Фидий (. ), фриз Парфенона, 438-32 до н. э. Фидий (работы на Афинском Акрополе: ионийский фриз и фронтон восточного фасада Парфенона. Многие древнегреческие скульпторы считаются учениками Фидия, любимым учеником был Агоракрит, который вместе с товарищем Алкаменом участвовал в создании фриза Парфенона.
Афина Варвакион – так называется она по месту, где когда-то была найдена. Ему повезло: он родился, жил и творил в век Перикла, когда истинный дар, а в данном случае вовсе не преувеличение добавить – божий, расцветал в полной мере. На одних только фронтонах было приблизительно пятьдесят скульптур. Афина была изображена в образе богини войны. Город начинал готовиться к празднику заранее.
изгоняющего саранчу, стоявшая на Афинском акрополе статуя поэта Анакреонта, копия которой находится в Копенгагенском Музее Афина Промахос (Воительница) – огромная замечательная статуя, стоявшая на Афинском акрополе близ Пропилеи, о которой говорили, что позолоченный наконечник ее копья было видно с Суния (эта статуя была изготовлена на средства, полученные от военной добычи, взятой в битве при Марафоне). В то же время их величие не отвлеченно-идеальное. рактеристику периода истории между Персидскими войнами и Пелопоннесской войной, говорит, что это было время подъема искусства и именно тогда жили величайшие греческие художники. Мойры прекрасны красотой чисто человеческой, женской.
В дальнейшем в союз вошли и многие дорийские полисы. От этого все его тело приобретает естественную легкость и гибкость, «Дорифора» можно обойти и видеть: он не позирует, он живет. «Дорифор» («Копьеносец») Поликлета – это статуя, которую скульптор сделал как иллюстрацию к своему сочинению «Канон» («Мера»). П. построен на месте разрушенного во время Персидской войны храма Афины (вероятно, Гекатомпедона I).
На обеих сторонах первыми представлены всадники — такие же, как на западной стороне. В основном то, что создавалось в прошлом. Духом просвещенной Эллады был рожден культ идеального тела. Безупречна гармония форм в этой статуе. Как правило, статуи Фидия являлись частью архитектурных ансамблей.
За редкими исключениями древнегреческая пластика безвозвратно потеряна. Статуя Афины изображает ее во весь рост в хитоне до самых ног у нее на груди— голова Медузы из слоновой кости в руке она держит изображение Ники (Победы), приблизительно в четыре локтя, а в другой руке— копье в ногах у нее лежит щит, а около копья—змея эта змея, вероятно, — Эрихтоний.
Весь античный мир преклонялся перед красотой этой скульптуры. 65). Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. гл.
Это, очевидно, был пик прижизненной славы Фидия, признания таланта, заслуг. В это время во главе Афин стоял Перикл. Может быть, Фидий принимал участие в окончательной отделке мраморов. К его плечу нежно прижалась дочь (илл. Все равно это было непривычно говорили, что статую Афродиты заказывали Праксителю жители острова Коса, он сделал две нагую и одетую «заказчики поколебались и все-таки взяли одетую, а соседи их и соперники, жители Книда, отважились взять нагую и это прославило их город со всей Греции любители прекрасного ездили в Книд только затем, чтобы посмотреть на Афродиту Праксителя. Бросается в глаза решительное преобладание в статуе вертикальных линий.
Боги созерцают происходящее и этого достаточно. Помимо реальной мощи Афин их ведущей роли в войне с персами, обстоятельством, помогшим создать это объединение, была старая традиция, согласно которой Афины считались метрополией (родиной) всех ионийцев, тем центром, откуда они распространились на острова Эгейского моря и в Малую Азию. В Платеях «царила» Афина Арея, выполненная из редкого пентелийского мрамора в одежде из позолоченного дерева.
рисунок 5). Процессия идет справа налево. Фидий воплотил в мраморе эстетическую программу Перикла, смысл которой выражен в словах, сохраненных историком Фукидидом: мы любим красоту, состоящую в простоте и мудрость без изнеженности.
Непосредственное осуществление этого плана Перикл поручил Фидию. Особенно, когда к такому шагу всегда готова послушная молве и слухам толпа.
Дело здесь не только в том, что, по мнению афинянина, народ города находился в особых отношениях с богиней (Афины считались ими любимым городом богини), но также и в том, что эта идея вызывала у них целый комплекс представлений, основой которого была идея превосходства родного города над всеми остальными городами Эллады. В скульптуре Парфенона заключен глубокий смысл. То было время, когда лежал в развалинах Акрополь, застроенный до греко-персидских войн культовыми сооружениями, украшенный многими дарственными статуями. Выступая на Народном собрании, Перикл предложил афинянам: «Город достаточно снабжен необходимым для войны, вот таким образом излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые, после своего окончания, доставят гражданам бессмертную славу, во время же производства работ улучшат их материальное положение». Все эти сюжеты связанны с мифами об Афине, вдохновлявшей героев на подвиги. Сохранились следы двух более ранних храмов, немного меньших по размеру — один из них был построен из камня, а второй из мрамора.
Женская фигура рядом с Амфитритой изображена сидящей. Изображения её сохранились на древних монетах.
Храм размерами в 30. 86 на 69. 51 метров содержал две целлы (внутренние палаты). по обеим же сторонам шлема сделаны изображения грифов. На стадионах происходили захватывающие состязания атлетов в беге, кулачной борьбе. База была украшена историей с Пандорой.
Самым значительным из всех сооружений, построенных в ту эпоху, был Парфенон – грандиозный храм Афины Парфенос (Девы) дорийского ордера, построенный на Акрополе. Строительство началось в 447 до н. э. И там сгорела дотла в бушующем пожаре, уничтожившего до основания царский дворец. Ведут жертвенных баранов жрецы, разговаривающие друг с другом (илл.
Чтобы это не слишком поражало, Пракситель изобразил богиню как бы после купания: у ног ее – сосуд для воды, в руке – покрывало. Поселившись на острове Лемонсе, они пожелали поставить на Акрополе статую Афины, получившей впоследствии прозвище «Лемния». Афина Парфенос и Афина Лемния утвердили по всей Греции славу Фидия и его привлекли теперь к двум самым грандиозным работам того времени: созданию колоссальной статуи бога Зевса в Олимпии и руководству реконструкцией всего ансамбля афинского Акрополя. Оригинал из золота и слоновой кости, стоявший в храме в Элиде (Пелопонес), погиб в древности его мраморной копией считают теперь фрагментированную статую в Берлинском музее.
И тут же Плутарх опять намекает на бесполезность всех этих красот. Завершив работу над статуей Зевса, Фидий вернулся в родной город. Морда лошади показана со свесившейся за нижнюю границу фронтона губой. Ни одна из его монументальных статуй богов не сохранилась.
Это – скульптурная поэма об афинской жизни, о достоинстве граждан полиса, о гармонии окружающего мира. В северо-восточной части удивительной и загадочной страны под названием Греция, в стратегически безопасном месте, у основания горы Хортиатис в глубине залива Термаикос ступенчато раскинулся древнейший из городов мира, «самый балканский город Эллады» – Салоники – столица греческой Македонии. Следующая за этим фраза непосредственно переводит в третью и последнюю часть изложения Плутарха И тогда появилась зависть и оскорбление, так как Фидий имел обыкновение в угоду Периклу принимать (в своей мастерской) женщин из хороших семей, посещав-ших строительство.
И теперь легендарный скульптор начал материализовываться. Афина Варвакион – так называется она по месту, где когда-то была найдена. Но кто эти герои. При разборе этого дела на Народном собрании улик в воровстве не оказалось: по совету Перикла, Фидий с самого начала приделал к статуе золото так и так обложил им, что можно было все его снять и проверить вес, что Перикл и предложил сделать обвинителям. Средней колонне соответствовала тогда и самая высокая фигура на фронтоне.
Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 м. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу».
Гребень ее шлема и конец копья были видны с проплывавших судов за несколько миль от Афин. Считая, что Афины вправе благодаря своему положению гегемона греческих государств распоряжаться союзной казной, Перикл решил использовать эти средства на восстановление города и Акрополя. Выступая на народном собрании афинян, он объяснил им: «Город достаточно снабжен необходимым для войны, вот таким образом излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые, после своего окончания, доставят гражданам бессмертную славу, во время же производства работ улучшат их материальное положение». Центральный архитектурный комплекс Афин – Акрополь, застроенный до войны культовыми сооружениями, украшенный многими дарственными статуями, теперь лежал в развалинах. Противники Перикла поначалу обвинили его в том, что он припрятал для себя часть золота, которое доверило ему государство. Ощущение движения игра света и тени. Золотой век Перикла.
Эта скульптура украсила афинский Акрополь. Чтобы подчеркнуть ее единство, скульптор пользуется условным приемом исокефалии (равноголовия). Что же касается произведений не столь значительных по размерам, то им повезло больше. Велик он и сейчас и слава его ни когда не померкнет и его статуи живут.
Относительно роли Фидия в создании фриза не существует единодушного мнения. Античный поэт I века Филипп Фессалоникский, потрясенный изумительной красотой статуи, писал: Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел. Пластическая реальность мраморных форм придает жизненность образам Мойр. Для Афин этот миф также имел особое значение, так как самую большую роль в этой битве сыграла богиня Афина271. Почти половина фриза находится сейчас в Британском Музее, около трети — в других музеях (главным образом, в Музее Акрополя), а примерно 1/5 погибла во время взрыва и позднее) причем из этой части приблизительно половина известна благодаря рисункам, выполненным до взрыва.
Высота статуи от основания до вершины головы составляла 60 футов. На восточном фронте мастер запечатлел сцену рождения богини из головы громовержца Зевса. Во время атаки взорвались хранившиеся в Парфеноне боеприпасы, разрушив крышу интерьер и четырнадцать колонн.
Он обладал несравненным умением тонко передавать изображаемый характер. фигуру на месте, поскольку сочли, что она не относится к оригинальной композиции, а является результатом ремонта, произведенного в римское время. Явление небывалое в истории греческого зодчества. На ней едва проглядывалась надпись: Афинянин Фидий, сын Хармида, сделал меня. Статуи породившие великую славу Фидия, были колоссальных размеров и снять с них копии оказалось невозможным.
Греческие мастера умели пронизывать все элементы произведения единым и цельным чувством. Работая у Агелада, Фидий в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Фидий изобразил Зевса сидящим на престоле с головой, украшенной оливковым венком., ок.
Лишь в Парфеноне скульптурная композиция фронтонов полностью отвечает архитектуре храма. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. И первым памятником воздвигнутым среди этих руин стала Афина–Воительница (Промахос) Фидия. Левее показан выезжающий на колеснице Гелиос. Несмотря на повреждения, они захватывают человека своей красотой. Весь античный мир преклонялся перед красотой этой скульптуры. Большинство остальных фигур, зафиксированные Карреем, сняты экспедицией лорда Элгина.
В XIII веке статую уничтожили в Константинополе (куда ее перевез один из правителей Восточно-Римской империи) суеверные рыцари-крестоносцы. Со всей Аттики по морю и по суше съезжались гости. В «треугольниках» развивается тема пребывания Богов на Небесах и Земле Казалось бы, на Олимпе идет спор за обладание Землею, но какого-либо резкого жеста среди участников выяснения отношений не найти. В одной метопе грек и кентавр уподоблены двум высоким волнам, столкнувшимся друг с другом.
Вся фигура полна сосредоточенности и вызывала ощущение крепости, устойчивости и силы. когда казну Афинского морского союза переместили с острова Делос в Афины, по инициативе Перикла было принято решение ежегодно откладывать в казну богини одну шестидесятую часть взносов, которые платили союзные города. Как известно, эти ордера имели существенные различия в общих пропорциях, типах капителей, облике колонн, характере антаблемента.
и храм был закончен всего девять лет спустя. Статуи Мойр. Так, он принял участие в конкурсе на статую амазонки для храма Артемиды в Эфесе. К числу шедевров древнегреческой пластики относятся скульптурные композиции на фронтонах храма — «Рождение Афины из головы Зевса» и «Спор Афины с Посейдоном за первенство в Аттике». Затем все обнаженные части фигуры покрывались пластинками подкрашенной слоновой кости, которые тщательно пригонялись и полировались, а все остальное покрывалось чеканкой из листов золота.
Крайне показательно, что по имени он называет только Фидия (Diod., XII, 1). Это сюжет общеэллинский, более значительный, нежели спор Афины с Посейдоном48. Он обладал безошибочным чувством пространства, меры, движения, пропорции, света, тени, то есть то, что подразумевает эта буква-знак«» – вечный критерий, обозначающий в алгебре Золотое Сечение. По легенде, он был первым царем и при нем происходил спор Афины с Посейдоном. Ее лицо светиться добротой и покоем.
Эти портики были увенчаны фронтонами. Изваяния богинь судьбы — Мойр расположены в правой стороне фронтона возле торса Нюкс52. Мы можем представить себе, какие страсти кипели при обсуждении этих моделей. В главном помещении – целле – стояла знаменитая статуя Афины-Парфенос (Афины-Девы), созданная Фидием в 447- 438 годах до н. э. Афина и Посейдон. Волнообразный ритм движения пронизывает композицию.
Но П. построен с учетом особенностей человеческого зрения. На постаменте статуи изображено рождение Пандоры» (Paus., I, XXIV, 5—7). На восточном фронтоне стояла группа изображавшая рождение Паллады, на западном – группа, представлявшая спор её с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой. 57). И Плутарх честно отмечает: «.
Высота статуи составляла 12 м, она находилась внутри храма среди богатейшего декора. Особенное значение придавалось змею, лежащему около копья Афины, как говорит Павсаний, — «вероятно, Эрихтонию» (Paus., I, XXIV, 7). По традиции им предстояло возглавить многолюдную процессию, которая в первый день Панафиней, на рассвете, шествовала через весь город на холм Акрополя и через Пропилеи направлялась к Парфенону. 490 до н. э. — ок.
Но над Фидием тяготела зависть к славе его произведений, особенно за то, что вырезая на щите сражение с амазонками, он изобразил и себя самого в виде плешивого старика, замахивающегося молотом – атрибутом и инструментом скульптора (см. Если Перикла уличить в растратах не вышло, то уж его сподвижника, распоряжавшегося огромными средствами и ценностями, казалось можно запросто «схватить за руку». Такую последовательную смену впечатлений, несомненно имели ввиду создатели ансамбля.
Первоначально Парфеноном называлось западное помещение храма и лишь позже – все здание. Квинтилиан, теоретик красноречия (I в. ), писал, что в мастерстве работ по слоновой кости Фидий превосходил всех соперников: «Красота его статуй Афины и Зевса придавала новизну даже и культовым представлениям о них, так абсолютно художник постигал благородство и величие богов»224. Примечательно, что но остаткам фигур на западных метопах можно говорить об общем движении на них, напротив, слева направо. Рисунок Каррея показывает, что на коленях у нее были два ребенка. Некоторые быки идут покорно иных, жалобно мычащих, служители сдерживают (илл. Всадники иногда сближаются друг с другом и кажется, что им тесно (илл.
Размеры статуи были строго согласованны с внутренним пространством храма. Легко вообразить, как эффектно выглядела статуя из слоновой кости и сверкающего золота на фоне черного мрамора. Дело заключается в том, что тиран Писистрат (и, соответственно, его потомки) считали бога Посейдона своим предком254, вот таким образом понятно, почему в своей религиозной политике Писистрат стремился объединить оба культа: Афины и Посейдона. В глаза Афины мастер вставил драгоценные камни. 50).
Эта его работа стояла в афинском Акрополе между Пропилеями и Парфеноном. Среди сражающихся греков Фидии изобразил самого себя и Перикла. Даже часть разбитого изваяния сохраняет вот таким образом его настроение и идею. название Парфенон стало относиться ко всему храму. Деятельность Фидия при Перикле ещё расширилась.
Большинство из них дошло в руинах. Само развитие афинского общества преобразовывало и «перемоделировало» древнее божество, приводя его образ в соответствие с основными чертами идеологии Афин. Она как бы еще всего не расслышала и хочет узнать, что говорит Ирида. Каждый мускул Посейдона как бы насыщен жизнью. Фриз, располагался под самым потолком колоннады и шел вокруг всего здания.
К тому же периоду, т. е. Один из них ласково гладит барана по спине. Скульптурный декор восточной стороны Парфенона был тщательно продуман.
Рельеф ионического фриза рассчитан на приближающегося к храму зрителя. Фриз северной стороны. В глаза Афины мастер вставил драгоценные камни. Кроме того, скульптуры различаются и по стилю и по уровню мастерства исполнителей. Статуя Зевса Олимпийского работы Фидия.
Как бы то ни было, украшения Парфенона- это гениальное творения Фидия. 70). 69). Пока обе статуи стояли на земле изваяние Алкамена выглядело лучше, когда же они были поставлены на постаменты, оказалось, что Фидий (который назван в этом рассказе «совершенным оптиком и геометром») правильно предусмотрел оптические искажения и его статуя производила неизмеримо более сильное впечатление, чем статуя Алкамена.
В современной литературе давно уже стало общим местом утверждение, что скульптура Парфенона представляла собой «овеществленную» идеологию афинского полиса эпохи его расцвета. Благодаря этому можно было изобразить только верхнюю часть лошадей и божества247. Она была снята только в 1976 г. и теперь хранится в Музее Акрополя. Кроме того, Афина присутствовала на обоих фронтонах, на метопах (в сцене битвы богов и гигантов), наконец, она занимала самое почетное место на панафинейском фризе. Фидий подчинял себе любой материал.
Дизайн Парфенона приписывают Калликрату и Иктину. «Афродита Книдская» Пракситель.
Не сохранилась известна по копиям. Сама статуя Афины Парфенос отражалась в воде неглубокого бассейна, расположенного перед ней (Paus., V, XI, l0)217. Центральная часть этой сцены была сильно повреждена еще тогда, когда храм преобразовывали в церковь. Ныне он является национальным мавзолеем, где погребены выдающиеся деятели итальянского искусства (Рафаэль, Б. Перуцци). В конце XVII века турки, захватившие Грецию, разобрали храм Афины–Ники и использовали мраморные блоки для сооружения укреплений и лишь после освобождения страны в XIX веке храм заново сложили на прежнем месте.
в необычайно короткий срок под руководством Фидия вырос замечательный архитектурно-скульптурный ансамбль, поражавший современников и потомков удивительным единством и свободной живописной планировкой. Таким образом, Пандора—своего рода Анти-Афина. Считается, что здесь представлена дочь афинского царя Эрехтея, которая родила близнецов от Борея (бога северного ветра).
Она достигала тринадцати метров в высоту (см. Левой рукой богиня опирается о копье, в правой держит шлем ее эгида повязана наискось. Они вселяют глубокую веру в возможности человека, в красоту и гармонию мира53. Величественный храм занимает центральное место в композиции афинского Акрополя.
После изгнания аристократа Кимона власть над Афинами перешла в руки демократа Перикла. В правой руке Зевс держал статую богини победы (Ники), сделанную из золота и слоновой кости, в левой он держал великолепный скипетр, сделанный из разных металлов. Мы видим: один уже изнемог, другой еще только что схвачен, а между их опутанными телами – торс отца, который выгнулся в последнем напряжении, набравши воздуха и задержавши выдох: перед нами такое же мгновение неподвижности между двумя сильными движениями, как в «Дискоболе» Мирона.
мастера завершили работу над композициями фронтов. Фидий (греч.
Гера обращена лицом к Зевсу и изображена в традиционном для нее виде — она поднимает покрывало с лица, как это делают новобрачные (в огромном количестве сцен памятников греческого искусства). 49). Обратимся теперь к скульптуре Парфенона. Зевс из Олимпии стал источником массы копий и свободных подражаний. Мы не можем принять только последнее звено в цепи рассуждений и доказательств Дж. РагШепоп, от рагШепоз — дева), храм богини Афины Парфенос (Девы) в Афинах, один из величайших памятников древнегреческого искусства.
Эти образы соответствовали началу и концу действия. Личный друг Перикла. Гермес определяется по его характерной обуви, дорожной шапке (петас), которую он держит на коленях и следам кадуцея в его правой руке.
Постепенно зодчие перешли от нечетного числа колонн на торцах к четному. Но, как говорится, от любви до ненависти – один шаг. Ближе к центру располагалась мужская фигура изображенная сидящей на земле, опираясь на скалу, покрытую шкурой, — Геракл или Дионис (первые исследователи видели в нем Тесея). Фигура Зевса передавала высшую степень величия. Было два фриза: внутренний фриз в целлах и внешний фриз, который состоял из триглифов (вертикальные полосы) и метопов (прямоугольные фигуры) со вспомогательными скульптурами.
Работа по изготовлению столь значительного числа скульптур (2 фронтонные композиции, 92 метопы и весь фриз) в столь короткое время (до 438 г. ) требовало, конечно, участия большой группы мастеров. Самой знаменитой его частью была громадная статуя Афины Защитницы Города (Полиады) из золота и слоновой кости. Ощущение жизненной непосредственности и всеобщной типичности образа. Колонны немного наклонены внутрь и имеют искривленную форму. Мягкие складки хитона, гибкость фигуры, плавность движения близко напоминают фигуры фриза Парфенона. Другое из известных произведений Фидия – это статуя Афродиты Урании (небесной), опирающейся ногой на черепаху.
В нее входили две большие фронтонные композиции из ряда скульптур, отдельные выполненные в высоком рельефе скульптурные группы на метопах (на всех четырех сторонах) и ионийский фриз — в низком рельефе. 51).
На этот раз Фидия удалось осудить и заключить в тюрьму. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея эта змея, вероятно – Эрихтоний». Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Этот баланс использования средств в своё время совсем неплохо определял великий Перикл.
Он обращен спиной к Олимпу и смотрит на выезжающего из Океана Гелиоса. 79, 80, 81).
рисунок 3). хорошем состоянии сохранности. проект—статуэтку из глины, воска или дерева.
Может быть, Фидий принимал участие в окончательной отделке мраморов. Парфенон был храмом Афины Полиады (Градохранительницы) и обычно назывался просто Храм или Большой храм. Она была сделана из золота и слоновой кости вокруг деревянной оправы. Эту богиню он воплощал в разных ипостасях. Показательно, что он первоначально отсутствовал и был добавлен позднее Паррасием и Мисом, чтобы, как полагают современные исследователи, согласовать и «гармонизировать» иконографию двух статуй Афины (Paus. Всадники едут в три ряда в глубину, но нет тесноты или сутолоки.
Богиня Ника стоит на руке Афины, она же есть на одной из метоп в сцене борьбы богов и гигантов, где увенчивает Афину, стоящую над поверженным противником. Кроме статуй Афины на Акрополе и Зевса в Олимпии, Фидий создал ряд других произведений. Ритм – от покоя к движению и снова к покою. Среди «мраморов Элгина» имеются сильно поврежденные бюсты главных участников сцены: Посейдона и Афины.
С рождением Афины для эллинов начинался солнечный день и кончалась ночь. К началу работы Фидия над статуей храм был уже построен.
Для скульптора главным было создать ощущение движения.
В свои изваяния Фидий вселял живую человеческую душу. Чаще всего тема сюжета бралась из гигантомахии.
Много забот Фидию доставило освещение Зевса. Именно по ней создавалась уже настоящая статуя, которая была в несколько раз крупнее и вот таким образом самый мелкий дефект модели при увеличении мог стать очень заметным239. Парфенон был создан как периптер — храм, окруженный колоннами в дорическом порядке. Считается, что она была с шлемом в руках, как будто только что одержала победу.
С искусством греческой трагедии сближает скульптурные украшения Парфенона вера во всемогущество человека, которой проникнуты сцены на метопах изображающих схватку греков с кентаврами. В целом, нет сомнений, что здесь изображен хорошо известный и популярный миф о том, как кентавры, приглашенные на свадьбу царя племени лапифов (в Фессалии) Перифоя, напившись на ней, начали насильничать и грекам пришлось с ними сражаться. Начало медленного движения заметно в положении его левой ноги.
Скульптор Фидий подрядился изготовить статую. Ранее было весьма популярным мнение, что Фидий лично руководил и наблюдал за всеми скульптурными работами, но сегодня это мнение оставлено.
Под его начальством в Афинах было возведено множество великолепных построек. Они величавы не размерами, а торжественностью поз, строгой гармонией. Не забудем и о четырех ионийских колоннах в сокровищнице.
Впрочем, такая судьба постигла не только Фидия. Искания продолжались. С трех сторон ее окружала двухъярусная мраморная колоннада. C изумительным мастерством переданы полные динамизма движения людей и животных. Золотая эпоха Фидия.
Восточный фронтон Парфенона. В национальном археологическом музее Греции представлена счастливо сохранившаяся мраморная копия с созданной Фидием статуи «Афина Варвакион». Вероятно, стояла неподалеку от Пропилей. В статуе Афины Лемнии мастеру удалось передать богатство и сложность образа. Но П. построен с учетом особенностей человеческого зрения. Величественный храм занимает центральное место в композиции афинского Акрополя. Обнаженная до пояса фигура Зевса и его голова были выточены из слоновой кости. Её копией считается римская мраморная статуя. Сатуя была выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость).
Фидий работал с деревом, мрамором, золотом, слоновой костью, бронзой. Все характеры выражены в этих работах с величайшею простотою и наивностью все движения непринужденны и грациозны, все подробности каждой позы верны природе. Статуи Мойр не иллюстрация того, как представлял себе древний грек богинь судьбы. Тогда (согласно другой хронологической версии) с помощью друзей Фидий бежал и удалился в добровольное изгнание в Олимпию, где создал, как было уже сказано выше, статую Зевса – образец гармонии и величия, которая считается одним из семи чудес света.
Рука Посейдона, ударявшего трезубцем, была поднята. Действительно, на первой метопе северной стороны (если идти вдоль Парфенона от Пропилеи) был изображен как бы открывающий события бог солнца Гелиос, на одной из последних завершающих — богиня ночи Нюкс.
Судя по статуе из Тиволи, правой высоко поднятой рукой она опиралась на копье. Детство и юность скульптора прошли в годы Греко-персидских войн и почти всю жизнь он посвятил созданию памятников, прославляющих победы греческого народа над персами. Статуи были изваяны Фидием за счет десятины с добычи, полученной после победы при Марафоне (Paus., X, X, 1)260. 48).
Имена некоторых из них сохранились в истории. «Лаокоон» словно переносит нас в другой мир. Ряд деталей и фон были раскрашены. И это затруднение он решил со свойственной ему гениальностью.
По мнению Дж. Это двухфигурные композиции, последовательно развертывающие перед зрителем сцены борьбы. Изображения её сохранились на древних монетах. Вот таким образом сидящий дальше от Гор юноша — Кефал50, будто не слышит вести Ириды (илл. Гиганты — ужасные порождения Геи-земли, стремились свергнуть власть богов 270. К сожалению, в V веке н. э.
Кроме Афродиты Алкамен сделал изображения еще нескольких божеств, возбуждавшие удивление определенностью и тонкостью характеристики их. Как известно, эти ордера имели существенные различия в общих пропорциях, типах капителей, облике колонн, характере антаблемента. Ранее предполагалось, что эти три статуи изображают трех Мойр, но сейчас эта идея полностью оставлена. Статуя Кефала захватывает внимание сложностью и в то же время ясностью представленного движения.
Экспедиция лорда Элгина оставила на месте большинство плит этой стороны фриза, были взяты только две из них, а с остальных сделаны оттиски. Афиняне хотели, чтобы Парфенон считали своим храмом все греки. В конце северного фриза можно видеть жрецов с жертвенными быками. Рассказывают, что когда Фидия спросили, какой образ вдохновлял его во время работы над статуей Зевса, он ответил, что руководствовался описанием Зевса у Гомера в «Илиаде» : «Рек и во знаменье черными Зевс помавает бровями: / Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида / Окрест бессмертной главы и потрясся Олимп многохолмный».
В результате силуэт храма, опять же визуально, кажется зрителю АБСОЛЮТНО правильным. Надо сказать, что шедевр удался. Процессия проходит перед зрителем. Раньше того Фидием была сделана колоссальная бронзовая статуя изображавшая богиню как защитницу от врагов (Афина Промахос). Западная сторона фриза.
Из описаний историка Павсания мы знаем: в храме главного греческого античного божества в Олимпии статуя Зевса Олимпийского, созданная Фидием известна, как одно из семи чудес света. Черты лица источали мужественную красоту. Возьмем в качестве примера само изображение Афины. Основание статуи имело 6 м в ширину и 1 м в высоту.
В этот список шедевров могли бы войти еще две статуи. Рядом с изображениями богов и мифологических героев, мастер поместил статую полководца Мильтиада, командовавшего афинскими войсками в битве при Марафоне. Далее всадники начинают свое движение, следуя друг за другом (илл. Фигура Зевса передавала высшую степень величия.
Самый правый край (так же как и левый) занимало изображение колесницы, но не поднимающейся из Океана, а спускающейся в него—либо колесницы Луны (Селены) или богини ночи (Нюкс), первое — более предпочтительно. Это такой же атлет, как у Поликлета, но пропорции его стройнее, а поза свободнее: голова его укладывается в росте восемь раз и стоит он настолько непринужденно, не обращая внимания на зрителя, что если «Дорифора» можно было обойти вокруг, то «Апоксиомена» нужно обойти вокруг – иначе ни с какой отдельной точки зрения полного впечатления от него не получишь. посвятили родному городу граждане, переселившиеся на остров Лемнос. Hist., XXXVI, 4, 18—19)226.
Статуя Афины Девы (Парфенос), скульптор Фидий -двенадцатиметровая, находившаяся в наосе Парфенона (сохранилась уменьшенная мраморная копия римского времени). Вся скульптура, находящаяся на храме, выполнена из пентеликонского мрамора, но некоторые детали (оружие и изображения конской упряжи) сделаны из металла. Художник восточного фронтона решил эту проблему достаточно интересно. Ватикан. Тело Лемнии, крепкое и широкое, характеризует ее как воительницу, покровительницу героев. В зрительно наглядном, осязаемом, взятом из жизни образе прозвучали не частные и мелкие, но цельные и глубокие чувства и мысли.
Лучшей была признана работа Поликлета. Он, видимо, сделал рисунки, по которым мастера высекали изображения на метопах. Они – воспроизведение свободных движений людей. Эта статуя тоже имела больше 20 метров высоты.
Фриз северной стороны храма длиннее. Гибель части фигур имела место и позднее. Уже давно исследователями отмечалось238 (и мы писали об этом выше), что весь храм и, в частности интерьер его были строжайшим образом согласованы со статуей: облик статуи усиливал свое воздействие на зрителей благодаря архитектурным формам, окружавшим ее. VII).
Два фронтона – последняя часть скульптурного декора Парфенона, работа над которыми заняла целых пять лет, – также творения Фидия. В своем подробном описании храма Зевса олимпийского историк Павзаний описывает и эту статую Зевса (V, 10, 11). Население Афин в эти дни увеличивалось в несколько раз.
«Дискобол» был знаменит тем, что это была первая и удивительно смелая попытка неподвижной статуей передать движение. Все греки жаждали хотя бы раз в жизни увидеть её. 52, 53).
Факт чудесного рождения Эрихтея — парадигма автохтонности233 идея же автохтонности афинян — один из краеугольных камней всей афинской идеологии. Дискобол Мирона. и дальше перечислять ее функции, но, видимо и сказанного достаточно. VIII).
Все линии храма представляются идеально правильными. Изваяния Мойр крупны и кажутся больше человеческих. Идеалом прекрасных форм называли ее в древности.
Недаром греки называли его творцом богов. Характер чувств выражен с кристальной ясностью и чистотой. Здесь много трагических тем. Один из жрецов на ходу обернулся и, слегка склонившись, смотрит назад. 45, 46, 47). Высказывались предположения, что это могут быть олицетворения Земли (Геи) и Океана (Таласса), Афродита и ее мать Диона, Артемида и ее мать Лето.
П. построен на месте разрушенного во время Персидской войны храма Афины (вероятно, Гекатомпедона I). 76). Благожелательное, одухотворенное выражение лица. Фидий был другом Перикла и у него пользовался большим авторитетом, что объясняет появление многих врагов и завистников. Для дорийских храмов типично наличие не восьми (как в Парфеноне), а шести колонн на фасаде. Особенно внушительна была голова: высокий исполненный ума лоб, хорошо очерченный нос выражали нравственную силу полуоткрытые губы дышали благоволением орлиный взгляд бога, казалось, охватывал, всю вселенную. Как и архитектура Парфенона, статуя Афины-Девы проста, ясна, спокойна, торжественна.
Грозная сила олимпийца, его мощь воплощены в обобщенных и цельных формах торса. Затем, еще ближе к центру на низеньких скамейках сидят две женские фигуры (изваянные из одного блока мрамора). Великое несчастье умереть, не увидев подобного чуда. При всей важности этой статуи, ею не ограничивалась «скульптурная составляющая» храма.
Черты лица источали мужественную красоту. Жизнь Фидия кончилась трагически. Это усложнило задачу создания статуи, учитывая ее огромные размеры. Кроме того, греческими архитекторами была применена тончайшая оптическая коррекция – наклоны искривления и утолщения различных деталей храма для нивелирования искажений перспективы и взгляда снизу вверх (силуэт храма возвышается над всем афинским Акрополем). Однако все эти свидетельства имеют, в основном, чисто эмоциональный характер и дают мало информации для суждения о статуе Фидия. Афиняне хотели, чтобы Парфенон считали своим храмом все греки210.
Нежные формы подчеркнуты складками легких хитонов. На правую согнутую руку приземлилась крылатая богиня Победы Ника, как бы желая всегда быть в ее распоряжении, » после того как Афина явилась в свой дом в Афинах (неизвестно, была ли в оригинале колонна, на которую опиралась рука Афины), левая рука слегка придерживает стоящий у левой ноги щит, к левому плечу прислонено копье острием вверх. Статуя Афины — одна из самых легендарных греческих статуй.
Когда афиняне отдали предпочтение Афродите Алкамена, Агоракрит переделал свою статую этой богини в изображение богини мщения Немесиды и поставил его в храме её, находившемся в Рамнунте. Хризоэлефантийная техника (хризос- золото, элефант- слон) заключалась в том, что из сухого, выдержанного дерева тщательно вырезалась заготовка- основа будущей статуи. 74). Верх туловища несколько откинут назад, что придавало величие ее осанке.
Впервые мы встречаем это название в IV в. в одной из речей Демосфена. Строительство Парфенона инициировал лично Перикл, знаменитый греческий полководец и государственный деятель. Перикл требовал от зодчих шедевра, собираясь таким образом увековечить победу греков над персами (которые, кстати и разрушили предыдущий храм Афины на этом месте) и заодно показать авторитарной Спарте (главному сопернику Афин) превосходство демократического города-государства. Уже в 456 году до н. э. Их судьба связанна с трагической историей Парфенона. ниже, гл.
ПАРФЕНОН (греч. Многие из них более или менее хорошо сохранились и находятся теперь в Британском музее. Работы на Акрополе начались в 447 году до н. э. Чем ближе к месту рождения Афины, тем подвижнее скульптурные массы изваяний, тем динамичнее, беспокойнее позы, напряженнее формы.
Её копией считается «Амазонка Маттеи» (Ватикан). Фидий исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города. Размеры статуи были строго согласованны с внутренним пространством храма. Парфенон – самый величественный храм Древней Греции, посвящённый покровительнице Афин и всей Аттики, богине Афине-Деве (Афине-Парфенос).
Сравнивая их с изваяниями предшествовавшего времени, надо удивляться живости фигур на них. На восточном фронтоне, основном, так как вход в Парфенон был с востока (илл. Греческие художники навсегда остались верны идеалам творчества Фидия никогда не представляли они богов волнуемыми какою-нибудь страстью, никогда не придавали им грубого чувственного выражения. Нередко кентавры торжествуют над побежденными людьми. В театрах свое искусство показывали лучшие мастера декламации, певцы и танцоры. Это уже тянуло на святотатство.
В скульптурах фронтона было показано, как реагирует на великое событие мир. Это была первая нагая женская статуя – до тех пор делались только одетые. 33)- построен на этом же принципе, сплошь покрытый лентой рельефов. классицистическая церковь Св.
Как и на северной стороне, здесь движутся колесницы и погонщики с жертвенными животными. Они не прилагают никаких усилий, так как могут совершить все. Для дорийских храмов типично наличие не восьми (как в Парфеноне), а шести колонн на фасаде. Окра-шенные в коричневато-золотистые тона, они рельефно выделяются на синем фоне неба.
В доме Аспасии, жены Перикла, одаренной и разносторонне образованной женщины, бывали поэт Софокл и архитектор Гипподам, отец истории Геродот, знаменитые философы Анаксогор и Протагор.
Политические противники Перикла, стремясь скомпрометировать этого государственного деятеля и его ближайших соратников, обвинили Фидия в утайке золота при работе над Афиной Парфенос. Маленькая высотой всего один метр, не очень подробная, многие детали на ней опущены, но все-таки копировщик постарался передать основное – образ Афины. РагШепоп, от рагШепоз — дева), храм богини Афины Парфенос (Девы) в Афинах, один из величайших памятников древнегреческого искусства. Но политические враги вскоре возвели на скульптора ещё более тяжкий навет – в оскорблении божества тем, что на щите Афины он среди других фигур изваял портреты Перикла и самого себя. В средние века Грецию захватили турки и в 1687 году при осаде Акрополя венецианцами снаряд попал, а Парфенон, который турки использовали как пороховой склад.
На восточных метопах была показана борьба и победа олимпийских богов над гигантами. После столицы (Афин) по своей величине и государственному значению город Салоники находятся на втором месте.
Фидий использовал для украшений все части статуи: на сандалиях он изобразил схватку греков с кентаврами, на лицевой стороне пятиметрового в диаметре щита- сцены битвы с амазонками, на оборотной сражение богов с гигантами. Они так хороши и многочисленны, - утверждал в IV веке до н. э.
На средних метопах показывались сборы в поход, прощание воинов, отъезд, сцены Троянской войны. Ее воспринимали как символ возрождения города, его мощи и непримиримости к врагам. Как бы то ни было, украшения Парфенона- это гениальное творения Фидия.
Не случайно и появление змей среди атрибутов статуи. Таким образом, действия на фризе и метопах как бы взаимно погашались. Их образам чуждо все мелкое, обыденное.
В левой группе (по направлению от края к центру) сидят Гермес, Дионис, Деметра, Арес, Гера и Зевс, между Аресом и Зевсом — стоящая фигура Ириды — вестницы богов. Оба они принадлежали к одному интеллектуальному кругу. была бронзовая статуя бога Аполлона работы Фидия. Одним из первых памятников (около 460 года до н. э. ), воздвигнутых на Акрополе, Статуя Аполлона и монументы в Платеях и Дельфах создали Фидию репутацию первоклассного мастера и Перикл, близким другом и соратником которого впоследствии стал художник, поручил ему большой государственный заказ – изваять для Акрополя колоссальную статую богини Афины – покровительницы города. Перед всадниками — колесницы, каждая запряжена четырьмя конями (на той и другой стороне они занимают одинаковое пространство). в немалой степени воссоздан гением Фидия, выдающимся творцом всех времён. Хотя юноша сидит спиной к Олимпу, мастеру удалось передать в его, казалось бы спокойном, теле желание повернуться.
Боги, в общем, достаточно надежно идентифицируются по их атрибутам274. 47). На метопах восточного фриза скульптор представил изображение борьбы богов и гигантов, северного – разрушение Трои, западного – битву афинских героев с амазонками, южного – схватку греков с кентаврами. У ног Афины скульптор поместил громадного священного змея Эрихтония. рисунок 2).
А это уже фирменный знак. Статуя Афины Парфенос была выполнена из золота и слоновой кости в так называемой хрисоэлефантинной технике (основа статуи — деревянная, одежда и волосы покрыты тонкими листами золота, лицо, руки, ступни ног — пластинками слоновой кости). Более легкие пропорции ордера и сплошной фриз—также черты, пришедшие из ионики. Казалось самой природой Акрополь был создан для того, чтобы стать пьедесталом венчающих его зданий. В особенности славились его статуи Гефеста и Асклепия.
За минувшиетысячелетия сотни сульпторов воспроизвели множество копий работ Фидия. Парадный вход на Акрополь – Пропилей построен в 473-432 году до н. э. Иногда невозможно предугадать, кто будет победителем. Рельеф начинается с изображением сборов процессии под западным фронтоном в правом углу, к которому в первую очередь приближалось шествие больших Панафиней. Архитекторами его были Иктин и Калликрат. Он добивается легкости в передаче каменных складок одежды, непринужденности поз.
Музей Пия-Климента. Он был позван туда для украшения храма Зевса в Олимпии.
Созерцание Парфенона доставляет человеку огромную радость, возвышает его и облагораживает. Духом просвещенной Эллады был рожден культ идеального тела. Лошади скачут то быстрее, то медленнее. Ника кажется крошечной, в действительности ее высота составляла 2 метра.
Верно, жива одна буква – «» – первая буква имени великого скульптора. Парфенон украшала его статуя Афины Парфенос, в переводе на русский – Девы. «Афина Парфенос» (Афина Варвакион) – знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Античная традиция донесла до нас сведения о похожем эпизоде именно в связи с Фидием. Очень трудно идентифицировать остальные фигуры, представленные в этой сцене.
Внутри здание было разделено стеной на две не равные части. Мраморные изваяния Парфенона возвышенны и оптимистичны. 78). При разборе дела в Народном собрании выяснили, что обвинение было ложным. Так, две головы статуй, видимых на рисунках Каррея 1674 г. (см. Наконец как финал этой грандиозной симфонии выступает процессия афинских граждан, которую Фидий изобразил на фризе Парфенона.
Мойры живут в сложном организме фронтона и подчинены его композиции. 66-68). Дорифор. Поликлета. Именно этого и добивался Лисипп. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека. Обычное изображение юношеской фигуры приобретает особенную возвышенность.
Скульптурный ансамбль Парфенона – одно из величайших творений мирового искусства. решительно превалирует над старым255. Помимо реальной мощи Афин их ведущей роли в войне с персами, обстоятельством, помогшим создать это объединение, была старая традиция, согласно которой Афины считались метрополией (родиной) всех ионийцев, тем центром, откуда они распространились на острова Эгейского моря и в Малую Азию.
Он, видимо, сделал рисунки, по которым мастера высекали изображения на метопах. Иногда она именуется статуей Афины Девы (Парфенос). Змеи изображены и на эгиде, которую они окаймляли извиваясь, с высоко поднятыми головами. Слева к портику Пропилей примыкала пинакотека – картинная галерея, а с права сложенный из мраморных блоков выступ – пиргос с храмом Ники–победительницы или Ники Аптерос (Бескрылой), как называли ее греки. Движение в начале более быстрое, чем на западной части и неравномерное.
лиморфия — самое яркое свидетельство тому их отличают буйство, отсутствие каких-либо принципов, сдерживающих звериные инстинкты. Не забудем и о четырех ионийских колоннах в сокровищнице. По описаниям современников, Фидий не стремился передавать порыв, бурное движение. из золота и слоновой кости. В честь П. в 1791 г. классицистическая церковь Св. Пластика форм свидетельствует о руке большого мастера.
Фидий создал статую из золота и слоновой кости. Руководителем работ по созданию большого и разнообразного скульптурного убранства Парфенона античные литературные источники называют Фидия. В середине 50-х годов прошлого столетия были открыты археологами развалины мастерской Фидия в Олимпии (к востоку от храма Зевса). Здание Парфенона венчали барельефы и фриз. (Он – авт. ) представил народу множество грандиозных проектов сооружений и планов работ, требовавших разных ремёсел и рассчитанных на долгое время, чтобы остающееся в городе население имело право пользоваться общественными суммами нисколько не меньше граждан, которые находятся во флоте, в походах в гарнизонах. (Вспомните: маршируя, вы делаете одновременно шаг левой ногой и взмах правой рукой, а потом наоборот. ) Дорифор напряжен именно так: опирается он на правую ногу, а копье держит в левой руке.
Обратимся теперь к скульптуре Парфенона. Работы в Парфеноне. Ионический фриз. Рельеф-зофор, опоясывающий наружные стены целлы. Греческая народность древней эпохи делилась на несколько групп (их принято называть племенами), важнейшими среди которых были доряне (дорийцы) и ионяне (ионийцы). Эта идея прекрасно выражена в так называемой «Надгробной речи» Перикла (в передаче Фукидида) одной чеканной формулировкой: Афины — «школа всей Эллады» (Thuc., II, 40, 5) 283.
Народ принял донос благосклонно. Трудно было сделать более удачный выбор. Оно глубоко жизненно. В честь П. в 1791. Зевс сидел на троне, увенчанный ветвями оливы и в одной руке скипетр с орлом на конце, а в другой, вытянутой – фигуру богини Ники (Победы). Среди инструментов найдена маленькая, покрытая лаком чашечка с процарапанной надписью как бы от имени сосуда «я собственность Фидия».
Верно искусство и его творцы ныне в очень большой цене. Суд постановил: Фидия изгнать из города (самое серьёзное наказание, после смертного приговора) и пока, до окончания полного расследования, поместить в тюрьму в Олимпии. 42, 43). Они будто изумлены торжественным празднеством, очевидно, в первый раз участвуют в нем.
И, кстати, греческое слово «ипостась» точно характеризует образы, которые в камне и бронзе воссоздавал великий Фидий. Бурно устремляется вперед Ирида49, сообщающая весть о рождении мудрой Афины (илл.
Победа была присуждена Фидию. Другая, сидящая дальше, подвинулась к вестнице богов. И снова за ней скачут лошади. Парфенон богато украшен скульптурой. К сожалению, головы и большая часть рук этих фигур утрачены. На внешней стороне щита представлена в рельефе (как уже упоминалось) битва афинян с амазонками, на внутренней — богов и гигантов (видимо, нарисованная).
Перед старейшинами четверо юношей несут на плечах гидрии — сосуды для воды (илл. При всей важности этой статуи, ею не ограничивалась «скульптурная составляющая» храма. Вместе с тем Пандора—истинная родоначальница всех женщин, первая принесшая зло в мир. Напомним, что основная задача храма состояла в том, чтобы хранить хрисоэлефантинную статую Афины. Согласно Павсанию, скульптура была изготовлена гражданами Афин, жившими на острове Лемнос.
Торс возницы упал очень давно, во всяком случае, на рисунке Каррея его нет, он был найден у подножья Парфенона в 1840 г. Три сильно поврежденные головы лошадей оставались на месте, четвертую же сняли в период работ экспедиции лорда Элгина. Это была личность, гениальность которой оставила неизгладимую печать на всей эпохе. Фриз Парфенона – своеобразный гимн афинскому народу, созданный его гениальным художником. хранность метоп этой стороны объясняется тем, что кентавры довольно рано вошли в репертуар христианской иконографии257. в церковь (Санта-Мария Ротонда) и с VII в. находится во владении Папы Римского. Афина Промахоc возвышалась над акрополем.
Например, в Парфеноне впервые в искусстве Афин появляются скульптурные метопы214. Но идея автохтонности имела и другой аспект—афиняне рассматривали самих себя в силу этого как народ, высший среди всех эллинов235. За эту дерзкую затею, он был обвинен в безбожии. Величавому покою Афины противостояла динамика рельефа, покрывающего ее щит, с изображением полной бурного движения сцены битвы греков с амазонками (легендарными девами-воительницами).
Посредине ее шлема сделано изображение сфинкса. Не сохранилась известна по описаниям. Ряд деталей и фон были раскрашены211. Как и все другие скульптуры Парфенона, статуя была окрашена яркими цветами — преимущественно синими и красными. Не случайно и в изваяниях Мойр иногда видят других богинь. VII), к 1765 г. были утрачены, одна статуя упала позднее. В Мойрах чудесным образом соединены сложность и простота.
Юноши тех времен стремились походить на статуи изваянные скульптором. К сожалению, оригинальная статуя потеряна, но современная полномасштабная точная копия Афины Парфенос находится в Нэшвилле (США). Особенность этой статуи состоит в том, что она сильно выдается вперед по сравнению с остальными.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что Парфенон во многих отношениях был храмом новаторским. Они механически повторяют образец, не учитывая масштабности.
Эта «Афина-Дева» (Афина Парфенос) держала на простертой руке изображение богини победы. В их власти возвеличить или уничтожить человека, в их власти и оборвать эту тонкую нить, связывающую человека с жизнью. О жизни Фидия сохранилось очень мало сведений трудно даже установить время создания некоторых его работ.
Общая длина фриза равна примерно 160 м, а высота— около 1м. По словам самого Фидия, величие образа Зевса открылось ем из описания громовержца в гомеровской Илиаде. Он давал этому прославленному деятелю советы в сфере искусств. 63, 64). рисунок 1).
Она стояла на площади между пропилеями и Парфеноном. Аналогичную манеру «вписывания» фигур в треугольное пространство мы видим и на другом — правом краю фронтона. Ирида — крылатое божество и, благодаря этому, —легко идентифицируемое. Вертикальные ниспадающие складки одежд воспринимаются как каннелюры неподвижной колонны.
Абсолютно не случайно, что самые формально точные копии статуи Афины Фидия производят наименее сильное художественное впечатление. I, XXVIII, 2)218. 40, 41). Их судьба связанна с трагической историей Парфенона. Центральные метопы этой стороны известны только по рисункам Каррея.
Зевс из Олимпии стал источником массы копий и свободных подражаний. В 480-479 годах до н. э. Да, оригинальные произведения Фидия, к сожалению, нам увидеть не суждено. Сидящая отдельно фигура обычно определяется как Гестия (богиня домашнего очага), а проблема двух других фигур кажется абсолютно неразрешимой. Плащ свободными складками спадал на колени.
Ныне он является национальным мавзолеем, где погребены выдающиеся деятели итальянского искусства (Рафаэль, Б. Перуцци). Безошибочно выбран оттенок поворота. Тема западного фронта – спор Афины и Посейдона за господство над Аттикой (см.
По-видимому, композиция была лишена стоящей по центру фигуры. С IV века до н. э. Но здания и статуи в Античный период часто были очень красочны.
ПАРФЕНОН (греч. В руинах, заброшенных и опустошенных, найдено небольшое количество форм из грубой глины для отформовки из тонких пластинок золота частей женской одежды для небольших фигур, мелкие кусочки слоновой кости, крошки золотой фольги, железные, бронзовые и свинцовые пластинки для скрепления форм и частей деревянной основы статуи, кусочки стекла для инкрустации трона инструменты из кости и бронзовый молоточек для обработки поверхности золота. Но Фидий переосмыслил старинные предания и выразил в них настроения своей эпохи. Скульптурная отделка храма велась под руководством Фидия и была закончена в 432.
Это был заказ афинян, живших вдали от родины. Некоторые из юношей-всадников изображены обнаженными (нагота—конечно, художественная условность), другие—в хитонах. По велению царя статуя Зевса была перевезена в Византию. Она будто храпела от усталости и спешила к прохладной воде.
Следующий этап творчества Фидия открывает бронзовая статуя Афины Лемнии исполненная в 450ых гг до н. э. Сохранилось семнадцать таких плит выполненные в технике высокого рельефа. Высота статуи вместе с постаментом составляла 12 м, причем голова Зевса почти касалась потолка, так что казалось, что если бы бог поднялся, то пробил бы потолок головой. Красивые фигуры погонщиков выражают печаль — головы их поникли, один плотно закутался в плащ (илл.
Византийский император Феодосий II повелел разрушить и сжечь храмы Олимпии. Иногда процессию останавливает возникающая против потока фигура. Движения богини морей уверенны, благородны и неторопливы (илл. Нам кажется, что здесь объединены панафинейское шествие как таковое (его, так сказать, генеральная модель) и те элементы афинской истории, которые придают ему героический статус. 73). В этот час солнце горит как расплавленный металл, слепя глаза. Затем, с 448 года до н. э.
Середина фронтонов Парфенона не отмечена, как в более ранних храмах, одной фигурой. Народ принял донос благосклонно. рисунок 4). Его и воспринимали как фигуру легендарную.
Завершением композиции является изображение пирующих богов на восточном фасаде. Там же хранилась казна Афинского морского союза и государственный архив. Но одновременно создавалось впечатление легкости и свободы. Тогда же были сбиты скульптуры метоп на восточной, западной и северной сторонах храма. до времени великого расцвета творчества Фидия, относят создание посвященных в Дельфы бронзовых статуй героев-эпонимов Аттики, но прежде всего хрисоэлефантинную статую Зевса в Олимпии: это была огромная статуя изображавшая Зевса, который восседал на троне, украшенном рельефным декором из драгоценным металлов и слоновой кости. До настоящего времени сохранились лишь метопы южной стороны.
В 432 году до н. э. С другой стороны Фидий показал спокойную грацию ее движения. Здесь и дочь Эрехфея Креуса с сыном Ионом, а также Левкофея с младенцем Полемоном.
Порой они помещены более свободно. Примерно в 460 году, в честь победы над персами он отливает из бронзы гигантскую, в 17 метров высотой, Афину Промахос с копьём в поднятой руке. Фидий был заключен в тюрьму и не дождавшись оправдания, там он покончил жизнь самоубийством. Рождение Афины из головы Зевса. Торжественно стояла она в парадном одеянии, опираясь на щит.
Расположенный глубже за внешней колоннадой, фриз настраивал человека на торжественный лад, как бы подготавливая его к созерцанию статуи Афины Парфенос. И такая коррекция была применена для многих элементов Парфенона.
Великую греческую пластику мы знаем в основном по римским копиям. ниже, гл. Фидий вошёл с ним в близкую дружбу. отнял (деньги – авт) у народа Перикл. Метопы Парфенона представляли собой мраморные плиты высотой 1, 20 м и несколько варьировавшейся шириной (в среднем—1, 25 см), толщина их — 35 см (собственно плита—10 см и 25 см — рельефные фигуры)256. Между 465 и 460 годами до н. э.
Не сохранилась известна по копиям. Западная целла использовалась исключительно священниками и содержала казначейство Делианской Лиги (союза греческих городов-государств). Парфенон был украшен многочисленными скульптурами и рельефами. Абсолютно ясно, что плиты изготовлялись на земле, а на верх (на высоту более 13 м) поднимались сложной системой кранов. Это помещение называли Парфенон от греческого слова парфенос- дева.
Парфенон был связан с панафинейскими шествиями. Затем Фидий вместе со многими учениками отправился на Пелопоннес, в Элиду, местность, где проводились общегреческие Олимпийские игры. В фигуре Кефала пластика движений передана с монументальностью и ясностью. Скульптор Фидий подрядился изготовить статую. Один из быков задрал морду и будто жалобно ревет.
Древние греки верили в неотвратимость рока. В восточной целле размещалась большая статуя богини Афины. Фигуры помещены свободно, рассредоточено.
Чтобы подчеркнуть ее единство, скульптор пользуется условным приемом исокефалии (равноголовия). Детство и юность Фидия прошли в годы греко-персидской войны.
Южный фриз. Статуя казалась живой. В нее входили две большие фронтонные композиции из ряда скульптур, отдельные выполненные в высоком рельефе скульптурные группы на метопах (на всех четырех сторонах) и ионийский фриз — в низком рельефе.
Именно он заложил основы нового типа украшения храмов. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений и ему предъявили новые обвинения. Но он не преодолел другой привычки: его «Дискобол» рассчитан только на взгляд спереди, как картина обходить его кругом неинтересно. Стала каноном женской красоты, как «Дорифор» – мужской. Она в коротком и легком, будто влажном, хитоне, плотно прилипшем к телу и образующем множество мелких красивых складок (илл. Не сохранилась известна по копиям и описаниям.
Именно с этой стороны было взято 14 метоп экспедицией лорда Элгина и именно эти метопы— наилучшей сохранности. Творчество Фидия – вершина греческой классики. В дальнейшем в союз вошли и многие дорийские полисы. Справа один наклонился и поднимает кувшин с земли. Более легкие пропорции ордера и сплошной фриз—также черты, пришедшие из ионики.
Все линии храма представляются идеально правильными. 77).
Сохранилось семнадцать таких плит выполненные в технике высокого рельефа. 72), представлено великое для эллинов событие — рождение Афины (илл. Постройка началась в 447-438 гг.
Кроме того, колонны слегка наклонены к центру здания, хотя и кажутся строго вертикальными. Изображение этой знаменитой работы Фидия до нас не дошло. Трагична судьба самого Фидия – он был брошен в тюрьму после окончания работы над статуей Афины Парфенос по обвинению в святотатстве и краже золота. Все амазонки изображены ранеными, вероятно, это было условием заказа.
Конечно, понятия «жизнь» и «деньги» связаны, но несопоставимы. Тогда же были сбиты скульптуры метоп на восточной, западной и северной сторонах храма. Окон в греческих храмах не делалось. Три мойры, богини судьбы, дочери богини Ночи, скульптор Фидий (Лондон, Британский музей) (ил. Афиняне времени Перикла, считавшие свой город «школой Эллады», ставившие во главу угла разум и рациональность, под этим же углом зрения смотрели и на свою богиню-покровительницу города, видя в ней божество, олицетворявшее в себе рациональное начало в мире, покровительницу знания, гармонии, организованного порядка.
Фидия бросили в тюрьму, где он, по некоторым сведениям, был отравлен или умер от плохого содержания. Фидий родился в Афинах между 500 и 480 г. г.
Монументальная (высотой более 10 м) женская фигура возвышалась в центре целлы на высоком беломраморном постаменте (высотой 1, 5 м, шириной — 4 м, длиной — 8 м) в одежде с пышными спускающимися до пят складками, подпоясанной на талии двумя змеями. В целом обе композиции включают более 50 фигур, а сюжеты их взяты из мифов, связанных с богиней Афиной. Предполагают, что великий скульптор создал общую композицию скульптурного ансамбля Парфенона.
Изваяния божеств полны жизни. Все эти сюжеты связанны с мифами об Афине, вдохновлявшей героев на подвиги.
Фидий был другом Перикла и афинские враги последнего сочли великого художника удобной мишенью для предварительной атаки, которая потом должна была перенестись на главную жертву. нянина, означало, что сама богиня Афина позволила таким образом украсить свой храм. союз первоначально представлял собой объединение только ионийских полисов. Зевс в отличие от остальных богов сидит не на табурете, а на троне, он занимает самое почетное место—с правого края, ближе всех к центральной сцене.
Афину считали покровительницей Аттики, она дала городу свое имя. Фронтоны.
Все греки жаждали хотя бы раз в жизни увидеть её. 75). Фидий перенес на стены храма событие реальной жизни Афин. в церковь (Санта-Мария Ротонда) и с VII в. находится во владении Папы Римского. Процессия проходит перед зрителем.
Но Фидий переосмыслил старинные предания и выразил в них настроения своей эпохи. Видимо, с ее помощью мастер хотел подчеркнуть глубину, выявить трехмерность композиции. 35). Левое окончание фронтона было занято колесницей с четверкой коней246, принадлежащих богу солнца (Гелиосу), которая поднималась из Океана, чтобы освещать мир в течение дня.
Это и геммы, которые воспроизводят голову Афины и знаменитый медальон из Керчи, хранящийся в Эрмитаже и римская копия, снятая когда то с Афины, вернее уменьшенная реплика. для Афинского акрополя. Красивое слово «Апоксиомен» означает всего лишь «обскребающийся» : юноша, полукруглым скребком счищающий с себя масло и песок после упражнений в борьбе. «Лаокоон и его сыновья».
Вся скульптура, находящаяся на храме, выполнена из пентеликонского мрамора, но некоторые детали (оружие и изображения конской упряжи) сделаны из металла. Предельно земными воспринимаются плавные контуры их фигур. На фризе изображены Панафинеи — праздничное шествие афинских граждан.