи Воксель, описывая впечатление от их работ, заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи. Тексты принадлежат вагантам – странствующим средневековым поэтам (студентам, школярам, беглым монахам).
Еще один композиционный источник – легендарный "Завтрак на траве" Мане. 1977, Giry M. Der Fauvismus.
В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани). Среди всех художников «Моста» он, пожалуй, больше всего тяготел к догматизму. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх.
Он умер в 1954 году. Краски их палитры стали сдержаннее, появился интерес к конструированию формы (Дерен, Дюфи, Вламинк). Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс.
К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Р. Дюфи прославился как выдающийся мастер декоративно-прикладного искусства. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности».
Инициатива создания группы исходила от Кирхнера, название же «Мост» придумал Шмидт-Ротлуф.
Можно сказать, фовисты интенсифицировали палитру. Проблема работать с натуры или по памяти и воображению не казалась фовистам важной. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать.
Стена и стол объединяются в единую ровную поверхность. Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. В творчестве Мюллера превалировала тема союза обнаженного человека и природы. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им.
Со второй половины XII в. в Западной Европе и прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура нового стиля, коренным образом отличающегося от романского и получившего название готического. Ведущий художник и теоретик группы Эрнст Людвиг Кирхнер занялся графикой, заразив этим увлечением и других представителей «Моста». Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935). Lausanne, 1963 Diehl G. Les Fauves.
«В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. По этой же причине фовистов не интересовали такие вещи, как воздушная и линейная перспектива. Уголок природы. " Фовисты предпочитали импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна.
А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). Начинается этап интенсивного и плодотворного поиска. В творчестве «мостовцев» радикально изменялось отношение к пространству, лишенному отныне границ. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции.
В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. В 1920-е гг. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Основными цветами не только у художников «Моста», но и вообще у всех экспрессионистов были насыщенные желтый, синий и красный, равномерно распределенные по всей картине. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивныйцвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Lausanne, 1963 Diehl G. Les Fauves.
Это была судьба. Предметный мир теперь воплощали предельно обобщенные и почти зашифрованные предметы-«знаки», окружающие человека. Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе.
Дополняет образ острота ритма. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32.
движением «Новые дикие». Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). В 1912 году он еще дважды ездил туда. Ребята уже давно знали друг друга.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. " Исследователи видят в них свидетельство его преклонения перед представителем «философии жизни» и интуитивизмаАнри Бергсоном, который утверждал, что – Действительность, творящаяся у нас на глазах, эстетична, она — произведение искусства, неизмеримо более богатое, чем шедевр величайшего художника. Осень. Собственно говоря, живопись только начинается.
Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. фовизм возрождался в творчестве Новых диких («La Nouvelle Les Fauves). А некоторые художники сочли картину насмешкой над их серьёзными экспериментами. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи.
Конкретная характеристика образов, даже их пол (хотя Матисс представляет танцующих женщин) для него не имеет значения зато телодвижения, позы неповторимо разнообразны. Отто Мюллер (1874—1930) присоединился к «Мосту» только в 1910 году, будучи сложившимся живописцем со своим стилем и техникой, мастером невероятно высокого профессионального уровня. Уже сами названия картин Матисса 1905—1906 гг.
Преимущество — живым цветам солнечного спектра. За всей бессмысленностью мира они пытались увидеть истинный смысл вещей, всеохватывающие законы, то есть стремились к обобщению. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов.
Так как мир представал перед экспрессионистами лишенным гармонии, непонятным и бессмысленным, то они отказываются от его изображения в таком виде. Критик Жак Ривьер назвал Матисса человеком, "ступившим на неизведанную землю уродливого", хотя при этом отметил, что он "не стремится напугать зрителя". Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см. : Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. : Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см. : Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. : Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. В построении скал, масс домов, деревьев чувствуется воздействие кубистических принципов. Очень распространены мотивы боли и крика.
Никакой пространственной иллюзии, никакой воздушной перспективы. Дерен как раз был одним из самых диких и буйных. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Дополняет образ острота ритма.
С женой Матисс виделся все реже и реже. Другое название этой работы – "Десерт". Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. Но того ничто не могло остановить. Пусть это будет даже чрево гигантского современного города.
Он пробовал себя и в деревянной скульптуре, в которой среди мастеров «Моста» ему не было равных. Новое искусство, которым он увлекся, получалось веселым и шокирующим, хулиганистым и диким.
Жорж Руо (1871 — 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу. Эта дружба в его судьбе значила многое. Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия. Хеккеля называли ведущим мастером «жесткого стиля» с ограниченным набором тем.
Кирхнер первым из художников «Моста» показал на практике, как должны выглядеть в экспрессионистском понимании цвет, линия и плоскость и как они тяготеют к перерождению друг в друга. Именно вот таким образом сейчас в галерее Эрмитажа можно увидеть большое собрание работ в данном стиле. Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм.
Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Матисс разрабатывал декоративный стиль.