Несмотря на то, что сам Вламинк утверждал, что «фовизм – это он и его творчество», настоя-щим лидером и вдохновителем фовистов был все же А. Матисс. Неавангардистское в фовизме – это и отсутствие документации вроде манифеста и отсутствие других видов деятельности (была еще лишь фовистская керамика) и невовлеченность в социально-политические процессы. Название этого течения происходит от французского «les fauves» (буквально, «дикие»), как назвал фовистов критик Луи Восель в 1905 году.
Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков. Авторами картин, представленных на этой выставке стали Анри Матисс, Морис де Вламинк, Андре Дерен, Альбер Марке, Кес ванн Донген, Жорж Руо и некоторые другие художники.
Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность». Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски. Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
Группа увеличивалась. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. Lausanne, 1963 Diehl G. Les Fauves.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Знакомство с великим Пабло Пикассо оказало большое влияние на творчество молодого французского мастера.
Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе. Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса. Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет.
В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками». Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена.
Краски палитры стали сдержаннее. les fauves — дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Холст, масло. Фовисты не пытались реалистично показать жизнь, они показывали, скорее, страсть к жизни, краски и эмоции. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. движением «Новые дикие». Фовизм указывал на движение вперед. Он ввел категорию «длительности» («dur.
В это время они активно принимали участие в различных выставках, пресса пестрила статьями о проводимых ими мероприятиях и картинах художников. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе».
Особый вклад в развитие фовизма принадлежит Анри Матиссу, который не только стал основателем школы, но и одним из первых совершил разрыв с оптическим цветом. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Не было и группы как таковой. Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной». Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Смешение самых значимых достижений того времени, заимствование тех или иных приемов из разных стилей сделали это направление особенным и хорошо узнаваемым. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета.
Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии.
Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма. У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен. Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк. Спустя два года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными.
Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением. О Матиссе будет сказано отдельно. Манген, К. ван Донген и другие.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких».
Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский. Несмотря на выказанные в школе способности, ещё ребёнком был вынужден зарабатывать на жизнь. Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма. fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века.
Он умер в 1954 году. Первым «измом» XX столетия стал фовизм. Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности.
Интенсивный, активный, яркий и выразительный цвет не был особенностью исключительно фовистской живописи— этот прием использовали представители и экспрессионизма и футуризма26.
Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап.
Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль.
Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи». Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Влияние древнерусской иконописи можно заметить взнаменитой картине «Стоящая Зора»— вытянутая фигура иабстрактный алый фон напоминают новгородские иконы. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Место, которое занимают тела, пустое пространство вокруг них, пропорции – все имеет значение.
На скале растут редкие деревья. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Журнал предлагал широкий спектр тем, на что намекало и его название — смесь всех красок, дающих белый, — интеллектуальных исканий всей Европы, в частности, уделяя много внимания русской литературе. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников. Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости».
Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В.
С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. К началу XX столетия — времени рождения кубизма — мастера предыдущего поколения уже сильно пошатнули ранее незыблемые основы европейской живописи. Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. Ведущий художник и теоретик группы Эрнст Людвиг Кирхнер занялся графикой, заразив этим увлечением и других представителей «Моста».
Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Фовизм (фр. Большим, чем во времена модерна, было увлечение исламским искусством с орнаментальной цветностью и, отдельно, буддийской иконографией, учившей выбору чувственных поз в трактовке человеческого тела. Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т. Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме». Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами».
P., 1975 Duthuit G. The Fauvist Painters. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24.
В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Одной из проблем изучения фовизма является не только его положение в художественной системе XX века35, но и соотношение с другими художественными течениями, в частности— с экспрессионизмом36. В экспрессионизме было много противоречий.
Группа заявила о себе на парижских выставках 1905, 1906, 1907 гг. Художник прожил очень долгую жизнь. Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера.
Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры». Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Лит. : Chasse С. Les Fauves et leur temps.
А. Марке преимущественно работает в области пейзажа. В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ). Работа над гравюрами помогла художнику обрести собственную живописную манеру: яркие цветные плоскости на его полотнах часто ограничены широким резким контуром — чёрным или белым. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм». В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах.
Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой. Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких. » – дало название новому направлению в живописи. Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Художники решили заново утвердить на полотне прочность и стабильность материи. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое.
Ж. Руо принимается за создание картин-притч. Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. Фовизм зародился в кон.
Голландец Ван Гог соприкоснулся с импрессионизмом в 1886 г. после своего приезда в Париж. от фр. Главное — добиваться максимальной энергии краски. Рисовать Матисс начал довольно поздно. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства».
Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты.
В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры. Так состоялся «первый разговор фовизма». Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой.
Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов.
Он пишет городские пейзажи, отмеченные одновременно отстраненно-созерцательной авторской позицией и глубоко прочувствованным отношением к природе. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью. Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни».
Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Дополняет образ острота ритма.
В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Фовизм становится напоминанием о том, что Париж был и остается одним из значительных центров мирового искусства — но втечение кроткого времени: новизна произведений идет на спад, а на смену направлению приходит упомянутый экспрессионизм. Контур усиливал силуэтность, экспрессию. Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется.
То же говорил и Матисс. Кампания против его представителей увенчалась циничной акцией: в 1937 г. была организована большая выставка работ экспрессионистов и других представителей авангарда под названием «Дегенеративное искусство».
Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. 1890-х – нач. Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов. М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов.
Дополняет образ – острота ритма. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Фовизм в живописи отличался от других течений: художников, работающих в этом направлении, не объединяла какая-то общая эстетическая программа. От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму. А. С. Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира.
Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Его работы были представлены на четырёх последних выставках движения.
Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст. Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма».
e»), определяющей память, сознание, дух. 1900-х гг. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка.
Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг).
Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. «Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда.
Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. В Париже она была тогда сравнительно дешева. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой.
Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир». Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью. Многие названные художники занимались так же и росписью керамики. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX (зачатки) — начала XX века (официальное начало). Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1906 года.
Очень распространены мотивы боли и крика. Соединяя традиционные жанры интерьера и пейзажа изображая фигуру и натюрморт, художник создает пространство, наполненное бесконечной цепью знаков. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Дополняет образ острота ритма.
fauve — дикий, хищный) — аван-гардистское течение во французском искусстве начала XX в. Ироническое прозвище «дикие» было дано кри-тиками группе живописцев, выступивших в парижском Салоне независимых в 1905 г. (А. Палитра художника стала яркой и чистой под влиянием импрессионизма. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Каждому из них были близки свои принципы.
Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). Довольно часто на полотнах фовистов можно увидеть зеленое небо, желтое дерево или синее лицо. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А.
Их революционной идеей стала мысль о том, что картины предназначены не для тонких ценителей и критиков, а для всех. Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». «Ярисую неженщину, ярисую картину». Отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы — характерные особенности фовизма как живописного стиля. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им. движением «Новые дикие».
Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена. В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Сезанн, сын банкира из города Экса, всю жизнь изображал деклассированного художника.
Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. Какиего друг Пабло Пикассо (втворчестве которого специалисты выделяют бессчетное число периодов) Матисс никогда небыл приверженцем одного стиля или направления. Коллаж стал весьма популярным в среде кубистов. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи.
Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Так отвечал Матисс наобвинения внарушении пропорций или визлишней декоративности. Название отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов.
Упрощенные очертания. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. les fauves). Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре. К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). Его искусство служит принципиально новым задачам (слово fauve, откоторого произошло название направления, впереводе сфранцузского— дикий, хищный). Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок.
Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова. Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. Название течения в переводе с французского означает «дикий» («fauve»). Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное.
Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост». Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм. Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца.
"Бубновый валет" – группа русских художников – авангардистов, ведущая начало от одноименной выставки, 1910 года.
Принцип выражения преобладает над изображением. Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). Напротив, художник как бы «выталкивал» фигуры на зрителя. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом.
Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось.
Они вспомнили о детском рисунке. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных.
Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности». Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства. А некоторые художники сочли картину насмешкой над их серьёзными экспериментами. Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов.
А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». Так шаг за шагом кубизм подошёл к следующему своему этапу — синтетическому. А этот ранний этап его развития позднее назвали сезанновским) Вслед за Пикассо Брак хотел вернуть в современную живопись то, что она утратила после импрессионизма, — ощущение плотности тел, наполненности объёма.
в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. 4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон. Он ввел категорию «длительности» («duree»), определяющей память, сознание, дух. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
Движение не имело четко сформулированной программы или манифеста, просуществовало относительно недолго, тем не менее оказав значительное влияние на все искусство XXвека. Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма. Постимпрессионисты были близки импрессионистам и своим отношением к буржуазному обществу.
В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии.
Группа заявила о себе на парижских выставках 1905—1907 г., однако вскоре объединение распалось и творческие пути участников разошлись. Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке.
В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение». Родился в бедной многодетной семье. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж).
им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции. (Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики). Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению. Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. В. Б. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года.
В 1992 г. они на некоторое время вернулись из различных собраний в Берлин, чтобы «принять участие» в экспозиции-воспоминании об акции 1937 г. Фовизм относится к одним из самых значимых направлений в искусстве начала 20 столетия. Fauvisme, от фр. Опираясь на непосредственное впечатление от натуры, мастер строил продуманную и устойчивую композицию, где каждая деталь составляла часть единого целого. Вот таким образом вполне неслучайно, что и фовисты и художники "Синего всадника" и Ж. Брак и П. Пикассо неоднократно участвовали в выставках "Бубнового валета" в России. Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний.
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Тут появлялся гротеск, видна едкость красок. В картинах Кирхнера нет глубины пространства, которого он всегда словно боялся. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С.
Чувство цвета было развито у Матисса на интуитивном уровне: он прекрасно умел сочетать основные и второстепенные тона. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. (фр. «Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или пить керосин», — упрекал он Пикассо, который в своих работах продолжал решительно дробить предметы и фигуры на составные части, упрощать их до строгих геометрических орм: кубов, конусов, полусфер, цилиндров. В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности». Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени.
Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Сезанн, самый старший из четырёх художников, долгое время работал параллельно с импрессионистами. Но они казались все же слишком традиционными. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи.
Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. Тема панно – танец. Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком. Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой.
Однако спустя короткое время Брак привёз из поездки «по сезанновским местам» и показал на своей персональной выставке 1908 г. пейзажи, созданные тем же методом. Еще одной яркой личностью, работавшей в манере, близкой по художественным особенностям к фовистам, был грузинский художник Н. Пиросманишвили. Реакция критиков была неоднозначной. Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности».
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Но после 1907 года объединение распалось. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. Ф. оказал определенное влияние на русский авангард.
Более того, фовистская манера быстро распространилась по многим странам, за пределами Франции, а именно в Германии, России, скандинавских государствах. Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. Вот таким образом это направление просуществовало всего три года в отличие от немецкого экспрессионизма, с которым имел некоторые общие черты и который возник в это же время.
Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов. В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом.
Однако вскоре объединение распалось и творческие пути его участников разошлись. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. «Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. Большие, цельные объёмы теперь распадались на множество мелких, как в «Портрете А. Воллара» (около 1910 г. ) и «Аккордеонисте» (1911 г. ) Пикассо, в «Натюрморте со скрипкой и кувшином» (1910 г. ) Жоржа Брака.
1977, Giry M. Der Fauvismus. фр. Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса.
Дополняет образ острота ритма. Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел.
С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах.
Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». Гоген, удачливый биржевой делец, отец пятерых детей, бросил карьеру ради живописи. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник.
Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». Рисунок нарочито прост, по-детски простодушен. Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». Сезанн был учителем всех фовистов.
В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Искусство "Бубнового валета" при всем его бросающемся в глаза чисто "московском", размашистом своеобразии – часть общего европейского художественного процесса начала 1910-х гг. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Wuerzburg, 1981.
Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма. Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Советский искусствовед М. В.
Многие из них действительно погибли, а часть произведений была продана за границу. С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. (В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака и появилось впервые слово кубизм.
Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ». Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем последующим творческим исканиям нового направления. Основным средством выражения фовисты избрали цвет.
Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше.
е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала». Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Однако множественность композиции проникнута чувством целого — судьбы отдельного человека, жизни, мира. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Например, в картине Брака «Бутылка, стакан и трубка» (1913 г. ) сами эти предметы изображены сухо и схематично, словно нарисованы карандашом. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек.
Основные черты творчества Сезанна проявились в произведениях 80—90-х гг. Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению. Однако за маской дикаря скрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие и отдых усталому современному человеку (манифест 1908г. ). Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см. : Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. : Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Зрителю давали возможность рассмотреть из чего состоит форма, «ощупать» её глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг.
Каждый гений проходит путь развития черезперемену стиля. Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн. Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века.
Интересно, что среди последних оказался молодой фовист Жорж Брак (1882—1963). Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась. Художественной манере диких были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. les fauves).
Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен.
Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года.
Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом. Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. В Осеннем салоне Дерен также представил свои работы, среди которых был автопортрет и несколько видов Каллиура (местечка на Средиземноморском побережье). Она – в композиции моей картины.
Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами. Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Он участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов.
Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе. Андре рисовал картины с несравненным колоритом и глубоко продуманной композицией. Брак «Композиция с трефовым тузом», 1913 г. ). Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Даже самые чуткие знатоки современного искусства — поэт Гийом Аполлинер (будущий теоретик кубизма) и русский коллекционер Сергей Иванович Щукин — были не в состоянии тотчас же оценить революционное значение живописной причуды Пикассо.
Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Руо принимается за создание картин-притч. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения.
Эта стадия развития кубизма получила название аналитического кубизма. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Примерно также могли сказать и другие. Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития.
«Откровение пришло комне сВостока». У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. Матисс много путешествует впоисках «вдохновения», основной предмет его интереса— восточная культура всамом общем понимании— мусульманское искусство стран Африки иправославное вРоссии. Дерен же, хоть и был противоположностью собеседника, также считал, что реалистическая живопись уже в упадке, а будущее – за новым искусством. Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры.
Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне. Выставленные на ней картины подлежали уничтожению. Затем они начали вводить в живописные полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д. ) и материалы разной фактуры (бумагу, дерево, ткань).
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов».
Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Такие же приемы можно обнаружить в скульптуре Руо, Дерена, Вламинка, Вольта, Дюфи, Матисса. В 1905 году на парижской выставке были продемонстрированы полотна экспериментировавших художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти. Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло.
Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Живопись фовизма создавалась людьми, читавшими или слышавшими в Коллеж де Франс лекции Анри Бергсона, начатые в 1900 г., — популярного европейского философа, отрывавшего время от материи.
Фовизм (от фр. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов.
Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж).
Название отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, "дикую" выразительность красок. Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия. Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907гг.
В 1933 г. нацисты, пришедшие к власти в Германии, объявили экспрессионизм вне закона. Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких». Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера.
Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком. Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед. Были близки фовисты и к экспрессионизму.