Графика (от лат. Некоторые постулаты эстетики романтизма перекликаются с сюрреализмом. Брагинская несколько расширяет понимание термина «экфрасис» и определяет его как описания изображений, включенные в произведения различных жанров античной литературы: «Итак, мы называем экфрасисом или экфразой, любое описание, а не только риторическое упражнение эпохи "языческого возрождения". В 1880--1910-х гг.
Душа живописного шедевра неотделима от его живописной материи. Декоративный живопись выполняет функцию оформления театральных спектаклей (эскизы театральных и кино декораций, костюмов и т. д. ).
На эти вопросы трудно дать общеобязательный ответ. Суть своего метода Дали видит в свободном от разума проникновении в сферу иррационального и «победу над Иррациональным» путем его художественной «рационализации» – создания «рукотворной цветной фотографии, зримо запечатлевшей иррациональное, его тайны, его странности, его утонченность и оголенность». Музыка Стравинского или драма Пиранделло производят социологический эффект, заставляющий задуматься над этим и постараться понять, что же такое «народ», не является ли он просто одним из элементов социальной структуры, косной материей исторического процесса, второстепенным компонентом бытия. Феномен усложнится, если мы вспомним, что через историю периодически проходило подобное неистовство изобразительного геометризма. Мир живописи в русском романтизме воплощается в различных хронотопах.
Пьеса Ж. Грака «Король – рыбак» навеяна легендой о Граале, но это не простой сценический вариант. Нарративные конструкции повестей как ведущего жанра переплетаются с эстетическими рассуждениями. Что происходит в душе человека, когда произведение искусства, например театральная постановка, «нравится» ему. По какому же признаку различаются эти две касты. Изобразительное является способом материализации (закрепление) приобретенного культурой опыта видения форм, пропорций, цветных отношений для отображения внутренней динамики явлений мира: событий, отношений, переживаний.
Поэты стремятся выявить логику сцепления «бессвязных мыслей». Именно в этот период формируется светский портрет. Сюрреализм проявил себя и в кино.
Исследователь для разбора выбирает исторический подход и на конкретном поэтическом материале (творчество А. Блока, В. Хлебникова, Н. Заболоцкого) демонстрирует, как в разных искусствах (живописи и литературе) проявляется сходное отношение художников ко времени, миру, человеку. – Период, когда произошло становление научных взглядов относительно истории человечества. Ц не означает, что произведения голландского художника лишены света. Лучшие западные образцы они стремятся использовать, повторять, копировать. И вместе с тем это творческий процесс, подобие художественного творчества.
в сфере самой художественной практики. Вероятно, не будет натяжкой утверждать, что пластические искусства нового стиля обнаружили искреннее отвращение к «живым» формам или к формам «живых существ». Он создал обаятельный и чарующий образ природы. Процесс художественного формообразования – мощный культурный фактор структурирования мира, осуществление средствами искусства общих целей культурной деятельности человека – преобразование хаоса в порядок, аморфного – в целостное. Новое поколение сюрреалистов Ж. Грак, Ж. Кехадд в 50-60 гг.
Вместе с тем в эстетике импрессионизма. С помощью своего метода Дали пытался «прочитать» и передать в своем искусстве «послания из вечности», которое открывается лишь во сне и бредовых состояниях. Кисть и резец испытывали тогда сладостный восторг, следуя животным или растительным образцам с их уязвимой плотью, в которой трепещет жизнь. 1820 — 30-е годы — время повышенного внимания к изобразительному искусству, открытие для России европейского изобразительного искусства и зарождение русской живописной школы. Зачастую (как, к примеру, в эпоху Возрождения) они принадлежат разным культурным слоям, следовательно и разным типам ментальностей. Станковая скульптура рассчитана на закрытое помещение (музеи, выставочные залы) имеет меньшие размеры.
Проблемные узлы эстетической науки всегда были исторически подвижны. Бодлеру правилась черная Венера именно потому, что классическая Венера – белая9. Название московской картины Рембрандта «Эсфирь, Артаксеркс и Аман» в его время без особых потрясении раскрывало зрителю его драматический узел. За основу типологии взята «схема создания произведения — отражения реальности, обращенного к общественному сознанию (зрителю, читателю): действительность – автор — произведение – общество»3. Лицо толкуется как синоним слов явление, что явленное дня (повседневной) восприятию.
Это не теистический, а пантеистическое понимание мира. России». Мир и происходящие в нем процессы в их ценности для человечества как рода (то есть в их эстетической значимости) — первая сфера эстетики, первый пласт ее предмета. Конец XIX века, по мысли исследователя, – новый этап развития отношений между живописью и литературой, знаком которого является появление таких технических видов искусств, как фотография и кино: «. новый синтез слова и изображения, в отличие от синкретизма первобытного искусства, — не вынужденный, свидетельствующий об ограниченности человека той эпохи в деле освоения им мира, а намеренный, доказывающий, что мы якобы поднимаемся посредством этого синтеза на более высокую ступень духовного развития» 4. За ней, как тяжелое облако, тянется роскошный плащ.
Слово было изображением, а изображение – словом»1. Универсальность взгляда на мир, всеобъемлющий охват бытия, обобщение всех человеческих знаний и прозрений порождали идею синтеза искусств, характерную для романтиков. Предметом анализа в монографии становятся как эстетические, так и художественные произведения романтиков, в которых, по мысли исследователя, происходит творческое осмысление темы искусства и образа творца.
Организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического направления в живописи. Сюрреализм возник во Франции и достаточно быстро распространился по всему миру.
В статье, посвященной творчеству Гоголя, С. Н. Дурылин пишет о влиянии на его произведения личного знакомства писателя с художником А. А. Ивановым, в работе «Репин и Гаршин» исследует взаимосвязь художественного и живописного творчества писателя и художника, ставшую результатом их личного общения. Скульптурный образ вписывается своими формами в реальное пространство (природный или пространство помещений). Используя цвет рисунок, композицию, фактуру (выразительность цветных мазков), перспективу чередование света и тени, художник создает иллюзию объемности пространства н плоскости стены или полотна.
Следовательно изменяется характер ее внутренней самоорганизации. Ибо если ненависть живет в искусстве как серьезность, то любовь в искусстве, добившемся своего триумфа, являет себя как фарс, торжествующий над всем, включая себя самого, подобно тому как в системе зеркал, бесконечное число раз отразившихся друг в друге, ни один образ не бывает окончательным – все перемигиваются, создавая чистую мнимость. Им была близка идея синтеза искусств, в основе которой лежит восприятие искусства как цельного явления, отражающего развитие творящего самого себя совершенного духа. Продолжив пленэрные искания Дж.
Чем чище стекло, тем менее оно заметно. В. А. Жуковского «Рафаэлева "Мадонна"» (1821), повесть В. И. Карлгофа «Портрет» (1832), стихотворение С. П. Шевырева «Преображение» (1829), в котором представлен поэтический вариант этого сюжета, повесть В. Ф. Одоевского «Художник» (1839), статью Н. В. Гоголя «Исторический художник Иванов» (1846). Он и К. А. романтизме понимания природы искусства и творчества. – философско – религиозный, мистический сюрреализм.
Сорокин). Анализ живописного творчества Лермонтова и Пушкина дан в книге А. М. Эфроса «Рисунки поэта». Как особая дисциплина вычленяется в XVIII в. у А. Баумгартена, введшего самый термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» – низшей теории познания, дополняющей логику у И. Канта «эстетика» – наука о «правилах чувственности вообще».
В монографии К. В. Пигарева «Русская литература и изобразительное искусство (XVIII – первая четверть XIX века)» предметом специального изучения становится русское искусство и литература XVIII века. Это анималистический, портретный, пейзажный исторический, бытовой жанры, натюрморт. Традиционный театр предлагает нам видеть в его персонажах личности, а в их гримасах – выражение «человеческой» драмы. Введенные А. К.
Новым в этих трактатах было отражение появившейся атмосферы активных споров вокруг проблемы иконописания, обсуждение художниками стоящих перед ними идейно-художественных проблем. Эти постулаты находят свое воплощение в повышенной метафоричности.
Художественное развитие осуществлялось в системе взаимодействующих видов искусства» 3. Сюрреалисты искали способ входить в доселе не исследованные области: в подсознание, во сны, сверхъестественные состояния, в сумасшествие. В последние годы наблюдается усиление тенденции в диссертационных и дипломных работах по искусствоведению и культурологии к обобщающему эстетическому анализу, когда предметом исследования выступают, к примеру, роль архетипа в восприятии произведений изобразительного искусства игровое начало в литературе XX века, человек в зеркале музыкальных форм, проблемы философской рефлексии в современной литературе и т. п. Творческое наследие Дали почти необозримо и трудно проверить, что такой объем работ даже в чисто механическом плане по силам одному человеку. Впрочем, Х. Ортега-и-Гассет и не стремился к обобщениям подобного рода.
Иногда отвращение к живой форме доходит до ненависти и вызывает общественные конфликты. Несмотря на то что черты лица могут изменяться, лик сохраняет свою одухотворенность есть сущностную определенность образа. В. Д. Поленов. Московский дворик. И поскольку такого человечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а только догадываемся, – икона может служить лишь символическим его изображением. Но без переживаний в искусстве никак не обойтись.
ослабевает момент социальной критики. С. 92.
Искусство было бы «фарсом» в худшем смысле слова, если бы современный художник стремился соперничать с «серьезным» искусством прошлого и кубистское полотно было рассчитано на то, чтобы вызвать такой же почти религиозный, патетический восторг, как и статуя Микеланджело. К ним относятся: живопись, скульптура, графика. При этом подчеркивает Бреттон во «Втором манифесте сюрреализма», «речь идет не о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием» (Антология французского сюрреализма). Именно вот таким образом изобразительные искусства имеют большой познавательный потенциал.
Среди текстов на этот сюжет назовем: повести В. И. Карлгофа «Художник» (1829) и «Портрет» (1832), драматические переводы Д. В. Веневитинова «Земная участь художника» (1829) и «Апофеоза художника» (1829), повесть Н. А. Полевого «Художник» (1833), повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» (1835) и «Портрет» (1835), его статью «Исторический художник Иванов» (1846), повесть В. Ф. Одоевского «Художник» (1839), роман В. К. Кюхельбекера «Последний Колонна» (1832 — 1843). Я решительным образом предпочел вторую возможность. двух видов искусства в единстве эстетической деятельности их представителей» 1. Данная хрестоматия является приложением к учебному пособию «Эстетика и теория искусства XX века», в котором философско-искусствоведческая рефлексия об искусстве рассматривается в историко-культурном аспекте.
По этому поводу французский критик Морис Надо в книге «История сюрреализма» пишет: «С романтизмом французским, английским и главным образом немецким началось вторжение в литературу и искусство вкуса не только к старинному, причудливому, неожиданному, но и к противопоставлению уродливого прекрасному, к снам, мечтаниям, меланхолии, ностальгии по потерянному раю и в тоже время возникало желание выразить невыразимое». – С. 281.
Большая часть того, что здесь названо «дегуманизацией» и отвращением к живым формам идет от этой неприязни к традиционной интерпретации реальных вещей. Начиная с эпохи Возрождения, наряду с поэтической формой появляется художественная проза. Сюрреализм стремиться очистить личность от социальной, нравственной и индивидуальной «шелухи».
Именно техника гравюры способствовала изобретения книгопечатания. Эффект эстетического воздействия произведений сюрреализма строится на сознательной абсолютизации принципа художественных оппозиций. Гегеля. создало ряд пьес. «Процесс познания исчерпан, – писали издатели первого номера журнала «Сюрреалистическая революция», – интеллект не принимается больше в расчет, только греза оставляет человеку все права на свободу».
Главное внимание художника не случайно сосредоточено на изображении лица, здесь он достиг значительных успехов, сделав серьезный шаг вперед в решении своей главной темы «Спаса нерукотворного», в повторении этой темы применил впервые прием мелких мазков, добившись ощущения подлинности живого, человеческого лица. а. Литературные описания живописных полотен. Шлегели, Вакенродер, русские романтики В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, Н. В. Гоголь. Вот таким образом в графике основная нагрузка при создании образа несет рисунок. Оно не народно по самому своему существу более того, оно антинародно.
Личность художника испещренная радужными тонами романтической палитры (пользуясь выражением Н. В. Кукольника), буквально гипнотизировала современников». в Китае а в Европе распространилась с XIV в. ее преимущество – в возможности тираж в ванн (отпечатки), благодаря чему графические произведения имеют преимущество перед живописью, л каждое художественное изображение является уникальным, неповторимым (даже авторские повторения его – это только копия) и над большинством видов скульптуре Гравюра на дереве развивается в двух направлениях: как книжная иллюстрации и станковые произведения – эстампы.
«Перевод» картины в словесную форму б. Живописные иллюстрации литературных произведений. Этюды на воздухе А. А. Иванова передают всю полноту восприятия природы человеком. В искусстве трудно преувеличить влияние прошлого на будущее. Наряду с этим в немецкой классической эстетике XVIII начале XIX вв.
Графические произведения зачастую монохромные (одноцветные). Глобальное восстание против разума характерно для всех теоретиков сюрреализма, которое остро ощущали его недостаточность в поисках сущностных истин бытия.
Только при одном условии мы можем наслаждаться Тициановым портретом Карла V, изображенного верхом на лошади: мы не должны смотреть на Карла V как на действительную, живую личность – вместо этого мы должны видеть только портрет ирреальный образ, вымысел.
Какова же будет реакция между непосредственным чувством и прекрасными формами прошлого. В разных областях художественного творчества, в разном материале воплощается понятие об эстетизме (красоте) и гармонии.
Торжество спорта означает победу юношеских ценностей над ценностями старости. Шишкин стремился к изображению леса «ученым образом», чтобы угадывалась порода деревьев. Саврасова 1830 1897 с большой силой художественного воздействия была раскрыта красота родной природы. Разное представление и понимание задач пейзажной живописи определили творческие пути романтического А. И.
Для современного художника, напротив, нечто собственно художественное начинается тогда, когда он замечает, что в воздухе больше не пахнет серьезностью и что вещи, утратив всякую степенность, легкомысленно пускаются в пляс. В. А. Прытков в книге «Чехов и Левитан» рассматривает общение писателя и художника как проявление их творческой близости.
– Уже есть. Но если взять его шедевр вроде московского «Пейзажа с Геркулесом» и рассмотреть его непредвзято, то, оказывается, в создании его участвовало иррациональное начало и непосредственное чувство и пантеизм и стоицизм и многое другое. Акцентируя внимание на роли цвета в живописи, Г. Гегель пишет:.
Представления о предназначении искусства все время менялись. Более близкие художественные истоки сюрреализма восходят к романтизму вообще и к немецкому романтизму в особенности, где всегда жила тяга к необыкновенному и иррациональному. Историческая живопись как таковой сформировался в европейском искусств: в ХVIII-XIX вв. Исследователь пишет, что именно в эпоху романтизма произошел всплеск интереса к вопросам искусства: «. русская и художественная мысль в 10-х — первой половине 20-х годов XIX века сделала заметный шаг по сравнению с предыдущим временем»1 К. В Пигарев рассматривает первые эстетические статьи русских романтиков об искусстве, выявляет специфику художественной и культурной жизни России первой трети XIX века. Прозаическая литература не имеет этого апробированного способа построения речи. «Перевод» слова в изображение.
Гегеля. Вот таким образом все их тексты производят впечатление сложных конструкций, подобных сну». Эти признаки прежде всего характеризуют разные направления художественного авангарда (кубизм, экспрессионизм и т. д. ). Это главным образом и затрудняет серьезным людям, с менее современной восприимчивостью, понимание новых произведений: эти люди полагают, что новые живопись и музыка – чистый «фарс» в худшем смысле слова и не допускают возможности, чтобы кто-либо именно в фарсе видел главную миссию искусства и его благотворную роль. – В. М. ), а не освещены источником света.
Хаос мира вызывает и хаос художественного мышления – это принцип эстетики сюрреализма. Каждый из названных видов живописи имеет свое предназначение. В «Российском энциклопедическом словаре «эстетика» (от греч.
Им написаны сотни живописных полотен, созданы тысячи графических листов, в том числе иллюстрации к «Дон Кихоту», «Божественной комедии», ряду трагедий Шекспира написан ряд книг, он учавствоавл в создании фильмов, многих театральных постановок, выступал с лекциями и докладами в различных странах мира. В лирике он будет искать человеческую любовь и печаль, которыми как бы дышат строки поэта. Сторонники нового искусства утверждают новый эстетический эталон. Это врожденная наклонность к «человеческому».
Альберте О живопись1 Б. Челлини Трактат о живописи, Леонардо да Винчи Книга о живописи»А. Момент творчества предстает как сакральный акт, как приобщение к идеальному миру.
Проблемное поле эстетики как науки — эстетическое освоение мира.
Вместе с тем границы между эстетическим и искусствоведческим исследованием проницаемы. Оно эстетически содержательно и несет в себе художественную концепцию мира и личности. Он стремиться разрушить другие психические механизмы и занять их место для решения важнейших проблем (из «Манифеста сюрреализма» 1924 г. Бреттона). Наряду с различными видами рисунков в графике состоит техника гравюры. Трудно оторваться от этого костра красок с его танцующими язычками пламени. Анализ картины – это не музейное инвентарное описание с обозначением всех примет, позволяющее в случае надобности «опознать» исчезнувшую картину.
Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющихся под действием сильного или слабого ветра ("Сиверко" Остроухова), дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса иней, снег – сухой и мокрый. С. Н. Дурылин в статье «Врубель и Лермонтов» рассматривает связи живописи и литературы на материале произведений Гоголя и Лермонтова, анализирует влияние на живопись Врубеля художественных образов, созданных в произведениях Лермонтова. Это касается и портретности образов.
В театре сюрреализм опирался на драматургию Р. Витрака, Ж. Кокто, Р. Руссея. Предмет эстетики и ее проблемное поле шире искусства. Двое- идут против одного, против третьего. Эта тенденция обогащает проблемное поле современной эстетики.
Сюрреализм отказывается контролировать и творческий процесс и личность какими – либо нравственными и эстетическими категориями: «Мораль противоположна счастью с тех пор, как я существую» (Пикабиа). непосредственному впечатлению, погрузиться самозабвенно в него. Принимать их за реальные вещи – значит «идеализировать», обогащать их, наивно их фальсифицировать. К нему относятся работы JI.
Шлегель так отзывается о разделении искусства на виды: «Ужасное заблуждение — разрывать то, что изначально и вечно едино и безумно уничтожать целое, где от грубого прикосновения исчезает высший дух» 2. Пусть заведут другую.
Эта техника изобретена в VI-VII вв. Попытки выявления общих принципов художественных стилей, порождающих принципов музыкального изобразительного, литературного творчества (также своего рода универсалий) ведутся и в рамках отдельных искусствоведческих дисциплин – литературоведения искусствоведения, музыковедения. Разрыв с иконописной традицией намечен четко. Могут сказать, что подобного результата всего проще достичь, полностью избавившись от «человеческих» форм – от человека, здания, горы – и создав не похожее ни на что изображение. В течение полутора веков «народ», масса претендовали на то, чтобы представлять «все общество».
Несмотря на рыхлость, необработанность, неотесанность материала, пьеса Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора» была, должно быть, единственной за последнее время вещью, которая заставила задуматься каждого поклонника эстетики драматургии. 2 Там же.
Таковы труды "Музыкальная форма как процесс" Б. Асафьева, "Итальянское Возрождение. Тем самым итальянский по сюжету пейзаж был русским по своему содержанию. Искусство снимает покровы с действительности, творит вторую, «истинную» действительность – сюрреальность. В поле зрения исследователя попадают повесть В. И. Карлгофа «Художник» (1824), новеллы В. Ф. Одоевского: «Ореге del Cavaliere Giambattista Piranesi» (1831), «Последний квартет Бетховена» (1830), «Импровизатор» (1833) и «Себастиян Бах» (1835) повесть Н. А. Полевого «Художник» (1833) и некоторые другие.
Русская поэзия, как и живопись, тоже откликается на все это многообразие. С. 78. Многообразие форм освоения мира не сводится к искусству. Враг, с которым романтизму пришлось сражаться, представлял собой как раз избранное меньшинство, закостеневшее в архаических «старорежимных» формах поэзии. – М., 1966.
Такие зрители смогут допустить чистые художественные формы ирреальность, фантазию только в той мере, в какой эти формы не нарушают их привычного восприятия человеческих образов и судеб. Н. Г. Машковцев в своей книге «Гоголь в кругу художников» детально анализирует творческое общение Гоголя с современными ему художниками Венециановым, Ивановым. Однако первые художники, посвятившие себя пейзажу, работали в условной манере.
Они теряют границы. Самообожествление мира сочетается у него с отрицанием аскетики. На стены пещер (жилья тогдашней человека) наносились изображения животных (предмет наибольшей неравнодушия). Отнесем к ней повести В. И. Карлгофа «Художник» (1829) и «Портрет» (1832), Н. В. Гоголя «Портрет» (1835), а к выделенной нами подгруппе — фантастические повести с мотивом оживающего портрета – повесть Гоголя «Портрет» и неоконченную повесть М. Ю. Лермонтова (1841), для создания полноты картины отнесем к этой подгруппе повесть К. С. Аксакова «Вальтер Эйзенберг» (1836). Процесс этого восприятия, его динамика отражаются в структуре произведения, которая, в свою очередь, активно направляет ход восприятия картины зрителем.
Поэтичны северные пейзажи Н. М. РОМАДИНА, «Сказы об Урале» В. В. МЕШКОВА и рядом с ними солнечные пейзажи Армении исполненные М. С. САРЬЯНОМ, бескрайние просторы Киргизии на полотнах С. А. ЧУЙКОВА и многих других художников.
а. Литературные описания живописных полотен. Отсюда строгое разграничение видов искусств. Важно научиться видеть, выбирать, получать творческий импульс от зрительных образов, замечать красоту натуры пластику формы, силуэта, линии, ритма, гармонию цветовых сочетаний. Она включает в себя тематические композиции, портрет, пейзаж, натюрморт, которые, в свою очередь, подразделяются на исторические историко-революционные, батальные, жанровые и т. п. картины. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию.
Во-вторых и это самое важное соображение искусство, о котором мы говорим, «бесчеловечно» не только потому, что не заключает в себе «человеческих» реалий, но и потому, что оно принципиально ориентировано на дегуманизацию. Изображения животных в начале становления образности мышления отражает ряд сопутствующих потребностей, непосредственно не связанных с эстетическим переживанием целесообразности их форм.
4 Там же. Если зрительная настройка неадекватна предмету, мы не увидим его или увидим расплывчатым. Это наиболее ранние виды художественности. Вторжение романтизма, на которое можно сослаться в качестве примера, как социологический феномен абсолютно противоположно тому, что являет искусство сегодня.
Драматургия – ц литературная основа театра и кино. Поэзия сюрреалистов тяготеет к темам: «сны и галлюцинации», пестрота настроений и чувств. Чувство, что уложилось именно таким, а не другой словесный образ, приобретает предельно обостренной выразительности и одновременно неисчерпаемой глубины, поскольку поэтическое слово многоуровневое по содержательной глубиной и приводит ряд ассоциативных рядов мыслей и переживаний. 56.
Первый раздел составлен из текстов, которые являются репрезентативными для традиционного в эстетической и теоретической мысли направления – философии искусства. Так, Д. В. Веневитинов в своей программной статье «Развитие просвещения в России» (1831) пишет, что «художник одушевляет холст и мрамор для того только, чтобы осуществить свое чувство, чтобы убедиться в его силе, поэт искусственным образом переносит себя в борьбу с природой, с судьбою, чтоб в сем противоречии испытать дух свой и гордо провозгласить торжество ума» 1. Здравый смысл противопоказан искусству.
Они пишут реальность в «глубинных слоях» души, «в высшей действительности», «во всевластии сна». В одном из эпизодов фильма герой бритвой вырезает глаза своей возлюбленной. Попытки выявления общих принципов художественных стилей, порождающих принципов музыкального изобразительного, литературного творчества (также своего рода универсалий) ведутся и в рамках отдельных искусствоведческих дисциплин – литературоведения искусствоведения, музыковедения.
И если в первом случае он испытает немалое удовлетворение, заключив себя в рамки условностей и повторив некоторые из освященных ими художественных жестов, то во втором он создаст произведение, отличное от признанных и вдобавок получит не меньшее, чем его собрат, удовольствие, придав этому произведению характер агрессивный, обращенный против господствующих норм. Это обстоятельство повлияло на скудость самого состава эстетических понятий, остававшихся в недавнем прошлом в отечественной науке на уровне XIX века. Конечно, как идея или теория все это не так уж ново. Собственно, авангардное искусство культивирует признаки уже не культуры чувственного (актуализирующейся в XX веке и сменяющей предшествующую культуру), а культуры идеационального типа (П.
Идеологическая борьба наряду с прогрессивными течениями вызвала и ряд реакционных направлений в живописи (абстракционизм, кубизм, поп-арт), отвергающих социальное, познавательное содержание искусства, сводящих задачи живописи к механическому комбинированию цветовых плоскостей, пятен, линий, бездумному применению коллажа, а в идейно-нравственной области к аморализму, смакованию безобразия (сюрреализм), маскируемой аполитичностью реакционности. Эстетика русской пейзажной живописи В очаровании русского пейзажаЕсть подлинная радость, но онаОткрыта не для каждого и дажеНе каждому художнику видна Николай Заболоцкий Вечер на Оке Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Ритм свойственны поэзии.
В бегстве от «человеческого» ему не столь важен термин ad quem, сколько термин a que6, тот человеческий аспект, который оно разрушает. Он имеет много жанров и подвидов. Произведение – мир, внутри которого поэт – Бог – творец. Особое значение для эстетической организации пространства имеет монументальная скульптура. Саврасов убеждал будущих художников в необходимости хорошего знания природы, ее пережитости внутреннего контакта между пейзажем и переживанием автора.
Но, во-первых, это нерационально. К ним примыкал конфликт, вызванный столкновением старого и нового искусства. Это доказывается прекрасной живописью М. ЛЕБЕДЕВА, который продолжил живописные поиски Щедрина и в особенности поразительными пейзажными достижениями и открытиями А. ИВАНОВА. Старые хрычи, которые присутствовали на представлении «Эрнани», весьма хорошо понимали драму Виктора Гюго и именно так как понимали, драма не нравилась им.
Этим объясняются, с одной стороны, равноценность всех частей картины, одновременно рождающихся под кистью художника и одинаково участвующих в образном построении произведения с другой стороны -- кажущиеся случайность и неуравновешенность, асимметрия композиции, смелые срезы фигур, неожиданные точки зрения и сложные ракурсы, активизирующие пространственное построение теряя глубину, пространство порой «выворачивается» на плоскость или же уходит в бесконечность. По своему внутреннему складу он был иррационалистом и эзотериком. Крупнейшим представителем «натуралистического сюрреализма» был также испанец Сальвадор Дали. К числу передвижников принадлежали именитые пейзажисты.
1875. С эпохи Возрождения главным объектом скульптурных изображений является человек. Только живопись употреблением цвета доказывает полноту одухотворенности к ее истинному живого воплощения.
Анализ искусства как разложение на части живого организма – это своеобразная вивисекция. Н. Г. Машковцев в своей книге «Гоголь в кругу художников» детально анализирует творческое общение Гоголя с современными ему художниками Венециановым, Ивановым. Но Гёте верно угадал драматический подтекст этого произведения. Взаимодействие живописи и литературы К. А. Баршт характеризует как «две стороны одного, единого процесса развития русской культуры, связанные между собой диалектическим единством».
Как-то я уже отмечал, что искусство и чистая наука (именно потому, что они – наиболее свободные виды деятельности, менее прямолинейно подчиненные социальным условиям каждой эпохи) таковы, что по ним в первую очередь можно судить о переменах в коллективном типе восприятия. Упрощенно говоря, эстетический анализ любых художественных форм выступает как макроанализ (изучение в большой пространственной и временной перспективе), в то время как специальное искусствоведческое исследование есть, преимущественно, микроанализ (изучение под увеличительным стеклом). Вместо того чтобы потешаться над кем-то определенным (без жертвы не бывает комедии), новое искусство высмеивает само искусство.
Что называет большинство людей эстетическим наслаждением. Можно даже утверждать, что это первая «драма идей» в строгом смысле слова.
Объёмные формы как бы растворяются в окутывающей их свето-воздушной оболочке, дематериализуются, обретают зыбкость очертаний: игра разнообразных мазков, пастозных и жидких, придаёт красочному слою трепетность, рельефность тем самым создаётся своеобразное впечатление незаконченности, формирования образа на глазах у созерцающего полотно человека. – параноидально – критический сюрреализм с 1948 по 1970 гг. Вводит в научный обиход термин «экфраза» О. М. Фрейденберг, которая рассматривает природу описаний изобразительного искусства (живописи, скульптуры и архитектуры) в античной литературе.
Произведение искусства, не побуждающее к такому вмешательству, оставляет их безучастными. Ограничиваться воспроизведением реальности, бездумно удваивая ее, не имеет смысла. человека до сознательного синтеза двух видов искусства в современности. Исхудавшие лики святых на иконах противопоставляют.
В 1919 г. Молодые поэты Л. Аргон, А. Бреттон и Ф. Супо основали журнал «Litterature», в котором была опубликована первая сюрреалистическая книга Бреттона и Супо «Магнитные поля». Если ранее проблема соотношения двух видов искусства решалась как выявление отличий и сходств живописи и литературы их разграничение, то у романтиков встает вопрос об универсальном мире искусства, о взаимосвязи словесного и изобразительного видов искусства. Противоречие налицо и очень важно обратить на него внимание.
Изображена в пределах человеческого жилья, она олицетворяет становления неравнодушия к пространству, в котором объекты славнее не просто учитывая их практической ценности (предмет потребления), а с учетом потребности познать их жизненность: строение тела, привычки и т. д. Его изображение – это не предметность как такие (виноград, персики, яблоки. ), это – идея винограда идея яблок и т. И все это вполне по рембрандтовской светится с себя.
Дилецкий, И. Коренев, С. Полоцкий, И. Владимиров) западная культура становится эталоном. Так, Д. В. Веневитинов в своей программной статье «Развитие просвещения в России» (1831) пишет, что «художник одушевляет холст и мрамор для того только, чтобы осуществить свое чувство, чтобы убедиться в его силе, поэт искусственным образом переносит себя в борьбу с природой, с судьбою, чтоб в сем противоречии испытать дух свой и гордо провозгласить торжество ума»1. Ключевая проблема — эстетическое ( многообразная действительность в ее значении для человечества). Проблемы и люди" Л. М. Баткина, "Искусство и утопия" С. П. Батраковой, "Музыка XYIII века в ряду искусств" Т. Н. Ливановой, "Историческая поэтика в истории немецкой культуры" А. В. Михайлова и многие другие.
Просто наступила такая ситуация, что всевозможные комбинации внутри этих жанров исчерпаны. Эстетизм очень схож с импрессионизмом. До изобретения книгопечатания писания букв было видом графики.
Испанский художник Х. Миро в 1923 г. Вошел в круг главных создателей сюрреализма. Это будет искусство для художников, а не для масс это будет искусство касты, а не демоса. Сюрреализм утверждает бесконтрольность творческого процесса. Брагинская несколько расширяет понимание термина «экфрасис» и определяет его как описания изображений, включенные в произведения различных жанров античной литературы: «Итак, мы называем экфрасисом или экфразой, любое описание, а не только риторическое упражнение эпохи "языческого возрождения".
В отечественной науке имеется множество литературоведческих и искусствоведческих работ, которым присущ очевидный эстетический фермент. Это не значит, что описание должно быть непременно художественным, беллетристическим, как изящное описание картины Греза «Молодая девушка плачет над своей мертвой птичкой», которое Дидро включил в свои Салоны, Дидро состязался в нем со своим любимым художником и даже его превзошел, но эта заметка никак не может быть названа анализом картины. В «театре жестокости» А. Арто, близком по духу сюрреалистической эстетике, актер осуществляет над собой и над зрителем моральное насилие во имя того, чтобы «вырваться из созерцательно – безмятежного гедонизма». С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания. Станковая живопись существует в виде отдельной картины и не зависит от местоположения.
Стремясь к правдивому изображению близкой человеку обыденной природы импрессионисты-пейзажисты (особенно Писсарро и Сислей) развивают традиции барбизонской школы. Самым дальним своим историческим предшественником сюрреалисты считают Босха. Тенденция эта приведет к прогрессивному вытеснению элементов «человеческого, слишком человеческого», которые преобладали в романтической и натуралистической художественной продукции.
В полемике сторонников старого и нового искусства постепенно формируется новая эстетика. Прекрасное описание «Милосердного самаритянина» Рембрандта дает Гёте. Алогичное, подчеркивал А. Арто, является высшей формой выражения и постижения «нового смысла» и именно сюрреализм открывает пути к достижению его, соперничая при этом и с безумием и с оккультизмом и с мистикой. В своих пейзажах, портретах, многофигурных композициях художники стремятся сохранить непредвзятость, силу и свежесть «первого впечатления», которое позволяет схватить в увиденном неповторимо характерное, не вдаваясь в отдельные детали.
Каждый вид обладает богатством и своеобразием техник создания образа. Искусство всегда обладало неиссякаемой способностью расширять свои возможности. Новое искусство возвращает к имевшей место еще у романтиков иронии. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. Она подвижна и преодолима. Работа над картиной непосредственно на открытом воздухе дала возможность воспроизводить природу во всей её реальной живости, тонко анализировать и мгновенно запечатлевать её переходные состояния, улавливать малейшие изменения цвета, появляющиеся под воздействием вибрирующей и текучей свето-воздушной среды (органично объединяющей человека и природу), которая порой становится в импрессионизме самостоятельным объектом изображения (главным образом в произведениях Моне).
На место его приходит строгое разграничение художественных средств и образов». А. Бреттон считал Миро «самым сюрреалистичным» среди сюрреалистов. Шлегели, Вакенродер, русские романтики В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, Н. В. Гоголь.
Возможно, что художник 1860 года ставит нас перед лицом многих других эстетических проблем но тут важно одно: он начинал с того, что обеспечивал такое сходство. Литературные роды (эпос, лирика, драма) в своем становлении и истории развития разворачивают процесс создания и сохранения в слове богатства опыта отношение человека к миру в его эстетической определенности Художественная литература объединяет в себе различные виды изобразительного искусства и выражения, создавая полноту бытия в образах средствами действия.
Предмет всегда больше понятия и не совсем такой, как оно. Она может быть положительной или отрицательной. Он неотделим от эстетического образа интерьера. а. Произведение живописи, увиденное литератором, приводит к личному общению его с художником (автором произведения) б. Литературное произведение, прочитанное художником, приводит к личному знакомству с писателем (автором этого произведения). Но наиболее ярко сюрреализм отразился в живописи. Пейзаж покажется ему «милым», если он достаточно привлекателен как место для прогулки. Не будем спорить сейчас, возможно ли чистое искусство.
Хотя ключевая работа философа в этом направлении появится лишь в 1930 году (она называется «Восстание масс»), тем не менее уже в работе 1925 года «Дегуманизация искусства», включенной в хрестоматию, тема омассовления оказывается не только фоном выявленных им эстетических процессов, связанных с формированием новой элиты и новой эстетики. к изучению живописного экфрасиса. Литература периода романтизма, по мысли исследователя, «представляет своего рода энциклопедию художественных вкусов тех лет» 1. XVII век — это переломная эпоха как и все переломные эпохи, она конфликтна.
Н. А. Дмитриева раскрывает соотношение живописи и литературы исходя из «природы изобразительности в художественном слове и выразительности — в пластических искусствах» 1. И не то чтобы содержание произведения было комичным – это значило бы вновь вернуться к формам и категориям «человеческого» стиля, – дело в том, что независимо от содержания само искусство становится игрой. Русские романтики воспринимают из книги Вакенродера ряд значимых идей: божественная природа искусства и творчества, предназначение художника, созерцание произведения искусства душой человека.
Раньше метафора покрывала реальность как кружево, как плащ.
Однако между идеей и предметом всегда существует непреодолимый разрыв. 3.
Спектакли, поставленные в Париже по этим пьесам, – свидетельство живучести сюрреализма. – С. 281. Возможно, что это положение покажется спорным. Вот таким образом читатель не замечает и не запоминает слов.
Скоро станет очевидным, что в 1860 году художник в первую очередь добивался, чтобы предметы на его картине сохраняли тот же облик и вид, что и вне картины, когда они составляют часть «живой» или «человеческой», реальности. Исследователь пишет, что именно в эпоху романтизма произошел всплеск интереса к вопросам искусства: «. русская и художественная мысль в 10-х — первой половине 20-х годов XIX века сделала заметный шаг по сравнению с предыдущим временем» 1 К. В Пигарев рассматривает первые эстетические статьи русских романтиков об искусстве, выявляет специфику художественной и культурной жизни России первой трети XIX века. Художники Советской России и союзных республик искали вдохновения и темы для своих произведений на ударных стройках, на крупных промышленных предприятиях, в совхозах и колхозах. Они имеют предметную форму и не изменяются в пространстве и времени. Скульптура (от лат.
Это начала эстетического отношения к пространству и его объектов, а не собственно художественное формирование. Итак, литература как искусство слова на всепроникающий характер. По содержанию и способу создания образа скульптура делится на монументальную (включая монументально-декоративную), станковую и скульптуру малых форм. Личность художника испещренная радужными тонами романтической палитры (пользуясь выражением Н. В. Кукольника), буквально гипнотизировала современников». Романтизму весьма скоро удалось завоевать «народ», никогда не воспринимавший старое классическое искусство как свое.
Дух, воплощенный в скульптурном образе – это дух, монолитный в самом себе. Прежде всего, есть одна вещь, которую полезно уточнить.
Тогда картина была бы самой правдой и не произошло бы неизбежного поражения. Таковы труды Музыкальная форма как процесс Б. Асафьева, Итальянское Возрождение.
Хуан Миро. Отстраняясь от сюрреалистов группы Бреттона, Дали отмечает, тем не менее, что у них один метод, только у сюрреалистов он «называется объективной случайностью, когда бред вдруг оборачивается реальностью».
Выбор материала обоснуем специально. Змея стилизуется как меандр, солнце – как свастика. В статье, посвященной творчеству Гоголя, С. Н. Дурылин пишет о влиянии на его произведения личного знакомства писателя с художником А. А. Ивановым, в работе «Репин и Гаршин» исследует взаимосвязь художественного и живописного творчества писателя и художника, ставшую результатом их личного общения. Смысл этого философ передает фразой: пробуждение мальчишеского духа в одряхлевшем мире.
Таким образом, природа – это неиссякаемый источник творческих идей. Материалом живописи есть краски (масляные, темперные, акварельные).
Сила атаки находится в непосредственной зависимости от исторической дистанции. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет включил в эстетическую рефлексию XX века рассмотрение феномена омассовления и анализ сознания столь распространенной для этой эпохи фигуры заурядного человека или человека массы, агрессивного по отношению к тому, что философ называет «новым искусством» или к искусству авангарда.
Быть может, даже в наиболее абстрактной линии орнамента скрыто пульсирует смутное воспоминание об определенных «природных» формах. В действительности подтверждалась тревога Ф. Шлегеля, опасавшегося, что в конъюнктурных руках философия искусства превратится в то, что не будет обнаруживать в своем содержании ни философии, ни искусства.
Однако его сверхэкстравагантные выходки, сюрреалистическая игра с самыми жгучими и актуальным для того времени политическими проблемами приводят его к конфликту с Бреттоном и другими сюрреалистами, склонившимся в тот период к коммунистической идеологии. Живописные миры Миро часто музыкальны, поэтичны, крайне насыщены и разнообразны. Неважно, какие именно живые существа, лишь бы в них пульсировала жизнь. В творчестве А. К.
Вот таким образом отношения природы и человека это отношения двух культур. Сюрреализм предполагает, что читатели и зрители «настраиваются на волну» художника и проникаются тем, что он «хотел сказать». «Перевод» картины в словесную форму б. Живописные иллюстрации литературных произведений. 3 Там же.
Со своей стороны новое искусство содействует тому, чтобы «лучшие» познавали самих себя, узнавали друг друга среди серой толпы и учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством. Он лишь осторожно ставит вопрос о «зарождающейся реальности», которую еще предстоит понять. Сюрреализм – художественное воплощение агностицизма: он исходит из того, что художника окружают непознаваемые «вещи в себе», а за реальными явлениями стоит некая сверхреальность. На протяжении XIX века художники работали слишком нечисто. Человек изображенный на портрете и сам портрет – вещи абсолютно разные: или мы интересуемся одним или другим.
В монографии К. В. Пигарева «Русская литература и изобразительное искусство (XVIII – первая четверть XIX века)» предметом специального изучения становится русское искусство и литература XVIII века. Рассмотренные в работе произведения распределяются по этой типологии следующим образом. Пусть читатель вообразит, что в настоящий момент мы смотрим в сад через оконное стекло. 3 Ванслов В. В. Эстетика романтизма. Однако лишь с XIX в. она утверждается как законный вид искусства. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф.
Поясню эту мысль примером изучения и толкования творчестве Пуссена. Дело в том, что большинство, масса, просто не понимает ее.
1878. Куинджи 1841-1910 Украинская ночь, 1876, певца морских просторов И. К. Н. А. Дмитриева раскрывает соотношение живописи и литературы исходя из «природы изобразительности в художественном слове и выразительности — в пластических искусствах»1.
Вселенная, Космос, Природа трактовались ими как эстетические феномены. С тем, что изображено на традиционных полотнах, мы могли бы мысленно сжиться. Постепенно слово и образ перестают повторять друг друга, появляются значения, свойственные той или иной форме ее выражения, но связь между ними не теряется и живопись эпохи средневековья этому подтверждение: «Развитие искусств, основанных на выразительных возможностях слова и изображения, происходит в едином русле».
Накопленный искусством опыт воплощения максимально говорящей чувственной формы и скрытого духовно-психологического содержания лег в основу гегелевской концепции искусства как идеального, выраженного в реальном (совершенной идеи в её чувственном инобытии). Потому философ сознательно избегает окончательных выводов. Откуда такой зуд «дегуманизировать», откуда такое отвращение к «живым формам». (Оставим в стороне капризную породу «снобов». ) Значит, произведения искусства действуют подобно социальной силе, которая создает две антагонистические группы, разделяет бесформенную массу на два различных стана людей.
В самом деле, разве не открывает оно путь для чисто субъективных переживаний. В России книга Вакенродера «Сердечные излияния отшельника, любителя искусств», по мысли И. В. Карташовой, «сыграла большую роль в создании романтического культа искусства» 1. Передвижники совершили подлинные открытия в пейзажной живописи.
Вся суть заключается в способе организации слов. Шатобриан – такой же реалист, как и Золя. Нет ничего более легкого, нежели подмечать различия между отдельными произведениями. а. Литературный портрет художника-живописца в произведении писателя б. Живописный портрет литератора в произведении художника. Это специфически эстетические чувства. В его сознании возникают, складываются образы.
Искусство является выражением внутреннего «я» такой личности. Работы С. С. Аверинцева и Н. В. Брагинской также посвящены изучению античных экфраз. Разнообразнейший по оттенкам и степени насыщенности цветом осенний лес. Художник, согласно сюрреалистической эстетике, вправе не считаться с реальностью. «С социологической точки зрения» для нового искусства, как мне думается, характерно именно то, что оно делит публику на два класса людей: тех, которые его понимают и тех, которые не способны его понять.
В центре внимания работ Д. В. Сарабьянова – взаимоотношение живописи и литературы второй половины XIX века и рубежа XIX — XX веков исследователь выявляет реалистические и модернистские тенденции обоих искусств. Реалистом были Бетховен и Вагнер.
– Калинин, 1983. -С. Новая эстетика искусства в XVII в. противопоставляется старой. Исследователь понимает под экфразой «изображение изображения».
Трудная, для многих неразрешимая задача. Новое искусство стремится нарушить всякий устойчивый порядок и иерархию. Для сторонников старой культуры, ревнителей древнего благочестия, все западное чуждо, оно становится объектом отрицания и неприятия (протопоп Аввакум, Александр Мезенец и др. ). Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я», человеческого духа от оков сциентизма, логики, разума, морали, государственности, традиционной эстетики, понимаемых ими как «уродливые» поражения буржуазной цивилизации, закрепостившей их с помощью творческого человека. Живопись и графика – двумерные скульптура – чаще всего объемная и трехмерная.
И одна и другая ветви эстетики стремились к поискам сущности искусства, тенденций и закономерностей художественного творчества и восприятия. Наоборот, они полны света, но другим способом: это не рационалистическая освещенность итальянцев (кроме Леонардо, у которого свет имеет магическое наполнение). Творчество Кюхельбекера ярче всего демонстрирует развитие жанровых форм осмысления искусства живописи — от жанра эстетической статьи и повести о художнике русский романтизм приходит к форме путевых заметок и жанру романа о живописце. исследуются закономерности формирования художественного образа средствами живописи (Л. -Б. Эстетика импрессионизма продолжает начатое реалистическим искусством 1840--60-х гг.
В искусстве, обремененном «человечностью», отразилось специфически «серьезное» отношение к жизни. Разыгрываемая в «Шести персонажах» скорбная житейская драма просто предлог, – эта драма и воспринимается как неправдоподобная. Вот таким образом распространяется жанр автопортрета (Врубель, Дюрер, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс, Тициан, Шевченко) как возможность достижения адекватности отражения внутреннего состояния изображений.
Р. В. Иезуитова выделяет в отдельную группу «повести об искусстве и художниках» 1 и рассматривает появление подобных повестей как одно из направлений развития русской повести. Такие попытки (Гильдебранд, Фолль, Вельфлин, Дворжак, Бенеш) уже предпринимались в первые десятилетия XX века: на основе анализа общепринятых форм художественной типизации, тематического арсенала данной художественной эпохи и способов его воплощения выявлялись существенные сдвиги в миропонимании и мироощущении конкретно-исторического типа человека, особенности его восприятия и потребностей. С. 78. Поэтика сюрреализма зиждется на постулатах: «антибанальность любой ценой», «ясность граничит с глупостью». Дали много «теоретизировал» об искусстве, о сюрреализме. Издавна литература функционировала как произнесенное слово, должно быть услышано другими.
Таким образом, природа это неиссякаемый источник творческих идей. Принципиально новым по сравнению со средневековым было понятие музыки (мусикии), которое употреблялось одинаково в отношении как инструментальной, так и вокальной музыки. Природа является для художников олицетворением настоящей свободы.
Наряду с этим в немецкой классической эстетике XVIII – начале XIX вв. Все молодое искусство непопулярно – и не случайно, но в силу его внутренней судьбы. Она ориентирована на открытое пространство и призвана организовать его собой.
Исследователь понимает под экфразой «изображение изображения». С этим связана абсолютизация чудесного и превращение его в ведущую категорию эстетического отношения человека к миру: «Нет ничего кроме чудесного» (А. Этот метод, естественно, требовал от художника высочайшего профессионализма в живописной технике, умения создавать «рукотворные фотографии». Различают два вида скульптуры: круглая (статуя, скульптурная группа, бюст, торс) и рельеф (изображение на плоскости, служит фоном). Для объяснения метафизики живописи обратимся еще к одному сравнения. Усыпление разума, погружение в «волну грез» интуитивность, ассоциативность, «автоматизм» становятся ведущим принципом этого направления.
Вводит в научный обиход термин «экфраза» О. М. Фрейденберг, которая рассматривает природу описаний изобразительного искусства (живописи, скульптуры и архитектуры) в античной литературе. Импрессионистическая картина представляет собой отдельный кадр, фрагмент подвижного мира.
Обращение в последней главе к анализу повестей Гоголя «Невский проспект» и «Портрет», которые традиционно признаются исследователями реалистическими, обосновано прежде всего тем, что творчество Гоголя занимает особое положение в развитии темы живописи в русской литературе первой половины XIX века. В своих трудах к вопросам искусства обращались немецкие романтики Шеллинг, А. и Фр. Это, казалось бы, предполагает необычайный энтузиазм по отношению к искусству. В 60-70-е годы главной задачей было сближение искусства с жизнью народа. От первоначальной способности фокусировать в художественном произведении все самое абсолютное, что художник находил в мире (античность, Возрождение) искусство переходило к умению воплощать в художественном образе эзотерическое знание, невидимые смыслы и сущности (средневековье, романтизм) и т. д. В 1922 г. Бреттон предлагает использовать термин «сюрреализм» для обозначения их движения в 1924 г. Он публикует «Манифест сюрреализма».
повести. 2 Там же. Искусство является выражением внутреннего «я» такой личности. Привыкшая во всем господствовать, теперь масса почувствовала себя оскорбленной этим новым искусством в своих человеческих «правах» ибо это искусство привилегированных искусство утонченной нервной организации искусство аристократического инстинкта. ГРМ А. К. Начат изобразительного искусства связаны с графическими (а впоследствии и живописными) изображениями эпохи палеолита.
Де Кирико. Этого поистине мудрого мастера искони именовали последовательным рационалистом.
3 Там же. Ибо, в сущности, они ирреальны.
Русские романтики, следуя этой традиции, прибавляют к обозначенному ряду художников имена русских живописцев А. А. Иванова и К. П. Брюллова. Этот всеобщий пируэт – для него подлинный признак существования муз.
Нечто похожее происходит в кинематографе, в этом телесном искусстве par exellence12. Это произошло, например, с романтически-натуралистическим романом и драмой. Этот конфликт выражен в искусстве и даже в языке.
Фр. 56. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких эстетических чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя.
Для сюрреализма человек и мир, пространство и время текучи и относительны. Автоматизм управляет художественным творчеством. Но, сделав усилие, мы сможем отвлечься от сада и перевести взгляд на стекло. Безмятежным спокойствием, ясной улыбкой счастья овеяны пейзажи С. Щедрина.
Эта тенденция обогащает проблемное поле современной эстетики. – Калинин, 1983. -С. Поэт, согласно Новалису, творит в беспамятстве. Поэтика сюрреализма ориентирует художника на «сферу осуществления» свободы: на случай иллюзию, фантазию, грезу, чудо.
В каком порядке проводить анализ художественного произведения. Исследователь выявляет непосредственное творческое влияние художников на Гоголя во время его работы над повестями о художниках «Портрет» и «Невский проспект», заметно их воздействие в выборе писателем сюжетов. Они не годятся для своей трудной профессии. «Мой параноидально – критический метод – пишет Дали – сводится к непосредственному изложению иррационального знания, рожденного в бредовых ассоциациях, а затем критически осмысленного.
В новой картине наблюдается обратное: художник не ошибается и не случайно отклоняется от «натуры», от жизненно-человеческого, от сходства с ним, – отклонения указывают, что он избрал путь, противоположный тому, который приводит к «гуманизированному» объекту. Сюрреализм утверждает относительность мира и его ценностей. В. А. Прытков в книге «Чехов и Левитан» рассматривает общение писателя и художника как проявление их творческой близости. Исследователь выявляет непосредственное творческое влияние художников на Гоголя во время его работы над повестями о художниках «Портрет» и «Невский проспект», заметно их воздействие в выборе писателем сюжетов. Наряду с категорией прекрасного, красивого он ставит категорию безобразного — «нелепости» в искусстве, которая противостоит красоте.
С. Ф. Портрет открывает и утверждает самоценность человеческой личности (Веласкес, Гойя, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Репин, Рубенс, Тициан). Этот ответ в последующем многократно дополнялся и модифицировался. Эстетика сюрреализма была изложена в «Манифестах сюрреализма» А. Бреттона и в ряде других программных сочинений. А. А. Иванов.
Именно здесь источник комизма нового вдохновения. Понятие литература заменило понятие поэзия благодаря распространению книгопечатания. Принципом сюрреалистической поэтики стала гиперболизированная метафоричность. Взаимодействие живописи и литературы К. А. Баршт характеризует как «две стороны одного, единого процесса развития русской культуры, связанные между собой диалектическим единством».
В этой связи всякий раз оказывалась подвижной и трактовка самого феномена искусства. И это не было преувеличением. С. 92. 2. Вот таким образом поэзия выразительным искусством.
Для создания скульптурного образа используется несколько видов материалов: мягкие (глина, воск, пластилин), твердые (камень, дерево), переходящие из жидкого состояния в твердое (металл, гипс, бетон). В своих работах они оставили многочисленные примеры трактовки восприятия окружающего мира. Эта поэтика по – своему воплотилась в фильмах ужасов Хичкока. В музыке (Дебюсси) и в поэзии (Малларме) развертывается преодоление личных переживаний и освобождение от груза человеческого содержания.
В своих трудах к вопросам искусства обращались немецкие романтики Шеллинг, А. и Фр. повести. В центре внимания эстетики искусства: художественное творчество в его эстетическом отношении к действительности и в его значении для человечества особенности художественного произведения, художественного образа, художественной реальности, художественной концепции мира и личности наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии, архитектуре, прикладном и декоративном искусстве происхождение, природа и законы социального бытия, функционирования, развития искусства особенности художественного процесса (природа художественного развития, художественных направлений и художественных взаимодействий) проблемы художественного восприятия и интерпретации произведения. Эстетические универсалии выявляют стержневые измерения социального бытия произведений искусства, процессов художественного творчества, восприятия и выражают их через предельные понятия – категории (пластичность и живописность, аполлоновское и дионисийское, прекрасное и характерное и др. ). Иными словами, между новоявленным художником и миром накапливается все больше традиционных стилей, прерывая живую и непосредственную коммуникацию. Отсюда – раздражение в массе. Это вторичные эмоции ультраобъекты пробуждают их в живущем внутри нас художнике.
И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные, т. е «живые» : осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых зимних облаков и т. п. В русской природе нет вечных, неменяющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев.
Здесь подразумевается поиск мотива в природе, соответствующего состоянию, внутренней настроенности рисующего. За основу типологии взята «схема создания произведения — отражения реальности, обращенного к общественному сознанию (зрителю, читателю): действительность – автор — произведение – общество» 3. Тема русского леса после «Рубки леса» продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Музыкальная жизнь этого времени многогранна и противоречива. В пространстве этого стиля с некоторым его внутренним движением он работал на протяжении всей своей жизни, создав большое количество высокохудожественных полотен, но также пробовал силы и в графике, театральном искусстве, скульптуре, а в поздний период даже в ассамбляже.
Дюрер Четыре книги о пропорциях и др. ). Новое искусство – это универсальный фактор. 3.
С распространением книгопечатания (XIV в. ) Иллюстративная графика служит усилению образной наполненности литературных произведений. Проблемы богословские, языковые, лингвистические — споры по поводу новых переводов священных книг, сделанных при патриархе Никоне, — лежали в основе конфликта сторонников старого (староверов, старообрядцев) и нового обряда. К искусству стремятся именно потому, что оно рассматривает себя как фарс. Искусство было штукой серьезной, почти священной. А. К. Саврасов. Радуга.
Мыслимо ли это. Эпопея русского леса, неизбежной и существенной принадлежности русской природы, началась в творчестве Шишкина, по существу, с картины «Рубка леса» (1867). Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию.
Значительнейшее место в живописи занимает станковая картина. Щедрин. Повсюду, где появляются юные музы, масса преследует их. Отсюда единственно истинные состояния бытия. У такого разделения неорганический характер, оно непринципиально.
Художник свободен от каких бы то ни было логических структур, он – обнаженное подсознание. В. Пигарев, В. С. Турчин). Миссия искусства – создавать ирреальные горизонты. Публика стремится отыскать «человеческую» драму, которую художественное произведение все время обесценивает, отодвигает на задний план, над которой оно постоянно иронизирует, на место которой, то есть на первый план, оно ставит саму театральную фикцию.
Нет границ между счастьем и несчастьем, личностью и обществом. Искусство и образы его творцов занимают одно из центральных мест в русской литературе первой трети XIX века. Когда меняется главная жизненная установка, человек тут же начинает выражать новое настроение и в художественном творчестве, в творческих эманациях.
Шлегель так отзывается о разделении искусства на виды: «Ужасное заблуждение — разрывать то, что изначально и вечно едино и безумно уничтожать целое, где от грубого прикосновения исчезает высший дух»2. Основным материалом живописи является цвет графики – карандаш (уголь, сангина, тушь и др. ). Постепенно слово и образ перестают повторять друг друга, появляются значения, свойственные той или иной форме ее выражения, но связь между ними не теряется и живопись эпохи средневековья этому подтверждение: «Развитие искусств, основанных на выразительных возможностях слова и изображения, происходит в едином русле».
В Рембрандте вещи светятся сами по себе. В России книга Вакенродера «Сердечные излияния отшельника, любителя искусств», по мысли И. В. Карташовой, «сыграла большую роль в создании романтического культа искусства»1. Сюрреалистический принцип «свободных ассоциаций» – художественное осуществление приемов фрейдского психоанализа. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф.
Венгерский литературовед Ласло Кардаш писал: «Ясный, логичный, принимаемый обычно за реальность опыт кажется сюрреалистам менее достоверным, чем «действительность», скрывающаяся в глубине сознания или краю его. Исследователь для разбора выбирает исторический подход и на конкретном поэтическом материале (творчество А. Блока, В. Хлебникова, Н. Заболоцкого) демонстрирует, как в разных искусствах (живописи и литературе) проявляется сходное отношение художников ко времени, миру, человеку. Поэмы превращаются в наборы метафор, которые трудно расшифровать. Скульптуру еще называют пластическим искусством (от греч. России».
Структура хрестоматии состоит из трех разделов. Так, в истории русской культуры велико значение выставок Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»). Еще до поступления в Академию художеств в Мадриде познакомился в Барселоне с некоторыми направлениями современного европейского искусства – импрессионизмом, футуризмом.
Например, композиция полотна Рембрандта «Ночной дозор», работа Ф. Решетникова «Опять двойка» и др. «Перевод» слова в изображение. С. 14. С этими молодыми людьми можно сделать одно из двух: расстрелять их или попробовать понять.
Для создания скульптурного образа применяются природные материалы: камень (гранит, мрамор), металл (бронза). Обращение в последней главе к анализу повестей Гоголя «Невский проспект» и «Портрет», которые традиционно признаются исследователями реалистическими, обосновано прежде всего тем, что творчество Гоголя занимает особое положение в развитии темы живописи в русской литературе первой половины XIX века. Бреттон).
Исследователь выявляет истоки интереса к теме искусства в эпоху романтизма, рассматривает эстетические концепции немецкого романтизма и их влияние на эстетику и художественное творчество русских романтиков. Его задача – уяснить себе хребет, на котором держится все решающее звено. Известное изречение Микеланджело по процесса совершенных скульптурных образов из мраморных глыб: Я беру и отсекаю все лишнее.
и наладить общение (реальной формой последнего становится приручения). В Гала Дали видел свое второе Я, свою женскую испостась и многие работы подписывал двойной подписью «Гала Сальвадор Дали». Наше чутье помогает нам проникнуть в искусство. Когда кому-то не нравится произведение искусства именно поскольку оно понятно, этот человек чувствует свое «превосходство» над ним и тогда раздражению нет места. Подобный способ творчества погружает художника «во внутреннюю феерию».
В этой связи особенно важен принцип историзма в изучении столь существенной категории эстетики как художественное сознание. Творения сюрреалистов погружают зрителя (читателя) в самобытные миры, внешне вроде бы абсолютно чуждые нравственно воспринимаемому миру, его законам, но внутренне чем – то очень близкие человеку, одновременно пугающие и магнетически притягивающие его. 2. Истоки его, как вообще всякого познания, тоже лежат в чувственном восприятии, но оно переводится на язык размышлений, переживаний, повествований, впечатлений, оценок — именно в этой собственно интеллектуальной сфере литературное произведение получает свою окончательную форму» 4.
Пейзажные фоны произведений ВИКТОРА МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА (1894 – 1926) на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия («Аленушка»), то эпические по характеру («После побоища Игоря Святославича с половцами»), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. 2 Там же. От стадии архаической литературы (вплетенной в ритуал, входящей в состав общинных празднеств), к стадии традиционалистского художественного сознания (литературного творчества с VI в. до н. э., вырабатывающего понятие образца, нормы, традиции и ориентирующегося на них) и, наконец, к стадии романтизма, реализма и последующих течений (с утверждением в конце XYIII века индустриальной эпохи в её глобальном масштабе), культивирующей принцип индивидуально-творческого поиска.
Русская природа мягкая, она ухожена крестьянином по-своему. Алексеева 1753-55 1824 и некоторых других художников, специализировавшихся в области городского пейзажа, создателя эпических полотен, посвященных русскому лесу, И. И. Работы С. С. Аверинцева и Н. В. Брагинской также посвящены изучению античных экфраз.
Важнейший организующий компонент художественного произведения – композиция (от лат. Оно затрагивает именно эту струну, звучит в этой тональности. Compositio- сборки, создания).
Р. В. Иезуитова выделяет в отдельную группу «повести об искусстве и художниках»1 и рассматривает появление подобных повестей как одно из направлений развития русской повести.
– М., 1966. А. К. Саврасов сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Эстетические универсалии выявляют стержневые измерения социального бытия произведений искусства, процессов художественного творчества, восприятия и выражают их через предельные понятия – категории (пластичность и живописность, аполлоновское и дионисийское, прекрасное и характерное и др. ).
8. 1. На это обратил внимание Н. Баумгартен, когда в середине XYIII века ввел в оборот само понятие эстетика (от греческого aistheticos – чувственный, относящийся к чувственному восприятию). Романтизм и натурализм, если посмотреть на них с высоты сегодняшнего дня, сближаются друг с другом, обнаруживая общие реалистические корни.
Роль эстетики как методологического и идеологического законодателя делала невозможным непредвзятый поиск, конкурирование и состязательность разных научных школ. В какой последовательности рассматривать его слагаемые. Прекрасно все, нарушающее законы привычной логики и, прежде всего – чудо (А. Бреттон).
к изучению живописного экфрасиса. Романтизм был народным стилем par excellence2. Слово было изображением, а изображение – словом» 1. В первом случае мы «живем вместе» с Карлом V во втором «созерцаем» художественное произведение как таковое. Так, в фильме режиссера Л. Бунюэля «Андалузский пес» (1928) много пугающих, устрашающих, жестоких кадров, композиционно и сюжетно малосвязанных между собой.
С. 69.
Упрощенно говоря, эстетический анализ любых художественных форм выступает как макроанализ (изучение в большой пространственной и временной перспективе), в то время как специальное искусствоведческое исследование есть, преимущественно, микроанализ (изучение "под увеличительным стеклом"). С. 10-11. Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль «модерн». С развитием опыта отношений с миром, внутреннего переживания мира человеческого бытия расширяется богатство видовой и жанровой специфики живописи. Иконописания – вид живописи, религиозного по темам и сюжетам и культовый по назначению. Разнообразнейший по оттенкам и степени насыщенности цветом осенний лес.
а. Изобразительное искусство в творчестве литератора писатель как зритель б. Литература и словесность в творчестве живописца художник как читатель. 5.
В искусстве любое повторение бессмысленно. Начиная с 1-й Передвижной выставки, в течение всех двадцати пяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами, дающими возможность сегодня судить об эволюции мастерства пейзажиста. Плоскостей, формы, цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, достичь Бесконечного и вечного» (Г. Арп).
Отсюда строгое разграничение видов искусств. Наиболее известными в этой традиции являются такие шедевры из собрания Государственной Третьяковской галереи, как «Грачи прилетели» (1871) А. К. Саврасова, «Март» (1895) И. И. Левитана, «Мартовский (1904) и «Февральская лазурь» (1904) И. Э. Грабаря, «Мартовское солнце» (1915) К. Ф. Юона.
Литература периода романтизма, по мысли исследователя, «представляет своего рода энциклопедию художественных вкусов тех лет»1. Идея самоценности искусства чрезвычайно трудно пробивала себе дорогу в истории. На ц: основанию (по технике создания) литература также относится к изобразительному искусству. Об этом более всего свидетельствует не столько агрессия по отношению к предшествующим формам, сколько интерес к архаическим эпохам. Но проходит время и некогда великолепный родник иссякает.
И от картины или скульптуры органическая форма распространяется на орнамент. К утверждению графики как самостоятельного вида искусств присоединились выдающиеся его мастера, творивших в разное историческое время (Антокольский, Гойя, Домье, Дюрер, Канова, Мендес, Моор, Пикассо, Рем Брандт, Торвальдсен, Фаворский, Шубин, Шевченко). Она отличается более глубоким психологизмом изображений. Большую роль играет и композиция, которая в наглядно выраженном соотношении фигур, цветовых поверхностей, определенно построенном драматургическом действии раскрывает замысел идею произведения. Вид в окрестностях Сорренто. Вечер.
Шишкина. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. двух видов искусства в единстве эстетической деятельности их представителей»1. Понятно, как это всякий раз происходит. При всем различии его употребления на обыденном и профессиональном уровне ("эстетика интерьера", "эстетика спектакля") это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно- выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы. Вся эта проблематика эстетики искусства составляет второе проблемное поле эстетики как науки.
В мадридской академии он стремится к изучению техники живописи старых мастеров. Ведь слово и выражает и изображает и организует собой действие. (у Э. Дега и О. Родена во Франции, М. Россо в Италии, П. П. Трубецкого и А. С. Голубкиной в России) в то же время повышенная живописность импрессионистической скульптуры вступала порой в противоречие с осязательностью и телесностью, присущими самой природе скульптурного образа. Для определения «лица» пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Так сложилось представление о мире выразительных форм (созданных человеком и природой), выступавших предметом эстетической рефлексии. И все же, сколь ни была бы велика дистанция между объектом и картиной, дистанция, которая свидетельствует об ошибках художника-традиционалиста, его промахи на пути к реальности равноценны той ошибке из-за которой Орбанеха у Сервантеса должен был ориентировать своих зрителей словами: «Это петух»5.
С. Н. Дурылин в статье «Врубель и Лермонтов» рассматривает связи живописи и литературы на материале произведений Гоголя и Лермонтова, анализирует влияние на живопись Врубеля художественных образов, созданных в произведениях Лермонтова. Она украшает фасады храмов, общественно-общественные здания, а также улицы, площади, парки, скверы и т. Монументальная скульптура активно участвует в синтезе искусств (дополняет и углубляет архитектурный образ). Глаза оказываются похожими на все – и вот таким образом ни на что не похожи. Айвазовского Черное море, 1881, Ф. Я.
Среди таковых назовем статью. Он представляет собой в собственном смысле субъект – объект, единство души и мира. Начинать следует с беспристрастного рассмотрения художественного произведения. Речь идет, в сущности, об оптической проблеме. (Такого указания не давали князья даже в глубоком Средневековье. ) Но вскоре по повелению того же Алексея Михайловича в Москве открывается первый придворный театр, просуществовавший четыре года (1672—1676).
Исходя из этого положения исследователь на материале русской литературы и живописи XIX века рассматривает восемь пар типов взаимодействия одного искусства с другим. 4 Там же. С чего начинать. Наконец, от изображения живых человеческих характеров художник переходит к изображению идей.
В 1934 году Бреттон исключает Дали из сюрреалистов. Произвольность сопоставлений придает образной мысли повышенную оригинальность. Вместе с тем границы между эстетическим и искусствоведческим исследованием проницаемы. Фр. Этюды на воздухе А. А. Иванова передают всю полноту восприятия природы человеком.
В этом она сродни музыкой. Plastik- лепка). На место его приходит строгое разграничение художественных средств и образов». Исследователь отмечает, что появление такого рода повестей стало результатом повышенного интереса писателей к пластическим искусствам исследователь видит в этой группе произведений прямое воплощение философско-эстетических основ романтизма. эстетика импрессионизма оказала значительное влияние на многих живописцев других стран (М. И это не может пройти без последствий после сотни лет всеобщего заискивания перед массой и возвеличивания «народа».
Этот момент важно акцентировать, поскольку все остальные (ритуальное избиение животного, осуществления других обрядовых действ) – сопутствующие основному, то есть идеи эстетического освоения физического пространства благодаря переводу форм его жизненности в собственный, комфортный для человека пространство и способ общения с животным – концентрированным образом пространство. ка, восприятие искусства классицизмом — предмет изучения К. В. Пигарева.
С головокружительной быстротой новое искусство разделилось на множество направлений и разнообразных устремлений. Живопись не нуждается третьего измерения, а умышленно его игнорирует, чтобы чисто пространственную реальность заменить более высоким и богатым принципу цвета. Несомненную теоретическую и историческую ценность в этом отношении представляют трактаты художников новой школы: царского изографа Иосифа Владимирова («Трактат об иконописании») и жалованного иконописца Оружейной палаты Симона Ушакова («Слово к люботщательному иконного писания»).
Грак отрицает трагедийное начало. Наши идеи как бы смотровая площадка, с которой мы обозреваем весь мир. Конец XIX века, по мысли исследователя, – новый этап развития отношений между живописью и литературой, знаком которого является появление таких технических видов искусств, как фотография и кино: «. новый синтез слова и изображения, в отличие от синкретизма первобытного искусства, — не вынужденный, свидетельствующий об ограниченности человека той эпохи в деле освоения им мира, а намеренный, доказывающий, что мы якобы поднимаемся посредством этого синтеза на более высокую ступень духовного развития»4. романтизме понимания природы искусства и творчества.
ГТГ Своей вершины русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве ученика А. К. Саврасова И. И. Левитана 1860-1900. Сердцевину сюрреализма составляет, согласно Бреттону, «алхимия слова» (выражение А. Рембо), помогающая воображению «одержать блистательную победу над вещами».
И в ходе этого процесса наступает такой момент, когда «человеческое» содержание произведения станет настолько скудным, что сделается почти незаметным. Чтобы сохранить в картине свежесть и разнообразие красок натуры импрессионисты (за исключением Дега) создали живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением раздельных мазков чистого цвета, как бы смешивающихся в глазу зрителя, светлой и яркой цветовой гаммой, богатством валёров и рефлексов, цветными тенями.
В иконах и портретах-парсунах Ушакова, гравюрах на меди присутствуют все признаки «живоподобия», правдоподобия: пластичность в передаче фигур, написание лиц в реалистической манере, светлый колорит, активное стремление к психологической характеристике изображаемых персон. Архитектор, художник, дизайнер находят идеи в «мастерской природы» и создают остроумные и совершенные конструкции и формы по образцу устройства живых организмов. Сильвестра Щедрина влекло к природе.
Она обьедн1. Он не только создает физическую реальность образа (трехмерность, объемность, материальность), его художественную выразительность.
Большое значение в живописи – принадлежит профессиональному опыту художника, его умению использовать выразительность приемов живописи (многослойная и однослойная живопись), фактурной поверхности произведения искусства, пластических качеств мазка и т. д. Яркие примеры профессионального мастерства в истории живописи произведения художников Возрождения с их многообразием приемов лессировочной живописи (нанесение тонких, прозрачных слоев краски), технологическая изощренность картин «малых голландцев», безукоризненное использование технических возможностей материала в древнерусском монументальном искусстве иконописи, выразительность фактурной поверхности произведений Веласкеса, И. Репина, Ван Гога, П. Корина и др.