Edvard Munch 12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк – 23 января 1944, Экелю, близ Осло) – норвежский художник с тревожным, северным, обреченным, пророческим мироощущением, которое и легло в основу его живописного стиля – экспрессионизма. Экспрессионизм в живописи также раскрыл такие особенности изобразительного искусства, как завышенное напряжение цветового контраста, укрепление энергетики формы благодаря деформации и употребления открытых кричащих цветов. Ряд исследователей считает, что наиболее последовательно идеи экспрессионизма в живописи воплощали немецкие, австрийские и чешские художники.
Зарождение экспрессионизма в живописи необходимо искать в многообразии и богатстве немецкой культуры, послужившей основой этому направлению в искусстве. Париж не был крупным центром развития экспрессионизма, но многие из художников связаны с Парижской школой живописи. Оставаясь по своему содержанию культурой спорной и противоречивой, экспрессионизм в живописи оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства.
Экспрессионизм был вдохновлен искусством символистов, но выступал против академизма и импрессионизма в живописи. Здесь он и скончался в 1980 г. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку. Живопись участников группы оказала значительное влияние на развитие абстрактного экспрессионизма. Экспрессионизм в живописи оказал огромное воздействие на развитие изобразительного искусства, невзирая на всю внутреннюю особенность и противоречивость.
Творчество готических мастеров, таких как Питер Брейгель Старший и Эль Греко, оказало влияние на живопись экспрессионизма. Попробую только схематично, неподробно рассказать об экспрессионизме в живописи, потому что тема колоссальна.
Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Первая мировая война 1914-1918 гг. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения.
Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. Близки к экспрессионизму были Ф. Кафка и Л. Андреев.
Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску. Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда.
Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. В этом была их схожесть с фовистами. Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов.
У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта.
В Германии художник был видным деятелем авангарда. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. В экспрессионизме было много противоречий.
Писатели-экспрессионисты объединялись вокруг журналов «Штурм» (1910–1932), «Акцион» (1911–1933), «Вайсен блеттер» (1913–1921). После окончания Второй мировой войны художник вновь отправился в путешествие по Европе. В его рассказе «Бездна» невероятно эмоциональный выплеск напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. В экспрессионизме было много противоречий. Их произведения были близки к мистическим идеалам немецких романтиков. (от лат.
Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. Театр экспрессионизма оказал влияние на молодого Б. Брехта. После войны мно-гие художники ушли в абстракционизм. Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос первозданно свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению (экспрессии), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства.
Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. В 1905г. Родители – памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924-1932 гг. ). Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель.
В конце 1930-х годов на живопись Поллока оказали сильное влияние экспрессионизм и творчество мексиканских художников Хосе Клементе Ороско и Давида Альфаро Сикейроса. Среди экспрессионистов были поэты Г. Бенн, И. Бехер, прозаики Г. Мейринк, Л. Франк. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). Однако изолированность от общественной борьбы, утрата веры в силу разума и прогресса лишили их возможности убедительно решать проблемы, поставленные перед искусством жизнью. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессиониз получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ).
Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. Примером работы Дикса в стиле реализма может служить Портрет доктора Майера-Херманна (1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Очень распространены мотивы боли и крика. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. Ряд офортов из серии Война (1824) – эпизоды трагедии войны: Засыпанные, Застреленные, Раненый солдат, Мертвый часовой, заброшенные окопы с трупами солдат, раненные с развороченными внутренностями – таковы образы, которые представляет художник. В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента.
Картины Экспрессионизм. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. Принцип выражения преобладает над изображением. К ним примкнули Э. Нольде, М. Пехштейн, Ван Донген и др.
Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня.
Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили.
В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. В 1927-1933 Дикс преподавал в дрезденской Академии художеств. Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу. Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим.
Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны. Вне этих объединений работали художник, график и писатель О. Кокошка, скульптор, график и писатель Э. Бардах, художник и график М. Бекман, скульптор В. Лембрук. Вместо того чтобы писать кистью, он расплескивал алюминиевую краску или фабричные лаки на необрамленный, расстеленный на полу холст и вычерчивал густую, блестящую паутину линий при помощи разнонаправленных ударов веревки.
Кете Кольвиц – немецкая художница, экспрессионист. Они борются, по мнению Ницше, в художнике и всегда оба присутствуют в любом художественном произведении. Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. Умер Поллок 11 августа 1956.
Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Оно существовало в1911–21гг.
Бекманн, Ж. Руо, Х. Сутин, Э. Мунк, К. Пермеке, О. Кокошка). Вот таким образом в мире изображаемом экспрессионистами, все зримо, выпукло, гиперболизировано. Экспрессионист отрицает мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры. Музыка экспрессионистов воплотила в себе трагическое видение мира, порождённое столкновением высоких духовных устремлений с реалиями мировых войн. Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. Скульптура развивается медленее чем живопись, лишь после революции 1917 г. в России и Ноябрьской революции 1918 г. в Германии была поставлена задача интеграции скульптуры в общественную жизнь. Как всеобщий символ экспрессионистской графики выступает гравюра на дереве. Члены группы стремились создать своими произведениями «мост» между современностью и тем, что они считали живым и мощным, в искусстве прошлого.
Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства.
Далеко, не все художники, чье искусство несло на себе отпечаток кризиса гуманистических принципов, выступали как сознательные апологеты массовой культуры, некоторые из них (Пикассо, Леже, Марк, Кольвиц, Гуттузо) глубоко и искрение ощущали трагическую враждебность для искусства нравственных и этических норм и принципов, утверждаемых в обществе массовой культурой 20-го века. Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910 – 1925. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). Члены «Моста» вместе и жили и работали. В 1910г.
В действительности понятие экспрессионизма в скульптуре не отличается ясностью. Живописная фактура его полотен становится более плотной и весомой. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. Очень распространены мотивы боли и крика. В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б.
В 1919-1933 гг. Экспрессионизм (от лат. Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов». Другое объединение, относящееся к экспрессионизму, возникло в 1911 г. в Мюнхене по инициативе В. Кандинского и Ф. Марка — «Синий всадник». У многих художников под влиянием роста революционного сознания экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (в скульптуре и графике Э. Барлаха, живописи и графике Ж. Гроса, О. Дикса, О. Нагеля и др. ). Живя во Фрауэнкирхе под Давосом (с 1915) – поначалу в санатории, который украсил своими фресками, – создавал по-прежнему напряженно-динамичные по ритму и колориту, но в целом более мажорные картины и графику по альпийским мотивам (Восход луны в Альпах, 1917, частное собрание, Давос Прогулка в санях, 1922, частное собрание, Франкфурт-на-Майне Лесорубы, около 1930, Кунстхалле, Гамбург).
Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения.
В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. Одни художники ушли в беспредметничество (В. Кандинский и др. ), другие обратились к примитивизму (П. Пикассо, П. Клее, М. Шагал), некоторые воссоздавали действительность в виде кошмара или хаоса деформированных мятущихся образов (О. Кокошка, Ж. Руо). В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Мы внутри, а не снаружи». В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм».
Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма).
Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. Германия также не осталась в стороне. Эстетизация уродства приводила к утрате способности создавать положительные образы. В 1911 г. художник возвращается в Вену.
В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей.
Художники, объединившиеся в 1905 г. под руководством Э. Кирхнера в группу «Мост», пытались найти новые художественные средства для выражения своего отношения к действительности. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. Они были недовольны своим архитектурным образованием, они начали сходиться для коллективных сеансов рисования с натуры. Некоторые произведения фигурировали на выставке «Дегенеративное искусство» в 1937 г., злобной насмешке над авангардом. Ярче всего принципы экспрессионизма выявились в искусстве Германии и Австрии.
Экспрессионизм официально заявил о себе в 1905 году. Экспрессионисты, будучи современниками 1-й мировой войны, рисовали апокалиптический мир. Часто использовались галлюцинации, сны, видения безумцев и т. п.
Их музыка была лишена равновесия, обращалась к сфере подсознательного. О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. В 1911г внутренние разногласия раскололи группу. Кандинский следовал в своей художественной практике теории абстрагирования. Экспрессионизм был распространен в кино 1915–1925 гг. Среди первых выделяются В. Лембрук и Э. Барлах.
В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов. В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм». В Германии экспрессионизм оформился рано и громче всех заявил о себе.
Bracke). Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). В начале Второй мировой войны он жил с семьей в окрестностях озера Констанс.
Умер Дикс в Зингене 25 июля 1969. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. Не оставил Кокошка и портретный жанр. Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы.
Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924). Банальность и противоречия современного мира воспринимались крайне субъективно через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и мистический ужас перед хаосом бытия. В истории Германии начинается новая эпоха, где данное направление в искусстве едва ли могло найти себе место. Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения.
Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). Живописная фактура его полотен становится более плотной и весомой. Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка).
И позже Матисс останется верен теме счастья жизни. Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессиониз получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ).
В такой манере художник пишет не только евангельские композиции, но и портреты и картины с символическим содержанием («Автопортрет с Альмой Малер», 1912-1913 «Буря или Невеста ветра», 1914). Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики. Многие представители Э. стали на путь создания крайне модернистских, в том числе абстрактных произведений, другие сближались с реализмом (немецкие художники Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дике). Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»).
Мы не французы, мы немцы.
Принцип выражения преобладает над изображением12. В начале войны служил артиллеристом под Галле, но уже через год (1915) был комиссован итогом военных переживаний, тяжело сказавшихся на психике художника, явился саркастический Автопортрет в солдатской форме (1915, Алленовский мемориальный музей, Оберлин, США).
Прогрессивная часть кинематографистов использовала эти приемы для создания социально-критических фильмов. Описания боли, крика, стона и смерти – «горгиевы фигуры» начала 20 века. В 1905 г. четверо студентов-архитекторов из Дрездена – Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф создали нечто вроде средневековой цеховой коммуны – вместе жили и работали. справа).
Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг. Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887 – 1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883 – 1914). Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму.
Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Для фильмов этого направления характерны мрачные мистические мотивы обреченности человека, мира. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Это живопись, кино, литература, музыка, театр.
Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. К нему примкнули А. Макке, П. Клее, А. Явленский, Г. Кампендонк, А. Кубин. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства.
Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны. В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. еxpressio – выражение), направление в европейском искусстве развивалось в середине 1900- 1920-х годах (первой четверти 20 века), проявившегося особенно ярко в Германии и Австрии накануне Первой мировой войны. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост».
К этому стилю близки индивидуальные манеры разных русских писателей начала 20в. : повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Н. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. Единственной устойчивой реальностью экспрессионизм провозгласил субъективный мир человека, воплощение которого стало его главной целью. Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910-1925.
Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире.
Родилась в Кёнигсберге. 20 в. в творчестве многих европейских художников (М. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В.
Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост». в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. В. Кандинский, Ф. Марк и др. ), чья эстетическая программа была во многом близка мистическим идеалам немецких романтиков здесь возникли одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства. Создал в технике ксилографии ряд иллюстративных циклов – к Истории Петера Шлемиля А. фон Шамиссо (1916) и др. Кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться.
Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. Наибольшее развитие получил в начале XX века. Для живописи экспрессионистов характерна изломанность линий, деформированность пространства, резкость цветовых сочетаний. Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). Барлах), в архитектуре (Р. выражение – направление в литературе и искусстве первой четверти XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства.
В 1905 г. в Дрездене возникла группа «Мост» (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф и Э. Нольде, О. Мюллер). Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Об этом говорит сам пафос деформации исходных викторианских представлений о счастливом и безоблачном детстве человека, которое Фрейд превратил в кошмарную сексуальную драму.
Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. Он создал отмеченные тонким психологизмом образы своих современников («Теодор Хейс», 1950). На немецком языке писали также авторы т. н.
При этом он радикально разрывал связи с традиционным искусством, смело нарушая пропорции, сознательно искажая изображаемые предметы. Не осталась в стороне и Германия. С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. Наивысшего расцвета в литературе экспрессионизм достиг в драматургии. В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Экспрессионизм имел своих выразителей в скульп-туре (Э.
«буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»».
«Осень» экспрессионизма была трагичной. плакаты, созданные в 1920-е гг. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени).
Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. В 1911 г. в Мюнхене сформировалась группа художников-экспрессионистов «Голубой всадник» под руководством В. Кандинского. Определенную преемственность с этим модернистским кино можно почувствовать, анализируя известную работу Ларса фон Триера «Догвилль». Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер.
К началу первой мировой войны оба объединения распались. Экспрессиониз возник как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения) и стал выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»).
Первым фильмом, который ознаменовал собой переход немецкого кино в русло экспрессионизма, был «Пражский студент» режиссёра Стеллана Рийе, снятый в 1913 г. «Пражский студент» впервые вынес на экран тему, которая впоследствии стала наваждением немецкого кино, -- тему глубокого, смешанного со страхом самопознания. Само название этого направления (от лат. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен.
Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Здесь он и скончался в 1980 г. В его зрелых вещах доминируют темы большого города, жанры и пейзажи, воплощенные в нервных изломанных формах и драматическом, напряженно-контрастном колорите (Прогулка, 1911-1912, Художественный музей графства, Лос-Анджелес Мост через Рейн, 1912-1914, Галерея современного искусства, Берлин). литографии Демонстрация, 1931 г, Мы защищаем Советский Союз, 1931-1932 гг. ).
В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева. На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Принцип выражения преобладает над изображением. В целях достижения большей выразительности формы фигур и предметов в их произведениях искажены, заострены и преувеличены, цвета «кричат», краски положены тяжелыми массами.
Ведущим художником-экспрессионистом этой группы, продолжавшим и развивавшим линию группы «Мост», был Ф. Марк. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. В 1927 г. посетила СССР. Первое сообщество, с которого начался отсчет нового течения в живописи, возникло в 1905 и получило название «Мост», что в символическом плане означало связь с искусством будущего.
Попутно проявил себя и как замечательный мастер рисунка и гравюры. Экспрессионизм (от фр. Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие. Все остальное – хаос, сплетение случайностей. По приезде в США в стиле и общей направленности творчества художника произошли изменения. Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно.
В конце 1920-х годов Гросс присоединился к направлению, получившему название «новая вещественность» или «веризм». Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете».
Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч. Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве.
И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот. Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. В архитектуре (Р. Кафка и Г. Майринк).
Его характерной чертой является социальная направленность и социально-критический пафос. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Многие из них исповедовали «эстетику безобразного» (особенно Г. Бенн).
Начало экспрессионизму как художественному направлению было положено в 1905 г. организацией в Дрездене объединения «Мост» студентами архитектурного факультета Высшего тех-нического училища Э. Л. Кирхнером, Э. Хеккелем и К. Шмидт-Ротфом. За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. Только спустя время это творчество получило четкое определение. Она страшная, эта музыка. В послевоенные годы экспрессионизм широко проявился в немецком кинематографе. В такой манере художник пишет не только евангельские композиции, но и портреты и картины с символическим содержанием («Автопортрет с Альмой Малер», 1912-1913 «Буря или Невеста ветра», 1914). Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих».
Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. В 1905 году появилась группа «Мост», оппозиционная по отношению к импрессионистам, которые отдавали свои силы изображению поверхностной красоты цветов, оттенков и света. К началу 1930-х гг. 91 х 73, 5 см. Всё это отразилось на формировании нового течения в искусстве. Ницше обращает внимание на другую Грецию – трагическую, опьяненную мифологией – дионисическую Грецию и в этом он видит ее сходство с современной ему Европой.
А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего.
Кёльнский собор потрясен до основания». Объединение выпускало одноименный альманах. Кроме Кандинского и Марка, в объединение входили Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и Пауль Клее. Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, способен вызывать определённые эмоции, ему приписывали символическое значение. В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. Вчувствования теория), призывавшую художников к «самовыражению» — к отражению в произведениях не явлений и предметов реальной действительности, а своих чувств и переживаний, как бы «спроецированных» на предметы действительного мира. Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма».
Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). Ланга, П. Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского. Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. В это время в Дрездене студенты архитектурного факультета Высшего технического училища образовали творческое объединение «Мост». Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе.
Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения».
В 1954 Гросс был избран членом Национального института искусства и литературы. Умер Гросс в Берлине 6 июля 1959. Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. Его живопись станет нежней.
Собственно, об абстрактном экспрессионизме. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер.
Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека. В кино экспрессионизм достиг пика в немецком фильме «Кабинет доктора Калигари». Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее. лат. Фильм пробудил интерес к внутреннему миру человека. Еще со времен средневековья немецкие художники каким-то волшебным образом могли находить прекрасное в отвратительном и красоту – в безобразном.
Тенденции к экспрессионизму проявились также в сер. е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Некоторые приёмы живописи этих художников заимствованы из ксилографии, технику которой они пытались возродить (угловатые, словно рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты). Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). В него вошло четверо художников-экспрессионистов.
Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос "первозданно" свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению ("экспрессии"), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. Теоретической основой их творчества послужило разработанное немецким искусствоведом В. Воррингером учение о «вчувствовании» и «абстракции», опиравшееся на феноменологическую теорию философа-идеалиста Э. Гуссерля.
Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. Здесь он создает картины на религиозные сюжеты. Выразил свое творческое кредо (идею искусства как сочетания «иероглифов», передающих внутренний духовный смысл видимого мира) в критических заметках о собственных работах, опубликованных под псевдонимом «Луи де Марсаль». Стиль поэтов-экспрессионистов имел и оригинальные черты при изображении мира они нередко применяли прием совмещения пространственных точек зрения: одновременно показывали и вещь (крупным планом) и достаточно огромное окружающее пространство (общим планом).
Члены «Моста» вместе и жили и работали. Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. По мнению философа, дионическое и апполиническое начало, принципиально противоположные друг другу, при этом неразрывно связаны и всегда действуют вместе, борясь в каждом художнике и художественном произведении. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский.
Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. До 1943 г. жила в Берлине. Источниками их творчества стали готическое, примитивное и народное искусство, африканская скульптура.
Говоря о технике рисования картин экспрессионизма, то стоит упомянуть такие особенности экспрессионизма, как отказ от светотени и передачи пространства. В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний— при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений. Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. В 1890 г. начала заниматься гравюрой – офортом, а позже литографией и ксилографией.
Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». Экспрессионизм (от лат. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому.
Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма. Во второй половине 1920-х гг. Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. Они выражали протест против поверхностного восприятия мира импрессионистами, пытались в своих работах выразить свой внутренний мир и передать эмоциональное состояние зрителю.
Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. «Мост»-Фриц Блейль, также члены дрезденской «Группы 1919» Кристоф Фоль и Бернгард Кречмар и это лишь некоторые имена. Этот жанр уже достиг однажды высочайшего расцвета в немецком искусстве XVI века.
Очень распространены мотивы боли и крика. Мне такое ограничение не нравится». – Только это может быть экспрессионизмом»). В 1912г.
Лени. В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Часть экспрессионистов ушла в мистику, культивируя «фильмы ужасов».
Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884 – 1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. График и скульптор.
Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». До XXв художники не стремились специально работать в такой манере. В поздний период творчества художник все чаще обращался к религиозным сюжетам.
Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. Позже возникла группа «Синий всадник». экспрессионистическим, в искусстве прошлого. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх.
Эта задача привлекла немецких скульпторов, объединившихся в группу «Ноябрь» (Хётгер, Эми Рёдер, Гарбе, Макс Краузе, Милли Штегер, Беллинг, Матаре). Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Такая творческая установка неминуемо влекла за собой деформацию образов. Штейнер, Э. Мен-дельзон и др.
Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. Члены группы стремились создать своими произведениями «мост» между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Портрет доктора Нейссе (1927) – характерный пример использования подчеркнуто реалистических деталей для экспрессионистических целей, в манере, культивировавшейся веристами.
Среди них – «Бегство в Египет» (1911-1912), «Благовещение» (1911). Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Эмоциональная атмосфера– ужас, глубокая печаль. Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». В переводе с латинского «expressio» означает «выражение».
А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Здесь возникли одни из первых образцов абстракционизма. Среди них — «Бегство в Египет» (1911-1912), «Благовещение» (1911). В результате объединение официально прекратило существование. В 1917-1920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов. Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания».
Наиболее вер-ными последователями экспрессионизма остались А. Кубин (иллюстратор Достоевского, Гофмана, Э. По), по духу близкий к Ф. Кафке и О. Кокошка с его работами, навеянными идеями З. Фрейда. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века. Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. экспрессионистическим, в искусстве прошлого.
Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. С конца XIX века в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. и объединяло поэтов Германии (Г. Гейм, Г. Бенн, Б. Брехт) и Австрии (Г. Тракль, Ф. Верфель).
Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. Новые творцы были разочарованы, злы, сломлены испытаниями и психологическим давлением. Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам.
Экспрессионизм в искуствеС 1947 Поллок начал использовать в своей живописи дерзкие, революционные методы, которые стали предметом бурных дискуссий и, в конечном итоге, принесли ему всемирную известность. Возникла в 1905 году. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга).
Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие. Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Но она страшная. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). – Гюбнер).
В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково. Трагическое мироощущение, символическая усложнённость образов, эмоциональная насыщенность позволяют причислить Тракля к экспрессионистам, хотя сам он формально не принадлежал ни к одной поэтической группировке. Временем расцвета литературного экспрессионизма считаются 1914-1924 гг. Экспрессионизм (от лат. В 1950-е гг. Персо-нажи были лишены индивидуальности и служили ру-порами каких-либо идей.
Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания». Оставшимся мастерам запрещали работать, отстранили от преподавания. Однако были и такие, которые стремились передать напряженность внутреннего ощущения эпохи, создать духовно содержательное искусство, обнажающее трагизм жизни (Г. Гросс, О. Дике). К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля. В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX.
художник обратился к античной тематике и написал два монументальных триптиха («Сага о Прометее», 1950 «Фермопилы», 1954). Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Действие в них развивалось не постепенно, а толчками, от одной сцены к другой. Одни обращаются к формам древнего искусства и воспроизводят в крайне искаженном виде или подражают африканской скульптуре (члены объединения «Мост») другие же ведут автономные поиски абсолютно иного языка (линия Архипенко).
Искусство экспрессионизма во многом опирается на опыт таких мастеров прошлого, как Кранах, Грюневальд и даже Дюрер. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн. Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Экспрессионизм породил принцип «дробного» изображения мира.
Его обличительный пафос сменился проявлением гуманистического философского мировоззрения. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества.
Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Некоторые приемы живописи этих художников заимствованы из ксилографии (гравюры на дереве), технику которой они пытались возродить (угловатые, словно рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты).
Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливой действительности, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Э. Мунк «Крик» (1893).
Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов. (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). В театре шли пьесы И. Бехера, Ф. Верфеля, В. Газенклевера, Г. Кафзера и др. В этих сериях с медленным нарастанием событий, героической кульминацией и скорбным, драматическим финалом, особенно во втором, более обобщённом и экспрессивном цикле, Кольвиц поднимается до высокого трагизма и революционного пафоса. В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост».
Вне этих объединений работали художники О. Кокошка, М. Бекман, Скульптор В. Лембург и др. Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. Училась у К. Штауффер-Берна в Берлине (1885-1886 гг. ) и у Л. Хертериха в Мюнхене (1888-1889 гг. ). В течение 20 лет он преподавал в нью-йоркской Лиге изучающих искусство. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму.
и второй пол. Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». в Дрездене возникла группа «Мост» (Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф, Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Мюллер). В остро эмоциональном восприятии ужасов войны и трагедий рабочих семей в городских трущобах (цикл литографий Голод, 1924 г цикл гравюр на дереве Пролетариат, 1925 г. ) Кольвиц сближается с экспрессионизмом при этом ведущую роль в её творчестве играют гуманистические общественные идеи, протест против гнёта, насилия и войны, призыв к единению (Памяти К. Либкнехта, гравюра на дереве, 1919-1920 гг. Это помогало выразить зыбкие душевные состояния.
Большое место отводилось галлюцинациям, снам, кошмарам безумцев, для изображения которых применялись многократные экспозиции, наплывы. В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев. Персонажи представляли собой не индивидуальности, а скорее типы, вроде «солдата», «рабочего» или были персонификацией абстрактных идей. Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. В творчестве Шёнберга и др. Итогом экспрессионизма в музыке стало создание этими композиторами додекафонии.
Предпочтение отдавалось цветам предельно контрастным с тем, чтобы усилить воздействие на зрителя, не оставить его равнодушным. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса. Экспрессионизм (от лат. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе.
Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник. При этом они опирались на идеалистическую теорию «вчувствования» (см. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм.
Работы Отто Дикса, выполненные до 1924 имеют много общих черт с рисунками последнего. ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от фр. Так же В 1911 г. в Мюнхене была создана группа «Синий всадник» (В. В. Кандинский, Ф. Марк, П. Клее, А. Явленский и др. ), где произведения представителей были более созерцательны по образному строю и большее внимание уделялось живописно – декоративистским проблемам иногда осмысляемым в духе мистических идеалов немецких романтиков. Экспрессионисты создавали свои картины, руководствуясь прежде всего эмоциями. к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. Стремясь найти предельно выразительную (экспрессивную) форму, они словно «выплескивали» свои чувства и переживания на холст изображая мир в беспокойном движении, непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных человеку.
С 1953 г. художник жил на Женевском озере в Вильнёве. Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы. В 1911 г. художник возвращается в Вену. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства.
Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму.
Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. Картон, масло, темпера, пастель. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично.
Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Коллизия развертывалась обычно в условной исторической или фантастической обстановке. Они противопоставляли хаосу современности пафос «первозданно» свободного восприятия мира, стремились к обострённому самовыражению («экспрессии») с оттенком анархического бунтарства. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. expressio, франц. Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского.
В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко (на илл. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Впечатления, полученные во время поездок по европейским странам, отразились в полных света и воздуха пейзажах («Вид Зальцбурга», 1950). В Зальцбурге он работал в летней Академии художеств.
Серии Восстание ткачей (1897-1898 гг. ) и Крестьянская война (1903-1908 гг. ) представляют собой развёрнутое повествование о восстании и его разгроме. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество -- «мост» в искусство будущего. Здесь он создает картины на религиозные сюжеты. Вайоминг). Экспрессионизм широко распространился в литературе стран Восточной Европы. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям.
Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. Кокошка занимался и преподавательской деятельностью. В целях достижения большей выразительности формы фигур и предметов в их произведениях искажены, заострены и преувеличены, цвета «кричат», краски положены тяжёлыми массами. С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться.
Экспрессионизм в живописи основывался на субъективных ощущениях и фантазиях, возникающих у авторов работ. В годы фашизма его работы были изъяты из музеев. expressio– выражение), художественный стиль в искусстве модернизма, пришедший в 1910-х гг. expression – выражение) указывает на приоритет внутреннего «Я», раскрываемого с предельной экспрессией. профессор берлинской AX изгнана оттуда фашистами.
Возник как отклик на социальный кризиспервой четверти ХХ века (также на первую мировую войну 1914-18 и революционные потрясения). еxpressionismе, от лат. Её активную поддержку нового течения, начиная с публикации многочисленных статей об экспрессионизме, трудно переоценить.
Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Эволюция отд. фр. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). на смену импрессионизму и получивший распространение в литературе авангардизма.
Своими работами представители этого направления надеялись привлечь внимание публики к сложным проблемам современности. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения.