Примерами таких натюрмортов смело можно считать фотографии, которые мы сегодня подготовили для вас. Фотограф из Чебоксар Борис Емельянов рассказывает о создании своих натюрмортов и делится мнением о развитии этого жанра фотографии в России и за рубежом. Для получения потрясающих и удивительных фотографий натюрмортов основное внимание уделяется таким факторам как контраст, цвет, тень и свет.
Но в душе мастера не было гармонии и спокойствия: те фотографии, что по-настоящему воплощали его творческие порывы, журналы печатать отказывались, говоря, что для глянца они «слишком сильные». Мастером «шокирующего натюрморта» был Джоель-Питер Уиткин, который снимал разные части человеческого тела в обрамлении фруктов и цветов («Пир глупцов», «Голова женщины» и пр. ). Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы. Такова фотография «Хлеб, соль и вода» (Bread, Salt and Water): песчаная текстура соли, зернистая вязкость хлеба и бокал с водой прозрачной чистоты находятся во взаимодействии друг с другом, они перекликаются, будучи объединенными в единую композицию.
Угол наклона тоже важен. Подобные работы были у Альфреда Стиглица, Роберта Мепплторпа, Ирвина Пенна, Луи Жюля Дюбок-Солея и пр. В каком бы жанре он не работал — снимки всегда были технически идеальны.
Знания первой позволят придать требуемое настроение. Ирвинг Пенн был непревзойденным мастером фотографии. С начала двадцатого столетия жанр натюрморта начал несколько видоизменяться.
В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. В Голландии же единого наименования для данного жанра не существовало, каждая специализация (цветочные букеты, завтраки, рыбные натюрморты) обладала собственным названием. В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название. Результатом работы явился фотоальбом «Цветы» (Flowers).
Расширился и круг используемых предметов. Термин этот был придуман во Франции и в переводе обозначает «мертвая природа». «Пейзаж из костей» (Bone Landscape), запчасти от грузовиков — на своих снимках мастер виртуозно показывал скрытую от обывательского взгляда жизнь неодушевленных предметов.
Им был создан новый тип натюрморта, отличный от классической традиции. Также средствами натюрморта могут решаться и более сложные художественные задачи. В середине девятнадцатого столетия появились натюрморты, сделанные на сюжет «Vanitas», что с латинского переводится как «тщета», «призрачность». Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности.
Вариации обработки очень обширны и зависят от творческой идеи и возможностей фотографа. Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники. Сегодня данный жанр фотоискусства нередко используется в рекламной фотографии. Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно.
Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением. И то и другое переводилось как тихая, спокойная жизнь. Натюрморт, на котором сфотографированы расположенные на поверхности стола небольшие объекты, также называют иногда «настольной фотографией». Технические параметры съемки так же очень важны.
Это был отдых, расслабление и полная свобода. В его работах композиционная ясность соперничала с бескрайней элегантностью. В жанре рекламного натюрморта много работал Ирвин Пен. В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов изделий и товаров, часто для использования в рекламе».
Духом и оригинальностью своих натюрмортов Ирвинг Пенн совершил переворот в мире искусства, поставив предметную фотосъемку в один ряд с высокой живописью. Сам же термин «натюрморт» пришел в фотографию из живописи. Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры. Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда.
Обязательной составляющей этих натюрмортов был череп. Натюрморт лучше снимать со штатива, так как резкость имеет здесь важное значение.
На глубокое изучение цвета и колористики мастер потратил семь лет. Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков). Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь. Ирвинг Пенн (Irving Penn) был известным фотографом моды. Просто запечатлеть предметы, скомпонованные вместе, было уже недостаточно. Обработка в графических редакторах (Photoshop). В Англии подобный жанр изобразительного искусства носил название «still life», а в Германии «stilleben».
Малейшие изобразительные нюансы в его работах отражают философию окружающего мира. Точка фокусировки, как правило, должна быть на главном предмете, но глубина резкости должна быть достаточной, чтобы все объекты были хорошо проработаны (если обратное не предусмотрено творческой задумкой). Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (table top) фотографией. При обработке фотографий довольно часто требуется замена фона.