Энциклопедия живописи представляет собой энциклопедический словарь терминов, содержащий на текущий момент более шестисот статей.
Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Например, пейзаж в знаменитой «Владимирке» Левитана (1892, Третьяковская галерея, Москва) изображающий дорогу, по которой в царские времена гнали на каторгу арестантов, словно бы сгущает чувства тяжести, скорби, глубокой горечи. С. Глазунов и его школа), салонизация андерграунда и сближение его с китчем («Митьки», М. М. Шемякин). А это всегда граничит с мировоззрением художника, определенными идеями, переживаниями. Утончённая «светопись» отличает произведения Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю, А. ван Остаде.
Он воспел обилие даров земли, ее плодородие, щедрость. Примитивизм стал основой творчества лидеров «Ослиного хвоста» – Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионова. В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой. Главные требования, предъявляемые к портрету, – передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека. В Италии художники флорентийской школы (Мазаччо, Фра Анджелико, Фра Филиппо Липпи, П. Уччелло, Доменико Венециано), работая в традиционных техниках фрески и темперы, стремились к усложнению и смешению цветов, что стало возможным при использовании масляных красок.
илл., стр. В период 1917-32 годов складывается множество художественных группировок: одни претендуют на революционную новизну формы (Общество художников-станковистов, «Октябрь», Российская ассоциация пролетарских художников и др. ), другие, довольствуясь новизной только в сюжете, в стилистике придерживаются традиций передвижников (Ассоциация художников революционной России), третьи заботятся о сохранении достигнутого художественного уровня («Четыре искусства»). Живопись бидермайера, опоэтизировавшая обыденную жизнь, обращена к действительности (Ф. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. СПб., 2002-2004 Виннер А. В. Материалы масляной живописи.
В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. Живопись стран Дальнего Востока (Китая, Кореи, Японии) по технике и материалам (акварель, тушь на бумаге или шёлке) граничит с графикой характерное для буддизма созерцание природы привело к возникновению особой системы жанров, включающей как виды обширных пространств (горные пейзажи), так и отдельные изображения мелких деталей (ветви и листья растений, цветы, птицы и др. ). К. Айвазовский, Л. Ф. Лит. : Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. Лагорио). М., 2003 Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства.
Происходит оживление салонной живописи, прежде всего портрета (А. Художники и Северной и Южной Европы работали масляными красками задолго до ван Эйка2. С. Рокотов, К. Л. И.
С учреждением Академии Художеств в Санкт-Петербурге в 1757 (смотри Российская академия художеств) на основе эстетической программы классицизма развивается система жанров живописи, представленная в классах: историческом, «домашних сцен» (бытовом), портретном, перспективном (пейзаж), анималистическом. В предвоенное десятилетие формируется социалистический реализм. Итальянский футуризм (Дж. Дидро). В портрете центром изображения становится лицо (или фигура) человека, а пространство ему подчинено и служит фоном.
Встречается и смешанная техника – сочетание темперы с масляными красками. Иногда для создания картин берут водяные краски (акварель, гуашь) или сухие разноцветные мелки (пастель). С другой стороны пастель и гуашь оказываются чисто живописными техниками. М., 1996 Мастера мировой живописи XI- XVIII вв. Как технически пишется картина.
L., 2002 Фромантен Э. Старые мастера. Так изначально обладая явными признаками самостоятельных пластических характеристик (неслучайно одним из основных параметров, отделяющих живописную технику от графических, является мазок, предоставляющий большой диапазон именно пластических возможностей — в наибольшей степени, конечно, самому распространённому виду — масляной живописи, но и, конечно же, — многим новым её видам и техникам, подразумевающим синтез форм). К техникам живописи, которые могут являться одновременно и графическими (смотри Графика), относятся акварель, гуашь и пастель. В системе академической живописи (в которой процесс создания произведений разработан наиболее детально) художник, прежде чем приступить к картине, часто работает над эскизом (разработка общего решения композиции) иногда – над картоном (разработка всех элементов изображения) для уточнения деталей могут выполняться этюды, подготовительные штудии, наброски.
Дьяковой (1778, Москва, Третьяковская галерея). 289), «Снедь московская. в Европе ее основанием (материалом, на котором пишется картина) чаще всего служило дерево различных пород, а на Востоке – шелк, пергамент, рисовая бумага и т. д. Современные мастера за сравнительно редким исключением используют в качестве основания холст.
Продолжается развитие книжной миниатюры необычайного расцвета достигает искусство витража. В 17-18 веках в рамках барокко проявлялись реалистические тенденции. Ориентация на «старых мастеров» вкупе с беспроблемным содержанием в 1970-80-е годы породила в живописи своего рода новый бидермайер подражательной оказалась и запоздалая мода на гиперреализм. М., 1974 Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 2002 Мастера мировой живописи XIX-XX вв.
Высшее место в системе жанров заняли портреты вождей историко-революционные картины, портреты героев войны и труда, «тематические» полотна. Пользовались греческие художники темперой и энкаустикой картины помещались в храмах и пинакотеках (специальных помещениях для размещения живописи). Реформатором батального жанра стал В. В. Верещагин. В то же время, развитие искусства изобразительных методов и средств выразительности, давно вывело за пределы понимания основных своих задач — «воспроизведение реальности». В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски ит. д. ).
В послевоенное десятилетие складываются значительные региональные школы живописи в союзных и автономных республиках, областных центрах. М., 1974 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Мастера «новой вещественности» (Г. 1765, Москва, Третьяковская галерея), Д. Г. Левицкий Портрет М. А. И. Иванов, В. К. Шебуев). признакам (галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т. д. ).
Грос, О. Дикс и др. ), почти фотографически точно воспроизводя натуру, в то же время передавали ощущение нереального, жуткого, бесчеловечного мира. Далее художник приступает к цветовой разработке картины – он не просто «украшает» её цветом или создаёт более полную иллюзию видимой реальности, но оттачивает, уточняет композицию при помощи цветового пятна, цветового нюанса и контраста, создавая определённую организацию цветовых отношений – колорит. В. Нестеров, Суриков, В. М. Васнецов, Н. Н. Ге и др. ). Понтормо, А. Бронзино, Ф. Пармиджанино и др. ) появляется остросубъективная трактовка художественного образа, но ренессансная острота природных наблюдений сохраняется в их портретном искусстве.
Methods and materials of painting of the great schools and masters. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. Эти приёмы к концу 19 века у одних художников превратились в рациональную систему анализа цвета и точечного письма (дивизионизм, пуантилизм), а у других привели к новой декоративности, усилению цветового звучания вопреки натурному впечатлению (мастера группы «наби» – П. Боннар, Э. Вюйар, М. Дени и др. ). Автор Загадок старых картин – не популяризатор, а исследователь. Существуют двойной и групповой портрет.
Уорхол, Р. Раушенберг), перефразирующий образы массовой культуры (рекламы, комикса и др. ). Рильке) — через осознание того, что «это глубинный иррациональный процесс» — в таком мнении сходятся не только тот же Р. -М. Ретроспективная тенденция «мирискусников» разовьётся в неоклассицизм школы Д. Н. Кардовского (В.
В то же время, развитие искусства изобразительных методов и средств выразительности, давно вывело за пределы понимания основных своих задач— «воспроизведение реальности». Римляне широко применяли в живописи гротески. Art and illusion. М., 1950 Eastlake С. L.
Т. 1-4. Хлебы» (см. Искусство ещё не выделилось в самостоятельный вид деятельности, не было и развитой системы организации изображения (определения его центра и границ), т. е. композиции. Сегодня темпера – лишь одна из техник, чаще всего используемая в монументальной живописи. 1653, Париж, Лувр). М., 1987 Одноралов Н. В. Материалы инструменты и оборудование в изобразительном искусстве.
L. N. Е. Маковский, В. Г. Перов, И. М. Прянишников). Вальдмюллер, К. Шпицвег и др. ). Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. (Учебные материалы) 1977 Шорохов Е. В. Разумеется, это не единственный «верный» путь развития современного искусства и живописи, тем не менее, многие положения такого видения весьма убедительны и продуктивны. В античном мире портрет развивался более в скульптуре, а также в живописных портретах – файюмских портретах 1 – 3 вв.
1-2 Дмитриева Н. А. Изображение и слово. Во Флоренции Раннего Возрождения доминирующими видами искусства были архитектура и скульптура их влияние сказывалось на живописи. В голландской живописи 17 века сложилась разветвлённая система жанров и субжанров живописи (пейзажи, натюрморты, бытовой жанр). В новом синтезе искусств художники и архитекторы, эстетизируя предметный мир, сделали главный принцип единства стиля, при котором картина превращалась в декоративное панно, часть убранства станковая живопись и прикладное искусство соединялись с архитектурой в единое целое на содержательной основе символизма (Г. В 19-20 веках (прежде всего в живописи импрессионизма) возникла тенденция к упрощению процесса работы над произведением, которое могло быть выполнено в один сеанс предварительные этапы выстраивания композиции и рисунка как бы поглощались последней стадией – организацией цветового впечатления. Представители австро-немецкого экспрессионизма (М.
«Графика»). В этот период выявляются различия в отношении к изображению в Византии и на Западе. В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д. ). Христинек). Для того чтобы холст мог впитать и удержать в себе краску, его сначала обрабатывают раствором клея (проклеивают), затем грунтуют, нанося плотный слой специальной смеси.
В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. Авангардистские течения 1-й половины 20 века продолжают оказывать влияние на живопись последующих десятилетий (элементы Экспрессионизма в творчестве Ф. Бэкона и т. п. ). До конца XIV в. наиболее распространенной техникой живописи была темпера (краска, приготовленная на смеси яйца с водно-клеевым раствором, а также с уксусом, квасом или вином). Художники 1960-70-х годов вернулись к изобразительности имитируя фотографию или слайд (гиперреализм), что придавало особую отчуждённость изображению.
Абстракционизм в живописи (В. Стиль модерн, неоромантичная и неоклассическая тенденции интерес к культуре прошлого объединяют художников «Мира искусства» (Л. А study in the psychology of pictorial representation. Адриана (1633, Харлем, музей Франса Халса), Рембрандт Синдики (1662, Амстердам, Государственный музей), Эль Греко Портрет Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Д. Веласкес Портрет Филиппа IV (1628, Мадрид, Прадо), Ф. Гойя Молочница из Бордо (1827, Мадрид, Прадо), Т. Гейнсборо Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784 – 1785, Лондон, Национальная галерея), Ф. С. По описаниям Плиния Старшего и немногим сохранившимся фрагментам можно представить эволюцию древнегреческой живописи от схематичных архаических изображений, упрощённого колорита, построенного на сочетаниях 4 красок (чёрной, белой, красной и жёлтой), до картин с более сложной гаммой, воссоздающих иллюзию действительности, что высоко ценилось. М. Ромадин). Де Кирико, Дж.
П. Брюллов, Ф. А. Бруни, А. А. Иванов). Старые европейские мастера. Y., 1960. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания.
В монументальной живописи наиболее распространены техники настенной росписи темперой по-сырому (фреска) или по-сухому (альсекко), которые иногда сочетаются значительно реже используются масляные краски. В ранних формах станковой живописи и в иконописи применялась темпера (смотри Темперная живопись), сохранившая свою роль и позднее. Алтарь как живописный ансамбль сохраняется, но вытесняется станковой картиной. Значительное развитие в 18 – 1-й половине 19 века получила портретная миниатюра.
Получается так называемый монохром – светотеневое изображение, выполненное кистью и красками как нижний слой под полихромную живопись иногда произведение живописи завершается в монохроме (гризайль) ради образно-смыслового или декоративного эффекта. Ещё Плотин говорит: «Не копировать природу, а учиться у неё» и этим принципом руководствуются многие художники на протяжении многих веков. Художник изобразил продукты – сочные, дразнящие в своем пиршественном великолепии. Эта техника прочно утвердилась в работе с натуры над этюдом, на пленэре. Монументальная живопись (смотри Монументальное искусство) тесно связана с архитектурой, украшает общественные и частные здания – храмы, дворцы, стадионы и т. п. Она может размещаться как снаружи здания (живописный фриз, мозаичные или майоликовые панно на фасаде и т. п. ), так и в интерьере (панно, десюдепорт, плафон). В портретном искусстве наметился поворот к романтизму и бидермайеру (А.
Основой, кроме холста, может служить дерево, реже металл или стекло. Чем гуще слой красящего вещества, тем темнее данный участок картины или рисунка. Oxf., 1993 idem.
Рильке и правильно воспринятый, хорошо понятый им П. Клее, но и многие художники и философы причём подготовило новое понимание искусства и его задач само их развитие: невозможно было уместить всю полноту быстротечной жизни, технических и технологических, наконец— общественных и нравственных преобразований— в прокрустово ложе идеологических и академических догм и штампов, жречески изолирующих искусство от самого развития жизни, сводящих именно к «хорошо понятным и давно известным» функциям сам этот глубинный творческий процесс. В модерне присутствует и неоклассическая тенденция, развившаяся уже в 20 веке. Н. Иванов, Г. М. Коржев, П. Ф. Никонов, П. П. Оссовский, Т. Салахов и др. ). Из Нидерландов началось распространение новой масляной техники по всей Европе.
В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне. Н. Шухаев, А. Е. Яковлев). 6th ed.
М., 1988 Stephenson J. The materials and techniques of painting. Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, вот таким образом применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке— секко, позднее росписи выполнялись малоподходящими для монументальной живописи масляными красками. От древнегреческой живописи сохранились только литературные описания. Курбе, ранний Э. Мане), Германии (В.
Современные художники чаще всего используют масляные краски. Живописи классицизма конца 18 – начала 19 века свойственны гражданственный пафос, античные аллюзии, позднее (в эпоху ампира) также эффектная парадность (полотна Ж. Л. Давида, живопись О. Д. Энгра). L., 1989 Gombrich Е. Н. The heritage of Apelles. В Венеции был осуществлён и переход от деревянной основы живописи к холсту.
Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, вот таким образом применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке — секко, позднее росписи выполнялись мало подходящими для монументальной живописи масляными красками. ст. В то время как в Византии сформировалось сакральное отношение к образу, выработалась строго иерархическая система монументальной декорации, получила развитие иконопись, в Западной Европе на первый план выступили аллегорическая и назидательная функции живописи (как «Библии для неграмотных»), вследствие этого иконопочитание там не получило распространения превалировали обширные повествовательные многофигурные циклы. Рокотов Портрет Майкова (ок. Живопись – один из древнейших видов искусства. Вот таким образом задачи живописи подразумевают не только такую организацию пространства на плоскости, которая руководствуется и ограничивается воссозданием на ней трёхмерной среды, мало того, отдельные методы уже давно воспринимаются как «тупиковые» на пути развития искусства (в контексте понимания и переосмысления адекватности восприятия).
Сама техника была известна в Европе и ранее, но её особенности (многослойность, смешиваемость слоёв, полупрозрачные лессировки) были раскрыты Я. ван Этом.
М. Шилов), возрождение позднеакадемической исторической живописи, портрета и иконописи (И. Многографический очерк, принадлежащий перу крупного венгерского искусствоведа Иштвана Жантона (1903-1969), создает выразительный портрет Йожефа Риппл-Ронаи – художника и человека. Ещё Плотин говорит: «Не копировать природу, а учиться у неё» и этим принципом руководствуются многие художники на протяжении многих веков. М., 1962 Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера.
Крупнейшим художественным центром оставалась Венеция (Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто). Натуралистическая тенденция усилилась в период эллинизма. Интересен и разнообразен портрет 19 – 20 вв. : Д. Энгр Портрет мадам Рекамье (1800, Париж, Лувр), Э. Мане Флейтист (1866, Париж, Лувр), О. Ренуар Портрет Жанны Самари (1877, Москва, ГМИИ им. Художники писали яркими красками в плоскостной, декоративной манере динамичные сцены ритуальных акробатических игр с быком (связаны с мифом о Минотавре). Дали, П. Дельво, Р. Магрит, Х. Миро, И. Танги, М. Эрнст).
Главой «бунта 14-ти» и инициатором создания Артели и Товарищества был И. Н. Крамской. Иностранных профессоров уже в 18 веке сменяют отечественные. Вот таким образом задачи живописи подразумевают не только такую организацию пространства на плоскости, которая руководствуется и ограничивается воссозданием на ней трёхмерной среды, мало того, отдельные методы уже давно воспринимаются как «тупиковые» на пути развития искусства (в контексте понимания и переосмысления адекватности восприятия). В 16 в. появляются следующие типы портрета: традиционный (поясной или в рост), аллегорический (с атрибутами божественного), символический (основанный на литературном произведении), автопортрет и групповой портрет: Джотто Энрико Скровеньи (ок. Одним из её реформаторов в конце 16 века был Караваджо караваджизм стал интернациональным движением, проникающим в различные школы (живопись де Латур во Франции, Х. де Рибера в Испании и др. ).
Джорджо Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» назвал ван Эйка изобретателем масляной живописи, позднее это утверждение повторил Карел ван Мандер. Вне Академии Художеств развивались бытовой жанр (М. Монументальная живопись достигла высокого развития в крито-микенском искусстве (фрески Кносского дворца, смотри Кносс, Эгейское искусство). По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Переосмысление функций живописи, как, впрочем и всего творчества, прошло через отрицание целесообразности её как таковой («Только осознав, что это абсолютно бессмысленно, можно начать творить» — говорит Р. -М. 17 век – время расцвета станковой живописи в европейском искусстве.
Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. Действительно, в картинах этого жанра показываются только неодушевленные предметы. Замкнутое пространство преобладает в жанре интерьера. Работой над пейзажем на пленэре одними из первых занялись художники барбизонской школы (Т. Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. Живопись делится на монументальную, станковую и миниатюру иногда как особые разновидности живописи выделяются иконопись и театрально-декорационная живопись (смотри Театрально-декорационное искусство).
В 1-й трети 19 века в живописи европейских художников доминировал романтизм (Т. Однако эти техники чаще употребляются для создания произведений графики (см. Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон.
Ф. Богаевский, Н. К. Рерих). Открытия натурализма развивали французские импрессионисты (Э. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. Исторический очерк. живопись постмодернизма, на первый взгляд обращённая к классической традиции, на самом деле представляет собой эклектическую игру, нарочитое, подчёркнуто контрастное соединение авангардных течений и современных технологий с внешними приёмами и стилями искусства прошлого (картины С. Киа, Ф. Клементе, К. М. Марини, М. Паладино, Ч. Саймондса и др. ).
Однако подлинно художественные натюрморты отнюдь не безжизненные копии натуры. (XX век – Европа, XIX век – Европа) 1977 Жантон И. Йожеф Риппл-Ронаи Йожеф Риппл-Ронаи (1861-1927) вошел в историю венгерского изобразительного искусства как художник большего и разностороннего дарования. Графика в чистом виде использует белизну (цвет) фона для создания тональных градаций. Эстетизмом отмечены также произведения художников «Голубой розы», близкого им В. Э. Борисова-Мусатова, автора элегических «гобеленных» картин. Цвет в живописи. 1516, Флоренция, галерея Питти), Тициан Портрет юноши с перчаткой (1515 – 1520, Париж, Лувр), А. Дюрер Портрет молодого человека (1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Х. Гольбейн Посланники (Лондон, Национальная галерея), Рембрандт Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум), Автопортрет с Саскией на коленях (ок.
Члены «Маковца», а также К. С. Петров-Водкин и В. А. Фаворский, развивавшие классические традиции в новых условиях, стали представителями неоидеализма в отечественной станковой и монументальной живописи. Такой характер изображения красноречиво говорит о жизнеутверждающем взгляде на мир, полнокровном оптимизме. Произведения живописи изображающие картины природы, относятся к жанру пейзажа. Основатели общества «Бубновый валет» И. Н. Машков и П. П. Кончаловский пытались объединить сезаннизм с лубком и вывесочной живописью, обнажив пластические возможности живописи путём декоративной примитивизации.
На загрунтованный холст красками наносится изображение. Кипренский, В. А. Тропинин). В первобытной культуре были открыты два основных способа изображения – знаковое (солярный знак, спираль, волнистая линия) и близкое натурному впечатлению, жизнеподобное (изображения животных в пещерах палеолита, выполненные цветными глинами двух-трёх оттенков). Это весьма убедительно разъясняет и показывает, например, теория И. Иттена.
В 20 веке русские художники оказались радикальнее западноевропейских коллег в своих открытиях: мастера аналитического искусства (во главе с П. Н. Филоновым) используют принципы «органического роста» художественной формы и «сделанности» картин, стремясь к созданию целостной картины мира В. В. Кандинский и К. С. Малевич полностью отказываются от изображения видимой действительности, строя свои картины как сочетания вихревых линий и пятен, с эмоционально-символическим подтекстом (абстракционизм) или как рассудочно-выверенные комбинации плоских геометрических фигур на белом поле формата (супрематизм). Так изначально обладая явными признаками самостоятельных пластических характеристик (неслучайно одним из основных параметров, отделяющих живописную технику от графических, является мазок, предоставляющий большой диапазон именно пластических возможностей— в наибольшей степени, конечно, самому распространённому виду— масляной живописи, но и, конечно же, — многим новым её видам и техникам, подразумевающим синтез форм). Разумеется, это не единственный «верный» путь развития современного искусства и живописи, тем не менее, многие положения такого видения весьма убедительны и продуктивны.
И. Семирадский и др. ). Балла, У. Боччони, К. Карра, Дж. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска). Однако основное и первостепенное выразительное и содержательное значение в живописи имеет цвет, который сам по себе является носителем идеи (в том числе и в силу психологических факторов воздействия и восприятия). Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15 – 16 вв.
илл., стр. Во Флоренции возможности смешанной техники исследовал А. дель Верроккьо. Декоративные открытия постимпрессионизма развивал фовизм, представители которого (К. До XV – XVI вв. Портрет – один из древнейших жанров изобразительного искусства, первоначально он имел культовое назначение, отождествлялся с душой умершего.
Это – обучение композиции. В пейзаже Саврасова «Грачи прилетели» (см. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска). Издательство «Белый город» выпускает художественные альбомы, книги культуре и искусстве, отечественной истории, а также детскую литературу.
А. Г. Венецианов писал с натуры «крестьянские жанры», обучал живописи учеников (смотри Венециановцы) некоторые из них испытали также влияние Брюллова. М., 1984 Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. Французское словосочетание «натюрморт» в буквальном переводе означает «мертвая природа». Графика в чистом виде использует белизну (цвет) фона для создания тональных градаций. В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой. 1508, Париж, Лувр), Рафаэль Дама с покрывалом (ок.
В 17 веке на Руси начинается становление светской живописи (декоративные росписи в палатах), получает распространение парсуна – переходная форма между иконой и портретом. Одно из главных направлений издательства – познавательные иллюстрированные издания для детей в сериях «Сказки о художниках», «Энциклопедия живописи для детей» и даже «Энциклопедия малыша». 15 век в Нидерландах – время расцвета алтарных образов (ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Х. ван дер Гус, Х. Мемлинг, И. Босх), которые становятся полностью живописными, включая имитацию архитектурных и скульптурных частей (гризайльная живопись). 1305, Падуя), Ян ван Эйк Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея), Леонардо да Винчи Джоконда (ок.
Vol. Начиная с 15 века станковая живопись чаще всего выполняется масляными красками на холсте, натянутом на подрамник (смотри Масляная живопись). С 13 века под воздействием византийских икон на Западе (главным образом в Италии) складывается алтарная живопись (смотри Алтарный образ), предстающая в окружении других искусств (в архитектурной раме, украшенной скульптурной резьбой и позолотой и т. д. ).
М., 2004. Кубисты (П. В странах Древнего Востока монументальная живопись существовала для культовых целей. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. Жерико, Э. Делакруа, Ф. О. Руте, К. Д. Фридрих, У. Тёрнер).
Поллок, А. Горки и др. ), фиксирующий подсознательные импульсы в виде беспорядочно нанесённых на холст цветовых пятен поп-арт (Э. Ученики С. К. Зарянко составили московское ядро передвижников (В. Живопись утверждается как средство целостной организации архитектурного пространства.
Камерный и парадный портрет, наряду с культовой и декоративной живописью, получил дальнейшее развитие в искусстве середины 18 века в творчестве И. П. Аргунова (смотри Аргуновы), А. П. Антропова, И. Я. Вишнякова. В многочисленных живописных циклах в церквах и капеллах были намечены пути преодоления условности средневекового искусства за счёт освоения реальности (смотри Чимабуэ, Джотто, П. Каваллини). Мясо, дичь».
Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон. Рейнолдса и др. Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).
– он насыщал свои произведения тонко нюаненсированными чувствами, настроениями, состояниями, вызывающими в зрителе ощущение неизменности, постоянности окружающего мира. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис и др. ) упрощают или разлагают предмет, заостряют его грани с целью подчеркнуть предметность самой картинной плоскости прикрепляют на поверхность картины различные предметы, обрабатывают её песком, акцентируя «вещность» самой картины. 2-е изд. Древнерусская живопись преемственна византийской памятники изобразительного искусства Древней Руси, созданные византийскими мастерами, стали образцом живописного оформления храма, основой иконописного канона, приёмов изображения, технологии живописи (мозаики и фрески Софийского собора в Киеве, 11 век).
В дальнейшем древнерусская живопись развивалась в сторону большей декоративности (Дионисий и его сыновья), миниатюрности (строгановская школа) и насыщения бытовыми подробностями ярославская школа 17 века). Рильке и правильно воспринятый, хорошо понятый им П. Клее, но и многие художники и философы причём подготовило новое понимание искусства и его задач само их развитие: невозможно было уместить всю полноту быстротечной жизни, технических и технологических, наконец — общественных и нравственных преобразований — в прокрустово ложе идеологических и академических догм и штампов, жречески изолирующих искусство от самого развития жизни, сводящих именно к «хорошо понятным и давно известным» функциям сам этот глубинный творческий процесс. Нового расцвета достигает искусство портрета (парадного и камерного) – в творчестве Т. Гейнсборо, Дж. Художник уже не может удовлетвориться набором иллюзорных приёмов («иллюзионизмом»), он следует потребностям нового понимания красоты, отказавшись от неактуальных методов самовыражения и воздействия на зрителя ищет новых же форм таковых, диалектически возвращается к лучшему из отвергнутого и таким образом приходит к пониманию и реализации новых же ценностей.
Классицистические ведуты Ф. Я. Алексеева и «идеальные пейзажи» Ф. М. Матвеева сменились натурными этюдами Сильвестра Ф. Щедрина, романтичными маринами М. Н. Воробьёва и его школы (И. Климт, Э. Мунк, А. Муха, Ф. фон Штук и др. ). С Петровской эпохи русская живопись входит в общеевропейское русло развития искусства на протяжении 18 века в Санкт-Петербурге работают многие европейские мастера.
Московский Союз художников и Всероссийский Государственный Университет Кинематографии им. С начала 18 века русские художники учились в Европе за казённый счёт (петровские пенсионеры И. Н. Никитин и А. М. Матвеев). Пушкина), В. Ван Гог Автопортрет с перевязанным ухом (1889, Чикаго, собрание Блок), О. А. Кипренский Портрет поэта Пушкина (1827, Москва, Третьяковская галерея), И. Н. Крамской Портрет писателя Л. Н. Толстого (1873, Москва, Третьяковская галерея), И. Е. Репин Мусоргский (1881, Москва, Третьяковская галерея).
Неслучайно существует такое понятие как «литературность», когда живопись, по той или иной причине, не обладая достаточными пластическими и выразительными качествами, привлекает в свой арсенал чисто повествовательную, «литературную» составляющую. У художников маньеризма (Я. С романтизмом связаны и ретроспективные течения (назарейцы в Германии, прерафаэлиты в Великобритании), ориентировавшиеся на живопись 15 века и стремившиеся вернуть искусству утраченную религиозность, чистоту «примитива», символический подтекст. Чем гуще слой красящего вещества, тем темнее данный участок картины или рисунка. Ведь автор картин рассказывает показывая.
После господства критического реализма в 1860-1870-е годы (Г. Живопись разделяется также по техникам. Лейбль, М. Либерман, А. фон Менцель) и Италии (смотри Веризм). В особую группу выделяется автопортрет – изображение художником самого себя.
1636, Дрезден, Картинная галерея). В 18 веке динамика, криволинейные формы барокко сохраняются в стиле рококо этот светский стиль отличается изысканной живописностью: «галантные празднества» А. Ватто, картины Ф. Буше и живопись О. Фрагонара олицетворяют гедонистический аспект культуры Просвещения. На Руси сложилась особая форма бытования иконы – иконостас, алтарная перегородка стала местом расположения в строгом порядке нескольких рядов (чинов) икон. Станковая живопись (смотри Станковое искусство), напротив, самодостаточна изолирована рамой.
С. А. Герасимова приглашают на персональную выставку работ Заслуженного художника РФ, члена Союза художников России, члена Московского Союза художников (Ассоциации художников театра, кино и телевидения), почетного члена Творческого союза профессиональных художников, почетного члена графиков японской живописи «Фуме-э» Тихонова Игоря Всеволодовича, которая будет проходить в выставочном зале Московского Союза художников на Кузнецком Мосту, 20 с 10 по 17 февраля 2018 года. Б. Тьеполо, Ф. А. Маульберч, братья Азам). В период александровского классицизма (ампира) исторические художники писали картины героического содержания на темы отечественной истории, композиционным построением уподобленные античному рельефу (А. Г. Варнек, О. А. Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т. д.
Виртуозная работа с освещением, фантастическое превращение света из падающего извне в излучение изнутри отличают живопись Рембрандта. М., 1972 он же. Значительное влияние на развитие русской живописи рубежа 19-20 века оказал П. П. Чистяков, преподававший аналитический метод рисунка. Боттичелли, А. Мантенья). В. Кандинский, Ф. Купка, П. Мондриан, Р. Делоне, С. Делоне-Терк) стремился заменить изображение системой чисто формальных элементов (линия, плоскость, цветовое пятно).
Во 2-й трети 19 века наступил расцвет академической школы. В искусстве 20 века широкое распространение получила акриловая живопись. К началу 16 века масляная живопись стала общеупотребительной техникой. Изображения были условны, близки иероглифу и выстраивались по стенам гробницы и на поверхности саркофага горизонтальными строками, как текст. Рильке)— через осознание того, что «это глубинный иррациональный процесс»— в таком мнении сходятся не только тот же Р. -М.
Древнегреческая вазопись, а также римские копии живописных произведений (смотри Помпеи) позволяют предполагать, что качество древнегреческой живописи было очень высоким. В Древнем Египте была разработана техника восковой живописи (энкаустики), которой широко пользовались древнегреческие мастера (в том числе в монументальной живописи) впоследствии эта техника встречалась редко, однако используется и доныне. Начало 20 века отмечено революцией в искусстве – появлением авангардизма.
СПб., 1912-1917. Шибанов) и натюрморт («обманки» Г. Н. Теплова). Достижению этой цели помогает художественный язык живописи.
до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Большого развития реализм и натурализм достигли в искусстве Франции (Г. Переосмысление функций живописи, как, впрочем и всего творчества, прошло через отрицание целесообразности её как таковой («Только осознав, что это абсолютно бессмысленно, можно начать творить»— говорит Р. -М. Работа над картиной заканчивалась лессировкой (нанесением прозрачного слоя масляной краски), а после высыхания, как правило, картина покрывалась лаком, защищающим красочный слой от внешних воздействий.
И. Суриков), по-новому трактуют сюжеты из прошлого (Репин, Суриков, В. М. Васнецов). Художники и Северной и Южной Европы работали масляными красками задолго до ван Эйка. Джорджо Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» назвал ван Эйка изобретателем масляной живописи, позднее это утверждение повторил Карел ван Мандер.
Строгая канонизация изображений сочеталась с точными жизненными наблюдениями (пейзаж, фигуры зверей и птиц). На севере преобладала форма триптиха, в Италии – полиптиха (Дуччо ди Буонинсенъя). Художник уже не может удовлетвориться набором иллюзорных приёмов («иллюзионизмом»), он следует потребностям нового понимания красоты, отказавшись от неактуальных методов самовыражения и воздействия на зрителя ищет новых же форм таковых, диалектически возвращается к лучшему из отвергнутого и таким образом приходит к пониманию и реализации новых же ценностей. М., 1977 он же. С другой стороны пастель и гуашь оказываются чисто живописными техниками.