С 8 октября по 9 февраля 2014 года в музее Прадо в Мадриде проходит выставка «Веласкес и семья Филиппа IV (1650-1680)». В то время, когда Веласкес творил в Риме, Марианна Австрийская вышла замуж за короля Филиппа IV в 1649 году и стала новой королевой.
В этом и заключается сила религии и Веры без насилия и жестокости. Ни одному художнику Испании XVI–XVII веков не было позволено писать обнаженное женское тело. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини. Расскажем немного об истории картины. Филипп Габсбург был королем Испании, Португалии и Альгарвы. Ключевыми словами в эпитафии являются «pictor eximius» (выдающийся художник) и эти слова предельно точно передают нам суть творческой самобытности этого великого мастера и благородного человека.
Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. и проч. Испания.
Слева на заднем плане бордово-красная портьера. В этом ордене могли состоять только самые знатные люди. А весь антураж -- барочные облака, вздыбленная почва, трубящие ангелы, знамена, проч. Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». Неизвестный критик описал эту картину такими словами в девятнадцатом веке. Художник изображал Филиппа IV великолепным рыцарем, блестящим всадником, мудрым монархом.
Эта картина является одним из шедевров мирового искусства. потомственным дворянином.
Король не был ни стратегом, ни выдающимся политиком. Еще в Севилье работы Веласкеса отличаются новизной исполнения. zquez) Диего Родригес де Сильва – испанский художник родился 6. 06. 1599, Севилья (Испания), умер 6. 08. 1660, Мадрид. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Барокко. Со временем бытовые элементы соединились на полотнах с библейскими притчами – мифологическое и жизненное слились.
Название полотна происходит от местечка по имени Фрага. Взгляд короля ничто не отвлекает, он смотрит твёрдо и только прямо. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Религиозные картины, парадные портреты исторические полотна зрелого Веласкеса 1630–1640-х годов представляют собой вершину его искусства, например, «Коронование Девы Марии» (1645 год, Прадо, Мадрид) и «Сдача Бреды» (1835 год, Прадо, Мадрид). Солнечный свет заливает весь второй план картины. Только боль и тишина. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой.
Учитывая характер Филиппа, кажется вероятным, что он иногда говорил о политических событиях человеку, который был на его стороне больше чем любой другой. Первые известные произведения живописца отображали обыденную жизнь многочисленных ремесленников, подмастерьев и кухарок, занятых разговорами, уборкой или приготовлением нищи. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Следует поговорить о приеме, который был адаптирован Веласкесом. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Молодая кухарка что-то толчет в ступке.
318 x 276 см. Все портреты кисти Веласкеса отмечены тонким психологизмом и мастерством. В 1630–1631 годах он совершенствовал свое мастерство в Италии. А это произведение является результатом собственной точки зрения художника на портрет. Именно этот рост Веласкеса как творца, а не как исполнителя, виден в «Ла Фраге». Пейзаж, хмурый и тревожный, создаёт атмосферу нестабильности и неопределённости. Важно то, что за несколько недель до крушения Оливареса Веласкес получил от короля звание «Хранителя Опочивальни».
Всё это Филипп должен был рассматривать как итог своего многолетнего правления. Испанские короли / Под ред. Этот жанр «бодегон» (от испанского слова bodeg. Шестеро детей Филиппа и его первой жены умерли в младенчестве. Их позы и жесты живые, естественные. Среди Габсбургов были очень распространены близкородственные браки.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника — но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Лик короля излучает мягкий свет. В настоящее время находится в музее Прадо, Мадрид. Холст, масло. Фамилия Веласкес досталась ему от матери. -М., 1972. -С. 24.
Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения. Они были написаны так мастерски, что изображения на них казались как живые, без преувеличений.
Мы не знаем, что именно сподвигло Филиппа пересмотреть свой запрет, но в середине 1650-х годов, после беспрецедентно долгого перерыва, Веласкес написал два его портрета (один сейчас в Прадо, другой, описываемый здесь, в Лондонской национальной галерее). В центре две фигуры: комендант голландской крепости Юстин Нассауский и испанский полководец Спинола.
Поза короля статная и величественная, какая и должна быть у величественной особы. Художник чувствует себя абсолютно свободно. И его лицо не оставляет сомнений в том, что этот человек повидал на своём веку немало бед.
Но этому моменту предшествовала многомесячная осада городаиспанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. n – «трактир, харчевня») получает широкое распространение в Испании в первой половине XVII века.
Старые итальянские мастера. У Веласкеса ничего этого нет. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Немалую роль в этом сыграли и личные качества Веласкеса. Слева Веласкес изобразил самого себя работающим над большим портретом короля к короле- вы, который отражается в зеркале прямо над головой инфанты. (Об истории взаимоотношений живописца и короля вы можете прочитать в биографии художника).
Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. Отец художника по происхождению был португальцем и идальго, т. е. Это портрет, удивительный в своей правдивости. Он представляет собой некий странный гибрид искусства Рубенса и Веласкеса. Среди картин Диего Веласкеса есть много шедевров, которые знакомы многим из вас, но особой популярностью, пожалуй, пользуется картина «Портрет Филиппа IV в латах» или «Портрет Филиппа IV в доспехах». «Теология живописи». К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Картина называется «Сдача Бреды».
По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Но инфанта Маргарита прервала художественную сессию. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью.
С 1623 года Веласкес становится королевским живописцем и первый портрет, который он пишет при дворе, – это портрет короля Филиппа IV. И гениальность Веласкеса проявляется уже в этих ранних севильских работах. Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). «Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме» 1632 г. при сопоставлении с портретом его брата, кардинала-инфанта, написанным также в охотничьем костюме, делает заметным отличие в написании карнации обоих братьев -- помазанника божьего и просто принца.
-- перенесены, видимо, с полотна Рубенса с минимальным количеством изменений. Такого же яркого цвета пышные и закрученные вверх усы.
Но это полотно оказало значительное влияние на ход развития мировой живописи. Непросто. Модель был разочарована портретом.
Взял кисть и нарисовал на груди Веласкеса Ордер Сантьяго. Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645).
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес.
Портрет написан в традиционном жанре придворного портрета. Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм. А король давал ему высокие придворные должности. Мазарини, хоть и являлся по рождению итальянцем, был политическим противником Иннокентия Х. Если Мазарини был одним из инициаторов «Вестфальского мира», прекратившего Тридцатилетнюю войну, то Иннокентий «Вестфальский мир» осудил, так как рассчитывал на победу «Габсбургского блока» (Испании и Австрии).
Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал. Мадрид. Бернекера В. Л. Ростов-на-Дону, 1998. -С. 35-40. Для создания аллегорий только необходимо иметь склонность.
Прадо. На историческую тему Веласкес написал всего одну картину. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой.
Все, кто лично знал художника, отмечали его невероятное упорство в достижении цели и необыкновенное благородство. Линия была главным инструментом передачи пространства. Сравнение первого «Портрета Филиппа IV» со следующими, позволяет наглядно продемонстрировать, что этот прием был взят художником на вооружение. Его первые картины выполнены в натуралистической манере и относятся к бытовому жанру: «Старая кухарка» (1618 год, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Продавец воды в Севилье» (1620 год, Музей Веллингтона, Лондон) и др. Тайна Христа кисти Веласкеса в духовности, глубокой вере и доброте. На момент написания портрета Папе было около 75 лет.
Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). Юноши, один из которых допивает свой напиток, склонились над столом и о чем-то тихо беседуют. Веласкес был старшим сыном в большой семье. Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем.
Но в 16 лет Балтазар Карлос неожиданно скончался.
-- написал портрет молодой женщины, ныне потерянный или неидентифицированный. Дегенеративная генетика становилась причиной того, что дети рождались слабыми и больными. Композиция этой картины очень сложна.
И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой. Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую втридцатилетней войне, осадил крепость. Учился у севильских живописцев Франсиско Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко.
Кроме того, король очень любил театр и даже сам выступал в роли актёра. На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша. Гойя. Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах. Но однажды наложил запрет на портреты: королю не хотелось, чтобы высочайшее мастерство Веласкеса (которого уже при жизни стали называть «художником истины») с бескомпромиссной правдивостью запечатлело то, как он стареет. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.
И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Подобным светом у Веласкеса кожные покровы лучатся не часто -- Христос, Мария и, помимо всего прочего, олимпиец Вакх, сидящий среди пастухов.
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Ортега-и-Гассет Х. Веласкес.
Это не первый портрет Филиппа IV, который написал Диего Веласкес. А приукрашивать действительность в Испании было не принято.
Лазарев В. Н. Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651 Филипп IV, 1655--1656 инфанта Маргарита Австрийская, около 1660). Именно по этой причине король больше ни одному художнику не позволял себя рисовать.
Лицо его светлое и ровное, на нём нет ни одного изъяна. Выжили лишь дочь Мария Терезия (которая потом станет женой Людовика IV) и сын Балтазар Карлос, любимец отца и Веласкеса, на которого империя возлагала большие династические надежды. В центре полотна изображена фигура молодого короля, стоящего в полный рост в невероятно красивом костюме, который полностью вышит серебром. Это сцены из жизни простых людей. Веласкес (Vel. Но выглядел он значительно моложе: Веласкес замечательно передаёт румянец на его щеках (впрочем, возможно, это лишь багровые рефлексы от его алой атласной накидки – тоже написанной с чрезвычайным мастерством) и трезвый, въедливый взгляд.
Менее чем пять месяцев после того, как появился новый глава правительства, художник был также сделан Помощником Руководителя Работ и стал отвечать за такие проекты, как реставрация старого мадридского Алькасара и возведение нового королевского дома в Буэн-Ретиро. Это полная психологическая картина личности, ее развития и изменения. Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы. Ушли из-под владычества испанской короны непокорные Нидерланды.
На картине изображен Филипп IV Габсбург (1605-1665). Эти же качества свойственны характеру его царственной модели. Филиппа IV сжал губы, а в тёмных глазах видна грусть и печаль. Человек образованный, утончённый и нерешительный, он больше увлекался живописью, чем политикой, а государственные дела с удовольствием переложил на своего фаворита графа-герцога Оливареса (который, кстати, в 1620-х годах и порекомендует королю Веласкеса).
Лица обеих групп реальны. Уже первые портреты короля и наследника престола дона Карлоса (середина 1620-х годов, Прадо, Мадрид) не уступают лучшим образцам европейского портретного искусства. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Филиппа, его вторую жену Марианну и их старшую дочь инфанту Маргариту мы может увидеть на знаменитой картине Веласкеса «Менины», написанной примерно в то же время, что и этот портрет короля – печальный и одновременно величественный.
Много лет у него было эксклюзивное право портретировать короля. Вспомним в этой связи, что и Папа Иннокентий Х, увидев свой портрет, написанный Веласкесом, якобы воскликнул: «Troppo verо. » («Слишком похоже. »). Братья Антонио, Франческо и Тадео Барберини сбежали во Францию, где их приютил кардинал Мазарини (известный нам по романам Дюма, но в реальности гораздо более влиятельный и менее курьёзный, чем его изобразил автор «Трёх мушкетёров»). Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция.
Когда армии Филиппа IV одержали победу при Лериде, на пути к которой была сделана остановка во Фраге, новый министр -- маркиз Карпио, пожелал иметь портрет государя. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Весь испанский двор был в трауре и печали. Королю, как уже было сказано, здесь около 50-ти лет.
Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви. Филипп IV пользовался неоднозначной репутацией. Тридцатилетняя разница в возрасте и близкое родство не помешали супругам родить еще пятерых детей. Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц.
Это дорого стоило. У Эль Греко он взял серо-жемчужный цвет и развил, приумножил его оттенки. Крайнее самолюбие выражено на его лице. Отсутствие буйства и стремительности присущи кисти художника.
Волосы короля ярко-рыжего цвета и хорошо уложены. После возвращения в Испанию Веласкесу очень не хватало этой свободы. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами.
Эта прекрасная картина называется «Венера с зеркалом»: на ней изображена обнаженная девушка с тонкой талией и изумительным по красоте телом. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей.
Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре. В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. C 1623 года Веласкес – придворный художник короля Филиппа IV. Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику.
Картина «Портрет Филиппа IV в латах» была написана в 1628 году, размеры: 58 x 45 см (холст, масло). По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. Отсутствие аксессуаров и атрибутов, отказ от говорящих жестов или какого-либо движения, практически полное отрицание интерьерных фонов и применение пейзажных лишь тогда, когда их диктует программа (серии охотничьих и конных портретов), прозрачные нейтральные задники серых и коричневых тонов, через которые просвечивает текстура холста -- все это вместе с задумчивым и спокойным позированием моделей создает особенную атмосферу портретов Веласкеса. Вокруг него разрасталась коррупция и казнокрадство.