Через год художника не стало. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Он как раз искал образ девушки для своих росписей и семнадцатилетняя Форнарина поразила его своей юной красотой. Там, вроде бы и узнали исследователи её настоящее имя, Маргерита Лути, так как женщина, постригшаяся под этим именем, записалась, как вдова Рафаэля.
Однажды художник прогуливался по парку и любовался живописными пейзажами дворцового парка. Род деятельности её отца-булочника (итал. Не прекращая связи с Агостино Киджи, она стала едва ли не самой дорогой куртизанкой Рима. Рафаэль с радостью воспользовался предложением Агостино и Маргарита перебралась на виллу Фарнезина. Картина одного из основателей движения Фридриха Овербека «Италия и Германия» стала отражением важнейшего принципа назарейцев – попытки гармоничного соединения итальянской и немецкой живописи Средних веков и эпохи Возрождения. Свое название они получили от слова «назареи» – ветхозаветные иудейские отшельники, которые, подобно пророкам, служили примером самоотверженной, святой жизни.
Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. Это был период расцвета искусства, период, когда создавались хорошо известные мировые шедевры – «Тайная Вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Портрет Папы Юлия II», «Преображение», «Портрет Аньоло и Мадонны Дони», «Сикстинская Мадонна», «Святое Семейство», «Мадонна со щеглёнком», «Триумф Галатеи», она считается лучшей картиной Рафаэля, «Обручение Девы Марии», картина удивительной красоты, мудрости и грусти, знаменитая роспись «Сикстинская Капелла», скульптура «Давид» Микеланджело, архитектура Собора Святого Петра в Риме (Ватикан), строительство которого возглавил Рафаэль в 1514 г. и многое-многое другое. Позирующая Рафаэлю Форнарина – полулегендарная возлюбленная художника.
В двадцать лет гений живописи написал знаменитую «Мадонну Конестабиле». Верностью полюбившему её Рафаэлю, как утверждают, она не отличалась. На самом деле её имя было Маргарита Лути. Летом 1806 года Энгр обручился с Мари-Анн-Жюли Форестье, а в сентябре состоялся его отъезд в Рим. Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок.
Будто бы Рафаэль проснулся посреди ночи и не обнаружил Форнарину рядом. Молодой, прекрасный Рафаэль обратил свой восторженный взор на модель. Другие рассказывают о чистой и возвышенной любви двух нежных сердец. Образ Форнарины Энгр использовал для создания своей знаменитой ню – «Большой одалиски» (1814, Лувр, Париж).
Изображение влюбленной пары можно найти и в ювелирных украшениях, например, 1880-х гг. Влюблённые вынуждены были вернуться. Мечты, которым не суждено было стать реальностью. Обнаружив её в комнате своего ученика, выдернул из постели и потащил в спальню. Этим объясняются некоторые несовпадения его информации. Он нежно склоняется к Форнарине, предстающей перед нами как символ вечной женственности.
Такие жемчужины назывались «ромашками» или «маргаритками» и их носили замужние женщины. Всё это, безусловно, трудно проверить, но некоторые подсказки для нас оставил сам Рафаэль и его самый значительный ученик Джулио Романо. Их называли также титанами той эпохи. Некоторые исследователи видят сходство этого лица с лицом «Сикстинской мадонны», что свидетельствует о том, что знаменитый образ Мадонны копировался с вполне реальной женщины. Он проклинал Маргариту, осыпал её яростными упрёками и грозился отомстить.
Серию рисунков на эту тему выполнил Пикассо в 1968 г., сюжетом которых является изображение резвящейся парочки, за которой подглядывают папа римский, Микеланджело и т. д., выглядывающие из-под кровати или из-за занавеси. Некая Венера с Адонисом, купающаяся Диана – что хорошее можно вызвать таким изображением. » «Искусство должно быть искренним», – считали назарейцы и стремились противопоставить отжившим канонам «истинно христианскую живопись». Измученное сердце гения остановилось 6 апреля 1520 года, в день его рождения. Лицо женщины спокойно, взгляд устремлён вдаль, жест руки напоминает движение, называемое «Стыдливая Венера». «Венера» Тициана. Ночью тяжело больной Рафаэль пробудился в тревоге — Форнарины нет рядом.
Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» признана самой выдающейся картиной, в которой художнику удалось показать божественное слияние двух начал – мужского и женского. Суммы называли самые разные – от 50 до 3000 золотых. Интересная мысль о гениях принадлежит Наполеону: «Гениальные люди – это метеоры, призванные сгорать, чтобы осветить свой век». Как он перекликается со знаменитым автопортретом Рафаэля из Уффици. Точно такое же впечатление сложилось и у меня, когда я разглядывал картину, что, кстати и послужило причиной моего интереса к этой картине и этой статьи. Увлеченные идеями подвижничества, молодые художники решили показать пример «подлинно христианского благочестивого искусства».
Он обратился к врачам и ему поставили диагноз – резкое истощение организма. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Он выделил для нее несколько роскошно убранных комнат рядом с апартаментами художника. Версия авторства Джованни Санти выдвигалась искусствоведом Адольфом Вентури. Наконец, художник не выдержал.
Это движение часто называют «Стыдливая Венера». Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Сюжет изображения влюбленной пары «художник-натурщица» стал пользоваться вниманием живописцев XIXв. Изначально картина находилась в коллекции флорентийского купца Маттео Боттега из Кремоны (города в итальянском регионе Ломбардия), а в 1615 году стала собственностью Козимо II. Гений – это талант в состоянии аффекта и он в состоянии подчинить себе множество людей.
Такую реакцию Энгр узнал, уже находясь в Риме и дал зарок больше никогда не участвовать в выставках. Биографические данные о Рафаэле немногочисленны. Другой – взаимоотношения художника и его музы. Художник Энгр, вдохновленный историей Рафаэля и Форнарины, написал их двойной портрет, немного напоминающий Рембрандта не без Саскии на коленях. Образ Форнарины вдохновлял не только Рафаэля, её писали и другие художники, но в историю она вошла рука об руку с Рафаэлем. Например, женский портрет Себастьяно дель Пьомбо («Форнарина», 1512, Уффици, Флоренция).
Они смотрят далеко вперёд, опережая эпоху на много веков. С именем возлюбленной Рафаэля связаны и некоторые произведения его учеников. Вскоре Рафаэля перестали удовлетворять сеансы позирования. Рафаэль обожал свою юную форнарину.
Более того, благодаря им, в частности, эти музеи и стали знаменитыми. Хотя, постойте, ведь там уже видны контуры будущего портрета. Личность красавицы на портрете тоже окутана тайной. Шеффер фон Леонхардскоф, как и Рафаэль, прожил короткую, но насыщенную событиями жизнь. Кастильоне», 1514 – 1515).
По дороге его гнев сменился беспредельным желанием обладать ей сейчас же. Преображенные гением Рафаэля черты Форнарины мы видим в знаменитой «Сикстинской Мадонне» (1512, Галерея старых мастеров, Дрезден). А между 1503 и 1504 годами по заказу семейства Альбиццини для церкви Сан-Франческо в небольшом городке Читта ди Кастелло художником был создан алтарный образ «Обручение Марии», который завершил ранний период его творчества.
Не прекращая связи с Агостино Киджи, она стала едва ли не самой дорогой куртизанкой Рима. Агостино же в свою очередь предложил Маргарите стать его любовницей. Примыкает к кружку назарейцев. В 1518 – 1519 годах Рафаэль написал портрет женщины имя которой до сих пор будоражит воображение – «Форнарина». В тени деревьев он неожиданно заметил отдыхающую девушку. Такая поза стала называться «Венера Целомудренная» или «Стыдливая».
Майкл Брайен в своей книге «Словарь художников и граверов», опубликованной в 1816 году, написал о Рафаэле следующее: «Этот выдающийся художник согласно всеобщим оценкам может быть назван королем живописцев и славится как обладатель счастливого сочетания талантов, редко выпадающих на долю других мастеров». Живописные творения Рафаэля украшают самые знаменитые музеи мира. Пишет, рисует, всего себя отдавая творчеству. Ранний период творчества Рафаэля так и называется – «перуджинский». Не раздумывая, художник протянул ожерелье девушке.
И тогда цвел тот же шиповник и так же бежала вода. Вилла Фарнезина хранит много историй. Вторым доказательством послужили документы, согласно которым именно записавшись «вдовой Маргаритой», Форнарина ушла в монастырь Святой Урсулы недалеко от Рима в 1520 году после смерти Рафаэля. Именно тогда пишет с нее Рафаэль свое бессмертное творение – «Сикстинскую мадонну». Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. Толстой) прекрасное – это тайна, которую мы стремимся распознать. Уже в 1514 году папа Лев поручил Рафаэлю продолжение реконструкции собора Св. На картинах прическу женщины украшает жемчужина, в которой художник зашифровал имя своей возлюбленной: по латыни «жемчужина» – «margarita».
Форнарина не сопротивлялась. Рафаэль тяжело заболел и скончался в возрасте 37 лет. В 1822 году, на 27-ом году жизни, умирает от туберкулеза. После смерти Рафаэля жизнь Форнарины была загадкой. Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, дочь пекаря из рисского квартала Трастевере.
Имя Рафаэля безусловно хорошо известно самому широкому кругу читателей. Юное создание с ангельским личиком имело порочную натуру. Ночью тяжело больной Рафаэль пробудился в тревоге — Форнарины нет рядом.
Обнаружив её в комнате своего ученика, выдернул из постели и потащил в спальню. Распаленный внезапным везением, хозяин дворца тотчас откликнулся на жалобу Маргариты, пообещав избавить ее от наглого мужлана. И художник покорно выполнял эти прихоти, буквально сгорая в объятиях ненасытной любовницы. В эпоху Возрождения сюжет Венеры Небесной был очень популярен.
Римские художники и скульпторы эпохи Ренессанса сблизили образ Венеры с иконографией Афродиты Анадиомены, то есть «Афродиты, рождённой из пены», с картины Апеллеса (придворного художника Александра Македонского) и древнегреческих скульптур изображающих Афродиту перед купанием, стыдливо прикрывающей свою наготу. Оба художника молоды им немногим больше двадцати. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Есть мнение, что это мог сделать Джулио Романо, который позже «внёс поправки» в полотно. Если бы Рафаэль не создал ничего, кроме «Сикстинской Мадонны», «Триумф Галатеи» или Форнарины», его имя осталось бы в веках. В это же время продолжались росписи парадных покоев папы (станц Ватикана) и лоджий Ватиканского дворца, создавались картоны для гобеленов Сикстинской капеллы. Джорджио Вазари писал в своей книге о нём: «Рафаэль написал портрет настолько прекрасный, что она была на нём вся живая». Именно тогда пишет с нее Рафаэль свое бессмертное творение – «Сикстинскую мадонну». Юное создание с ангельским личиком имело порочную натуру.
А Рафаэль, не ведавший о неверности своей подруги, почти сгорал в ее объятиях. Мы видим соответствия в расположении фигур, жестах, одежде, прическах и украшениях. Узнав, что его невеста прячется во дворце, пастух Томазо послал ей угрожающее письмо. Не случайно излюбленным видом портрета для них был групповой, символизировавший дружбу.
Рафаэль скончался в самом расцвете лет – 6 апреля 1520 года, ему исполнилось 37. Взгляд девушки обращен на зрителя. В этой передаче демонстрировалась также знаменитая картина Рафаэля «Ла Форнарина». Музеи Ватикана были основаны в 1506 г. папой Юлием II. Художник искал модель для фрески «Амур и Психея» и на берегу Тибра встретил Маргариту Лути, которую пригласил к себе в студию в качестве модели. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512 – 1520 года) в Риме. Образ Форнарины с одноименного портрета Рафаэля использовал художник XIXв.
Переехав в Рим и подражая средневековым монастырям и художественным артелям, они поселились в кельях заброшенного монастыря Сан Исидоро, образовали коммуну с совместным хозяйством, ели в трапезной под чтение Библии и «Сердечных излияний» немецкого писателя – романтика Вильгельма Генриха Ваккенродера. В 1520 году, после смерти Рафаэля, Джулио Романо было поручено закончить начатые его учителем работы (одна из них – роспись зала Константина в Ватикане), в этом же году Романо написал портрет обнажённой женщины, который традиционно назвал «Форнарина». Сказано – сделано. Они убеждены, что Форнарина – не более, чем красивый миф, мистификация и, что пока не найдены свидетельства её существования, нет никаких оснований считать, что Форнарина была моделью для «Донны Велата» и «Сикстинской мадонны». Но, перебравшись в роскошный дворец, лукавая дева изменила свои намерения. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год).
Этот мастер был идеалом для множества художников даже спустя столетия после своей смерти. В жизни человечества время от времени появляются выдающиеся личности, которых мы называем гениями. Легенда о смерти художника породила множество шуток. Она жила неподалеку от виллы Фарнезина и Рафаэль встретил её гуляя вдоль Тибра. Некоторое время тому назад телеканал «Россия К» посвятил передачу «Искусственный Отбор» трём гигантам эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлю.
Рафаэль обожал свою юную форнарину. Для назарейцев быть «Рафаэлем сегодня» становится главной задачей и не случайно Овербека в качестве главного почетного звания товарищи нарекли «новым воплощением» итальянца. Внутренне родство очевидно и, видимо, австрийский художник на самом деле чувствовал себя отчасти «Рафаэллино». Для гения творение – это цель его жизни (Шопенгауэр) красота выше гения, так как не требует понимания (О.
В тот же вечер бедный пастух был схвачен, а прекрасная «Психея» предалась любовным утехам в компании с обезумевшим от счастья Чиги. Но это не более, чем предположение. Темный бархат платья мягко контрастирует с теплой, золотистой кожей, с алой шалью и красной спинкой кресла. Достоверные свидетельства ее существования все еще являются предметом исследований. Этой простой булочнице было мало и ласк молодого художника и его щедрости.
Добавим «Страсти по Матфею» Баха, которое представляет собой божественное произведение и которое вы могли бы слушать каждый день. Та, смущаясь, ответила, что живёт неподалёку, а её отец – хлебопёк. Миллионы людей ежегодно замирают в восхищении перед образом «Сикстинской Мадонны», давно ставшей главным сокровищем Дрезденской галереи. Тогда же появились подобные эротичные картины, например. Но не в правилах Рафаэля было отступать. Этой простой булочнице было мало и ласк молодого художника и его щедрости.
Речь идёт, прежде всего, об изображённой жемчужной заколке в волосах женщин. Он поднялся и пошел искать ее. Похоронен в Вене. И напрасно. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.
Агостино Киджи умер через четыре дня после смерти Рафаэля и не успел вдоволь насладиться своей виллой. Рафаэль старался закрывать глаза на многочисленные романы любимой, молчал, когда она приходила лишь под утро, будто не знал, что «его маленькая Форнарина», его прекрасная Булочница, стала одной из самых известных куртизанок Рима. По дороге его гнев сменился беспредельным желанием обладать ей сейчас же. В том же русле работает и Ж. О. Д. А слухи о красоте росписей ползли и якобы Микеланджело, который видел в молодом Рафаэле соперника, очень хотел посмотреть на ёго работу. Он заплатил отцу Маргариты 3000 золотых и увёз возлюбленную в Рим. На левом плече женщины браслет с надписью «Рафаэль Урбинский», который даёт повод предположить, что моделью служила возлюбленная художника.
Не девушка – богиня. Как и следовало ожидать, она отвергла этот неуместный подарок. Право так называться художнику дают не только прекрасные Мадонны его кисти, но и два знаменитых женских портрета неофициального характера – «Донна Велата» и «Форнарина».
Когда подобное произошло в советское время с одним художником, его коллеги острили по этому поводу: «Надо же, художник был так себе, а умер как Рафаэль». Адвокатом этой версии выступает историк искусства Вазари, он называет Форнарину «женщиной, которую он (Рафаэль) любил до самой смерти».
Согласно этому мифу Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал над оформление виллы Агостино Чиги «Фарнезина» в Риме. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514 – 1518 года) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Рисунку они уделяли особое внимание и все были превосходными рисовальщиками.
Так начался новый этап в жизни и творчестве Рафаэля – этап славы и всеобщего преклонения. Полуобнажённая красавица на портрете с лёгкой улыбкой прикрывает грудь. Жениха. Энгр в своих картинах «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина» (5 работ), а также Франсуа Эдуар Пико в своем «Рафаэле и Форнарине». Это влияло и на их внешний облик и поведение.
Есть версия и о том, что Форнарина – это прозвище проститутки того времени Беатриче Феррарезе. Как соглашается большинство искусствоведов, Форнарина изображена на «Портрете молодой женщины» (1518 – 1519, Палаццо Барберини, Рим), позже переписанном его учеником Романо и во многом потерявшем рафаэлевскую легкость и она же является моделью «Донны Велата» (1516, Флоренция, галерея Питти). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Б.
Искусствовед Павел Муратов предполагает, что она умерла в монастыре в 1520-х годах. Образ Рафаэля для него был своего рода путеводной звездой идеалом, образцом. Он без устали писал с нее полотно за полотном, создавая образы святых, не тронутых пороком дев и в первую очередь образ девы Марии. Важнейшим положением эстетики назарейцев была идея братства, крепких дружеских уз. Её ангельское личико было столь беспечным и чистым, что Рафаэль пришёл в смятение.
Все его картины кажутся легкими и воздушными. И напрасно. Кроме того, под более поздними слоями краски реставраторам удалось обнаружить на портрете «Форнарина» рубиновое кольцо (вероятно обручальное), которое впоследствии было тщательно закрашено. Посмотрите на автопортрет Шеффера фон Леонхардскофа.
Мысль Достоевского о том, что «Красота спасёт мир» была навеяна впечатлениями от знаменитых картин Рафаэля. Для заказчиков Рафаэль был исполнительным гением с ангельской душой. Брошь-камея «Рафаэль и Форнарина», 1880-е).
Причем все жизненные обстоятельства, связанные с этим художником, мифологизируются. Первые уроки рисования мальчик получил от отца, но Джованни рано умер.
За этими скупыми строками биографии стоит живая душа. fornarino – булочник) определил её прозвище – Форнарина. 1502 – 1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Затем в 1500 году юноша переехал в Перуджу и поступил на обучение к одному из самых знаменитых художников Высокого Возрождения Перуджино. Он поднялся и пошел искать ее.
Рафаэль скончался в самом расцвете лет – 6 апреля 1520 года, ему исполнилось 37. Несмотря на вполне приличное состояние, оставленное Рафаэлем, Маргарита не изменила образ жизни. Особо справедливо это в отношении Рафаэля. В 1813 году все из них, кто были протестантами, приняли католичество. Итальянский художник, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Сюжет изображения влюбленной пары «художник-натурщица» стал пользоваться вниманием живописцев XIX в. эпохи романтизма и историзма.
В этом вопросе компромиссу не было места: честолюбивый Лев Х (1513 – 1521) возлагал на Рафаэля больше надежд, чем на бунтаря Микеланджело, абсолютно не считаясь с ограниченностью сил художника. Рафаэль у этих мастеров – прекрасный изысканный юноша, естественно, с палитрой в руках. Уайльд) гений – это терпение (Л. Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил.
В настоящее время портрет украшает Палатинскую галерею Палаццо Питти во Флоренции. В майском номере историко-художественного журнала Stile Arte профессор Куруз объяснил значение символов в двух известных женских портретах – «Донна Велата» и «Форнарина». Сказано – сделано. Художественное творчество они воспринимали как род религиозного занятия.
Так как во время этого буйного эротического действа художник умер. В 1527 году в Риме умер переводчик Гиппократа на латинский язык Рабио Кальве, о котором говорили: «он был необыкновенно учён и почти святой жизни и вот таким образом умер в бедности».
скажем, за десять поцелуев. Энгр. Он не только много раз рисовал её, он посвящал ей прекрасные сонеты. Они с умилением смотрят на прекрасную, неземную женщину, протягивающую им с небес доверчивого младенца Но мало кто знает, что земная плоть женщины изображённой на картине, некогда принадлежала самой сладострастной и распутной куртизанке Италии – той, которая погубила гения в расцвете его сил и таланта.
Таким образом, репутация прекрасной булочницы подмочена как литературными, (пусть даже весьма сомнительными), так и живописными источниками. Может быть именно это полотно использовал Леонхардскоф как образец для своей композиции.
Ничего подобного я раньше не видел. Последний портрет, пожалуй, один из самых пленительных в искусстве. Но, перебравшись в роскошный дворец, лукавая дева изменила свои намерения. Гении невозможны без вдохновения или страсти. Художнику сделали кровопускание, но мастеру от него стало только хуже.
Ранняя работа Рафаэля называлась «Мадонна с Младенцем», когда он был ещё учеником Перуджино. Она была дочерью пекаря (форнаро – пекарня, форнарина – булочник) булочника Франческо Лути из Сиены. эпохи романтизма и историзма. Рафаэль был почти в отчаянии – юное создание не свободно. Проектировал собор св. Но позже известный искусствовед Роберто Лонги опровергал её. Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил.
Картина воспевает красоту женского тела, что осуждалось в то время. Но вопрос авторства «Мадонны с младенцем» до сих пор окончательно не решён. Секретарь папы в своём письме свидетельствует, что до самой своей смерти Рафаэль заботился о старом учёном: «Его кормит и угождает ему, как сын, богатый художник, очень любимый папой именем Рафаэль из Урбино это молодой человек необыкновенной доброты и изумительно талантливый». Тех же героев изображают скульпторы Паскуале Романелли в легкой, почти невесомой мраморной группе «Рафаэль и Форнарина» (середина XIX века, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Франческо Виши (середина XIX века, Музей изобразительных искусств, Екатеринбург).
Покорила своей ангельской чистотой, скромностью и грацией. Джулио Романо был одним из ближайших учеников художника, которого по свидетельству Вазари, «Рафаэль любил так, что будь Джулио его сыном, он не мог бы любить его сильнее и потому-то он всегда и пользовался его помощью в самых важных работах». Рафаэль называл её своей Психеей – «своей душой».
Девушка затмила всех. А узнаваемый общий прототип, который проступает не только в «Донне Велата» и «Сикстинской мадонне», но и в «Мадонне делла Седия» и «Форнарине» – это один обобщённый устойчивый женский образ, рафаэлевский идеал женской красоты, независимый от модели. К тому же, богатые заказчики выстраивались к нему в длинную очередь.
В результате переговоров с отцом и суммы в три тысячи золотых Форнарина стала натурщицей и любовницей Рафаэля и он был так к ней привязан, что Агостино Киджи в конце концов махнул рукой и разрешил ей жить в своей вилле, чтобы художник чаще там появлялся. Большинство элементов классической легенды о Форнарине сложились в XVIII – XIX веках. Он создал огромную галерею женщин – мадонн, включая его знаменитую «Сикстинскую Мадонну», вот таким образом его называли мастером мадонн. Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II.
Юному созданию было мало ласк и восхищения. Все это время она не переставала тайно видеться со своим бывшим женихом Томмазо.
Девушке было семнадцать лет и звали её Маргаритой Лути. Не удивительно, что теперь только в редких случаях, мастер успевал сам закончить картину. Сделка не только состоялась, но и оказалась для Рафаэля куда более «выгодной», чем он ожидал. Маргарита Луци была дочерью пекаря, вот таким образом ее все называли «fornarina» – «маленькая булочница». Он создал несколько вариантов «Рафаэля и Форнарины» (1814, Музей университета Гарварда) и показательно, что время работы над этим сюжетом совпадает у Энгра с собственной женитьбой на Мадлен Шапель. Петра, в следующем году художник был назначен «комиссаром древностей» – руководителем всех археологических раскопок в Риме и его окрестностях.
Форнарина не сопротивлялась. Это знаменитая «Донна Велата» («Дама под покрывалом») – воплощённая рафаэлевская идея женской красоты и индивидуальности. О судьбе портрета известно крайне мало. На их полотнах не раз возникает его образ.
На картине «Форнарина» художник изобразил нежную чувствительную темноволосую женщину с обнажённой грудью. Образ Форнарины с одноименного портрета Рафаэля использовал художник XIX в. Энгр в своих картинах «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина» (5 работ), а также Франсуа Эдуар Пико в своем «Рафаэле и Форнарине». Так как во время этого буйного эротического действа художник умер. Возлюбленная и натурщица – Форнарина. Они полностью разделяли мнение Фридриха Шлегеля о том, что современный художник «должен походить по характеру на средневекового мастера, быть простодушно сердечным, чистым и непорочным, чувствующим и мыслящим».
И живопись помогает ощутить эту душу. Впоследствии, а, может быть и одновременно, творческий союз превратился в любовный. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Он выделил для нее несколько роскошно убранных комнат рядом с апартаментами художника.
Девушка стала любовницей Рафаэля, повелительницей его сердца. Все произошло совсем как в сказках про принцев и прекрасных пастушек и даже сверх того. Кроткость и душевную ясность Рафаэль унаследовал от матери. Ещё одним ярким представителем эпохи Возрождения был прославленный художник флорентийский мастер Сандро Ботичелли с его картиной «Рождение Венеры».
Рафаэль оказался в крайне трудном положении. Затем – обучение в Академии художеств Вены, знакомство с Ф. Овербеком и Ф. Пфорром. На картине Шадова образы ярких мастеров – живописца Фридриха Вильгельма фон Шадова, его брата скульптора Рудольфа фон Шадова и датского скульптора Бертеля Торвальдсена – дополнены пейзажем Италии, этой «святой земли», сблизившей их и вдохновившей на прекрасные произведения. Рафаэлю тогда было одиннадцать лет. Все это время она не переставала тайно видеться со своим бывшим женихом Томмазо.
Рафаэль считается художником «небесной женской красоты», который умел с исключительной точностью облачать в поэтические формы образы своего времени. В последние годы своей жизни Рафаэль был признанным главой римской художественной школы. Одни историки считали, что она стала куртизанкой, другие, что постриглась в монастырь.