Маки и васильки, каждая их красок как будто стараются выкрикнуть: «Смотрите сюда – я ярче». Как – неважно, важен был только шок. Ваза светится белизной на фоне пестрого сочетания цветов с фоном, освещенная ярким светом.
Появилось сознательное желание «потрясти основы». Машкова, полноценная картина. Так композиционно строится картина.
Так выглядит картина. Нежный светло-зеленый цвет бутонов повторяется в рисунке вазы. На подносе, как на вершине треугольника, взгляд останавливается. А настроение – яркое, бодрое, летнее – создают краски, которые «перекрикивают» друг друга: красные, синие, зеленые, желтые.
На синем фоне выделяются красные головки маков. Натюрморт с маками и васильками нередко называют неверно – картина Маки. Надо полагать, что они вполне выражали радостное настроение художника.
На нем все те же красно-желтые фрукты, которые пересекает иссиня-черная гроздь винограда. Машков вообще был не вполне выучившийся художник (Серов отчислил его из своей студии). Они слишком далеко зашли на пути разрушения традиций. Традиционно художники «Бубнового валета» воспринимались как создатели натюрмортов. Машков – яркий представитель русского авангарда. Никаких сложных оттенков и смешений. В целом все краски «кричат».
Автор использовал яркое контрастное сочетание насыщенных чистых цветов. Одной из любимых была игра цвета, в особенности красного в сочетании с кобальтом, а в результате получалась пощечина общественному вкусу – слишком «простецки», грубо и примитивно все выглядело. Все просто, как на лубке. Один из примеров – натюрморт И. И. Маки и васильки на ней создают контрастные по объему, форме и цвету пятна.
Несколько зеленых листьев лежат на столешнице насыщенного красно-коричневого цвета. Такова картина Машкова «Маки и васильки» (точнее, «Натюрморт с маками и васильками»). Однако они не привлекают особенного внимания, а просто спокойно стоят в прозрачном стеклянном кувшине и только продолжают композиционную линию треугольника изначально заданного живописцем.