В целом слова «натюрмортная фотография» ассоциируются с традиционными картинами ваз с цветами и несколькими тщательно расположенными элементами. Листая книги по истории фотографии и каталоги коллекций крупных музеев, шанс найти отдельный раздел, посвященный натюрморту, практически равняется нулю. В количественном плане фотографический натюрморт сильно уступает другим жанрам, лишь эпизодически появляясь в творчестве того или иного автора. Так как объекты в натюрморте располагаются на ограниченном пространстве, задний план чаще всего делается однородным, чтобы не отвлекать внимание и не перегружать фотографию деталями. В середине двадцатого столетия в жанре «натюрморт» много фотографий сделал Йозеф Судек, который придавал предметам изображенным на фото, особое настроение при помощи тонкой игры со светом.
С появление фотографии натюрморт не потерял своей популярности, даже не смотря на то, что большинство сегодняшних фотографов привлекает возможность съемки в действии. Прекрасные, красочные натюрморт фотографии с цветамиАшрафула Арефина (Ashraful Arefin), фотографа изДакка, Бангладеш. И в живописи и в фотографии один из самых сложных жанров — натюрморт.
Примерами таких натюрмортов смело можно считать фотографии, которые мы сегодня подготовили для вас. Чтобы вдохновить вас, мы отобрали прекрасные натюрмортные фотографии, снятые участниками фотосообщества 35photo. Фотографические натюрморты на сюжет Vanitas (лат.
Фотограф из Чебоксар Борис Емельянов рассказывает о создании своих натюрмортов и делится мнением о развитии этого жанра фотографии в России и за рубежом. Принципы работы со светом, которые описаны в этом уроке, применимы не только к натюрморту, но и к остальным жанрам фотографии. Для получения потрясающих и удивительных фотографий натюрмортов основное внимание уделяется таким факторам как контраст, цвет, тень и свет.
Популярностьнатюрморта в фотографии в последнее время растет и набираетзаметныеобороты. Хотя и с ними можно фотографировать, просто это не каждому натюрморту подойдёт.
Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь. Результатом работы явился фотоальбом «Цветы» (Flowers). Натюрморт, на котором сфотографированы расположенные на поверхности стола небольшие объекты, также называют иногда «настольной фотографией». Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Такова фотография «Хлеб, соль и вода» (Bread, Salt and Water): песчаная текстура соли, зернистая вязкость хлеба и бокал с водой прозрачной чистоты находятся во взаимодействии друг с другом, они перекликаются, будучи объединенными в единую композицию.
Им был создан новый тип натюрморта, отличный от классической традиции. Это был отдых, расслабление и полная свобода. Малейшие изобразительные нюансы в его работах отражают философию окружающего мира.
В Голландии же единого наименования для данного жанра не существовало, каждая специализация (цветочные букеты, завтраки, рыбные натюрморты) обладала собственным названием. Натюрморты часто снимаются на закрытых диафрагмах (хотя это не правило, всё зависит от ситуации). В каком бы жанре он не работал — снимки всегда были технически идеальны.
Технические параметры съемки так же очень важны. Угол наклона тоже важен. Просто запечатлеть предметы, скомпонованные вместе, было уже недостаточно.
Фото натюрморты сосредоточены на цвете, контрасте, тенях и свете. Точка фокусировки, как правило, должна быть на главном предмете, но глубина резкости должна быть достаточной, чтобы все объекты были хорошо проработаны (если обратное не предусмотрено творческой задумкой). Обработка в графических редакторах (Photoshop). Знания первой позволят придать требуемое настроение. Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы.
Сам же термин «натюрморт» пришел в фотографию из живописи. «Пейзаж из костей» (Bone Landscape), запчасти от грузовиков — на своих снимках мастер виртуозно показывал скрытую от обывательского взгляда жизнь неодушевленных предметов. В этой ситуации лучше не повышать светочувствительность (её значения будут достаточно экстремальные и приведут к появлению сильных шумов), а закрепить камеру. В его работах композиционная ясность соперничала с бескрайней элегантностью. И важно, чтобы второстепенные элементы формировали сюжет вместе с главным объектом.
Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно. В жанре рекламного натюрморта много работал Ирвин Пен. Подобные работы были у Альфреда Стиглица, Роберта Мепплторпа, Ирвина Пенна, Луи Жюля Дюбок-Солея и пр. К тому же, если не использовать вспышки источники света достаточно слабые. Ирвинг Пенн эстетизировал то, что ранее вообще никто не мог даже представить в качестве основы для произведения искусства.
Сегодня данный жанр фотоискусства нередко используется в рекламной фотографии. Дело в том, что ранние фотоматериалы отличались плохой светочувствительностью, вот таким образом некоторые фотографы предпочитали фотографировать натюрморты в палисаднике либо саду.
Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности. В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (table top) фотографией.
Также средствами натюрморта могут решаться и более сложные художественные задачи. Фото натюрморты, как известно, достаточно популярный вид фотографии. На глубокое изучение цвета и колористики мастер потратил семь лет.
В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов изделий и товаров, часто для использования в рекламе». С начала двадцатого столетия жанр натюрморта начал несколько видоизменяться. Но в душе мастера не было гармонии и спокойствия: те фотографии, что по-настоящему воплощали его творческие порывы, журналы печатать отказывались, говоря, что для глянца они «слишком сильные». Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры.
Для своих композиций он мог собирать окурки, старые предметы, выброшенные кем-то очень давно, откапывал кости, зарытые его собакой — и по ночам, в закрытой студии, творил из них странные объекты, скульптуры инсталляции. При обработке фотографий довольно часто требуется замена фона. Мастером «шокирующего натюрморта» был Джоель-Питер Уиткин, который снимал разные части человеческого тела в обрамлении фруктов и цветов («Пир глупцов», «Голова женщины» и пр. ). Да и тема не должна быть слишком общей: можно, конечно, попробовать сделать натюрморт с сюжетом «Времена года», но либо объектов будет много (нужно ведь каждое время раскрыть), либо сюжет будет сложно читаться.
В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название. Термин этот был придуман во Франции и в переводе обозначает «мертвая природа». Ирвинг Пенн (Irving Penn) был известным фотографом моды. В отличие от пейзажа подойдёт самый простой и недорогой, так как особых требований или сложностей при съёмке натюрморта нет.
Обязательной составляющей этих натюрмортов был череп. Уникальное чувство визуального ритма позволяло ему разглядеть красоту в чем-то незначительном — в тех же окурках, фотография которых стала его визитной карточкой. Важно увидеть необычное, в расположении обычных вещей. В середине девятнадцатого столетия появились натюрморты, сделанные на сюжет «Vanitas», что с латинского переводится как «тщета», «призрачность». Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда. Особенно если на них красивые цветы и красивые предметы домашнего обихода. Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков).
Натюрморт лучше снимать со штатива, так как резкость имеет здесь важное значение. Для фото натюрморта более важна композиция, свет и детали. Фото натюрморты основаны на абсолютно другой концепции, отличной от обычной фотографии. Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники.
В Англии подобный жанр изобразительного искусства носил название «still life», а в Германии «stilleben». Можно, конечно, просто ставить на твёрдую поверхность и использовать задержку спуска затвора (чтобы фотоаппарат не шатался от нажатия на кнопку), но удобнее всё-таки использовать штатив. Расширился и круг используемых предметов.
Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением. Ирвинг Пенн был непревзойденным мастером фотографии. И то и другое переводилось как тихая, спокойная жизнь. Лучше разбить, сделать отдельно летний, осенний, зимний, весенний натюрморты.
Вариации обработки очень обширны и зависят от творческой идеи и возможностей фотографа.