Для некоторых художников, решивших воплотить в своем творчестве смешение разных стилей, целью стал фовизм в живописи. Матисс, Марке и Дюфи после этого стали развивать каждый свое индивидуальное видение фовизма, другие художники поменяли взгляды на кубизм, экспрессионизм иные направления. Знаковыми фигурами именно в фовизме являлись художники Анри Матисс и Андре Дерен их близкий друг Дерен Вламинк, голландец Донген, колорист Рауль Дюфи, будущий кубист Жорж Брак, неоимпрессионист Вальта, Шарль Камуан, Жан Пюи и некоторые другие мастера.
Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре. Напротив, художник как бы «выталкивал» фигуры на зрителя. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное.
Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. В 1933 г. нацисты, пришедшие к власти в Германии, объявили экспрессионизм вне закона. Реакция критиков была неоднозначной. Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм.
Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира. Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета. В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом.
Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы. Дополняет образ острота ритма. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо).
Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский. Цвет был не только механизмом передачи эмоционального напряжения, но и важным техническим средством: с его помощью, например, решалась проблема перспективы. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать.
Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Но после 1907 года объединение распалось. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ).
В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Не было и группы как таковой. Были близки фовисты и к экспрессионизму.
Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе. Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. Советский искусствовед М. В.
«О том, что такое моя живопись, я думаю слишком много и слишком хорошо. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19. Чёрный формировал плоскость и задавал очертания предметов, придавая им телесную плотность и устойчивость. В отличие от сложившегося в этот же период немецкого экспрессионизма, фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски. Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»).
Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма». Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка.
По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед. les fauves – дикие (звери) Локальное направление в живописи нач.
Своей наивысшей точки фовизм достиг в 1906 году, будучи свершившимся фактом и признанным влиятельным художественным течением. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины.
Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. Своим ученикам он давал развиваться свободно и особенно покровительствовал колористам, сам в своих эскизных набросках используя яркие краски, свободную фактуру, неожиданные сочетания цветов. Все же другие мастера и особенно Матисс стали ведущими художниками раннего авангарда, подавая многим пример своей смелостью, решительностью и энергией.
Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. Гениальными изобретателями кубизма примерно в 1907 году стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками».
Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение». Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. Название принадлежит М. Ф. Ларионову, который имел ввиду негативную трактовку образа в духе старинного французского толкования игральной карты: "бубновый валет – мошенник, плут". Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.
Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк. Его стиль лапидарен, ясен художник уточнял взаимоотношения красок в природе, стремился найти им соответствующую интерпретацию на холсте. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Я вижу свою форму.
Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга. Манген, К. ван Донген и другие. Дополняет образ острота ритма. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Уже к 1907 году, спустя два года после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн.
В Париже она была тогда сравнительно дешева. Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Получив стипендию города Гавра, художник отправляется в Париж, где поступает на обучение в ателье Леона Бонна при Школе изящных искусств.
Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов».
На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало выразительности композиции.
Он умер в 1954 году. Тут появлялся гротеск, видна едкость красок. Ницшеанская философия жизни с идеей развивающегося восприятия реальности субъектом, концепция искусства как сублимация чувственного удовольствия излияние телесности в мир образов могли их в известной степени привлекать. Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм».
Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Выставленные на ней картины подлежали уничтожению.
В 1908 – 1914 Брак и Пикассо работали в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. Сами художники никогда не признавали этого эпитета. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Душой группы был молодой Анри Матисс.
Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ». Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956).
В картинах Кирхнера нет глубины пространства, которого он всегда словно боялся. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595) и повторением классического академического рисунка. Возможность рассматривать экспрессионизм и фовизм единым художественным явлением остается предметом обсуждения.
Все три женские фигуры «ню» даны в красном цвете, точно повторяющем фон новой картины зеленовато-желтое небо превращено в ярко-синее, остро контрастирующее с доминирующим красным цветом зеленый фон реки высветлен и выровнен занимающему правый верхний угол, теперь светлому, облаку противопоставлена по диагонали дополнительно введенная в картину светлая дорожка, контрастирующая с красным фоном стены. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. В картине Матисса «Красная студия» (1911 г. ) перспектива условно обозначена ассиметричным углом пола, без естественного продолжения этого угла в линии стен. В 1992 г. они на некоторое время вернулись из различных собраний в Берлин, чтобы «принять участие» в экспозиции-воспоминании об акции 1937 г. Истинное буйство красок можно наблюдать в живописи Мориса де Вламинка (1876 – 1958 г. г. ) и Андре Дерена (1880 – 1954 г. г. ), которые не стремились и не старались точно передать детали или верный цвет.
Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Анри Матисс сохранил в своем дальнейшем творчестве элементы фовизма. То же говорил и Матисс. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы.
В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Рисунок нарочито прост, по-детски простодушен. Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма. Их холсты – это, скорее, способ утвердить свое субъективное видение мира используя для этого максимально простые очертания и формы.
На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам.
Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Фовизм указывал на движение вперед. Каждому из них были близки свои принципы. Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала». Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910). Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции.
Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры. Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века.
les fauves). Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник.
Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. Влиятельный искусствовед Луи Воксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков.
Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами. Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. «Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков.
Но во времена фовизма художники были скупы на высказывания, отдельные суждения относятся к последующим годам. Фовизму характерен сильный, уверенный мазок, чистота цветов, сведение сложности форм к простым линиям. Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства цивилизации начала 20 века, Первую мировую войну и революционные движения. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Кампания против его представителей увенчалась циничной акцией: в 1937 г. была организована большая выставка работ экспрессионистов и других представителей авангарда под названием «Дегенеративное искусство».
С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья.
Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Считается, что именно фовизм, стал отправной точкой разрушения традиционной живописи.
Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм. Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой.
В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Ведущий художник и теоретик группы Эрнст Людвиг Кирхнер занялся графикой, заразив этим увлечением и других представителей «Моста». Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика продолжает совершенствоваться рисунок, выполненный преимущественно пером, карандашом и углем.
Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Художников стали называть фовистами. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. Так состоялся «первый разговор фовизма». Художники этого направления отказывались изображать только сиюминутное впечатление. Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Постепенно объемность исчезает из их полотен. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка.
Искусство "Бубнового валета" при всем его бросающемся в глаза чисто "московском", размашистом своеобразии – часть общего европейского художественного процесса начала 1910-х гг.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В экспрессионизме было много противоречий.
Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves). Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. Примерно также могли сказать и другие. Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века.
В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530). В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. Интенсивный, активный, яркий и выразительный цвет не был особенностью исключительно фовистской живописи— этот прием использовали представители и экспрессионизма и футуризма26.
Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. Упрощенные очертания. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. Фовисты не пытались реалистично показать жизнь, они показывали, скорее, страсть к жизни, краски и эмоции. Творчество художников "Бубнового валета" – явление крайне неординарное, яркое, специфически московское.
Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек. Он создал искусство из ремесла — вывесок, которые превратились у него в острохарактерные натюрморты, соединяющие жизнь предметов и надписей. Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов.
Фовизм (от фр. Краски палитры стали сдержаннее. Контур усиливал силуэтность, экспрессию. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. М. Вламинк гордился тем, что «нога его не ступала в Лувр».
Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией.
В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Живописные искания "бубнововалетовцев" шли параллельно с экспериментами французских фовистов и художников немецкого экспрессионизма, в частности, группы "Синий всадник". Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. Художник прожил очень долгую жизнь. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир».
Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких».
Ж. Руо принимается за создание картин-притч. В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». Свою цель в искусстве лидер фовистов определил так: «Моя задача, как я думаю, в том, чтобы дать успокоение. Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом.
Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). Соединяя традиционные жанры интерьера и пейзажа изображая фигуру и натюрморт, художник создает пространство, наполненное бесконечной цепью знаков. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Тогда происходит полный провал», – писал в 1903 г. А. Дерен в письме к М. Вламинку. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». Зеленое лицо и плечо, красные волосы, конечно, не могли быть списаны с действительности.
В 1912 они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Стиль Руо весьма самобытен. Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст. Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма. Фовизм (франц.
Она – в композиции моей картины. Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией.
Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски. Э. Фриз так определяет задачи фовистов: «Дать эквивалент солнечного света техническими средствами оркестровки цветов – путем страстного воплощения (исходной точкой которого является эмоция, возникшая от соприкосновения с природой), при котором истинность и теории объединяются в страстности поисков и энтузиазма». Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности». В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности».
Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж).
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Рауль Дюфи (1877 – 1953 г. г. ) использовал технику легких и порывистых мазков-изображения людей, концертов и завораживающие морские пейзажи грациозны и элегантны.
Но Матисс не следовал здесь и приемам импрессионистов, применявших лиловый цвет для обозначения частей предметов находящихся в тени. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал.
Я стараюсь остановить свою волю двумя известными формами. Первым «измом» XX столетия стал фовизм. Многие из них действительно погибли, а часть произведений была продана за границу. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост». Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению.
Первым ее значение, видимо, открыл Дерен. Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой. У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген).
На скале растут редкие деревья. Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили.
Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. Многие названные художники занимались так же и росписью керамики. У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен.
Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности». Художники нового направления не выпускали манифестов, у них не было даже общих исходных позиций, осознанного отношения к проблемам прогресса искусства, традиций и новаторства. Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи.
Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда.
Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена.
В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907).
Он был придуман во Франции в начале прошлого века Анри Матиссом и Андре Дереном. Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры». Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов».
движением «Новые дикие». Дополняет образ – острота ритма. Среди самых знаковых художников этого направления Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро. Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне. Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм.
В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства.
Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением. Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества. Футуризм был придуман в Италии.
В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета – характерные черты Фовизма. Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется.
Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный.
Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ). Импрессионизм появился в конце XIX века во Франции. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В. Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников.
Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг).
В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. 4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон.
О Матиссе будет сказано отдельно. движением «Новые дикие». В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше.
Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков.
Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). (Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики). Чаще и последовательнее других художественных течений фовисты обращались к античным темам или историческим сюжетам. Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена.
Цвет был, скажем, не просто синим, но самым синим, синим из синих и т. п. Вот таким образом художникам свойственна интенсификация палитры. Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи.
Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе. Причем этот путь выступает для них как качественно иной по сравнению с напряженным трудом, «работой» традиционного художника. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника.
Совместно с художниками-фовистами некоторое время выставлялся и Жорж Руо (1871 – 1958 г. г. ), который изображал нищету, бедность, пороки большого города, тем самым непритворно надеясь, что его искусство поможет искоренить зло. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. О. Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты.
Природу, людей, окружающие пространство они видели никак объекта для творчество, а как сопутствующие предметы призванные передать мысль художника, облаченную во множество световых симфоний, но окончательного разрыва с исходным объектом фовисты все-таки не допускали. Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры.
Большим, чем во времена модерна, было увлечение исламским искусством с орнаментальной цветностью и, отдельно, буддийской иконографией, учившей выбору чувственных поз в трактовке человеческого тела. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. «Чтобы слушаться своих инстинктов, нужно обладать большей смелостью, чем героически пасть на поле битвы», – утверждал М. Вламинк. Сюрреализм в искусстве стал международным интеллектуальным движением. Произведения фовистов не могут быть причислены к искусству модернизма ни по своим художественным качествам, ни по целям и задачам их авторов.
Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Он ввел категорию «длительности» («dure»), определяющей память, сознание, дух. Это своеобразно подтверждается расположенной в правом верхнем углу полотна копией известной картины самого Матисса «Роскошь» (1907 г. ), в которой цвета полностью изменены в соответствии с декоративными требованиями нового произведения. Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность».
Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости». Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах.
Они отбросили итальянскую перспективу, заменив сначала линейный способ передачи перспективы цветовым: части картины, менее насыщенно заполненные цветом, с большим количеством просветов, создавали впечатление большей отдаленности (этот прием четко выражен в картине А. Матисса «Открытое окно», 1905 г. ). Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной». Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». "Бубновый валет" одним своим именем вызывал единодушное негодование московских ценителей искусства. Санкт-Петербург, Эрмитаж. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг. Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары».
Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. А. С. Рисовать Матисс начал довольно поздно. Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса.
Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме». Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом. Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг. Главное — добиваться максимальной энергии краски. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Руо принимается за создание картин-притч.
Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи». Делалось это опять же исходя из того, что главные ценности – плоскость картины и жизнь живописи на ней, а не соответствие действительности. Сезанн был учителем всех фовистов.
Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции. Именно так понимал Матисс свою задачу, создавая необычную картину «Женщина в зеленой шляпе» (1905 г. ). Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приёмам искусство фовистов заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX в. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве.
Группа увеличивалась. Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». Но они казались все же слишком традиционными.
М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. У фовизма не было определённой осознанной программы и морально-философской окраски, как, к примеру, в немецком экспрессионизме. Будучи непрофессионалом, он не прибегал ко всякого рода сложным приемам, дабы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя, вот таким образом вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая чувство щемящего одиночества.
Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Напряженными и любимыми сочетаниями становились помещаемые рядом зеленые и красные тона, желтые и фиолетовые, по-разному варьируемые. Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом.
В глубине фовизма скрывается кантианство, проникнутое горделивой мыслью Ницше». Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом.
Фовисты употребляли чистые и яркие тона, которые не воспроизводили натуральные краски природы, а напротив обостряли и усиливали их, придавая необычайную экспрессию и напряженность их произведениям. Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни». В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ).
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Он ввел категорию «длительности» («dur. С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер.
Тема панно – танец. И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным.
Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Фовизм (от фр. После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». Фриез, Ж. Брак, А. Ш.
Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. Я ее слишком вижу. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм.
Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи.
Художественной манере художников фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. В этом они видели своего рода подвиг живописца. Родился в бедной многодетной семье.
Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Матисс, Руо, Марке и Манген, фактически были одноклассниками— учениками мастерской Гюстава Моро. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов.
Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных. e»), определяющей память, сознание, дух.
Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский.
Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Он часто воспроизводит повторяющиеся мотивы: узорные чугунные оградки балконов кресло с полосатой тканевой обшивкой зеленые решетчатые ставни, бросающие полосатую тень на пол и стены комнаты зеленые деревья в парке зовущий кусочек синего моря, видный из окна залитые солнцем пейзажи пышные комнатные растения и ковры, ткани с экстравагантно крупным узором обнаженные музыканты кирпичного цвета или хоровод танцоров на сочном сине-зеленом фоне золотые рыбки в просвечивающем аквариуме.
Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Они вспомнили о детском рисунке. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Следующая выставка картин художников в 1906 г. в Салоне независимых была образно названа критикой «Клетка хищных». Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года.
«Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью. В 1906 – 1907 Брак написал несколько серий пейзажей, в которых чувствуется влияние живописи фовистов и Сезанна. Принцип выражения преобладает над изображением.
Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет.
Ландшафт безлюден: у причала качаются пустые лодки, на парусных яхтах, плывущих по волнам, не видно команды. Очень распространены мотивы боли и крика. Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап.
Моя форма меня убивает. Естественно, что для «аранжировки декоративными приемами» художникам-фовистам мешала реалистическая образность, она отвлекала рассудочными сопоставлениями с реальностью внимание зрителей от эмоционального, безотчетного восприятия цветовых сочетаний и контрастов. К художникам минимал-арта относятся: Карл Андре, Сол Ле Витт, Робберт Моррис, Ив Кляйн.
Отчасти, устойчивость фовизма связана с использованием его принципов участниками группы после распада движения: изобразительная манера фовизма продолжали существовать и после его формального исчезновения. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. А. Марке преимущественно работает в области пейзажа. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. Холст, масло. В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». Альбер Марке (1875 – 1947 г. г. ) использовал сдержанную цветовую гамму, четко выписывая предметы уверенной рукой.
Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). fauvisme, от fauve – дикий), течение во французской живописи начала XX в. Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения.
Это отмечает критика при анализе конкретных произведений художников-фовистов. В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале. Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон».
При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов.