По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. о Матиссе заговорили все художественные критики Парижа в связи с выступлением фовистов. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. e»), определяющей память, сознание, дух.
Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. Искусство стало отвлеченным. Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой.
В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Так и случилось. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг.
Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир». Это было реакцией современников на поразившую ихэкзальтациюцвета, «дикую» выразительность красок.
О Матиссе будет сказано отдельно. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению.
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954).
Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью.
А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. После осознания в 1910-е гг.
По мнению фовистов предмет уже не играет той роли, как у прежних художников. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира. Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей». При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом.
Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники -- приверженцы нового искусства. А. Матисс «Музыка» (1910). Это чувство — самое главное». Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники — приверженцы нового искусства.
В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Кажущаяся лёгкость, детская простота изображения добывались упорным, напряжённым трудом. Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом.
В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью. Речь идет о фовизме. На получаемые вопросы он отвечал просто: "Я рисую картины, а не женщин". Известен он и как художник, выполнявший театральные декорации для балетов «Русских сезонов».
В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Особенного внимания заслуживал его мазок. Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. Дополняет образ – острота ритма. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал». Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма.
Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности». В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент.
Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких». Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе.
Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.
В 1903 г. он принял участие в первом Осеннем салоне — ежегодном смотре нового искусства. 260 х 389 см. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. Другим выразительным средством в его картинах стала точно отработанная линия. Для работ Дерена характерны глубоко продуманные композиция и колорит, внимание к форме.
Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма. Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский.
Критик Луи Воксель заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. В настоящее время существует в двух версиях.
Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме». К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры». Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий).
Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». Не все работы Матисса удовлетворяют этому идеалу, но в лучших из них он приближается к решению поставленной самому себе задачи. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой. Ж. Помпиду). Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне.
Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных. Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
(Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики). Портрет жены художника поразил современников невиданными ранее резкими сочетаниями цветов — синего, красного и зелёного, — смелым построением форм. (Мадам Матисс). Ничем не выделялся, – рос среднестатистическим ребенком.
Кроме того, в течение первого десятилетия 20 века художник стал активно интересоваться африканской скульптурой, арабским декоративным искусством и японской ксилографией и вскоре в его живопись начинают проникать этнические мотивы. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже13. Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли. Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. Существуют лишь предположения искусствоведов.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Стайны подружились с художником. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Масляные краски нанесены тонкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивает белизна холста, что в целом создает ощущение живого присутствия голубизны неба, синевы моря, свежести зелени и букетов фиолетовых и красных цветов, стоящих на подоконнике. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Он ввел категорию «длительности» («dur.
Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французскийкритик.
Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм».
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Картины Матисса этого периода, в частности Компотница и цветы, приносят ему известность в кругу американских любителей живописи. Общественное признание пришло к нему в 1922, после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере. Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский. Венчает капеллу ажурный металлический крест.
Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения31.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Первым «измом» XX столетия стал фовизм. В Осеннем салоне 1905 г. художник выставил виды Коллиура (местечка на Средиземноморском побережье, где он проводил лето с Матиссом) и автопортрет. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Это композиция о пространстве, но также и о времени, поскольку она снова и снова повторяет пирамидальную форму метронома на фортепиано – в зеленой полосе, пересекающей оконную створку слева, в странных чертах на лице мальчика. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. (Donatello parmi les fauves). И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой.
Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани). Плоскость ярко-красного цвета кажется полной динамики, она то растягивается, то выступает вперёд, подчиняясь ритму линий, который заставляет взгляд зрителя быть в неустанном движении. Спокойствие духа царит в работах художника даже в трагические годы Второй мировой войны.
Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Его название произошло от французского слова fauve -- «дикие», а появилось оно после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие художники.
Руо принимается за создание картин-притч. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму. Другое название этой работы – «Десерт».
То же говорил и Матисс. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов.
Но об этом уже сказано в других разделах. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем.
В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Все остальное здесь придумал сам Матисс. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве.
Но к 1930-м годам он снова вернулся к изображению более плоских форм и цветов, которые были еще более упрощенными, чем прежде – "Розовая обнаженная" известный пример того. Холст, масло. В первый день по прибытии в Марокко, в последних числах января 1912 года, его встретил проливной дождь ливень продолжался почти месяц, к полному отчаянию художника, прикованному к комнате отеля.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Дополняет образ острота ритма.
Группа увеличивалась. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Углы комнаты даёт другим цветом. Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга.
Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру. Все люди на картине находятся в неподвижности. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза.
Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. Оставляя местами белый грунтованный холст незаписанным, художники тем самым добавляли в картину цвет и фактурность, в чем следовали Сезанну, картины которого в последний период творчества обычно не записывались целиком. В их творчестве немаловажную роль сыграли учения Нитше и Шопенгауэра.
Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». Работая с моделью или с натурой, мастер стремился создать на полотне максимально обобщённый образ, который передавал бы самую сущность формы, её «знак», будь то рука, глаз или цветок. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Вместо привычного плавного нанесения краски он стал часто набрасываться на холст – иногда с помощью долота – отбраковывая, разрезая, постоянно пересматривая и оставляя за собой многочисленные свидетельства изменений. Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции. Луи Восельназвал этих живописцев дикими зверями (фр. Впрочем, отдельные мастера, например Марке, более бережно относились к распределению светлого и темного как освещенного и малоосвещенного. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма.
Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса. Реакция критиков была неоднозначной. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды.
О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Дерен же, хоть и был противоположностью собеседника, также считал, что реалистическая живопись уже в упадке, а будущее – за новым искусством. Скромные пейзажи так завораживают спокойствием и лиризмом, что у видевших их под впечатлением от реальных видов -- моря, небесного простора, корабликов и лодок с цветными флажками -- сразу рождается мысль: «Как у Марке. ».
Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». Андре Дерен (1880--1954) всю жизнь оставался верен юношескому пристрастию к старым мастерам, которых внимательно изучал в Лувре.
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Жорж Руо (1871 -- 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу. Тема панно — танец. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.
Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». Так состоялся «первый разговор фовизма». Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. М. всегда восхищался творчеством Поля Гогена.
Тема панно – танец. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Хотя картина относительно небольшая – 25 X 36 дюймов – близко расположенный объект занимает почти всю композицию и ее волнистые изгибы "угрожают" выйти за пределы рамы. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном).
les fauves). Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.
Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. У фовистов динамичный, стихийный мазок, эмоциональная сила, сведение сложных форм к простым очертаниям, пронзительная чистота яркого колорита. Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Выполненные в манере наивного искусства, они напоминают детский рисунок и контрастируют с остальными элементами пейзажа. Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное.
Но они казались все же слишком традиционными. Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм. Первым художественным течением, которое обогатило культуру XX столетия, был фовизм. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне.
На скале растут редкие деревья. Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции». С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения24. Жил Матисс в это время трудно. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (рус. )англ. 32. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Запомните своё первое впечатление. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. Более того, фовистская манера быстро распространилась по многим странам, за пределами Франции, а именно в Германии, России, скандинавских государствах.
Основное ядро фовистов не так уж сразу приняло новое имя, да и учтем, что подлинного родства между ними было все же не так уж и много, что особенно ясно, если сопоставить творчество Матисса и Руо, Марке и Дерена, Дюфи и Вламинка. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Спустя десять лет художник отправляется на Таити, а затем создает панно изображающее восемь танцующих фигур, для фонда Барнса в Филадельфии.
Холст, масло. В 1904 г. состоялась его первая персональная выставка, не принёсшая, впрочем, успеха. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. В 1908—1910 гг. Они вспомнили о детском рисунке.
Критик Луи Воксель, описывая впечатление от их работ, заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В 1906 г. в парижской мастерской на улице Севр открылась школа Матисса.
Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность». «Нужно уметь сберечь свежесть детства в восприятии вещей, не утратить наивности», — сказал однажды Матисс. Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг. Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Цвет значим только в соотношении с соседним. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Не было и группы как таковой. Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Отличительными особенностями фовистов являются яркие тона, которые придавали ощущение внутренней энергии картин, которая передавалась смотрящему на них зрителю.
Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок45.
по заказу русского коллекционера С. И. Щукина Матисс выполнил два декоративных панно для его московского особняка — «Танец» и «Музыка». Художник совершил поездки в Африку, Алжир и Марокко, после поездок в его картинах появилась красочная декоративность, цветистые орнаменты арабских тканей. («Марокканка»). Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой.
Конечно, не все таланты были равновелики менее обещающими оказались Манген, Пюи, Вольта, Комуэн и Марино. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
Но после 1907 года объединение распалось. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Там начался его отход от техники дивизио-низма. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908.
Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре. Разумеется, это иллюзия. е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала». Ведь «рисовать ножницами, врезаться прямо в цвет» — это ещё один способ находить идеальные соотношения цвета и линии на плоскости.
Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Матисса по праву считали главой фовистов. Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма.
Марке преимущественно работает в области пейзажа, который и во время фовизма был ведущим жанром. Фовизм (отфр. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки21.
В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. «Один тон сам по себе есть всего лишь цвет, — учил художник, — два тона — это уже соотношение, это жизнь. За это время в академии получили образование 100 студентов из числа соотечественников художника и иностранцев. Обучение в академии носило некоммерческий характер. К началу 20 столетия- времени рождения кубизма- мастера предыдущего поколения уже сильно пошатнули ранее незыблемые основы европейской живописи. В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Она давала пример свободного обращения с формой: так, голова статуи могла быть больше тела и при этом фигура выглядела очень выразительно. Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили 2 большие выставки Поля Сезанна. Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем исканиям нового направления. В 1907г. Матисса называли живописцем роскоши в мире, где царит нищета.
Холст, масло. Таким для него явился Поль Гоген. Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 -- 1947) выделяла его из фовистского окружения. В Лондоне изучал творчество Уильяма Тёрнера. Однажды он познакомился с художником из Австралии – Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена. Сезанн был учителем всех фовистов.
Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Тоесть они имеют дело лишь «с облегченными знаками предметов». Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое.
В 1905 г. в одном из залов парижского Осеннего Салона были выставлены картины французских живописцев М. Вламинка, К. Ван Донгена, Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса, А. -Ш. Ранее неизвестный фовизм вдруг обнаружил признаки вполне сложившегося течения. Общих интересов у художников входивших в это течение много: это увлечение живописью Гогена и Ван Гога, и увлечение восточным и примитивным искусством. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Появление «диких» было откликом на социальный кризис общества. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. «Вообразить мир таким, каким нам хочется» -- под этими словами Дерена могли бы подписаться многие художники, усвоившие открытия импрессионизма, но не удовлетворённые ими и стремившиеся к самовыражению. Родился в бедной многодетной семье.
Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни». Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг.
XX века. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Каждому из них были близки свои принципы.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Доминика и Девы Марии. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Матисс благополучно выдержал экзамен на факультете права в Париже и, вернувшись на родину, поступил в адвокатскую контору. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше.
В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Нижняя часть полотна местами оставлена художником незакрашенной, так что виден оставленный, нанесенный художником масляной эмульсией рисунок.
В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Любовь к искусству он унаследовал от матери, которая увлекалась художественной росписью керамики. им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции.
Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Он упрямо продолжал восславлять красоту и ценность жизни. У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т. Анри Матисс родился во Франции. Его отец мечтал видеть сына адвокатом.
Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
XIX— начала. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры. Ж. Помпиду, Париж). Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. Первым художественным течением, которое обогатило культуру XX столетия, был фовизм.
Зачем. В Париже она была тогда сравнительно дешева. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых.
Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной». В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. На следующий день вышла рецензия Вокселя, который впервые использовал слово фовизм, в дальнейшем закрепившийся как название этого направления. Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед.
Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков13.
С одиннадцатилетнего возраста до шестнадцати лет, Анри учился в местном лицее, в который устроили его родители. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.
ФотографияВыдающийся французский художник Анри Матисс родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като на севере Франции в семье преуспевающего торговца зерном. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Главное — добиваться максимальной энергии краски. Его название произошло от французского слова fauve — «дикие», а появилось оно после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие художники.
4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости». В девяти картинах художника появляются эти существа, но эта является, вероятно, самой известной. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Он часто повторяет одни и те же мотивы: зеленые решетчатые ставни, отбрасывающие полосатую тень на пол комнаты, узорные металлические ограды балконов, призывно синеющий за окном кусочек моря, зеленые деревья парка, дрожащие в лучах южного солнца пейзажи, кресло, обшитое полосатой тканью, золотые рыбки в прозрачном аквариуме, пышные комнатные растения, ковры и ткани с вызывающе крупным узором, кирпичного цвета обнаженные музыканты или хоровод танцующих на густом сине-зеленом фоне. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Исчезают стул и обои. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.
За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. То же можно сказать и о графике. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы.
Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком. Она – в композиции моей картины. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового.
П. Пикассо показал друзьям свое незаконченное полотно «Авиньонские девицы». Он отверг иллюзорную трехмерность, перспективу, светотень. Поверхность большой картины- и фон и тела пяти бнаженных женщин-была рассечена на геометрические сегменты. Пикассо в своих работах дробил предметы и фигуры на составные части, упрощал их до строгих геометрических форм: кубов, конусов, цилиндров. В 1908г. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов.
Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Его рисунки пером просты и изысканны. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным.
Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах.
fauve— дикий)— направление во французскойживописи конца. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.
Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников.
Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи». Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Рассел коллекционировал картины, он же познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога, с которым он был дружен в течение 10 лет.
Примерно также могли сказать и другие. Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности». Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Осенью 1905г. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.
Ковёр на этой картине – реальный. Эта дружба в его судьбе значила многое. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам.
Он знакомился с художниками разных стран. Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ). «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Своим ученикам он давал развиваться свободно и особенно покровительствовал колористам, сам в своих эскизных набросках используя яркие краски, свободную фактуру, неожиданные сочетания цветов. Тут появлялся гротеск, видна едкость красок.
Такой, какой был у Матисса в его доме. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии— воздух, огонь и землю. Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи.
В конце жизни Матиссу посчастливилось осуществить давнюю мечту о синтезе искусств: в 1951 г. была освящена Капелла чёток в городе Вансе (близ Ниццы), над которой он работал как архитектор, художник, витражист, мастер по металлу и керамист. Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. Анри Матисс.
Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Жорж Барк привез из поездки «по сезановским местам» пейзажи, созданные тем же способом, что и новые картины Пикассо. (В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака впервые появилось слово кубизм). Брак хотел вернуть в современную живопись то, что она утратила после импрессионизма- ощущение плотности тел, наполненности объема. Спустя 2 года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Контуры в их картинах стали прерывистыми. Грани же представали не в положенных по законам перспективы ракурсах, а разворачивались в сторону зрителя. Большие цельные объемы стали распадаться на множество мелких. Зрителю давали возможность рассмотреть из чего состоит форма, «ощупать» ее глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. Эта стадия развития кубизма получила название Аналитического кубизма. В дробном ритме сечений уже едва можно было различить саму форму и тогда художники стали делать узнаваемыми некоторые детали, способные намекнуть на изображаемый предмет. Затем они начали вводить в полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д. ) и материалы разной фактуры (бумага, дерево, ткань)Так кубизм подошел к следующему этапу-Синтетическому. Здесь образ уже не разлагается, а собирается, синтезируется из отдельных атрибутов, характерных деталей. Если в сезановский период кубизма были важны только форма и объем, то теперь важно было почувствовать именно разный качественный состав предметов. Эта черта еще ярче проявилась в овальных композициях. Их даже стали именовать рокайльным кубизмом. Некоторых художников кубистические эксперименты с формой постепенно привели к беспредметному, абстрактному искусству. Большинство художественных течений, возникших в начале 20 столетия, остались лишь краткими эпизодами в бурной биографии века. Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн. После окончания лицея, его отправляют в Париж для получения юридического образования.
Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма». Но вскоре он увлёкся живописью.
Подчас мастеру достаточно тонкого беглого контура, чтобы изображение обрело жизнь, «зазвучало». Эта деятельность его увлекает и он занимается перерисовыванием открыток, копий картин. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством.
Одновременно, будущий мастер начинает посещать курсы по рисованию, в местном училище. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. «Освобожденный» от копирования действительности, он превращается в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил».