Таким образом, смелое экспериментирование с цветом художников-фовистов использование движения не только от теплых тонов к холодным, но и наоборот привело к образованию новой манеры письма, получившей название «без правил». Язвительная реплика была подхвачена художниками – Матисс предложил своим последователям так и назвать себя: фовисты – дикие (франц. Художники-фовисты регулярно устраивали выставки в различных салонах, в результате чего течение «диких» приобрело международный статус. Фовисты хотели сделать видимыми невидимые вещи, например, настроение или чувства испытываемые художником от созерцания природы.
Анри Матисс (Henri Matisse) (1869 – 1954) – французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Но группа художников-фовистов просуществовала не так долго, вскоре объединение распалось, а творческие пути участников разошлись. Художники – фовисты. Язвительная реплика была подхвачена художниками – Матисс предложил своим последователям так и назвать себя: фовисты – дикие (франц. Сами же художники фовисты никогда не признавали над собой данного эпитета.
Художники фовисты заявили о себе на парижских выставках 1905-1907 гг., однако вскоре объединение распалось и творческие пути участников разошлись.
В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. les fauves). Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества.
Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910). На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Фовизм был для нас, — говорил Дерен, — испытанием огнем.
Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.
Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Краски палитры стали сдержаннее.
Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. Это привело меня к работе красочными плоскостями — начался фовизм. Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Разговорившись, художники узнали, что они оба в восторге от творчества Ван Гога и оба весьма недовольны положением дел в искусстве. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет.
Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. Альбер Марке (1875 – 1947 г. г. ) использовал сдержанную цветовую гамму, четко выписывая предметы уверенной рукой.
Он умер в 1954 году. На скале растут редкие деревья. им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции. Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков. Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма».
Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия. В том же зале находилась статуэтка работы Донателло, скульптора эпохи Итальянского Возрождения. Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк.
Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Главное — добиваться максимальной энергии краски.
Чаще всего фовизм рассматривают в качестве истока движения европейского экспрессионизма. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Вместо внешней наглядной связи, жестов, просматривается внутреннее взаимодействие поз, сочетание линий и красок. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму.
При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. (Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики). fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов.
В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками».
Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком.
«В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Картина Мориса де Вламинка Цирк, в котором автор явно пренебрегает законами перспективы, сводится к яркому цветовому пятну, в котором приблизительно обозначены через элементарные геометрические формы цирк-шапито и окружающие его здания. Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры.
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. Дополняет образ острота ритма. С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру.
Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. То, что манера каждого из них, стилистически сформировавшаяся на рубеже веков, не удивляла сотоварищей по творчеству, свидетельствует о том, что реформы, на которые решились художники, были подготовлены и ожидаемы. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг).
В отличие от выставки 1905 года, где фовистам была отведена маргинальная и провокационная роль, Осенний салон 1906 года стал моментом безоговорочного признания движения15. Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова. Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение».
Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. Цвет на картинах Пиросманишвили воспроизводит палитру грузинского народного искусства с его охристыми, черными и синими тонами, соответствующими естественным красителям и природе этой страны. фовизм возрождался в творчестве Новых диких («La Nouvelle Les Fauves). Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства».
Вламинк, Дерен и Р. Дюфи, присоединившийся к фовистам в 1906г., постепенно создавали крайне субъективные, утонченные формы, в том числе основанные на историко-художественных аллюзиях. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Около двух лет группа выступала совместно. Многие названные художники занимались так же и росписью керамики. Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни». Группа увеличивалась.
Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). Краски становились патронами с порохом. Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». Характеризуется предельно интенсивным звучанием открытых цветов, сопоставлением контрастных хроматических плоскостей, сведением формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Вероятно, Руо сложил свой стиль в результате своего опыта, когда в молодости он реставрировал окна средневековых соборов. Главным вдохновителем нового течения стал Марсель Дюшан (1887-1968)- французский художник авангардист. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг).
Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. В своем творчестве он не ограничивал себя никакими сюжетными ассоциациями.
Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. О. Фриеза. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Фовистов так же привлекал Восток, почиталась японская ксилография с ее чистотой линий и ясностью колористических отношений.
Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии.
К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Это обстоятельство можно считать важным для формирования устойчивого интеллектуального или художественного течения как такового. Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса.
Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка.
Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины. Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину».
Отметим, что многим фовистам удалось на рубеже веков приобрести картины и рисунки любимых ими мастеров, включая Сезанна, Ван Гога, Редона. Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением. Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. Как и импрессионисты и постимпрессионисты, фовисты критически относились к общепринятой художественной системе и прежде всего— к салонной живописи. Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется».
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Любопытно, что на этой же выставке Кандинский иЯвленский, которые не были фовистами наряду с Матиссом и его французскими коллегами, также удостоились аналогичной критики. Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной.
В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед. Были близки фовисты и к экспрессионизму. После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм».
Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг. ) сплотили тяготение к лапидарнымобразным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточномискусстве. Ж. Брак стал кубистом. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов. По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи.
В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов.
На следующий день название нового течения замелькало в газетах. Считается, что именно фовизм, стал отправной точкой разрушения традиционной живописи. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский).
Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский. Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Тема панно – танец.
Повышенная светоносность (краски буквально взрывались от света, — писал впоследствии А. Дерен) и выразительностьцвета, отсутствие традиционнойсветотеневой моделировки, организация пространства только с помощьюцвета — характерные чертыфовизма. Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой. Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось.
Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма. Также к числу сторонников этого направления можно причислить таких творцов как Альбер Марке, Шарль Камуан, Луи Вальта, Анри Эвенепул, Морис де Вламинк, Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кеес ван Донген, Жорж Брак и других. Примерно также могли сказать и другие. В 1930 – 1940-е годы Брак писал натюрморты и композиции в интерьере иногда с музыкантами, натурщиками и художниками.
движением «Новые дикие». Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Рауль Дюфи (1877 – 1953 г. г. ) использовал технику легких и порывистых мазков-изображения людей, концертов и завораживающие морские пейзажи грациозны и элегантны.
Творчество фовистов основывалось не на теоретической программе (вот таким образом оно не является художественным направлением), а на интуитивных устремлениях. Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность». Художник прожил очень долгую жизнь. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. движением Новые дикие.
Фовизму характерен сильный, уверенный мазок, чистота цветов, сведение сложности форм к простым линиям. Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости».
Импрессионизм появился в конце XIX века во Франции. Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг. Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
О Матиссе будет сказано отдельно. Ж. Руо принимается за создание картин-притч. У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912).
Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм». Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. О. Это первая акция того, что в последствии буде называться концептуальное искусство.
Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19.
К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность и насыщенность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Она – в композиции моей картины. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Холст, масло. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками». На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета.
Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Упрощенные очертания. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир.
Художники отвергали общепринятые художественные материалы и классические подходы творчества. Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом.
Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе.
Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. Картины в духе фовизма имеют две основные характеристики – крайне упрощенную графику и интенсивно преувеличенную палитру.
Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. Фриез, Ж. Брак, А. Ш. Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Советский искусствовед М. В. Реакция критиков была неоднозначной.
Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен.
Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. Также к отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves). Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена.
Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Он ввел категорию «длительности» («dur. От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму. Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст. Художники-фовисты говорили о высвобождении цвета— именно его они считали главным живописным инструментом.
Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм. Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное. «Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда.
Довольно часто на полотнах фовистов можно увидеть зеленое небо, желтое дерево или синее лицо. Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. Как и импрессионисты и постимпрессионисты, фовисты критически относились к общепринятой художественной системе и прежде всего— к салонной живописи. Ж. Руо оставался вне всяких течений. Так состоялся «первый разговор фовизма».
Конечно, художники чувствовали себя новаторами в искусстве и им импонировала антибуржуазная политическая деятельность, тем более что обычная публика Салонов над их искусством насмехалась, обвиняя художников в нарочитом эпатировании. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. Не было и группы как таковой.
В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры.
Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника.
Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. Живопись становилась самостоятельной, она больше не зависела от объекта, а линии, мазки и пятна выходили на передний план. Фовизм (от фр. С другой— и экспрессионизм и фовизм используют сходные изобразительные методы и живописные приемы. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне.
Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья.
У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен. Манген, К. ван Донген и другие. Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности».
Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами. Группой друзей с похожим отношением к живописи руководил Матисс-старший, ставший ведущей фигурой компании. Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ). Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры.
А. Марке преимущественно работает в области пейзажа. Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью.
Но в любом случае, фомизм послужил фундаментом для дальнейшего строительства творческого мировоззрения каждого из художника и оставил заметный след в мировом изобразительном искусстве. Футуризм был придуман в Италии. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Совместно с художниками-фовистами некоторое время выставлялся и Жорж Руо (1871 – 1958 г. г. ), который изображал нищету, бедность, пороки большого города, тем самым непритворно надеясь, что его искусство поможет искоренить зло. Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе.
Гениальными изобретателями кубизма примерно в 1907 году стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна.
То же говорил и Матисс. e»), определяющей память, сознание, дух.
Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. В различные периоды своего творчества— от ранних до поздних Матисс— использовал те принципы, которые составляли основу художественного метода фовистов. В 1950—1960-хгг.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). движением «Новые дикие». Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими. Общественное признание пришло к нему в 1922, после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Рисовать Матисс начал довольно поздно.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах.
Такие контуры использовались при изображении нагого тела, стволов деревьев, лодок на воде, фасадов и крыш домов, границ интерьеров и мебели. Родился в бедной многодетной семье. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной.
Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма. Он был придуман во Франции в начале прошлого века Анри Матиссом и Андре Дереном. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили.
Они вспомнили о детском рисунке.
Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства. Фовизм стал одним из первых художественных движений, которое обозначило возможность периферийного и субъективного взгляда центральной темой искусства. Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. Они буквально взрывались от света. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956).
А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ).
В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась. Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). Но после 1907 года объединение распалось.
В 1913 г. художник Марсель Дюшан изобрел прообраз жанра инсталляции – «Ready made». Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года в городке Ле Като Камбрези в Пикардии на севере Франции. Сами художники никогда не признавали этого эпитета.
В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Название отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, "дикую" выразительность красок. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности.
Объединяющим началом для них служил общий интерес к "новому искусству" и неприязнь к консервативным традициям академизма и передвижничества. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530). Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т. Тут появлялся гротеск, видна едкость красок. Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневековогоискусства (витражи, романскоеискусство) ияпонской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованиюколористических возможностейживописи.
В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности.
А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Художники этого направления отказывались изображать только сиюминутное впечатление. А. С. Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир». А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью. Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо).
Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. В 1905г.
Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме». Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи.
С другой— и экспрессионизм и фовизм используют сходные изобразительные методы и живописные приемы. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ». Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала».
Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. Дополняет образ – острота ритма. Дюшан вырывает банальный объект из его контекста в соответствии с концепцией готовых (ready-made) объектов.
Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности. Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре. Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». Каждому из них были близки свои принципы. Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек.
Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов.
Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета – характерные черты Фовизма.
В Париже она была тогда сравнительно дешева. 4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. les fauves – дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов.
Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Матисс разрабатывал декоративный стиль. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907).
Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи». Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной». Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Контур усиливал силуэтность, экспрессию. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению.
Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Сюрреализм в искусстве стал международным интеллектуальным движением. Истинное буйство красок можно наблюдать в живописи Мориса де Вламинка (1876 – 1958 г. г. ) и Андре Дерена (1880 – 1954 г. г. ), которые не стремились и не старались точно передать детали или верный цвет.
Дополняет образ острота ритма. Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль.
Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры». Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. «Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению.
В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Он часто воспроизводит повторяющиеся мотивы: узорные чугунные оградки балконов кресло с полосатой тканевой обшивкой зеленые решетчатые ставни, бросающие полосатую тень на пол и стены комнаты зеленые деревья в парке зовущий кусочек синего моря, видный из окна залитые солнцем пейзажи пышные комнатные растения и ковры, ткани с экстравагантно крупным узором обнаженные музыканты кирпичного цвета или хоровод танцоров на сочном сине-зеленом фоне золотые рыбки в просвечивающем аквариуме. Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком. Но будущий художник вскоре понял, что юриспруденция – не его дело и уехал в Париж изучать искусство.
Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Такие контуры использовались при изображении нагого тела, стволов деревьев, лодок на воде, фасадов и крыш домов, границ интерьеров и мебели.
Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень.
Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. Первым «измом» XX столетия стал фовизм. Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких». Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний.
Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. Но они казались все же слишком традиционными.
Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. К художникам минимал-арта относятся: Карл Андре, Сол Ле Витт, Робберт Моррис, Ив Кляйн. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков.
В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал.
Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы — характерные особенности фовизма как живописного стиля. Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга. В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности».
Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития. Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру.
Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Фовисты вернули в живопись чёрный цвет: они использовали чёрный контур для отделения цветовых пятен друг от друга. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом».
Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. Стиль Руо весьма самобытен. Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира.
Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Фовизм указывал на движение вперед. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века.
Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Фовизм (от фр. Сезанн был учителем всех фовистов. Руо принимается за создание картин-притч.
Воздушная линейная перспектива, лепка объёмов, создание пространства отходят у фовистов на второй план, вытесняясь яркими декоративными цветовыми композициями, непосредственной эмоциональной выразительностью насыщенных красочных пятен, которые являются средством выражения достаточно простых, но ярких эмоций живописца. Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595) и повторением классического академического рисунка.
Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности». В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В различные периоды своего творчества— от ранних до поздних Матисс— использовал те принципы, которые составляли основу художественного метода фовистов.
Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.