Главное, что в нем впечатляет, – монументальность фигуры мантуанского герцога и его величественная поза, скульптурно выступающая на затемненном фоне. Тициан одарил их бессмертием, но чувства свои оставил при себе. Эти островки культуры стали своеобразным камертоном, способствовавшим утверждению по всей Италии художественных тенденций и вкусов, которые оказали влияние и на воспитание широких масс.
Как рассказывают, само это пленение пошло подростку на пользу. Тот же Мануцио основал Новую академию (по примеру известной Платоновской академии во Флоренции), вокруг которой объединялись интеллектуальные круги венецианского общества с их возросшим интересом к вопросам философии истории, эстетики и теории искусства.
В благодарность за гостеприимство Микеланджело преподнес феррарскому герцогу великолепный рисунок на картоне «Леда» и тогда же увидел его портрет с любимой пушкой работы Тициана. Не исключено, что Тициан мог повстречаться с Леонардо, который, как считает Вазари, оказал на него сильное влияние своим «сфумато». О ее богатейшей коллекции живописи и скульптуры ходили легенды и Тициан давно был о ней наслышан. Для флорентийского искусства идеалом красоты были изваяния Давида.
Вне всякого сомнения, Тициана особенно привлек «Парнас». Поддерживала тесные контакты с родственниками в Мантуе, с которыми вела активную переписку. Нужно было во что бы то ни стало снова увидеть модель. Эта предприимчивая особа успела прижить от герцога внебрачного ребенка.
Сразу же по прибытии художника препроводили в мрачный и неприветливый с виду дворец Кастелло ди Корте, где он был представлен маркизе и ее сыну-герцогу. Он был похоронен в церкви Святого Андрея в Мантуе.
Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Содержание фресок мало интересовало Тициана.
После полученного урока во время памятного «римского мешка» папа Климент стал почти ручным. Изгнавшие из города ненавистных тиранов флорентийцы начали готовиться к обороне. Он умер в возрасте 40 лет то ли от оспы, то ли от сифилиса.
Само это место на здешнем диалекте зовется «Шалашами» – Teieto. Королем живописцев и живописцем королей называли Тициана еще при жизни. Больше всего в этом удивительном по композиции и исполнению живописном цикле впечатляла гениальная находка старого мастера – круглый плафон с открывшимся взору ярким виртуальным небом в обрамлении гирлянд с плодами.
Только под угрозой, что завещание будет пересмотрено в пользу младших братьев Луиджи и Ферранте, строптивый Федерико был вынужден уступить, дав согласие на брак с Джулией Арагонской, дочерью неаполитанского короля. Как рассказывают, само это пленение пошло подростку на пользу. Накануне помолвки невеста скоропостижно умирает.
Но они мне одинаково дороги и сегодня». Немаловажную роль играло также физическое воспитание – гимнастика, фехтование, верховая езда. Тициан отлично понимал противоречивую натуру Аретино. По рисункам, сделанным ранее в Ферраре, Тициан почти закончил портрет новоиспеченного мантуанского герцога изобразив его с соколом в руках (США, Омаха, Музей искусств).
Существует несколько версий его необычного названия. После осмотра Джулио Романо пригласил Тициана к себе домой отобедать. Затем появился Петрарка. Ведь два других ее сына – священнослужители, давшие обет безбрачия. Мне давно хотелось иметь какую-нибудь работу, сотворенную Вашими руками.
Только особо испорченные личности могли предположить такое. Внимание мастера и щедрый подарок не могли не тронуть канцлера. Тициан подъехал на закате, когда над городом стояла туманная завеса болотных испарений. Кто только из известных живописцев не побывал здесь.
По преданности искусству, неиссякаемой энергии и напористости с ней можно сравнить ее тезку, американку Изабеллу Стюарт Гарднер, основавшую в конце XIX века в Бостоне Музей изящных искусств, в котором благодаря ее стараниям собрана богатейшая коллекция, включающая выдающееся полотно позднего Тициана «Похищение Европы». В школе обучались и одаренные дети из семей бедняков. О самом многонаселенном городе Европы той поры можно судить по великолепной гравюре Якопо де Барбари «Перспективный вид Венеции», которая была издана нюрнбергским купцом Антонием Кольбом в 1500 году (Венеция, музей Коррер).
Ведь два других ее сына — священнослужители, давшие обет безбрачия. От Чечилии он узнал, что их друг Андреа де Франчески недавно был избран первым канцлером республики. Он признался, что кроме собственного официального портрета ему хотелось бы иметь некую аллегорию с обнаженными женскими фигурами, наподобие того, что он видел у дяди в его «алебастровом кабинете». Но, не дождавшись от Франциска других благодеяний, охладел к нему.
Юлий II был до того очарован ребёнком, что повсюду таскал его за собой, всячески баловал и закармливал конфетами (это я сама предположила). У некоторых даже возникли подозрения в странных мотивах такого поведения Папы. Она давала возможность работать многим замечательным мастерам, приобретая их творения.
Но во дворце пока не принимает. Это все та же откровенная эротика в духе античных поэтов и живописцев, особенно в зале «Амур и Психея», где художник переусердствовал изощряясь в показе обнаженных тел и откровенно эротических поз. Маркиза показала гостю свой знаменитый кабинет. Отличалась твердым характером. Но ему недоставало пока главного – выражения глаз портретируемого.
По рисункам, сделанным ранее в Ферраре, Тициан почти закончил портрет новоиспеченного мантуанского герцога изобразив его с соколом в руках (США, Омаха, Музей искусств). Тициан одарил их бессмертием, но чувства свои оставил при себе. Первый портрет Аретино он написал по заказу его друга издателя Марколини (Нью-Йорк, собрание Фрика). Свое представление о литераторе Тициан не единожды выразил на холсте.
"Королем живописцев и живописцем королей" называли Тициана еще при жизни. Накануне помолвки невеста скоропостижно умирает.
Эту особенность он выразит позднее в ее портрете (Вена, Музей истории искусств), на котором рыжеволосая маркиза предстала значительно помолодевшей в изысканном одеянии и входившем в моду тюрбане. Польщённый успехом, Лев X назначил его командующим папскими армиями с условием, что Федерико не будет выступать против императора Карла V ибо Габсбурги исстари покровительствовали правителям Мантуи. А вот для венецианской живописи основой являлись цвет, градация светотеневых переходов, богатство живописных решений и их гармония. Теперь случай представился превосходный и доброе письмо герцогу было бы весьма кстати.
Фресковая живопись в так называемых залах Лошадином, Фаэтона и Гигантов была выполнена в манере входившего в моду стиля гротеск. Причиной этого была во многом слава его портретов.
Но ему недоставало пока главного — выражения глаз портретируемого. Позже Тициан напишет портрет Джулио Романо (Лондон, частное собрание), на котором преуспевающий художник и архитектор держит в руках эскиз, а по выражению глаз нетрудно понять, что этот невысокий человек хорошо знает себе цену и умеет устраивать свои дела. Своим названием он обязан гротам под римским «Золотым домом» Нерона, где были обнаружены настенные росписи. Тому было немало причин исторического, экономического и географического характера. Поразительный по тонкости исполнения мадридский портрет занимает особое место в галерее придворных портретов кисти Тициана. Это Ваше подношение поистине оказалось весьма желанным.
Великолепен другой портрет Аретино (Флоренция, галерея Питти), который экспонировался весной 2005 года в Москве в ГМИИ имени Пушкина.
Но Джулио Романо придерживался мнения, что своим названием создаваемый им архитектурный ансамбль обязан тому, что в плане напоминает букву Т, откуда и странное его название – «Дворец Т». По пути он показал гостю церковь Сан-Себастьяно, построенную в прошлом веке по проекту великого Альберти, чуть дальше дом Мантеньи, в котором жил и умер мастер и знаменитую школу Casa Zoiosa (Дом Радости), основанную в 1423 году великим гуманистом и педагогом Витторино да Фельтре, наставником молодых Гонзага.
Изящно оформленные книги в честь издателя получили название aldini. Вскоре город с его 113 типографиями, выпускавшими в год до сотни названий новых книг, становится центром мирового книгопечатания и книготорговли. Главное, что в нем впечатляет, — монументальность фигуры мантуанского герцога и его величественная поза, скульптурно выступающая на затемненном фоне. Здесь побывал Данте, которого заинтересовала работа корабелов Арсенала.
Здесь тоже было чему подивиться. Она-то и является препятствием планам маркизы-матери оженить сына. Последнее особенно заинтересовало Аретино и Тициана в рассказе стряпчего.
Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Тициан подъехал на закате, когда над городом стояла туманная завеса болотных испарений. Были почти завершены работы в тринадцати залах дворца, расписанных в основном по мотивам «Метаморфоз» и «Искусства любви» Овидия. Принял участие в нескольких сражениях на стороне Миланского герцогства против Венецианской республики, политика которой в те годы была весьма агрессивной.
Когда Тициан делал первые шаги в искусстве, в Милане творил Леонардо да Винчи, обуреваемый страстными исканиями истины, а в Риме работал Рафаэль, который, как пишет Вазари, проявил себя во фресковой живописи столь ярко, что «природа осталась побежденной его красками». Прежде всего, это две картины того же Мантеньи: «Парнас» и «Мудрость изгоняющая пороки» (обе Париж, Лувр). Это годы между победой венецианцев в битве при Кадоре (1508) против вторгшихся при поддержке Ватикана и Франции полчищ германского императора Максимилиана и потоплением турецкой эскадры в сражении при Лепанто (1571). Это была первая светская школа Италии, где в основу воспитания молодежи были заложены ренессансные принципы всестороннего гармоничного развития личности. Нужно было во что бы то ни стало снова увидеть модель.
Рыжий красавец Сансовино мало чем отличался от Аретино. Он умер в возрасте 40 лет то ли от оспы, то ли от сифилиса. Вскоре к нему присоединился Боккаччо, однако договоренность о передаче книг не была ими соблюдена. Просто некоторые почему-то отказывают Папам Возрождения в любом проявлении человечности.
Я знаю, сколь Вы превосходны в искусстве живописи. Хотя, судя по дому художника и его богатому убранству, ему было грех жаловаться. Трудно назвать другого, кроме Тициана, художника, который оказал бы столь сильное влияние на других творцов. Эту особенность он выразит позднее в ее портрете (Вена, Музей истории искусств), на котором рыжеволосая маркиза предстала значительно помолодевшей в изысканном одеянии и входившем в моду тюрбане.
.