1912 «Старый мост в Кане», 1910). В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Художники решили заново утвердить на полотне прочность и стабильность материи.
В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Его работы были представлены на четырёх последних выставках движения. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества.
Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. А некоторые художники сочли картину насмешкой над их серьёзными экспериментами. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном.
Летом 1904 Анри Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом едет на юг Франции, в Сен-Тропез художник начинает использовать технику дивизионизма – раздельных точечных мазков. Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник.
Основные черты творчества Сезанна проявились в произведениях 80—90-х гг. Были близки фовисты и к экспрессионизму. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре.
Спустя два года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Дерен, Андре (1880-1954)Французский художник, представитель фовизма. Учился в Академии Карьера, где познакомился с Ж. Пюи и А. Матиссом.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок45. Но после 1907 года объединение распалось. движением «Новые дикие». Однако спустя короткое время Брак привёз из поездки «по сезанновским местам» и показал на своей персональной выставке 1908 г. пейзажи, созданные тем же методом. Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912).
Гоген, удачливый биржевой делец, отец пятерых детей, бросил карьеру ради живописи. Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин13. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Это натюрморт современного художника В. Нестеренко.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал. Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. Зарождается оно в Париже – именно там во время проведения Осеннего салона в 1905-ом г. Некоторые художники представили свои картины в рамках целой творческой группировки. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения.
Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Сезанн, сын банкира из города Экса, всю жизнь изображал деклассированного художника. В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Затем они начали вводить в живописные полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д. ) и материалы разной фактуры (бумагу, дерево, ткань). В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Он участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов.
Брак «Композиция с трефовым тузом», 1913 г. ). Рост семьи, отсутствие постоянного дохода и потеря шляпного магазинчика, которым, вместе с партнером, владела его жена, стали причиной того, что детям пришлось переехать к родителям Анри10. Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом».
Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Коллаж стал весьма популярным в среде кубистов. Он умер в 1954 году.
(В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака и появилось впервые слово кубизм. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем последующим творческим исканиям нового направления. Постимпрессионисты были близки импрессионистам и своим отношением к буржуазному обществу. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Так, систематическое применение техники чистых цветовых контрастов, применяемых по всей поверхности полотна, можно наблюдать уже с 1905 года. Родился в бедной многодетной семье. В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение». В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом.
Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. В это время они активно принимали участие в различных выставках, пресса пестрила статьями о проводимых ими мероприятиях и картинах художников. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения31.
Зрителю давали возможность рассмотреть из чего состоит форма, «ощупать» её глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. Здесь образ уже не разлагается, собирается, синтезируется из отдельных атрибутов, характерных деталей (Ж. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Например, в картине Брака «Бутылка, стакан и трубка» (1913 г. ) сами эти предметы изображены сухо и схематично, словно нарисованы карандашом.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки21. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал.
К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой.
Большие, цельные объёмы теперь распадались на множество мелких, как в «Портрете А. Воллара» (около 1910 г. ) и «Аккордеонисте» (1911 г. ) Пикассо, в «Натюрморте со скрипкой и кувшином» (1910 г. ) Жоржа Брака. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань.
Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Но уже в 1907 г. он отказывается от условной экспрессии этого направления и вырабатывает собственную систему, характерным признаком которой становится использование более сдержанных и тонких цветовых сочетаний. В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками».
Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже13. Дополняет образ острота ритма. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой.
Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков13.
Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). Рисовать Матисс начал довольно поздно. Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов.
С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Однако вскоре объединение распалось и творческие пути его участников разошлись. «Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или пить керосин», — упрекал он Пикассо, который в своих работах продолжал решительно дробить предметы и фигуры на составные части, упрощать их до строгих геометрических орм: кубов, конусов, полусфер, цилиндров. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Фовизм (от фр. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали.
les fauves). Зритель любуется прихотливой игрой синего орнамента на бирюзовом фоне скатерти, линиями предметов натюрморта. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя.
По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ).
Палитра художника стала яркой и чистой под влиянием импрессионизма. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, — солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками.
В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). Известность художнику принес скандал, разразившийся на экспозиции Салона 1913 г., когда полиция потребовала убрать картину Донгена, на которой он изобразил обнаженной собственную жену. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала.
Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Несмотря на выказанные в школе способности, ещё ребёнком был вынужден зарабатывать на жизнь. Даже самые чуткие знатоки современного искусства — поэт Гийом Аполлинер (будущий теоретик кубизма) и русский коллекционер Сергей Иванович Щукин — были не в состоянии тотчас же оценить революционное значение живописной причуды Пикассо. Но далее каждый из них выбрал свой путь в искусстве, оставив фовизм этапом, поиском на своём творческом пути. Знакомство с Пикассо и его бато-лавуаровским окружением меняет творческую манеру художника. А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. В отличие от экспрессионизма, фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски.
Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Получив стипендию города Гавра, художник отправляется в Париж, где поступает на обучение в ателье Леона Бонна при Школе изящных искусств. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913). Деятельность фовистов, несмотря на короткий период существования объединенной группы его представителей, оказала существенное влияние на развитие европейской живописи.
После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». Так шаг за шагом кубизм подошёл к следующему своему этапу — синтетическому. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом.
Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Интересно, что среди последних оказался молодой фовист Жорж Брак (1882—1963). В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907). Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку.
И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Изображенные на них большие черные птицы на фоне голубого неба стали одним из наиболее часто встречающихся мотивов в поздних работах мастера. Тема панно – танец.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века. Излюбленной темой художника была женская модель. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935).
В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. Эта картина является ярким примером его творчества, в котором он использовал методы, подобные двум перспективам, которые должны были изменить направление искусства. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна.
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. В это время они активно принимали участие в различных выставках, пресса пестрила статьями о проводимых ими мероприятиях и картинах художников. Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше.
Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения.
Эта стадия развития кубизма получила название аналитического кубизма. Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Любопытно, что на этой же выставке Кандинский иЯвленский, которые не были фовистами наряду с Матиссом и его французскими коллегами, также удостоились аналогичной критики.
Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами».
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Картина также отмечена несбалансированными деталями, такими как надписанная бутылка, наклонная корзина и плоды, которые вот-вот упадут. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения24. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Ван Донген, Кес (1877-1968)Голландский художник, представитель фовизма. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. Углы комнаты даёт другим цветом.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Голландец Ван Гог соприкоснулся с импрессионизмом в 1886 г. после своего приезда в Париж. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (рус. )англ. 32. Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергично подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). На скале растут редкие деревья. В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика продолжает совершенствоваться рисунок, выполненный преимущественно пером, карандашом и углем. Художник прожил очень долгую жизнь. Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Группа заявила о себе на парижских выставках 1905, 1906, 1907 гг. Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось.
Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Фовисты не пытались реалистично показать жизнь, они показывали, скорее, страсть к жизни, краски и эмоции. Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Название отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок.