Вот таким образом первое условие удачной фиксации момента —. Оригинальная жанровая ситуация встречается не часто. Карл Булла оставил уникальный фотоархив. Его не придумывают, а извлекают из жизни. В фотожурналистике фотограф исследует некое явление и пропускает его через себя.
Для жанровой фотографии важно наличие сюжета. Вот таким образом так важна композиция. Родченко, отдаляясь от бытовых тем, старается придумать новый способ донести до окружающих важные исторические и социальные моменты.
Именно этим канонам теперь и следуют фотографы, снимающие жанровый портрет. Успеха добивались те, кто лучше владел искусством режиссуры. Жанровый эпизод представляет собой фрагмент действительности. Так что выражение «жанровый портрет» носит весьма условный характер.
Пофилософствовать вместе с создателем изображения и уйти с выставки немного другим. Они носят познавательный характер и по праву называются репортажными. И этот труд будет вознагражден. Опытный мастер фоторепортажа вроде бы, казалось, абсолютно незначимое, пустяковое событие способен преподнести нам с вами как завораживающую, фантастическую историю.
Камера при этом прижата рукой к груди, палец положен на спусковую кнопку. Репортаж — это уже история, но еще не жанр. Фотограф интересовался всем и брался за любую работу. Однако эти фотографии сложно назвать жанровыми. Жанровые эпизоды в фотокартине и портрете отличаются тем, что на первый план выступает не психологический образ, а профессионально-бытовой облик человека (сталевар, тракторист, музыкант, шахтер и т. д. ).
Вы научитесь снимать как бы не думая, на интуитивном уровне. Ярчайшим представителем дореволюционной школы фоторепортажа является Карл Карлович Булла, чья жизнь и профессиональная деятельность заслуживают отдельного внимания, ведь он прошел путь от простого курьера в фирме по продаже фотопринадлежностей «Дюнант» до фотографа Министерства императорского двора и Управления санкт-петербургского градоначальника. Если сюжет возникает в фотографии, хотя в жизни его не было, возникает история. В довоенное время были также популярны бытовые фотоочерки о жизни рабочих и колхозников. Она должна быть хорошей, так как она определяет восприятие кадра.
Вот таким образом, очевидно, многие произведения, заведомо являющиеся представителями портретного искусства, можно с такой же легкостью причислить к жанровой его разновидности. Жанровая фотография, как и жанровая живопись, это своеобразное зеркало, глядя в которое, люди постигают, каковы они в жизни. Понятия «жанровая картина», «жанровый портрет» необходимо интерпретировать не как внутреннее подразделение, отнесение к определенному жанру в искусстве фотографии (жанр портрета, жанр натюрморта, событийный жанр и т. п. ), а прежде всего как создание картин быта, различных эпизодов жизненных ситуаций. Например изображение старта комической ракеты, гибели «Титаника», подъем флага на корабле и т. д – это все также сюжеты жанровых картин.
Если композиция не очень удачная, зрители не поймут сюжетную часть фотографии. Жанровые фотографии можно смело назвать уникальными.
В современную эпоху технического прогресса, когда цифровая фототехника открывает новые горизонты и на жесткие диски компьютеров гигабайтами сыплются фотоизображения любой тематики, сделанные со всех мыслимых и немыслимых ракурсов, способные проиллюстрировать событие в самых подробных деталях когда кажется, что все уже снято и переснято по многу раз, а то, что еще не снято, непременно воссоздается искусственным путем в фотостудиях и на выездных костюмированных фотосессиях, жанровая и репортажная фотография в России выходит на абсолютно иной уровень. Кстати, фотография может создавать сюжет, которого нет.
В прошлом многие фотографы с увлечением работали над жанровыми постановками. Вот как «расшифрован» замысел фотографа в статье, опубликованной в 1986 году в журнале «Советское фото» 6: «Физкультурники, ладные парни в майках и трусах, показаны на заднем плане — они как бы служат напоминанием об излюбленной теме репортера, который в 1930-е годы не раз обращался к этому сюжету. Подлинный портрет предполагает воплощение духовного начала и внутреннего созерцания. Взять, к примеру, фотографию 1934 года «Два поколения», она как бы состоит из двух частей: на переднем плане мальчишки расположились на траве и общаются между собой, абсолютно не обращая внимания на стройных, подтянутых парней-спортсменов, которые выстроились в шеренгу на заднем плане.
Это понятие гораздо шире, ем жанровая фотография. В настоящее время жанр (картины труда и быта) в первую очередь рассматривается как один из самых сложных видов репортажной съемки. В одном ряду с ними – великий русский художник- баталист Василий Верещагин, автор близких к портрету однофигурных композиций Николай Ярошенко, мастер бытовых сцен Василий Максимов, браться Константин и Владимир Маковские и многие другие отечественные художники. Так же необходимым каноном жанра является наличие сюжета. Фотография в таких случаях создает реальность, которой не было.
В качестве традиционных сюжетов жанровых картин часто выступают яркие массовые сцены: праздники, народные гулянья, зарисовки со свадьбы, с улицы, площади, рынка. Постановка ничем не отличалась от театральной, что приводило к удивительному явлению — «правдивой неправдивости» (правдивость постановки, а не жизненная правда). Человек должен быть показан во всех своих переживаниях, эмоциях, настроении. Таким образом, особенности жанрового портрета – это соотнесение персонажа или нескольких на переднем плане с окружением.
Показывает нам образы людей, находящихся вокруг нас. Современная жанровая живопись может содержать темы реалий, созвучных времени. Но это уже, что называется, высший пилотаж.
Все меняет 1894 год, когда становятся официально разрешены бланки открытых писем (проще говоря, открыток) частного изготовления в стандарте Всемирного почтового союза. Всё это приходит с опытом, с навыком. Ведь сюжеты, запечатленные на них, никогда уже больше не повторятся.
Его сюжеты полностью осмыслены, они несут в себе некоторую задумку и заставляют зрителя абсолютно по-иному подойти к их восприятию, фотографии Родченко необходимо не только смотреть, но и понимать. Опытные фоторепортеры иногда даже не поднимают камеру к глазам, они выбирают кадр «на глазок» и ориентируют положение камеры поворотом корпуса. быть в постоянной готовности к съемке и по возможности не мешать своим присутствием развитию события, т. е. снимать, как принято выражаться «скрытой камерой». Для того, чтобы этот навык в себе выработать, фотограф должен очень много работать.
Впрочем, делать это можно и осознанно, целенаправленно. В такой ситуаци съемку производят без видимой предварительной подготовки, а сразу камерой «на вскидку».
Вся надежда — на единственный и удачный кадр. Вот что важно научиться передавать зрителю.