Слово «фовизм» было использовано критиком Луи Вокселем в рецензии и вскоре вошло в историю искусства в качестве названия единого течения. Фовизм это не изобретение, не образ действия, а способ существования, действия, мышления — Морис де Вламинк. Мы уже работали, я и Матисс, начиная с 1898, в той манере, которую потом назовут фовизмом. Знаковыми фигурами именно в фовизме являлись художники Анри Матисс и Андре Дерен их близкий друг Дерен Вламинк, голландец Донген, колорист Рауль Дюфи, будущий кубист Жорж Брак, неоимпрессионист Вальта, Шарль Камуан, Жан Пюи и некоторые другие мастера. Для некоторых художников, решивших воплотить в своем творчестве смешение разных стилей, целью стал фовизм в живописи.
Фовизм – направление в живописи, возникшее во Франции в начале ХХ-го века. Очарование истин, открытых во времена фовизма, привело нас к возврату к конструкции, к владению формами с максимальной экспрессией, что я и пытался сформулировать в большой картине Работа осенью в 1906. Морис Вламинк (Maurice de Vlaminck) (1876-1958) – французский живописец, график, писатель, представитель фовизма.
Впоследствии из фовизма вырос экспрессионизм. Время существования фовизма достаточно невелико: 1905 – 1907 (1908) годы. Фовизм (от фр. fauve— дикий)— направление в искусстве, сформированное как течение в живописи французского постимпрессионизма. Что такое фовизм.
Одним из таких ярких и самобытных течений был фовизм. Каждый из представителей фовизма мог бы сказать примерно то же самое. Очарование истин, открытых во времена фовизма, привело нас к возврату к конструкции, к владению формами с максимальной экспрессией, что я и пытался сформулировать в большой картине "Работа осенью" в 1906 — Эмиль Отон-Фриез. Поэтому, кстати, в Эрмитаже можно увидеть обширную экспозицию стиля фовизм. Матисс, Марке и Дюфи после этого стали развивать каждый свое индивидуальное видение фовизма, другие художники поменяли взгляды на кубизм, экспрессионизм иные направления.
Мастера фовизма:Анри Матисс, Андре Дерен, Альберт Марке, Морис Вламинк, Жорж Руо, Рауль Дюфи, Жорж Брак, Анри Фриез, Жюль Фландрен, Кес Ван Донген. Фовизм в живописи на этом не угас: его отголоски можно заметить в творчестве абстракционистов, новых диких (1950-1960 гг. ), в российских голубой розе и бубновом валете. Несмотря на то, что сам Вламинк утверждал, что «фовизм – это он и его творчество», настоя-щим лидером и вдохновителем фовистов был все же А. Матисс.
В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом. Вытесненный отчасти кубизмом, отчасти экспрессионизмом, фовизм оставался наиболее радикальным направлением в искусства на протяжении многих лет. Крупнейшими представителями фовизма являлись Ж. Руо, А. Дерен, А. Марке, М. Вламинк, Ж. Брак, Р. Дюфи, О. Фриез, Ж. Фландрен, К. ван Донген. Главные новации фовизма – это представление о независимости искусства от действительности и отношение к картине как к самостоятельному предмету.
В самом начале XX столетия во Франции в моду входит одно из первых модернистских тече-ний – фовизм. Фовизм (фр. fauvе – дикий, хищный) – авангардистское эстетическое течение, возникшее во Франции в 1905 г., особенностями которого были интенсивные цвета, колористические контрасты, обобщенные формы, плоскостной композиционный строй (представители: А. Матисс, К. Ван Донген, М. Вламинк, А. Дерен). Мы уже работали, я и Матисс, начиная с 1898, в той манере, которую потом назовут фовизмом.
Другой ключевой фигурой для фовизма был Поль Сезанн. Считается, что именно фовизм, а не предшествующий ему импрессионизм, стал отправной точкой разрушения традиционной живописи. Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Таким образом, фовизм был переходной ступенью для формирования других направлений в искусстве. Фовизм (фр. fauvisme, от фр. fauve— дикий)— направление во французской живописи конца XIX (зачатки)— начала XX века (официальное начало).
Что такое фовизм. На вопрос: "Что такое фовизм. А. морер «Пейзаж»Как художественное направление фовизм просуществовал примерно до 1908 г. Лидерами его были Анри Матисс и Андре Дерен. Ведь политически фовизм был совершенно нейтральным.
Возникнув в начале XX века во Франции, фовизм получил распространение и в других странах, например в Германии. В 1906 году фовизм переживал период своего расцвета. Поэтому сформировавшееся течение обозна-чили как «фовизм-экспрессионизм».
Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Фовизм – (франц. К авангардным направлениям в изобразительном искусстве относятся футуризм, кубизм, абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, сюрреализм, фовизм.
Неавангардистское в фовизме – это и отсутствие документации вроде манифеста и отсутствие других видов деятельности (была еще лишь фовистская керамика) и невовлеченность в социально-политические процессы. Фовизм проповедовал самостоятельность картины и всего искусства от действительности. Неординарный подход к искусству и особый взгляд на мир взбудоражили общество: на фоне фовизма даже импрессионизм стал казаться рациональным и более привычным, традиционным. Среди сторонников фовизма, кроме уже названного Матисса, стоит упомянуть Андре Дерена, Альбера Марке, Шарля камуана, Луи вальта, Жоржа Брака, Рауля Дюфи и многих других.
Фовизм объединяет представителей трех основных групп, которые использовали сходные художественные приемы и которых можно рассматривать как участников единого течения.
Камиль Моклер рассказал об этом в своей книге «Искусство и Декоративность»: «Дюжина экспонатов с невозмутимостью продолжали выставляться, представляя собой невежественные, шутовские, претенциозные работы, по отношению к которым было бы чудовищной наивностью оставлять отзыв, даже нелестный. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. Но вот, в ответ на их терзания, появляется художник, давший верный ответ.
Дополняет образ – острота ритма. А также картины Вламинка и его пейзажи, прочно построенные в чистом цвете, где он постепенно уходит от синего в картине «Мост Шату» 1910 года, к земляным и зелёным тонам, облагороженным чёрным и бледно-белым, в картине «Дом с навесом» 1920 года. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года.
К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). И фовисты заменяют рисунок чем-то похожим на стенограмму, где линия становится знаком. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной.
Так шаг за шагом кубизм подошёл к следующему своему этапу — синтетическому. Холст, масло. Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура.
Рисовать Матисс начал довольно поздно. Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе. Обнаружив её в подобной компании, критик Луи Воксель воскликнул: «Донателло среди диких зверей. ». Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов.
На следующий год, галерея, где снова были собраны работы Брака, Камуана, Дерена, Дюфи, Фриеза, Анри Матисса, Мангена, Марино, Вальта, Вламинка и Марке, была также названа «Фовистской». Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
Матисс уже выставлялся в 1901 году вместе с Марке и Пюи на подмостках салона «Независимых», где он появлялся и в следующие годы.
Это всё та же субъективная концепция живописи, всё то же необходимое преувеличение своего «я», всё то же преувеличение пережитого опыта, чтобы сделать своё творчество понятнее, всё те же поиски эффекта, достигаемого такими же средствами: синтезом, предположением, заключением, прерывистостью, скачками. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи.
Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). Даже самые чуткие знатоки современного искусства — поэт Гийом Аполлинер (будущий теоретик кубизма) и русский коллекционер Сергей Иванович Щукин — были не в состоянии тотчас же оценить революционное значение живописной причуды Пикассо. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. fauvisme, от fauve – дикий), течение во французской живописи начала XX в. Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А.
Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии.
Оно омолодило искусство живописи, призывая его к непосредственной искренности своих истоков, вдознуло в него свежую дерзновенность, которую живопись пронесёт до новых завоеваний. Так, в картинах «Радость жизни» 1906 года и в своих двух версиях «Роскоши» Матисс, освобождённый от требований соблюдения анатомических пропорций, преодолевает зависимость от реальности. Фовизм (от фр. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908.
Тщетно искать среди фовистов теоретиков, подобных Синьяку, Серюзье или Морису Дени. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Это замечательно демонстрирует Фриез в произведениях, выполненных после путешествий в Мюнхен и Португалию: «Женщины у фонтана», 1912 года. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину».
Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом.
Были близки фовисты и к экспрессионизму. Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». Определённо нет. движением «Новые дикие».
Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком. им овладело желание "поиска чистых средств", которые вызывали бы сильные реакции. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. Да, эта живопись разумна и даже слишком рассудительна.
Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма. движением «Новые дикие». От Фовизма оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг.
Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см. : Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. : Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.
Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Брак «Композиция с трефовым тузом», 1913 г. ). В1897 г. приехал в Париж, где познакомился с М. Вламинком и А. Дереком, а также художниками монмартрской группы Бато-Лавуар.
Их немного, но, сопоставляя объяснения с картинами, этого достаточно, чтобы мы смогли различить горизонты этого искусства. Фигура смещена вправо от центра, отчего все прочие элементы композиции, выделяясь на ярком фоне, приобретают вес. Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму.
Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935).
Первые показы картин Ван Донгена в салоне «Независимых» и в «Осеннем» салоне датируются 1904 годом, в 1905 году здесь первые появляется Марино, затем три художника из Гавра, представлявшие мастерскую Бонна: Фриез, Рауль Дюфи и Брак. Их скромное рычание превратится в песнь маленьких хищников. Голландец Ван Гог соприкоснулся с импрессионизмом в 1886 г. после своего приезда в Париж. Ум, способность которогок абстракции создаёт контур и определяет форму. движением «Новые дикие». Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией.
Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Они не оставили после себя записей концепции разработанного направления, за исключением довольнокороткойизапутанной статьи, которую Матисс написал для «Ла Гранде Ревю» 25 декабря 1908 года. Именно вот таким образом сейчас в галерее Эрмитажа можно увидеть большое собрание работ в данном стиле. Моно пишет: «Те, кто продолжают задавать тон в «Осеннем» салоне, представляют собой группу курьезных, новых колористов, которые прослыли известными в салоне «Независимых» и запутались, принимая за правило импровизацию и бессвязность.
Особый вклад в развитие фовизма принадлежит Анри Матиссу, который не только стал основателем школы, но и одним из первых совершил разрыв с оптическим цветом. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Спустя два года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Матисс несколько раз предпринимал поиски конструктивного цвета по следам мастера из Экса. Перспектива, моделировка, светотень отсутствуют.
Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. О. Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем последующим творческим исканиям нового направления. Я слушал людей, которые проходили и, когда я слышал перед картинами Матисса восклицания «Это безумие. », у меня возникало желание возразить: «Да нет же, месье, совсем наоборот. Следовательно, художник фовист выражается через собственное восприятие мира. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Тексты принадлежат вагантам – странствующим средневековым поэтам (студентам, школярам, беглым монахам). Фовизм (франц. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Название течения в переводе с французского означает «дикий» («fauve»). Художник использует этот характер для того, чтобы передать реальность во всей ее продолжительности».
С 1908 года эти привязанности разрушаются и только фовизм ещё соединяет их. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты. В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение». А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). Матисс и его товарищи выполнили предсказание Гюстава Моро Матиссу: «Вы будете упрощать живопись».
Фовизм проступает то здесь, то там в его многочисленных произведениях: «Портрет Анатоля Франса», «Бони де Кастелана», «Жасми Альвина». На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. Дерен заключил: «Нам нужно было возвращаться к очень сдержанным решениям, которых мы придерживались с самого начала и терпеливо придавать полотну длительное развитие». Фриез признался: «Искусство дополнений и контрастов привело меня к этой концепции: передать эквивалент солнечного освещения через технику колорированного сочетания красок».
Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась. Дополняет образ острота ритма.
Ж. Руо принимается за создание картин-притч. В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Эти знаменитые «Заметки художника», несколько тематических сборников Жоржа Дютюи изданных в 1949 году под заголовком «Фовисты», а также некоторые фрагменты из переписки Дерена, многочисленная литература Вламинка, особенно, его «Опасный поворот» 1929 года, вот единственные объяснения фовизма, оставленные фовистами. Своё неудовольствие выразили даже просвещенные умы. P., 1975 Duthuit G. The Fauvist Painters. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. О.
1900-х гг. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Но он шёл дальше всех.
Что же объединяет их произведения, так глубоко связанные с индивидуальностями художников, ведь именно индивидуальности, а не далёкие этому направлению теории, являются истоками этих произведений. Тема панно – танец. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22.
По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. «Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Вряд ли нужно напоминать, что неожиданно фовизм прекратил своё существование. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913). Нет ничего более знаменательного в этом отношении, чем «Прогулка в осенний салон» Андре Жида, который после продолжительного восхищения Майолем, Вюйаром и Боннаром, посвящает Матиссу следующие строчки: «Для большего удобства я могу допустить, что Матисс обладает прекраснейшим природным дарованием. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. «Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда. Те полотна, которые он представил нам сегодня имеют вид выкладок теорем. Великолепно сказал Девалье в «Ла Гранде Ревю» 25 августа 1908 года: «Матисс работает в пределах того прямоугольника, который образует его бумага при рисовании».
Многие названные художники занимались так же и росписью керамики. Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907). Фовизм относится к одним из самых значимых направлений в искусстве начала 20 столетия. С этого момента они начинают выставляться в салоне «Независимых».
Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Фовизм сформировался в 1900 году. Затем они начали вводить в живописные полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д. ) и материалы разной фактуры (бумагу, дерево, ткань). XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Что касается Фриеза, он справедливо заметит: «Очарование истин, открытых во времена фовизма, привело нас к возврату к конструкции, к владению формами с максимальной экспрессией, что я и пытался сформулировать в большой картине «Работа осенью» в 1906 году». Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). В Осеннем салоне Дерен также представил свои работы, среди которых был автопортрет и несколько видов Каллиура (местечка на Средиземноморском побережье).
Fauvisme, от фр. В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета – характерные черты Фовизма.
В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. Не он ли представил на «Осеннем» салоне 1905 года «Японку» и «Молодую женщину в японском платье на берегу воды», а в 1916 году написал триптих «Три сестры». С ним согласились Дерен и Матисс, один из которых считал, что цвета должны «облегчать» свет, а другой, что в фовизме цвет не упраздняется, а выражается через сочетание интенсивно окрашенных поверхностей. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Фриез и Дюфи с 1903 года, а Брак с 1906 года. Это был Сезанн. (фр.
Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. Фовизм зародился в кон. les fauves).
Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Подобное развитие происходит и у Дюфи, который выполняет свою картину «В цветах» 1907 года, в более тяжелых тонах и с четко прорисованным рисунком, уже предвещавшим его пылающие и сумрачные пейзажи в Гавре и в Сант-Адрессе 1908 года. Матисс говорил, что еще в начале 90-х гг. Враждебно воспринимая стилизацию натуры, на которую художники группы «наби» имели слабость согласиться, ведущие мастера фовизма отказываются от перспективы и традиционного моделирования, чтобы подчеркнуть, через их новое выражение формы и пространства, два измерения картины, которые порождают декоративность.
Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). В том же направлении идут и другие влияния: влияние негритянской скульптуры, открытое Вламинком с 1905 года и пришедшее к Матиссу и Дерену. Будучи непрофессионалом, он не прибегал ко всякого рода сложным приемам, дабы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя, вот таким образом вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая чувство щемящего одиночества. – дикий) – течение во французской живописи начала ХХ века.
Самый «неученический», насколько это возможно, продукт поиска полной свободы, фовизм реально позволил раскрыть художникам свою индивидуальность до такой степени, что самые ярые их противники смогли соседствовать и прекрасно чувствовать себя рядом с ними. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». Ван Гог лишь осветил и направил фовизм по пути поиска цвета. Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906).
Они охотно ходили к нему работать над моделью. Фраза, ставшая знаменитой и дала официальное название бывшим «бессвязным». Место, которое занимают тела, пустоты вокруг них, пропорции каждому выделяется своя часть.
Делакруа уже писал об этом в известных отрывках из своего дневника. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Отказавшись от тяжелой пластики, привычной уже линейной и пространственной перспективы, фовисты решали каждую свою тему в легком декоративном рисунке. Палитра художника стала яркой и чистой под влиянием импрессионизма. Выражая пространство через чистый цвет, Матисс признался, в противоположность Гогену и гогенистам, что: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом».
Однако это направление получило дальнейшее развитие в творчестве самого яркого представителя – А. Матисса (1869 – 1954). На совсем молодом«Осеннем» салоне они появляются в следующей последовательности: Фриез в 1904 году, Дюфи в 1906 году, а Брак на следующий год. Здесь другое проявление жизни, а отсюда и отсутствие родства душ. В отличие от них, Матисс и Марке продолжали работать вместе.
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Она – в композиции моей картины.
Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Первым ушёл тот, кто пришёл последним, Брак, он затушил свою палитру, начал мощно выстраивать форму с лета 1907 года и после того как он увидел «Авиньонские девицы» Пикассо, написал знаменитую «Обнаженную» из коллекции «Кюттоли». Художник прожил очень долгую жизнь. Странно, что фовисты не воспользовались результатами этого дерзания.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Однако вскоре объединение распалось и творческие пути его участников разошлись. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). Известность художнику принес скандал, разразившийся на экспозиции Салона 1913 г., когда полиция потребовала убрать картину Донгена, на которой он изобразил обнаженной собственную жену.
Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Но сделать подобные заключения вовсе не значит проникнуть в самую суть фовизма. А. С. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения.
Андре рисовал картины с несравненным колоритом и глубоко продуманной композицией. В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Это результат теорем».
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Фовизм сыграл большую роль в их творчестве, явился для них этапом на пути поисков живописных средств. Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Получив повышение в 1904 году, в чине заместителя секретаря салона, он разместил и картины своих четверых товарищей, а в 1905 году к ним присоединились Дерен и Вламинк, чтобы вместе с группой представить картины на «Осеннем» салоне того же года.
Сначала их обвинили в бессвязности, непоследовательности, бесхребетности. В чём же индивидуальность отдельной личности.
Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. фр. Именно здесь вклад фовизма является определяющим.
Дерен же достаточно понятно сказал о материале: «Используя уплощение массы, мы даже пытались передать нереальную тяжесть песка, чтобы подчеркнуть текучесть воды и легкость неба». от фр. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Его произведения, малоизвестные до 1908 года, до 1900 года им серьёзно восхищались только Матисс и Руо, становятся знаменитыми после показа в «Осеннем» салоне в 1904, 1905, 1906 годах и, особенно в 1907 году. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма.
Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. Фовизм (фр.
В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Упрощенные очертания. А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма.
Фовизм указывал на движение вперед. Ван Донген, Кес (1877-1968)Голландский художник, представитель фовизма. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Умеренная чем. Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло. Однако спустя короткое время Брак привёз из поездки «по сезанновским местам» и показал на своей персональной выставке 1908 г. пейзажи, созданные тем же методом. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок.
Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приёмам искусство фовистов заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX в. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве. И действительно, фовисты не отступают перед этими последствиями.
Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. В направлении некоторого «загрязнения» импрессионизма и фовизма направится и Марке, начиная с 1909 года.
Но в действительности анализ достаточно сложен. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре.
Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Матисс никогда не претендовал на главенствующее положение и не считал себя лидером движения, но именно его художественный метод определил рамки будущего стиля.
На следующий день вышла рецензия Вокселя, который впервые использовал слово фовизм, в дальнейшем закрепившийся как название этого направления. Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. Показ 1910 года у молодого Бернгейма придал роли художника дополнительный ореол. Манген, К. ван Донген), совместно участвовавших в ряде выставок 1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г. Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. Первое, что нас поражает это чистый цвет. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Краски их палитры стали сдержаннее, появился интерес к конструированию формы (Дерен, Дюфи, Вламинк). К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность и насыщенность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе.
Без сомнения, я немного заразил этим Дерена». Каждый пойдёт своим путём. Собственно говоря, живопись только начинается. Он умер в 1954 году.
Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами. движением «Новые дикие». Критики их не пощадили.
Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких. » – дало название новому направлению в живописи. Не будем пренебрегать и определяющей ролью Японии в отношении рисунков Марке, хроматизма Дерена и которая также проявляется в произведениях Матисса.
Не вызывает сомнений, что Синьяк и Кросс, за исключением Сёра, не повлияли значительным образом на Матисса, Марке и Дерена. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Но поскольку, по словам Матисса, существует необходимая пропорция тонов, которая может меня привести к изменению формы фигуры или к искажению композиции, то суть декоративных и выразительныхустремлений фовистов это необходимость искажать реальность либо через чистый цвет, либо через объемные отношения, либо через пропорции. Эта стадия развития кубизма получила название аналитического кубизма. Демонстрация картин этого направления прошла только в марте 1901 года, после долгого периода, в течение которого они не имели возможности, со времени выставки в 1892 году в галерее «Ле Барк де Буттевиль», видеть живопись нидерландцев.
Художники решили заново утвердить на полотне прочность и стабильность материи. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Группа заявила о себе на парижских выставках 1905—1907 гг., однако вскоре объединение распалось и творческие пути участников разошлись.
В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Фовизм (от фр. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. Дерен пришел к близким выводам в своей работе «Танец» 1908 года и ещё больше в «Купальщицах», написанных в том же году.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. В. Б. Постимпрессионисты были близки импрессионистам и своим отношением к буржуазному обществу. Предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных плоскостей, заключенных в обобщенный контур. Если Вламинк и был, по его собственному признанию, очарован выставкой в галерее «Бернгейм», всё же влияние гениального голландца не послужило основой для возникновения фовизма.
Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). Линия и форма, упрощённые и сокращенные у таких представителей, как Вламинк, Дерен, Фриез, Ван Донген, вновь появляются у Матисса лишь в некоторых произведениях, где самостоятельная работа давала ему осознанную смелость использовать его любимыеяпонские и персидские арабески. Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Советский искусствовед М. В.
Я хочу достигнуть такой конденсации ощущений, которая создаст картину». Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Новая живопись стала известна публике до такой степени, что из этих нескольких довольно узких выставок, проводимых с 1904 года, удалось организовать мощную галерею на Монмартре, возглавляемую Бертой Вейль. Публика, конечно, была довольно придирчивая, равно как и критика, от которой художникиполучили титул «Дикие» или «Фовисты». В том же 1906 году в Анвере вместе работали Брак и Фриез.
Сезанн, сын банкира из города Экса, всю жизнь изображал деклассированного художника. Расстроенные таким отпором, руководители «Осеннего» cалона были не в силах справиться с этой «бессвязностью», которая имела своих защитников в комитете, особенно Девальера и Руо и решили на следующий год пожертвовать этой частью экспозиции, заключая всех «бесхребетных» в своеобразное гетто. Воспоминания о фовизме часто проступают в произведениях Ван Догена, портретиста, получившего после 1920 года титул «Весь Париж». В 1920-е годы элементы кубизма постепенно исчезают из произведений Брака, он использует больше изобразительных мотивов.
Он присоединился к Дюфи в 1900 году, который тогданаслаждался свободой. Контур усиливал силуэтность, экспрессию. Основные черты творчества Сезанна проявились в произведениях 80—90-х гг. Он культивирует небрежность и создаёт из живописи абсолютно экспрессивную концепцию: «Я хотел, чтобы меня узнали целиком, с моими достоинствами и недостатками. Именно цвет становится отправной точкой фовизма.
указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Можно сказать, фовисты интенсифицировали палитру. Краски палитры стали сдержаннее.
Фовизм – название течения во французской живописи 1905-1907 гг., которое представляли Ж. Брак, М. Вламинк, А. Дерен, К. Ван Донген, Р. Дюфи, А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо. Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски. В основе движения лежала дружба, которая и привела фовизм «к могиле». К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину».
Как это далеко от лирических преувеличений Ван Гога. Он участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов. Матисс был окружен картинами Фриеза или лукаво чередовался с работами Дерена и Дюфи». (франц. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка.
в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом.
В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Проблема работать с натуры или по памяти и воображению не казалась фовистам важной. Поможет ли им, всё ещё сохраняющим «фовистский дух» в своих произведениях, традиционное искусство. Как и импрессионисты и постимпрессионисты, фовисты критически относились к общепринятой художественной системе и прежде всего— к салонной живописи.
Дерен, Андре (1880-1954)Французский художник, представитель фовизма. Учился в Академии Карьера, где познакомился с Ж. Пюи и А. Матиссом.
Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве используя Фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Мы не смогли бы все время оставаться в параксизме».
Без сомнения, когда господин Матисс пишет лоб этой женщины цвета яблока и ствол дерева чисто красным, он может мне сказать: «Это потому, что».
Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. А «Маленькие фовисты» топчутся около импрессионизма. Мишель Пюи, брат одного из них, рассказывает об этом в своём произведении «Попытка современных художников».
А некоторые художники сочли картину насмешкой над их серьёзными экспериментами. Это сравнение было у всех на устах до такой степени, что Морис Гиймено написал спустя некоторое время: «Буржуа все еще изумляются в зале диких, а Вламинк рычит громче других хищников». В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой.
Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ». Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898.
Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Но разумом рассудительным». Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена. Живопись мне дает разрядку напряжения, выход наболевшего». Ф. оказал определенное влияние на русский авангард.
Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. В успешном выражении всего цветом и, дополнительно, арабеском и композицией, в этом возврате к «бедности» высоких эпох, на самом деле обладающих неоценимым богатством, в сокращении искусства до самого существенного, вот где проявляется истинное величие этого направления. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. Дерен подошел ко мне и представил Вламинка». Не было и группы как таковой.
В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). Лит. : Chasse С. Les Fauves et leur temps. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Lausanne, 1963 Diehl G. Les Fauves.
Даже Матисс, восхищавшийся произведениями Ван Гога задолго до 1905 года, что доказывает выставка, организованная в честь художника в салоне «Независимых», не вдохновился его примером. В стихах воспевались земные радости, прославлялась любовь, вино и античные боги. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Основным средством выражения фовисты избрали цвет. Время существования фовизма достаточно невелико: 1905 – 1907 (1908) годы.
Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Фриез, Ж. Брак, А. Ш. Вламинк жестко приписывал себе первенство и превосходство: «Что такое фовизм.
Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ). Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О.
Интуиции здесь нечего делать. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). «Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или пить керосин», — упрекал он Пикассо, который в своих работах продолжал решительно дробить предметы и фигуры на составные части, упрощать их до строгих геометрических орм: кубов, конусов, полусфер, цилиндров. Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»).
Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века.
Но речь не идёт о точном цвете предметов. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. В минуты рассуждения художник должен отдавать себе отчет в условности своей картины, но, когда он пишет им должно владеть чувство, что он копирует природу, его не должно покидать убеждение, что это делается лишь в целях ее более полной передачи». Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества.
Быстрая передача пейзажа выразит лишь один момент из его существования. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Но после 1907 года объединение распалось. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им.
Коллаж стал весьма популярным в среде кубистов. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Фовизм становится напоминанием о том, что Париж был и остается одним из значительных центров мирового искусства — но втечение кроткого времени: новизна произведений идет на спад, а на смену направлению приходит упомянутый экспрессионизм. Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи.
На скале растут редкие деревья. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи.
Эти демонстрации расценивалисьими как завоевания. Произведение написано в 1937 г. Сам К. Орф говорил, что «с «Кармины бураны» начинается мое собрание сочинений». А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух.
Однако за маской дикаря скрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие и отдых усталому современному человеку (манифест 1908г. ). Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Господин Матисс, это Вы позволяете себе это говорить». fauve — дикий, хищный) — аван-гардистское течение во французском искусстве начала XX в. Ироническое прозвище «дикие» было дано кри-тиками группе живописцев, выступивших в парижском Салоне независимых в 1905 г. (А. Простой рисунок представляет собой одновременно предположение и арабеск.
les fauves – дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Существенное влияние оказал на Матисса Сезанн.
Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907гг. (В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака и появилось впервые слово кубизм. 1977, Giry M. Der Fauvismus. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. Никаких нюансов и переходов.
Главное – добиться максимальной энергии красок. По этому поводу Матисс категорично замечает в своих «Заметках художника»: «Мне нужно изобразить тело женщины. Учитывая всё вышесказанное, создается впечатление, что слова Дерена, сказанные Вламинку, принадлежат всем фовистам: «Я осознаю, что реалистический период закончился». Родился в бедной многодетной семье. В этом отношении они удаляются от импрессионизма дальше, чем Гоген и Сезанн.
Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой. Ироническое прозвище дикие было дано критикой группе живописцев (А. Давайте всмотримся в одну из этих картин, лучше всего периода с 1905 по 1907 год.
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Фовизма. Через поиски важнейших линий я сконденсирую обозначение этого тела.
А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Дополняет образ острота ритма. Обесцвечивание его палитры, простой и напряжённый рисунок, моделировка линией, контрасты планов с резкими гранями, придают этим произведениям суровую напряженность, в которой есть своя красота: «Тайная вечеря» 1911 года, «Субботний вечер», «Игрок на волынке» 1914 года.
Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова. А. Марке преимущественно работает в области пейзажа. Вспомним слова Матисса, адресованные Жоржу Дютюи, что: «Крайний чистый цвет это всего лишь внешний облик». Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории.
les fauves — дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Жорж Брак характеризовал свой фовистский период как экзальтацию цвета использование резких контрастов, жирных линий. Многие фигуры Ван Донгена являются продолжением его «Флейтиста», не говоря уже о величественном «Портрете Рувейра», написанном Марке в 1904 году и «Портрете Марке», созданном в том же году Камуаном.
Это то, что Матисс передал в картинах «Роскошь» и в его восхитительных «Купальщицах с черепахой» 1908 года используя связи между фигурами и широкими полосами, суперпозиция которых составляет фон произведения. Также стоит отметить творчество Андре Дерена, который с особой внимательностью изучал работы старых мастеров в Лувре. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX (зачатки) — начала XX века (официальное начало). Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1906 года.
Слепящий, почти рычащий цвет достигает такого эффекта благодаря использованию чистых тонов, которые ни смешивались, ни смягчались. Таким образом, в 1909 году, а может быть, уже в 1908 году фовизм приказал долго жить. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности».
Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Дополняет образ острота ритма. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника.
«Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины. Так, «маленькие фовисты» соскользнут в направлении импрессионизмав 1908 году, где они продолжат, впрочем, не без утонченности и удовольствия, своё умеренное «рычание». Разумом, черт побери. Отныне Матисс и уж тем более Вламинк, с ним не увидятся.
Мы должны также помнить и о полотнах неоимпрессионистов, которые можно было легко увидеть на ежегодных салонах «Независимых». " Фовисты предпочитали импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна. Первые опыты в живописи относятся к 1890 в 1892 Матисс учится в Париже в Академии Жюлиана у Адольфа Бугро – мэтра салонного искусства в 1893-98 работает в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств.
Ж. Брак как-то заметил о фовизме: "Невозможно все время находиться в пароксизме". Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. Излюбленной темой художника была женская модель. Фриез, Ж. Брак, А. Ш. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала.
Как-то я оказался у Бернгейма на улице Лаффит на выставке Ван Гога. Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В.
Также к числу сторонников этого направления можно причислить таких творцов как Альбер Марке, Шарль Камуан, Луи Вальта, Анри Эвенепул, Морис Марино, Жан Пюи, Морис де Вламинк, Анри Манген, Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кеес ван Донген, Alice Bailly, Жорж Брак, Жоржетта Агутт и других. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. До 1908 года между фовистами происходило постоянное, горячее общение. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Название отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Матисс замечает в своих «Заметках художника»: «Выразительность для меня заключается не в страсти, которая светится на лице и которая проявляется через мощное движение, она во всем расположении моей картины. Суть моей индивидуальности заключена ни в разуме, ни в чувствительности, ни в чувствах.
Дерен знакомит с негритянской скульптурой Пикассо. И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. Цвет использовался фовистами в его максимальном звучании: если синий, то самый синий, если красный, то самый красный – абсолютный цвет без нюансов и световых искажений. Фовизм как конкретное объединение художников просуществовал недолго – в 1908 году они выставились вместе последний раз. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью.
Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению. Он добавил, что: «Мастер строит свой рисунок таким образом, чтобы белые места между краем бумаги и черной окантовкой образовывали выразительный орнамент». Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19. Все устали от фовистских бурь.
les fauves — дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Активно использовался цветной контур, открытый Ван Гогом и Тулуз-Лотреком. Интересно, что среди последних оказался молодой фовист Жорж Брак (1882—1963). Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков.
Я долго оставался в этом зале. Фриез в 1903 году, а Рауль Дюфи и Жорж Брак несколько позже.
Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи. Натура же даёт ему только цвет. Гоген, удачливый биржевой делец, отец пятерых детей, бросил карьеру ради живописи.
Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. К. Орф отобрал 24 стиха и использовал их на языках оригинала. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. А вот Вламинк инстинктивный и спонтанный, непросвещённый или притворяющийся таковым, для которого сам процесс рисования почти висцеральный, не ищет, не развивается.
Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников. Бернар Дориваль позже приводит в «Этапах современной французской живописи» критику Марселя Николя, которая по язвительности и злобности похожа на обличительную речь Моно в статье «Искусство и Декоративность». Группа заявила о себе на парижских выставках 1905, 1906, 1907 гг. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Здесь все можно объяснить и обо всем сделать соответствующие выводы.
Как я полагаю, мы были первыми двумя «Независимыми», которые самовыражались с помощью чистых тонов, берущих свое начало в 1901 году». 1912 «Старый мост в Кане», 1910).
Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. Его работы были представлены на четырёх последних выставках движения. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Фовисты тяготели к лаконичному рисунку, сюжет в их произведениях не играл никакой роли. Достаточно взглянуть на «Портрет Рувейра» 1904 года Марке, на «Закат солца на Тамиз» 1906 года Дерена, на многочисленные «Украшенные улицы» Дюфи 1906 года, на подобные фигуры Ван Донгена, пейзажи Вламинка и, тем более, навеличественные полотна Матисса, которые называются «Молодой моряк» 1906 года, «Танец» и «Музыка» и «Голубое окно» 1910 года, «Красная мастерская» 1911 года, чтобы понять, что значение фовизма заключается скорее в отказах, нежели в открытиях.
Этому суждению Брака вторит признание Вламинка в «Опасном повороте»: «Я страдал от невозможности поразить сильнее, достигнуть максимальной интенсивности цвета, ограниченный синим и красным цветом торговца красками». Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. Зрителю давали возможность рассмотреть из чего состоит форма, «ощупать» её глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой.
Поиски решений через ограничение это важный, но не главный момент. Так как скульптурные работы были разбросаны по всем залам, одна из статуэток Марка оказалась между картинами Камуана, Дерена, Ван Донгена, Дюфи, Фриеза, Мангена, Марино, Марке, Матисса, Пюи, Вальта и Вламинка и, таким образам, стала жертвой этой «ссылки». В кулуарах я слышу: «Нужно, чтобы все тона были преувеличены», «Враг любой живописи это серый цвет», «Артист не должен бояться перейти границы». Большие, цельные объёмы теперь распадались на множество мелких, как в «Портрете А. Воллара» (около 1910 г. ) и «Аккордеонисте» (1911 г. ) Пикассо, в «Натюрморте со скрипкой и кувшином» (1910 г. ) Жоржа Брака.
1890-х – нач. Кантата написана по текстам из рукописного сборника XIII века «Бойренские песни», который был найден в Баварских Альпах и издан в 1874 г. Сборник состоял из 250 текстов на латинском, старофранцузском, старонемецком языках. Фовистов так же привлекал Восток, почиталась японская ксилография с ее чистотой линий и ясностью колористических отношений. Wuerzburg, 1981.
Например, в картине Брака «Бутылка, стакан и трубка» (1913 г. ) сами эти предметы изображены сухо и схематично, словно нарисованы карандашом. Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург).