Спокойная красота молодой женщины вызывает в памяти зрителя знаменитый портрет великого Рафаэля — «Донна Велата». Один из самых известных портретов мастера — «Две сестры» (1843, Лувр, Париж), в котором прослеживается мысль о духовной близости родственных натур. На картине изображена Джоанна, возлюбленная живописца Джеймса Уистлера. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир.
Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. Сама женщина превращалась в произведение искусства («Портрет Инес Муатессье», 1851, Лондон, Национальная галерея).
Симфорион". В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. приходилось прислушиваться к пожеланиям портретируемых.
Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. 10 апреля 1867 года в Школе изящных искусств открылась ретроспективная выставка Энгра, которая совпала со Всемирной выставкой. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. – Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант.
В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Но и Энгр испытал воздействие романтизма.
Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Так как импрессионисты, которым в том числе был призван противостоять этот «оплот», Энгром восхищались. Курбе любуется чувственной прелестью своих моделей их физическим совершенством. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81.
Среди них — знаменитый «Офицер карабинеров» (1812–1814, Музей изящных искусств, Руан), а также исполненный в это же время «Карабинер» (1814, Лувр, Париж). Симфорион», «Передача ключей св. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII».
Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Последнее изображение девушки было создано в 1843 году («Портрет Полин в домашнем платье», Музей изящных искусств, Шербур). По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические.
Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. Энгр считал, что умение играть на музыкальном инструменте помогает художнику. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом».
Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Взгляд совсем еще юной девушки, почти ребенка, серьезен и печален. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48.
Особенно задушевным и поэтичным получился образ мадемуазель Ривьер. Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Стародубова).
Создавал картины на литературные исторические и религиозные сюжеты («Юпитер и Фетида», 1811, Музей Гране, Экс «Обет Людовика XIII», 1824, собор в Монтобане «Эдип и сфинкс», 1827, «Апофеоз Гомера», 1827, «Турецкая баня», 1862—63 — все Лувр, Париж), портреты, отличавшиеся точностью наблюдений, глубиной и правдивостью психологической характеристики («Мадам Девосс», 1807, Музей Конде, Шантийи, 3 портрета членов семейства Ривьер, 1805, «Л. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья.
Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. В 1806–1808 годах мальчик учился в Императорском лицее. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. И вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные женские портреты: Прекрасная Зели (1806), Мари Маркоз (1814), графиня Луиза дОссонвиль (1845), баронесса Ротшильд (1848), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристократических и буржуазных салонов увековечены кистью последнего олимпийца 19 века.
Творчество. Исполненные свинцовым карандашом, они поражают своей живостью и непосредственностью передачи натуры (портрет семьи Стамати, 1818 портрет Никколо Паганини, 1819, оба — в Лувре, Париж). «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18.
Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Оптимистичность композиции подчеркивается и характером мазка — размашистого и динамичного. Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19.
Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. В 1836 году семнадцатилетний Шассерио выставил в Лувре ряд своих портретных работ: «Автопортрет» (1835, Лувр, Париж), «Адель Шассерио», «Портрет матери» (1830-е, Лувр, Париж), «Художник Марилья» (1830-е, Лувр, Париж), «Эрнест Шассерио» (1836, Лувр, Париж). Королевским указом он был возведён в достоинство пэра.
В 1791 году Энгр приехал в Тулузу, где поступил в Королевскую академию.
«Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Результат почти четырёхлетних трудов Энгра абсолютно по-разному оценивался его современниками и современными искусствоведами. Портрет мадемуазель Ривьер — одно из наиболее прославленных полотен художника. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик.
Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. «В благообразном облике седовласого господина, в его умном волевом лице, мощной фигуре, во властном жесте рук, в цепких пальцах чувствуется энергия, несокрушимый напор, деловая хватка, превращающие главу журнала "Деба" в символ новой эпохи» (В. В. Многие, особенно ранние, работы Энгр Жан Огюст Доминик отмечены тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в творчестве Энгр Жан Огюст Доминик играл точный, гибкий, пластически-выразительный линейный рисунок. В 1840 году художник уехал в Италию, где в это время жил и работал Энгр.
«На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». В Салоне 1806 года вместе с портретами семьи Ривьер художник показал картину «Наполеон на троне» (1806, музей Армии, Париж), таким образом отдав дань наполеоновской теме, увлекавшей французских мастеров той эпохи. Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий Большая купальщица (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности Большая одалиска (1814) дышащая томной негой и чувственностью Турецкая баня (1863 все — Париж, Лувр). Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться.
Живописных работ от второго римского периода осталось мало, в основном они написаны уже в конце 1830-х годов, когда учебный процесс в Академии был налажен и у художника стало больше свободного времени. Сегодня многие называют их лучшими произведениями Энгра. Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Затем следует новый заказ: «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806, Париж, Музей армии). С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Если внимательно посмотреть на полотно, можно увидеть, что героя лишь одолела усталость. Когда срок пребывания во Французской академии вРиме заканчивается, Энгр остается вИталии.
Лучшиая работа, написанная вскоре после прибытия в Рим, — «Портрет мадам Девосе» (1807, музей Конде, Шантийи). Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Особенно заметно воздействие этих мастеров в ранних работах живописца. Ее большие глаза печально и тревожно смотрят на мир. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Он приступал к работе над картиной, когда какой-нибудь из девочек Сеннегон исполнялось шестнадцать лет. Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808).
Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Летом 1806 года Энгр обручился с Мари-Анн-Жюли Форестье, а в сентябре состоялся его отъезд в Рим. Современники Шассерио не смогли оценить это прекрасное произведение, зато следующее поколение художников восхищалось им.
Это один из самых глубоких умов» После победы Июльской монархии Лакордер принимал участие в издании клерикальной газеты «Будущее», стремившейся примирить католическую церковь с необходимостью признать права народа. Виган. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Он зарабатывал себе на жизнь игрой в тулузском театральном оркестре. Энгр едет, наконец, в Италию. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской».
Завершением этого направления поисков абстрактной гармонии стало одно из последних значительных произведений Энгра — Турецкая баня (1862, Париж, Лувр). Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Из Парижа художник часто приезжал в Шербур. Более естественной стала поза модели.
История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. Главными средствами выразительности здесь (как и во многих других портретах) является мазок, тональность, контрасты света и тени. О причине догадался врач Эрасистрат, когда увидел, как Стратоника зашла в помещение, где на ложе был распростёрт Антиох и какова его реакция101. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне.
Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. Энгр (Ingres), Жан Огюст Доминик (29. 8. 1780, Монтобан, — 14. 1. 1867, Париж), французский художник, рисовальщик и музыкант.
Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Бартолини считал недостаточным копирование античных образцов и призывал искать вдохновение в прекрасном современной жизни, показывая средствами искусства не только возвышенные идеалы, но и чувства. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Сам Энгр хотел видеть себя хранителем добрых доктрин, а не новатором. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера.
Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. И эта картина писалась долго: начатая во Флоренции в 1820 году, она была завершена лишь 36 лет спустя. Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана».
Мне нужна движущаяся модель». В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». И в то же время у всех них есть что-то похожее, типичное. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47.
Симфорион». А все они эти академизм не почитали. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. Таковы все женские портреты Энгра.
Мощная фигура Лефрена едва умещается в кресле, его глаза подозрительно смотрят на зрителя. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см).
Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы.
Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. Здесь все становится человечнее, проще.
Поиски искренности и простоты приводят Коро к детским портретам. Официальные круги приняли картину с восторгом. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44.
Что же так смутило критиков в произведениях Энгра.
Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). Энгр считал эту картину своей лучшей работой.
К концу жизни Энгр последовательно подчинял своё искусство и свои личные вкусы декларируемой классицистской доктрине. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Роскошный каскад складок обладает автономной, почти абстрактной красотой. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Стародубова.
Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Он жаловался окружающим, что портреты до смерти надоели ему. Здесь он прожил долгие четырнадцать лет.
Особенно ярко тип энгровской красавицы представлен на «Портрете мадам Сеннон» (1814–1816, Музей изящных искусств, Нант). Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Только с 1807 года он понял своеобразие Италии и стал активно работать, в первую очередь точно и лаконично фиксируя привлекавшие его городские виды32. Женский портрет. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832).
Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. В заказных портретах Энгра нет искреннего чувства, свойственного изображениям его друзей. Делакруа находился возле любимого им Рубенса, Энгр — у полотен своего кумира Рафаэля. Июльская революция оставила Энгра равнодушным.
Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Не оставил юноша и музыку. При этом Энгр не побоялся допустить анатомические искажения: в вытянутой гибкой спине одалиски критики насчитали два лишних позвонка. Кажется, что все модели погружены в раздумье. Ее взгляд, направленный вперед и немного вверх, полон глухой тоски и безмерной усталости. Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане, в Гаскони.
Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. В 1817 году скончалась его мать. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года).
Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Столь же спокойно и выражение его лица. В 1806 году Энгр приехал в Рим.
Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Давид в своей студии не только приобщал многочисленных учеников к идеалам классического искусства, но также обучал письму и рисованию с натуры и методам её интерпретации7. Действительно, это одна из самых программных его работ, которую можно истолковать как живописную декларацию. Благодаря своему отцу, Энгр смолодупринялся за изучение рисования и музыки, создав свою первую работу на гипсе в возрасте девяти лет. Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона». Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо».
Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Проницательный современник назвал Энгра китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин (Теофиль Сильвестр).
Основным кругом его общения и заказчиков были почти исключительно представители французской колонии в Риме34. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье.
В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Грустным очарованием веет от «Портрета Полин в синем» (1842, Музей изящных искусств, Шербур) исполненного в оливковых и голубоватых тонах. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью».
Серьезно смотрит на зрителя Алина, девочка же глядит доверчиво и удивленно.
Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена».
Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Однако на этой же выставке впервые были показаны зарисовки и эскизы Энгра, которые позволили новому поколению критиков провозгласить его гением.
Особую выразительность портрету придает изящный, мягкий рисунок и гармоничный колорит. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20.
Ученик Ж. Л. Давида. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции.
Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24.
Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Интересен также автопортрет «Человек с кожаным поясом» (1845–1846, Лувр, Париж), свидетельствующий о глубоком интересе Курбе к мастерам эпохи Возрождения. Плодотворно работавший при всех режимах, Энгр дважды писал Наполеона — Первым консулом (1804) и императором на троне (1806), выполнял заказы членов королевской фамилии, а позднее — Карла X, Луи-Филиппа, Наполеона III.
Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. Таков "Апофеоз Гомера", "Св. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Творчество Энгра делится на ряд этапов. Его отец, Жозеф Энгр, был художником-миниатюристом и дал ему первые уроки рисования. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик.
Интересно, что почти каждый изображенный имел свой реальный прототип. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение.
«Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. Их критика справедлива, но Энгра она огорчает и возмущает. Энгр Жан Огюст Доминик — автор ряда блестящих карандашных портретов (большинство хранится в музее Энгр Жан Огюст Доминик в Монтобане).
Нет на свете ничего более трудного, это невыполнимо, — жаловался художник. В Лувре полотно хранилось до 1986 года. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84.
Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. При этом художник не увлекается тщательной передачей одежды моделей-мужчин. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму.
Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Портреты мастера очень точно передают сущность детского образа. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность.
Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. В декабре они обвенчались. Он изобразил себя в костюме Гамлета, в позе Карла II на картине, созданной Кареньо да Миранда (прежде его авторство приписывалось Д. Веласкесу). На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году.
А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. Вскоре Лакордер по политическим мотивам оставил Францию и уехал в Италию. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50.
Исследователи определили, что «Человек с кожаным поясом» был написан поверх копии с картины Тициана «Портрет молодого человека с перчаткой». Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна.
Здесь он пишет такие свои знаменитые картины, как «Большая купальщица», обнажённая женская натура. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. В основном они были написаны по заказам французских чиновников и аристократов, в частности французского посла в Риме де Блака, который покупал больше всего полотен Энгра. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27.
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже. Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Здесь же он продолжает рисовать портреты, приобретя нескольких состоятельных заказчиков. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16.
И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы, но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве художник из Монтобана. Все дело в той тщательности, с которой мастер анализирует черты лица своих моделей. Свою задачу он видел в продолжении ренессансного искусства с той же стадии, на которой оно остановилось62. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов).
Спустя 50 лет после ее завершения он писал: «Если я и сделал когда-либо что-то действительно хорошее, так этот портрет». Человек изображенный на «Портрете Лефрана» (ок. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Энгр словно не замечал, как противоречил сам себе, когда создавал одновременно со своими неподвижными, бесстрастными академическими полотнами такие шедевры острейшей наблюдательности или подлинного поэтического изящества, как знаменитый портрет «Портрет Буртена» (1832).
Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии).
Это случилось накануне большой художественной выставки, на которой он должен был представлять свои картины, вот таким образом уезжал он неохотно. Ее голова слишком велика по сравнению с еще не сформировавшимся телом, но это, так же как и неправильные черты лица (большой рот, невысокий лоб, широко поставленные глаза), не лишает модель очарования и юной свежести. Энгра называли последним оплотом классической школы, но при этом явно недооценивали. Энгр выработал в рисунках особую технику.
Чегодаев. Так что Энгр – это гораздо больше, чем классическая традиция. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Говоря про Энгра, вспоминают Делакруа. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73.
Наиболее оригинальным из учеников Энгра признаётся Теодор Шассерио, учившийся у него с 1830 года. — Его надо найти в самой модели». Несмотря на то, что художник считал себя продолжателем традиций и идей Николя Пуссена и Жака-Луи Давида, творчествоЭнграоказало влияние на последователей именно благодаря своей самобытности. Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции Ромул, победитель Акрона для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте Вергилия, читающего Энеиду (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) — настолько законченная, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции будь то развернутая просветительская программа Апофеоза Гомера (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии во фреске Золотой век (1843-47, Франция, замок Дампьер) — везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, очищенной от недостатков живой натуры.
Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Художник писал изображения своих племянниц, дочерей сестры.
Эти черты особенно заметны в «Автопортрете» и портрете Адели Шассерио. Энгр писал: «Я влип с этими портретами, которые преследуют меня, как злые духи Но я хочу заниматься не ими, а исторической живописью, которая протягивает ко мне свои прекрасные руки для создания самых замечательных произведений».
Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Энгр выполняет ряд официальных заказов, создает огромные многофигурные композиции, отдает этим работам годы долгого изнурительного труда, а результаты ничтожны – вещи получаются сухими и маловыразительными. Таков «Апофеоз Гомера», «Св. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели.
Николаю и Александру Невскому. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53.
Стародубова). Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. Моя цель — выразить жизнь.
Возможно, художник делает это интуитивно, но иначе не может, он так видит, так чувствует — он сын своей эпохи. Одна («Портрет Жорж Санд», 1838, Государственный художественный музей, Копенгаген) оказалась в Дании, другая изображавшая Шопена, осталась во Франции. Вот таким образом лучше всего ему удавались те работы, где сама модель в большей степени отвечала идеалу художника, его представлениям о прекрасном. Любуясь своими моделями, автор в то же время упрощает их, лишает их одухотворенности. Вскоре после этого в газетах появились статьи, в которых писали, что художник делает неудачные попытки «вернуть искусство на четыре столетия назад, к мастерам XV века».
В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Кто-то сделал ей замечание, но Коро возразил: Это как раз то, что мне нужно. Ряд статей, печатавшихся в газете, призывали к отделению церкви от государства. Так же как и другой знаменитый французский мастер, Ж. Л. Давид, Жан Огюст Доминик Энгр известный всему миру благодаря своим портретам, всегда считал себя художником исторического жанра. Энгр стремился запечатлеть прекрасный облик девушки, сохранить во времени такой хрупкий, такой недолговечный дар, как молодость, красота.
Трудно уловить выражение подвижного лица поэта. Свою роль сыграло и то, что здесь он не мог пользоваться полной свободой, т. к. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Значительное место в портретной живописи Милле занимают изображения юных лиц.
В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни.
Этот образ близок по своему духу знаменитой тициановской «Венере, смотрящейся в зеркало». В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Так появился портрет мулатки Алины (1824–1826, музей Фабра, Монпелье), алжирской девочки (1832, Национальная галерея, Вашингтон). Энгр остановился на эпизоде ментального поединка, когда герой разгадывает неразрешимую загадку.
Энгр изобразил молодую женщину, сидящую в кресле, на темном нейтральном фоне. С годами глаз художника становится острее, его понимание человеческого характера глубже.
Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Высокую оценку картине дали Э. Дега и М. Дени. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Гамлетовское начало не раз будет проявляться и в дальнейшем творчестве Делакруа. Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Жан-Огюст-Доминик Энгр родился в 1780 году в городе Монтобане на юге Франции. Во время сеансов художник не стремился установить душевный контакт с заказчиком.
Воротник и манжеты из белых кружев подчеркивают нежность ее кожи. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. Автопортрет показывает интерес, который французские романтики испытывали к английской литературе, в частности к сочинениям У. Шекспира.
Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». В 1864 году он написал заново «Эдипа».
В 1813 году Энгр женился. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна.
Нет в мужских портретах также богатства и разнообразия красок. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. Эта техника наилучшим образом подходила для портретов и небольших полотен с двумя-тремя персонажами, но в монументальных картинах постоянно приводила к невозможности объединить в единую композицию множество фигур. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887).
Всего художник прожил в Италии 24 года103. Вполне в духе классицизма звучало название этой композиции: Послы Агамемнона, посланные умиротворить Ахилла, находят его в шатре с Патроклом за воспеванием подвигов героев (1801, Париж, Школа изящных искусств). Он поселился на Вилле Медичи— резиденции Французской Академии, но, судя по переписке с Форестье, первое время скучал и стремился вернуться в Париж. Девушка прожила недолго: в возрасте двадцати трех лет она умерла от туберкулеза. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими».
Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как "наследник" Давида, продолжатель классических традиций конца предыдущего столетия.
Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла. Оживленное и радостное лицо ребенка зритель видит в зеркале. Все эти детали говорят о том, что персонаж страдает от раны, нанесенной ему на дуэли.
Старая больная женщина представлена и на картине «Безумная старуха». Уравновешивалось соперничество, пожалуй их равновеликим по силе талантом. Но этот образ инспирированный самим художником, создает ложное представление об искусстве Энгра.
Энгр создавал парадные изображения Наполеона I, в которых есть нечто от ван-эйковского великолепия и трезвые, но полные внутренней силы образы буржуазных деятелей времен Июльской монархии, типа знаменитого Луи Бертена, однако все его произведения отмечены печатью классического статуарного величия. По Автопортрету (1804, Шантийи, Музей Конде) мы можем судить, каким был Энгр в эти годы. Ярким свидетельством тому является второй портрет мадам Руми (1842, Музей изящных искусств, Шербур), значительно отличающийся от первого исполненного в 1836 году. Таков «Апофеоз Гомера», «Св. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс».
Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». Искусство Энгра— цельное по стилю, но очень неоднородное типологически и потому по-разному оценивалось современниками и потомками. В Шербуре юноша создал свои первые портреты. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта.
Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. На его щеках заметен легкий румянец, а во всей фигуре чувствуется скрытая сила и энергия. На портрете поколенного формата изображена хрупкая и грациозная девушка в белом платье. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра.
Он говорил ученикам: «Если бы я мог всех вас сделать музыкантами, вы выиграли бы как художники». Виды деятельности. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции.
(Как свидетельствуют воспоминания госпожи Ривьер, она так и не смогла понять, почему Энгр так пленился внешностью ее болезненной дочери. ) Узнаваемый облик конкретной модели становится символом пробуждающейся жизни и одновременно — хрупкости ее. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. В Риме он вступил в орден доминиканцев.
Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. Но по финансовым причинам поездка была отложена на пять лет и тогда молодой Энгр начал заниматься самостоятельным творчеством. Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа.
Написанный в Риме Портрет госпожи Девосэ (1807, Шан тильи, Музей Конде) более, чем все другие произведения Энгра на современный сюжет, выдает его постоянное стремление к идеалу. Закончив автопортрет, Энгр создал целую галерею эмоциональных и одухотворенных портретов своих друзей (художника Демаре, 1805, музей Августинцев, Тулуза юриста Жилибера, 1805, музей Энгра, Монтобан скульптора Бартолини, 1806, частное собрание, Экс живописца Гране, 1807, музей Гране, Экс). С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии.
Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Петру». В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»).
Энгр словно не замечал, как противоречил сам себе, когда создавал одновременно со своими неподвижными, бесстрастными академическими полотнами такие шедевры острейшей наблюдательности или подлинного поэтического изящества, как знаменитый портрет «Портрет Буртена» (1832). Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. К тому времени годы учения были уже позади. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. Название «Воображающий себя полководцем» говорит об иронии, насмешке над человеком, в былые времена сделавшим блестящую карьеру военного.
Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113.
В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115.
Кисть реалиста запечатлела признаки смертельного недуга Полин — болезненную бледность и чрезмерную хрупкость фигуры. В 1806 году Энгр дебютировал с этими полотнами в Салоне. В этих портретах проявилось мастерство молодого живописца, его умение строить композицию. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Его влияние признавали фовисты во главе с Матиссом, кубисты под началом Пикассо. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Учился также игре на скрипке.
Его наставниками стали художник Ж. Рок и скульптор Ж. -П. Люди общаются друг с другом с «открытой душой». Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817).
Интересна история появления этой картины. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Таков «Портрет Джо» («Прекрасная ирландка», 1865, Метрополитен-музей, Нью-Йорк вариант — в Национальном музее, Стокгольм). Виртуозный по форме, но суховатый по характеристике портрет главы семейства Филибера Ривьера, крупного чиновника наполеоновской Империи, уступает женским образам этой эффектной группы.
«Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь. В каждом своем герое художник стремится показать индивидуальные черты характера. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен.
Художник стремится показать личность с ее характером и индивидуальными особенностями («Портрет месье Мольтедо», ок. Ему заказывают Портрет Бонапарта — Первого консула (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета).
В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Только в глазах можно заметить черты индивидуальности.
Гектор Берлиоз посвятил Энгру концерт, на котором дирижировал исполнением его любимых произведений, наконец, театр Комеди-Франсез преподнёс художнику почётную контрамарку на пожизненное посещение всех спектаклей104. Ф. Бертен», 1832, все Лувр, Париж «Мадам Муатесье», 1851, Национальная галерея, Вашингтон) изображение обнаженной натуры («Большая купальщица», 1808, «Большая одалиска», 1814 — обе Лувр, Париж портреты Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листа и других музыкантов). Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми.
Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. В таком же ключе исполнено и полотно «Адель Шассерио». Художник редко изображал руки, по-видимому, тогда он еще не научился их писать.
В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Энгр был вообще нетерпим к критике и мог, судя по воспоминаниям Амори Дюваля и спустя полвека помнить каждый нелестный отзыв о своих работах. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. В 1834—41 был директором Французской академии.
Художник очень точно схватывает неповторимость и индивидуальность портретируемых. Ее слезящиеся глаза с подозрением смотрят на зрителя. В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. Начиная работать над композицией, Делакруа создавал для нее этюды. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56.
Цветовой и композиционной доминантой этого портрета является голубое атласное платье, которое определяет элегантность модели и подчёркивает её аристократизм. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр.
Позы портретируемых спокойны, костюмы скромны и лишены броских аксессуаров. В лицах приземленных и практичных орнанцев нет одухотворенности. Таковы портреты семьи Ривьер (1805, Лувр, Париж). Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II.
Энгр Жан Огюст Доминик занимался вопросами музыкального образования, вокальной педагогики. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Уже упоминалось, что Энгр много работал как портретист, хотя всё это время он мог бы потратить на историческую живопись. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел.
«Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Эти рисунки дарили на память родственникам и друзьям. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое.
Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Я не из тех, кто гоняется за анатомической точностью в художественном произведении. Издание просуществовало недолго, власти закрыли его. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне.
Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. В колорите доминируют нейтральные оттенки: обнажённые тела— золотистые, они оттеняются пятнами синего, жёлтого и красного. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. В 1805 году Энгр создал три портрета членов семейства Ривьер, находящиеся сейчас в Лувре. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину Послы Агамемнона у Ахилла (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме.
Помимо уроков рисования, он дал сыну основные представления о скульптуре (так как был не только художником, но и скульптором), а также научил играть на скрипке. Среди лучших портретов этого времени — «Антуанетт Эбер перед зеркалом» (1844–1845, частное собрание, США). К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве.
Такие попытки он неоднократно делал на протяжении всего своего творчества (достаточно назвать Обет Людовика XIII, 1824 Апофеоз Гомера, 1827 Мучение святого Симфориона, 1834 или позднюю композицию Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймсском соборе, 1854). В этом же году он исполнил «Портрет Лакордера» (1840, Лувр, Париж), на котором изобразил аббата Анри Лакордера, чьи пламенные проповеди в соборе Парижской Богоматери вызывали восхищение многих парижан.
Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане. Противостояние этих титанов – противостояние классицизма и романтизма создавало напряженность, в которой развивалась французская живопись тех лет.
Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Художник, часто бывавший в доме своей сестры, а затем и у повзрослевших племянниц, в 1840-х годах создает портреты их детей («Луи Робер», 1843–1844, Лувр, Париж «Октав Шамуйе», 1844, частное собрание, Париж «Эдуард Леско», ок.
По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. Свое внимание он акцентирует на глазах моделей. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом».
Работая над портретом, Курбе сетовал: «Я не знаю, как закончить портрет Бодлера, каждый день его выражение меняется». И в дальнейшем жанр ню оставался предметом творческого интереса художника до конца его жизни. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841).
В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт.
Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Стиль портрета, его колорит, закругленная верхняя часть, особое расположение фигуры на пейзажном фоне говорят об увлечении Энгра искусством Возрождения. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства.
Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). Учился в Тулузской академии изящных искусств.
Девушка сидит, опершись локтем о край круглого стола. Пышное платье лионского шелка с цветочным узором, подчеркивающее ее зрелую, несколько тяжеловесную красоту, обилие драгоценностей — все выражает вкус времени, с его пристрастием к декоративному богатству. 1811, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Портрет месье Кордье», 1811, Лувр, Париж «Портрет графа Н. Д. Гурьева, 1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Молодая женщина, одетая в платье из малинового бархата, сидит среди атласных подушек. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других.
Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. Аббат стал основателем новой организации — «Братства христианских художников».
Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Более целостным произведением стал портрет Фридерика Шопена. Более всего им был близок образ Гамлета, человека сомневающегося и ищущего истину.
Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. По желанию заказчика Энгр написал по сторонам Богородицы двух почитаемых в России святых— Николая Угодника и Александра Невского, которые вдобавок были святыми покровителями императора Николая I и цесаревича99. В Париже он стал брать заказы на живописные портреты.
Все эти картины лаконичны по композиции. Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись. Большим разнообразием отличаются мужские портреты мастера. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7.
В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Огромные холсты получались холодными и мало трогали зрителя.
Одна из лучших его работ в этом жанре — «Портрет Октавии Сеннегон» (1833, частное собрание, Париж). Стародубова. – Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87.
Купальщица Вальпенсон (1808, Париж, Лувр) с ее мягким, как бы стекающим силуэтом, Юпитер и Фетида (18. 11, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), где изумительная по красоте женская фигура распластана на плоскости подобно орнаментальному арабеску, знаменитая Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), у которой насчитывали на три позвонка больше анатомической нормы, — все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка. Он рано начал рисовать и все свое свободное время посвящал этому занятию. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Всю свою сознательную жизнь Энгр стремился создать совершенную художественную форму. Согласно античному автору, Антиох, сын Селевка, был влюблён в свою юную мачеху Стратонику и решил покончить с собой, уморив себя голодом. В своем раннем Автопортрете (1804, Шантильи, Музей Конде) Энгр предстает настоящим южанином — невысокого роста, смуглым, черноглазым, полным сдержанной энергии.
Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи. Мастер показал на одном полотне играющего на фортепьяно Шопена и слушающую его Жорж Санд. В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно.
Энгру оказываются все новые почести: в 1825 году он был избран членом Французского института, в 1829 году назначен профессором Школы изящных искусств (в 1853 году стал ее директором). В настоящее время находится в музее Орсе. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. В конце 1880-х годов владелец парного портрета разрезал его на две части. Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Автор изобразил модели на нейтральном фоне.
Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Чтобы не отвлекать внимание зрителя, художник показывает модели на нейтральном фоне. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Симфориана» (1834). Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832).
Среди самых известных шедевров Курбе — картина «Похороны в Орнане» (1850, Лувр, Париж), соединившая элементы двух жанров — портретного и бытового. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий. Творчество Энгра делится на ряд этапов.
Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение. Однако начиная с 1820-х годов в тематических произведениях Энгра под влиянием живописи Рафаэля начинают звучать академические ноты. Художника часто обвиняли в погрешностях против анатомии. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Менее выразительным получился портрет Жорж Санд, уступающий более раннему ее портрету (1834, частное собрание), на котором писательница предстает в облике хрупкой молодой женщины, одетой в мужской костюм.
Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. «В благообразном облике седовласого господина, в его умном волевом лице, мощной фигуре, во властном жесте рук, в цепких пальцах чувствуется энергия, несокрушимый напор, деловая хватка, превращающие главу журнала «Деба» в символ новой эпохи» (В. В. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». 1844, частное собрание).
Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Вместе с его произведениями в живопись нового времени впервые входят открытый и чистый цвет готических и персидских миниатюр, плоскостность и деформация формы, подчиненной не только законам анатомии и классическим нормам, но также эмоциональному порыву художника.
Великая революция по-новому высветила роль и значение человека и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения. Одно из самых ранних полотен, показывающих представителей интеллектуальной среды столицы, — «Портрет Шарля Бодлера» (1847–1848, музей Фабра, Монпелье). Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Бартолини тогда ваял графскую жену.
Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. Значительное место в портретном творчестве Делакруа занимают автопортреты. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Первый художник исполнил в 1821 году (Лувр, Париж).
Девушка одета в повседневное платье, сшитое по моде того времени. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику.
Первые портреты Коро были выполнены в 1830-е годы. Художник выполнил и множество графических портретов42. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем.
Вскоре он перешел от Верне к популярному в те годы художнику П. Н. Герену. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. «Но часто Энгру кажется лишней и эта легкая моделировка объема, – пишет А. Д. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана».
В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида.
Эти портреты, которые ныне хранятся вЛувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя вподражании художникам XV века. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному.
«Но часто Энгру кажется лишней и эта легкая моделировка объема, – пишет А. Д. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже.
На портрете «Гиена Сальпетриер» изображена седая старуха в больничном халате. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Однако позднее возник конфликт со Святым престолом, поскольку Энгр привлёк своих студентов, чтобы снять копии с 42 фресок Рафаэля из станц и лоджий91. Зритель видит разных людей: хитрых, умных, волевых, лицемерных.
После того как две его композиции были выставлены в Салоне 1840 года, желающих запечатлеть себя на портрете кисти Милле значительно прибавилось. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Сумма гонорара составила 3000 франков. Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Итальянский период стал временем расцвета творчества художника.