Дополняет образ острота ритма. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Дата создания: 1914 Во время визита в Марокко Матисс заметил, что местные жители после употребления некоторых одурманивающих наркотических средств проводят время в молчаливом созерцании золотых рыбок.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки21. Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности». Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно.
При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. Холст, масло. От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом.
Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т. Он ввел категорию «длительности» («dur.
Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Работа витражиста, с которой Руо начал свой путь в искусстве, повлияла на его живописную манеру: цветные формы он обычно ограничивал широким чёрным контуром. В 1904 г. состоялась его первая персональная выставка, не принёсшая, впрочем, успеха. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. После окончания лицея, его отправляют в Париж для получения юридического образования.
"Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Первым художественным течением, которое обогатило культуру XX столетия, был фовизм. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала». К началу 20 столетия- времени рождения кубизма- мастера предыдущего поколения уже сильно пошатнули ранее незыблемые основы европейской живописи. В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Она давала пример свободного обращения с формой: так, голова статуи могла быть больше тела и при этом фигура выглядела очень выразительно. Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили 2 большие выставки Поля Сезанна. Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем исканиям нового направления. В 1907г. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал».
В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». Это чувство — самое главное». Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм».
Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью. Ж. Помпиду, Париж). В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.
Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции. Для работ Дерена характерны глубоко продуманные композиция и колорит, внимание к форме. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм.
Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Его рисунки пером просты и изысканны. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма.
Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.
П. Пикассо показал друзьям свое незаконченное полотно «Авиньонские девицы». Он отверг иллюзорную трехмерность, перспективу, светотень. Поверхность большой картины- и фон и тела пяти бнаженных женщин-была рассечена на геометрические сегменты. Пикассо в своих работах дробил предметы и фигуры на составные части, упрощал их до строгих геометрических форм: кубов, конусов, цилиндров. В 1908г. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). После осознания в 1910-е гг. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.
260 х 389 см. Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ). Холст, масло. М. всегда восхищался творчеством Поля Гогена. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент.
А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Анри Матисс родился во Франции. Его отец мечтал видеть сына адвокатом. Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже13.
Жорж Барк привез из поездки «по сезановским местам» пейзажи, созданные тем же способом, что и новые картины Пикассо. (В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака впервые появилось слово кубизм). Брак хотел вернуть в современную живопись то, что она утратила после импрессионизма- ощущение плотности тел, наполненности объема. Спустя 2 года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Контуры в их картинах стали прерывистыми. Грани же представали не в положенных по законам перспективы ракурсах, а разворачивались в сторону зрителя. Большие цельные объемы стали распадаться на множество мелких. Зрителю давали возможность рассмотреть из чего состоит форма, «ощупать» ее глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. Эта стадия развития кубизма получила название Аналитического кубизма. В дробном ритме сечений уже едва можно было различить саму форму и тогда художники стали делать узнаваемыми некоторые детали, способные намекнуть на изображаемый предмет. Затем они начали вводить в полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д. ) и материалы разной фактуры (бумага, дерево, ткань)Так кубизм подошел к следующему этапу-Синтетическому. Здесь образ уже не разлагается, а собирается, синтезируется из отдельных атрибутов, характерных деталей. Если в сезановский период кубизма были важны только форма и объем, то теперь важно было почувствовать именно разный качественный состав предметов. Эта черта еще ярче проявилась в овальных композициях. Их даже стали именовать рокайльным кубизмом. Некоторых художников кубистические эксперименты с формой постепенно привели к беспредметному, абстрактному искусству. Большинство художественных течений, возникших в начале 20 столетия, остались лишь краткими эпизодами в бурной биографии века. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. В Осеннем салоне 1905 г. художник выставил виды Коллиура (местечка на Средиземноморском побережье, где он проводил лето с Матиссом) и автопортрет. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок45. Осенью 1905г.
– "Танец" написан мной всего тремя красками. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. «Освобожденный» от копирования действительности, он превращается в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил». Отличительными особенностями фовистов являются яркие тона, которые придавали ощущение внутренней энергии картин, которая передавалась смотрящему на них зрителю. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей».
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Реакция критиков была неоднозначной.
Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед. Углы комнаты даёт другим цветом. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В 1908—1910 гг.
Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Речь идет о фовизме.
С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. После поездки в Сен-Тропе с неоимпрессионистами Синьяком и Кроссом пришла пора картин, написанных характерными для пуантилизма точечными мазками.
Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.
Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Известен он и как художник, выполнявший театральные декорации для балетов «Русских сезонов».
Критик Луи Воксель заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма. Жорж Руо (1871 -- 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу.
Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи». Он воспринимался как центральное событие художественной жизни Парижа, даже на официальном уровне. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году.
Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями.
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити.
В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Все люди на картине находятся в неподвижности. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. Цвет значим только в соотношении с соседним.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Они вспомнили о детском рисунке.
В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Зачем. Работая с моделью или с натурой, мастер стремился создать на полотне максимально обобщённый образ, который передавал бы самую сущность формы, её «знак», будь то рука, глаз или цветок.
Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. Общественное признание пришло к нему в 1922, после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Не все работы Матисса удовлетворяют этому идеалу, но в лучших из них он приближается к решению поставленной самому себе задачи. Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк.
Одним из самых ярких представителей фовизма в России стал Марк Шагал, он внёс в этот стиль особый колорит и темперамент. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса.
При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Доминика и Девы Марии. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса. На первый взгляд, его картины, кажется, похожи на набросок, где поверхность покрыта большими плоскостями благородного яркого цвета.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». «Нужно уметь сберечь свежесть детства в восприятии вещей, не утратить наивности», — сказал однажды Матисс.
Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир». Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения31. Цены на его работы и интерес к ним стали расти. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Спокойная и безмятежная, картина "Урок фортепиано" – это аллегория перехода от детства к мужественности. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Матисс выставил эту картину на Осеннем салоне в 1905 г. На портрете художник изобразил свою жену Амели.
(Donatello parmi les fauves). Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена.
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
Другое название этой работы – «Десерт». Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности». Наконец, стоит добавить, что художники-фовисты увлекались примитивом в самом широком значении этого слова. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Намеренно выбрав яркую гамму — красный, фиолетовый, оранжевый — художник отошел от реалистичной трактовки сюжета.
Так и случилось. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре.
Андре Дерен (1880--1954) всю жизнь оставался верен юношескому пристрастию к старым мастерам, которых внимательно изучал в Лувре. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков13. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). В конце жизни Матиссу посчастливилось осуществить давнюю мечту о синтезе искусств: в 1951 г. была освящена Капелла чёток в городе Вансе (близ Ниццы), над которой он работал как архитектор, художник, витражист, мастер по металлу и керамист.
Жил Матисс в это время трудно. Более того, фовистская манера быстро распространилась по многим странам, за пределами Франции, а именно в Германии, России, скандинавских государствах. В Лондоне изучал творчество Уильяма Тёрнера. Однажды он познакомился с художником из Австралии – Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена.
Примерно также могли сказать и другие. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Эта деятельность его увлекает и он занимается перерисовыванием открыток, копий картин.
Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". На скале растут редкие деревья.
Существуют лишь предположения искусствоведов. Он расположен чуть выше напольных часов без стрелок, как будто намекая, что время останавливается, когда художник работает. Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Флоральные, ботанизированные образы невольно возникают в сознании современного зрителя перед марокканскими полотнами Матисса.
Сезанн был учителем всех фовистов. Но они казались все же слишком традиционными. Но об этом уже сказано в других разделах.
Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры. Он упрямо продолжал восславлять красоту и ценность жизни. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель.
Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма. Другим выразительным средством в его картинах стала точно отработанная линия. Даже творчество импрессионистов на фоне фовизма казалось вполне реалистическим, традиционным искусством.
Кажущаяся лёгкость, детская простота изображения добывались упорным, напряжённым трудом. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Родился в бедной многодетной семье. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги.
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Так состоялся «первый разговор фовизма».
Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой. Портрет жены художника поразил современников невиданными ранее резкими сочетаниями цветов — синего, красного и зелёного, — смелым построением форм. (Мадам Матисс). Скромные пейзажи так завораживают спокойствием и лиризмом, что у видевших их под впечатлением от реальных видов -- моря, небесного простора, корабликов и лодок с цветными флажками -- сразу рождается мысль: «Как у Марке. ». Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В 1941 году у Матисса был диагностирован рак брюшной полости и перенес операцию, которая приковала его к постели. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. В настоящее время существует в двух версиях. "Урок фортепиано" – одно из самых личных произведений художника того периода изображающее его сына Пьера за клавиатурой. Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет.
Эта дружба в его судьбе значила многое. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов.
Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. В 1903 г. он принял участие в первом Осеннем салоне — ежегодном смотре нового искусства. Во всяком случае, он внезапно изменил свое первоначальное намерение провести зиму в Италии и отправился в Марокко, где свет, по рассказам его друзей художников, был более ярким, поглощающим предметы и фигуры, а природные краски чистыми и нежными. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.
Ведь «рисовать ножницами, врезаться прямо в цвет» — это ещё один способ находить идеальные соотношения цвета и линии на плоскости. Главное — добиваться максимальной энергии краски. Дерен с успехом работал в области книжной графики иллюстрировал произведения французских поэтов Гийома Аполлинера и Андре Бретона. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. То же говорил и Матисс. Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса. Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной». Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой.
Он знакомился с художниками разных стран. Спокойствие духа царит в работах художника даже в трагические годы Второй мировой войны. Матисса по праву считали главой фовистов. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору.
О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Тогда же он знакомится со своей главной музой – Лидией Делекторской, отношения с которой становятся причиной развода с мадам Матисс. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. Но вскоре он увлёкся живописью. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Венчает капеллу ажурный металлический крест. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне.
В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Такой, какой был у Матисса в его доме. Руо принимается за создание картин-притч.
Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
Первым «измом» XX столетия стал фовизм. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность». Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого.
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату».
Анри Матисс. В 1906 г. в парижской мастерской на улице Севр открылась школа Матисса. С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни». 4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон.
Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. Каждому из них были близки свои принципы. То же можно сказать и о графике. Кажется, что слепящее марокканское солнце, которое Матисс застал, приехав в Танжер во второй раз, в конце октября 1912 года, съело все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. В 1906 – 1907 Брак написал несколько серий пейзажей, в которых чувствуется влияние живописи фовистов и Сезанна. Вот таким образом после краткого совместного звучания их хор распался на отдельные голоса -- фовизм как течение просуществовал всего несколько лет. Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры. Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких».
Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Но здесь его ждали неожиданные художественные впечатления, существенно превосходившие цель приезда, встреча с русским средневековьем. Так, сказочно, на борту парохода Риджани 29 января 1912 года французский художник Анри Матисс описывал в письме дочери Маргарите начало своего путешествия в Марокко. Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое. В Париже она была тогда сравнительно дешева.
Однако это не помешало специалистам рассматривать произведения этого периода как неотъемлемую часть фовизма. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. Творить он не переставал до конца. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции». Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Исчезают стул и обои. Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники — приверженцы нового искусства.
И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. «Один тон сам по себе есть всего лишь цвет, — учил художник, — два тона — это уже соотношение, это жизнь. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.
Группа увеличивалась. «Вообразить мир таким, каким нам хочется» -- под этими словами Дерена могли бы подписаться многие художники, усвоившие открытия импрессионизма, но не удовлетворённые ими и стремившиеся к самовыражению. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения24. Тема панно — танец. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве.
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Частично загороженный декоративной ковкой вид на задний двор находится между ними, как повешенная картина.
А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Ковёр на этой картине – реальный.
Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Его название произошло от французского слова fauve — «дикие», а появилось оно после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие художники. Краски сильно разбавлены и пейзаж с видом на бухту на горизонте кажется чуть тронутым нежной акварелью.
Последний предрекает ему блестящее будущее и одним из первых отмечает новаторство молодого художника, выражающееся в смелых сочетаниях разных цветов. Тут появлялся гротеск, видна едкость красок. Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма». Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе.
по заказу русского коллекционера С. И. Щукина Матисс выполнил два декоративных панно для его московского особняка — «Танец» и «Музыка». Художник совершил поездки в Африку, Алжир и Марокко, после поездок в его картинах появилась красочная декоративность, цветистые орнаменты арабских тканей. («Марокканка»). В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ничем не выделялся, – рос среднестатистическим ребенком. Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости». Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим.
Искусство стало отвлеченным. Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 -- 1947) выделяла его из фовистского окружения.
Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Запомните своё первое впечатление. Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме». Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину.
Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Подчас мастеру достаточно тонкого беглого контура, чтобы изображение обрело жизнь, «зазвучало». Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Рост семьи, отсутствие постоянного дохода и потеря шляпного магазинчика, которым, вместе с партнером, владела его жена, стали причиной того, что детям пришлось переехать к родителям Анри10. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению.
Невысокая покупаемость картин Дюфи вынуждает его заняться ксилографией иллюстрированием литературы и разработкой узоров для тканей. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга. о Матиссе заговорили все художественные критики Парижа в связи с выступлением фовистов.
Одновременно, будущий мастер начинает посещать курсы по рисованию, в местном училище. О Матиссе будет сказано отдельно. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры».
На получаемые вопросы он отвечал просто: "Я рисую картины, а не женщин". Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Сергей Щукин был в поклонником декораций Матисса ежегодно приезжая в Париж и неизменно посещая его ателье. Он находился целиком во власти последних монументальных замыслов художника, вступившего в то время в пору творческой зрелости. Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное. Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби».
В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен. e»), определяющей память, сознание, дух. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур.
Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани). Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. (Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики). Там начался его отход от техники дивизио-низма. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Лучшие работы Андре Дерена периода фовизма построены на сочетании розовых, фиолетовых, пурпурных, синих и желтых тонов.
краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (рус. )англ. 32. Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения.
Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские.
С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. Тема панно – танец. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Не было и группы как таковой. Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Ж. Помпиду).
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Разумеется, это иллюзия. Стайны подружились с художником. В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале.
им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции. Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен. К абсолютнолетию Анри Матисс оканчивает юридическую школу в Париже и получает право на работу по специальности.
Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению. Особенного внимания заслуживал его мазок. На третьей стадии меняется форма локтя и сложенных ладоней девушки, опять же упрощаясь и как бы устремляясь к форме круга.
Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг. Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных. На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. Матисса называли живописцем роскоши в мире, где царит нищета.
Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Он оставил свои подписи-арабески ради более жесткой, угловатой геометрии, опуская регулятор цвета на своей палитре до мрачного спектра серых, черных, коричневых тонов. Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм. А. Матисс «Музыка» (1910).
Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового.