Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Самым восприимчивым и тонким художником при дворе Лоренцо был молодой флорентиец Сандро Боттичелли. «флора» является фрагментом знаменитого полотна под названием «Весна», которое было создано Боттичелли в 1482 году.
Вплетая цветы в венок Флоры, сочетая их с ягодами и фруктами, Боттичелли проделал работу практически ювелирной сложности. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. К числу работ Боттичелли относится также «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (около 1474, Галерея Уффици, Флоренция).
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо. По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Картина висела над софой, называемой летуччо. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Меркурий и грации. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Дикие цветы окружили его и погрузили в мир мечтаний.
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
По пути Юнона остановилась у дома, где жила богиня Флора. Хлорида и Флора. 4 В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Фото: Magnus Manske. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Это одна из самых известных картин художника 8211 8220Весна8221. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Композиционно полотно делится на три части. Венок из цветов и колосьев путается в ее длинных волнистых волосах великолепная фигура немного лишь скрыта под полупрозрачной одеждой на ярком лице – задорная призывная улыбка, как все – естественной, Сама она изображалась художниками и скульпторами в виде грациозной красавицы, что она собой олицетворяет. На самом деле это несколько противоречит истине.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. От его полета согнулись стволы деревьев.
Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре. О том, как весной расцветает природа. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году.
В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему. Герб Флоренции. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь). Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Но это не единственное повторение в картине. Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя и жестом сеятеля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами.
От его полета согнулись стволы деревьев. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Фигуры расположены волнообразно. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Движение в картине устремлено справа налево.
Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). Зефиром. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ. Видимо, эти события не могли не отразиться на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. «Царство Флоры» считается одной из самых загадочных картин в творчестве французского художника. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Полотно демонстрирует девять центральных персонажей. А с правого края художник изобразил и себя. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Но кого волнуют цветы, когда речь заходит о политике.
Тонкое, аристократичное, верное идеалам античности, наполненное символами, музыкальное и поэтичное. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Сами итальянцы символом Флоренции считают именно лилию. Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает 8211 кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто). Получилось удивительно красиво.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. В центре – богиня Венера, слева от нее – три Грации (Красота, Целомудрие и Наслаждение) и их предводитель Меркурий.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. В этом образе Рафаэлю удалось соединить два мира. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Древнеримский классик Лукреций в своей философско- дидактической поэме «О природе вещей» славит обеих этих богинь в одной сцене Весны. Месяц считался концом весны и началом лета. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Французы называют Флоренцию Городом красных лилий. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Она стала богиней в пышном одеянии. Интересна внутренняя интонация этой работы. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Скульптура датируется 1419-1420 гг.
А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный. Флора – это древнеримская богиня весны и цветов. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев. Знаменитый Сад Ирисов (Giardino dellIris) на площади Микеланджело (Piazzale Michelangelo) во Флоренции. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Это – гимн и природе и человечеству. Месяц считался концом весны и началом лета.
Именно здесь цветут самые красивые флорентийские ирисы. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой.
От его полета согнулись стволы деревьев. Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна – пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. «Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии. Герб Флоренции времен Первой Французской империи.
Зефиром. Она не просто богиня любви и красоты. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. Первоначально богиня италийских осков и сабинян, она была удостоена празднеств в свою честь под названием флоралий, отмечаемых в период с 28 апреля по начало мая (здесь можно отметить совпадение по времени с «Вальпургиевой ночью» и множеством обрядовых празднеств, выпадающих на май). Но, это неединственноеповторение в картине. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера.
Флора стоит рядом с Венерой и разбрасывает розы, цветы богини любви. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Но, это неединственноеповторение в картине.
Вот почему одежды этих двух женщин, которые, кажется, не замечают друг друга, развеваются в разные стороны. Красных лилий в природе не существует. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. К сожалению, росписи не сохранились. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Что их связывает.
Но флорентийцы не приняли наполеоновский герб. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Вокруг нее те фигуры из мифа, которые, когда умерли, превратились в цветы.
А с правого края художник изобразил и себя. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Есть различные истолкования этой сцены.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Это одна из поздних картин художника 8211 8220Мистическое Рождество8221. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Жест заботливый, опекающий. Меркурий (слева) нарциссически красив. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. А. М. - гвоздика на картине Пуссена «Сад Флоры», Дрезден) изображен бросающимся на свой меч он обезумел и покончил с собой после того, как лишился доспехов убитого. обе выполнены с грацией и выразительностью». Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Лилия белоснежная (Lilium candidum L. ) Madonna lily.
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом». Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Вдруг заметила Флора, что у неё остались только две краски: белая и лиловая. Фото: Sailko. Всё изменила вечная весна.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Жест заботливый, опекающий. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Картина написана на основе древнеримской мифологии. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Картина была заказана герцогом Лоренцо Медичи по случаю свадьбы (по другой версии – дня рождения) его племянника. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
17 н. э. ) Флора в период Золотого века была нимфой по имени Хлорида (Chloris зеленящая), но западный ветер Зефир похитил ее и сделал своей супругой. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу». В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Всё изменила вечная весна. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Фигуры расположены волнообразно.
Три грации воплощают собой нежность и невинность, но кажутся простыми девами, прекрасными в своей беззащитности. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними 8211 Меркурий 8211 посланник богов. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Фото: BerndH, H. Zell, KENPEI. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Их авторами были три миланских поэта уже упоминавшийся Грегорио Команини, Известно несколько мадригалов, причем мадригал последнего на намекает некую любовную историю, Филиппо Герардини и Герардо Боргони, связанную с этой картиной, весьма сходную с той, что содержится в приведенной новелле – описывающих «Флору». В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Его свадебным подарком была вечная весна, вследствие чего она стала богиней молодости (юности) природы, начинающей год.
Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты». В 1537 она была перевезена в Кастелло. Среди более понятных символов ракушки – это аллегорическое изображение женского естества. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Таким образом, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Но 1251 году гвельфы изгнав из Флоренции гибеллинов (гвельфы и гиббелины – политические группировки в Италии в XII – XIII веках), поменяли цвета на гербе Флоренции на противоположные – красные лилии на белом фоне. Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов. » (Перевод Ф. Петровского) Большой популярностью пользовался миф о Флоре и Зефире, в котором рассказывалось, как Флора последовала за западным весенним ветром Зефиром, а затем вышла за него замуж, усыпая свой путь цветами. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. обе выполнены с грацией и выразительностью». Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция).
Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
На самом деле это богиня цветов и растений Флора. В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств». А май считался не только концом весны, но и началом лета. Флорой зовусь, а была я Хлоридой.
Ее название 8220Поклонение волхвов8221. (Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). О том, как весной расцветает природа.
Но давайте попробуем. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Картина также известна под названием «Весна», а сам Пуссен называл ее «Садом цветов». Напротив, в относящейся к 1650-м годам «Флоре» в музее Метрополитен, моделью для которой служила Хкндрикье Стоффельс, конкретные черты этой последней оказались растворены в образе более широкого плана, которому придана естественная мифологическая форма бытия, без следов внешнего декора ранних работ. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
Движение в картине устремлено справа – налево. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Жест заботливый, опекающий. Над богиней парит Амур.
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. В эти дни двери всех домов были украшены цветочными гирляндами и венками, женщины в разноцветных пестрых платьях (что было строго запрещено в обычные дни), в душистых венках предавались веселым пляскам и шуткам. Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира.
Еще один знаменитый символ Флоренции лев Мардзокко (Marzocco), который правой лапой держит щит с гербом Флоренции. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Боттичелли. Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен).
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. И как поэтично показано превращение. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны. 7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Две их них – Саския в виде Флоры в Эрмитаже (1634) и в лондонской Национальной галерее (1635) – должны быть названы, скорее, мифологизированными портретами использованный в них антураж – одеяние, венки, цветы – несет на себе отпечаток атрибутивной условности. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Торжественно выглядит в середине букета высокая, тёмно- красная ветка. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма. Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. На первом древнем гербе Флоренции были изображены белые лилии на красном фоне. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Флаг Флоренции.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. С древних времен символом Флоренции является лилия. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Она показана простой, тихой и скромной. Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Оригинал работы скульптора Донателло сейчас находится во флорентийском музее Барджелло.
Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Сама же она изо всех сил тянет на судилище Жертву – полуобнаженного несчастного юношу.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
Движение в картине устремлено справа – налево. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. И, конечно, это породило особое искусство. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.
Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. От его полета согнулись стволы деревьев. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения. Боттичелли. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Всадник гостям рассказал все, как и раньше рассказал Настаджио.
Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. Прекрасной Симонетты уже давно не было в живых – она скоропостижно умерла в возрасте всего 23 лет. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.