Но сегодня поговорим о французском художнике Жане Огюсте Доминике Энгре (1780–1867). Жан Огюст Доминик Энгр – французский художник, приверженец неоклассицизма. Картина французского художника Жана Энгра.
В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). Творчество Энгра оказало большое влияние как на развитие академизма во французском искусстве, так и художников новых направлений, взявших на вооружение энгровскую филигранную отточенность линий (Э.
Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона.
Николаю и Александру Невскому. «Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье. Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. В поздний период творчества Энгр пишет большие мифологические картины («Мученичество св.
Однако позднее возник конфликт со Святым престолом, поскольку Энгр привлёк своих студентов, чтобы снять копии с 42 фресок Рафаэля из станц и лоджий91. Петру».
Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). В 1791 году Жан Огюст Доминик Энгр переезжает в Тулузу, где он был зачислен в Королевскую академию художеств, скульптуры и архитектуры.
В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. В 1821 году он закончил картину «Въезд Карла V в Париж». Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Сумма гонорара составила 3000 франков. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни.
Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. С 1826 по 1834 год Энгр пишет множество картин, которые очень хорошо были приняты общественностью. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Симфорион», «Передача ключей св.
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже. Он вынужден был зарабатывать на жизнь рисованием небольших портретов, что считал унизительным занятием. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра.
Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) – французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции).
Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана». Цветовой и композиционной доминантой этого портрета является голубое атласное платье, которое определяет элегантность модели и подчёркивает её аристократизм.
По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. В 1819 году он отправляет в Париж свои работы «Большая одалиска», «Филипп V и маршал Бервик» и «Рожер, освобождающий Анжелику», которые получили все те же нелестные отзывы. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника.
Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Во Флоренции была написана картина Обет Людовика ХIII (1824) для кафедрального собора в родном городе художника Монтобане, за которую критика назвала Энгра новым Рафаэлем.
Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». В 1800 году он пишет картину «Послы Агамемнона в шатре Ахилла», благодаря которой в 1801 г. получил гран-при для поездки в Рим. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Но его отношения с Л. Бартолини были достаточно напряженными, так как контраст между успехом скульптора и бедностью Энгра стал слишком резким.
Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею.
Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет.
Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53.
Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65.
Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Энгр был уязвлен, общественность равнодушна, а его коллеги считали его ренегатом. Он развивал свой музыкальный талан под руководством скрипача Лежена. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16.
В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. — Его надо найти в самой модели». Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817).
Характерно, что отступление от канонов академизма вызывало нападки критиков на Салоне 1806 года21. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. Энгр был вообще нетерпим к критике и мог, судя по воспоминаниям Амори Дюваля и спустя полвека помнить каждый нелестный отзыв о своих работах.
В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Летом 1806 года Энгр обручился с Мари-Анн-Жюли Форестье, а в сентябре состоялся его отъезд в Рим.
Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. В 1817 году скончалась его мать. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23.
«На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо».
Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Говоря про Энгра, вспоминают Делакруа. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Родился 29 августа в Монтобане в семье живописца и скульптора Жана-Мари-Жозефа Энгра. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана.
Свой путь в искусстве Энгр начал с портретов («Автопортрет», 1804 три портрета членов семьи Ривьер – отца, матери, дочери, 1805 «Император Наполеон на троне», 1806). В Тулузе Энгр провёл шесть лет— до 1797 года и его наставниками были известные художники того времени: Гийом-Жозеф Рок, скульптор Жан-Пьер Виган и пейзажист Жан Бриан. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску. Главным центром художественного образования Франции была тогда Высшая школа изящных искусств, куда Жан Огюст поступил в августе 1797 года. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность.
В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Реконструкция личности Энгра и её восприятие весьма затруднены, поскольку его личные воззрения и предпочтения отличались от декларируемых.
Через некоторое время картина была продана графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков. Его отец, Жозеф Энгр, был художником-миниатюристом и дал ему первые уроки рисования. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна.
Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Художник выполнил и множество графических портретов42. Портрет мадам АймонНаходясь в Риме, Энгр как обладатель «стипендии» был обязан направлять свои работы в Париж, чтобы показывать прогресс в своих умениях: в1808 картины «Эдип и Сфинкс» и «Купальщица» продемонстрировали мастерство художника в обнаженной натуре.
Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. В 1807 году Энгр наконец-то отправился в Италию.
Все средства художественной выразительности направлены на то, чтобы выявить значительность модели. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.
Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность.
Но основным занятием Энгра в этот период было полотно «Обет Людовика XIII». Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. В Риме он поглощен работой изучением памятников античности, произведений мастеров Возрождения и, особенно, боготворимого им Рафаэля. Энгра называли последним оплотом классической школы, но при этом явно недооценивали.
Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо».
Доверчиво улыбаясь, смотрит на нас молоденькая невеста Энгра, Жюли Форестье, не ведая еще, что впереди ее ждет расторжение помолвки. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик.
Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. По мнению А. Бонфанте-Уоррен, «в этом полотне наиболее полно воплотились особенности его стиля, умение претворить реальность в образы идеальной красоты. Творчество Энгра делится на ряд этапов. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Сочетание бархатной обивки дивана и оттенков кашмирской шали Энгр впоследствии использовал в других женских портретах. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах.
Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Это способствовало развитию художника в непосредственном контакте с разными по характеру моделями. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867).
Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Здесь все становится человечнее, проще. Он создал графический семейный портрет Форестье, на котором, кроме наречённой изобразил её родителей, дядю и служанку.
Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Возможно, Жан Энгр-старший собирался попрощаться с сыном перед его отъездом в Рим, но и в тот год пенсионерская поездка вновь была отложена26.
Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Мягкие и нежные объемы тела художник переводит на язык мелодических линий, дивных контуров — на язык живописи, создавая совершенные произведения искусства. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане, в Гаскони.
Что же так смутило критиков в произведениях Энгра. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102.
В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Этот портрет, как и большинство портретных работ позднего периода, вызывал единогласное одобрение современников Энгра и современных искусствоведов122. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25.
В колорите доминируют нейтральные оттенки: обнажённые тела— золотистые, они оттеняются пятнами синего, жёлтого и красного. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим.
В 1864 году он написал заново «Эдипа». Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Самыми выдающимися картинами этого периода считаются «Купальщица Вальпенсон» (1808) и «Большая одалиска» (1814), отшлифованное совершенство этих полотен было вдохновлено творчеством Рафаэля, которого Энгр ставил превыше всех художников.
В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808). Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». В 1824 году, по возвращении в Париж, Энгр показал в Салоне свою картину «Обет Людовика XIII» имевшую шумный успех и принесшую художнику настоящую славу и орден Почетного легиона. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели.
Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». К этому периоду относится одно из самых грандиозных произведений художника — картина «Апофеоз Гомера» (1827), предназначенная для украшения потолка Лувра. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра.
Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Он не прекращал свою работу и над портретами. В 1810 г. его грант закончился, но Энгр решает остаться в Риме, найдя поддержку в оккупационном французском правительстве. В 1811 году Жан-Огюст-Доминик закончил свою картину «Юпитер и Фетида», которая в очередной раз получила резкое осуждение в Париже.
Композиция картины полна символических деталей— расположение предметов на столе соответствует расположению фигур за ним: Мадонне— чаша с просфорой, а свечи в подсвечниках— св. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Энгр продолжал работать до глубокой старости. Портрет Луиджи КерубиниЭнгр возвращается в Париж в июне 1841 года.
Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Кроме того из-за тяжёлого экономического положения государства Энгру пришлось пять лет ожидать ассигнований на поездку в Рим16.
Одной из первых его работ после возвращения становится «Портрет герцога Орлеанского». Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98.
В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. В 1820 году он перебрался во Флоренцию, где жил и работал в течение четырех лет.
Вскоре после этого в газетах появились статьи, в которых писали, что художник делает неудачные попытки «вернуть искусство на четыре столетия назад, к мастерам XV века». Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II.
Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом».
Темный бархат платья мягко контрастирует с теплой, золотистой кожей, с алой шалью и красной спинкой кресла. Однако в эти же годы созданы многие лучшие портреты. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии.
Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо.
Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. Любовь к скрипке будет сопровождать его всю жизнь. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж).
Удачными признаются в плане оригинальности и пластической красоты лишь сам Гомер и аллегории Илиады и Одиссеи, особенно последняя. На картине скрупулёзно воспроизведена полихромия античного интерьера, дизайн которого разработал его студент Виктор Бальтар, а в цвете написали братья Поль и Ремон Бальзы, которые ранее копировали фрески Рафаэля102. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125.
Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. В 1807 году он начала работу над картиной «Венера Андиомеда», но он смог закончить ее лишь в 1848 году. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат.
Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Костюму и аксессуарам могло уделяться большее или меньшее внимание, но лицо всегда было проработано подробно. А все они эти академизм не почитали. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры.
Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов).
Бартолини тогда ваял графскую жену. Сегодня многие называют их лучшими произведениями Энгра. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. В 1813 году Энгр женился. Он продолжал переносить пренебрежительные отзывы, а его «Дон Педро Толедо целует шпагу Генриха IV», «Рафаэль и Форнарина», несколько портретов, а также работы в Сикстинской капелле встретили в 1814 году враждебную критику. В 1812 году Жан Огюст Доминик пишет «Вергилий читает Энеиду» для резиденции французского губернатора в Риме, в 1813 – «Ромул – победитель Акрона», «Сон Оссиана» – эти колоссальные работы были написаны для римского дворца Наполеона.
В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Эти картины по сути стали воплощением той исторической живописи, которую Энгр хотел показать миру. Весной 1814 году Энгр отправился в Неаполь, где рисует портреты королевы Каролины Мурат и ее семьи, а также три работы: «Обручение Рафаэля», «Большая Одалиска» и «Паоло и Франческа». В 1815 г. вместе с крахом Наполеона, потерпел поражение и режим Мурата, отчего Энгр оказался Риме без покровительства французских властей. Столь же спокойно и выражение его лица. Помимо мастерской Давида, молодой Энгр посещал Академию Сюиса, основанную бывшим натурщиком Шарлем Сюисом, где можно было писать за малую плату8.
С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. В 1825 году Энгр был награжден крестом ордена Почетного легиона. Итальянские города с их прославленными памятниками культуры, дворцами и музеями произвели на молодого художника огромное впечатление.
Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. В декабре они обвенчались. Творчество Энгра делится на ряд этапов.
Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54.
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Фигурки амуров создают впечатление суеты, но придают композиции устойчивость, служа пьедесталом основной фигуре104. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137.
В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер.
Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. В 1801 году художник участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Послы Агамемнона у Ахилла» и победил, но вследствие тяжелого состояния французской экономики полагающуюся в этом случае поездку в Рим пришлось отложить на несколько лет. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140.
В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. В 1802 году Энгр дебютировал на выставке парижского Салона.
В 1791 году Жан Огюст, которому было всего одиннадцать лет, поступил в Королевскую академию, которая находилась в Тулузе. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. В Риме была по достоинству оценена картина «Христос дает ключи Петру» (1817-1820), но власти Ватикана запретили ему отправить эту работу в Париж на выставку. В 1816 г. Энгр получает заказ на выполнение портрета «Фернандо Альвареса де Толедо, герцог Альбы» – в качестве награды герцогу от Римского Папы за подавление протестантской Реформации.
Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Энгр вошёл в историю искусства прежде всего как замечательный портретист, хотя он сам считал этот жанр «низким». Энгр, казалось, вернулся к методам молодости, весьма вольно обращаясь с перспективой и пропорциональными отношениями. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Со временем Энгр стал всё хуже переносить римский климат, в письмах он часто жаловался на недомогание. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел.
Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15.
Июльская революция оставила Энгра равнодушным. В конце жизни Энгр признавал, что хотел бы уйти от людей и жить в тишине среди любимых привязанностей и это означало, что он переживал типичный для художника XIX века внутренний конфликт136. Так что Энгр – это гораздо больше, чем классическая традиция. Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане.
На полотне Энгра седовласый Оссиан уснул, опираясь на свою лиру, над ним открылось пространство снов, воссоздающее заоблачный мир Элизиума и призрачные фигуры нимф, героев и муз. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт.
В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Так как импрессионисты, которым в том числе был призван противостоять этот «оплот», Энгром восхищались.
С годами глаз художника становится острее, его понимание человеческого характера глубже, мастерство — совершеннее. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863).
«Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Из современных Энгру критиков такую точку зрения поддержали консерваторы из монархических кругов.
В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Одним из самых известных шедевров художника является необычайно чувственное полотно «Турецкие бани» (1863), написанное им в возрасте 83 лет. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей.
Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. В 1851 он еще напишет «Юпитер и Антиопа», но в июле того же года станет профессором Школы изящных искусств. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Уравновешивалось соперничество, пожалуй их равновеликим по силе талантом. Люди общаются друг с другом с «открытой душой». Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832).
«Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции.
Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. Всего художник прожил в Италии 24 года103. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Интенсивная работа привела и к тому, что уже в августе 1807 года он разорвал помолвку, написав в последнем письме к Форестье, что для него теперь немыслимо покинуть Италию37.
Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Но к 1849 году его пыл угас из-за смерти жены Энгра и роспись не была завершена. В нижней части композиции слева показан Пуссен, переписанный Энгром с известного автопортрета80.
В настоящее время находится в музее Орсе. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. Несмотря на свои административные обязанности, художник не перестает рисовать: из-под его кисти выходят «Антиох и Стратоника», «Портрет Луиджи Керубини», «Одалиска с рабом» и пр. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год).
Симфориона», 1834) его живописная манера становится академичной. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии).
Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. В работах «Купальщица Вальпинсона» (1808), «Большая Одалиска» (1814), «Турецкая баня» (1862—63) холодная чистота стиля сочетается с затаённой чувственностью певучие линии контуров изысканная пластика поз и жестов напоминают об античной классике. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Прототипом для фигуры Селевка послужил сам Энгр, для Антиоха— его студент Ипполит Фландрен. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне.
Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). В возрасте 11 лет был принят в тулузскую Академию искусств, где учился у Г. Ж. Рока.
Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий. Портрет мадемуазель Ривьер — одно из наиболее прославленных полотен художника. Учился в Тулузской академии изящных искусств. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27.
Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. К концу жизни Энгр последовательно подчинял своё искусство и свои личные вкусы декларируемой классицистской доктрине. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля».
В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. Его влияние признавали фовисты во главе с Матиссом, кубисты под началом Пикассо. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа.
«Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Помимо уроков рисования, он дал сыну основные представления о скульптуре (так как был не только художником, но и скульптором), а также научил играть на скрипке.
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи. Таков «Апофеоз Гомера», «Св.
Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Здесь он пишет такие свои знаменитые картины, как «Большая купальщица», обнажённая женская натура.
Энгр был виртуозным мастером изображения обнажённой натуры. Для 23-летнего художника портрет первого лица государства в натуральную величину был очень серьёзной задачей это также свидетельствует о статусе Энгра ибо маловероятно привлечение совсем неизвестного молодого живописца для целей государственной пропаганды. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Здесь же он продолжает рисовать портреты, приобретя нескольких состоятельных заказчиков.
C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. В этот период он много работает в жанре портрета. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера.
Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. В 1825 году Энгр был избран в члены Академии. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа.
Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. В «Портрете Л. Ф. Бертена» (1832) представлен властный умный буржуа в характерной позе «хозяина жизни», что дало повод художнику Э. Мане назвать эту работу «портретом буржуазного Будды».
Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41.
С 13 до 16 лет он был вторым скрипачом в оркестре Капитолия Тулузы. Интерес к средневековой и ренессансной поэзии также был возрождён в XIX веке романтиками, которые ценили передачу средствами поэзии душевных качеств персонажей и чувственность натуры. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Надо отметить, что эти портреты были очень хорошо выполнены и в настоящее время очень ценятся как бесценные предметы изобразительного искусства. В 1817 году Энгр выполняет «Генрих IV играет со своими детьми» и на следующий год – «Смерть Леонардо да Винчи».
Официальные круги приняли картину с восторгом. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма.
В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале.
«Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Его портреты пленяют чистотой и музыкальностью плавных линий, скульптурностью формы («Мадам Девосе», 1807 «Мадам Зенон», 1816 «Мадам Муатесье», 1851). В 1806 году Энгр дебютировал с этими полотнами в Салоне. Великая революция по-новому высветила роль и значение человека и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию.
В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы, но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве художник из Монтобана. Кристофер Вуд отмечал, что стилевые находки Энгра в жанре ню чрезвычайно хорошо были восприняты в Британии, поскольку вписывались и в викторианскую мораль. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы.
Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность.
В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. В Лувре полотно хранилось до 1986 года. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Графические портреты Энгра, которые он создавал на протяжении всей жизни, отличает непосредственность, раскованность, жизненность деталей (портрет скрипача-виртуоза Н. Паганини, 1819).