Xvi вв. ) — полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути (итал. Margherita Luti), а своим прозвищем Форнарина была обязана профессии своего отца-булочника (итал. fornarino). Но это ещё не конец истории загадочной «Форнарины» : прекрасный рафаэлевский образ прослеживается и в позднем искусстве. Выдающийся французский художник 19 века Энгр был необычайно вдохновлён легендами о Рафаэле и Форнарине.
Вероятно, Форнарина была прототипом некоторых женских образов картин Рафаэля римского периода – «Сикстинская Мадонна», «Мадонна делла Седия», «Фригийская сивилла», Психея на фреске виллы Фарнезины, фигура в Станце дЭлиодоро. Второй вариант легенды о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью их взаимное чувство не имело себе равных и все вышесказанное – неправда. Вскоре после первого свидания Рафаэль, околдованный чарами прекрасной Форнарины, отправился к отцу своей возлюбленной и выкупил ее за три тысячи золотых. Ее звали Маргарита, на латыни жемчужина, но художники или сам Рафаэль, ее прозвали по роду занятий ее отца да и ее самой Форнариной (булочница). Его использовал французский художник XIX века Жан Огюст Энгр в своей картине «Рафаэль и Форнарина» и художник Франсуа Пико в своей картине с таким же названием.
Вторая же версия гласит, что все, сказанное в первой, неправда, что Форнарина была практически святой и что всю жизнь хранила Рафаэлю верность, а сама любовь их была нежной и чистой, не омраченной ничем. Рафаэль пишет не только Галатею с Форнарины, но и свои лучшие картины: Сикстиснкая Мадонна, Мадонна да Фолиньо, Дама с вуалью, Фригийская Сивилла, Психея, Мадонна делла Седья, Мадаленна в экстазе. Считается, что ее портретами являются две работы Рафаэля: Форнарина и Донна Велата. Специалисты склоняются, что именно ее образ вывел Рафаэль в Сикстинской мадонне. Второй вариант легенды о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью их взаимное чувство не имело себе равных и все вышесказанное — неправда.
Второй вариант мифа о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью их взаимное чувство не имело себе равных и все вышесказанное — неправда. Убедившись, что конец близок, Рафаэль умолял не пускать к нему Форнарину. В опере А. С. Аренского «Рафаэль» Форнарина — главное действующее женское лицо. Два портрета изображающие Форнарину, были написаны учениками Рафаэля – Джулио Романо и Себастьяно дель Пьомбо.
Образ прекрасной булочницы запечатлён на полотнах французского художника XIX в. Жана Огюста Доминика Энгра в картинах «Большая Одалиска» и «Рафаэль и Форнарина». Также образ Маргариты Лути запечатлён на картине художника Франсуа Эдуара Пико «Рафаэль и Форнарина», к сожалению мной не найденной. В опере А. С. Аренского «Рафаэль» Форнарина — главное действующее женское лицо. В опере А. С. Аренского «Рафаэль» Форнарина— главное действующее женское лицо9. Французский живописец и график Энгр Жан Огюст изобразил на своём полотне Рафаэля и Форнарину (1514 г. ).
Та же женщина позировала Рафаэлю и для так называемой «Булочницы» или «Форнарины». Xvi вв. ) — полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути (итал. Margherita Luti), а своим прозвищем Форнарина была обязана профессии своего отца-булочника (итал. fornaio). Диана Хэгер в романе «Рубин Рафаэля» для построения конспирологической теории использует тот факт, что рентген позволил обнаружить на руке модели в картине «Форнарина» рубиновое кольцо, возможно обручальное, позже записанное.
В опере А. С. Аренского «Рафаэль» Форнарина – главное действующее женское лицо. В течение шестилетней связи с Рафаэлем Форнарина обманывала его довольно часто. Форнарина – натурщица и возлюбленная художника Рафаэля Санти, ее имя овеяно легендами, а факт ее существования до сих пор не подтвержден окончательно.
Рафаэль оставил Форнарине достаточное состояние, чтобы вести жизнь порядочной женщины, но не такова была ее натура. Сообщают, что папский посланник, прибывший к ложу умирающего Рафаэля, потребовал, чтобы рыдающую Форнарину удалили из комнаты, так как счел ее присутствие неподобающим для передачи папского напутствия. Рафаэль Санти завещал Форнарине достаточное состояние.
Настоящее имя Форнарины установил исследователь Антонио Валери, обнаруживший список монахинь одного монастыря в рукописи флорентийской библиотеки, где она указала себя как вдову Рафаэля.
Но только Рафаэлю становилось лучше, он вновь попадал в вампирские объятия Форнарины. В эту же ночь он посетил Форнарину в ее каморке. Они убеждены, что Форнарина – не более, чем красивый миф, мистификация и, что пока не найдены свидетельства её существования, нет никаких оснований считать, что Форнарина была моделью для «Донны Велата» и «Сикстинской мадонны». Уста ее запечатлеть. Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, дочь пекаря из рисского квартала Трастевере.
Мысль Достоевского о том, что «Красота спасёт мир» была навеяна впечатлениями от знаменитых картин Рафаэля. Этой простой булочнице было мало и ласк молодого художника и его щедрости. Первые уроки рисования мальчик получил от отца, но Джованни рано умер. Все его картины кажутся легкими и воздушными. Империя давно смирилась с этим, а Маргарита только начала привыкать. «Я побежден, прикован к великому пламени, которое меня мучает и обессиливает.
Для гения творение – это цель его жизни (Шопенгауэр) красота выше гения, так как не требует понимания (О. Музеи Ватикана были основаны в 1506 г. папой Юлием II. К тому же, богатые заказчики выстраивались к нему в длинную очередь.
Маргарита не тосковала о покойном. Лишь розовый цвет мандарина Напоминает щеки твои. Читайте статью Имя художника —ребус на картине. Они смотрят далеко вперёд, опережая эпоху на много веков. Заявлять, что Форнарина, какой бы она ни была на самом деле, послужила моделью для «Донны Велато» и «Сикстинской мадонны» нет никаких оснований.
А мастера мучает совесть – внезапная, злая: Кажется, будто они поменялись ролями. Петра, к сожалению, не успев окончить начатого, похищенный безжалостной смертью. Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил.
Приходилось ковать железо, пока горячо, теперь не оставалось времени для размышлений. Обнаружив её в комнате своего ученика, выдернул из постели и потащил в спальню. Но великий художник не отличался терпением. Маргарита цеплялась за ножки кровати и превосходно разыгрывала отчаяние. Встретив прелестную девушку, Рафаэль захотел, чтобы она стала его моделью.
Ну, это всё равно, что если бы мы выбросили всё осквернённое постельное бельё. Урсулы, где записалась как вдова Рафаэля. Также, как и на Портрете Форнарина у молодой женщины есть украшение в виде жемчужины в волосах (указывает на имя Маргарита — жемчужина на латыни и греческом). В этом вопросе компромиссу не было места: честолюбивый Лев Х (1513 – 1521) возлагал на Рафаэля больше надежд, чем на бунтаря Микеланджело, абсолютно не считаясь с ограниченностью сил художника.
эпохи романтизма и историзма. Намек был достаточно откровенным, чтобы не понять его. Ее изображения, украшают многие музеи мира. О судьбе портрета известно крайне мало.
Картина воспевает красоту женского тела, что осуждалось в то время. Пекарь нанял учеников и помощников. Франческо Лути уже давно рассчитался с долгами и теперь процветал. Не существовало в XVIв. Так как во время этого буйного эротического действа художник умер.
Возлюбленная и натурщица – Форнарина. Девушка затмила всех. Красота Маргариты получила достойную оправу. Но вместо того, чтобы прописать ему укрепляющие средства, сделали кровопускание, что еще более усугубило тяжелое состояние художника.
Личность красавицы на портрете тоже окутана тайной. Увесистый кошелек с дукатами сломил его сопротивление. Но Вазари грешил тем, что, не представляя кроме интригующих намёков бесспорных доказательств иногда с ловкостью переплетал факты и вымыслы. Слышала ли эти слова завещания Форнарина. Сперва испуганная его появлением Маргарита готовилась к смерти, но, видя, что бывший жених не имеет подобного намерения, бесстыдно предложила ему свои объятия. У него было много знакомых, но мало друзей.
Его талант стал ценным призом для пап Юлия II и Льва Х и был поставлен прежде всего на службу Ватикану. В благодарность за посещение художник предложил Маргарите превосходное золотое ожерелье. Она была не так глупа, чтобы заснуть, предчувствуя этот визит.
Тогда же появились подобные эротичные картины, например. Эта легенда вполне соответствует образу женщины-натурщицы под именем Форнарина. Их жизнь оставалась для всего Рима тайной. Любовь удваивает гений.
Он не слушал увещеваний друзей и учеников. В дом пекаря Франческо Лути привел Рафаэля покровительствующий семейству Агостино Киджи. А Рафаэль, не ведавший о неверности своей подруги, почти сгорал в ее объятиях. Приказав подать обед, Рафаэль сам прислуживал дорогой гостье. То, что происходило там между Маргаритой и Томазо, наверное, отрезвило бы его. Вторым доказательством послужили документы, согласно которым именно записавшись «вдовой Маргаритой», Форнарина ушла в монастырь Святой Урсулы недалеко от Рима в 1520 году после смерти Рафаэля. Простодушная дочь хлебопека и сама, по-видимому, разделяла подобный взгляд, но уже поздно было думать о принце, когда она просватана за пастуха.
Внешне общительный и открытый, художник редко с кем бывал откровенен. Но позже известный искусствовед Роберто Лонги опровергал её. Убедясь, что конец близок, Рафаэль умолял не пускать к нему Форнарину. Они разговаривали и целовались.
Как соглашается большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля – «Форнарина» (1518 – 1519), «Донна Велата» (1514 – 1515) и в его знаменитой "Сикстинской Мадонне" (1512 – 1513). Однажды художник прогуливался по парку и любовался живописными пейзажами дворцового парка. Значит, Маргарита на первых порах обманула Рафаэля, заявив, что выходит замуж не по любви. Они простились долгим поцелуем и Рафаэль уехал, взяв обещание с Маргариты прийти завтра. Некоторое время тому назад телеканал «Россия К» посвятил передачу «Искусственный Отбор» трём гигантам эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлю. Этим все и кончилось.
Врачи, не догадываясь о причинах недомогания, раз за разом пускали ему кровь. Она лишилась невинности несколько месяцев назад в объятиях жениха – Томазо Чинелли. Форнарина, с своей стороны, поддерживала в нем подобную иллюзию. Ещё одним ярким представителем эпохи Возрождения был прославленный художник флорентийский мастер Сандро Ботичелли с его картиной «Рождение Венеры».
Миру явился великий Рафаэль, шедеврам которого весь мир поклоняется вот уже которое столетие. Художнику сделали кровопускание, но мастеру от него стало только хуже. «Я провожу вас к карете, Мадонна Маргарита», — сказал прелат, увидев, как без единого звука, чтобы не потревожить любимого, она рыдает в соседней комнате. И начался их роман, который продолжался шесть лет, до самой смерти мастера. Именно тогда пишет с нее Рафаэль свое бессмертное творение – «Сикстинскую мадонну». Гениальность и злодейство. Ночью тяжело больной Рафаэль пробудился в тревоге — Форнарины нет рядом.
Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» признана самой выдающейся картиной, в которой художнику удалось показать божественное слияние двух начал – мужского и женского. Любовный марафон, который у него с Форнариной мог продолжаться по много часов, выматывал художника. Девушка стала любовницей Рафаэля, повелительницей его сердца.
Под его взглядом Маргарита расцветала, как дивный цветок. Он не только много раз рисовал её, он посвящал ей прекрасные сонеты. Он поднялся и пошел искать ее. Сначала это его мало беспокоило.
Не прекращая связи с Агостино Киджи, она стала едва ли не самой дорогой куртизанкой Рима. Рафаэль обожал свою юную Форнарину. Изображение влюбленной пары можно найти и в ювелирных украшениях, например, 1880-х гг.
В 1619 году Портрет Ла Велата купила семья Медичи. Узнав, что его невеста прячется во дворце, пастух Томазо послал ей угрожающее письмо. В доме Маттео Ботти Портрет Ла Велата видел не только Вазари, но и Винченцо Боргини (Отдых, 1584 год) и Бокки (Красоты Флоренции, 1591). Маргарита уже направилась к двери, когда Томазо удержал ее.
Врачи пустили больному кровь, тем самым, ослабив его здоровье, вместо того чтобы укрепить. Как часто возвышенное и низменное идут рядом. В любой день Форнарина могла вернуться под отчий кров, ведь отец звал ее и обещал, что дочь не услышит ни одного упрека. У Томазо сомнений не осталось, ведь она давно принадлежала ему телом, а теперь, как он полагал и духом.
Бедный художник. Ей было всего 17–18 лет (год рождения точно не известен), но по обычаям того времени она уже была на выданье и имела жениха — Томазо Чинелли, пастуха в одном из имений Киджи. Кстати, Форнарина, отдаваясь Рафаэлю, уже не была девственницей. По дороге его гнев сменился беспредельным желанием обладать ей сейчас же.
Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок. Последние годы жизни Рафаэль работал на износ. В тени деревьев он неожиданно заметил отдыхающую девушку. Но никогда не пахло так спело Яблоком райским простое его жилье. Миллионы людей ежегодно замирают в восхищении перед образом «Сикстинской Мадонны», давно ставшей главным сокровищем Дрезденской галереи. Как соглашается большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина» (1518—1519), «Донна Велата» (1514—1515) и в его знаменитой "Сикстинской Мадонне" (1512—1513). Задумав украсить дворец, Агостино Чиги предложил Рафаэлю расписать главную галерею виллы.
А узнаваемый общий прототип, который проступает не только в «Донне Велата» и «Сикстинской мадонне», но и в «Мадонне делла Седия» и «Форнарине» – это один обобщённый устойчивый женский образ, рафаэлевский идеал женской красоты, независимый от модели. Форнарина позировала для мифологических красавиц Психеи и Венеры. Так что если к кому и применимо выражение умер от любви, то это к Рафаэлю. Биографические данные о Рафаэле немногочисленны.
Однако Тирабоччи однажды волей-неволей пришлось объясниться с товарищами. золотых, снял для нее виллу. Один раз человеческой душе было подобное откровение дважды случиться оно не может. Хотя также есть версия, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь, где вскоре и умерла, хотя она могла уйти и сама. Он обратился к врачам и ему поставили диагноз – резкое истощение организма.
Ловкая интриганка и здесь не оплошала. Светлые чувства и талант почему-то вызывают у некоторых черную зависть. Форнарина ощущала каждой клеточкой тела эти нежнейшие прикосновения кисти. Подобный оборот дела вовсе не входил в расчеты дочери хлебопека. Гений – это талант в состоянии аффекта и он в состоянии подчинить себе множество людей.
Секретарь папы в своём письме свидетельствует, что до самой своей смерти Рафаэль заботился о старом учёном: «Его кормит и угождает ему, как сын, богатый художник, очень любимый папой именем Рафаэль из Урбино это молодой человек необыкновенной доброты и изумительно талантливый». Она без зазрения совести кокетничала с каждым вновь прибывшим юношей и чуть ли не открыто предлагала им себя. Форнарина ответила согласием: между позором и монастырем она выбрала любовь. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512 – 1520 года) в Риме.
Для переезда влюбленные выбрали время, когда Франческо Луги уехал из города по делам банкира. (Я ангел чертовски везучий: Влюбился, а красками лишь поигрываю иногда. ) Как налитые плоды в благодатную осень, покачиваются глаза на тоненьких венках бровей. Преуспевающий сиенский пекарь Лути был изгнан из родного города тираном Петруччи. Ее прозрачная юбка едва прикрывала колени.
Итак, она невеста. Этим объясняются некоторые несовпадения его информации. В момент знакомства с Рафаэлем Маргарите Лути было всего семнадцать лет.
Форнарина еще не спала. Кроме того, под более поздними слоями краски реставраторам удалось обнаружить на портрете «Форнарина» рубиновое кольцо (вероятно обручальное), которое впоследствии было тщательно закрашено. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Уже в 1514 году папа Лев поручил Рафаэлю продолжение реконструкции собора Св. Особый интерес у людей искусства вызвали легенды об отношениях между Рафаэлем и его возлюбленной Форнариной. Уж лучше бы она поднесла ему чашу с ядом.
Итальянский художник, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Легенда о смерти художника породила множество шуток. Римские художники и скульпторы эпохи Ренессанса сблизили образ Венеры с иконографией Афродиты Анадиомены, то есть «Афродиты, рождённой из пены», с картины Апеллеса (придворного художника Александра Македонского) и древнегреческих скульптур изображающих Афродиту перед купанием, стыдливо прикрывающей свою наготу.
1502 – 1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Влюблённые вынуждены были вернуться. Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля (сплетня гласит, что ему стало плохо в её постели) достаточное состояние, тем не менее, продолжала вести распутную жизнь и стала, как утверждают, одной из самых знаменитых римских куртизанок.
Она рыдала, била себя в грудь и только силой ее могли удалить. Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил. не трудно догадаться куда: к дому хлебопека Лути.
Юное создание с ангельским личиком имело порочную натуру. Рафаэль оказался в крайне трудном положении. Однажды, в отсутствие Рафаэля, Чиги решил нанести визит очаровательной Форнарине, дабы проверить ее двусмысленные намеки.
добавилась обязанность главного архитектора Ватикана, а через год — и «комиссара древности», «префекта всех камней». Рафаэль скончался в самом расцвете лет – 6 апреля 1520 года, ему исполнилось 37. Это вконец погубило славного мастера. Рафаэль писал людей добрыми все его персонажи имеют вид честных людей.
Образ Форнарины с одноименного портрета Рафаэля использовал художник XIX в. Энгр в своих картинах «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина» (5 работ), а также Франсуа Эдуар Пико в своем «Рафаэле и Форнарине». Только Рафаэлю ни одна женщина не могла заменить Маргариту. К должности придворного живописца при папском дворе с 1514г. Изначально картина находилась в коллекции флорентийского купца Маттео Боттега из Кремоны (города в итальянском регионе Ломбардия), а в 1615 году стала собственностью Козимо II. Томазо Чинелли, недовольный поведением Маргариты, посылал ей письмо за письмом, очень беспокоившие молодую девушку и было необходимо оградить себя от его гнева, а быть может и мести.
О, он исполнит все, что она прикажет. Право так называться художнику дают не только прекрасные Мадонны его кисти, но и два знаменитых женских портрета неофициального характера – «Донна Велата» и «Форнарина». Энгр в своих картинах «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина» (5 работ), а также Франсуа Эдуар Пико в своем «Рафаэле и Форнарине». Расписал фресками станцы Ватикана – одной из самых знаменитых стала его Афинская школа.
Джорджио Вазари писал в своей книге о нём: «Рафаэль написал портрет настолько прекрасный, что она была на нём вся живая». Полуобнажённая красавица на портрете с лёгкой улыбкой прикрывает грудь. Версия авторства Джованни Санти выдвигалась искусствоведом Адольфом Вентури. На следующий день Рафаэль пришел к папаше Лути за разрешением рисовать его дочь. Один за другим эти молодчики навещали Маргариту в ее покоях, но ей и этого было мало. Художник слабел на глазах.
К счастью Форнарины, ей доложили о приходе Агостино Чиги. На самом деле её имя было Маргарита Лути. Надо отдать справедливость этим юношам, которые, восхищаясь очаровательной любовницей знаменитого артиста, без зазрения совести кокетничавшей с ними, настолько уважали своего учителя, что никому из них и в голову не приходило воспользоваться доступностью его подруги. А Рафаэль до последних дней жизни был покорен ее совершенством, теплом и нежностью.
Любовь и коварство. Некоторые исследователи видят сходство этого лица с лицом «Сикстинской мадонны», что свидетельствует о том, что знаменитый образ Мадонны копировался с вполне реальной женщины. Измученное сердце гения остановилось 6 апреля 1520 года, в день его рождения.
Ведь недаром говорили, что Рафаэль порождал вокруг себя гармонию и привлекал к себе людей редкими душевными качествами. Такова первая версия биографии прекрасной Булочницы. В настоящее время портрет украшает Палатинскую галерею Палаццо Питти во Флоренции. Женщина, которая своими ненасытными ласками погубила гения в самом расцвете его таланта. Естественно, мне захотелось больше узнать об этой картине, самой Фонарине и возможной связи между ней и Рафаэлем, так как её называли тайной любовью художника.
Это окончательно погубило его. О ее жизни известно мало. куртизанки, существа сладострастного, жадного и лживого. К ним относились ученики и наследники его состояния Д. Романо, Ф. Пенни, а также знаменитые люди того времени: А. Киджи, Б. Кастальоне, Б. Биббиена, П. Бембо. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста. Но незнакомка отказалась от подарка. Суммы называли самые разные – от 50 до 3000 золотых.
Дрезденская галерея. Кастильоне», 1514 – 1515). Не пропускали шикарную куртизанку и другие состоятельные мужчины. Но Форнарина стала самой дорогой и, пожалуй, самой развратной римской куртизанкой.
Род деятельности её отца-булочника (итал. Франческо Пенни был принужден замолчать. Это произошло в 1518 году. Он не уставал от ее присутствия и никогда не скучал рядом с ней. Искусствовед Павел Муратов предполагает, что она умерла в монастыре в 1520-х годах.
Ловкая девица встретила его полуодетой с обнаженными плечами. Общее недомогание организма тогдашние врачи объяснили простудой, так как Рафаэль скрыл от них злоупотребление любовью и пустили больному кровь, ослабив его, вместо того чтобы укрепить. Наш мир несовершенен.
В тот же вечер бедный пастух был схвачен, а прекрасная «Психея» предалась любовным утехам в компании с обезумевшим от счастья Чиги. К этому времени ее официальный жених Томазо Чинелли порядком надоел ей своими домогательствами и она решила избавиться от него. Особым покровительством она пользовалась у Агостино Киджи. На его загородной вилле Фарнезина в то время расписывал стены Рафаэль.
Считается, что Рафаэль изобразил ее как минимум на двух своих знаменитых полотнах: «Форнарина»: и «Дама под покрывалом» («Дона Велата», «Дам под вуалью») Также считается, что она стала моделью для ряда мадонн художника, включая Сикстинскую. В течение пяти часов, до самого рассвета, Франческо Пенни терпеливо ожидал учителя. К биографии и творчеству Рафаэля у большинства давно уже сложилось трепетно-восторженное отношение. Так дочка пекаря стала натурщицей и любовницей великого итальянского живописца.
Кроткость и душевную ясность Рафаэль унаследовал от матери. Он проклинал Маргариту, осыпал её яростными упрёками и грозился отомстить. В основе одной лежала возвышенная светлая любовь девушки к Рафаэлю. fornarino – булочник) определил её прозвище – Форнарина.
Именно тогда пишет с нее Рафаэль свое бессмертное творение – «Сикстинскую мадонну». В доме было приведено в порядок всего несколько комнат, да и мебели не хватало. «О, как ты прекрасна. » – повторял маэстро при каждом взмахе карандаша. Такова была эта порочная женщина, обожествленная своим великим любовником. Пастуха связали и доставили в монастырь Санто-Козимо, настоятель которого, двоюродный брат Киджи, обязался продержать того в темнице сколько понадобится. Современники художника оставили нам такие воспоминания.
Изображение влюбленной пары можно найти и в ювелирных украшениях, например, 1880-х гг. Пушкина в Москве. Отношение Рафаэля к Маргарите Лути – типичный пример любовной зависимости. В эпоху Возрождения сюжет Венеры Небесной был очень популярен. И это тоже было правдой. Рафаэль пригласил ее к себе в студию.
Вскоре Рафаэля перестали удовлетворять сеансы позирования. Среди ее новых знакомых были только ученики и помощники художника и «прекрасная Империя» — бывшая знаменитая куртизанка, а теперь верная возлюбленная Агостино Киджи, родившая ему дочь. Поистине неземной облик прекрасной молодой женщины с младенцем на руках зачаровывает.
Однажды он заметил в парке гуляющую девушку и понял, что ее красота достойна быть навечно запечатленной. Сюжет изображения влюбленной пары «художник-натурщица» стал пользоваться вниманием живописцев XIXв. В 1520 году, после смерти Рафаэля, Джулио Романо было поручено закончить начатые его учителем работы (одна из них – роспись зала Константина в Ватикане), в этом же году Романо написал портрет обнажённой женщины, который традиционно назвал «Форнарина».
Скончался Рафаэль в день, когда ему исполнилось 37 лет. Изображение влюбленной пары можно найти и в ювелирных украшениях, например, 1880-х гг. 7 Серию рисунков на эту тему выполнил Пикассо8 в 1968 г., сюжетом которых является изображение резвящейся парочки, за которой подглядывают папа римский, Микеланджело ит. д., выглядывающие из-под кровати или из-за занавеси. Томазо, с нетерпением ожидающий свадьбы, стал упрекать Маргариту в намерении изменить своему слову: ведь Рафаэль, как и большинство богатых мужчин того времени, вел распутную жизнь, пользуясь услугами куртизанок разного уровня. Петра, в следующем году художник был назначен «комиссаром древностей» – руководителем всех археологических раскопок в Риме и его окрестностях. Когда хотят сказать, что мужчина до последнего своего мгновения оставался мужчиной, то произносят фразу: Умер как Рафаэль. Рафаэль Санти (1483-1520) – один из трех величайших художников Возрождения.
Выгнав того из комнаты, он тут же сам овладел Маргаритой. Долгое время легенда о прекрасной возлюбленной Рафаэля Форнарине считалась мифом. Речь идёт, прежде всего, об изображённой жемчужной заколке в волосах женщин. Когда подобное произошло в советское время с одним художником, его коллеги острили по этому поводу: «Надо же, художник был так себе, а умер как Рафаэль».
Джулио Романо был одним из ближайших учеников художника, которого по свидетельству Вазари, «Рафаэль любил так, что будь Джулио его сыном, он не мог бы любить его сильнее и потому-то он всегда и пользовался его помощью в самых важных работах». Рафаэль записал в банке на ее имя две тысячи дукатов, «развязав ей руки», да и банкир поглядывал на женщину своего друга призывным взглядом. На предложение Рафаэля нарисовать ее портрет Маргарита, лично ничего не имевшая против, не рисковала, однако, позировать без разрешения отца и жениха. Имя Рафаэля безусловно хорошо известно самому широкому кругу читателей. «Я покорился, стал жертвой зноя любовного», — прочитала как-то Форнарина на одном из набросков.
В конце, обезумев от страсти, банкир на коленях просил красавицу о взаимности. Ему завидуют и только. В 1527 году в Риме умер переводчик Гиппократа на латинский язык Рабио Кальве, о котором говорили: «он был необыкновенно учён и почти святой жизни и вот таким образом умер в бедности». Девушка боялась даже выйти из дома. Хорошо, она простит его, но с условием являться к ней не иначе, как по приглашению.
Вазари, они кажутся «скорее вылепленными из плоти и крови, нежели красками и рисунком». Позировала художнику некая семнадцатилетняя Маргарита Лути, дочь хлебопёка, прозванная художником Форнариной (ит -Булочницей). Увы, этот наивный ребенок в действительности была наглой и порочной куртизанкой. Гении невозможны без вдохновения или страсти.
Для художника она явилась синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. А. С. Рафаэль называл её своей Психеей – «своей душой». Рафаэль обожал свою юную форнарину.
В это же время продолжались росписи парадных покоев папы (станц Ватикана) и лоджий Ватиканского дворца, создавались картоны для гобеленов Сикстинской капеллы. В течение пяти часов, вплоть до рассвета, Франческо Пенни терпеливо ожидал учителя. Форнарина потребовала доказательств.
Он создал огромную галерею женщин – мадонн, включая его знаменитую «Сикстинскую Мадонну», вот таким образом его называли мастером мадонн. Живописные творения Рафаэля украшают самые знаменитые музеи мира. Так начался новый этап в жизни и творчестве Рафаэля – этап славы и всеобщего преклонения. Шесть лет тихого домашнего счастья и напряженной работы. Он выкупил дочь у отца за 3 тыс.
По осмотре парка художник привел Маргариту в мастерскую. «Венера» Тициана. Увидеть любовника ей удалось, лишь когда его глаза навеки закрылись. По дороге его гнев сменился беспредельным желанием обладать ей сейчас же.
Образ Форнарины с одноименного портрета Рафаэля использовал художник XIXв. Они с удовольствием принимали приглашение прекрасной ветреницы. Банкир обещал избавить ее от назойливого жениха и в тот же вечер четверо людей в масках схватили доверчивого парня и, связав его по рукам и ногам, доставили в монастырь Сан-то-Козимо, настоятель которого, двоюродный брат Агостино Чиги, согласился (конечно, небескорыстно) продержать Томазо в темнице сколько потребуется. Франческа Пенни и Джулио Романо не отходили от его постели. Будто бы Рафаэль проснулся посреди ночи и не обнаружил Форнарину рядом.
Выставка Рафаэля в ГМИИ им Пушкинанатолкнула на раскрытие в отдельной статье темы личной жизни Рафаэля Санти, которая мало отражена в источниках и воспоминаниях, однако есть в письмах художника к родственникам и друзьям. Это окончательно погубило его. Для заказчиков Рафаэль был исполнительным гением с ангельской душой. Он бежал в Рим с дочерью и сестрой и здесь обратился за помощью к своему земляку Агостини Киджи (Чиги), чье богатство и власть простирались до самого папского престола. Ею страдали знаменитая Мессалина, российская императрица Екатерина Великая, французская королева Марго. Ты увидишь, какие картины я напишу с Маргариты. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок.
Он выделил для нее несколько роскошно убранных комнат рядом с апартаментами художника. Рафаэлю пришлось еще раскошелится. Этому можно поверить. Такая поза стала называться «Венера Целомудренная» или «Стыдливая».
Говорилось, что у нее возникали романы с заказчиками Рафаэля и даже с его учениками. В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Б. Один за другим эти молодчики навещали Маргариту в ее покоях, но ей и этого было мало. Маргарита видела, с какой любовью Рафаэль накладывает каждый штрих. Банкир обезумел от радости и страстно клялся ей в любви, умоляя о взаимности.
Они с удовольствием принимали приглашение прекрасной ветреницы. Наконец, художник не выдержал. Рафаэль к тому времени стал все чаще жаловаться на здоровье и, в конце концов, слег. Более того, благодаря им, в частности, эти музеи и стали знаменитыми. По словам Вазари, его можно было считать не человеком, «но смертным Богом».
Небесный образ, запечатленный Рафаэлем, навсегда вошел в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое. Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом некоторых других женских образов Рафаэля римского периода («Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также фигура в Станце дЭлиодоро и Психея на фреске виллы Фарнезины). Напрасно некоторые пытаются оправдать ее. Петра, Агостино Чиги, воспользовавшись пребыванием знаменитого художника в Риме, предложил ему разрисовать главную галерею Фарнезино.
Она словно приросла к земле. Рафаэль считается художником «небесной женской красоты», который умел с исключительной точностью облачать в поэтические формы образы своего времени. Не удивительно, что теперь только в редких случаях, мастер успевал сам закончить картину. Рафаэль предоставил девушке право сделать выбор самостоятельно. Сказано – сделано.
Родился в небольшом городке Урбино, в семье местного художника Джованни Санти. Если бы Рафаэль не создал ничего, кроме «Сикстинской Мадонны», «Триумф Галатеи» или Форнарины», его имя осталось бы в веках. Художник посвятил в свои планы Агостино Киджи и купил у него за 4000 дукатов дом в новом районе Рима, где Маргариту никто не знал. И, словно сквозь тяжкие тучи, Сквозь пелену к сету пробились его глаза.
Узнав о тяжкой болезни художника, Лев X послал умирающему свое благословение. Известно, что он был постоянно окружен последователями и поклонниками своего творчества. Из-за этих любовных подвигов его здоровье вконец истощилось.
С именем Рафаэля (1483–1520гг. ) связано много романтических легенд, а его творчество стало синонимом чувства меры, красоты, совершенства и грации в искусстве. Кто же была та женщина, которую он рисовал с таким упоением. Все это время она не переставала тайно видеться со своим бывшим женихом Томмазо. А между 1503 и 1504 годами по заказу семейства Альбиццини для церкви Сан-Франческо в небольшом городке Читта ди Кастелло художником был создан алтарный образ «Обручение Марии», который завершил ранний период его творчества.
Великий Рафаэль скончался в Великую Пятницу, 6 апреля 1520 года, в день своего рождения. Как-то раз ее посетил хозяин дворца Агостино Чиги. И да и нет. Это движение часто называют «Стыдливая Венера». Рафаэль же оставался в неведении о вероломстве своей возлюбленной. О, как я горю.
Ранний период творчества Рафаэля так и называется – «перуджинский». Но глаза Темные, пылающие угли. Рафаэлю тогда было одиннадцать лет. Случай не заставил себя ждать.
Рафаэль с радостью воспользовался предложением Агостино и Маргарита перебралась на виллу Фарнезина. До рассвета оставалось еще часа четыре и эту последнюю ночь они должны провести вместе. за десять поцелуев. Каждую ночь они запирались в комнате Маргариты, предаваясь любовной науке. Таким образом, репутация прекрасной булочницы подмочена как литературными, (пусть даже весьма сомнительными), так и живописными источниками.
По словам Дж. Ранняя работа Рафаэля называлась «Мадонна с Младенцем», когда он был ещё учеником Перуджино. Так Рафаэль и Форнарина поселились в доме Агостино Чиги. Это был период расцвета искусства, период, когда создавались хорошо известные мировые шедевры – «Тайная Вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Портрет Папы Юлия II», «Преображение», «Портрет Аньоло и Мадонны Дони», «Сикстинская Мадонна», «Святое Семейство», «Мадонна со щеглёнком», «Триумф Галатеи», она считается лучшей картиной Рафаэля, «Обручение Девы Марии», картина удивительной красоты, мудрости и грусти, знаменитая роспись «Сикстинская Капелла», скульптура «Давид» Микеланджело, архитектура Собора Святого Петра в Риме (Ватикан), строительство которого возглавил Рафаэль в 1514 г. и многое-многое другое.
Сюжет изображения влюбленной пары «художник-натурщица» стал пользоваться вниманием живописцев XIX в. эпохи романтизма и историзма. Рафаэль. Обнаружив её в комнате своего ученика, выдернул из постели и потащил в спальню. Он выделил для нее несколько роскошных комнат рядом с апартаментами художника. Стареющий банкир «попался» на юные прелести Маргариты, которые она ему беззастенчиво предложила. Форнарина не сопротивлялась.
У Форнарины же было другое заболевание – нимфомания. Рафаэль тяжело заболел и скончался в возрасте 37 лет. Форнарина – в их ряду. Юному созданию было мало ласк и восхищения.
Ничего подобного я раньше не видел. Маргарита взглянула на продавца. И напрасно. Синдромом Адели страдал и Рафаэль. И напрасно.
Тоогда купи его. Он спас ее от «домогательств» Томазо. Первые сеансы проходили под неусыпным надзором тетки. В них столько жизни, добра, ласки. Физические силы художника иссякли. Та, смущаясь, ответила, что живёт неподалёку, а её отец – хлебопёк.
Под одеждой кармелиток, Преклонясь пред алтарем, Дева тает в умиленьи Пред небесным женихом. В течение года любовники не расставались ни на один час. В последние годы своей жизни Рафаэль был признанным главой римской художественной школы. На картине «Форнарина» художник изобразил нежную чувствительную темноволосую женщину с обнажённой грудью. Девушке было семнадцать лет и звали её Маргаритой Лути. Ведь она не отходила от постели Рафаэля ни на минуту, меняла компрессы, кормила фруктами. А когда он улыбнулся, девушка почувствовала, что прекраснее мужчины она не встречала.
Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. На первом сеансе Маргарита позировала для Психеи, украсившую позднее виллу Фарнезино. В 11 лет остался круглым сиротой. И обезумевший от страсти банкир пообещал исполнить любую просьбу неверной подруги Рафаэля. Лишь перед смертью ушла в обитель Св.
Уайльд) гений – это терпение (Л. На ловца и зверь бежит. Проектировал собор св.
Он поднялся и пошел искать ее. Он как-то признался: В жилах моей возлюбленной течет не кровь, а раскаленная лава. Или, палитру отбросив, В губы ее целовать и не краской, а кровью своей Их написать. Девушка, пересиливая боль, так как раздраженный Томазо слишком крепко сжимал ее руки, ответила, что готова сделаться куртизанкой, чтобы иметь горы золота, благодаря которому она наверно избавится от диких сцен вроде теперешней, принужденная выносить их, оставаясь честной женщиной. Правда и куртизанка по первой легенде могла уйти в монастырь, не обязательно по своей воле, кардинал Биббиена, на племяннице которой Рафаэль собирался жениться, мог выслать его подругу из Рима.
Уж лучше бы она поднесла ему чашу с ядом. Она постоянно изматывала художника, оставалась неудовлетворённой и с каждым днём требовала большего. И все это только на уровне гипотез. Это знаменитая «Донна Велата» («Дама под покрывалом») – воплощённая рафаэлевская идея женской красоты и индивидуальности.
Агостино же в свою очередь предложил Маргарите стать его любовницей. Художник искал модель для фрески «Амур и Психея» и на берегу Тибра встретил Маргариту Лути, которую пригласил к себе в студию в качестве модели. Так как во время этого буйного эротического действа художник умер. Тогда с негодованием и слезами в голосе она поведала ему о преследованиях пастуха. Маргарите казалось, что именно в эти часы они были особо близки.
Адвокатом этой версии выступает историк искусства Вазари, он называет Форнарину «женщиной, которую он (Рафаэль) любил до самой смерти». Фрески на вилле Фарнезина стали еще одним памятником любви художника к Маргарите. Так началась эта связь, которая продлилась шесть лет, до самой смерти мастера.
Известная всему миру «Сикстинская мадонна» Рафаэля известна менее широкому кругу почти скандальной историей, связанной с позировавшей художнику моделью. Да, но это потому, что он был по природе божественно неприкосновенен». Стоило Чиги переступить порог ее комнаты, как Форнарина бросилась ему на шею. Форнарина не сопротивлялась. Есть версия, что однажды произошло даже убийство: один из подмастерьев, заступаясь за честь учителя, заколол другого кинжалом.
На левом плече женщины браслет с надписью «Рафаэль Урбинский», который даёт повод предположить, что моделью служила возлюбленная художника. Рафаэль оставил ей огромное наследство, на которое она могла бы долго и безбедно жить. Вина Форнарины не подлежит теперь никакому сомнению. В 1518 – 1519 годах Рафаэль написал портрет женщины имя которой до сих пор будоражит воображение – «Форнарина». Такие жемчужины назывались «ромашками» или «маргаритками» и их носили замужние женщины. Их называли также титанами той эпохи. Сюжет изображения влюбленной пары «художник-натурщица» стал пользоваться вниманием живописцев XIX в. эпохи романтизма и историзма. Сделка оказалась для Рафаэля куда более «выгодной», чем он ожидал.
Более того, она стала так яростно отвечать на ласки своего благоверного, что тот однажды заявил:- В жилах моей возлюбленной течет не кровь, а раскаленная лава. Девушка была дочерью хлебопека, за что мастер прозвал ее Форнарина (forno – печь, fornaj – пекарь). Добавим «Страсти по Матфею» Баха, которое представляет собой божественное произведение и которое вы могли бы слушать каждый день. По завещанию она получила приличную сумму и могла в дальнейшем вести роскошную жизнь. – И, вняв человеческому желанию, Модель улыбнулась, но улыбкой божественною вполне.
Ночью тяжело больной Рафаэль пробудился в тревоге — Форнарины нет рядом. Не в правилах Рафаэля было отступать. Впоследствии, а, может быть и одновременно, творческий союз превратился в любовный. Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом некоторых других женских образов Рафаэля римского периода («Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также фигура в Станце дЭлиодоро и Психея на фреске виллы Фарнезины).
Большинство элементов классической легенды о Форнарине сложились в XVIII – XIX веках. Повинуясь желаниям владельца, Рафаэль принялся за работу на мифологические сюжеты. Интересная мысль о гениях принадлежит Наполеону: «Гениальные люди – это метеоры, призванные сгорать, чтобы осветить свой век». Оправдываясь, что любимый из-за нее теряет заказы, а следовательно — деньги и славу, она согласилась покинуть «их гнездышко». Исследователей творчества гения эпохи Возрождения удивлял тот факт, что все образы Мадонн римского периода творчества художника объединяют общие черты.
Интриганка не мешала ему насладиться первым самым сладким поцелуем. И вот, когда в 1514 году Лев X назначил Рафаэля главным архитектором собора Св. По завещанию он оставил своей любовнице достаточно, чтобы вести честную жизнь. Форнарина не была против кратковременных встреч с Агостино. Могла ли дочь хлебопека отыскать лучшего защитника, чем Агостино Чиги, хозяина пастуха. Она была дочерью пекаря (форнаро – пекарня, форнарина – булочник) булочника Франческо Лути из Сиены. Согласно этому мифу Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал над оформление виллы Агостино Чиги «Фарнезина» в Риме.
Великий Рафаэль скончался в Великую Пятницу, 6 апреля 1520 года, в день своего рождения. Рафаэль старался закрывать глаза на многочисленные романы любимой, молчал, когда она приходила лишь под утро, будто не знал, что «его маленькая Форнарина», его прекрасная Булочница, стала одной из самых известных куртизанок Рима. В майском номере историко-художественного журнала Stile Arte профессор Куруз объяснил значение символов в двух известных женских портретах – «Донна Велата» и «Форнарина». Но это не более, чем предположение.
Есть мнение, что это мог сделать Джулио Романо, который позже «внёс поправки» в полотно. Но, перебравшись в роскошный дворец, лукавая дева изменила свои намерения. Рафаэль был счастлив. Толстой) прекрасное – это тайна, которую мы стремимся распознать. Он заплатил отцу Маргариты 3000 золотых и увёз возлюбленную в Рим. Я хочу, чтобы твой любовник знал, чего ты стоишь, - так оканчивалось послание Томазо.
Образ Форнарины с одноименного портрета Рафаэля использовал художник XIX в. Энгр в своих картинах «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина» (5 работ), а также Франсуа Эдуар Пико в своем «Рафаэле и Форнарине». Она могла целый день терпеливо простоять у окна ради светлых мгновений счастья. Само небо послало мне ее. ». Но вопрос авторства «Мадонны с младенцем» до сих пор окончательно не решён. В двадцать лет гений живописи написал знаменитую «Мадонну Конестабиле».
Но девушка, покраснев до ушей, не приняла столь дорогого подарка. Сопротивления не последовало. И художник покорно выполнял эти прихоти, буквально сгорая в объятиях ненасытной любовницы. Никто не слышал, что тихо произнесла Рафаэлю перед уходом Маргарита, до кардинала донесся лишь сдавленный голос художника: «Очень тебя люблю» Он понял, почему его племянница так и осталась в невестах. В этой передаче демонстрировалась также знаменитая картина Рафаэля «Ла Форнарина».
1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514 – 1518 года) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Это было вполне допустимо, ведь еще в 25 лет он получил «место секретаря апостолических бреве» — сан весьма значительный даже для молодых прелатов. Лицо женщины спокойно, взгляд устремлён вдаль, жест руки напоминает движение, называемое «Стыдливая Венера». «Прекрасна, как Мадонна Рафаэля» — эти слова вот уже больше четырех веков звучат высшей похвалой духовной и физической красоте женщины, гимном ясному и горькому материнскому счастью.
Её ангельское личико было столь беспечным и чистым, что Рафаэль пришёл в смятение. Банкир провел у Форнарины весь день. Считается, что именно Форнарина многие годы была музой художника и стала моделью для многих прекрасных мадонн мастера, в том числе и знаменитой «Сикстинской мадонны».