Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни». Характеризуется предельно интенсивным звучанием открытых цветов, сопоставлением контрастных хроматических плоскостей, сведением формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Он пишет городские пейзажи, отмеченные одновременно отстраненно-созерцательной авторской позицией и глубоко прочувствованным отношением к природе. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка.
Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). Lausanne, 1963 Diehl G. Les Fauves. Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком.
Главное — добиваться максимальной энергии краски. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Крупноформатные работы этого периода, часто изображающие как бы увиденные с высоты пейзажи или изображения обнажённого человеческого тела, принадлежат к лучшим работам О. Фриза. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена.
Дополняет образ – острота ритма. e»), определяющей память, сознание, дух. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им.
Она – в композиции моей картины. Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера.
Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга. Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма.
Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. А. Марке преимущественно работает в области пейзажа. Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи.
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка. Он взывал к нестертости чувств, лучшим примером чего служило радостное удивление человека, только вступающего в жизнь. Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Фовизм (франц. На скале растут редкие деревья. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер.
Он обозначил аффективное напряжение базовой художественной формой и главной ценностью картины— этот принцип стал основой понимания художественной системы и живописного произведения на протяжении всего XXвека. Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. fauve — дикий, хищный) — аван-гардистское течение во французском искусстве начала XX в. Ироническое прозвище «дикие» было дано кри-тиками группе живописцев, выступивших в парижском Салоне независимых в 1905 г. (А.
В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). les fauves — дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка.
Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски. Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов».
Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции. фр. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19. «Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда.
А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью. увлечение письмом точками, пуантилью, которую впервые стали использовать неоимпрессионисты Ж. Сера, П. Синьяк и А. Э. Кросс. В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень.
Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса. Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность». Тут появлялся гротеск, видна едкость красок. Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда.
«В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину».
У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен. Ж. Руо принимается за создание картин-притч. Получив стипендию города Гавра, художник отправляется в Париж, где поступает на обучение в ателье Леона Бонна при Школе изящных искусств.
В 1905 году на парижской выставке были продемонстрированы полотна экспериментировавших художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти. Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре.
А. С. Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. В 1923 году в брюссельской галерее Центавр состоялась вторая персональная выставка Дюфи, закончившаяся большим успехом мастера. Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом. Лит. : Chasse С. Les Fauves et leur temps.
XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Основным средством выражения фовисты избрали цвет. Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства. Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби».
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму.
Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло. Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. 4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Санкт-Петербург, Эрмитаж. Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Сезанн был учителем всех фовистов. В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии.
Многие названные художники занимались так же и росписью керамики. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк. Реакция критиков была неоднозначной. Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма».
Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. 1977, Giry M. Der Fauvismus. Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон».
Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности».
В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости». Были близки фовисты и к экспрессионизму.
Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития.
Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед. Будучи непрофессионалом, он не прибегал ко всякого рода сложным приемам, дабы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя, вот таким образом вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая чувство щемящего одиночества. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Цвет был, скажем, не просто синим, но самым синим, синим из синих и т. п. Вот таким образом художникам свойственна интенсификация палитры.
В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Первые опыты в живописи относятся к 1890 в 1892 Матисс учится в Париже в Академии Жюлиана у Адольфа Бугро – мэтра салонного искусства в 1893-98 работает в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. Примерно также могли сказать и другие. Холст, масло.
Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры».
Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры. Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет. Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова.
Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Он ввел категорию «длительности» («dure»), определяющей память, сознание, дух.
Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. fauvisme, от fauve – дикий), течение во французской живописи начала XX в. Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А.
В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности». Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена. У авангардного направления не было манифестов, согласованных наборов эстетических правил идеалов или планов. В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма.
Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких».
Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Но они казались все же слишком традиционными. Разговорившись, художники узнали, что они оба в восторге от творчества Ван Гога и оба весьма недовольны положением дел в искусстве. К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). Летом 1904 Анри Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом едет на юг Франции, в Сен-Тропез художник начинает использовать технику дивизионизма – раздельных точечных мазков. А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм.
Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. P., 1975 Duthuit G. The Fauvist Painters.
Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Тема панно – танец. Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир».
(фр. Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приёмам искусство фовистов заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX в. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве. М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
от фр. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. (Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики). Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33.
Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. Краски палитры стали сдержаннее.
Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое. Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма. После осознания художником всей композиции, основываясь на своей художественной интуиции, нужно выбрать необходимые для работы краски. Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Так состоялся «первый разговор фовизма».
Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись. Такие контуры использовались при изображении нагого тела, стволов деревьев, лодок на воде, фасадов и крыш домов, границ интерьеров и мебели. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению.
К нему был близок Морис Вламинк художник писал темпераментно, смело бросая на полотно подвижные мазки контрастных тонов. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм.
Дополняет образ острота ритма. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной».
«Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины. Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма.
Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ».
им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции. Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т. Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется».
Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). Wuerzburg, 1981. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками».
То же говорил и Матисс. Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков. Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных. Но после 1907 года объединение распалось.
Они вспомнили о детском рисунке. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см. : Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. : Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности». Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. 1890-х – нач.
От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ). Однако за маской дикаря скрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие и отдых усталому современному человеку (манифест 1908г. ). В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года.
Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. Манген, К. ван Донген), совместно участвовавших в ряде выставок 1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г. Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней.
Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ). Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи».
Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества. Контур усиливал силуэтность, экспрессию. Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью.
Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Каждому из них были близки свои принципы. Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Руо принимается за создание картин-притч.
При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов. Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков.
Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого. Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. Тем не менее именно фовисты сделали цвет автономным выразительным средством, развивая его как самостоятельный художественный прием27. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой.
Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Группа увеличивалась.
Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн. Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению.
Фовизм зародился в кон. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника – передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.
В. Б. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В. Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком. Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея).
Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия. Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала». Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Первым «измом» XX столетия стал фовизм.
Группой друзей с похожим отношением к живописи руководил Матисс-старший, ставший ведущей фигурой компании. О Матиссе будет сказано отдельно. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж).
Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне. Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907гг. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж).
В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». «Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре.
Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Фовизм указывал на движение вперед.
Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли. Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы.
Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. Советский искусствовед М. В. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира.
Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм».
Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией.
Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса. Ф. оказал определенное влияние на русский авангард. Такие же приемы можно обнаружить в скульптуре Руо, Дерена, Вламинка, Вольта, Дюфи, Матисса. движением «Новые дикие».
Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Он ввел категорию «длительности» («dur. Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой.
Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе. 1900-х гг. Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких. » – дало название новому направлению в живописи. С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме». В Париже она была тогда сравнительно дешева.
Родился в бедной многодетной семье. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции.