Талантливый фотограф Gennady Hinn создает чудесные фотонатюрморты в стиле классической русской живописи.
Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности. В натюрморте Г. Лукьяновой из цикла Кухня обыкновенные куриные яйца, помещенные в топорщащийся кокон из полиэтилена, наполняются иным, непонятным смыслом, начинают интриговать зрителя, вырываясь из будничного, предложенного в названии цикла «кухонного» контекста. Технические параметры съемки так же очень важны.
В середине девятнадцатого столетия появились натюрморты, сделанные на сюжет «Vanitas», что с латинского переводится как «тщета», «призрачность». Художественный натюрморт можно разделить на живописный и фотографический. Для фото натюрморта более важна композиция, свет и детали. Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники.
Мастером «шокирующего натюрморта» был Джоель-Питер Уиткин, который снимал разные части человеческого тела в обрамлении фруктов и цветов («Пир глупцов», «Голова женщины» и пр. ). В натюрмортах Слюсарева вещам возвращается способность двигаться, «разговаривать» и тем самым выражать настроения автора, его эмоциональный подъем и спад. В Англии подобный жанр изобразительного искусства носил название «still life», а в Германии «stilleben». Стремление фотографии быть не хуже самой тонкой живописи было перечеркнуто открытием этой самой живописью в последние десятилетия особых выразительных и эстетических качеств наиболее простого и технически «правильного», стандартного фотоизображения.
Можно использовать ритм (про него ниже) второстепенных предметов чтобы «довести» взгляд наблюдателя до композиционного центра. Объединение по смыслу – самое логичное, но нужно учитывать цвет и форму предметов. Нельзя даже сказать, какого происхождения был исходный предмет – природного (лист с прожилками) или механического (стальная конструкция). Кроме банальных бытовых вещей в натюрмортах стали использоваться различные индустриальные предметы: детали станков и машин инструменты и пр. В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов изделий и товаров, часто для использования в рекламе».
Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь. Вариации обработки очень обширны и зависят от творческой идеи и возможностей фотографа. Путь имитации на поверхности холстов фотографий стал для него единственно возможным средством решения таких драматических сюжетов, как самоубийство женщины, выбросившейся из окна небоскреба или автомобильная катастрофа на шоссе. Фото натюрморты основаны на абсолютно другой концепции, отличной от обычной фотографии. Просто запечатлеть предметы, скомпонованные вместе, было уже недостаточно.
В Голландии же единого наименования для данного жанра не существовало, каждая специализация (цветочные букеты, завтраки, рыбные натюрморты) обладала собственным названием. Сегодня данный жанр фотоискусства нередко используется в рекламной фотографии. Примеры натюрмортов мы можем видеть выше на фото 1 и фото 2. Фото натюрморты, как известно, достаточно популярный вид фотографии. Точка фокусировки, как правило, должна быть на главном предмете, но глубина резкости должна быть достаточной, чтобы все объекты были хорошо проработаны (если обратное не предусмотрено творческой задумкой).
Композиция в натюрморте очень важна, она как фундамент для воплощения идеи натюрморта. Перед нами почти абстрактная форма, рождающая цепь субъективных ассоциаций, но в основе лежит «неопознанный» реальный объект. Работа Кулакова как бы возвращает нас к радости первого открытия в кубизме, объявленного тогда наукой «четвертого измерения», всепроникающего, невидимого глазу излучения, делающего прозрачной весомую, плотную материю. Фото натюрморты сосредоточены на цвете, контрасте, тенях и свете.
Острые листья комнатной агавы впиваются в складки запутавшейся в них прозрачной ткани оконной занавески вигру этого столкновения включаются тени, отбрасываемые на эту ткань предметами, напоминающими стрелы. Особенно если на них красивые цветы и красивые предметы домашнего обихода.
Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением. Также средствами натюрморта могут решаться и более сложные художественные задачи. Термин этот был придуман во Франции и в переводе обозначает «мертвая природа». Так появились картины, подражающие гигантским цветным слайдам или гиперживописные фотопортреты на огромных «черно-белых» полотнах Ч. Клоуза. С начала двадцатого столетия жанр натюрморта начал несколько видоизменяться.
Чтобы остаться на современном уровне и приблизиться к живописному авангарду, фотография должна забыть о как бы «импрессионистических» пейзажах, естественных жизненных ситуациях, снятых «скрытой» камерой и даже о фрагментарных плакатных динамичных образах, несущих ярко выраженный публицистический заряд. Объединяет эти два стиля вся та же тема данной статьи – композиция, а точнее, ее правила. Если у вас две вилки на столе – не нужно «копировать диагонали» одной и другой, лучше, когда положение вилок различается.
Первый изображали на картинах еще в 15-м веке (пышные, богатые цветками и фруктами композиции), второй – удел современных «Рембрандтов от фотографии» (минимальное количество предметов, тусклый свет, настроение). В духе минималистской инсталляции решена предметная структура на фотографии Д. Кишкунаса Отражение. Яблоки не должны быть выставлены идеально в рядочек и быть одного размера, некоторый хаос не повредит. Сам же термин «натюрморт» пришел в фотографию из живописи. В жанре рекламного натюрморта много работал Ирвин Пен. В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. Кто о чём, а я снова о цветах.
В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название. Расширился и круг используемых предметов. Над стеклянной вазой с яблоком, как в театре «Латерна магика», на совершенно глухом черном фоне зависают рваные листы бумаги вданном случае эффект сдвинувшихся, как под воздействием телекинеза, предметов достигается с помощью использования средств фотографии. Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (table top) фотографией. Натюрморт лучше снимать со штатива, так как резкость имеет здесь важное значение. Обработка в графических редакторах (Photoshop). Объединение по форме – интересный и оригинальный ход.
И вот почему. Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда.
Натюрморт, на котором сфотографированы расположенные на поверхности стола небольшие объекты, также называют иногда «настольной фотографией». Вы можете экспериментировать с цветами и фруктами, с коробочками и тарелками, вы даже можете нарочно «вбрасывать» в композицию какой-то неординарный предмет, но делайте это осторожно и со вкусом. Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно.
Важно увидеть необычное, в расположении обычных вещей. При обработке фотографий довольно часто требуется замена фона. Нельзя снимать АйФон вместе со старой скрипкой или же зубную щетку с цветком.
И то и другое переводилось как тихая, спокойная жизнь. На выставке фотонатюрмортов в фотоклубе «Новатор» (в 1982 году) второй премии была удостоена его работа Натюрморт с афишей, на которой авторская камера зафиксировала ряд утилитарных предметов на стене некоего подсобного помещения с приоткрытой коробкой электрощитка, на которой кем-то из рабочих наклеена афиша в стиле ретро начала века. Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков).
Эти одинокие объекты, подчас объединенные по воле автора в нарочитые групповые композиции, берут отныне на себя функции и своего рода психологических портретов, как на изображении «кокетливой» пишущей машинки с запутавшимися в ней растениями у А. Кулакова и общественно-тематических жанров, как на имитирующем индустриальный пейзаж снимке А. Струмилы, запечатлевшем рулоны блестящей проволоки под открытым небом. Обязательной составляющей этих натюрмортов был череп. вилка не должна лежать идеально вертикально или горизонтально.
.