Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. Крупноформатные работы этого периода, часто изображающие как бы увиденные с высоты пейзажи или изображения обнажённого человеческого тела, принадлежат к лучшим работам О. Фриза.
Фовизм был для нас, — говорил Дерен, — испытанием огнем. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. В этот период Дюфи возвращается к своей первоначальной манере, краски его картин становятся легче и ярче. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью. движением «Новые дикие». Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов.
Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Тема панно – танец. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль.
Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. движением Новые дикие. Художник прожил очень долгую жизнь. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение».
Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Искусство стало отвлеченным. фовизм возрождался в творчестве Новых диких («La Nouvelle Les Fauves). Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена.
Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Футуризм был придуман в Италии.
Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). Группой друзей с похожим отношением к живописи руководил Матисс-старший, ставший ведущей фигурой компании.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов.
Сюрреализм в искусстве стал международным интеллектуальным движением. Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. Дополняет образ острота ритма. Своим учителем он считал Гюства Моро и, следуя совету учителя изучал работы старых мастеров и даже копировал их в Лувре.
Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг.
Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. На скале растут редкие деревья. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Постимпрессионизм нельзя назвать полноценным направлением в живописи, скорее, он объединяет несколько стилей, которые вытекли из импрессионизма. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves)5.
Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма.
Дополняет образ острота ритма. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. В 1930 – 1940-е годы Брак писал натюрморты и композиции в интерьере иногда с музыкантами, натурщиками и художниками. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких».
А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Он умер в 1954 году. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Творчество фовистов основывалось не на теоретической программе (вот таким образом оно не является художественным направлением), а на интуитивных устремлениях.
Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. Матисс разрабатывал декоративный стиль. Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). В отличие от экспрессионизма, фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски.
Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.
Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». В 1950—1960-хгг. Это привело меня к работе красочными плоскостями — начался фовизм. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности.
К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность и насыщенность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). Краски становились патронами с порохом. Смешение самых значимых достижений того времени, заимствование тех или иных приемов из разных стилей сделали это направление особенным и хорошо узнаваемым.
Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением.
Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves). Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Родился в бедной многодетной семье. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Стремительные широкие мазки синего, оранжевого, розового цветов создают особую эмоциональную напряженность образов. Следовательно, в битве между интеллектом и подсознанием всегда побеждают подсознательные инстинкты.
Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Так, систематическое применение техники чистых цветовых контрастов, применяемых по всей поверхности полотна, можно наблюдать уже с 1905 года. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм.
Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Но после 1907 года объединение распалось. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья. Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры.
Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением. (Donatello parmi les fauves). В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма.
Чаще всего фовизм рассматривают в качестве истока движения европейского экспрессионизма.
Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе.
Ж. Брак стал кубистом. О. Фриеза. В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль.
В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»).
В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в историиискусства. Считается, что именно фовизм, стал отправной точкой разрушения традиционной живописи.
К художникам минимал-арта относятся: Карл Андре, Сол Ле Витт, Робберт Моррис, Ив Кляйн. Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом.
Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ).
В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности». Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Знакомство с великим Пабло Пикассо оказало большое влияние на творчество молодого французского мастера. Были близки фовисты и к экспрессионизму. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Эти работы были максимально абстрактными, отвлеченными от конкретных форм действительности и традиционных правил создания живописного произведения. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века.
Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). Манген, К. ван Донген и другие. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап.
Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. После осознания в 1910-е гг. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Фовизм в живописи отличался от других течений: художников, работающих в этом направлении, не объединяла какая-то общая эстетическая программа. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка.
Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами».
В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях.
Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Природу, людей, окружающие пространство они видели никак объекта для творчество, а как сопутствующие предметы призванные передать мысль художника, облаченную во множество световых симфоний, но окончательного разрыва с исходным объектом фовисты все-таки не допускали. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза.
Около двух лет группа выступала совместно. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Он обозначил аффективное напряжение базовой художественной формой и главной ценностью картины— этот принцип стал основой понимания художественной системы и живописного произведения на протяжении всего XXвека. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. «Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он.
К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг).
Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приёмам искусство фовистов заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX в. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). Рисовать Матисс начал довольно поздно.
Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, не видимые при классическом изображении объекта с одной стороны. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план.
Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи. Холст, масло. fauvisme, от fauve – дикий), течение во французской живописи начала XX в. Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А.
Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма.
Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. Изображенные на них большие черные птицы на фоне голубого неба стали одним из наиболее часто встречающихся мотивов в поздних работах мастера. Гениальными изобретателями кубизма примерно в 1907 году стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они буквально взрывались от света. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Фовизм (франц.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника. А. С. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В.
Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Чаще и последовательнее других художественных течений фовисты обращались к античным темам или историческим сюжетам. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты.
Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Он был придуман во Франции в начале прошлого века Анри Матиссом и Андре Дереном.
На следующий день название нового течения замелькало в газетах. Фовисты вернули в живопись чёрный цвет: они использовали чёрный контур для отделения цветовых пятен друг от друга. Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов.
Как и импрессионисты и постимпрессионисты, фовисты критически относились к общепринятой художественной системе и прежде всего— к салонной живописи. Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Дополняет образ – острота ритма. Ж. Руо оставался вне всяких течений.
Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Фовизм в живописи стал своеобразным горнилом, смешавшим приемы японской цветной гравюры, методы постимпрессионистов и даже средневековых художников.
Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». Упрощенные очертания. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
Матисс никогда не претендовал на главенствующее положение и не считал себя лидером движения, но именно его художественный метод определил рамки будущего стиля. Выше уже говорилось, что лидером нового течения стал Анри Матисс, который видел высший смысл работы художника в том, чтобы творчество стало наслаждением для живописца. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). В 1905г. Отчасти, устойчивость фовизма связана с использованием его принципов участниками группы после распада движения: изобразительная манера фовизма продолжали существовать и после его формального исчезновения.
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII).
Художники этого направления отказывались изображать только сиюминутное впечатление. Вламинк, по профессии гонщик-велосипедист, начинает рисовать после встречи с Андре Дереном, через пять лет он становится полноправным членом группы фовистов, наряду с Анри Матисом, Дереном и Жоржем Руо. Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей». Но после 1907 года объединение распалось. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера.
Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. Импрессионизм появился в конце XIX века во Франции. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей».
Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Она – в композиции моей картины. Делалось это опять же исходя из того, что главные ценности – плоскость картины и жизнь живописи на ней, а не соответствие действительности. Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными.
Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. Характерный прием фовизма — обобщение пространства, объёма и рисунка, сведение формы к простым очертаниям исчезновение светотени и линейной перспективы.
Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневековогоискусства (витражи, романскоеискусство) ияпонской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованиюколористических возможностейживописи.
Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал.
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Лепка объема, воссоздание пространства, воздушнаялинейная перспектива оттесняются уфовистов непосредственной эмоциональной выразительностью интенсивного красочногопятна, звучнымидекоративными цветовыми построениями, служащими прежде всего для выражения ярких, но не сложных эмоций художника. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Советский искусствовед М. В. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Природу, людей, окружающие пространство они видели никак объекта для творчество, а как сопутствующие предметы призванные передать мысль художника, облаченную во множество световых симфоний, но окончательного разрыва с исходным объектом фовисты все-таки не допускали.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка.
Повышенная светоносность (краски буквально взрывались от света, — писал впоследствии А. Дерен) и выразительностьцвета, отсутствие традиционнойсветотеневой моделировки, организация пространства только с помощьюцвета — характерные чертыфовизма. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг. ) сплотили тяготение к лапидарнымобразным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточномискусстве. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Сами художники никогда не признавали этого эпитета. Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
.